УДК: 339.137
Гайсумов А.С.
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3385-47-48
КОНКУРЕНЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Gaisumov A.S.
Chechen State University
COMPETITION AND FEATURES OF ITS MANIFESTATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY
Аннотация.
Конкуренция является одним из важных факторов развития экономики. Существуют различные формы конкуренции, включая совершенную, монополистическую, олигополию и монополию. Совершенная конкуренция отличается низкими ценами на продукцию, но отсутствует возможность для инновационных разработок. Монополистическая конкуренция имеет дифференцированный товар. Компании на рынке олигополии имеют определенный контроль над ценами и предрасположены к новым технологических разработкам. Монополия характеризуется единственным игроком на рынке, который может манипулировать ценами. Данная статья рассматривает характеристики каждой формы конкуренции на примере Российской экономики. Также в статье проводится анализ негативного воздействия деятельности унитарных предприятий на уровень конкуренции.
Abstract.
Competition is one of the important factors in the development of the economy. There are various forms of competition, including perfect, monopolistic, oligopoly, and monopoly. Perfect competition is characterized by low product prices, but there is no room for innovation. Monopolistic competition has a differentiated product. Companies in the oligopoly market have some control over prices and are prone to new technological developments. Monopoly is characterized by the only player in the market who can manipulate prices. This article examines the characteristics of each form of competition using the example of the Russian economy. The article also analyzes the negative impact of the activities of unitary enterprises on the level of competition.
Ключевые слова: конкуренция, монополия, олигополия, унитарные предприятия.
Keywords: competition, monopoly, oligopoly, unitary enterprises.
Конкуренция является одним из важных факторов развития экономики. Существуют различные формы конкуренции, включая совершенную, монополистическую, олигополию и монополию. Каждая из данных рыночных структур имеет свои особенности. Данная статья рассматривает характеристики каждой формы конкуренции. Также в статье проводится анализ негативного воздействия деятельности унитарных предприятий на уровень конкуренции.
Выделяют несколько типов рыночных структур по уровню конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
1) При совершенной конкуренции рынок представлен множеством предприятий, которые не имеют контроля над ценами реализуемых товаров на уровне рынка. Положительной чертой такого рынка для общества является низкий уровень цен. К недостаткам относится отсутствие возможностей для инноваций. На российском рынке к товарам совершенной конкуренции можно отнести всю сельскохозяйственную продукцию, производимую фермерами. Цены на такую продукцию держатся на низком уровне, и ни один производитель не может повлиять на данную ситуацию. Проблемой для представителей совершенной конкуренции на данный момент является повышения затрат на производство своей продукции, что сказывается на снижении прибыли и возможности расширить свой
бизнес. Кроме того, предприниматели страдают от появления крупных корпораций, которые уничтожают их деятельность путем установки минимальных цен на свою продукцию.
2) Монополистическая конкуренция также имеет множество соперничающих предприятий в индустрии. Однако, данные предприятия имеют определенный уровень контроля над ценами в силу дифференциации своих товаров и услуг. К плюсу данного рынка можно отнести разнообразие продукции на рынке. Минусом также является отсутствие возможности к инновациям в долгосрочной перспективе. В России данный рынок слабо развит, так как сложно вести свою коммерческую деятельность, реализуя дифференцированную продукцию, которая также реализуется крупными предприяти-ями-олигополистами.
3) Рынок олигополии представлен несколькими крупными фирмами, которые имеют определенный контроль над ценами. На таком рынке более вероятно появление новых технологических разработок. Негативной составляющей является риск договоренности компаний по установке цен. Олигополия чаще встречается в индустрии сотовой связи, интернет провайдеров, автомобильных производителей, производителей смартфонов. Рынок олигополии отличается входными барьерами, которые не позволяют новым предпринимателям войти на рынок. Поэтому появление новых брендов в
48
ECONOMIC SCIENCES / <^yL©MUM~J0U©MaL>>#33(I®!)),2©2©
определенной индустрии на рынке олигополии является редким случаем. Например, сотовая связь в России в основном представлена такими компаниями, как Мегафон, Билайн, МТС, Теле 2. Однако в последнее время появилась новая сотовая связь -Yota, которая использует базовые станции Мегафон, что позволило ей войти на рынок.
4) Наконец, монополия характеризуется наличием одной крупной фирмы на рынке, которая имеет значительный контроль над ценами продукции. Кривая спроса на данном рынке неэластична, так как у потребителей нет альтернативы для покупки. К отрицательным чертам монополии относится повышение цен на продукцию и отсутствие мотивации к инновационным разработкам. Ресурсы для инновационной деятельности у монополиста имеются, но из-за отсутствия конкуренции предприятию нет необходимости усовершенствоваться. Однако, монополия имеет и свои плюсы. Например, в военной инфраструктуре отсутствует конкуренция и единственным управленцем является государство.
Уровень конкуренции в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Превалирование государственного сектора над частным снижает эффективность производственной деятельности всей страны. Частные коммерческие компании конкурируют с государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Унитарным предприятием является коммерческое предприятие, за которым закреплено имущество, на которое у данного предприятия не распространяется право собственности [1]. Если закрепленное имущество является государственным, то и предприятие является государственным унитарным. Если имущество муниципальное, то предприятие также является муниципальным унитарным. К 2005 году в России насчитывалось свыше 17000 государственных унитарных предприятий. В 2019 году в России функционировало более 2500 государственных унитарных предприятий, то есть их количество сократилось более чем на 80% [2].
Унитарные предприятия отличаются низкой эффективностью и слабыми экономическими показателями. Однако, деятельность таких предприятий оказывает давление на частные коммерческие фирмы, что приводит к их разорению. Причиной тому является участие государственных органов в деятельности унитарных предприятий [3]. Проблема начинает проявляться уже на стадии проведения государственных закупок. С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные
предприятия перешли на специальную систему закупок для обеспечения проведения открытых и прозрачных торгов. Однако, заказчики в лице государственных органов находят пути обхода закона, что является возможным при передачи бюджетных средств предприятиям в форме субсидий. В том же году было заключено более 3 миллионов контрактов на сумму свыше 6 триллионов рублей, из которых контракты на 18 миллиардов рублей были заключены незаконно [4]. Отсюда, поддержка унитарных предприятий государством негативно влияет на конкуренцию в стране.
Конкуренция представлена разными рыночными структурами, которые имеют свои минусы и плюсы. Совершенная конкуренция отличается низкими ценами на продукцию, но отсутствует возможность для инновационных разработок. Монополистическая конкуренция имеет дифференцированный товар. Компании на рынке олигополии имеют определенный контроль над ценами и предрасположены к новым технологических разработкам. Монополия характеризуется единственным игроком на рынке, который может манипулировать ценами. Каждая из представленных рыночных структур встречается в России, но с определенными проблемами. Деятельность унитарных предприятий негативно сказывается на качестве конкуренции.
Список литературы
1. Беликова М. Ю. Унитарное государственное или муниципальное предприятие как субъект трудового права // Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. - 2016. -№ 3. - С. 16 - 19. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=27715727
2. Есть ли будущее у унитарных предприятий // ИД «Бюджет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bujet.ru/article/376694.php (дата обращения: 03.09.2020).
3. Ртищев А. В. О ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Автономная некоммерческая организация высшего образования Институт законоведения и управления ВПА. - 2019. - № 2 (9). - С. 326 - 332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41562992
4. Нарушения в «чрезвычайных» госзакупках стоили бюджету 1,7 млрд рублей // «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Транспе-ренси Интернешнл-Р» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zakupki.transparency.org.ru71/ (дата обращения: 20.10.2020).
УДК: 339.56.055
Бабич Герман Русланович,
студент 5 курса, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в
г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация Махова Анна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
ОБЗОР ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ И ВЕНЕСУЭЛЫ ЗА 2010-2019 ГГ.
Babich German Ruslanovich,
5th year student, FGBOU VO "Kuban State University" branch in Slavyansk-on-Kuban, Russian Federation Makhova Anna Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Socio-Economic Disciplines of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University" branch in
Slavyansk-on-Kuban, Russian Federation
REVIEW OF THE DYNAMICS OF FOREIGN TRADE BETWEEN RUSSIA AND VENEZUELA FOR
2010-2019.
Аннотация.
Материалы статьи содержат данные о товарообороте России и Венесуэлы. Проанализированы торгово-экономические сделки между странами за 2010-2019 гг. Abstract.
The article contains data on the trade turnover between Russia and Venezuela. Trade and economic transactions between the countries for 2010-2019 are analyzed.
Ключевые слова: мировая торговля, политика, товарооборот, экспорт, импорт, Россия, Венесуэла. Keywords: world trade, politics, trade turnover, export, import, Russia, Venezuela
Экономические связи мало возможны без политических интересов. Так, Россия и Венесуэла являются странами-партнерами по мировому товарообороту уже долгое время. Этот экономико-политический путь можно отсчитывать с 17 февраля 1857 года, когда РФ признала суверенитет Венесуэлы. Затем, в мае 1996 года между этими странами был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве».
Торговые отношения РФ и Венесуэлы являются актуальными и по сей день. 4 октября 2017 года президент Венесуэлы Н. Мадуро прибывал в России с целью переговоров на тему расширения торгово-экономического сотрудничества в будущем между странами.
Для того, чтобы оценить какие изменения произошли за период с начала 2018 года и конца 2019 год, необходимо понять какой объем товарооборота РФ и Венесуэлы был раньше.
Рисунок 1 - Динамика внешней торговли России с Венесуэлой в 2010 - 2017 годах (млн. долларов США)
Так, рисунке 1 представлена информация о товарообороте России и Венесуэлы за 2010-2017 гг. Торгово-экономический оборот за 2010 год составил 165 млн. долл.; в 2011 году товарооборот стремительно растил обороты до 1735 млн. долл. или на 951,51 %; к 2012 году было зафиксировано значение 1945 млн. долл., увеличившись на 210 млн. долл. (12,1 %); в 2013 году была зафиксирована максимальная точка (пик) товарооборота за исследуемый период времени - 2451 млн. долл.; в 2014 году поставки товаров между странами уменьшились чуть более чем в 2 раза, на 1233 млн. долл. 50 %; в 2015 году товарооборот между РФ и Венесуэлой продолжил тенденцию сокращения на 833 млн. долл. (68,4 %); в 2016 году торгово-экономические
сделки были совершены на общую сумму 336 млн. долл., снизив обороты товарооборота по сравнению с прошлым годом на 49 млн. долл.; в 2017 году прослеживалось самое минимальное сотрудничество с торгово-экономической сфере между странами - 68 млн. долл.
Таким образом, за 2010-2017 гг. общий товарооборот между Россией и Венесуэлой насчитывает 8303 млн. долл. из них всего лишь 22 млн. долл. отводиться на импорт из Венесуэлы в РФ (0,26 %); наибольшее значение экспорта из России в Венесуэлу пришлось на 2013 год - 2447 млн. долл.; наибольшее значение импорта из РФ в Венесуэлу