DASHKOV, Leonid Pavlovich - Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Management and Trade. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. Е-mail: Ashikh-olga@ yandex.ru.
REPUSHEVSKAYA, Olga Alexandrovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Customs. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. Е-mail: Ashikh-olga@yandex.ru.
УДК 330.101.52
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИРМЫ
В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И.В. Драгунова, Е.В. Зотова, М.А. Скворцова
Изучение теоретических основ механизма поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции является актуальным, так как успех функционирования фирм на микроуровне во многом зависит от того, насколько изучены законы конкуренции. Целью исследования является проведение ретроспективного анализа теорий конкуренции; выявление признаков и особенностей существования конкурентных и неконкурентных рынков; исследование механизма поведения фирмы на различных рынках. При анализе поведения фирмы использовались общенаучные методы исследования: исторический, диалектический, анализа и синтеза. В результате исследования обобщен теоретический опыт по данной проблеме; выявлены элементы новизны в теориях конкуренции, представленные научными школами; отражены особенности функционирования фирмы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции; выделены специфические черты конкурентных и неконкурентных рынков; изучен механизм определения цены и объема выпуска для фирмы в условиях совершенной и несовершенной (монополии) конкуренции.
Ключевые слова: совершенная конкуренция; несовершенная конкуренция; монополия; олигополия; монополистическая конкуренция; принцип максимизации прибыли; предельная выручка; предельные издержки; спрос.
I.V. Dragunova, E.V. Zotova, M.A. Skvortsova. CONCEPTUAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF A COMPANY IN THE CONDITIONS OF PERFECT AND IMPERFECT COMPETITION
Studying the theoretical foundations of the behavioral mechanism of a company in conditions of perfect and imperfect competition is relevant, since the success of the functioning of firms at the micro level largely depends on how much the laws of competition are studied. The aim of the study is to conduct a retrospective analysis of theories of competition in different schools and areas; identification of signs and features of the existence of competitive and non-competitive markets; study of the behavioral mechanism of a company in various markets. When analyzing the behavior of a company, general scientific research methods were used - historical, dialectical, analysis and synthesis. As a result, the study summarizes theoretical experience on this issue, identifies elements of novelty in theories of competition presented by scientific schools, reflects the features of the functioning of the company in the markets with perfect and imperfect competition, highlights specific features of competitive and non-competitive markets, looks into the mechanism of determining the price and volume of output for the company in the conditions of perfect and imperfect (monopoly) competition.
Keywords: perfect competition; imperfect competition; monopoly; oligopoly; monopolistic competition; the principle of maximizing profit; marginal revenue; marginal cost; demand.
Конкуренция является одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства, ключевым элементом рыночных отношений. Успех субъектов рыночной экономики на микроуровне во многом зависит от того, насколько изучены законы кон-
куренции. На макроуровне степень развития конкуренции определяет возможности роста экономики в целом.
Период становления теории конкуренции, начиная с первых научных представлений о ней, имеет длительный путь развития. Истори-
ческий ракурс эволюционного развития теории совершенной и несовершенной конкуренции подробно рассмотрен в монографии Л.С. Архиповой [1].
Одним из первых, кто объяснил причины возникновения конкуренции, считается А. Смит. В своем произведении «Исследование о природе и причинах богатства» возникновение конкуренции он связывает с естественными законами рынка и отводит ей ключевую роль в экономике при установлении рыночной цены на некотором «естественном уровне». Им определены условия возникновения конкуренции между покупателями (количество товара, доставленного на рынок, не покрывает действительный спрос, что ведет к росту рыночной цены по сравнению с естественной ценой) и между продавцами (избыток предложения товара обостряет конкуренцию и снижает рыночную цену) [6]. А. Смит выделил монополию как фактор, сдерживающий конкуренцию. «Естественная цена, или цена свободной конкуренции, напротив представляет собой самую низкую цену ... какую продавцы соглашаются взять, не прекращая в то же время своего дела» [6]. Анализ влияния конкуренции на установление рыночной цены привел к созданию теоретических основ модели совершенной конкуренции.
Развитие и проработка предлагаемой им модели получили свое отражение в трудах ученика А. Смита Д. Рикардо. В основе теоретической модели совершенной конкуренции заложена идея влияния свободной конкуренции на определение равновесной рыночной цены. «...Стремление каждого капиталиста извлекать свои фонды из менее прибыльного и помещать в более прибыльное дело не позволяет рыночной цене товаров надолго оставаться или намного выше, или много ниже их естественной цены. Именно конкуренция устанавливает меновую стоимость товаров на таком уровне, . чтобы применяемый капитал сохранял состояние своей первоначальной пригодности» [6, с. 453]. Конкуренция рассматривается как составная часть развития рыночных отношений без какого-либо регулирования со стороны государства.
В классической политэкономии в основу теории совершенной конкуренции заложен механизм установления равновесия между спросом и предложением и образования равновесных цен и равновесных объемов производства. В дальнейшем проблемами конкуренции занимались представители марксистского направления. Их подход был основан на анализе классовой борьбы, конкуренция рассматривалась как рыночное явление, присущее
капиталистической системе хозяйствования. Больший акцент был сделан на изучении форм конкурентной борьбы: «бюргерски-добропорядочная» конкуренция и конкуренция как ожесточенная борьба: внутренняя, внешняя и всеобщая (мировая); трехсторонняя (конкуренция между продавцами, между покупателями, между продавцом и покупателем) [7]; определена взаимосвязь конкуренции с частной собственностью и способа ведения промышленности, основанного на частной собственности [8]. Исследование проводилось с использованием исторического метода [3].
Исследования проблем теории совершенной и несовершенной конкуренции отражены в трудах таких представителей неоклассического направления, как А.О. Курно, УС. Дже-вонс, Дж.Б. Кларк, Ф. Найт, Л. Вальрас. Они рассматривали конкуренцию с позиции поведенческого аспекта, т.е. борьбы за редкие экономические блага. В частности, проблемами ценообразования на рынке несовершенной конкуренции занимался А.О. Курно [2]. Роль знаний и информации в развитии модели совершенной конкуренции попытался установить УС. Дже-вонс. Ф.И. Эджуорт исследовал объектно-субъектные отношения, при этом допуская существование огромного количества продавцов и покупателей. «Существует абсолютно свободная конкуренция, при которой при наличии хотя бы малейшей выгоды каждый совершает обмен с каждым, исключая любой сговор с целью создания неестественных условий для меновых пропорций» [4, с. 26].
Дж.Б. Кларк занимался вопросами распределения ресурсов, определив, что необходимым условием совершенной конкуренции является совершенная подвижность ресурсов. Ресурсы, по его мнению, «обнаруживают совершенную подвижность, но не движение» [5, с. 27]. Механизм автоматического регулирования на рынке с помощью совершенной конкуренции был впервые обоснован Л. Вальрасом. Особое внимание в развитии данной теории заслуживает концепция А. Маршалла. Продолжив учение Л. Вальраса, он обосновал механизм автоматического регулирования, установления равновесного состояния на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Некоторые условности модели чистой конкуренции он впервые подверг критике и разработал теорию анализа долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, что явилось предпосылкой создания новой модели несовершенной конкуренции - монополистической.
На основе научных идей, положений клас-
сиков экономической науки совершенной конкуренции можно кратко охарактеризовать поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Главной целью на рынке любой фирмы является максимизация прибыли. Рынок совершенной конкуренции состоит из множества конкурирующих между собой фирм. Хозяйствующие субъекты, производящие однородные взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага, составляют отрасль или отраслевой рынок. Рыночная структура или модель рынка определяется совокупностью общих признаков организации отраслевого рынка. К основным признакам отраслевых рынков относятся: количество продавцов на рынке и их доля на этом рынке; дифференциация продукта; условия вхождения в отрасль и ухода из нее; невозможность воздействия на установление цены.
В условиях совершенной конкуренции отдельно взятая фирма не обладает рыночной властью, являясь ценополучателем, она приспосабливается к рыночной цене, поэтому больший доход возможен за счет снижения затрат. В данном случае следует помнить, что рынок совершенной конкуренции скорее теоретическая модель, поэтому основные условия функционирования фирмы на этом рынке практически мало осуществимы.
Производимая фирмами продукция является стандартной, и спрос на нее является абсолютно эластичным. Цена на рынке устанавливается в соответствии с законом спроса и предложения, т.е. задается извне, поэтому сама фирма не воздействует на рыночную цену и принимает ее как данность. Графически кривая спроса будет параллельна оси абсцисс (рис. 1). Фирма может достичь при таком объеме выпуска продукции, где предельная выручка (МК) и предельные издержки (МК) равны: (МК=МС).
В этом состоит суть принципа максимизации прибыли. Расширять объем производства совершенно конкурентная фирма будет до тех пор, пока каждая дополнительно созданная продукция будет приносить прибыль, до момента, когда предельные издержки (МС) будут меньше предельного дохода (МК). Как только предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки (рис. 1).
В соответствии с действием закона убывающей предельной производительности, предельные издержки при первоначальном наращивании объемов производства фирмой до определенного уровня имеют тенденцию к снижению, после чего действие данного закона проявляется в увеличении данных издержек, где проявляется следующая закономерность: предельные издержки растут более быстрыми темпами, чем объемы производства. На графике видно, что с ростом объемов производства до 20 ед. предельные издержки на единицу продукции снижались. Дальнейшее увеличение производства сопровождалось ростом предельных издержек (МС), причем с 20 ед. до 40 ед. темпы роста объемов производства ниже, чем с 40 ед. до 50 ед. На рынке совершенной конкуренции линия предельной выручки (МК) совпадает с линией, соответствующей цене спроса на данную продукцию.
На рис. 1 видно, что кривая предельных издержек пересекает горизонтальную линию предельного дохода, соответствующего рыночной цене (Р) в точке (А). Объем производства (К) в краткосрочном периоде, соответствующий точке (А), будет для фирмы самым оптимальным, и фирма в этом случае будет максимизировать свою прибыль и минимизировать издержки. На основании этого анализа ученые-экономисты определили условие максимизации при-
Рис. 1. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
были для совершенно конкурентной фирмы: МС=МК=Р. Это условие характерно только для краткосрочного периода. Кроме того, следует помнить, что в краткосрочном периоде фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, при возникновении убытков должна учитывать, что в случае закрытия ей придется оплачивать некоторые постоянные издержки (плата за охрану, освещение, отопление, ренту, проценты). Поэтому любая фирма будет продолжать действовать на рынке, пока ее общий доход (АR) будет превышать средние переменные издержки (AVC): AR > AVC. В долгосрочном периоде влияние неценовых факторов может изменить поведение конкурентной фирмы на рынке. Для фирмы в условиях совершенной конкуренции поиски равновесия связаны с постоянной динамикой и развитием [9].
Позднее историческое развитие общества на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесло свои коррективы и изменило взгляды ученых на теорию конкуренции. Многие экономисты теорию совершенной конкуренции стали упрекать в ее нереалистичности. Появление крупных концернов, монополий, их поведение на рынке невозможно было объяснить с помощью теории совершенной конкуренции, автоматический механизм установления конкурентных цен не объяснял поведения монополии и олигополии на рынке, возникла необходимость создания новой теории несовершенной конкуренции.
Разработкой теории несовершенной конкуренции занимались Э. Чемберлин, Дж. Робинсон. В частности, Э. Чемберлин вместо понятия «совершенная» конкуренция вводит понятие «чистая» конкуренция, при этом полагая, что чистая конкуренция является искусственной абстракцией и не может применяться в качестве исходной базы для описания реальности. Это он связывал с тем, что при любом количестве продавцов и покупателей каждый продавец может выпускать свой дифференцированный продукт [1]. Понятия «однородный» и «дифференцированный» продукт вводятся Э. Чемберлином. По его мнению, дифференциация продукта позволяет фирмам обеспечивать определенную стабильность в сбыте своей продукции. Таким образом, создание дифференцированного продукта и есть проявление самой конкуренции. С помощью дифференцированного продукта продавцы могут изменять предпочтения потребителей, снижая эластичность спроса по цене, и спрос уже не так реагирует на изменение цены. По мнению Э. Чемберли-на, производитель будет лучше дифференцировать свой продукт, ограничивать выпуск и по-
вышать цену. Э. Чемберлин предложил новый подход к ценообразованию, ориентируясь на рыночные законы спроса и предложения, сам производитель определяет оптимальный объем производства и уровень цен, при этом пытаясь максимизировать свою прибыль.
За рамки господствующей теории совершенной конкуренции попыталась выйти английская экономистка Дж. Робинсон. Она одна из первых выявила главное противоречие между теорией конкуренции и экономической действительностью [10]. Она рассмотрела действие рыночного механизма в условиях существования монополий, дифференциации продукта, неценовых форм конкуренции и определила сущность механизма монополистического ценообразования. По ее мнению, монополия как концентрированное производство может экономить на масштабах, поскольку доля постоянных издержек в расчете на единицу выпускаемой продукции уменьшается. Кроме того, концентрация производства позволяет сосредоточить производства вокруг крупных компаний, которые могут воздействовать на рыночные соотношения спроса и предложения. Анализ существования монополий на рынке позволяет говорить о том, что монополия может воздействовать на цены и сбыт, при этом отмечается рост монопольной цены, а объемы производства ниже по сравнению с условиями рынка совершенной конкуренции. Концепции Э. Чемберлина и Дж. Робинсон легли в основу развития теории несовершенной конкуренции.
Учитывая вышеизложенные положения, проанализируем, как ведет себя фирма в условиях несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция относится к типу конкуренции, при котором фирмы наделены рыночной властью и конкурируют за объемы продаж и рынки сбыта. Одним из основных преимуществ этого типа конкуренции является то, что на этом рынке используются неценовые факторы конкуренции (товарные знаки, марки, реклама).
В настоящее время в экономической литературе выделяют следующие типы рыночных структур: рынок монополистической конкуренции; рынок чистой монополии; рынок мо-нопсонии; рынок олигополии. Отличительными признаками рынка монополистической конкуренции являются: наличие дифференцированного продукта с высокой степенью его замещения; большое количество продавцов, чтобы отрасль оставалась конкурентной; типичная неценовая конкуренция; отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее. Признаками чистой монополии являются сле-
дующие: на рынке функционирует одна фирма; отсутствуют товарные заменители; вход в отрасль другим фирмам невозможен, так как он заблокирован созданными технологическими, финансовыми и законодательными барьерами (патенты, лицензии и т.д.). Не следует забывать, что большинство экономистов рассматривают рынок чистой монополии как теоретическую модель рынка. Рынок с единственным покупателем и множеством продавцов называют рынком монопсонии. Олигополистический рынок характеризуется концентрацией рыночного предложения у нескольких продавцов. К основным признакам рынка олигополии относят: ограниченное количество фирм; концентрация основного производства продукции в руках этих фирм; ограниченный доступ в отрасль; возможная дифференциация продукта.
Рассмотрим поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции на примере чистой монополии, так как монополия является наиболее ярким проявлением несовершенной конкуренции. В условиях монополии потребителям противостоит единственный производитель. Всевластию монополиста помогает уникальность и незаменимость выпускаемой им продукции, полнота имеющейся у него информации. Особенностями, характеризующими поведение монополиста, являются следующие: во-первых, монополист сам определяет объем производства, так как он единственный производитель на рынке; во-вторых, данный рынок характеризуется низкоэластичным спросом на товар, потому что нет аналогов на рынке, в результате кривая спроса (О) имеет обратно пропорциональную зависимость; в-третьих, в
рч
условиях монополии наблюдается сильное недопроизводство. В условиях монополии выгоден искусственный дефицит, что позволяет ей устанавливать более высокие цены и получать сверхприбыль. При монополии одним из способов изъятия излишков покупателей выступает ценовая дискриминация, которая заключается в продаже одинаковых товаров и услуг разным группам покупателей по различным ценам. Дискриминация может быть разных видов. Первый вид предполагает продажу товаров по цене ее спроса. Этот вид скорее абстрактный, так как практически невозможно выявить ту предельную сумму, которую покупатель может заплатить за товар. Второй вид дискриминации основан на принципе «больше единиц товара покупаешь, меньше платишь», и третий вид заключается в том, что предприниматель реализует свой товар разной категории покупателей по разным ценам, бедные платят меньше. Основной задачей дискриминации является выявление клиентов, способных заплатить больше.
На рынке чистой монополии монополист руководствуется принципом максимизации прибыли, так же, как и на рынке совершенной конкуренции (МС = МК). Но предложение монопольной фирмы будет меньше, чем предложение конкурентной фирмы (рис. 2).
Учитывая то, что на рынке несовершенной конкуренции с целью создания искусственного дефицита производится меньше, чем сформированный спрос на данный товар, монополист будет реализовывать свой товар по цене Р1 (рис. 2). Так как предельный доход монополиста зависит от эластичности спроса, он назна-
МС - предельные издержки, ден. ед.
чает цену, превышающую предельные издержки Р > МС = МЯ. Помимо сверхприбыли, он будет получать и монопольную прибыль, равную участку РеР1АВ. Такая ситуация может не меняться определенное время, так как барьеры вступления других фирм в отрасль непреодолимые.
Дальнейшее свое развитие теории конкуренции получили в трудах Р. Дэйя, Й. Шумпе-тера, Дж. Дози, С. Уинтера, Р. Нельсона. Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» представил в целом механизм функционирования экономики. Критикуя традиционную концепцию конкуренции, он приходит к выводу, что необходимо брать во внимание не только ценовую конкуренцию, но и конкуренцию в новой стратегии фирм. Именно другая конкуренция, основанная на появлении новых товаров, обеспечит сокращение затрат или повышение качества. Новаторским является утверждение Й. Шумпетера о том, что нововведения - это основа конкуренции нового типа, гораздо более действенной, чем ценовая конкуренция [1]. Д.М. Кларку принадлежит создание теорий «работающей конкуренции» и «эффективной конкуренции», при этом первая основана на использовании условий монополии и конкуренции, а вторая - на экономическом прогрессе и определении активной конкуренции «независимых действий деловых единиц в погоне за прибылью». Ф. Хайек изучал конкуренцию, раскрывая взаимодействие конкуренции и ценообразования через взаимосвязь денежной и финансовой политики.
В начале ХХ в. ведущие страны мира охватил мировой кризис, произошла структурная перестройка экономики, ухудшились экономические и социальные показатели. Появилось осознание необходимости регулирования экономики со стороны государства. Кризисность экономики заставила многих экономистов пересмотреть теорию чистой, совершенной конкуренции. Огромная заслуга в этой области принадлежит Дж.М. Кейнсу. Его книга «Общая теория занятости, процента и денег», выпущенная в 1936 г., совершила переворот в эволюционном развитии экономической мысли. Отказавшись от многих постулатов неоклассической концепции рынка как саморегулирующей системы, он доказал необходимость вмешательства государства в экономику. И уже позднее, в 50-х гг. прошлого столетия, кейнси-анцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.) исследовали вопросы экономической динамики и несовершенной конкуренции.
Результатом анализа существующих в экономической литературе подходов развития
теорий конкуренции позволили представить эволюцию в контексте новизны для каждой школы. Конкуренция является эффективным инструментом ценового регулирования. Модель совершенной конкуренции как научная теория является абстрактной, поэтому до настоящего времени остается открытой для исследования и вполне может стать базисной для новых теорий конкуренции. Возникновение теории несовершенной конкуренции позволило открыть антиконкурентный фактор - монополию, который приводит к росту социальной несправедливости. Вопрос о справедливости также остается открытым - существуют разные точки зрения, как должны распределяться доходы, основываясь на определенной системе ценностей, сложившейся в обществе. Не менее важным в теории несовершенной конкуренции является политика ценовой дискриминации, дифференциации продукта, как естественная реакция на конкурентов, которая позволяет маневрировать ценами в зависимости от эластичности спроса.
Подводя итоги, можно сказать, что в истории экономической науки теория конкуренции продолжает обогащаться и трансформироваться в новые модели, соответствующие тому или иному уровню развития общества.
Список литературы
1. Архипова Л.С., Гагарина Г.Ю., Архипов А.М. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 104 с.
2. Блюмин И.Г. Критика буржуазной политической экономии: в 3 т. Т. I. Субъективная школа в буржуазной политической экономии. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 872 с.
3. Гродский В.С. Ретроэкономикс, или Закономерности истории мировой экономической мысли: монография. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2017. 208 с.
4. Джевонс У. Политическая экономия / под ред. Р. Марковича. СПб.: Рапгорфъ, 1905. 120 с.
5. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992. 447 с.
6. Классика экономической мысли: сочинения. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 896 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология: полн. собр. соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 19541981. Т. 3. 544 с.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Теории прибавочной стоимости: полн. собр. соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1954-1981. Т. 4. ч. 1-3; Т. 26. ч. 2.
9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Форум; ИНФРА-М, 2019. 608 с.
10. Шидловская Е.Ю., Конорой Е.А. Эволюция теории о рынке с несовершенной конкуренцией // Лучшая научная статья 2018: сб. ст. XXII Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2018. С. 100-103.
References
1. Arkhipova L.S., Gagarina G.Yu., Arkhi-pov A.M. Konkurentsiya kak osnova e'konomiki: kontseptuafnye podkhody k issledovaniyu roli konkurentsii [Competition as the basis of the economy: conceptual approaches to the study of the role of competition]: monografiya. M.: INFRA-M, 2015. 104 s.
2. Blyumin I.G. Kritika burzhuaznoj politiches-koj e'konomii [Criticism of bourgeois political economy]: v 3 t. T. I. Sub"ektivnaya shkola v burzhuaznoj politicheskoj e'konomii. M.: Izd-vo AN SSSR, 1962. 872 s.
3. Grodskij VS. Retroekonomiks, ili Zako-nomernosti istorii mirovoj e'konomicheskoj mys-li [Necroeconomics, or Patterns in the history of world economic thought]: monografiya. M.: RIOR; INFRA-M, 2017. 208 s.
4. Dzhevons U. Politicheskaya ekonomiya [Po-
litical economy] / pod red. R. Markovicha. SPb.: Rapgorf, 1905. 120 s.
5. Klark Dzh.B. Raspredelenie bogatstva [Distribution of wealth]. M.: Ekonomika, 1992. 447 s.
6. Klassika e'konomicheskoj mysli [Classics of economic thought]: sochineniya. M.: Iz-vo EKSMO-Press, 2000. 896 s.
7. Marks K., Engels F. Nemetskaya ideologiya [German ideology]: poln. sobr. soch. 2-e izd. M.: Politizdat, 1954-1981. T. 3. 544 s.
8. Marks K., Engels F. Teorii pribavochnoj stoi-mosti [Theories of surplus value]: poln. sobr. soch.
2-e izd. M.: Politizdat, 1954-1981. T. 4 (ch. 1-3); T. 26 (ch. 2).
9. Sazhina M.A., Chibrikov G.G. Ekono-micheskaya teoriya [Economic theory]: uchebnik.
3-e izd., pererab. i dop. M.: Forum; INFRA-M, 2019. 608 s.
10. Shidlovskaya E.Yu., Konoroj E.A. Evolyu-tsiya teoriya o rynke s nesovershennoj konkurentsiej [Evolution theory of a market with imperfect competition] // Luchshaya nauchnaya stafya 2018: sb. st. XXII Mezhdunar. nauch.-issled. konkursa. Penza, 2018.S.100-103.
ДРАГУНОВА Ирина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: dragunovai@mail.ru.
ЗОТОВА Елена Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: ezotova@ruc.su.
СКВОРЦОВА Марина Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: m.a.skvortsova@ruc.su.
DRAGUNOVA, Irina Viktorovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of the Economy. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: dragunovai@mail.ru.
ZOTOVA, Elena Viktorovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of the Economy. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: ezotova@ruc.su.
SKVORTSOVA, Marina Alexandrovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of the Economy. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: m.a.skvortsova@ruc.su.
УДК 657.1:336.7
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН-КАССЫ
Т.В. Завьялова, Т.В. Булычева
Рассмотрен механизм перехода российских юридических лиц на онлайн-кассы, а также методика учета денежных средств в условиях их применения. Раскрыты особенности бухгалтерских записей при использовании онлайн-кассы. В статье приведены практические примеры бухгал-