Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА'

КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНОПОЛИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО / ПЯТЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ПАКЕТ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / КАРТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкиренко С.А., Гетман Р.А., Петина В.Н., Власова Е.Л.

Сегодня российское антимонопольное законодательство находится на пике своего развития: совершенствуются правовые механизмы, появляются новые меры правового реагирования, развиваются действующие нормы в целях снижения монополизации на рынке. Все это нацелено на создание благоприятного экономического климата в Российской Федерации. В данной статье рассмотрено антимонопольное законодательство в России. Изучены основные характеристики монополий, рассмотрено их позитивное и негативное воздействие на рыночную экономику. Проанализирована деятельность Федеральной антимонопольной службы в сфере монополизации, а также в целях сравнительно-правового анализа приведена практика антимонопольного органа Японии. По результатам исследования, автором выявлены проблемные аспекты современного антимонопольного регулирования и некоторые способы устранения его несовершенств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION AND ANTITRUST POLICY

Today, the Russian antitrust legislation is at the peak of its development: legal mechanisms are being improved, new legal response measures are emerging, existing norms are being developed in order to reduce monopolization in the market. All this is aimed at creating a favourable economic climate in the Russian Federation. This article examines the antimonopoly legislation in Russia. The main characteristics of monopolies are studied, their positive and negative impact on the market economy is considered. The activity of the Federal Antimonopoly Service in the field of monopolization is analyzed, and the practice of the Antimonopoly authority of Japan is given for the purpose of comparative legal analysis. According to the results of the study, the author identified problematic aspects of modern antimonopoly regulation and some ways to eliminate its imperfections.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

УДК: 34

Шкиренко С.А. студент 4 курса ВСРФ ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия»

Россия, г. Иркутск Гетман Р.А. студент 4 курса ВСРФ ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия»

Россия, г.Иркутск Петина В.Н. студент 4 курса ВСРФ ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия»

Россия, г.Иркутск Научный руководитель: Власова Е.Л., кандидат педагогических наук

доцент

КОНКУРЕНЦИЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация: Сегодня российское антимонопольное

законодательство находится на пике своего развития: совершенствуются правовые механизмы, появляются новые меры правового реагирования, развиваются действующие нормы в целях снижения монополизации на рынке. Все это нацелено на создание благоприятного экономического климата в Российской Федерации.

В данной статье рассмотрено антимонопольное законодательство в России. Изучены основные характеристики монополий, рассмотрено их позитивное и негативное воздействие на рыночную экономику. Проанализирована деятельность Федеральной антимонопольной службы в сфере монополизации, а также в целях сравнительно-правового анализа приведена практика антимонопольного органа Японии. По результатам исследования, автором выявлены проблемные аспекты современного антимонопольного регулирования и некоторые способы устранения его несовершенств.

Ключевые слова: монополия, цифровая экономика, цифровизация, антимонопольное право, пятый антимонопольный пакет, концентрация, картель.

Shkirenko S.A.

4rd year student

SCRF FSBEI "Russian State University justice"

Russia, Irkutsk Getman R.A.

4rd year student

SCRF FSBEI "Russian State University justice "

Russia, Irkutsk Petina V.N.

4rd year student

SCRF FSBEI "Russian State University justice"

Russia, Irkutsk

Scientific adviser: Vlasova E.L., candidate of pedagogical sciences

associate professor

COMPETITION AND ANTITRUST POLICY

Annotation: Today, the Russian antitrust legislation is at the peak of its development: legal mechanisms are being improved, new legal response measures are emerging, existing norms are being developed in order to reduce monopolization in the market. All this is aimed at creating a favourable economic climate in the Russian Federation.

This article examines the antimonopoly legislation in Russia. The main characteristics of monopolies are studied, their positive and negative impact on the market economy is considered. The activity of the Federal Antimonopoly Service in the field of monopolization is analyzed, and the practice of the Antimonopoly authority of Japan is given for the purpose of comparative legal analysis. According to the results of the study, the author identified problematic aspects of modern antimonopoly regulation and some ways to eliminate its imperfections.

Key words: monopoly, digital economy, digitalization, antimonopoly law, fifth antimonopoly package.

При рассмотрении антимонопольного законодательства важно, прежде всего, понимать, почему необходимо принимать меры, направленные на борьбу с данным экономическим явлением. Монополизация рынка может иметь различные негативные последствия. Самой очевидной отрицательной чертой монополизированного рынка является невозможность или невыгодность для других хозяйствующих субъектов действовать в монополизированном секторе. Наличие входных барьеров на рынок для рыночных субъектов является обязательным условием возникновения и существования монополии. Также отсутствие какой-либо конкуренции позволяет производителю-монополисту

устанавливать определенный контроль над ценой, объемом и качеством выпускаемой им продукции. При этом, монополия имеет возможность изменять цену в довольно широких пределах, а максимально допустимая цена ограничивается платежеспособным спросом.

В современном мире проблема монополизации приобретает новое значение. Помимо классически называемых отрицательных черт монополии как экономического явления, сегодня можно отметить новые негативные стороны, которые характерны только для нескольких последних десятилетий. Современные монополии способны получить огромную политическую власть и возможность формировать общество недемократическим образом, особенно это касается IT-гигантов, которые имеют влияние на общество и выбор людей. В мире растет озабоченность по поводу большого влияния Facebook, Google и Twitter. Например, сегодня Google практически монополизирует рынок поиска в Интернете, люди используют его для 90% всех поисков. Подобные цифровые рынки не поддаются объективному анализу для целей антимонопольного регулирования с использованием классических методов, которые использовались еще в XX веке. Помимо этого, все чаще встает вопрос об антимонопольном регулировании в сфере результатов интеллектуальной деятельности.

Однако было бы ошибочно говорить о том, что монополия оказывает только негативное влияние на экономику. Прежде всего, большой масштаб производства позволяет монополии экономно использовать ресурсы и уменьшать размер издержек. В рамках одного крупного предприятия повышаются технологические возможности, растет эффективность производства. В связи с отсутствием какой-либо конкуренции и большим количеством покупателей на рынке монополия обладает множеством ресурсов и денежных средств для создания и внедрения инновационных технологий производства, а также уменьшения физической нагрузки на работников предприятия.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает несколько составов монополистической деятельности. Одним из них является злоупотребление доминирующим положением. Само по себе доминирующее положение, то есть положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов, которое дает возможность таким лицам оказывать решающее воздействие на товарный рынок, не является нарушением закона, однако злоупотребление им составляет правонарушение. Более того, запрещены такие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, как установление и поддержание монопольных цен на товары, навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора, создание дискриминационных условий и т.д. Для того чтобы установить является ли субъект

занимающим доминирующее положение, необходимо рассмотреть определенные критерии. Так, с некоторыми исключениями доминирующим признается положение субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50% либо доля которого на рынке находится в промежутке 35-50%, при этом субъект способен оказывать влияние на обращение товара или устанавливать барьеры на рынке.

Глобальные экономические вызовы подталкивают экономику Российской Федерации к развитию. Так, цифровая трансформация общества меняет сложившийся уклад экономических взаимоотношений и границы ранее действовавших товарных рынков, трансформирует товарно-денежные связи, ранее применяемые для организации торговли и иной экономической деятельности.

Руководствуясь указанными трансформациями, в декабре 2019 г. Федеральная антимонопольная служба (далее по тексту - ФАС) своим решением утвердила Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 г.

Одним из направлений указанной Стратегии определено совершенствование антимонопольного законодательства по следующим объектам правового регулирования.

Во-первых, антимонопольный контроль (комплаенс) - обеспечение мер по соблюдению антимонопольного законодательства.

Следует отметить, что с 12 марта 2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 33-ФЗ, который регулирует порядок обеспечения субъектами хозяйствования внутренней системы соблюдения антимонопольного законодательства.

Изложим основные положения рассматриваемого закона.

Во-первых, необязательность системы соблюдения антимонопольного законодательства. Однако если организация решит сделать это, ей придется придерживаться особых требований к содержанию внутренних документов, подготовленных внутри организации или группы организаций.

Во-вторых, обеспечение права доступа к природным ресурсам во всех сферах на конкурентной и недискриминационной основе. До недавнего времени вопросы прав человека были сферой деятельности юристов и борцов за права человека, в то время как проблемы доступа к ресурсам решались с помощью технических вмешательств и политической мобилизации. Сегодня принципы и формулировки прав человека используются для поддержки требований о доступе к ресурсам, поскольку подходы, основанные на правах, позволяют отдельным лицам и группам получать или поддерживать доступ к природным ресурсам.

В-третьих, повышение качества экономического анализа и контроля за экономической концентрацией. Контроль за экономической

концентрацией преследует цели предотвращения ограничительной деловой практики, противодействия монополистической деятельности и защиты рынков. Для участников рынка контроль концентрации обычно означает одобрение определенных сделок со стороны ФАС.

В-четвертых, развитие правового механизма освобождения от ответственности участников антиконкурентных соглашений, которые добровольно признались в такой деятельности и прекратили ее и, наоборот, усиление ответственности за заключение такого рода соглашений.

В отдельную проблему правового регулирования и в качестве направления дальнейшего его развития можно выделить необходимость внесения поправок в законодательство о банковской, налоговой и служебной тайне. В некоторых ситуациях отсутствие у ФАС права на доступ к указанным сведениям ограничивает возможность вынесения правомерного решения.

В рамках совершенствования российского законодательства в соответствии с потребностями цифровой экономики был подготовлен «пятый антимонопольный пакет». Он содержал предложения по внесению поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в законе предлагалось дать легальное определение доминирующему положению на интернет-рынке. В качестве критериев были предложены качественный критерий владения субъектом инфраструктурой, которая используется для заключения сделок между продавцами и покупателями, и количественный критерий в виде доли на рынке размером более 35%. Однако существенных изменений в законодательство так и не было внесено, было принято решение об увеличении штрафов за повторное неисполнение цифровой компанией требований антимонопольного органа.

Таким образом, в настоящее время антимонопольное законодательство находится на пике своего развития: совершенствуются правовые механизмы, появляются новые меры правового реагирования, развиваются действующие нормы в целях снижения монополизации на рынке. Все это нацелено на создание благоприятного экономического климата в Российской Федерации.

Реализация указанных направлений правового регулирования позволит приблизиться к заявленной цели и обеспечит защиту интересов всех участников российского рынка.

Использованные источники: 1. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6 // ФАС России.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федеральный закон от 01.03.2020 № ЭЭ-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 9. Ст. 1125.

3. ФАС рассчитывает на принятие пятого антимонопольного пакета в 2022г.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий: Законопроект № 848392-7// Система обеспечения законодательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.