Научная статья на тему 'Конкурентоустойчивость производственных систем предприятия как фактор стабильности развития'

Конкурентоустойчивость производственных систем предприятия как фактор стабильности развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ / СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВО / ВАГОН ЦИСТЕРНА / СВОЙСТВА / СТАБИЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ / COMPETITIVE SUSTAINABILITY / SYSTEM / PRODUCTION CAR TANK / PROPERTIES / STABILITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгов Д. И.

Отражен зарубежный и отечественный опыт достижения стабильного развития через слаженную, конкурентоустойчивую работу всех систем предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Долгов Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE SUSTAINABILITY MANUFACTURING SYSTEMS COMPANY AS A FACTOR OF STABILITY

This item includes foreign and domestic experience in achieving sustainable development through harmonious, competitive sustainabilitive operation of all IT systems.

Текст научной работы на тему «Конкурентоустойчивость производственных систем предприятия как фактор стабильности развития»

Сычева Ирина Викторовна, д-р экон. наук, проф., [email protected] ,Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Наталья Андреевна, инженер, [email protected]. Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE PROBLEMS OF INTRODUCTION OF PROJECTS OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF REGIONS OF RUSSIA

I.V. Sychova., N.A Sychova

There are covered forms of interaction between private business and government for realization of projects of social significance. The stages of development of market of projects of public private partnership are revealed. The problems of employment of public private partnership in the time of realization of projects of development of social infrastructure in regions of Russia are substantiated.

Key words: social-oriented economy, social infrastructure, public private partnership, market of projects of public private partnership, regions, concession.

Sychova Irina Victorovna, doctor of economic science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Sychova Natalia Andreevna, engineer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 5847-99

КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЯ

Д.И. Долгов

Отражен зарубежный и отечественный опыт достижения стабильного развития через слаженную, конкурентоустойчивую работу всех систем предприятия.

Ключевые слова: конкурентоустойчивость, система, производство, вагон -цистерна, свойства, стабильность развития.

Свойства производственной системы и уровень эффективности достижения ее целей определяется структурой и, в первую очередь, структурой, упорядоченной в пространстве. Исследованиями установлено, что переход от пространственных структур, сформированных на основе

принципа технологической специализации, к другим структурам, упорядоченным в пространстве на основе принципа предметной или подетальной специализации, приводит к значительному улучшению свойств соответствующих им производственных систем, которые, в свою очередь, способствуют повышению уровня эффективности достижения цели. В этом случае улучшаются разнообразные свойства производственных систем: повышается специализация рабочих мест; возрастает параллельность, непрерывность, прямоточность, пропорциональность и ритмичность процессов; сокращается межучастковая и межцеховая кооперация; возрастают возможности внедрения подетальных (комплектных) систем оперативно-производственного планирования; повышается ответственность коллективов и руководителей за выполнение производственных заданий; возрастают возможности внедрения прогрессивных форм оплаты труда, многостаночного обслуживания, совмещения профессий и внутрихозяйственного расчета. Все эти новые свойства, которые приобретают производственные системы в связи с улучшением их пространственных структур, способствуют повышению эффективности достижения цели производственных систем.

Так, например если в качестве частных критериев эффективности достижения цели производственной системы воспользоваться показателями производительности труда, использования оборудования, себестоимости продукции, то значение каждого из них в связи с упорядочением пространственной структуры производственной системы изменится в лучшую сторону [1].

Свойства любой производственной системы и уровень эффективности достижения ее целей определяется не только пространственной структурой, но и структурой производственной системы, упорядоченной во времени. Исследованиями установлено, что в рамках любой производственной системы переход на структуру, упорядоченную во времени, адекватную ее пространственной структуре, приводит к значительному улучшению разнообразных свойств данной производственной системы, в частности, повышается ритмичность выпуска, работы и равномерность производства, успешнее выполняются плановые задания по номенклатуре, количеству и объему реализации продукции, улучшаются показатели использования основных фондов, повышается производительность труда, снижается себестоимость продукции, сокращается длительность производственных циклов, улучшается использование оборотных средств, увеличивается прибыль, повышается рентабельность производства.

Методологической основой формирования структур производственных систем в пространстве и во времени должна стать теория структуризации производственных систем.

Существует большое количества товаров и услуг, достоинства, сравнительные преимущества и условия продажи которых не известны широко и

сложны для понимания, вследствие чего они должны реализовываться путем персональной продажи. На деле, как только организация переходит от сбыта стандартных продуктов, имеющих известные качества, к сбыту нестандартных продуктов с неизвестными или нестандартными качествами, прямые продажи тут же обретают особую значимость. Причины этого следует искать в коммуникативной сфере: начиная с какого - то момента количество информации, требующей передачи, становится слишком большим для того, чтобы могли использоваться опосредованные методы коммуникации.

Многие компании рассматривают личные продажи в качестве необходимого условия для достижения успеха, торговые же агенты считаются чем-то вроде солдат, выучка которых в конечном итоге и решает исход войны. Реклама не способна подменить собой непосредственную работу с потенциальным потребителем в тех случаях, когда для должной оценки предлагаемого потребителю товара необходимо дать определенные пояснения и советы. Личная продажа позволяет привлекать внимание покупателя, удерживать его, отвечать на возможные возражения, учитывать его личность и благодаря прямому взаимодействию с потребителями определенным образом настраивать их. В силу названных причин обладающий особой гибкостью метод личной продажи обычно оказывается более успешным, хотя и не более эффективным, чем реклама, способом оказания определенного влияния и на поведение потребителя. Однако в целом реклама и личная продажа дополняют друг друга: реклама способствует выработке определенного образа торговой марки, который становится основой для персональной продажи, торговые же агенты обеспечивают потребную для цроведения рекламных кампаний торговую операцию, которая порой оказывается ключевым моментом в продвижении данного товара. Во многих компаниях торговые агенты являются единственным подразделением, определяющим долю рынка.

Многие компании потерпели неудачу, поскольку они не сумели осознать того, что их продукцию следовало продавать не по каталогам и даже не через дистрибьюторов, а именно через профессиональных торговых агентов. Итак, решение задачи обеспечения должного уровня коммуникации может потребовать использования метода прямых продаж. Однако одного этого мало. Покупатели захотят познакомиться с компанией, пообщаться с ее представителями, поделиться с ними своими пожеланиями, обменятыя информацией с компетентными, вызывающими доверие сотрудниками, знакомыми с сутью дела и способными оформить заказ и помочь в разрешении неких вопросов, относящихся к сфере управления запасами и к иным аспектам их бизнеса. Этим отчасти объясняется то, что в ряде случаев с розничными торговцами или производственными потребителями работают не оптовики, а непосредственно торговые агенты компании. Однако далеко не все фирмы используют свои торговые подразделения для прямого взаимодействия с покупателями и производственными потребителями, они также прибегают к услугам посредников. Некоторые фирмы предпочитают торговать по телефону или использо-

вать дилеров, работающих, как правило, на несколысо компаний, другие стараются использовать систему почтовой доставки товара, считая прямую продажу слишком накладной [2].

Конкурентоустойчивость как способность грамотного взаимосвязанного функционирования всех систем предприятия, в том числе и при продаже продукции рассмотрим на зарубежных и отечественных примерах ниже.

К примеру, система управления производством фирмы «Тоёта» была разработана и усовершенствована «Тоёта Мотор Корпорейшн» и после 1973 г. была принята многими другими японскими компаниями. Основной целью системы является снижение издержек. Она помогает также увеличить норму оборота капитала (отношение общего объема продаж к общей стоимости основных производственных фондов) и повышает эффективность работы фирмы в целом. Даже в периоды медленного роста система управления производством «Тоёты» позволила обеспечить прибыль посредством уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы.

Не будет преувеличением сказать, что это новая революционная система управления производством. Она основана на системе Ф. Тейлора (научное управление производством) и системе Г. Форда (поточное конвейерное производство).

Система управления производством «Тоёты» привлекательна тем, что, ставя целью снижение издержек производства, она устраняет из производства ненужные элементы. Основной принцип гласит: производство необходимых деталей в нужное время и в нужном количестве.

Реализация этой концепции позволяет ликвидировать ставшие ненужными промежуточные узлы и готовые изделия.

Хотя снижение издержек производства является наиболее важной задачей на «Тоёте», оно может быть достигнуто при решении трех промежуточных подзадач:

1) оперативное регулирование объема и номенклатуры производства, что помогает системе приспосабливаться к ежедневным и ежемесячным изменениям в количестве и номенклатуре спроса;

2) обеспечение качества, что позволяет организовать снабжение каждой последующей операции деталями высшего качества со стороны смежников;

3) активизация работников, которая должна осуществляться, коль скоро система использует трудовые ресурсы на пути к главной цели.

Эти три подзадачи не могут быть осуществлены изолированно. Основная задача, заключающаяся в снижении издержек производства, недостижима без решения подзадач, и наоборот.

Перед подробным рассмотрением структуры системы «Тоёты» был бы полезен общий взгляд на систему. Здесь изображены блок результатов (издержки, качество, навыки работников) и блок предпосылок.

Непрерывность потока продукции, адаптация к изменениям спроса по количеству и номенклатуре продукции достигаются с помощью двух основных принципов: «точно вовремя» и автономизации. Эти два принципа, являются столпами системы «Тоёты». «Точно вовремя» в целом означает производство нужного вида изделий в нужном количестве и в нужное время. Автономизация может быть упрощенно обозначена как самостоятельный контроль работника за браком. Она поддерживает точную поставку продукции тем, что исключает возможность поступления дефектных деталей предшествующего производственного процесса на последующий и предотвращает сбои.

Два других принципа заключаются в гибкости использования рабочей силы, что означает изменение численности рабочих в зависимости от колебаний спроса, развитие творческого мышления и внедрение конструктивных идей. Использование предложений служащих даст значительную экономию.

Принцип производства необходимых деталей в необходимых количествах в нужное время обозначается термином «точно вовремя» (щвЬ-т-йше). Он означает, например, что в процессе сборки автомобиля необходимые для этого детали, производящиеся в ходе других процессов, должны поступать к конвейерной линии в необходимое время и в необходимом количестве. Если система «точно вовремя» действует на всей фирме, она позволяет устранить с предприятия становящиеся ненужными запасы материалов, делая бесполезными также складские запасы и склады. Затраты на содержание запасов уменьшаются, и норма капиталооборота растет.

Однако нельзя полагаться исключительно на методы централизованного планирования, которые определяют производственные графики сразу для всех стадий производства. В этих условиях трудно реализовать принцип «точно вовремя» на всех этапах производства. Поэтому в системе «Тоёты» следят за течением производственного процесса в обратном порядке. Рабочие, выполняющие определенный процесс, получают необходимые им детали с предшествующего процесса производства в нужное время и в нужном количестве. На предшествующем же процессе должно быть произведено только такое количество продукции, которое необходимо для замещения изъятого количества.

Тип и количество требуемых изделий заносятся на карточку, называемую «канбан». «Канбан» адресуется рабочим предшествующего производственного участка. В результате многие участки на предприятии оказываются связаны друг с другом напрямую. Эти связи позволяют лучше контролировать необходимое количество выпускаемой продукции.

Что касается отечественного опыта, то сначала обратимся к некоторым фактам. По данным новостей сайта РКТМ, недавно подведены итоги конкурса «Лучший проект по производственной системе», который проводился с апреля по октябрь 2012 года в периметре компании «Базовый элемент». Разработки ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, респ. Мордовия) полу-

чили высокую оценку экспертов - проект завода стал серебряным призером конкурса «Базэла».

Мероприятие, организованное по инициативе главного акционера компании Олега Дерипаски, вызвало живой интерес у сотрудников предприятий «Базового элемента». На победу претендовали 114 работ.

На первом этапе конкурса посредством интерактивного голосования свой выбор сделали около 6 тысяч сотрудников из более чем 60 предприятий «Базэла». Среди прошедших во второй тур 26-ти проектов топ-менеджеры компании выбрали лучшие.

Первое место заняло ОАО «ГАЗ» с разработкой «Построение единичного потока сборки, сварки основания панели приборов автомобиля «ГАЗель - бизнес» и внедрение тянущей системы поставки производства арматуры колес и деталей в Арматурном цехе рулевых управлений».

Серебряным призером стала работа «Выстраивание потока производства рам вагонов-цистерн», представленная ключевым предприятием холдинга «РКТМ» - ОАО «Рузхиммаш».

Третье место заняли наши коллеги - «Саранский завод автосамосвалов». Их проект «Реструктуризация производства ОАО «САЗ»» поделил «бронзу» с ООО «Базэл Аэро» (проект «Повышение пропускной способности стойки регистрации пассажиров»).

Наградой для победителей станет возможность познакомиться с лучшими практиками применения инструментов TPS в Группе «ГАЗ». Также их ждет встреча с председателем наблюдательного совета Олегом Дерипаска и генеральным директором «Базового элемента» Гульжан Мол-дажановой. Чествование финалистов конкурса состоится в Москве, на корпоративном празднике «Базэла» «Новый год-2013».

Конкурс, впервые прошедший в этом году, показал, что наши сотрудники настроены на процессы постоянных улучшений. Проведенные мероприятия стали отправной точкой для реализации широкомасштабных программ обучения персонала в области производственной системы, инструментов TPS, - прокомментировала заместитель генерального директора компании Виктория Петрова. - Уже началось активное обучение топ-менеджеров, руководителей предприятий. Мы рассчитываем, что наши работники вновь и вновь будут инициировать проекты, и результаты их реализации не заставят себя долго ждать».

В планах организаторов - не только продолжить традицию проведения конкурса «Лучший проект по производственной системе», но и в дальнейшем организовать конкурс эталонных участков, функционирующих на предприятиях.

Головное предприятие холдинга «РКТМ» - ОАО «Рузхиммаш» -стало первым и пока единственным в Мордовии промышленным предпри-ятием-обладателем трех сертификатов интегрированной системы менеджмента по международным стандартам ISO 9001:2008, ISO 14001:2004 и BS

OHSAS 18001:2007. Свидетельства выданы органом по сертификации DQS Holding GmbH («ДЭКУЭС») - мировым лидером по сертификации в железнодорожной промышленности.

Получение сертификатов интегрированной системы менеджмента является лучшим подтверждением успехов ключевого актива холдинга «РКТМ» в области управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью, и стало важным этапом к сертификации по Международному стандарту железнодорожной промышленности - IRIS [3].

Для получения сертификатов интегрированной системы менеджмента ОАО «Рузхиммаш» приложено немало усилий - предприятие готовилось к сертификации на протяжении полутора лет. Специалистами «ДЭКУЭС» был проведен комплексный аудит в соответствии с тремя стандартами: ISO 9001, регламентирующий деятельность организации в области менеджмента качества, ISO 14001, устанавливающий требования в области экологического менеджмента и OHSAS 18001, направленный на улучшения в области здоровья и безопасности на производстве.

Анализу подверглись как производственные, так и управленческие процессы, стратегия и цели предприятия. В соответствии с заключением аудиторов, деятельность предприятия соответствует требованиям всех трех стандартов. На основании данной рекомендации выданы сертификаты интегрированной системы менеджмента качества.

Документы гарантируют признание результатов аудита по всему миру. Наличие сертификата ИСМ становится гарантом надежности предприятия как делового партнера, подтверждением высокого качества выпускаемой им продукции, а, следовательно - необходимым условием для освоения новых рынков сбыта, в том числе и за рубежом.

По единому мнению экспертов, внедрение интегрированных систем менеджмента в настоящее время является одной из самых актуальных задач для российских предприятий. И особую значимость она приобретает с учетом вступления России в ВТО [4].

Все мероприятия, информация о которых приведена выше не были бы возможны без слаженной конкурентоустойчивой работы всех систем промышленных предприятия, к чему и нужно стремиться другим предприятия.

Список литературы

1. Гличев А. В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции. М. 2010. 350 с.

2. Ильенкова С. Д. Управление качеством. М. 2011. 698 с.

3. [Электронный ресурс] Режим доступа www.rambler.ru

4. [Электронный ресурс] Режим доступа www.yandex.ru

Долгов Дмитрий Иванович, канд. экон. наук, доцент кафедрой Производственного менеджмента Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, [email protected], Россия, г. Санкт - Петербург

KONKURENTOUSTOYCHIVOSTMANUFACTURING SYSTEMS COMPANY AS A FACTOR OF STABILITY

D. I. Dolgov

This item includes foreign and domestic experience in achieving sustainable development through harmonious, konkurentoustoychivoyu operation of all IT systems.

Keywords: konkurentoustoychivost, system, production car - tank, properties, stability, development.

Dolgov Dmitry Ivanovich, candidate economical science., assistant professor of industrial management Mordovia State University Ogarev, [email protected], Russia, Saint - Petersburg

УДК 330.341

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Н. В. Бугреев

Рассмотрены преимущества использования планетарных электроприводов с двумя внутренними зацеплениями и приведены этапы их проектирования с наперед заданными кинематическими и силовыми параметрами. В основу методики проектирования положен разработанный авторами оригинальный алгоритм параметрического синтеза планетарного механизма с двумя внутренними зацеплениями.

Ключевые слова: конкурентоспособность, железнодорожный транспорт, эффективность.

Транспорт играет значительную роль в жизни российского общества, формируя инфраструктурные условия для социально-экономического развития России, обеспечивая территориальную целостность страны и связь с другими государствами. Между конкурентоспособностью страны и состоянием транспортной системы существует тесная взаимосвязь. Поэто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.