НАУКА И
ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.0i7.21 009.12 0 В КИРЖБАУМ
Омский государственный институт сервиса
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
Статья посвящена анализу проблем готовности выпускников вузов к поведению на рынке труда (на примере выпускников омских вузов).
Современные условия государственной и экономической политики определили новые экономические и социальные задачи общества, повлекшие изменения требований к высшему образованию и в социальной структуре личности выпускников вузов. Все большая значимость конкуренции в современной действительности в своем многообразии особенно остро проявляется на проблеме конкурентоспособности выпускников вузов.
В социальном понимании выпускники вузов в сегменте молодежного рынка труда, с одной стороны, являются субъектом, представляющим мобильный трудовой резерв, а с другой — объектом социализации, вступающим в социально - профессиональные роли, осознающим через усвоение социального опыта нормы и ценности общества и, по сравнению с другими группами молодежи, занимают более высокий общественный статус, т.к. имеют более высокий образовательный уровень.
В начале 90-х годов произошла отмена системы планового распределения выпускников вузов. От работодателей стремящимся занять конкурентные позиции на рынке труда пошли «сигналы» о требованиях к работникам из числа выпускников вузов, «обладающих творческим подходом, прогностическими способностями, находчивостью, умением работать в команде, адаптированнсстью к переменам, умением анализировать и помещать факты в более широкий контекст, готовностью к непрерывному образованию и т.п.» [ 1 ].
Произошло изменение требований работодателей к качеству рабочей силы не только в профессионально - квалификационной сфере, но и в социально - психологическом аспекте. В современных условиях наметилась тенденция, проявляющаяся в переходе от узкой специализации и ограниченной ответственности - к широкой профессиональной ответственности, от планируемой карьеры - к гибкому выбору пути профессионального развития. В исследовании «Работодатели и выпускники вузов на рынке груда: взаимные ожидания» работодатели к нанимаемым работникам выдвигают требования: к опыту работы - 86,5 %, наличию высшего образования - 80,4 %, к знаниям и трудовым навыкам - 60,4 % [2]. Что позволяет говорить о конкурентоспособности выпускников, во-первых, как о потенциале формируемом вузом, во - вторых, как о потенциале конкурентоспособности, который можно оценивать по трем блокам показателей:
1-й блок: профессиональная квалификация выпускника характеризует объем специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных видов работы или осуществления других видов деятельности:
2-й блок: мотивационный потенциал выпускника характеризует цели и ценностные ориентации (потребности и интересы)трудового поведения;
3-й блок: маркетинговый потенциал выпускника характеризует поведенческие навыки и реакции, адекватные реализации конкурентоспособности на рынке труда.
О том, насколько работодатель следует отмеченным тенденциям в подборе персонала, в частности, позволяют судить результаты интервьюирования работодателей различных форм собственности омского рынка труда, обратившихся за 2003 - 2006 гг. с заявками на выпускников.
Из анализа информации можно определить значимость требований работодателей к конкурентоспособности выпускников, которые можно выразить через следующие группы показателей:
0, 47 - требования к профессиональной квалификации выпускника;
0, 28 - требования к мотивационному потенциалу выпускника;
0, 25 - требования к маркетинговому потенциалу выпускника.
В этом, на наш взгляд, видится проблема: на выпускном курсе студенты уже начинают думать о перспективах реализации профессиональной подготовки на рынке труда. Реализация потенциала конкурентоспособности, сформированного вузом, требует от выпускников активных действий и поступков в процессе реализации которых достигаются личностно и социально значимые цели, что «проявляется в разных стратегиях и тактиках поведения, адекватных реализации конкурентоспособности на рынке труда, чтобы в соревновании с другими кандидатами «обойти конкурента, не уступить, не отстать...», предъявить и доказать свои сравнительные преимущественные характеристики для занятия определенного рабочего места [3, 4].
Таким образом, выпускники вузов, как вновь образованная рабочая сила, впервые вступают в сложную систему социально - трудовых отношений по поводу предстоящей трудовой деятельности, осваивают для себя новые профессионально -трудовые роли.
Адаптация и трудоустройство выпускника предполагают «готовность реагировать и действовать определенным образом в ответ на различные влияния среды» [5]. Выпускник сам определяет цели, осуществляет выбор направления, характера и форм деятельности, принимает решение что делать, как делать и для кого делать, самостоятельно определяет собственные выгоды и издержки. «Выбор стратегии конкурентного поведения личности детерминируется системами социально - экономических отношений общества, факторами и спецификой рыночных отношений, свойствами индивидуальных особенностей личности» [4].
Т.е. возможности реализации потенциала конкурентоспособности выпускников вузов отражают процесс приспособления к специфике региона: ситуации на рынке труда, социальным и экономическим условиям.
Анализ ситуации на рынке труда региона (сложившееся соотношение количественных и качественных показателей спроса и предложения рабочей силы) характеризует дисбаланс территориального, квалификационного и профессионального спроса на рабочую силу, проявляющегося в несоответствии структуры, объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов профессиональными образовательными учреждениями разного уровня, в основном все еще пока, сориентированных на отраслевой принцип подготовки кадров. Такая ситуация негативно отражается на конкурентоспособности выпускников вузов и приводит к безработице среди выпускников вузов.
По данным мониторинга Управления федеральной службы занятости населения по Омской области за 2004 год, в числе официально зарегистрированных безработных свыше 40% молодежь в возрасте 16 - 29 лет, третья часть которых имеет высшее образование. В 2004 - 2005 годах тенденция продолжает сохраняться.
По последним статистическим данным Управления федеральной службы занятости по Омской области, структура подготовки кадров за 2004 год представляет следующую картину: 42,4% выпускников учебных заведений Омска получили высшее образование. За период с 1995 года выпуск вузами специалистов продолжает сохранять тенденции роста: 1995 г. - 6,2 тыс. чел., 2000 г. - 9,1 тыс. чел.,
2001 г. - 9,7 тыс. чел., 2002 г. - 12, 7 тыс. чел., 2003 г. -13,6 тыс. чел., 2004 г. - 15,0 тыс. чел. При этом предложения вакансий для специалистов с высшим образованием не превышает уровень 30%, остальные вакансии предназначены для рабочих специальностей. Число выпускников вузов, обратившихся по поводу трудоустройства в службу занятости, продолжает расти: в 2000 г. - 378 чел., 2001г. - 417 чел.,
2002 г. - 433 чел., 2003г. - 491чел.( 2004г. - 677 чел. В 2004 году в службу занятости обратились выпускники вузов: ОмГАУ (144 чел.), ОмГПУ (84 чел.), СибАДИ (73 чел.), ОмГТУ (64 чел.), ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (39 чел.) и т. д.
Следует отметить, что статистические данные мониторинга рынка труда региона не отражают в достаточной степени остроту проблем, связанных с трудоустройством выпускников вузов Омска.
Поэтому в качестве основной цели нашего исследования выступило выяснение информации о готовности выпускников вузов к решению проблем адаптации и трудоустройства, которое проводилось в апреле - мае 2004 - 2005 года. В качестве респондентов выступили выпускники омских вузов. Объем квотной выборки составил 500 студентов выпускных курсов в возрасте 21-24 года.
Для того, чтобы оценить готовность выпускников вузов к поведению на рынке труда, студентам выпускного курса был задан ряд вопросов, определяющих информированность о ситуации на рынке труда, готовность к самостоятельному решению проблем трудоустройства, наличие практической подготовки по специальности и опыта работы, мотивациях при выборе места работы.
1. Информированность выпускников о ситуации на рынке труда.
На вопрос, касающийся выбора сферы профессиональной деятельности, каждый третий выпускник (33 %) хотел бы связать свою будущую работу с бизнесом, что свидетельствует о распространении в среде старшекурсников предрасположенности к деловой активности. Другая часть (23 %) - предполагают работать в сфере услуг, 26 % - в производственной сфере, 11 % - на государственной службе, 4 % - в образовании и науке, 3 % - не определились, где и кем они будут работать.
Большая часть выпускников (57 %) склонны работать по специальности, т.е. они не видят препятствий на пути к эффективному трудоустройству и оценивают полученную специальность как вполне конкурентоспособную, позволяющую добиться статусного положения и адекватно высоких заработков. Что в целом отражает удовлетворенность выбором профессии. Третья часть выпускников (29 %) не планируют работать по специальности, можно предполагать, что они определяют возможные ва-
рианты трудовой деятельности: между работой с хорошим доходом, либо работой, общественно значимой, но без относительно высокого дохода. Остальные 14 % - затрудняются ответить, т.е. будут действовать по обстоятельствам.
Большинство (85%) выпускников считают, что спрос на рынке труда по специальности есть, 7% -считают, что специальность не востребована, 8% -затрудняются ответить. По всей вероятности, выпускники не вполне располагают информацией о реальной ситуации на рынке труда и переоценивают свои возможности трудоустройства по специальности. По нашему мнению, информированность о реальном спросе и предложении рынка труда на рабочую силу повысится, если будут проводиться «круглые столы» с работодателями, встречи с бывшими выпускниками, семинары и конференции с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, службы занятости.
2. Готовность выпускников к самостоятельному решению проблем трудоустройства.
Отвечая на вопросы о знании способов поиска работы выпускники, в первую очередь, рассчитывают на помощь родственников, друзей и знакомых (33%). Другие способы поиска работы рассматриваются как менее эффективные. Поиск работы через объявления в СМИ рассматривают 19 % выпускников, на кадровые агентства рассчитывают — 21 %, на Internet — 11 %, использовать помощь Центра содействия занятости вуза будут 12 % респондентов, остальные 4 % респондентов - не знают о существующих способах поиска работы.
Заканчивая вуз, 32 % респондентов собираются использовать лишь 1 канал получения информации о вакансиях, 39 % - 2 канала сбора информации о вакансиях, 6 % - 3 канала сбора информации о вакансиях, 11 % - 4 канала и только 9 % респондентов ответили, что при поиске работы будут использовать все доступные способы получения информации о вакансиях. Отметим, что последний путь является максимально информативным.
Таким образом, большинство респондентов будут использовать скрытый рынок вакансий [не публикуемых в СМИ). Эти данные свидетельствуют о том, что социальные связи, по - прежнему, являются наиболее актуальным механизмом трудоустройства. Известно, что скрытый рынок вакансий составляет примерно 60%. Также следует предположить, что именно расчет выпускников на социальные связи не позволяет реально оценивать им уровень конкуренции на рынке труда.
В построении планов карьерного роста 29 % выпускников намерены продолжить учебу, что, по их мнению, позволит расширить выбор сфер приложения труда, повысит конкурентные преимущества. Этот феномен можно оценить как свойство людей, которые стремятся значительно продвинуться по карьерной лестнице, быстрее адаптироваться к требованиям работодателей и рынка труда. Остальные выпускники (70%) позитивно оценивают возможности карьерного роста по специальности.
В целях актуализации предстоящей конкуренции и проблем трудоустройства целесообразно проводить «День карьерного роста». В рамках его организации разрабатывается портфолио, включающее кейс - папку, в которой представляются план действий после окончания вуза, автобиография, общественно полезная деятельность, стажировки, прак-
тики, трудовой опыт, резюме, этические и социальные вопросы, практические навыки работы, успешность обучения по предметам, участие в научно-исследовательской работе, самоанализ будущей профессиональной карьеры и жизни в целом. Наиболее важным результатом этой работы вуза является: выпускники должны свой сравнительный потенциал конкурентных преимуществ уметь представить наглядно перед работодателем, вступив в конкуренцию между собой.
Кроме того, работа вуза в этом направлении должна научить выпускника оперативно решать социально - профессиональные задачи:
- поиск работы (или других форм занятости);
- технология трудоустройства или создание собственного дела;
- обосновывать свои возможности при собеседовании с работодателем.
Цели подготовки должны быть направлены на:
- развитие трудовой мотивации;
- развитие личных качеств и способностей с учетом выбора профессии;
- повышение трудовой и профессиональной мобильности (6].
Знания выпускников о специфике состояния регионально рынка труда должны опираться на информацию о:
- состоянии экономики в целом;
- состоянии социальной сферы;
- ситуации на рынке труда;
- возможностях подготовки и переподготовки кадров;
- личностные предпочтения и установки на трудовую деятельность [7}.
Эффективным способом содействия трудоустройству является предварительная заявка работодателя на выпускника. Этот способ содействия в адаптации и трудоустройстве выпускников Омского государственного института сервиса используется автором в работе вузовского Центра занятости (трудоустройства) выпускников в течение 3 лет и успел зарекомендовать себя положительно. Также следует обратить внимание на роль вузовских Центров содействия занятости в работе по содействию в профессиональном самоопределении, социально - психологической и профессиональной адаптации студентов, начиная со средних курсов.
3. Наличие у выпускников практической подготовки и навыков работы является одним из значимых требований работодателей.
Большая часть студентов выпускного курса (37%) считают, что имеют опыт работы по специальности, что с точки зрения автора положительно и повышает их конкурентные преимущества, 30% -имеют опыт трудовой деятельности в сфере дополнительной занятости в свободное от учебы время, что тоже не плохо. Каждый третий выпускник (33%) откладывает момент выхода на рынок труда до завершения учебы. Выпускники, не имеющие навыков практической подготовки, опыта работы как такового, могут рассчитывать либо на приемлемые условия трудоустройства, либо - на социальный капитал (помощь друзей и родственников).
Каждый пятый выпускник (21%) совмещает учебу с работой по специальности на выпускном курсе, примерно столько же (19%) совмещают учебу с подработкой не по специальности. Совмещение работы и учебы может отрицательно влиять на успешность обучения; видимо, поэтому, большая часть (60%) студентов выпускного курса занима-
ются только учебой (подготовкой к сдаче итоговой квалификационной работы: госэкзамена, дипломного проекта).
По мнению автора, оптимальным вариантом начала трудовой деятельности является период прохождения производственных и учебных практик, дополнительная занятость в свободное от учебы время и последующее закрепление на рабочем месте на последнем курсе обучения. Необходимо получить максимально возможный опыт, навыки практической подготовки в процессе прохождения учебных и производственных практик, так как это единственный способ вхождения в профессию, чтобы повысить конкурентные преимущества. Следует обратить внимание на роль вузовских центров занятости в работе по содействию в дополнительной занятости в свободное от учебы время студентам, начиная со средних курсов.
4. Мотивации при выборе возможных вариантов трудовой деятельности и конкретизации сферы приложения труда, в первую очередь, указывают на уровень заработной платы и возможность «сделать карьеру». Последний также позволяет в наименьшие сроки обеспечить более высокий материальный уровень жизни. Профессиональное призвание, условия труда, престижность фирмы определены, как менее значимые.
Цели большинства работодателей ориентированы на краткосрочные экономические выгоды, вместе с этим, первоначальный уровень заработной платы, предлагаемый работодателями в заявках на выпускников в среднем составляет от 2,5 -3,5 т.р. Конкурсные условия, испытательные сроки приема на работу, устанавливаемые работодателями, стали распространенным явлением. С другой стороны, наличие амбиций и честолюбия, стремление к успеху, карьере становятся причинами непринятия условий трудоустройства выпускников. При выборе рабочего места выпускнику необходимо стремиться к достижению компромисса между своими потребностями и интересами в труде и потребностями работодателя. Наличие диплома о высшем профессиональном образовании не гарантирует условий «приемлемого» трудоустройства. Видимо, здесь кроются причины в «дефиците» законодательного и нормативно - правового регулирования социально - трудовых отношений между работодателем и выпускником.
Таким образом, анализ проблем готовности к конкурентному поведению на рынке труда выпускников вузов обнаруживает следующие проблемы:
1. Выпускники в недостаточной степени информированы о реальной ситуации на рынке труда и о возможности реализации профессиональной подготовки в различных сферах деятельности.
2. Большинство выпускников не готовы самостоятельно решать проблемы трудоустройства (ориентированы на социальные связи, оставляют решение проблем трудоустройства до завершения учебы).
3. Уровень практической подготовки выпускников не соответствует запросам большинства работодателей.
4. Неадекватная самооценка и уровень притязаний к рабочему месту вызывает противоречия меж-
ду оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства.
5. Ведущие мотивы выпускников при выборе возможных сфер приложения труда и вариантов рабочих мест указывают на приоритеты: уровень заработной платы и карьерный рост.
Дальнейший анализ и наблюдения позволили нам обозначить круг проблем, негативно влияющих на возможности реализации конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда региона: ,.
1. Отсутствие прогнозирования изменений профилей и сфер занятости рынка труда не позволяет вузам ориентироваться на профили и структуру специальностей.
2. Уровень практической подготовки выпускников вузов не соответствует требованиям большинства работодателей.
3. Формируемые вузом поведенческие навыки и реакции, не вполне отвечают требованиям реализации конкурентоспособности, которые отражают специфику региона: ситуации на рынке труда (спроса и предложения на рабочую силу), состояния производственной и социальной сфер.
4. Кадровая политика большинства работодателей ориентированна на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие, которому в большей степени соответствует потенциал выпускников вузов,
5. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и вузами, нормативно - правового регулирования типовых социально -трудовых отношений работодателей и выпускников, негативно влияют на возможности реализации конкурентоспособности выпускников, затрудняет трудоустройство.
Библиографический список
1. Колесов В. // Высшее образование.2006, № 3, 26 с.
2. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания./Е.М. Ав-рамова, Ю.Б. Верпаховская// Социс, 2006, № 4, 37 с.
3. Юданов А.Ю. Конкуренции: теория и практика. / М.: Тандем, 1998,36 с.
4 Половинко B.C., Елкина О С. Экономическое поведение работников на рынке труда. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001, 26 с.
5. Апенько С.Н. Поведение в организации: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2002, 197 с.
6. Методические рекомендации по вопросам юридической защиты учащейся молодёжи и выпускников учреждений профессионального образования. МЦПТ МГТУ им. Н. Э. Баумана, М. 2002,5 с.
7. Масленникова Е В. Детерминанты качественных характеристик рабочей силы. Диссертация. ■ Омск: ОмГУ, 2003,116 с.
Киржбаум Ольга Владимировна, соискатель на звание кандидата экономических наук, начальник центра содействия занятости Омского государственного института сервиса.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.06.2006 г. © Киржбаум О.В.