Научная статья на тему 'Конкурентоспособность вузов на рынке образовательных услуг: развитие инновационных и предпринимательских университетов Сингапура'

Конкурентоспособность вузов на рынке образовательных услуг: развитие инновационных и предпринимательских университетов Сингапура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENTERPRISING UNIVERSITY / СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТОМ И ПРЕДПРИЯТИЕМ / ENTERPRISE-UNIVERSITY COOPERATION / СИНГАПУР / SINGAPORE / ЭТАТИСТСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / STATIST MODEL IN GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мок Ка Хо

Начиная с 1980-х гг. основной движущей силой развития экономики Сингапура является производственный сектор, большую роль в формировании которого сыграли прямые иностранные инвестиции и многонациональные компании. В статье представлен критический обзор государственной экономической политики за последние два десятилетия. Одним из важнейших ее направлений были преобразования в университетском секторе, направленные на расширение его участия в продвижении инноваций и предпринимательства путем сотрудничества с промышленностью и бизнесом. В исследовании рассматривается роль сингапурской модели в усилении сотрудничества между университетами и предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of Higher Education Institutions in the Market of Educational Services: Development of Innovative and Enterprise Universities of Singapore

The economy of Singapore has been continuously reforming since its independence. In the late 1980s, the economy of Singapore depended heavily on the vibrant manufacturing sector formed by foreign direct investment and multinational companies. This article critically reviews the policies and reform measures adopted by the Singapore government in the last two decades. These measures were employed to transform its university sector and drive them to engage in the promotion of innovation and entrepreneurship through partnership with the industry and business for innovation and technological advancement. The analysis reveals the uniqueness of the Singapore model in strengthening university-enterprise cooperation to achieve the national goal of promoting innovation and entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность вузов на рынке образовательных услуг: развитие инновационных и предпринимательских университетов Сингапура»

Конкурентоспособность вузов на рынке образовательных услуг: развитие инновационных и предпринимательских университетов Сингапура*

Competitiveness of Higher Education Institutions in the Market of Educational Services: Development of Innovative and Enterprise Universities of Singapore

Мок Ка Хо

кафедра азиатских и политических исследований, Гонконгский институт образования

Пинг Роуд 10 Lo, Тай По, Гонконг

Ka Ho Mok

Department of Asian and Policy Studies, The Hong Kong Institute of Education 10 Lo Ping Road, Tai Po, N. T., Hong Kong, People's Republic of China

Начиная с 1980-х гг. основной движущей силой развития экономики Сингапура является производственный сектор, большую роль в формировании которого сыграли прямые иностранные инвестиции и многонациональные компании. В статье представлен критический обзор государственной экономической политики за последние два десятилетия. Одним из важнейших ее направлений были преобразования в университетском секторе, направленные на расширение его участия в продвижении инноваций и предпринимательства путем сотрудничества с промышленностью и бизнесом. В исследовании рассматривается роль сингапурской модели в усилении сотрудничества между университетами и предприятиями.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский университет, сотрудничество между университетом и предприятием, Сингапур, этатистская модель управления

The economy of Singapore has been continuously reforming since its independence. In the late 1980s, the economy of Singapore depended heavily on the vibrant manufacturing sector formed by foreign direct investment and multinational companies. This article critically reviews the policies and reform measures adopted by the Singapore government in the last two decades. These measures were employed to transform its university sector and drive them to engage in the promotion of innovation and entrepreneurship through partnership with the industry and business for innovation and technological advancement. The analysis reveals the uniqueness of the Singapore model in strengthening university-enterprise cooperation to achieve the national goal of promoting innovation and entrepreneurship.

Keywords: entrepreneurship, enterprising university, enterprise-university cooperation, Singapore, statist model in governance

Политические предпосылки: стратегический ответ Сингапура на социальные и экономические изменения

Успешная индустриализация в Сингапуре всегда приписывается его эффективной промышленной политике, направленной на создание макроэкономической

УДК 338:378(592.3) ^

среды, благоприятной для промышленного развития ^ [1; 2]. Испытывая дефицит природных ресурсов, не- < обходимых для повышения производительности, Син- н гапур использовал промышленную политику с целью < создания рабочих мест и привлечения прямых иностранных инвестиций и многонациональных компаний. Со временем динамично развивавшийся производственный сектор стал доминирующим в экономике. В отличие от другого Азиатского чуда, для создания избытка знаний и передачи технологий, необходимых для развития собственного национального технологического потенциала, Сингапур в большей степени полагался на многонациональные компании, а не местные НИОКР. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. и мировой экономический кризис 2008-2009 гг. привели к тому, что правительство Сингапура осознало всю важность диверсификации собственных капиталовложений [1]. Задача создания инновационной основы, которая поддерживает наукоемкое производство и НИОКР, была возведена в ранг национальной программы развития. В этой статье дается оценка попытки трансформации сектора высшего образования Сингапура в более предпринимательский, на основе осуществления различных мер по продвижению инноваций и поддержке сотрудничества между университетами и предприятиями.

В 1991 г. в Сингапуре началось осуществление первого пятилетнего плана развития национальной науки и технологий (НИТ), предусматривавшего ориентацию на долгосрочные исследования и одновременное увеличение капиталовложений в НИОКР. После успешного выполнения первого и второго планов НИТ третий план (2001-2005 гг.) ознаменовал переход к новой фазе развития, когда ключевая роль была отведена исследовательским институтам и университетам. Примерно половина выделенных на осуществление плана средств была направлена на развитие технологий и НИОКР, а 30% — на поддержку корпоративных лабораторий по созданию исследовательских центров в Сингапуре. Оставшаяся часть была переведена в развитие человеческих ресурсов (стипендиальные программы обучения и стипендии последипломного образования). Четвертый национальный план НИТ (2006-2010 гг.) был ориентирован на поддержку малых и средних предприятий, продвижение передачи технологий, управление интеллектуальной собственностью и создание стимулов по привлечению талантов. Еще одной отличительной чертой этого плана было более активное участие частного сектора.

* По материалам публикации: Ka Ho Mok. The Quest for Global Competitiveness: Promotion of Innovation and Entrepreneurial Universities in Singapore // Higher education policy. Vol. 28. N 1. March 2015. Р. 91-106.

Ответственность за осуществление НИОКР и про-^ мышленной политики в Сингапуре возложена на два

0 государственных органа — Министерство торговли и g промышленности и Министерство образования. Пер-^ вое из них отвечает за ведущие направления НИОКР, к координируя усилия таких ключевых агентств, как EDB, jE A*STAR и SPRING. Министерство образования отвеча-^ ет за академические НИТ-исследования. Для лучшей « координации деятельности НИОКР в масштабах всей

страны правительство Сингапура учредило в 2006 г. ^ Национальный исследовательский фонд (НИФ), обес-ш печивающий поддержку Совету по исследованиям, из инновационному развитию и предпринимательству,

2 способствует развитию национального плана НИОКР, j координирует исследовательскую деятельность раз-

3 личных правительственных агентств и управляет вы-

1 делением средств на осуществление НИОКР. Кроме

< того, НИФ принял метод инвестирования «сверху н вниз» и «снизу вверх» для поддержки НИОКР.

< В инвестировании «сверху вниз» НИФ определяет несколько стратегических программ исследований (со времен его возникновения), направленных на поиск решения общенациональных проблем и экономическое развитие Сингапура. В рамках этих программ основные исследования ведутся в биомедицинских науках, технологиях охраны окружающей среды, техники обработки воды, интерактивных и цифровых средствах, а также изучении морей.

В отличие от инвестиций «сверху вниз», где доминирующую роль играет государство, метод «снизу вверх» предлагает денежные стимулы, обеспечивает инфраструктуру и запускает программы поддержки в сотрудничестве с другими участниками НИОКР.

В дополнение к прямому финансированию исследовательской и инновационной деятельности правительство Сингапура поддерживает ее с помощью налоговой системы. Правительство представило в бюджете на 2010 г. кредит на продуктивность и инновации, а в бюджетах на 2011 и 2012 гг. увеличило кредит и предоставило налоговые льготы для инвестиций в рамках инновационной цепочке создания стоимости. Правом на получение льгот по кредиту на продуктивность и инновации пользуются предприятия, занятые в следующих областях деятельности:

• приобретение или лизинг специальных средств автоматизации;

• обучение сотрудников;

• приобретение прав на интеллектуальную собственность;

• регистрация патентов, торговых марок, образцов;

• НИОКР;

• капиталовложения в одобренные проекты.

В 2011-2015 гг. все компании пользуются снижением/списанием до 400% от их затрат в год на каждую из шести видов квалификационной деятельности. Приемлемые расходы на НИОКР включают затраты, понесенные на персонал и расходные материалы для квалификационной деятельности, осуществляемой в Сингапуре. Предпринимаемые правительством Сингапура меры, безусловно, подтолкнут многие предприятия к инвестициям в НИОКР для продвижения инноваций и предпринимательства в этом городе-государстве.

Участие ведущих университетов Сингапура в НИОКР

В последнее десятилетие сектор высшего образования Сингапура осуществляет свою деятельность в условиях применения и приобретения патентов,

осуществления планов НИТ и получения доходов от лицензирования и коммерциализации. Национальный университет Сингапура, Наньянский технологический университет и Сингапурский университет управления внесли существенный вклад в продвижение НИОКР в предпринимательскую деятельность.

Национальный университет Сингапура (НУС) НУС — старейший и самый известный государственный университет в Сингапуре. Он является лидером в обучении и исследованиях и одновременно стремится к превращению в предпринимательский университет. Для достижения этой цели был создан особый университетский кластер «Предприятие НУС», опирающийся на семь столпов — зарубежные колледжи, Управление по связям с промышленностью, Предпринимательский центр, Центр повышения квалификации при НУС (обеспечивает продолжение обучения для взрослых), издательство, Технологический холдинг НУС и Фонд основного капитала совместного предприятия. Основную роль в продвижении инноваций, усовершенствовании предпринимательства и исследовании коммерциализации внутри НУС играют зарубежные колледжи, Управление по связям с промышленностью, Предпринимательский центр и Технологический холдинг.

Зарубежные колледжи НУС предлагают годовые стажировки и сокращенные программы стажировок для студентов, обучающихся на бакалавриате, а также сокращенную программу для продолжающих обучение в магистратуре. Эти программы предоставляют возможность для стажировки в зарубежных университетах и компаниях, а также фирмах венчурного капитала, находящихся в таких странах, как США, Китай, Индия, Швеция и Израиль. Студентам, заинтересованным в создании новой локальной компании, предлагается участие в программе развития инновационных локальных предприятий. Управление по связям с промышленностью НУС было основано в 1992 г. с целью установления и развития научных связей между университетами, производствами, государственными учреждениями и научно-исследовательскими институтами, а также осуществления лицензирования технологий и создания сопутствующих компаний. Не так давно в управлении была создана компьютерная онлайн-система «Исследование рынка», призванная содействовать обмену информацией между заинтересованными сторонами. Технологический холдинг при НУС призван помогать новым компаниям из сферы высоких технологий, осуществлять промышленное внедрение университетских разработок.

Предпринимательский центр при НУС был основан в 1988 г. с целью оказания содействия предпринимательству и инновационным разработкам, экспериментальному обучению (в основном по направлению предпринимательства в сфере технологий, которое предлагается научным кругам НУС, таким как студенты, сотрудники и директора проектов университета) и предпринимательскому развитию (организация конкурсов бизнес-планов, встречи предпринимателей на высшем уровне, конференции, посвященные венчурной деятельности). Предпринимательский центр также включает в себя и предпринимательский инкубатор, предоставляющий определенные услуги (учебные мастер-классы, подбор венчурных капиталов, налаживание деловых сетей), инфраструктурную поддержку (средства труда) и начальное финансирование проектов НУС.

Согласно сводке выдающихся научных открытий месяца за февраль 2013 г., факультет биоинженерии НУС

представил доказательство большей эффективности фотодинамической терапии (ФДТ) с двойным фотосенсибилизатором по сравнению с одиночным, так как обнаружились усиленное преобразование кислорода и уменьшение жизнеспособности обработанных ФДТ клеток. Опыты на живых организмах также показали сдерживание роста новообразований в организмах мышей, обработанных ФДТ с помощью введения высокочастотных флуоресцентных наночастиц (ВФН) непосредственно в меланому либо внутривенного введения противоопухолевого вещества, соединенного с ВФН. Принимая во внимание, что это лишь первые пробы использования на живых организмах фотосенсибилизаторов, заряженных ВФН, как ФДТ-вещества, это исследование может служить платформой для будущей бесконтактной терапии раковых клеток [3].

Наньянский технологический университет (НТУ) НТУ — еще один государственный университет, который был основан в 1991 г. Он специализируется на научно-технологических исследованиях и состоит из трех ключевых факультетов, занимающихся инновациями и предпринимательством. В 2000 г. НТУ учредил Наньянский комитет по инновациям и предпринимательству с целью осуществлять промышленное внедрение разработок НТУ и его интеллектуальной собственности. За последнее десятилетие на базе НТУ были проведены значительные исследования и разработки. В 1995 г. НТУ подал заявки на 11 патентов (получено пять), а в 2009 г. — на 119 патентов (получено 36). За 1995-2009 гг. с участием НТУ было создано 45 самостоятельных компаний [4, р. 82]. За 2006-2009 гг. совокупный доход от исследований НТУ возрос со 107 млн до 171 млн долл. США. Значительно возросла доля дохода от промышленности и бизнеса — с 3,2 до 13% [6, р. 68]. Например, в 2007 г. НТУ получил 9 млн долл. инвестиций от одной из промышленных компаний в рамках совместного исследовательского проекта в сфере технологий радиочастотных интегральных схем. Полученные средства были использованы для строительства новой лаборатории, а также для выплаты стипендий 30 студентам магистратуры.

В последние годы НТУ руководит множеством мероприятий в сфере обучения и разработок совместно с различными промышленными партнерами как в самом Сингапуре, так и за его пределами (Бош Груп, Роллс Ройс, Европейская компания авиационной и космической обороны, Ридженси Стил Азия, Военно-воздушная академия США) [6, р. 36]. Кроме того, Школа бизнеса при НТУ сотрудничает с Конфедерацией индийской промышленности в разработке административных программ для корпоративного сектора экономики Индии [7]. Сотрудничество НТУ с местными государственными организациями также демонстрирует важную роль университетов в осуществлении плана развития Сингапура. В частности, в сотрудничестве с Управлением по развитию информационных коммуникаций в 2009 г. была начата новая программа поощрения талантов в сфере информационных коммуникаций. Студенты Школы компьютерной инженерии принимают участие в промышленных стажировках, кураторских программах и научных проектах в рамках учебных программ [5, р. 39].

Сингапурский университет управления (СУУ) В университете функционируют подразделения, поддерживающие технологические обмены и продвижение предпринимательского образования и культуры на базе университетских программ. В 2005 г. СУУ совместно

с Объединенным международным банком (ОМБ) осно- g вал Центр предпринимательского альянса ОМБ-СУУ. s В 2010 г. СУУ сотрудничал примерно с 200 малыми и q средними предприятиями для продвижения предпри- g нимательского менеджмента и с целью организовать ^ предпринимательский консалтинг [8, p. 21]. к

В соответствии с учебной программой СУУ вдох- ^ новляет студентов на обучение предпринимательской ^ деятельности. Обучение по этой специальности осу- « ществляется в Школе бизнеса Ли Конг Чиан, а специ- ^ ализация в предпринимательстве в сфере технологий ^ совместно с программой высших бизнес-технологий ш была включена в список профилирующих дисциплин из Школы информационных систем [Там же]. В 2008 г. 2 в СУУ была основана Предпринимательская интел- с лектуальная лаборатория SAS. В СУУ осуществляется з 14 программ в различных областях знания с исполь- ï зованием экспериментальных площадок, обучающих < в условиях реальной обстановки, включающих в себя н Институт инноваций и предпринимательства и USEA- < центр университета.

В 2012 г. СУУ запустил новое направление подготовки «Магистр инновационных технологий» для студентов магистратуры, которое курирует Школа бизнеса Ли Конг Чиан. На обучение по этой специальности принимаются не только новоиспеченные бакалавры, но и, что важнее, специалисты из консалтинговых компаний.

В 2013 г. СУУ установил партнерские отношения с Китаем, в частности с Шанхайским университетом экономики и финансов и Фуданским университетом. Более того, был подписан ряд положений о сотрудничестве между СУУ и Фуданским университетом. В дополнение к этому в Шанхае был основан объединенный исследовательский центр, являющийся первым заокеанским исследовательским центром СУУ и его китайских партнеров.

Таким образом, университеты Сингапура положительно относятся к предпринимательству, в особенности в тех случаях, когда выгода от прочной взаимосвязи между университетским сектором и бизнесом/промышленностью представляется очевидной. Активная политика по продвижению инновационных технологий позволила Сингапуру, участвуя в процессе передачи знаний и информации, добиться больших успехов в сфере интеллектуальной собственности и генерализации доходов. В 2012 г. в Сингапуре находились свыше 100 международных центров биомедицинских исследований, в том числе с участием ведущих транснациональных компаний. В плане развития сингапурского правительства основной упор был сделан на исследования, способствующие повышению национальной конкурентоспособности, на обеспечение тесного сотрудничества различных государственных институтов с промышленностью.

В январе 2002 г. в Сингапуре был создан Национальный научно-технический совет, ответственный за повышение уровня развития науки и техники. Согласно плану развития на 2011-2015 гг. были определены шесть основных направлений его деятельности:

1) продолжение политики поддержки фундаментальных научных исследований;

2) дальнейший упор на привлечение и развитие талантов в научной среде;

3) больший упор на поощрение конкуренции;

4) способствование расширению сотрудничества частного и государственного секторов;

5) более сильный упор на экономический результат;

6) усиленная поддержка коммерческой деятельности.

0

1

о

V CD

Другие специальности, 44%

Гуманитарные науки, 8%

< >

Прикладные науки, 16%

Общеобразовательные науки, 9%

Естественные науки, 16%

Другие науки, 7%

Рис. 1. Учебные дисциплины опрошенных

Оценка учеными сотрудничества университетов и предпринимателей

Опрос мнений ученых по оценке программы сотрудничества университетов и предпринимательства в Сингапуре являлся частью проекта, средства на проведение которого были выделены Советом по дотациям на научные исследования правительства Гонконга. Для участия в опросе были выбраны шесть университетов/институтов, а именно Национальный университет Сингапура, Наньянгский технологический университет, СУУ, университет SIM, Сингапурский университет технологии и дизайна (СУТД), Сингапурский институт технического образования, а также пять местных политехникумов: Сингапурский политехникум, политехникум Нге Анн, политехникум Темасек, политехнический институт Наньянг и Республиканский политехникум.

Анкеты для профессорско-преподавательского состава (профессора, доценты, ассистенты и лекторы) всех вышеперечисленных учебных заведений были разосланы в мае 2013 г. Всего было отправлено около 1000 анкет. В конце августа 2013 г. были получены ответы от 208 респондентов. Итоговое количество заполненных анкет не позволяет говорить о том, что в них представлено мнение всех ученых Сингапура. Тем не менее анализ полученных данных позволяет сделать некоторые выводы по поводу того, как ученые оценивают сотрудничество университетов и предпринимательства в Сингапуре (рис. 1).

Влияние сотрудничества университетов и предпринимательства на университет

Отвечая на вопрос о целесообразности укрепления сотрудничества между университетами и предпринимательством, 93% респондентов заявили о поддержке данного направления, 6% высказали несогласие и 1% сослались на недостаточное знание предмета.

На вопрос о том, является ли сотрудничество между университетами и предприятиями в Южной Корее, Сингапуре и Тайване более успешным, чем в Гонконге, 46% опрошенных ответили отрицательно, 34% — положительно и 20% не определились с ответом. На вопрос о том, способно ли сотрудничество между университетами и компаниями повлечь конфликт интересов 50% опрошенных ответили отрицательно, в то время как 38% согласились и 4% не дали определенного ответа.

Интересно, что на вопрос о роли государства в сотрудничестве университетов в таких областях, как управление фондом, мнения опрошенных разошлись. Согласно данным опроса, 50% не согласились с тем, что сотрудничество университетов и предприятий должно контролироваться государством, 40% ответили положительно и 2% не определились с ответом (см. В1, табл. 1). Касательно вопроса о том, должно ли государство оказывать большую поддержку фондам, 84% согласились,15% ответили отрицательно и 1% затруднились с ответом (см. В2, табл. 1).

В дополнение ко всему участников опроса не беспокоит уменьшение академической свободы в случае, если государство окажет финансирование. Например, 69% не согласились с тем, что финансирование в области сотрудничества между университетами и предприятиями может воспрепятствовать академической свободе. Согласие высказали всего 29% респондентов, а 2% не знали, что ответить.

Относительно того, как сотрудничество между университетами и предприятиями может отразиться на наиболее насущных для студентов проблемах (учебная практика, уровень подготовки выпускников и т.д.), большинство респондентов были настроены весьма оптимистично. Например, 84% опрошенных были не согласны с тем, что количество академических часов будет урезано в пользу практики в компаниях. Положительно ответили на вопрос только 14% респондентов, а 1% опрошенных затруднились с ответом. Кроме того, 90% участников опроса согласились с тем, что сотрудничество между университетами и предприятиями позитивно повлияет на уровень занятости (9% были не согласны, а 1% затруднились с ответом).

Отвечая на вопрос о том, как, по их мнению, сотрудничество между университетами и предприятиями повлияет на учащихся, 89% респондентов согласились с тем, что уровень подготовки выпускников повысится, 10% высказали несогласие и 1% затруднились с ответом. В то же время 91% опрошенных положительно отнеслись к тому, что университетам следует отслеживать степень занятости выпускников и принять подходящую стратегию, чтобы подготовить студентов, тогда как только 8% ответили отрицательно и 1% затруднились с ответом. Наряду с этим респонденты также оценили, как сотрудничество между университетами и предприятиями повлияет на статус университета. Примерно 64% опрошенных согласились с тем, что

Таблица 1 ^

Результаты опроса

Вопросы Да Нет Не знаю

Количество % Количество % Количество %

В1 Согласны ли вы, что управление фондом в сфере сотрудничества между университетами и предприятиями должно контролироваться государством? 100 48 103 50 5 2

В2 Согласны ли вы с тем, что государство оказывает большую финансовую поддержку в области сотрудничества университетов и предприятий? 173 84 32 15 3 1

В3 Согласны ли вы с тем, что в случае если государство будет оказывать большую финансовую поддержку, это помешает академической свободе? 61 29 142 69 52 2

В4 Согласны ли вы с тем, что сотрудничество между университетами и предприятиями может улучшить статус университета? 134 64 64 31 10 5

В5 Согласны ли вы с тем, что публикация научно-исследовательских работ раскроет коммерческую тайну компаний-партнеров? 71 34 127 61 10 5

В6 Согласны ли вы с тем, что различия в целях являются главным препятствием на пути к сотрудничеству между университетами и предприятиями? 145 70 55 26 8 4

сотрудничество может улучшить статус университета, в то время как 31% высказались отрицательно и 5% затруднились с ответом.

Влияние сотрудничества на компании По вопросу о влиянии сотрудничества на компании большинство участников опроса (89%) придерживались мнения, что оно может улучшить имидж компании, 10% несогласных и 1% неопределившихся. На вопрос о степени риска в случаях сотрудничества между университетами и предприятиями 58% респондентов ответили согласием, что сотрудничество может снизить эксплуатационные риски компаний, в то время как 35% ответили отрицательно и 7% затруднились с ответом. На вопрос о том, могут ли публикации научно-исследовательских изданий раскрыть коммерческую тайну компаний-партнеров, только 34% ответили положительно, 61% — отрицательно и 5% не смогли ответить (см. В5, табл. 1).

На вопрос о том, может ли сотрудничество университетов и предприятий привести к взаимовыгодной ситуации, большинство опрошенных высказали уверенность в этом. Примерно 95% участников опроса считали, что сотрудничество может быть выгодно как университетам, так и компаниям, в то время как 4% ответили отрицательно и 1% затруднились с ответом. Большинство участников опроса посчитали, что сотрудничество университетов и компаний могло бы способствовать взаимовыгодному положению вещей как для компаний, так и для университетов.

Что касается основных факторов, которые могут препятствовать сотрудничеству университетов и предприятий, то 70% опрошенных считают главной помехой несовпадение конечных целей сторон, 26% высказали несогласие с данным утверждением и 4% затруднились ответить соответственно (см. В6, табл. 1). При этом 48% респондентов полагают, что склонность университетов осуществлять исследования и программы развития, связанные с низкой степенью риска, ослабляют желание предприятий сотрудничать с ними. Однако 47% опрошенных с этим не согласны и 5% затруднились ответить. Относительно других серьезных препятствий, которые могут мешать сотрудничеству

университетов и предприятий, 50% участников опроса соглашаются, что извлечение прибыли из такого сотрудничества не может быть препятствием процессу кооперации, в то время как 44% высказывают свое несогласие с этим и 6% затруднились ответить. Тем не менее 93% респондентов полностью согласны с утверждением, что укрепление и повышение качества сотрудничества между университетами и предприятиями может привести к обоюдной выгоде, тогда как 6% с этим не согласны и 1% затруднились ответить.

Многообразие точек зрения представителей различных учебных дисциплин

В ходе опроса и обсуждения с учеными Сингапура их взглядов и оценок того, как углубление сотрудничества университетов и предприятий влияет на научное сообщество, мы обнаружили, что респонденты весьма категоричны. Помимо данных, полученных в ходе опроса, автор в июле-августе 2013 г. провел несколько интервью с учеными, работающими в разных университетах Сингапура. Опираясь на полученные результаты, можно сказать, что большинство интервьюируемых, независимо от того, в какой области они работали — общественные, гуманитарные, технические науки или торговое дело, — согласны с необходимостью укрепления связей университетов и предприятий. Однако ученые, представляющие общественные и гуманитарные науки, высказали озабоченность относительно того, будут ли университетские власти руководствоваться едиными критериями в выборе действий в условиях сотрудничества университета и предприятия, поскольку представители экономических и инженерных специальностей имеют гораздо больше возможностей сотрудничать с промышленностью и бизнесом, нежели сотрудники общественных и гуманитарных факультетов. Несколько сотрудников Национального университета Сингапура, занимающиеся дисциплинами общественно-государственной политики, разделяют мнение, что их учебное заведение располагает гораздо более профессиональными образовательными программами и консультационными проектами. И те, кто обладает должными знаниями и навыками, получат огромную

^ выгоду от деятельности по передаче знаний. Тем ^ не менее между традиционными ролями ученых, зао нимающихся исследованиями, обучением и органи-^ зацией трансферта знаний и сервисом, неизбежны ^ противоречия (интервью с учеными, проведенные к в Сингапуре, июль и август 2013 г.). ¡Е Таким образом, когда потребность в сотрудниче-^ стве университетов с предприятиями будет признана « на государственном уровне, ученые могут ощутить ^ определенное давление. Мы отнюдь не стремимся ^ обобщать результаты исследований, приведенных из выше, или заявлять, что ученые в Сингапуре думают из только так, как показали опросы. Однако мы можем

2 утверждать, что ученое сообщество определенным ~ образом разделено, так как разные учебные дис-

3 циплины, когда они вовлечены в университетско-^ предпринимательское сотрудничество, порождают

< различные, многообразные опыты. Принимая во вни-н мание, что в Сингапуре импульс к развитию такого

< сотрудничества был придан сравнительно недавно, может пройти достаточно долгое время, пока ученые смогут обдумать и применить свои знания на практике. Однако ученые в современном обществе не избегают сотрудничества с предприятиями в целом (интервью с учеными, проведенные в Сингапуре, июль и август 2013 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирование инновационного предпринимательства в Сингапуре

Поставив перед собой цель осуществления экономических преобразований и перехода от традиционной производственной экономики к экономике знаний и высокотехнологичному производству, правительство Сингапура четко осознавало, что самой сложной задачей является повышение уровня и масштаба НИОКР в условиях недостаточности исследователей и профессионалов в научной области [9]. Поэтому в качестве главной движущей силой в ускорении развития экономики знаний и укреплении взаимодействия между государством, научным сообществом и промышленностью было выбрано терциарное образование. К аналогичному решению пришли Г. Ицкович и Л. Лейдесдорф, предложившие в 1990-х гг. модель Тройной спирали (модель ТС) [10] (рис. 2). Функции трех областей четко разграничены, а именно: благосостояние нации (промышленность), производство нового (наука) и общественный контроль (государство) [11].

Модель ТС можно разделить на две противоположные точки зрения: этатистскую (государственную) модель и модель свободной конкуренции (рис. 3 и рис. 4 соответственно). По Г. Ицковичу и Л. Лейес-дорфу, этатистская модель (используемая в Сингапуре) (см. рис. 3) означает, что государство активно контролирует и способствует сотрудничеству университета и предпринимательства, в то время как модель свободной конкуренции (см. рис.4) предполагает, что между установленными сферами — университетом, промышленностью и государством — существуют строго определенные отношения [10]. Данная модель подразумевает под собой политику невмешательства в экономику, что уменьшает роль государства.

Заметно отличаясь от этатистской модели, модель свободной конкуренции поощряет как университеты, так и промышленность и их роли в процессе взаимодействия. В случае с Сингапуром правительство является основной движущей силой в поощрении

процесса сотрудничества университета и промышленности. Поставив целью побудить университеты вкладывать больше ресурсов в местную экономику, особенно в экономику малых и средних предприятий, правительство Сингапура вводит такие стимулы, как свободное осуществление своей политики, финансирует как университеты, так и предприятия, улучшает их инфраструктуру, создает привлекательную среду. Очевидно, что это одинаково выгодно для обеих сторон.

В ситуации действующей этатистской модели в Сингапуре «предпринимательская модель обучения» обычно использовалась в школах. Впервые она была введена Лиин Ченгтоном в 1980-х гг. путем внедрения философии управления и процесса производства в предпринимательстве для обеспечения среды профессионального образования в школах [12]. Согласно предпринимательской модели обучения студенты получали не только теоретические знания, но и практические навыки работы на современном производстве, в полной мере соответствовавшие принципам современного развития промышленности. Такая «гибридная» модель обучения напрямую продвигала концепцию сотрудничества университетов и предпринимательства и способствовала реформированию инновационной экономики Сингапура [9]. В продвижение идеи сотрудничества университета и предпринимательства были вовлечены различные правительственные департаменты. Кроме того, в соответствии с данной концепцией правительство Сингапура сделало основной акцент на содержании учебных планов. Институт технического образования (ИТО) требует от новой программы направления на развитие, тщательного отбора материала, а также того, что внедрение новой программы в политехникумах должно быть практико-ориентированным. В соответствии с установкой ИТО практический курс в обучении должен составлять не менее 70% от общего курса обучения [12]. Согласно новой учебной программе практические навыки, полученные студентами, в дальнейшем могут быть приведены в соответствие со стандартами производства. Более того, будучи осведомленными о рыночной обстановке, большая часть таких учебных заведений будет уполномочена создать комитет по внесению изменений в учебную программу. В состав комитета будут входить различные управляющие, которые смогут вносить предложения по изменению рабочей программы. На основе комитета учебные заведения получат возможность получить актуальную информацию от предпринимателей и понимать основные тенденции и нужды рынка [13]. Тесные взаимоотношения и обмен информацией между университетами и предприятиями помогут и учебным заведениям (в создании программ, соответствующих развитию рынка), и студентам (в их становлении как конкурентоспособных профессионалов).

Помимо прочего, правительство Сингапура выполняет функцию своего рода информационного моста между университетами и предприятиями. Ежегодно министерство тяжелой промышленности задает тенденции на рынке и запрашивает индустриальную или деловую сферу о потребностях в талантливых специалистах. Министерство образования использует полученные результаты для составления плана по устройству будущих специалистов и передает его руководству колледжей и университетов, вовлеченных в программу сотрудничества университетов и предпринимательства [14]. Для того чтобы побудить

Трехсторонние сети и смешанные организации

Рис. 2. Модель тройной спирали взаимоотношений между университетом, производством и государством Источник: [10, р. 111].

< >

Рис. 3. Этатистская (государственная) модель отношений «университет — промышленность — государство» Источник: [Там же].

Рис. 4. Модель свободной конкуренции отношений «университет — промышленность — государство» Источник: [Там же].

университеты и предприятия расширять обучение профессионалов, правительство Сингапура берет на себя 90% затрат на обучение сотрудника и 40% на оплату оклада стажера в течение всего испытательного срока.

Еще одним аспектом стратегической политики поддержания региональных инноваций в индустрии высоких технологий и даже НИОКР является использование зарубежных знаний о высоких технологиях, а также денежных средств. Правительство Сингапура

g заключило соглашения с правительствами Японии,

s Германии и Франции о финансовой и технической

о поддержке создания транснациональных технических

g университетов [Там же].

^ Заключение

^ Взаимодействие между производством, бизнесом и « университетами будет только усиливаться благодаря поддержке правительства Сингапура и его ясной и ^ четкой стратегии. Государство играет важнейшую ш стратегическую роль в продвижении этих взаимо-ш действий в отношении предприятий, которые могли

2 бы создать специальные платформы для обучения j и практики студентов. Государство и его активная

3 роль в преобразовании университетского сектора Í и продвижении предпринимательства в Сингапуре

< определили модель для других стран/обществ, бу-н дучи примером успешной политики преобразований.

< Анализ опыта Сингапура в свете двух различных теоретических моделей позволяет сделать вывод, что его практика в большей степени соответствует этатистской модели. Правительство Сингапура выбрало интервенционистскую экономическую политику, направленную на повышение эффективности, и создало необходимые и достаточные условия для совместной деятельности университетов и предприятий по продвижению инноваций и предпринимательства в рамках программы национального развития.

Литература

1. Goh P. C. Intellectual capital performance of commercial banks in Malaysia // Journal of Intellectual Capital. 2005. N 6 (3). Р. 385-396.

2. Hu M.-C., Mathews J. A. National innovative capacity in East Asia // Research Policy. 2005. N 34 (9). Р. 1322-1349.

3. Idris N. M., Gnanasammandhan M. K., Zhang J., Ho P. C., Mahendran R., Zhang Y. In vivo photodynamic therapy using upconversion nanoparticles as remote-controlled nan-otransducers. 2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nus.edu.sg/dpr/files/research_highlights/ 2013_02Feb_In_vivo_photodynamic_therapy_using_upcon-version_nanoparticles_as_remote-controlled_nanotransduc-ers.pdf.

4. Nanyang Technological University. Research report 09. 2009b: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// research.ntu.edu.sg/News/Documents/Research% 20Re-port/Research%20Report%202009.pdf.

5. Nanyang Technological University. 'NTU annual report 2009'. 2009а: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ntu.edu.sg/AboutNTU/Documents/NTU%20Annual%20 Report%202009.pdf.

6. Nanyang Technological University. NTU annual report 2008: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntu. edu.sg/AboutNTU/Documents/annual_report_2008.pdf.

7. Nanyang Technological University. NTU annual report 2007: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntu. edu.sg/AboutNTU/Documents/NTU_AR_07_full_report.pdf.

8. Singapore Management University. Singapore Management University report to stakeholders 2009-2010. 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ink.library.smu. edu.sg/cgi/viewcontent.cgi?article=1009&context= stake-holder_ reports.

9. Leong B., Wee K. S., Ho Y. P. Is an enterprise framework necessary for an entrepreneurial university? A comparison of technology start-ups in Singapore and Sweden // Science and Public Policy. 2008. N 35 (9). Р. 647-656.

10. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from national systems and "mode 2" to a triple helix of university-industry-government relations // Research Policy. 2000. N 29 (2). P. 109-123.

11. Ozols A., Ozola E., Eglitis J. Introduction of triple helix model in Latvia based on experience of Sweden, Singapore and South Korea // Problems of Education in the 21st Century. 2012. N 43 (5). P. 58-68.

12. An N. Characteristics of cooperation between vocational education institutions and enterprises in Singapore and its implications // Education and Vocation. 2013 (7). P. 100-101.

13. Mok K. H. The Quest for Entrepreneurial Universities in East Asia. N.Y: Palgrave Macmillan, 2013.

14. Chow A. S. Y., Loo B. P. Y. Connectivity of higher education within the global city network: does transport network play a role? // Poster presentation in the 18th International Conference of Hong Kong Society for Transportation Studies; 14-16 December; Hong Kong. China, 2013.

References

1. Goh P. C. Intellectual capital performance of commercial banks in Malaysia. Journal of Intellectual Capital, 2005, vol. 6, no. 3, pp. 385-396.

2. Hu M.-C., Mathews J. A. National innovative capacity in East Asia. Research Policy, 2005, vol. 34, no. 9, pp. 1322-1349.

3. Idris N. M., Gnanasammandhan M. K., Zhang J., Ho P. C., Mahendran R., Zhang Y In vivo photodynamic therapy using upconversion nanoparticles as remote-controlled nanotrans-ducers. 2012. Available at: http://www.nus.edu.sg/dpr/files/ research_highlights/2013_02Feb_In_vivo_photodynamic_the-rapy_using_upconversion_nanoparticles_as_remote-control-led_nanotransducers.pdf.

4. Nanyang Technological University. Research Report 09. 2009b. Available at: http://research.ntu.edu.sg/News/Docu-ments/Research% 20Report/Research%20Report%202009. pdf.

5. Nanyang Technological University. NTU Annual Report 2009. 2009а. Available at: http://www.ntu.edu.sg/AboutNTU/Do-cuments/NTU%20Annual%20Report%202009.pdf.

6. Nanyang Technological University. NTU Annual Report 2008. Available at: http://www.ntu.edu.sg/AboutNTU/Documents/ annual_report_2008.pdf.

7. Nanyang Technological University. NTU Annual Report 2007. Available at: http://www.ntu.edu.sg/AboutNTU/Documents/ NTU_AR_07_full_report.pdf.

8. Singapore Management University Report to Stakeholders 2009-2010. Singapore Management University. 2009. Available at: http://ink.library.smu.edu.sg/cgi/viewcontent.cgi? article=1009&context= stakeholder_ reports.

9. Leong B., Wee K. S., Ho Y P. Is an enterprise framework necessary for an entrepreneurial university? A comparison of technology start-ups in Singapore and Sweden. Science and Public Policy, 2008, vol. 35, no. 9, pp. 647-656.

10. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from national systems and "mode 2" to a triple helix of university-industry-government relations. Research Policy, 2000, vol. 29, no. 2, pp. 109-123.

11 Ozols A., Ozola E., Eglitis J. Introduction of triple helix model in Latvia based on experience of Sweden, Singapore and South Korea. Problems of Education in the 21st Century, 2012, vol. 43, no. 5, pp. 58-68.

12. An N. Characteristics of cooperation between vocational education institutions and enterprises in Singapore and its implications. Education and Vocation, 2013, no. 7, pp. 100-101.

13. Mok K. H. The Quest for Entrepreneurial Universities in East Asia. New York, Palgrave Macmillan Publ., 2013.

14. Chow A. S.Y, Loo B. P. Connectivity of higher education within the global city network: Does transport network play a role? Poster presentation in the 18th International Conference of Hong Kong Society for Transportation Studies, Hong Kong, China, December 14-16, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.