Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / образование / экономика / наука / инновации / подготовка кадров / человеческий потенциал / competitiveness / education / economics / science / innovation / personnel training / human potential
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Малинина Т.Б.

д.соц.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет

Карцева А.К.

начальник учебного отдела факультета экономики и финансов, Северо-Западный институт управления

РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, экономика, наука, инновации, подготовка кадров, человеческий потенциал.

Keywords: competitiveness, education, economics, science, innovation, personnel training, human potential.

По оценкам разработчиков Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной в 2019 г., в 20 российских городах сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня. В этот перечень не вошел единственный из вузов, имеющих статус федерального научно-исследовательского университета, - Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева.

Вместе с тем, научные центры мирового уровня сформировались в тех субъектах, вузы которых не имеют серьезной поддержки со стороны федерального центра, которая распространяется на научно-исследовательские университеты. Речь идет о городах Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Красноярск, Уфа, Тюмень, Краснодар, Владивосток, Воронеж, Обнинск. Закономерно встает вопрос, правильно ли расставлены государственные приоритеты.

Из 29 российских вузов, имеющих статус научно-исследовательских университетов, 9 расположены в г. Москве и 4 в г. Санкт-Петербурге. Во всех остальных 83 регионах только 16 вузов, имея статус научно-исследовательских университетов, пользуются его финансовыми преимуществами. Это говорит о неравномерности развития сети высших учебных заведений в стране.

Особую роль вузы играют в развитии периферийных регионов. В столицы и крупные города квалифицированные кадры съезжаются со всей страны. А небольшие регионы со слабыми вузами теряют население, поскольку выпускники общеобразовательных школ (и особенно их родители) всеми силами стремятся получить качественное высшее образование в ведущих вузах страны, но после этого, как правило, молодежь не возвращаются в родной регион. В итоге население стареет, средний возраст занятого населения тоже растет, процессы модернизации производства замедляются, что создает угрозу стабильности социально-экономического развития многих провинциальных регионов.

Приоритетным направлением развития нашей страны является коренное обновление материально-технической базы, за счет чего будет достигнуто кардинальное повышение производительности труда. Для работы на новом оборудовании и по новейшим технологиям нужны высококвалифицированные специалисты. Не секрет, что нередко высокопроизводительное оборудование используется не на полную мощность по той причине, что не хватает специалистов, способных управлять этой техникой. Далеко не все возможности современного оборудования, заложенные его создателями, доступны специалистам, которые его обслуживают, поскольку они не обладают для этого всеми необходимыми компетенциями.

О том, что требования к участникам трудового процесса неуклонно возрастают, свидетельствует тот факт, что структурная доля работников, имеющих высшее образование, неуклонно растет: в 2001 г. удельный вес высококвалифицированных работников составлял 22,6%, в 2020 г. - 35,4%. По регионам показатель варьирует от 24,7% в Забайкальском крае до 51,6% в г. Москве (2020 г.)1.

Во многих российских регионах функционирует 1-2 вуза. В 2019 г. таких регионов было 122. Это значит, что конкуренции, которая способна оздоровить любой рынок, в них нет, что может негативно сказаться на качестве подготовки специалистов. О слабом соответствии национальной системы высшего образования запросам современного рынка труда говорят, например, следующие данные: в 2009-2019 гг. уровень занятости в экономике России уменьшился на 4,2% (с 62 до 59,4% от численности населения), но в большей степени это коснулось лиц с высшим образованием, уровень занятости которых снизился на 4,8% (с 80 до 77,1% от численности населения соответствующего уровня образования).

Еще отчетливее расхождение спроса и предложения на рынке труда проявляется в показателях занятости мужской части населения. Сравнение показателей занятости в зависимости от уровня образования показало: если в рассматриваемый период уровень занятости мужчин в целом увеличился (с 66,9 до 67,3% от численности населения), то в

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2021. - С. 140-141.

2 Там же. - М., 2019. - С. 342-345.

категории лиц, имеющих высшее образование, этот показатель, напротив, снизился (с 84,9 до 82,4 в процентах от численности населения соответствующего уровня образования)1.

О слабом соответствии современной российской системы высшего образования запросам быстро меняющегося рынка труда говорят сохраняющийся дефицит кадров определенных специальностей в условиях безработицы, а также показатели трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Почти 1/3 контингента российских вузов, завершивших обучение в 2016-2018 гг., по данным официальной статистики, работают не по полученной в вузе специальности, а по некоторым направлениям подготовки доля «невостребованных специалистов» превышает 50%, среди них: сельское, лесное и рыбное хозяйство, социология и социальная работа, политические науки и регионоведение2.

Другая причина невостребованности рынком большого числа подготовленных вузами специалистов, как и любого другого товара, связана с качеством подготовки. Ведь несмотря на то, что вузы ежегодно выпускают огромное число экономистов и юристов, и поток желающих получить такое образование на коммерческой основе не сокращается, многие предприятия ищут и не могут найти профессионалов именно в этой сфере. Показатели эффективности деятельности российских предприятий тоже свидетельствуют о низком качестве управления - третья часть организаций в стране убыточны: 2005 г. - 36,4%, 2010 г. - 29,9%, 2015 г. - 32,6%, 2019 г. - 32,5%3.

О недостаточности знаний, полученных в процессе обучения на уровне бакалавриата, для построения карьеры и продвижения по службе говорит и увеличивающийся с годами поток желающих продолжить обучение в магистратуре и/или получить второе и даже третье образование по смежным или сопутствующим направлениям (экономика -юриспруденция, экономика - государственное и муниципальное управление и т.п.).

Одна из возможных причин снижения качества подготовки специалистов в вузах, как и на любом рынке, - ослабление конкуренции. Если обеим столицам это не грозит, поскольку 30% вузов страны сосредоточены именно на их территории (в г. Москве 153 вуза, в г. Санкт-Петербурге - 66 вузов из 741 вуза в РФ в 2019 г.), то в регионах ситуация совсем иная: в 28 субъектах функционируют 1-3 вуза4. Отсутствие возможности получения качественного высшего образования в родном городе (регионе) побуждает молодежь к переезду, а вузы, чтобы выполнить план приема, вынуждены снижать проходные баллы и продлять сроки приема документов.

Например, в Республике Мордовия функционируют 3 организации высшего образования, 2 из которых государственные5. Конкурировать в границах региона не с кем, и, открывая приемную кампанию 2021 г., ректор ведущего вуза региона и одного из крупнейших вузов страны, имеющего статус национального исследовательского, - МГУ им. Н.П. Огарева - объявил о снижении минимального порога баллов ЕГЭ для поступления в этот вуз: по иностранному языку на 10 баллов, истории - на 5 баллов, химии, физике, биологии - на 1 балл6. Это, конечно же, не свидетельствует об укреплении конкурентоспособности этого вуза и повышении качества оказываемых им образовательных услуг.

В табл. 1 мы привели данные о миграционной активности населения в регионах, на территории которых функционируют 1-2 вуза, или таковые отсутствуют.

Таблица 1

Число образовательных организаций высшего образования и научных организаций и коэффициент миграционного прироста в отдельных регионах Российской Федерации7

Регион Число вузов и научных организаций Коэффициент миграционного прироста, на 10 000 человек населения

2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Костромская область 2 -42 -10 -43 -5 3

Республика Карелия 2 -54 -12 -21 -12 -1

Ненецкий автономный округ - -50 23 -89 18 29

Ленинградская область 1 150 68 239 204 168

Новгородская область 1 -21 7 -32 14 32

Республика Адыгея 2 15 56 54 214 39

Республика Калмыкия 1 -70 -103 -116 -65 -33

г. Севастополь 1 439 176 167 1313

Республика Ингушетия 2 -158 38 58 59 41

Карачаево-Черкесская Республика 2 46 -54 -34 -19 -6

Ямало-Ненецкий автономный округ - -88 -223 -32 -24 -22

Республика Алтай 1 -28 -10 -16 25 15

Республика Тыва 1 -126 -76 -30 -12 -18

Республика Хакасия 1 -21 6 -17 -15 -2

Забайкальский край 2 -46 -66 -69 -52 -40

Камчатский край 2 -41 -53 -22 -50 -20

1 Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы): Стат.сб. / Рос-стат. - М., 2020. - С. 44.

2 Там же, с. 86.

3 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 626.

4 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 342-343.

5 Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. - Саранск, 2020. - С. 171.

6 Сергей Вдовин рассказал об особенностях приёмной кампании в МГУ им. Н.П.Огарёва // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. - https://e-mordovia.ru/for-smi/all-news/sergey-vdovin-rasskazal-ob-osobennostyakh-priyemnoy-kampanii-v-mgu-im-n-p-ogaryeva/

7 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 342-345; 2021. - С. 91-92.

Магаданская область 1 -141 -118 -187 -53 -48

Сахалинская область 2 -63 -27 -7 -22 -32

Еврейская автономная область 1 -49 -120 -111 -65 -59

Чукотский автономный округ - -174 -117 48 111 -157

Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что для большинства регионов этой группы характерен многолетний значительный миграционный отток населения. Значительную часть этого потока формируют молодые люди, уезжающие на учебу. Это дает основания рассматривать в качестве одной из причин больших миграционных потерь населения отсутствие возможности получить качественное высшее образование в родном регионе. Исключение составляют всего несколько регионов с высокой миграционной привлекательностью (г. Севастополь) и/или близким расположением крупных научных центров страны (Ленинградская область).

Таким образом, доступность качественного высшего образования в России сильно варьирует по регионам, что провоцирует отток молодежи из периферийных территорий, для которых это гибельно. Представляется, что развитие сети региональных вузов за счет открытия на их территории филиалов крупнейших вузов страны, позволило бы сократить отток населения. Обеспечивая молодым людям возможность получения качественного образования в родном городе, эта мера будет также способствовать укреплению человеческого потенциала территории, ослабление которого является одной из угроз экономической безопасности государства.

Считаем также необходимым расширить активно применявшуюся в советский период практику целевой подготовки кадров для периферийных регионов. Это позволит таким субъектам получить высококвалифицированные кадры, не рискуя их потерять (по крайней мере, на срок действия договора). При таком подходе в случае детально разработанного договора высоки шансы того, что специалист не уедет и после завершения периода действия договора, поскольку за 3-5 лет молодой человек повзрослеет, наметятся контуры его карьерного продвижения, он успеет создать семью, обзавестись собственным жильем, что, как правило, сдерживает от принятия импульсивных решений, свойственных молодым людям, не обремененным семейными обязательствами и не имеющими четкого представления о своем профессиональном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.