Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦИФРОВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ НАРАЩИВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦИФРОВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ НАРАЩИВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ЦИФРОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мугутдинов Р.М., Горовой А.А.

В настоящее время залогом успешной деятельности промышленного предприятия является достаточная инновационная активность. В особенности, это относится к промышленным предприятиям, использующим новейшие цифровые технологии. В работе обозначена взаимосвязь между инновационной активностью промышленного предприятия и его конкурентоспособностью. Представлено авторское определение понятия инновационная активность цифрового промышленного предприятия. Сделаны выводы о том, что процесс цифровой трансформации бизнеса преследует цель обеспечения конкурентоспособности, вследствие изменения условий ведения бизнеса, использования цифровых платформ и сервисов. А процесс формирования конкурентоспособности, как свойства цифрового промышленного предприятия, базируется на процессе управления информационным потоком. Он формирует восприятие промышленного предприятия в сознании потенциального потребителя относительно как конкурентов, так и иных представителей внешней среды. В работе представлены концептуальные модели взаимодействия участников рынка в условиях функционирования отраслевой цифровой экосреды. Представлена взаимосвязь конкурентоспособности цифрового промышленного предприятия и инновационной активности в условиях достижения стратегических целей развития. Таким образом, инновационная активность цифрового промышленного предприятия способствует выбору для реализации наиболее приоритетных инновационных отраслевых проектов, определению вариантов их финансирования, формированию комплекса стимулирующих мер для достижения целевых показателей устойчивого развития, с учетом инновационных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF A DIGITAL INDUSTRIAL ENTERPRISE AS A CONDITION FOR INCREASING INNOVATION ACTIVITY

Currently, the key to the successful operation of an industrial enterprise is sufficient innovation activity. In particular, this applies to industrial enterprises using the latest digital technologies. The paper outlines the relationship between the innovative activity of an industrial enterprise and its competitiveness. The author's definition of the concept of innovative activity of a digital industrial enterprise is presented. Conclusions are drawn that the process of digital transformation of business pursues the goal of ensuring competitiveness, due to changes in business conditions, the use of digital platforms and services. And the process of forming competitiveness, as a property of a digital industrial enterprise, is based on the process of managing the information flow. It forms the perception of an industrial enterprise in the mind of a potential consumer regarding both competitors and other representatives of the external environment. The paper presents conceptual models of interaction between market participants in the context of the functioning of the industry digital eco-environment. The article presents the relationship between the competitiveness of a digital industrial enterprise and innovation activity in terms of achieving strategic development goals. Thus, the innovative activity of a digital industrial enterprise contributes to the selection of the most priority innovative industry projects for implementation, the definition of options for their financing, the formation of a set of incentive measures to achieve sustainable development targets, taking into account innovative risks.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦИФРОВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ НАРАЩИВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-226-235

Р.М. Мугутдинов - соискатель Высшей инженерно-экономической школы, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого», г. Санкт-Петербург, mugutdinov.rashid@inbox.ru,

R.M. Mugutdinov - Candidate of the Higher School of Engineering and Economics of the St Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St Petersburg;

А.А. Горовой - д.э.н., профессор факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург, gorovoy@limtu.ru,

A.A. Gorovoy - Doctor of Economics, Professor of the Faculty of Technological Management and Innovation, ITMO University, St Petersburg.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЦИФРОВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ НАРАЩИВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ COMPETITIVENESS OF A DIGITAL INDUSTRIAL ENTERPRISE AS A CONDITION FOR INCREASING INNOVATION ACTIVITY

Аннотация. В настоящее время залогом успешной деятельности промышленного предприятия является достаточная инновационная активность. В особенности, это относится к промышленным предприятиям, использующим новейшие цифровые технологии. В работе обозначена взаимосвязь между инновационной активностью промышленного предприятия и его конкурентоспособностью. Представлено авторское определение понятия инновационная активность цифрового промышленного предприятия. Сделаны выводы о том, что процесс цифровой трансформации бизнеса преследует цель обеспечения конкурентоспособности, вследствие изменения условий ведения бизнеса, использования цифровых платформ и сервисов. А процесс формирования конкурентоспособности, как свойства цифрового промышленного предприятия, базируется на процессе управления информационным потоком. Он формирует восприятие промышленного предприятия в сознании потенциального потребителя относительно как конкурентов, так и иных представителей внешней среды. В работе представлены концептуальные модели взаимодействия участников рынка в условиях функционирования отраслевой цифровой экосреды. Представлена взаимосвязь конкурентоспособности цифрового промышленного предприятия и инновационной активности в условиях достижения стратегических целей развития. Таким образом, инновационная активность цифрового промышленного предприятия способствует выбору для реализации наиболее приоритетных инновационных отраслевых проектов, определению вариантов их финансирования, формированию комплекса стимулирующих мер для достижения целевых показателей устойчивого развития, с учетом инновационных рисков.

Abstract. Currently, the key to the successful operation of an industrial enterprise is sufficient innovation activity. In particular, this applies to industrial enterprises using the latest digital technologies. The paper outlines the relationship between the innovative activity of an industrial enterprise and its competitiveness. The author's definition of the concept of innovative activity of a digital industrial enterprise is presented. Conclusions are drawn that the process of digital transformation of business pursues the goal of ensuring competitiveness, due to changes in business conditions, the use of digital platforms and services. And the process of forming competitiveness, as a property of a digital industrial enterprise, is based on the process of managing the information flow. It forms the perception of an industrial enterprise in the mind of a potential consumer regarding both competitors and other representatives of the external environment. The paper presents conceptual models of interaction between market participants in the context of the functioning of the industry digital eco-environment. The article presents the relationship between the competitiveness of a digital industrial enterprise and innovation activity in terms of achieving strategic development goals. Thus, the innovative activity of a digital industrial enterprise contributes to the selection of the most priority innovative industry projects for implementation, the definition of options for their financing, the formation of a set of incentive measures to achieve sustainable development targets, taking into account innovative risks.

Ключевые слова: конкурентоспособность, цифровое промышленное предприятие, инновационная активность, информационные потоки, цифровая активность.

Keywords: competitiveness, digital industrial enterprise, innovation activity, information flows, digital activity.

Эпоха цифрового бизнеса порождает волну инноваций практически во всех отраслях экономики и общества, что приводит к поиску иных механизмов устойчивого развития, отвечающим требованиям внешней среды, а также способствуют наращиванию инновационному потенциала за счет выявления внутрипроизводственных резервов, задействования всей совокупности факторов стратегического развития и повышения эффективности инновационного процесса.

Кардинальное изменение парадигмы ведения бизнеса делает трансформацию бизнес -процессов неотъемлемой частью как сохранения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, так и вызовом, который ставит под угрозу само его существование на рынке. Именно конкурентоспособность бизнес-субъекта определяет условия наращивания инновационной активности, так как открывает новые возможности для ведения инновационной деятельности.

Как уже было определено, базовым элементом системы цифровой трансформации экономики является цифровое промышленное предприятие, которое обладает соответствующим потенциалом, проявляет определенный уровень инновационной активности и в результате цифровых преобразований становится способным разрабатывать (использовать) сквозные цифровые технологии, цифровые сервисы и платформы.

Однако, необходимо уточнить, что понимается под инновационной активностью цифрового промышленного предприятия, с учетом выделенных нами признаков и отличительных особенностей функционирования.

Следует отметить, в настоящее время в литературе встречаются традиционные формулировки указанного понятия, которые коррелируют с такими категориями, как «инновационный потенциал», «инновационная деятельность».

По нашему мнению, инновационная активность цифрового промышленного предприятия представляет собой самостоятельную экономическую категорию, с помощью которой представляется возможность качественно оценить результативность ведения отраслевой инновационной деятельности, так как вовлекается значительный массив ресурсов для получения максимального финансового результата и увеличения стоимости бизнеса в целом [1].

Необходимо выделить отдельные понятия «инновационная активность цифрового промышленного предприятия» и «инновационный потенциал цифрового промышленного предприятия», что позволит их четко разграничить и в последствии выявить факторы и условия обеспечения конкурентоспособности цифровых промышленных предприятий как специфического условия наращивания инициатив инновационного роста.

Уровень инновационной активности цифрового промышленного предприятия, на наш взгляд, представляет собой комплексную оценку готовности активов цифрового промышленного предприятия (организационно-управленческого, информационного и человеческого капитала) к процессам цифровых преобразований для производства инновационной продукции (работ, услуг) и оптимизации всей совокупности бизнес-процессов, результатом которых выступает рост стоимости бизнеса.

Под инновационным потенциалом цифрового промышленного предприятия будем понимать качественную интегрированную оценку организационно- управленческого, человеческого и информационного капитала, позволяющую судить о возможностях внедрения инновационных проектов по разработке и применении СЦТ для достижения стратегических ориентиров развития [2].

При этом, мы считаем, что в качестве главного критерия в понятии «инновационная активность цифрового промышленного предприятия» следует отметить производство инновационной продукции под требования цифровой экосреды, которые весьма динамичны ввиду изменения предпочтений потребителей и ориентиров на тенденции, вызванные процессами цифровой трансформации во всех отраслях и сферах деятельности [3,4].

В условиях активных цифровых преобразований к бизнес-субъектам предъявляются новые требования, которые вынуждают проводить качественные преобразования внутренних бизнес-процессов для производства конкурентоспособной продукции, востребованной покупателя-

ми. Очевидным становится факт прямой взаимосвязи между инновационной активностью и обеспечением конкурентоспособности, что гарантирует получение предприятием ряда положительных эффектов и преимуществами по сравнению с конкурентами, что отражено в работах Бабкин А.В. [5-7], Мякотин М.П. [8,9], Родионов Д.Г. [10-12], Сухарев О.С. [13-15] и др.

Некоторые ученые отмечают, что конкурентоспособность промышленного предприятия является регулируемым качественным параметром [16], на который может оказать влияние, в первую очередь, инновационная активность, поэтому детальному анализу должны быть подвержены целевые параметры стратегии инновационного развития, перечень реализуемых инновационных проектов, продолжительность жизненного цикла инновационной продукции, состояние ресурсного потенциала, задействованного в рамках инновационной деятельности и т.д.

Шаренков С.Б., Черкасов М.Н. в своем исследовании подчеркивают тесную связь между инновационными аспектами ведения бизнеса и повышением конкурентоспособности промышленного предприятий, так как являются взаимодополняющими элементами в системе выработки направлений стратегического развития [17].

Процесс цифровой трансформации бизнеса в первую очередь преследует цель обеспечения конкурентоспособности, так происходит изменение условий ведения бизнеса, в рамках которых могут быть использованы совместно цифровые платформы и сервисы несколькими бизнес-субъектами для получения определенной экономии и выгод. Но в тоже время, следует учитывать компании, которые стремительно появляются на рынке, имеют доступ к глобальным сетям, осуществляют свою деятельность в разных сегментах бизнеса и нескольких отраслях одновременно, поэтому необходимо учитывать среди прочих факторов обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий использование совместных цифровых платформ, возможности практической реализации стартапов, продажи через совместные цифровые платформы и т.д. [18].

Исследование взаимосвязи конкурентоспособности цифрового промышленного предприятия и инновационной активности предполагает более тщательного исследования категории «конкурентоспособность», что вызывает необходимость детально рассмотреть понятийный аппарат и раскрыть методические исследования как объекта многомерного анализа в рамках последующего использования результатов комплексного исследования в целях выявления резервов повышения инновационной активности [19,20].

Экономико-математический словарь (словарь современной экономической науки) определяет конкурентоспособность как - «способность, преодолевать барьеры для входа в рынок, выступать на этом рынке, выдерживая конкуренцию других аналогичных субъектов рыночных отношений» [21]. Данное определение дифференцировано в соответствии с основными этапами развития предприятия, однако, оно не определяет ключевых свойств предприятия.

Более специфическое определение дают Мазилкина Е.И. и Паничкина Г.Г. Они определяют конкурентоспособность как относительную характеристику, которая выражает степень отличия развития организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей» [22].

Данное определение концентрирует внимание на ключевом свойстве конкурентоспособности промышленного предприятия - сравнительном характере. Именно сравнение определяет конкурентоспособность промышленного предприятия. Сравнение может в значительной мере дифференцироваться в зависимости от множества факторов, однако объект сравнения неизменен - иные предприятия, ТРУ (товары, работы и услуги) или прочие субстанции, следствием потребления которых является изменение спроса на ТРУ субъекта (предприятия).

Причины данного изменения в значительной степени дифференцированы. В качестве базовых причин можно назвать - более качественное или комплексное удовлетворение потребителей (всех типов потребностей, включая информационные), сравнительно более низкие затраты ресурсов потребителей, специфика социального и иного взаимодействия производителей и потребителей и многое другое. Таким образом, конкурентоспособность является

крайне многомерным понятием, отражающим не только сравнительные свойства ТРУ или предприятия, но и их системное взаимодействие [23].

Существует множество как подходов к определению данных свойств, так и инструментов их сравнительной оценки. В качестве примера можно привести многоугольник конкурентоспособности, матрицу BCG, матрицу МсКшеу, модель пяти сил Майкла Портера и многое другое.

Однако, как уже было отмечено ранее, цифровое промышленное предприятие имеет принципиально иную природу, подразумевающую в первую очередь минимизацию физического взаимодействия предприятия и потребителя. Для потребителя цифровое промышленное предприятие есть ничто иное как элемент информационного потока, представленный в виде сайта в интернете или приложения [20]. Данный факт позволяет утверждать, что конкурентами предприятия в данном случае являются иные элементы информационного потока, также лишенные большинства физических характеристик, оказывающих влияние на процесс потребления.

Сознание потребителя дистанцируется и воспринимает цифровое промышленное предприятие в контексте исключительно информационной среды, что дает возможность предприятию формировать конкурентные преимущества вне контекста физического мира. Таким образом, процесс формирования конкурентоспособности, как свойства цифрового промышленного предприятия, во многом базируется на процессе управления информационным потоком, формирующим восприятие предприятия в сознании потенциального потребителя относительно как конкурентов, так и иных представителей внешней среды (поставщиков, контрагентов и т.д.).

Данный процесс может быть дифференцирован на два принципиальных вида потоков - материальные потоки и информационные потоки. Материальные потоки описывают движение материальных ценностей между участниками рынка, в частности движение ТРУ и денежных средств. Информационные потоки в свою очередь значительно более разнородное явление, описывающее движение информации между участниками рынка.

Однако, в рамках данного исследования сформированная выборка является необходимой и достаточно. Как можно видеть на схеме, материальные и информационные потоки являются двумерными и субъектно-дифференцированными. В первую очередь необходимо рассмотреть процесс интеграции непосредственно промышленного предприятия и его потенциальных потребителей. Данный процесс дифференцирован на следующие компоненты:

Материальные поток (М1) - вещественный поток материальных ценностей, поступающий от предприятия к потребителю. Данный поток в первую очередь состоит из товаров и иных материальных объектов, поступающих от предприятия к потребителю по результатам процесса потребления (сделки).

По результатам данного потока в сознании потребителя формируется вторичное восприятие предприятия, так как потребитель получает возможность сопоставить свои ожидания от ТРУ, а также самого процесса взаимодействия с предприятие, с фактом.

Материальные поток (М2) - вещественный поток материальных ценностей, поступающий от потребителя к предприятию. Данный поток в первую очередь представлен денежными средствами (и их эквивалентами), отражающими цену, уплачиваемую потребителем в обмен на материальный поток (М1).

Данный материальный поток является основным результатом экономического взаимодействия для предприятия, а его количественные характеристики являются эконмическим описанием деятельности промышленного предприятия.

Информационный поток (II) - целевой поток информации, генерируемый промышленным предприятием и направляемый на потребителя. Данный поток является одним из наиболее значимых компонент формирования образа предприятия в сознании потребителя. Именно содержание и интенсивность данного потока определяет относительно восприятие предприятия и его ТРУ. Данный поток в первую очередь формируется маркетинговой служ-

бой предприятия, однако непреднамеренно генерируемая предприятием информация, отраженная в информационной среде (СМИ, социальных сетях и т.д.) также является частью данного потока. Так как цифровой предприятие в первую очередь ориентировано на реализацию ТРУ посредствам цифровых каналов, оно фактически максимально вынуждено ограничивать часть информационного потока (II), формируемого в рамках очного взаимодействия, что в свою очередь значительно снижает рыночные барьеры, и дает возможностью предприятиям формировать уникальный образ в информационной среде, ориентированный непосредственно на потребителя.

Информационный поток (12) - поток информации, генерируемый потребителем и направленный (не обязательно целевым образом) на предприятие. Данный поток может быть разделен на два принципиально разных потока - целевой поток и описательный поток. Целевой поток агрегирует информацию, описывающую реакцию потребителя на ТРУ предприятия, или на информационный поток, генерируемый предприятием или содержащей информацию о предприятии. Наиболее типичным примером содержания, данного патока являются отзывы потребителей о товаре, оставляемые на сайте предприятия. Описательный поток является нецелым, и генерируется потенциальными потребителями вне контекста осознания его дальнейшего анализа промышленным предприятием. Наиболее характерными примерами информации, содержательно составляющей данный поток, являются записи потребителей в социальных сетях, реактивный контент, генерируемый потенциальными потребителями, а также информация банков о специфике потребления.

Концептуальный анализ взаимодействия данных поток позволяет утверждать, что основой обеспечения стабильного и динамично прирастающего материального потока для цифрового предприятия выступает качество информационного потока (II), формирование которого в первую очередь концентрируется на результатах анализа информационного потока (12). Однако, сознание потребителя является комплексным с точки зрения источников потребления информационного потока, вследствие чего информационный поток (II) не является изолированным и вступает во взаимодействие с информационными потоками, гарнируемые предприятиями-конкурентами, предприятиями-комплементорами и иными участниками информационной среды. Рассмотрим последовательно компоненты процесс взаимодействия потребителя с конкурентами и комплементорами исследуемого предприятия:

Материальные поток (М3) - вещественный поток материальных ценностей, поступающий от потребителя к предприятиям-конкурентам исследуемого предприятия. Данный материальный поток содержательно отражает спрос на ТРУ предприятий-конкурентов, а его количественные характеристики относительные материальному потоку (М2) являются индикаторами эффективности в первую очередь маркетинга исследуемого предприятия.

Материальные поток (М4) - вещественный поток материальных ценностей, поступающий от предприятий-конкурентов исследуемого предприятия к потребителю. Относительное количественное описание соотношения, данного материальный поток и материального потока (М1), является отражением конкурентного взаимодействия на рынке.

Материальные поток (М5) - вещественный поток материальных ценностей, поступающий от предприятий-комплименторов исследуемого предприятия к потребителю. Содержательно данный материальный поток представляет собой совокупность ТРУ предприятий-комплименторов исследуемого промышленного предприятия, которые в свою очередь являются дополнительными элементами продвижения ТРУ исследуемого предприятия. Однако, возможен обратный эффект, при котором ТРУ предприятий-комплименторов могут оказывать отрицательный маркетинговый эффект, в том случае если они не соответствуют ожиданиям и запросам потребителей и при этом устойчиво ассоциируются с исследуемым предприятием.

Материальные поток (Мб) - вещественный поток материальных ценностей, поступающий от потребителей к предприятиям-комплименторам исследуемого промышленного предприятия. Данный материальный поток является экономическим эквивалентом материального потока (М5).

Информационный поток (13) - целевой поток информации, генерируемый предприятиями-конкурентами исследуемого предприятия и направляемый на потребителя. Данный информационный поток является содержательной альтернативой информационному потоку (II), и именно сопоставление данных информационных потоков формирует в сознании потребителей относительное восприятие предприятия и его основных конкурентов. Предприятию необходимо анализировать данный поток на ровне с информационным потоком (12) и сопоставлять его с материальным потоком (М4) для целей формирования образа потребителя и более эффективного удовлетворения его потребностей.

Информационный поток (14) - поток информации, генерируемый потребителями и направленный (не обязательно целевым образом) на предприятия-конкуренты. Данный информационный поток содержательно идентичен информационному потоку (12), и во многом является реакцией потребителей на ТРУ предприятий-конкурентов исследуемого предприятия, или информацией, в целом описывающей потенциального потребителя. Концепция анализа данного информационного потока идентичная концепции анализа информационного потока (12), и они во многом являются взаимодополняющими.

Информационный поток (19) - поток информации, генерируемый потребителями и направленный (не обязательно целевым образом) на предприятия-комплименторы. Данный информационный поток также содержательно во многом идентичен информационному потоку (12) и (14), что в свою очередь, как единообразие аналитической концепции, так и необходимость соотнесения данных информационных потоков.

Информационный поток (110) - целевой поток информации, генерируемый предприя-тиями-комплементорами исследуемого предприятия и направляемый на потребителя. Данный информационный поток содержательно идентичен информационному потоку (13), однако так как он является условно ассоциируемым потребителями с исследуемым предприятием, концепция его анализа диаметрально противоположна. Приведенная совокупность материальных и информационных потоков описывает как непосредственное взаимодействие предприятий-конкурентов и предприятий-комплименторов с потенциальными потребителями исследуемого промышленного предприятия, так и последствия данного взаимодействия. В частности, имеют место следующие информационные потоки:

1. Информационный поток (15) - поток информации, генерируемый предприятиями-конкурентами и направленный (не обязательно целевым образом) на предприятие. В данном случае направление является условным, так как данный информационный поток в целом направлен в информационную среду. Более того, частью данного информационного потока является направленный непосредственно на потребителя информационный поток (13). Таким образом можно утверждать, что всеобъемлющий анализ данного информационного потока содержит в себе описанный ранее анализ информационного потока (13).

2. Информационный поток (¡б) и информационный поток (17) - информационный поток, генерируемый предприятием и направленный (не обязательно целевым образом) на предприятия-конкуренты и предприятия-комплименторы. Данный информационные потоки являются результирующими и должны контролироваться предприятием.

3. Информационный поток (18) - поток информации, генерируемый предприятиями-комплементорами и направленный (не обязательно целевым образом) на предприятие. Частью данного информационного потока является направленный непосредственно на потребителя информационный поток (1ш). Таким образом можно утверждать, что всеобъемлющий анализ данного информационного потока содержит в себе описанный ранее анализ информационного потока (1ш).

Описанные информационные потоки завершают модель взаимодействия участников рынка. В соответствии с описанной спецификой может быть формирована концептуальная модель формирования конкурентного восприятия (рисунок 1).

в условиях цифровой трансформации

Приведенная модель представляет собой последовательный процесс взаимодействия информационных потоков, результатом чего является многомерное конкурентное восприятие рынка потребителями. Как можно видеть на рисунке первичный этап представляет собой разнородную информационную среду, условно дифференцируемую на совокупность как описанных ранее информационных потоков, так и внешнего информационного потока (1о). Данный информационный поток является условным, и отражает совокупность информационных потоков, генерируемых иными (ранее не упомянутыми) участниками информационной среды.

Описанные информационные потоки поступаю на второй уровень модели - «Информационный генезис потребителя», и вступают в множественное взаимодействие. Необходимо отметить, что описанные информационные потоки также наслаиваются на базовый информационный массив, сформированный в сознании потребителя ранее. По результатам взаимодействия описанных информационных потоков в сознании потребителя формируется многомерная модель конкурентного восприятия, позволяющая распределить участников рынка (предприятие и его конкуренты) в соответствии со значимыми для потребителя параметрами.

Таким образом можно говорить о том, что конкурентоспособность цифрового промышленного предприятия в первую очередь базируется на качестве нисходящего от предприятия информационного потока, которое в свою очередь определяется комплексностью анализа состояния информационной среды.

Однако, при этом, следует указать, что конкурентная стратегия цифрового промышленного предприятия способствует достижению определенного положения промышленного предприятия на рыночной среде, которой определяется рядом факторов, важнейшие среди которых состояние системы взаимоотношений в цифровой экосреде, изменяющие требования потребителей в результате процессов цифровизации в обществе, текущая ситуация на рынке, анализ которой позволяет оценить перспективные ниши, которые может занять цифровое промышленное предприятие.

При этом цифровая активность является связывающим звеном между эффективностью использования инновационного потенциала промышленного предприятия, складывающегося за счет наличия видов капитала (организационно-управленческий, человеческий, информационный), способного в результате стратегического воздействия разрабатывать (использовать) СЦТ, цифровые сервисы и платформы, цифровые решения для повышения эф-

фективности бизнес-процессов, которые позволяют обеспечивать конкурентные преимущества цифрового предприятия.

Параллельно инновационная активность цифрового промышленного предприятия способствует выбору реализации наиболее приоритетных инновационных проектов, определение вариантов их финансирования, а также комплекс стимулирующих мер для последующего достижения целевых показателей устойчивого развития, с учетом инновационных рисков.

Для обеспечения стратегических целей развития цифрового промышленного предприятия необходимо оперативно адаптироваться к современным вызовам цифровизации, учитывать тенденции развития отрасли, в которой осуществляется деятельность бизнес-субъект, а также своевременно осуществлять поиск внутренних резервов повышения цифровой зрелости для выработки соответствующего инструментария управления конкурентными преимуществами с целью повышения уровня инновационной активности.

Источники:

1. Заборовская О.В. «Зелёная» экономика региона и устойчивое развитие // Новеллы права, экономики и управления 2020. 2021. P. 534-538.

2. Заборовская О.В. Формирование и развитие человеческого капитала в регионе. Изд-во С-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.

3. Заборовская О.В. Инновационные подходы к развитию профессионального образования как основа сокращения социальных рисков Industry 4.0 // Профессиональное образование в современном мире: традиции и инновации. 2019. P. 69-76.

4. Родионов Д.Г., Мугутдинов Р.М., Конников Е.А Автоматизированный алгоритм системного анализа конкурентоспособности цифрового предприятия в рамках информационной среды // Экономические науки. 2021. № 200. P. 98-108.

5. Цацулин АН., Бабкин АВ. Экономический анализ комплексной инновационной активности: сущность и подходы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 4 (151).

6. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Vol. 18, № 24.

7. Бабкин А В., Мошков А А., Новиков А. К вопросу об управлении инновационным потенциалом предприятия машиностроительного комплекса // Кластерная структура экономики промышленности. Санкт-Петербург, 2014. P. 174-191.

8. Мякотин М.П. Взаимосвязь инновационной деятельности и конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. 2018. № 23. P. 332-334.

9. Мякотин М.П. Повышение конкурентоспособности посредством инноваций // Молодой ученый. 2018. № 39. P. 89-91.

10.Родионов Д.Г., Кичигин О.Э., Селентьева Т.Н. Особенности оценки конкурентоспособности инновационного регионального кластера: институциональный подход // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Vol. 12, № 1. P. 43-58.

11.Демиденко Д.С., Родионов Д.Г., Малевская-Малевич Е.Д. "Цифровой" подход к определению стратегии инновационного производства на предприятии // Фундаментальные исследования. 2018. № 9. P. 53-57.

12.Родионов Д.Г., Моттаева А.Б., Кошман АВ. Устойчивое развитие и инновационная активность хозяйствующих субъектов нефтегазового комплекса // Кант. 2019. Vol. 1, № 30. P. 325-330.

13.Сухарев О.С. Концептуальные основы научно-технической и инновационной политики в России // Экономика региона. 2007. № S4.

14.Сухарев О.С. условия воспроизводства человеческого капитала в «Цифровой экономике» // Россия тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1.

15.Сухарев О.С. «Инновационная экономика»: старые и новые технологии // Россия тенденции и перспективы развития. 2017. № 12-1.

16.Вандина О.Г. Пути повышения конкурентоспособности организации // Проблемы современной экономической науки: актуальные вопросы. 2017. P. 34-38.

17.Шаренков С.Б., Черкасов М.Н. Формирование инновационных проектов российскими производственными предприятиями на современном этапе // Проблемы современной

экономики (Новосибирск). 2014. № 17.

18.Галушко Д.В. Современные проблемы инновационной деятельности // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3.

19.Харламов А.В., Сибгатуллин АЭ. Институциональные изменения, обеспечивающие инновационную направленность развития хозяйственной системы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). P. 21 -26.

20.Харламова Т.Л., Макарова С.Н. Развитие инновационного механизма управления рынком инфокоммуникационных услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 4 (124). P. 80-85.

21.Егорова НЕ., Иванов К.А Экономико-математический анализ задачи согласования экономических интересов различных уровней иерархической системы управления // Финансовая аналитика проблемы и решения. 2015. № 27 (261).

22.Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. Учебное пособие. Ай Пи Эр Медиа, 2011.

23.Родионов Д.Г., Карпенко П. А, Конников Е.А Концептуальная модель управления развитием региональных социально-экономических систем // Экономические науки. 2021. № 197. P. 163-170. References:

1. Zaborovskaya O.V. "Green" economy of the region and sustainable development // Novellas of law, economics and management 2020. 2021. P. 534-538.

2. Zaborovskaya O.V. Formation and development of human capital in the region. Publishing house of St. Petersburg State University of Economics and Finance, 2005.

3. Zaborovskaya O.V. Innovative approaches to the development of vocational education as a basis for reducing social risks Industry 4.0 // Vocational education in the modern world: traditions and innovations. 2019. P. 69-76.

4. Rodionov D.G., Mugutdinov R.M., Konnikov E.A. Automated algorithm for system analysis of the competitiveness of a digital enterprise within the information environment // Economic sciences. 2021. No. 200. P. 98-108.

6. Tsatsulin AN., Babkin AV. Economic analysis of complex innovation activity: essence and approaches // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2012. № 4 (151).

7. Babkin AV., Chistyakova O.V. Digital economy and its impact on the competitiveness of entrepreneurial structures // Russian entrepreneurship. 2017. Vol. 18, No. 24.

8. Babkin AV., Moshkov A A, Novikov A.. On the issue of managing the innovative potential of the machine-building complex enterprise // Cluster structure of the industrial economy. Saint Petersburg, 2014. P. 174-191.

9. Myakotin M.P. Interrelation of innovative activity and competitiveness of the enterprise // Young scientist. 2018. № 23. P. 332-334.

10. Myakotin M.P. Improving competitiveness through innovation // Young scientist. 2018. No. 39. P. 89-91.

11.Rodionov D.G., Kichigin O.E., Selentyeva T.N. Features of assessing the competitiveness of an innovative regional cluster: an institutional approach // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2019. Vol. 12, № 1. P. 43-58.

12.Demidenko D.S., Rodionov D.G., Malevskaya-Malevich E.D. "Digital" approach to determining the strategy of innovative production at the enterprise // Fundamental research. 2018. No. 9. P. 53-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Rodionov D.G., Mottaeva A.B., Koshman AV. Sustainable development and innovative activity of economic entities of the oil and gas complex // Kant. 2019. Vol. 1, No. 30. P. 325-330.

14.Sukharev O.S. Conceptual foundations of scientific, technical and innovation policy in Russia // The economy of the region. 2007. № S4.

15.Sukharev O.S. conditions of reproduction of human capital in the "Digital economy" // Russia trends and prospects of development. 2018. No. 13-1.

16.Sukharev O.S. "Innovative economy": old and new technologies // Russia trends and prospects of development. 2017. No. 12-1.

17.Vandina O.G. Ways to increase the competitiveness of an organization // Problems of modern economic science: topical issues. 2017. P. 34-38.

18.Sharenkov S.B., Cherkasov M.N. Formation of innovative projects by Russian manufacturing enterprises at the present stage // Problems of modern economy (Novosibirsk). 2014. No. 17.

19.Galushko D.V. Modern problems of innovation activity // Bulletin of the Bryansk State University. 2015. № 3.

20.Kharlamov A.V., Sibgatullin AE. Institutional changes ensuring the innovative orientation of the development of the economic system // Izvestiya of the St. Petersburg State University of Economics. 2021. № 4 (130). P. 21-26.

21.Kharlamova T.L., Makarova S.N. The development of an innovative mechanism for managing the infocommunication services market // Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics. 2020. No. 4 (124). P. 80-85.

22.Egorova N.E., Ivanov K.A Economic and mathematical analysis of the problem of coordination of economic interests of various levels of hierarchical management system // Financial analytics problems and solutions. 2015. № 27 (261).

23.Mazilkina E.I., Panichkina G.G. Competitiveness management. Study guide. Ai Pi Er Media, 2011. 23.Rodionov D.G., Karpenko P.A, Konnikov E.A Conceptual model of management of development

of regional socio-economic systems // Economic sciences. 2021. № 197. P. 163-170.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-235-242

С.И. Овсянникова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, kafedramunh @mail.ru,

S.I. Ovsyannikova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

Ю.Э. Кожухова - старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, motina.juIia@yandex.ru,

Yu.E. Kozhukhova - senior lecturer of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

Е.Л. Тиханов - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, eItikhanov@ya.ru,

E.L. Tikhanov - graduate student of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ THE CONCEPT OF AN INTEGRATED APPROACH TO MANAGING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONNEL IN AN ORGANIZATION

Аннотация. Человеческие ресурсы являются основными ресурсами любой организации, так как большую часть работы выполняет персонал. Именно кадры занимаются инновационной работой, осуществляют работу с клиентами, организовывают деятельность, управляют техническим оборудованием, а также устанавливают коммуникации друг с другом. Образование и развитие персонала в настоящее время является необходимым условием конкурентоспособности организации, ее развития и доходности. Развитие человеческих ресурсов, с одной стороны, способствуют осуществлению более эффективной трудовой деятельности, а с другой обеспечивают возможность управления карьерным ростом и повышения степени удовлетворенности от работы.

В статье обоснована целесообразность применения комплексного подхода к управлению профессиональным развитием персонала хозяйствующих субъектов. Сделан вывод о том, что система управления профессиональным развитием персонала организации позволяет сформировать такой штат работников, который обладает большим количеством способностей, навыков, имеет сильную мотивацию, что будет способствовать увеличению производительности предприятия, а также повысит значимость человеческих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.