[email protected] Людмила Андреевна Емельянова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, УДК 316.334.2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОДУКТИВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В статье проведен теоретический анализ социологической литературы по проблематике конкурентоспособности, раскрыты сущностные аспекты конкурентоспособности субъектов деятельности. Представлено авторское понимание конкурентоспособности субъектов деятельности. Конкурентоспособность рассмотрена как особенность субъекта профессиональной деятельности, дающая ему возможность удовлетворения своих потребностей и потребностей общества. Обосновано положение о том, что конкурентоспособность субъектов деятельности как социологическое явление имеет свою структуру, в которой можно выделить профессиональную, коммуникативную, ценностно-нравственную, мотивационную, поведенческую, аффективную стороны. Представлены свойства конкурентоспособности субъекта профессиональной деятельности как социологического феномена.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, субъект профессиональной деятельности, свойства конкурентоспособности, компоненты конкурентоспособности.
1-.А. Увтв1уапоуа
COMPETITIVENESS OF STAKEHOLDERS AS THE BASIS FOR PRODUCTIVE COMPETITION
The paper contains theoretical analysis of sociological works on the problems of competitiveness, reveals essential aspects of stakeholder competitiveness, and presents the author's understanding of stakeholder competitiveness. Competitiveness is considered as a feature of the subjects of economic activity that gives the opportunity to meet their needs and the needs of society. The paper states that competitiveness of stakeholders as a sociological phenomenon has its own structure where professional, communicative, value-moral, motivational, behavioural, and affective components can be identified. Attributes of stakeholder competitiveness as a sociological phenomenon are described.
Keywords: competition, competitiveness, subject of professional activity, competitiveness properties, components of competitiveness.
Проблема конкурентоспособности в социологии не являлась предметом специального исследования. Отдельные стороны данной проблемы рассматриваются в педагогике, психологии, социологии и других науках.
Различные социологические аспекты конкуренции и конкурентоспособности отражены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как В. Андерсон, Т.П. Галкина, М. Кастельс, И.М. Кирцнер, Ю.Д. Красов-ский, В.В. Радаев, Р. Робертсон, П.А. Сорокин, Ж. Тироль, А. Тоффлер, С.С. Фролов, Ф.А. Хайек и др.
П.А. Сорокин в своем труде «Система социологии» пишет: «Процессы взаимодействия - индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные,односторонние и двусторонние, солидаристические и антагонистические и т.д. являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории. В основе их лежат потребности общения с себе подобными, потребности психического обмена идеями, чувствами, волнениями людей друг с другом, потребности столь же реальные, как и потребности биологические [5, с. 271]. П.А. Сорокин еще в 1917 г. в работе «Основы будущего мира» отмечал: «Жизнь давно перешла границы государства. Рядом интересов - моральных, научных, политических, экономических, эстетических и т.д. - мы связаны со всем человечеством, и эти связи растут изо дня в день, все теснее и теснее, сближая государства друг с другом. Сохранение мира - всеобщий интерес. Война - всеобщий ущерб. Как бы победоносно ни кончилась война, самый лучший исход ее не в состоянии возместить нанесенный ей ущерб. Какими деньгами можно купить миллионы убитых здоровых людей? Чего стоят разрушенные города и села, опустошенные поля, растоптанные нивы? Чем можно окупить расстройство хозяйственной и всей культурной жизни всего мира? Я уже не говорю о страданиях, слезах и горе людей: они для "материалистов" не имеют денежного курса. В состоянии ли все это оплатиться каким-нибудь куском захваченной территории, или свободным выходом к морю, или миллиардной контрибуцией, или повышением 5 -10% прибыли с продаваемых на иностранных рынках товаров? Война экономически не выгодна для победителя при самом победоносном исходе. Всякое обращение к оружию должно немедленно повлечь за собой разрыв отношений всех государств с этим государством-преступником. Все отношения - экономические, политические и т.д. - прекращаются» [6, с. 22 - 24].
Австрийский ученый-экономист и социолог Фридрих Август фон Хайек рассматривал конкуренцию как «механизм координации, распространения и освоения знания». Он считал, что в процессе конкуренции некоторые ожидания не оправдываются, а намерения не реализуются. Достижение человеческих благ связано с конкуренцией [8].
В экономической социологии конкуренция представлена как поведенческая характеристика, а не как характеристика рыночной экономики. В экономической социологии конкуренция исследуется в контексте поддержания социальных контактов и согласованного порядка. При этом человеческий капитал рассматривается в качестве основного конкурентного преимущества, а конкуренция - как символическая борьба.
А. Тоффлер считает, что конкуренция способствует получению новых знаний, их лучшему использованию.
По его мнению, основой глобальной конкуренции является знание, а не насилие и деньги. Именно знание способствует приумножению богатства и силы. Ресурс, за который идет конкурентная борьба, из реально-материального становится все более символическим, а сами символы - более опосредованными [7, с. 62].
В обществе конкуренция (соревнование) может иметь место в любом виде деятельности (игровой, учебной, трудовой). Исторически некоторые устаревшие виды социальной конкуренции переходят в игровую форму. Спорт более всего имитирует конкуренцию. Спорт регламентирован правилами, в нем имеются соперники, есть победители и потерпевшие поражение. Различные имитационные формы социальной конкуренции могут иметь место и в деятельности. В процессе социальной конкуренции формируются различные виды рейтингов, имеется возможность сравнения по качеству и количеству.
В условиях рыночной экономики конкуренция представляет собой внешнюю среду, в которой функционируют организации.
Сам факт конкуренции предъявляет требования к субъекту быть конкурентоспособным. В отсутствии конкуренции конкурентоспособность не является определяющей, она может быть не актуализирована. Если исходить из семантики слова «конкурентоспособность», то оно означает способность к конкуренции. Конкурентоспособность субъектов реализуется в деятельности в условиях конкуренции, в отсутствии конкуренции она не актуализируется. Конкурентоспособность должна рассматриваться как идея, связанная с поиском эволюцией инновационных путей развития. Требования рынка в качестве обязательных условий эффективности деловых отношений утверждают нравственные нормы: честность, порядочность, доверие.
В условиях конкуренции цели достигает субъект деятельности, обладающий большей конкурентоспособностью. Результаты деятельности определяются позицией либо победителя (лидера) и побежденного (аутсайдера). Позицией победителя определяется конкурентоспособность субъекта. Его результату деятельности отдается предпочтение. Существует множество определений конкурентоспособности. Конкурентоспособность субъекта определяется способностью опережать других в достижении поставленных целей в условиях конкуренции. Конкурентоспособный субъект деятельности - это лидер по качественным и количественным результатам деятельности, осуществляемой в условиях конкуренции.
Конкурентоспособность субъекта обеспечивает удовлетворение потребностей той или иной части общества, тем самым удовлетворяя свои потребности и обеспечивая свою востребованность в профессиональной деятельности. Конкурентоспособность есть феномен единичный. Конкурентоспособность как способность конкурировать определяет особенности субъекта профессиональной деятельности.
Конкурентоспособностью может обладать любой субъект: личность, организация, регион, государство. Автор данного исследования рассматривает конкурентоспособность производственной организации как коллективного субъекта профессиональной деятельности. В рамках настоящего исследования конкурентоспособность определяется как достижение субъектом наилучшего результата в профессиональной деятельности в
условиях конкуренции. В условиях конкуренции - специфической системы взаимодействия субъектов - актуализируется конкурентоспособность как их интегральная характеристика.
Конкурентоспособность субъектов деятельности как социологический феномен содержит шесть структурных компонентов, которые представлены на рисунке.
Рассмотрим каждый компонент конкурентоспособности в отдельности более подробно:
- деятельностный (профессиональный) компонент определяет результат профессиональной деятельности субъектов конкуренции с его количественными и качественными показателями;
- коммуникативная сторона выступает как средство взаимодействия субъектов профессиональной деятельности в условиях конкуренции;
- нравственно-ценностный компонент предполагает выполнение конкурентами принятых правил поведения, основанных на нравственных нормах, регламентирующих жизнедеятельность общества, проявление ответственности, честности, справедливости и т.д.;
- мотивационная сторона предполагает мотивацию достижения успеха субъекта профессиональной деятельности в условиях конкуренции;
- поведенческий компонент определяет стиль поведения субъекта профессиональной деятельности в условиях конкуренции;
- аффективная сторона указывает на эмоции, переживаемые субъектом профессиональной деятельности в условиях конкуренции.
Все компоненты (стороны) конкурентоспособности присутствуют в структуре конкурентоспособности любого субъекта профессиональной деятельности (личности, малой, большой группы, коллектива, общества).
Деятельностный компонент конкурентоспособности выражен в продуктивной деятельности и предполагает высокий профессионализм субъекта. Более конкурентоспособен тот коллективный субъект, чья профессиональная деятельность в большей степени оптимальна относительно времени, затраченных ресурсов и других средств.
Коммуникативный компонент предполагает способность конструктивного взаимодействия субъектов деятельности, сотрудничество.
Нравственно-ценностный компонент определяет коммуникативную и профессиональную стороны деятельности субъекта, формируя стратегию сотрудничества и нравственно-ценностные нормы поведения. Конкурентоспособность - это прежде всего показатель ценности целей. Конкурентоспособность предполагает ответственность коллективных субъектов профессиональной деятельности, беспристрастность и справедливость в оценке их результатов деятельности. В коммуникативной стороне конкурентоспособности субъектов деятельности выражена их тенденция к определенным типам взаимодействия: сотрудничеству, кооперации, конструктивности взаимодействия с другими субъектами профессиональной деятельности или, наоборот, к противоборству, конфликтам, т.е. деструктивности взаимодействия. Конкуренция требует умения работать с людьми, среди людей, выстраивать партнерские отношения.
Коммуникативный компонент конкурентоспособности выражен в качестве общения субъектов профессиональной деятельности в условиях конкуренции, ориентации на конструктивное взаимодействие. Это определяет то, к какому типу конкуренции субъекты деятельности более расположены: партнерской конкуренции или конфронта-ционной конкуренции - конкуренции-вражде.
Нравственно-ценностный компонент конкурентоспособности предполагает соблюдение субъектами профессиональной деятельности норм, правил конкуренции. Несоблюдение их одним из субъектов деятельности может привести к разрыву взаимоотношений, восприятию друг друга как врагов, прекращению деятельности. Нравственно-ценностный компонент определяет коммуникативную и деятельностную стороны конкурентоспособности субъектов деятельности, способствует формированию стратегии сотрудничества и культуры сотрудничества, нравственно-этических норм поведения субъектов деятельности в условиях конкуренции, достижению высоких результатов деятельности за счет профессионализма, ответственности, справедливости, честности и т.п. Этика конкурентоспособности носит по преимуществу конвенциональный характер, разделяемая большинством. Нравственное значение деятельности и поступков она определяет в зависимости от общественно значимых результатов, к которым деятельность и поступки приводят - прямо или косвенно.
Структура конкурентоспособности субъектов деятельности
На конкурентоспособность субъекта деятельности могут оказывать влияние поведенческие факторы, которые могут проявляться в открытой конфронтации, враждебности, грубости, бестактности и т.п. с конкурентами и не способствовать ей. Кроме того, поведенческие факторы могут позитивно влиять на конкурентоспособность субъекта деятельности: они могут проявляться в дипломатичности, готовности к сотрудничеству, гибкости, дружелюбии и других характеристиках поведения субъектов в конкуренции. Однако бывают ситуации, к примеру, в спорте (хоккей, футбол), когда проигрывающие игроки могут «разозлиться» на выигрывающих соперников, проявить максимальную собранность, волю и выиграть у них матч при условии соблюдения норм и правил игры.
Конкурентоспособность субъекта деятельности может зависеть от мотивационных факторов. Мотивация достижения успеха в деятельности субъекта может быть очень сильной: субъект стремится получить преимущества в результатах деятельности и быть более конкурентоспособным в сравнении с конкурентами. В то же время может быть достаточно ярко выражена мотивация подавления конкурента, сопровождающаяся негативными эмоциями, такими как агрессия, гнев и т.п. На конкурентоспособность субъектов деятельности могут оказывать воздействие аффективные факторы, выраженные в положительных и негативных эмоциях. Пессимизм, страх не получить преимущества, признания, славы по результатам деятельности не способствуют конкурентоспособности субъекта, не позволяют полно самореализоваться в деятельности, раскрыться в ней. В то же время более конкурентоспособный субъект деятельности переживает положительные эмоции, такие как удовлетворенность результатом деятельности, оптимизм и т.п.
Важнейшим условием наличия у конкурентоспособности морального статуса является ориентация коллективного субъекта профессиональной деятельности на общественный интерес, на свой успех с нравственными ценностями. Важен не успех в конкуренции сам по себе, но то, относительно чего и какими средствами он достигнут. Важно, чтобы успех и достоинство не разделялись, чтобы успех содействовал внутреннему достоинству субъекта профессиональной деятельности, чтобы это был успех не за счет других. Этический вопрос: «Кто есть первый и кто последний?» В достоинстве коллективные субъекты профессиональной деятельности могут быть равны. Для такой позиции необходима своеобразная рефлексия. Этические ценности включаются в мотивацию достижения успеха двумя основными способами: 1) путем определения потребностей потребителей для максимального удовлетворения, в том числе и своих собственных, что усиливает мотивацию достижения успеха; 2) путем определения источников, средств удовлетворения. Конкурентоспособность коллективных субъектов профессиональной деятельности предполагает использование нравственных средств ее достижения.
Конкурентоспособность предполагает высокий результат деятельности в количественном и качественном выражении, что возможно при сформированности и реализации мотивации достижения к успеху. Конкурентоспособность подразумевает успешную профессиональную деятельность коллективных субъектов, целью
которой является максимальное удовлетворение потребностей общества. Главное в достижении конкурентоспособности коллективных субъектов профессиональной деятельности - постановка цели и успешная их реализация. Чем успешнее эти цели достигнуты, тем более конкурентоспособным может расцениваться коллективный субъект профессиональной деятельности. Более конкурентоспособен тот коллективный субъект, чья профессиональная деятельность в большей степени оптимальна относительно времени, затраченных ресурсов и других средств. Конкурентоспособным может быть только тот субъект, профессиональная деятельность которого соответствует реальным потребностям общества, максимально направлена на их удовлетворение. На основе проведенного системного анализа автор пришел к заключению о том, что все шесть компонентов: деятельностный (профессиональный), коммуникативный, нравственно-ценностный, мотивационный, поведенческий, аффективный - присутствуют в структуре конкурентоспособности любого субъекта деятельности (личности, малой, большой группы, коллектива, общества в целом) и являются интегрирующим звеном любого уровня конкурентоспособности. Специфика конкурентоспособности субъектов идентична.
Конкурентоспособность как социальное явление имеет свойства многоуровневости, многофакторности, многоаспектности, относительности, сравнительности, управляемости, динамичности.
Конкурентоспособность исследуется на разных уровнях: личности, организации, региона, страны. Все уровни взаимосвязаны и зависят от конкурентоспособности личности, ее профессионализма, нравственных ценностей, ориентации на конструктивные виды взаимодействия. Повышению конкурентоспособности субъектов способствует множество факторов. Майкл Портер, автор получившей широкое признание теории конкурентных преимуществ, стремится интегрировать многочисленные факторы, влияющие на конкурентоспособность компаний и национальной экономики в целом [4]. Как было подчеркнуто выше, проблема конкурентоспособности изучается в экономике, менеджменте, социологии, политологии, педагогике, психологии и др.
Автор данного исследования выделяет свойства относительности и сравнительности конкурентоспособности. Носителями одних ценностей профессиональные достижения в условиях конкуренции будут рассматриваться как очевидная конкурентоспособность, а другими - как менее очевидная. При всей объективности конкурентоспособности, она относительна и субъективна.
Относительность проявляется во временном и пространственном измерениях: сегодня и в данном пространстве субъект конкурентоспособен в чем-либо, завтра и в другом пространстве - менее конкурентоспособен, сдал свои лидерские позиции, и лидерство перешло к другому субъекту и т.д. Конкурентоспособность одного субъекта может быть определена в отношении другого субъекта. Конкурентоспособность определяется посредством социального сравнения с другими субъектами, добивающимися успеха. Данный незримый, но мощный механизм действует через непрерывное сопоставление рангов, рейтингов и субъектов. Конкурентоспособность имеет место в разных сферах профессио-
нальной деятельности, где возможно достижение успеха, в частности в сфере потребления. Конкурентоспособность подвластна, но одновременно и неподвластна измерениям с помощью объективных критериев. В ней выражено и субъективное начало. Конкурентоспособность используется в системе самооценок, притязаний. Конкурентоспособность коллективного субъекта деятельности - это внешняя социальная оценка и внутренняя, которая выражается в самооценке. При высокой социальной оценке внутренняя самооценка изменяется в сторону увеличения.
В рамках настоящего исследования автор дает свое понимание феномена конкурентоспособности и выделяет его следующие свойства. Во-первых, конкурентоспособность - оценочное понятие. Конкурентоспособность может выражать как внешнюю оценку, так и внутреннюю самооценку субъекта профессиональной деятельности. В случае внешней оценки возникает вопрос: «Кто оценивает?» Субъектами внешней оценки конкурентоспособности коллективного субъекта профессиональной деятельности выступают потребители, производители, инвесторы, государство. Именно они являются внешними экспертами конкурентоспособности коллективных субъектов профессиональной деятельности.
Конкурентоспособность коллективных субъектов профессиональной деятельности оценивают объективно потребители, отдавая предпочтения производимой продукции, которая в большей степени удовлетворяет их потребности. Потребители оценивают полноту удовлетворения их потребностей, надежность и стабильность функционирования предприятия, его положение на рынке. Предприятия-потребители осуществляют оценку привлекательности партнерства с предприятием. Для потребителя оценка конкурентоспособности любого объекта - это оценка степени удовлетворенности своих потребностей и уровня их значимости (возможности как можно быстрее и наиболее полно удовлетворить более значимые потребности). Отечественные и иностранные инвесторы осуществляют оценку востребованности товара, уровня рентабельности продаж и рентабельности предприятия в целом, привлекательности инвестиций в отрасль, ее финансово-экономического положения, в целом инвестиционного климата. Предприятия-производители осуществляют оценку возможности реализовать продукцию, ее востребованности, соотношения цены и качества выпускаемой продукции, среднего уровня рентабельности. Предприятия, производящие аналогичную продукцию, осуществляют внутреннюю оценку своих слабых и сильных сторон, сопоставление своих возможностей с конкурентами, соответствия техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам, обеспеченности ресурсами, их качеству и доступности, целесообразности работы в отрасли или выхода из нее. Государство осуществляет оценку востребованности продукции, отрасли, их социальной значимости, эффективности использования ресурсов, платежного баланса, инвестиционной привлекательности, возможности развития национальной экономики в целом, возможности повышения уровня качества жизни общества.
Таким образом, конкурентоспособность коллективных субъектов профессиональной деятельности можно оценить с учетом предъявляемых к нему требований всех
субъектов оценки, что способствует установлению взаимосвязи различных уровней конкуренции (между товарами, предприятиями, отраслями и странами).
Результаты профессиональной деятельности коллективных субъектов оцениваются с точки зрения степени удовлетворения потребности общества. Это объективная оценка, на которую организация как коллективный субъект профессиональной деятельности может повлиять, ставя цель производить продукцию и предоставлять услуги с определенными количественными и качественными характеристиками, наиболее востребованными обществом и в большей степени удовлетворяющими их потребности. Конкурентоспособность коллективного субъекта профессиональной деятельности определяется опосредованно, по конечному результату его деятельности, количественными и качественными характеристиками производимой продукции и предоставляемой услуги, которые в той или иной мере удовлетворяют потребности потребителей. Конечный результат деятельности коллективных субъектов выражен в произведенном материально-вещественном продукте, предоставленной услуге, которые в той или иной степени удовлетворяют потребности потребителей.
Конкурентоспособность также выражает оценку с позиций нравственной системы ценностей. Конкурентоспособность оценивается не только с точки зрения используемых средств в деятельности и их оптимальности, но прежде всего с точки зрения соответствия нравственной системы ценностей и норм субъекта деятельности ценностям и нормам общества. Таким образом, оценочное содержание конкурентоспособности определяется в первую очередь точкой отсчета на нормативно-ценностной шкале конкретного коллективного субъекта профессиональной деятельности, в том числе самого субъекта. Конкурентоспособность коллективных субъектов профессиональной деятельности утверждает нормы честности, порядочности, ответственности, доверия в качестве обязательных условий конструктивного взаимодействия с партнерами. Она предполагает взаимодействие субъектов деятельности по правилам, соблюдение которых контролируется общественным мнением.
Внутренняя оценка предполагает анализ внутреннего потенциала (ресурсов) организации, качества профессиональной деятельности субъектов. Нет и не может быть конкурентоспособности «вообще». Конкурентоспособность всегда конкретна. И прежде всего - в плане предмета оценки. Внешняя и внутренняя оценка задает смысловой контекст уточнений, касающихся результативности и оптимальности профессиональной деятельности коллективного субъекта: во-первых, кто и с каких позиций оценивает; во-вторых, какие достижения и как оцениваются; в-третьих, какие средства при этом использовались. Полнота и соотнесенность таких уточнений говорит о рациональном оценочном содержании конкурентоспособности коллективных субъектов профессиональной деятельности.
Сравнительность конкурентоспособности субъекта выражена в возможности сравнения с конкурентоспособностью другого субъекта. Отсюда возможны такие характеристики субъекта, как «более или менее конкурентоспособен», когда какая-либо характеристика дает ему конкурентное преимущество.
Управляемость заключается в том, что конкурентоспособность необходимо формировать, поддерживать, повышать, т.е. управлять ею. Конкурентоспособность является категорией динамической. На конкурентоспособность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Их значительной частью можно управлять.
Таким образом, в рамках данного исследования конкурентоспособность определяется как достижение субъектом наилучшего результата в профессиональной деятельности в условиях конкуренции. Конкурентоспособность есть интегральная характеристика субъектов конкуренции, включающая структурные компоненты: деятельностный (профессиональный), коммуникативный, нравственно-ценностный, поведенческий, мотива-ционный, аффективный. Конкурентоспособность реализуется в деятельности в условиях конкуренции. В отсутствии конкуренции конкурентоспособность может быть не актуализирована. Конкурентоспособность обладает свойствами многоуровневости, многофакторно-
сти, многоаспектности, относительности, сравнитель-ности, управляемости, динамичности.
1. Емельянова Л.А. Концепция конкуренции и конкурентоспособности коллективных субъектов деятельности. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
3. Кропоткин П. Взаимная помощь среди животных и людей как фактор эволюции / пер. с англ. В.П. Батуринского. СПб.; М., 1922.
4. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993.
5. Сорокин П.А. Система социологии: в 2 т. Пг.: Изд-во «Колос», 1920.
6. Сорокин П.А. Основы будущего мира. Пг.: Изд-во «Колос», 1917.
7. Тоффлер О. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге 21 века / пер. с англ. М.: ACT, 2003.
8. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок (1949). М.: Изограф, 2000.
Татьяна Вячеславовна Смирнова,
доктор социологических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
РАБОТА В ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ: МОТИВЫ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ
В настоящее время в России наблюдается существенный рост относительной доли граждан пенсионного возраста, среди которых увеличивается численность лиц с высоким образовательным уровнем, выражающих желание продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного порога. На основе результатов социологического исследования в статье формулируются выводы о мотивации трудовой деятельности в пожилом возрасте, выявляются различия во многих сферах жизнедеятельности работающих и неработающих пенсионеров. Выход на пенсию способствует формированию взгляда пожилого человека на свою жизнь как на «доживание», обостряет установки на отчуждение и дезинтеграцию, выдвигая в качестве основной жизненной стратегии «пассивное пенси-онерство». Вместе с тем возможности продолжения трудовой деятельности лиц пенсионного возраста в значительной степени ограничены явной или скрытой дискриминацией по возрасту на рынке труда.
Ключевые слова: работающие пенсионеры, дискриминация, рынок труда, мотивация, трудовая деятельность.
T.V. Smirnova
EMPLOYMENT AFTER RETIREMENT AGE: INCENTIVES, IMPACT FACTORS, RESULTS
The paper deals with the fact that at present Russia is experiencing a significant increase in the relative proportion of people of retirement age, including people with high educational level, who want to continue working beyond the retirement threshold. Based on the results of the sociological survey the author draws conclusions about incentives to continue working in old age and examines the differences in many spheres of life of working and non-working pensioners. Retirement changes old people's perception of their life and creates a feeling of "living out", sharpens the feeling of alienation and disintegration, and establishes "passive retirement" as the basic life strategy. However, opportunities to continue working for people of retirement age are largely limited by overt or covert age discrimination in the labour market.
Keywords: working pensioners, discrimination, labour market, motivation, work.
УДК 331.446
Постарение населения России усиливает актуаль- вавших ранее проблем, таких как пенсионное обеспече-ность многих проблем, касающихся жизнедеятельности ние, усовершенствование работы социальных служб по пожилых людей. Увеличивается значимость существо- уходу за престарелыми людьми. В то же время возника-