Научная статья на тему '"конкурентоспособность строительной продукции"'

"конкурентоспособность строительной продукции" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / НЕЗАВЕРЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов Сергей Леонидович

В статье описана современная трактовка конкуренции в российском законодательстве и основные подходы к ее определению в экономической науке. Приведена характеристика рынка жилищного строительства с позиции конкуренции. Широко рассмотрено понятие конкурентоспособности продукции и выявлена потребность в его уточнении применительно к объектам находящимся в процессе создания. Изложена трактовка термина «объектов капитального строительства» и его особенности. Предложено определение конкурентоспособности строительной продукции в объектах капитального строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"конкурентоспособность строительной продукции"»

"Конкурентоспособность строительной продукции”

С. Л. Веселов

СПбГ АСУ, Санкт - Петербург Развитие рыночных отношений, ключевой категорией которых является конкуренция, это основная задача для увеличения общественного благосостояния, диверсификации экономики и политической стабильности. Переход от жесткой плановой экономики к свободному рынку продолжается уже более 20 лет и является длительным процессом, который будет продолжаться ближайшие годы. «Наиболее очевидным индикатором состояния переходной экономики являются эффективность функционирования и конкурентоспособность национальных предприятий» [ 1]. Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны [2].

В России действует федеральный закон о защите конкуренции [3], который определяет правовые и организационные основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с целью обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков в России. В нем дается следующее определение конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Также конкуренция (от латинского сопкигго - сталкиваться) определяется как «соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров» [4]. Конкуренция может рассматриваться как эффективный и доступный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль мотивирует производителя сокращать издержки и цены, увеличивать объем сбыта, конкурировать за заказы и потребителя, повышать качество продукции [5].

Существуют различные походы к определению конкуренции:

• конкуренция как элемент рынка, уравновешивающий спрос и предложение, обеспечивающий функционирование механизма ценообразования, координирующий деятельность участников;

• конкуренция как критерий, определяющий тип рынка и степень его зависимости от поведения остальных участников;

• конкуренция как соперничество участников рынка, направленное на достижение лучших по сравнению с остальными результатов (связанных с производством, сбытом и пр.).

В России законодательно определенно конкурентное положение предприятия на основе понятия «доминирующее положение» на рынке [3]. Все предприятия, в зависимости от их доли на рынке, условно делятся на три группы:

1. Доля определенного товара фирмы на рынке не превышает 35% (положение компании не может быть признано доминирующим);

2. Доля товара организации находится в интервале между 35 и 65% (положение фирмы может быть признано доминирующим на основании определенных дополнительных критериев);

3. Доля продукции компаний превышает 65% (положение компании признается доминирующим).

Размеры региональных рынков жилищного строительства и специфика производства практически не позволяют добиться доли в 65% от размеров рынка, и значительно ограничивают возможность производить более 35% от всей продукции. В целом конкуренция в этом направлении строительной отрасли имеет форму олигополии -

на рынке конкурируют между собой несколько крупных и мелких фирм; выход новых игроков на рынок затруднен; производители, формируя цены на свою продукцию, ориентируются на конкурентов и широко используют неценовые методы борьбы.

Специфика продукции отрасли обуславливает предметность конкуренции, так как с одной стороны не существует товаров - заменителей для жилья, с другой покупатель вместо покупки может снимать жилье за соответствующую арендную плату, и вместе с этим не существует двух абсолютно одинаковых продуктов. Организации используют в соперничестве за платежеспособный спрос ценовые и неценовые методы, а также их различные сочетания. Борьба за потребителя на рынке приводит к тому, что побеждает наиболее конкурентоспособный производитель или поставщик продукта или услуги.

«Под конкурентоспособностью понимают свойства объекта, характеризующие степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на том же рынке, способность продукта или компании выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка в определенный промежуток времени» [6].

В сфере материального производства различают конкурентоспособность компаний, под которой понимается их способность использовать свои сильные стороны для обретения определенного положения на рынке, и конкурентоспособность продуктов, предполагающую наличие совокупности свойств, обеспечивающих их успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами, выпускаемыми другими фирмами. Несомненно, конкурентоспособность предприятия на рынке выражается конкурентоспособностью товара, поскольку именно в товаре как результате деятельности предприятия обобщается уровень материализованных в производстве достижений НИОКР, стоимость рабочей силы [7]. Вместе с этим конкурентоспособность товаров более совершенна, так как продуктов на рынке представлено больше чем производящих их организаций, также реализуемые товары, производимые одной фирмой, могут конкурировать между собой.

Целью хозяйствующих субъектов является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как финансовое благополучие организации следует за конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия, у которых более высокий конкурентный потенциал - реальная и потенциальная способности компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные продукты.

Конкурентоспособность продукта является основой конкурентоспособности компании и зависит от целого ряда факторов, которые можно условно разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые [8]. В различных источниках используются отличные определения конкурентоспособности товара или услуги:

• комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т. е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого потребления конкурирующих товаров - аналогов [9];

• способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке [10];

• более высокое по сравнению с товарами - заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его сегмента [11];

• совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя [12];

• способность товара обеспечить коммерческий успех на определенном рынке в условиях действия конкуренции [13];

• совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию [14];

• степень притягательности товара для совершающего сделку потребителя [15].

Существующие определения основаны на сочетании ряда свойств и соответствующего положения продукта на рынке, свидетельствующего об успехе предлагающей его компании. Приведенные определения нуждаются в интеграции и уточнении, так как в них не отражены особенности связанные с незавершенностью рассматриваемых объектов капитального строительства (продукт не имеет физического воплощения в момент приобретения).

В жилищном строительстве рядовые потребители приобретают жилье, которое может располагаться и в объектах капитального строительства [16]. К ним относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек [17]. В российском законодательстве понятие «объект капитального строительства» существует с 2005 г. В прежнем градостроительном законодательстве использовались правовые конструкции «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности» [18]. Также используется правовое понятие объекты незавершённого строительства - объекты, строительство которых приостановлено, в основном, из-за отсутствия финансовых средств и материально -технического обеспечения. Указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В отличие от зданий, строений или сооружений объекты незавершённого строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Незавершенное строительство носит временный характер. Нормы федерального законодательства направлены на введение в имущественный оборот объектов незавершенного строительства как объектов имущественных прав для завершения строительства и достижения цели устойчивого развития территорий [19]. Для потребителя этим термином, применительно к жилью, можно охарактеризовать объект жилищного строительства, находящийся в процессе возведения с момента получения разрешения на строительство до момента ввода в эксплуатацию. Данная трактовка связана с тем, что разрешение на строительство выдается уполномоченным органом (администрация муниципального образования или служба государственного строительного надзора) на основе проектной документации прошедшей государственную экспертизу в которой описаны параметры будущего здания и отдельных квартир. Ввод в эксплуатацию - завершающая стадия строительства, после ее прохождения объект капитального строительства может быть заселен жильцами.

Приобретение продукции до ввода в эксплуатацию, вне зависимости от способа заключения сделки (покупка, вступление в жилищный кооператив, участие в долевом строительстве, бронирование, переуступка прав и др.) сопряжено с рисками завершения объекта в срок, в надлежащем объеме и качестве за соответствующую цену. В настоящее время широкое распространение имеет приобретение жилья по договорам долевого участия в соответствии с федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», в рамках которого четко прописана процедура взаимоотношений клиента и строительной компании (служба заказчика) и минимизированы правовые риски. В данном случае покупатель приобретает объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и входящие в их, строящихся также с привлечением денежных средств участника долевого строительства объекты недвижимости [20]. В данном случае во взаимоотношения клиента

и строительной компании объект долевого строительства выступает единицей строительной продукции, которую поставляет эта организация. Учитывая эту особенность и существующие подходы, нами предлагается следующее определение

конкурентоспособности строительной продукции в объектах капитального строительства - это наличие таких декларируемых потребительских свойств у продукции, включающие ценовые, качественные и временные параметры, которые позволяют максимизировать полезность (степень удовлетворения) и минимизировать сопутствующие риски для потребителя, связанные с приобретением и эксплуатацией жилья.

Конкурентоспособность продукции жилищного строительства зависит от факторов, которые изменяются во времени, деятельности компании - застройщика, конъюнктуры рынка и требует стратегического подхода для успешного продвижения (позиционирования) и реализации продукции на рынке.

Литература:

1. Реген В., Панибратов А. Ю. Стратегия многонациональных компаний на рынках стран с переходной экономикой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 224с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2010 N 2295-р «О внесении изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.12.2010. - N 52 (ч. 1). - Ст. 7177

3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (ред. от

18.07.2011) //Российская газета.- N 162. - 27.07.2006

4. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003. - 120с.

5. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М: «ИНФРА-М» - 2001. -489с.

6. Елисеев Е. Гонки за процветание. Технология конкуренции // Маркетолог, 2000. №4 -118с.

7. Воронов А. А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. - Краснодар, 2003. - 346с.

8. Журнал "Экономика строительства" №10/2004 21.02.2005 - Критерии и показатели оценки конкурентоспособности строительных организаций

9. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. -167с.

10. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. М.: «Инфра-М», 1999. - 272с.

11. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности и продукции // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 1. - 64с.

12. Войтов А. Р. Экономика. Общий курс. - М.: Информац.-внедренч. Центр «Маркетинг», 2001. - 62с.

13. Горбашко Е. А. Конкурентоспособность промышленной продукции. Учеб.

Пособие. Донецк, 1998. - 542с.

14. Азоев Г. Л. Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун -т управление, Нац. фонд подготовки финн. и упр. кадров. - М.: ОАО «Тип. «Новости», 2000. - 256с.

15. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Гном-Пресс. 1998. - 142с.

16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года) (ред. 06.04.2011) //

Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301.

17. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от

21.07.2011)// Российская газета. - N 290. - 30.12.2004.

18. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-Ф3 (ред. от 31.12.2005)// Российская газета. - N 91. - 14.05.1998.

19. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08 по делу N А55-16774/2007 «В удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации муниципального образования об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка отказано, так как доказательств того, что цель, в соответствии с которой обществу был предоставлен в аренду земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства, достигнута, материалы дела не содержат»// Вестник ВАС РФ.- 2009. - N 4.

20. Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"(ред. от 17.06.2010) // Российская газета. - N 292. - 31.12.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.