УДК 338.45
Н.А. АРСЕНТЬЕВА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН МИРА: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, методы оценки.
Рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности стран мира различными международными
институтами.
N.A. ARSENTYEVA COUNTRY'S COMPETITIVENESS: THE APPROACHES TO ESTIMATION
Key words: competitiveness, competitive advantages, methods of estimation.
In clause approaches to estimation of world country’s competitiveness by different international institutes are
observed in the article.
В условиях сложившегося мирового порядка конкурентоспособность страны является результатом многонаправленных усилий, конечным результатом эффективной деятельности всех без исключения субъектов государства.
Конкурентоспособность страны зависит не только от текущих финансовоэкономических, социальных и других показателей, но и от культурно-исторических факторов и перспектив развития государства.
Каждое государство мира из ныне существующих сложилось под влиянием уникальных географических, исторических, социальных, природных, экономических и других условий. Крайне сложно привести к общему знаменателю маленькое островное государство Тихого океана, открытое всего несколько веков назад, и многомиллионную страну Западной Европы с богатейшим историческим и культурным наследием.
Однако в той или иной степени конкурентоспособность стран мира находит отражение в многочисленных, основанных на глубоких исследованиях, рейтингах, регулярно выпускаемых всевозможными исследовательскими институтами и агентствами. Некоторые из этих исследований полностью посвящены проблеме определения конкурентоспособности различных держав, другие ставят перед собой более узкие, смежные цели.
Рассматривая более узконаправленные исследования, направленные только на изучение отдельных показателей, влияющих на конкурентоспособность государства, можно выделить различные кредитные рейтинги, составляемые специализированными агентствами.
Например, кредитный рейтинг каждой отдельной страны соответствует ее способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства. Наибольшим доверием в мире пользуются международные агентства «Standard & Poor’s», «Moody's» и «Fitch».
В настоящее время различные международные агентства трактуют кредитный рейтинг Российской Федерации в целом одинаково. Например, по мнению агентства «Standard & Poor’s», кредитным рейтингом России является Ввв, что может охарактеризовать ее как страну с достаточной способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, но чувствительную к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. Агентства «Moody’s» и «Fitch» придерживаются в целом такого же мнения.
Повышение рейтинга страны ведет за собой и повышение конкурентоспособности отдельных ее субъектов. Как отметил министр финансов России Алексей Кудрин, повышение кредитного рейтинга Российской Федерации ведет к тому, что «и частные компании смогут повысить свои рейтинги, и тем са-
мым для них уменьшаются процентные ставки по всем их облигациям и в отношении всех их обязательств» [2].
Вместе с тем конкурентоспособность страны определяется не только ее платежеспособностью и политическим влиянием. Конкурентоспособная страна -это прежде всего та страна, в которой жизнь резидентов является комфортной и благополучной. Именно люди создают валовой продукт, осуществляют инвестиции и создают сбережения, поэтому от их квалификации, образовательного уровня и условий жизни зависит не только непосредственно эффективность их деятельности, но и эффективность функционирования государства в целом. В этой связи хотелось бы привести данные некоторых специализированных исследований, касающихся частных показателей конкурентоспособности стран мира, основанных на изучении социально-экономических показателей государств и уровне жизни населения:
1. Согласно исследованию Программы развития ООН с целью выявления самых благоприятных для жизни стран на основе индекса человеческого развития (HDI) за 2009 г., Россия занимает 71-е место (позади Белоруссии, Албании и Панамы), однако она относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Индекс человеческого развития состоит из трех основных показателей: валового внутреннего продукта, продолжительности жизни и грамотности. Очевидно, какой из них является «слабым звеном» России - по продолжительности жизни страна находится на 119-м месте. Лидируют же в данном рейтинге Норвегия, Австралия, Исландия, Канада и Ирландия.
2. В рейтинге самых коррумпированных стран Российская Федерация заняла 145-е место из 180, получив одинаковый балл по индексу восприятия коррупции, что и Того, Индонезия и Гамбия. При этом в последнее время положение только ухудшилось: еще два года назад страна находилась на 127-м месте. Наименее же коррумпированными странами являются Дания, Финляндия и Новая Зеландия.
3. В рейтинге самых миролюбивых стран мира [1] Россия в 2007 г. находилась на 118-м месте из 121-го возможного, уступая лишь Израилю, Судану и Ираку. Первую тройку составили Норвегия, Новая Зеландия и Дания. Для составления рейтинга сравнение стран проводилось по следующим показателям: военные расходы и численность вооруженных сил, количество сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на 100 тыс. жителей, численность заключенных в тюрьмах, уровень преступности, сообщения о применении силы при разгоне акций протеста, количество погибших в стране иностранцев, уровень образования граждан, уровень коррупции, приверженность демократическим принципам и другие.
4. В рейтинге самых благоприятных стран для ведения бизнеса журнала Forbes [3] в 2008 г. Россия заняла 86-е место, расположившись между Кенией и Нигерией. Первая пятерка выглядит следующим образом: Дания, Ирландия, Финляндия, США и Великобритания. Оценка проводилась по таким показателям, как уровень роста инфляции и безработицы, степень экономической и личной свободы, темпы роста валового внутреннего продукта, система налогообложения и законодательства страны. Именно неуверенность в эффективности системы налогообложения и законодательства страны, а также низкая степень экономической и личной свободы вынудили организаторов исследования присвоить России столь низкое итоговое место.
Рейтинги, составляемые ведущими агентствами и экспертами, являются весьма полезным инструментом для анализа текущих результатов и прогнозирования возможностей развития страны. Естественно, не следует слепо дове-
рять выводам ученых, сотрудников исследовательских центров и деловых журналов, однако прислушаться к ним имеет смысл.
Конкурентоспособность страны определяется не только благоденствием резидентов, но и привлекательностью государства для иностранных инвесторов. Здесь важны в первую очередь два фактора: окупаемость инвестиций и инвестиционные риски. Согласно исследованию Конференции ООН по торговле и развитию, опросившей руководителей крупнейших транснациональных корпораций со всего мира, Россия занимает четвертое место в списке стран, наиболее привлекательных для инвестиций, обойдя Бразилию и расположившись непосредственно за Китаем, Индией и США. Интересно, что все страны «БРИК» находятся в первой пятерке.
Все перечисленные выше рейтинги крайне интересны при исследовании отдельных факторов, определяющих конкурентоспособность. Однако они не в состоянии дать полную информацию, рассмотреть все факторы, влияющие на конкурентоспособность, в совокупности. Для этого существует рейтинг конкурентоспособности.
В мире существуют две солидные организации, выпускающие ежегодники, содержащие рейтинги конкурентоспособности стран: Международный институт развития менеджмента (Institute for Management Development) со своим ежегодным рейтингом конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook) [5] и Всемирный экономический форум (World Economic Forum) с глобальным отчетом о конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) [4]. Причем до 1996 г. обе компании составляли единый рейтинг конкурентоспособности стран. После разделения на две различные организации выпускаемые отчеты по конкурентоспособности стран мира стали различаться в нескольких пунктах.
Например, при составлении рейтингов за 2008 г. Международный институт развития менеджмента охватил лишь 55 стран, в то время как в глобальном отчете о конкурентоспособности Всемирного экономического форума были представлены данные по 134 странам мира. Также существует существенное различие в числе респондентов и партнеров исследования. В ежегодном рейтинге конкурентоспособности приняли участие 52 организации по всему миру, в том числе Московская бизнес школа. В 2008 г. в данном опросе было задействовано 3960 управленцев из 55 стран. В ходе составления глобального отчета о конкурентоспособности за 2008-2009 гг. было опрошено 12 297 лидеров бизнеса из 134 стран. По всему миру партнерами исследования выступили более 150 национальных организаций. В России партнерами исследования стали консалтинговая компания Bauman Innovation, Академия народного хозяйства при правительстве РФ и Стокгольмская школа экономики в России.
В целом же пятерка самых конкурентоспособных стран мира выглядит, по мнению учёных обоих международных институтов, примерно одинаково. Обе организации отдали первое место США, оба исследования отмечают среди лидеров Сингапур и Швейцарию. Международный институт развития менеджмента включил в пятерку самых конкурентоспособных стран мира Гонконг и Люксембург, а Всемирный экономический форум - Данию и Швецию.
Самое же большое различие между двумя вышеперечисленными организациями состоит, безусловно, в методологии измерения конкурентоспособности. Сходства и различия в оценке конкурентоспособности по версиям обеих организаций представлены в табл. 1.
Наибольший интерес для нас представляет оценка конкурентоспособности Российской Федерации. Придавая разную значимость практически одинаковым факторам, Международный институт развития менеджмента и Всемир-
ный экономический форум сформировали отличное друг от друга мнение о конкурентоспособности России (табл. 2).
Таблица 1
Методология измерения конкурентоспособности Международным институтом развития менеджмента и Всемирным экономическим форумом
Международный институт развития менеджмента Всемирный экономический форум
Каждая страна рассматривается в разрезе четырех основных факторов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из пяти подфакторов, и в итоге эти 20 подфакторов объединяют более 300 критериев. Составляющими факторами и подфак-торами конкурентоспособности страны являются: 1. Состояние экономики 1.1. Национальная экономика 1.2. Международная торговля 1.3. Международные инвестиции 1.4. Занятость 1.5. Цены 2. Эффективность правительства 2.1. Финансовое положение населения 2.2. Государственная (фискальная) политика 2.3. Институциональная структура 2.4. Законодательство о бизнесе 2.5. Социальная структура 3. Эффективность бизнеса 3.1. Производительность 3.2. Рынок труда 3.3. Финансовые показатели 3.4. Методы управления 3.5. Ценности 4. Состояние инфраструктуры 4.1. Основная инфраструктура 4.2. Технологическая инфраструктура 4.3. Научная инфраструктура 4.4. Здоровье и окружающая среда 4.5. Образование Общая конкурентоспособность страны определяется исходя из данных 12 слагаемых: 1. Состояние институтов 2. Инфраструктура 3. Макроэкономическая стабильность 4. Здоровье и начальное образование 5. Высшее образование и профессиональная подготовка 6. Эффективность рынка товаров и услуг 7. Эффективность рынка труда 8. Развитость финансового рынка 9. Технологический уровень 10. Размер внутреннего рынка 11. Развитость бизнеса 12. Инновации
Анализируя оба отчета, можно заметить значительную разницу в оценке конкурентоспособности России по итогам исследования обеих организаций. Это видно даже по направлению изменений рейтингового места страны по годам: если, по мнению экспертов Всемирного экономического форума, Россия поднялась в рейтинге на 8 строчек в 2008 г. по сравнению с 2007 г., то исходя из отчета Международного института развития менеджмента государство за тот же период времени опустилось в рейтинге на 4 строчки.
Однако проблемы, не позволяющие Российской Федерации стать более конкурентоспособной, видятся обеими организациями одинаково. Они известны и внутри самой страны. Прежде всего, это такие показатели, как эффективность государственного управления, состояние инфраструктуры и бизнеса. Данные проблемы являются действительно сложными. Даже при огромных усилиях, направляемых всеми субъектами на их решение, нельзя ожидать, что они исчезнут в ближайшее время. Однако бездействие в их отношении ведет к безрезультатности всех усилий, направляемых на развитие экономики России. Важно, что над решением этих проблем реальная работа ведется уже сейчас.
Президентом Российской Федерации 30 июля 2008 г. был подписан план по борьбе с коррупцией. Как отмечалось Д.А. Медведевым, борьба с коррупцией должна идти, как минимум, по трем направлениям:
1) законодательные изменения в области уголовного права;
2) создание антикоррупционных стимулов (когда должностное лицо, которому предлагается взятка, предельно четко осознает, что это ему невыгодно, так как может разрушить не только его карьеру, но и всю жизнь);
3) социально-психологическое неприятие коррупции, что достижимо за счет «изменения сознания, изменения мышления людей».
Таблица 2
Конкурентоспособность Российской Федерации в оценке Международного института развития менеджмента и Всемирного экономического форума
Международный институт развития менеджмента Всемирный экономический форум
Итоговое место Российской Федерации в рейтингах последних пяти лет 2008 г. - 47-е, 2007 г. - 43-е, 2006 г. - 54-е, 2005 г. - 54-е, 2004 г. - 50-е 2008-2009 гг. - 51-е; 20072008 гг. - 58-е; 2006-2007 гг. -59-е; 2005-2006 гг. - 75-е; 2004-2005 гг. - 70-е
Основные конкурентные преимущества России в 2008 г. и место в рейтинге 2008 г. по отдельным факторам 1) по фактору эффективности правительства (30-е место) - уровень налоговых отчислений на социальные нужды; уровень золотовалютных и иных государственных резервов; профицит бюджета; 2) по фактору эффективности бизнеса (49-е место); 3) по состоянию экономики (49-е место) -уровень прямых инвестиций в собственную и иностранную экономику; рост ВВП на душу населения; 4) по состоянию инфраструктуры (45-е место) - количество эксплуатируемых компьютеров, уровень цен на электроэнергию для бизнеса, соотношение учеников и учителей 1) большой размер внутреннего рынка (8-е место); 2) повышающаяся макроэкономическая стабильность (29-е место); 3) высокая эффективность рынка труда (27-е место)
Основные конкурентные недостатки России в 2008 г. 1) по фактору эффективности правительства -состояние пенсионной системы; 2) по фактору эффективности бизнеса - социальная ответственность бизнеса, финансовая прозрачность бизнеса; 3) по состоянию экономики - уровень диверсификации экономики; уровень портфельных инвестиций; 4) по состоянию инфраструктуры - уровень инвестиций в телекоммуникации, стоимость широкополосной связи 1) неразвитость финансового рынка (112-е место); 2) состояние институтов (110-е место); 3) по показателю развитости бизнеса - 91-е место; 4) неэффективность рынка товаров и услуг (99-е место); 5) низкий технологический уровень (67-е место)
Что касается проблемы «вымирания» населения России, первые результаты проводимой работы уже начинают появляться. Например, во многом благодаря экономическим стимулам (так называемому материнскому капиталу) и общему повышению уровня жизни в стране, естественная убыль населения в 2007 г. достигла минимального значения за период с 1995 г. (447,7 тыс. чел.). Кроме забот о низкой рождаемости перед государством стоит проблема высокой смертности, низкой продолжительности жизни населения. По результатам ежегодного доклада о продолжительности жизни в странах мира Фонда народонаселения ООН за 2007 г., средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляет 58,7 года, а для женщин - 71,8 года. Эта негативная ситуация возникает в том числе и вследствие другой ключевой проблемы страны - недостаточно развитой инфраструктуры. Например, многие смерти в результате дорожнотранспортных происшествий происходят по причине плохого состояния дорог, из-за недостаточного количества и качества машин «скорой помощи» часто больному не удается получить своевременную помощь, что ведет к летальному исходу. Мы считаем, что пока правительству не удалось выработать комплекс-
ной, действительно эффективной программы по развитию как социальной, так и производственной инфраструктуры страны. Естественно, каждое министерство старается выработать пакет мер, направленных на поддержание и строительство инфраструктуры отрасли, однако по причине огромной значимости данной проблемы необходимо создать специальный орган государственного значения, отслеживающий состояние инфраструктуры во всей стране.
Достижение конкурентоспособности страны возможно только при преодолении насущных, ставших уже привычными, проблем. При этом только работа одновременно во всех направлениях может позволить государству действительно быть влиятельным игроком в современных условиях и преодолеть последствия мирового экономического кризиса.
Литература
1. Васильева К. Воинственная Russia / К. Васильева // Новые известия. 2007. 10 декабря.
2. Панов А. Цитата недели / А. Панов // Ведомости. № 134(2156). 2008. 22 июля.
3. Jack Gage. The best countries for business / Jack Gage // Forbes. 2008. 26 июня.
4. Porter M.E. The Global Competitiveness / M.E. Porter, K Schwab, X. Sala-I-Martin. Geneva: World Economic Forum, 2008-2009. 608 p.
5. The IMD World Competitiveness Yearbook. 2008. 590 p.
АРСЕНТЬЕВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ARSENTyEvA NATALIYA ALEKSANDROVNA - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.