Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН АФРИКАНСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН АФРИКАНСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКАЯ КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / РЕЦЕССИЯ / УСТОЙЧИВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробот Елена Валерьевна

На основе анализа данных и материалов Всемирного экономического форума, Института менеджмента (Лозанна, Швейцария), Всемирного Банка, ООН, Международного валютного фонда (МВФ), компании SolAbility и т.д. проведен анализ места стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в международных рейтингах и индексах конкурентоспособности. В исследовании основной акцент сделан на анализе данных следующих международных рейтингов и индексов: Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира Института менеджмента (the IMD World Competitiveness Ranking 2020); Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index 2019, WEF); Рейтинг глобальной цифровой конкурентоспособности (IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020); Рейтинг конкурентоспособности талантов (IMD World Talent Ranking 2020); Индекс глобальной устойчивой конкурентоспособности (Sustainable Competitiveness Index 2020, SolAbility). Проведенное исследование позволило определить основные направления развития факторов конкурентного преимущества стран Африканской континентальной зоны свободной торговли и причины их отставания. Сделан вывод о том, что повышения конкурентоспособности стран Африканской континентальной зоны свободной торговли можно добиться путем стимулирования цифровой трансформации стран, включая содействие распространению цифровых инноваций за пределами крупных городов Африки, подготовку рабочей силы Африки к цифровым преобразованиям, углубление регионального и континентального сотрудничества в целях цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE AFRICAN CONTINENTAL FREE TRADE AREA COUNTRIES IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Based on the analysis of data and materials from the World Economic Forum, the Institute of Management (Lausanne, Switzerland), the World Bank, the United Nations, the International Monetary Fund (IMF), SolAbility, etc., the analysis of the place of the African Continental Free Trade Zone countries in international rankings and competitiveness indices was carried out. The research focuses on the analysis of data from the following international rankings and indices: the IMD World Competitiveness Ranking 2020; the World Economic Forum Global Competitiveness Index 2019; the IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020; the IMD World Talent Ranking 2020; Sustainable Competitiveness Index 2020, SolAbility. The conducted research made it possible to determine the main competitive advantages of the African Continental Free Trade Zone countries and the reasons for their lag. It is concluded that improving the competitiveness of the African Continental Free Trade Area countries can be achieved by stimulating the digital transformation of countries, including promoting the spread of digital innovations outside the major cities of Africa, preparing the African workforce for digital transformation, and deepening regional and continental cooperation for digital transformation.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН АФРИКАНСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

вопросы инновдционнои экономики

Том 11 • Номер 2 • Апрель-июнь 2021 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

О

Первое

экономическое издательство

конкурентоспособность стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в условиях пандемии coviD-19

Дробот Е.В. 12

1 АНО «Развитие инноваций», Москва, Россия

2 Центр дополнительного профессионального образования, Выборг, Россия

АННОТАЦИЯ:_

На основе анализа данных и материалов Всемирного экономического форума, Института менеджмента (Лозанна, Швейцария), Всемирного Банка, ООН, Международного валютного фонда (МВФ), компании SolAbility и т.д. проведен анализ места стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в международных рейтингах и индексах конкурентоспособности. В исследовании основной акцент сделан на анализе данных следующих международных рейтингов и индексов: Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира Института менеджмента (the IMD World Competitiveness Ranking 2020); Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index 2019, WEF); Рейтинг глобальной цифровой конкурентоспособности (IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020); Рейтинг конкурентоспособности талантов (IMD World Talent Ranking 2020); Индекс глобальной устойчивой конкурентоспособности (Sustainable Competitiveness Index 2020, SolAbility). Проведенное исследование позволило определить основные направления развития факторов конкурентного преимущества стран Африканской континентальной зоны свободной торговли и причины их отставания. Сделан вывод о том, что повышения конкурентоспособности стран Африканской континентальной зоны свободной торговли можно добиться путем стимулирования цифровой трансформации стран, включая содействие распространению цифровых инноваций за пределами крупных городов Африки, подготовку рабочей силы Африки к цифровым преобразованиям, углубление регионального и континентального сотрудничества в целях цифровой трансформации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Африканская континентальная зона свободной торговли, конкурентоспособность, пандемия, рецессия, устойчивая конкурентоспособность, цифровая конкурентоспособность.

competitiveness of the African continental Free Trade Area countries in the context of the coviD-19 pandemic

Drobot E.V. 12

1 Development of Innovations, ANCO, Russia

2 Center of Additional Professional Education , Russia

введение

Вопросам обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, отдельных отраслей, регионов и стран посвящено достаточное число научных публикаций [2-6, 9-12, 14, 19, 22] (БтоЬо^ 2016; ВтоЬог, 2012; ВтоЬог, 2012; ВтоЬог, 2015; ВтоЬог, КШееуа, Ко$гу1еуа,

2014; Zavyalov, Zavyalova, Kiseleva, 2019; Kostin, Berezovskaya, 2019; Kostin, Dimitrov, 2019; Molchanova, Losev, 2019; Palgova, 2019; Tumenova, Zherukova, 2018; Drobot, 2020). А в условиях кризиса, обусловленного пандемией COVID-19, интерес представляет исследование изменений позиций национальных экономик в рейтингах глобальной конкурентоспособности с целью определения основных вызовов и угроз. При этом следует отметить, что особенности формирования конкурентоспособности стран Африки изучены недостаточно.

Знаковым достижением в контексте долгой и богатой истории континента в деле содействия региональной интеграции в целях объединения Африки является Африканская континентальная зона свободной торговли (African Continental Free Trade Area, далее - AfCFTA). Африканская континентальная зона свободной торговли - это единый континентальный рынок с населением более 1,3 млрд человек и совокупным годовым объемом производства около 2,2 трлн долл. [24].

Именно поэтому интерес представляет исследование места стран AfCFTA в рейтингах глобальной конкурентоспособности.

Целью исследования является анализ места стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в международных рейтингах и индексах конкурентоспособ-

ABSTRACT:

Based on the analysis of data and materials from the World Economic Forum, the Institute of Management (Lausanne, Switzerland), the World Bank, the United Nations, the International Monetary Fund (IMF), SolAbiLity, etc., the analysis of the place of the African Continental Free Trade Zone countries in international rankings and competitiveness indices was carried out. The research focuses on the analysis of data from the following international rankings and indices: the IMD World Competitiveness Ranking 2020; the World Economic Forum Global Competitiveness Index 2019; the IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020; the IMD World Talent Ranking 2020; Sustainable Competitiveness Index 2020, SolAbility. The conducted research made it possible to determine the main competitive advantages of the African Continental Free Trade Zone countries and the reasons for their lag. It is concluded that improving the competitiveness of the African Continental Free Trade Area countries can be achieved by stimulating the digital transformation of countries, including promoting the spread of digital innovations outside the major cities of Africa, preparing the African workforce for digital transformation, and deepening regional and continental cooperation for digital transformation. KEYWORDS: African Continental Free Trade Area, competitiveness, pandemic, recession, sustainable competitiveness, digital competitiveness.

JEL Classification: F15, F43, F62, 033, 055 Received: 16.05.2021 / Published: 30.06.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Drobot E.V. (elenadrobot0mail.ru)

CITATION:

Drobot E.V. (2021) Konkurentosposobnost stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v usloviyakh pandemii COVID-19 [Competitiveness of the African Continental Free Trade Area countries in the context of the COVID-19 pandemic]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 1 1. (2). - 869-896. doi: 10.18334/vinec.11.2.112132

ности, а также определение основных направлений развития факторов конкурентного преимущества.

Научная новизна состоит в том, что впервые в одном исследовании проведен анализ конкурентных преимуществ стран Африканской континентальной зоны свободной торговли, выявлены их конкурентные преимущества и причины отставания.

Авторская гипотеза состоит в следующем положении: повышения конкурентоспособности стран Африканской континентальной зоны свободной торговли можно добиться путем стимулирования цифровой трансформации стран, включая содействие распространению цифровых инноваций за пределами крупных городов Африки, подготовку рабочей силы Африки к цифровым преобразованиям, углубление регионального и континентального сотрудничества в целях цифровой трансформации.

В исследовании в качестве информационной базы были использованы данные и материалы Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF), Института менеджмента (The Institute for Management Development , IMD), Лозанна (Швейцария), Всемирного Банка, ООН, Международного валютного фонда (МВФ), компании SolAbility и т.д.

Основной акцент сделан на анализе данных следующих международных рейтингов и индексов:

• Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира Института менеджмента (the IMD World Competitiveness Ranking 2020);

• Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index 2019, WEF);

• Рейтинг глобальной цифровой конкурентоспособности (IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020);

• Рейтинг конкурентоспособности талантов (IMD World Talent Ranking 2020);

• Индекс глобальной устойчивой конкурентоспособности (Sustainable Competitiveness Index 2020, SolAbility).

Краткая экономическая характеристика стран AfCFTA

Тем не менее экономический потенциал стран AfCFTA остается в полной мере нереализованным.

ОБ АВТОРЕ:_

Дробот Елена Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент; руководитель направления «Международные экономические отношения», член научной школы «Промышленная управленческая элита развития»; преподаватель (elenadrobotßmail.ru)

цитировать СТАТЬЮ:_

Дробот Е.В. Конкурентоспособность стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в условиях пандемии COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Том 11. - № 2. - С. 869-896. doi: 10.18334/vinec.11.2.112132

В AfCFTA входят страны с развивающиеся страны, среди которых много наименее развитых (НРС). Из 47 НРС 17 расположены в Африке. Это Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, ЦАР, Чад, Демократическая Республика Конго, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Гамбия, Мадагаскар, Мали, Судан, Южный Судан, Уганда, Замбия [13].

В африканском регионе наблюдается относительно высокая инфляция (средний показатель инфляции для стран Африки в 2018 г. - 10,9%, а в первой половине 2021 г. для 54 стран AfCFTA средний уровень инфляции составил 15,5%). Однако в разрезе отдельных стран и субрегионов Африки ситуация может существенно различаться. Например, в Зимбабве в мае 2020 г. потребительские цены выросли на 786% по сравнению с маем 2019 г. В апреле 2021 г. темпы роста цен замедлились (194%), но ситуация продолжает быть критической. Также, по данным на март 2021 г., гиперинфляция наблюдается в Судане, где темпы роста цен составляют 341% [20].

Согласно данным Всемирного банка на 2019 г. (до начала пандемии COVID-19), крупнейшими африканскими странами по объему реального ВВП были Нигерия (469,4 млрд долл. в 2018 г.), ЮАР (429,9 млрд долл.) и Египет (286,1 млрд долл.), а крупнейшими регионами - Северная Африка (31,8% от общего реального ВВП Африки) и Западная Африка (27,0%). Лидерами по темпам роста ВВП в 2018 г. являлись Руанда (8,7%), Гвинея (8,7%), Ливия (7,8%) и Кот-д'Ивуар (7,4%). Наименьший рост за рассматриваемый период показали экономики Экваториальной Гвинеи, Судана, Анголы и Намибии. Темпы роста ВВП, помимо прочего, влияют и на возможности привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). ВВП на душу населения в реальном выражении в ценах 2010 года, по данным на декабрь 2019 г., во всех африканских странах, кроме Сейшельских островов, оказался ниже среднемирового уровня, который в конце 2019 г. составил около 15 000 долл. Среди лидеров по этому показателю такие страны, как уже упомянутые Сейшельские острова (14 962 долл.), Маврикий (10 949 долл.), Экваториальная Гвинея (9 238 долл.) и Габон (9 129 долл.). Для сравнения, в России этот показатель составляет 12 012 долл. [1, 17].

На сегодняшний день у большинства африканских экономик сохраняется зависимость от добычи сырья и его экспорта. Тем не менее ведущие институты развития Африки добиваются увеличения вклада в ВВП промышленной продукции. Так, Африканский банк развития в рамках своей миссии по индустриализации африканских стран поставил целью увеличение доли промышленной продукции в ВВП к 2025 году на 130% (по сравнению с 2015 г.) [17, с. 6-7].

Общее влияние пандемии C0VID-19 на страны Африканской континентальной зоны свободной торговли: статистика распространения

Как COVID-19 повлиял на страны AfCFTA?

Прежде всего, следует отметить, что вступление соглашения о создании AfCFTA было отложено именно из-за пандемии COVID-19 до 1 января 2021 г.

Наибольшее число случаев заражения COVID-19 в странах AfCFTA приходится на ЮАР (более 1,5 млн), следом идут Марокко (около 500 тыс.), Тунис (более 300 тыс.),

а наименьшее число заражений - в Западной Сахаре (10). По числу смертей от пандемии СОУГО-19 «лидируют» ЮАР (более 50 тыс.), Египет (более 14 тыс.) и Тунис (более 11 тыс.). Наименьшее число смертей от пандемии СОУШ-19 зарегистрировано в Западной Сахаре (1) и Бурунди (6) (табл. 1).

Таблица 1

статистика распространения C0ViD-19 в странах АЮРТА (по данным на 12 мая 2021 г.)

страна общее число случаев заражения, чел. общее число смертей, чел. отношение числа умерших к общему числу случаев зара-жения,% Численность населения, чел. отношение общего числа случаев заражения к численности населения,%

Всего по AfCFTA 4643909 125056 2,7 1363207203 0,33

ЮАР 1599272 54896 3,4 59949498 2,7

Марокко 514164 9083 1,75 37285573 1,37

Тунис 322998 11556 3,56 11924673 2,71

Эфиопия 263672 3911 1,47 117393244 0,22

Египет 239740 14033 5,84 103984787 0,23

Ливия 180692 3077 1,66 6951337 2,59

Нигерия 165515 2065 1,2 210498783 0,07

Кения 163976 2928 1,7 54782893 0,03

Алжир 124483 3343 2,65 44528314 0,28

Гана 93011 783 0,84 31627141 0,29

Замбия 92152 1258 1,3 18822708 0,48

Камерун 74946 1152 1,46 27109628 0,27

Мозамбик 70267 826 1,17 32001663 0,21

Намибия 50301 696 1,38 2580262 1,93

Ботсвана 49041 751 1,53 2392207 2,05

Кот-д'Ивуар 46484 292 0,62 26935594 0,17

Уганда 42427 346 0,81 46970372 0,09

Сенегал 40762 1121 2,75 17120176 0,23

Мадагаскар 39510 738 1,86 28298188 0,14

Зимбабве 38448 1579 4,1 15048213 0,25

Судан 34272 2446 7,01 44723245 0,076

Малави 34183 1153 3,37 19551547 0,17

ДРК 30392 775 2,55 91879676 0,032

Ангола 29146 639 2,19 33736498 0,085

Кабо-Верде 26709 236 0,88 561165 4,76

Руанда 25773 340 1,3 13226156 0,19

Габон 23565 143 0,6 2270563 1,03

Гвинея 22719 151 0,66 13436461 0,16

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6

Мавритания 18691 456 2,43 4753876 0,39

Эсватини 18487 671 3,62 1170466 1,53

Сомали 14486 753 5,19 16271101 0,086

Мали 14149 507 3,58 20747749 0,06

Буркина-Фасо 13384 164 1,22 21391839 0,06

Того 13167 125 0,94 8444354 0,15

Джибути 11369 151 1,32 1000304 1,1

Конго 11343 148 1,3 5633978 0,2

Лесото 10774 319 2,96 2156825 0,5

Южный Судан 10641 115 1,08 11306223 0,093

Сейшельские 8172 28 0,3 98870 8,09

острова

Бенин 7995 101 1,26 12393984 0,064

Экваториальная 7694 112 1,45 1442193 0,52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гвинея

ЦАР 6674 93 1,39 4901608 0,13

Гамбия 5934 175 2,94 2474524 0,23

Нигер 5324 192 3,6 24951059 0,02

Чад 4888 172 3,51 16827427 0,029

Бурунди 4208 6 0,14 12192376 0,032

Сьерра-Леоне 4089 79 1,93 8115616 0,049

Коморские 3860 146 3,78 885426 0,43

острова

Гвинея-Биссау 3741 67 1,79 2007704 0,18

Сан-Томе и 2320 35 1,5 222639 1,03

Принсипи

Либерия 2114 85 4,02 5159153 0,038

Маврикий 1266 17 1,3 1273583 0,094

Танзания 509 21 4,1 61183891 0,0008

Западная Са- 10 1 0,1 609870 0,001

хара

Весь мир (спра-вочно) 160398044 3333548 2,07 7846000000 2,04

Источник: составлено автором по данным [34].

Однако если проанализировать отношение общего числа случаев умерших от СОУГО-19 к общему числу случаев заражения, то можно увидеть, что по странам АГСБТА в целом этот показатель превышает среднемировое значение: для АГСБТА он составляет 2,7% при среднемировом значении равном 2,07%. Максимальное значение этого показателя отмечается в таких странах, как Судан (7,01%), Египет (5,84%)

и Сомали (5,19%). В десяти странах AfCFTA отношение числа умерших от COVID-19 к общему числу случаев заражения составляет менее 1%. Это следующие страны: Западная Сахара (0,1%), Бурунди (0,14%), Сейшельские острова (0,3%), Габон (0,6%), Кот-д'Ивуар (0,62%), Гвинея (0,66%), Уганда (0,81%), Гана (0,84%), Кабо-Верде (0,88%), Того (0,94%).

Если рассчитать отношение числа случаев заражения COVID-19 к общему численности населения, то можно увидеть, что в странах AfCFTA этот показатель намного ниже среднемирового значения, равного 2,04%, и составляет 0,33%. Всего в двенадцати странах AfCFTA этот показатель превысил 1%. Это Сейшельские острова (8,09%), Кабо-Верде (4,76%), Тунис (2,71%), ЮАР (2,7%), Ливия (2,59%), Ботсвана (2,05%), Намибия (1,93%), Эсватини (1,53%), Марокко (1,37%), Джибути (1,1%), Габон (1,03%), Сан-Томе и Принсипи (1,03%).

Таким образом, на страны AfCFTA (с точки зрения смертности и заболеваемости) COVID-19 оказал достаточно умеренное воздействие, не сравнимое с ситуацией в Европе, Америке и Азии [8, с. 13-38] (Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021, p. 13-38).

Среди основных причин умеренного воздействия пандемии COVID-19 на страны AfCFTA можно отметить следующие факторы:

• пространственная разобщенность стран африканского континента между собой и общин внутри стран;

• туристические и прочие пассажирские потоки в страны Африки намного меньше, чем в другие страны мира;

• низкая интегрированность стран Африки в мировую экономику;

• преобладание на континенте молодого населения со средним возрастом 20 лет при численности людей старше 65 лет около 3% всего населения [15] (Postnikova, 2020).

Какие меры были предприняты странами AfCFTA для предотвращения распространения COVID-19 и сглаживания негативных последствий пандемии?

В 2020 г. страны AfCFTA ввели следующие ограничительные меры:

• режим чрезвычайного положения в области здравоохранения;

• общенациональный локдаун и комендантский час;

• закрытие учебных заведений;

• режим самоизоляции граждан [7, с. 351-378] (Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021, p. 351-378).

Принятые африканскими странами для сглаживания негативных последствий пандемии COVID-19 меры включали в себя:

• государственные займы или кредитные гарантии для компаний;

мрегулятивное послабление для банков и корпоративных должников;

• предоставление центральными банками каникул по погашению долгов и введение моратория на выдачу кредитов;

«ч5,29 5 11

4,68

\ 3 13 3,59 2 3,22

2,95 2,5

1,38 1,5

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 -♦-Экономика без COVID-19 / Without COVID-19

Сильная реакция на COVID-19 / Strong response to COVID-19 -^-Слабая реакция на COVID-19 / Weak response to COVID-19

Рисунок 1. Влияние пандемии COVID-19 на темпы роста ВВП региона,% Источник: [23, с. 60-64; 35] (Chiluba et al., 2020).

• пожертвование зарплат или сокращение зарплат высшими государственными чиновниками для оказания помощи населению в период распространения коронавируса;

сокращение зарплаты президента, пожертвование президентом своей зарплаты;

• обеспечение населения во время пандемии бесплатным водоснабжением, продовольствием (за счет государства);

• налоговые каникулы;

• денежные выплаты всем гражданам, предоставленные с целью пр еодолеть финансовые трудности во время пандемии;

• предоставление государственной финансовой помощи корпорациям;

• «прощение долгов» и другие меры по облегчению долгового бремени для уменьшения экономических последствий коронавируса;

• принятие центральными банками адаптивной денежно-кредитной политики, включающей снижение процентной ставки;

• благотворительная помощь и пожертвования в виде поставок продовольствия;

• освобождение заключенных и т.д. [30, 36] (Ozili, 2020; Zhang, Hu, Ji, 2020).

Влияние пандемии COVID-19 на темпы экономического роста стран Африканской континентальной зоны свободной торговли

Очевидно, что кризис, обусловленный пандемией COVID-19, не мог не сказаться на показателях экономического развития государств - членов AfCFTA и на уровне их конкурентоспособности.

Таблица 2

Темпы экономического роста государств - членов АГСРТА (рост ВВП) в 2019-2020 гг.,%

Страна 2020 г. 2019 г. Страна 2020 г. 2019 г.

Эфиопия 6,1 9 Сьерра-Леоне -2,7 5,4

Гвинея 5,2 5,6 Либерия -3 -2,5

Малави 5 4 Эсватини -3,2 1,4

Танзания 4,5 4 Бурунди -3,3 4,1

Бенин 3,4 1,6 Мавритания -3,6 6,7

Гана 3,3 -3,2 Южный Судан -3,6 7,4

Сенегал 2,9 1,2 Алжир -3,9 0,2

Египет 2 0,7 Мадагаскар -4 5

Нигер 2 0,6 Ботсвана -4,1 -6

Кот-д'Ивуар 1,9 0,7 ЮАР -4,1 -6,2

Уганда 1,6 -0,1 Ангола -5,4 -6,2

Джибути 1,4 7,8 Экваториальная Гвинея -5,8 -0,6

Камерун 1 -1,1 Марокко -6 -7,2

Коморские о-ва 0,2 2 Намибия -6 -11,8

Того 0,2 0,6 Тунис -6,1 -5,7

Нигерия 0,11 -3,62 Сан-Томе и Принсипи -6,4 1,3

Гамбия 0 6,2 Зимбабве -6,5 4

ЦАР 0 4,7 ДРК -7,8 -0,6

Конго -0,1 4,4 Судан -8,4 -2,5

Руанда -0,6 -3,6 Буркина-Фасо -8,6 -1,4

Чад -0,9 2,9 Маврикий -10,9 -12,5

Кения -1,1 -5,5 Кабо-Верде -14,6 -18,2

Сомали -1,5 2,9 Сейшельские острова -15,2 -18,5

Гвинея-Бисау -1,7 0,5 Лесото -15,3 -9,8

Габон -1,8 2,9 Ливия -60,3 4

Мозамбик -2,37 -1,09 Среднее значение -3,66 -0,48

Мали -2,5 -0,7

Замбия -2,7 -3,1

Примечание: в таблице не представлена Западная Сахара.

Источник: составлено автором по данным [18].

В 2020 г., как и страны всего мира, государства - члены ЛГСБТЛ вступили в фазу рецессии (рис. 1).

Проанализируем, как повлияла пандемия СОУГО-19 на показатели экономического роста государств - членов ЛГСБТЛ (табл. 2).

Наибольшее снижение темпов экономического роста среди стран ЛЙСБТЛ в 2020 г. наблюдалось в Ливии (-60,3%, и это после 4% в 2019 г.!). Достаточно высокими остались темпы экономического роста в Эфиопии (6,1%), Гвинее (5,2%) и Малави (5%).

СП

Кот

о

' )фиОП 1Я

Гвин Мала и "анзан тя Бен! н Га ш Сенег Егип Ниг д'Иву Уган 1а , 1жибу 'И Сам ер; Коморские о-То Нигер 1я Гамб 1я

ц>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кон V Руан, ш

Ч Кен1 Сомали ;я-Бис

Габо: озамбнк Маги Замб 1я 1й-Лео 1е Либер 1я : 'свати! и Зурун, д ритан 1я Суд н Алжир датаск ф

Гвин IV

Сьер| к

Мац| Южн!

Ма

Экваториальна

Сан-Томе и П эи1

Бурю IV Ка1

Сейше|льскж

1>

зотсва ш

Ю/ Анго. I Гвин VI арок :о 4амиб т Тун 1С

(НСИПИ

имбаб

ш

Суд 1Н на-Фа аврикгй Вер, 1е остро

Г.о

Лесо

К

(эипг-]ис]у) 130г,г# 531И0Ы03Э ЫОНУЛОМЫ! 110 "МЧУПОГ N¥1550^

8/,8

Влияние пандемии COVID-19 на конкурентоспособность стран Африканской континентальной зоны свободной торговли

Как кризис, связанный с пандемией COVID-19, повлиял на конкурентоспособность стран AfCFTA?

Традиционно для анализа уровня конкурентоспособности стран мира используются два рейтинга: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума (World Economic Forum), рассчитыва-

Таблица 3

Место стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического

форума, 2019 г.

Рейтинг Экономика Рейтинг Экономика

117 Танзания

52 Маврикий 118 Кот-д'Ивуар

119 Габон

60 ЮАР 120 Замбия

121 Эсватини

75 Марокко 122 Гвинея

76 Сейшельские острова 123 Камерун

124 Гамбия

87 Тунис 125 Бенин

126 Эфиопия

89 Алжир 127 Зимбабве

128 Малави

91 Ботсвана 129 Мали

130 Буркина-Фасо

93 Египет 131 Лесото

94 Намибия 132 Мадагаскар

95 Кения

134 Мавритания

100 Руанда 135 Бурунди

136 Ангола

111 Гана 137 Мозамбик

112 Кабо-Верде

139 ДРК

114 Сенегал

115 Уганда 141 Чад

116 Нигерия

Источник: составлено автором по данным [16, 29].

емый для 141 государства (в 2019 г.) и Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира Института менеджмента (the IMD World Competitiveness Ranking), охватывающий 63 страны (по данным на 2020 г.).

Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума

В декабре 2020 года Всемирный экономический форум выпустил специальное издание «Доклад о глобальной конкурентоспособности, специальный выпуск 2020: Как страны продвигаются на пути к выздоровлению» (Global Competitiveness Report Special Edition 2020: How Countries are Performing on the Road to Recovery) [28], в котором особо оговорено, что сводный рейтинг стран мира по Индексу глобальной конкурентоспособности в 2020 году представлен не будет [16].

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2019 г. были представлены 38 из 54 стран AfCFTA. И расположились в рейтинге они на следующих позициях (табл. 3). Большинство стран AfCFTA находятся в нижней части рейтинга. Наихудшие позиции у Чада (141-е место из 141) и ДРК (139-е место). Два лидера по глобальной конкурентоспособности из числа стран AfCFTA - это Маврикий (52) и ЮАР (60).

Основными причинами отставания стран AfCFTA в рейтинге глобальной конкурентоспособности являются:

• отсутствие макроэкономической стабильности;

• низкое качество институтов;

• проблемы в области инфраструктуры;

• отсутствие равных возможностей, в т.ч. в части доступа к медицине и образованию;

• несовершенная система социальной защиты;

• нарушение общепринятых правил и норм конкуренции;

• неэффективная система налогообложения;

• проблемы на рынке труда (в частности, безработица среди молодежи);

• низкий уровень технологического развития;

• низкая конкурентоспособность компаний.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира Института менеджмента (the IMD World Competitiveness Ranking)

В Рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира Института менеджмента из стран AfCFTA представлена только одна страна - ЮАР [33]. В 2020 г. ЮАР заняла в рейтинге 59-е место, опустившись на три позиции по сравнению с 2019 г. [26]. Причинами отставания ЮАР являются:

• ухудшение экономической ситуации в связи с пандемией;

• безработица среди молодежи;

• нерешенные проблемы в сфере электроснабжения;

• коррупция;

• низкая эффективность судопроизводства;

• рост государственного долга на фоне сокращения доходов бюджета и возможностей для бюджетного маневра и др.

Кроме Рейтинга глобальной конкурентоспособности стран мира Институт менеджмента также публикует еще два интересных рейтинга.

Рейтинг глобальной цифровой конкурентоспособности стран мира (the IMD World Digital Competitiveness Ranking)

Во-первых, это Рейтинг глобальной цифровой конкурентоспособности стран мира для 63 стран [25]. Для расчета рейтинга 52 критерия объединены в три группы факторов: «Знания», «Технологии», «Готовность к будущему».

В этом рейтинге из стран AfCFTA также представлена только ЮАР. В 2020 г. ЮАР заняла в этом рейтинге 60-е место (после 48-го в 2019 г.).

Таблица 4

Место ЮАР в рейтинге глобальной цифровой конкурентоспособности стран мира

Факторы 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Знания 49 49 52 54 60

Технологии 51 53 52 51 55

Готовность к будущему 47 42 43 44 57

Место в общем рейтинге цифровой конкурентоспособности 51 47 49 48 60

Источник: составлено автором по данным [25, 26].

По всем трем факторам ЮАР находится в конце рейтинга: 60-е место в 2020 г. по фактору «Знания», 55-е по фактору «Технологии» и 57-е по фактору «Готовность к будущему». И за последние пять лет сколько-нибудь положительной динамики не наблюдается.

Если проанализировать субфакторы рейтинга глобальной цифровой конкурентоспособности стран мира для ЮАР, то можно увидеть основные причины отставания, среди которых можно отметить проблемы в подготовке кадров и развитии человеческого капитала, проблемы в системе образования, недостаточно развитый научный потенциал, недостаточная технологическая база и неготовность бизнеса к трансформации.

Кризис COVID-19 усиливает роль цифровизации в содействии производственным преобразованиям в Африке. Цифровая трансформация распространяется почти на все сектора экономики. И страны AfCFTA уже могут похвастаться некоторыми успехами в сфере цифровизации [31] (Schelenz, Kerstin Schopp, 2018).

В частности, Африка является мировым лидером в области мобильных денег с самым большим в мире количеством счетов, численность которых составляет 300.

Общий рейтинг / Overall

Факторы / Factors

Субфакторы / Sub-Factors

ОО оо го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

59

60

53

Знания / Knowledge

Таланты / Talent Подготовка и образование / Научный потенциал / Training & education Scientific concentration

60

55

56

32

57

Технологии / Technology

Нормативная база / Regulatory framework

Капитал / Capital

Технологическая база / Technological framework

57

59

58

50

Готовность к будущему / Future readiness

Адаптивные подходы / Adaptive attitudes

Гибкость бизнеса / Business agility

Развитие информационных технология / IT integration

Рисунок 3. Компоненты рейтинга глобальной цифровой конкурентоспособности стран мира для ЮАР, 2020 г.

Источник: составлено автором по данным [25, 26].

2016

2017

2018

2019

2020

■Цифровая конкурентоспособность / Digital ■Конкурентоспособность / Competitiveness

Рисунок 4. Сравнение места ЮАР в рейтинге цифровой и глобальной конкурентоспособности Источник: составлено автором по данным [25,26, 33].

Таблица 5

Основные направления политики в области цифровой трансформации

в субрегионах Африки

Субрегионы Африки Основные направления политики в области цифровой трансформации

Центральная Африка Координация инвестиций в цифровую инфраструктуру на региональном уровне для расширения охвата, обеспечения инклюзивное™ и повышения надежности доступа

Подготовка кадров с необходимыми навыками для работы в сфере цифровых технологий

Использование цифровых технологий для поощрения предпринимательства и содействия цифровой трансформации региональных производственно-сбытовых цепочек

Осуществление мониторинга и оценки цифровых стратегий на региональном и национальном уровнях

Восточная Африка Содействие переходу от школы к работе, в частности с помощью программ обучения цифровой грамотности, технического и профессионального образования и подготовки в Африке (Technical and Vocational Education and Training, TVET), а также мониторинг технологических разработок для прогнозирования потребностей в цифровых навыках в будущем

Развитие цифрового предпринимательства и инноваций путем адаптации нормативно-правовой среды и содействие развитию технопарков, в частности за счет облегчения доступа к финансированию

Укрепление регионального сотрудничества в области цифровизации и мобилизация государственных и частных ресурсов в целях модернизации региональной инфраструктуры

Создание единого цифрового рынка путем содействия беспрепятственному подключению, гармонизации правил и упрощения осуществления трансграничных платежей и расчетов

Северная Африка Поддержка развития финансовых технологий путем ослабления нормативных ограничений и экспериментирования с новыми разработками (например, внедрение подсистем для платежных инноваций в финтех-среде, в частности технологий контролируемой среды (sandboxes), специально изолированной для безопасного выполнения и контроля финансовых операций без необходимости нарушать финансовое законодательство)

Модернизация системы образования и профессиональной подготовки путем мониторинга и оценки цифровой грамотности и программ в области науки, техники, инженерии и математики, а также содействие обучению на протяжении всей жизни и переподготовке рабочей силы

Поощрение цифрового предпринимательства путем стимулирования инноваций на основе проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и совершенствования управления в регионе

Южная Африка Сокращение цифрового разрыва за счет развития надежной и доступной цифровой инфраструктуры за пределами городских центров

Повышение качества образования и содействие обучению на протяжении всей жизни для удовлетворения потребностей в цифровых навыках в будущем

884 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #2'2021 (April-June)

Окончание табл. 5

1 2

Южная Африка Гармонизация существующих цифровых инициатив на национальном и региональном уровнях и ускорение их реализации с учетом ориентации на цифровую трансформацию стратегических цепочек создания стоимости

Западная Африка Усиление государственной поддержки технопарков и стартапов, бизнес-инкубаторов

Содействие развитию благоприятной нормативно-правовой базы для развития финтеха, содействие расширению доступа к финансовым услугам и диверсификации источников финансирования развития частного сектора

Поддержка предпринимательства в целом и малого и среднего бизнеса в частности, стимулирование их к использованию цифровых технологий, особенно в сельскохозяйственном секторе, в целях укрепления интеграции в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки

Инвестиции в человеческий капитал

Источник: составлено автором по данным [21, с. 19-20].

Более 500 африканских компаний предоставляют технологические инновации в области финансовых услуг. А стоимость некоторых африканских стартапов в настоящее время превышает миллиард долларов. По всему континенту действует более 640 технологических центров, стартап-акселераторов и бизнес-инкубаторов [21, с. 19-20] (AUC/OECD, 2021, p. 19-20).

Представляется, что политика в области цифровой трансформации в субрегионах Африки должна включать следующие направления (табл. 5).

Рейтинг конкурентоспособности талантов (the IMD World Talent Ranking)

Во-вторых, принимая во внимание тот факт, что одно из ключевых значений в формировании страновой конкурентоспособности в целом и цифровой конкурентоспособности в частности играет управление талантами, специалистами Института менеджмента был разработан Рейтинг конкурентоспособности талантов (the IMD World Talent Ranking). В этом рейтинге также представлена только ЮАР [27].

Из 63 стран рейтинга в 2020 г. ЮАР заняла 52-е место (50-е в 2019 г.). Рейтинг дает представление о наличии кадровых резервов в экономике. Для оценки используются три группы факторов: «Инвестиции и развитие» (с точки зрения поощрения местных талантов), «Привлекательность» (эффективность удержания внутренних талантов и привлечение международных) и «Подготовленность» (качество имеющихся навыков и компетенций). По всем трем факторам ЮАР находится в нижней части рейтинга.

В 2020 г. по фактору «Инвестиции и развитие» ЮАР заняла 57-е место (56-е в 2019 г.), по фактору «Привлекательность» - 40-е (37-е в 2019 г.), по фактору «Подготовленность» - 42-е (48-е в 2019 г.).

В чем причины отставания ЮАР в этом рейтинге? Это, прежде всего, проблемы с качеством системы образования, низкая привлекательность страны для иностранной рабочей силы, обусловленная в том числе низким качеством жизни и низкой оплатой труда.

Очевидно, что человеческий капитал является важнейшим ресурсом повышения конкурентоспособности страны. Однако для его развития необходимо обеспечить приток инвестиций, усиление инновационной активности и внедрение новых технологий.

Ии деке глобальной устойчив ой конкурентоспособности (The Global Sustainable Competitiveness Index, GSCI)

И наконец, еще однн заслуживающий внимания индекс конкурентоспособности-это Индекс глобальной устойчивой конкурентоспособности (The Global Sustainable Competitiveness Index, GSCI), рассчитываемыйнезависимой компанией SolAbility с использованием баз датных Всемирного банка, ООН, М еждднародннгс валютного фонда (МВФ) и других международных неправительственных организаций [32].

Преимущества Индекса глобальной устойчивой конкурентоспособности состоят в следующем. Во -первых:, ин дексы конкурентоспособности Всемирного экономического форумы и Института менеджмента несовершенны как методически, тик и с точки зрения рассматриваемых показателей. Их разработчики в значительной степени опираются на данные опросов политиков, генеральных директоров корпораций, т.е. в них присутсолдет субъективный компонент. Число стран в рейтингах играничено (141и 63

Эффективность управления / Governance Performance

Природный капитал / Natural Capital

Устойчивая конкурентоспособность/ Sustainable Competitiveness

Интеллектуаль ный капитал / Intellectual Capital

Социальный

капитал / Social Capital

Интенсивность использования ресурсов / Resource Intensity

Рисунок 5. 5 «опор»» национальной устнйгиенй конкурентоспоснбности Источник: составлено автором то данным [32, с. 5] .

соответственно). Составители GSCI используют для расчета индекса только количественные показатели. И количество стран в рейтинге максимальное (с учетом доступных данных) - 180.

Что собой представляет устойчивая конкурентоспособность?

Устойчивая конкурентоспособность - это способность создавать и сохранять национальное богатство, обеспечивая при этом возможности для его воспроизводства.

Индекс GSCI позволяет измерить конкурентоспособность стран. Он рассчитывается на основе 127 количественных показателей, сгруппированных в 5 «опор» национальной конкурентоспособности [32].

5 «опор» национальной устойчивой конкурентоспособности включают (рис. 5):

Природный капитал: природная среда, включая наличие ресурсов и уровень их ресурсов.

Социальный капитал: здоровье, безопасность, свобода, равенство и удовлетворенность населения жизнью внутри страны.

Интенсивность использования ресурсов: эффективность использования имеющихся ресурсов в качестве показателя операционной конкурентоспособности в мире, ограниченном ресурсами.

Интеллектуальный капитал: способность создавать богатство и рабочие места за счет инноваций и участия в глобальных цепочках создания добавленной стоимости.

Эффективность управления: Результаты реализации основных направлений государственной политики и инвестиций в таких сферах, как инфраструктура, структура рынка и занятости, обеспечение основы для создания устойчивого богатства.

В рейтинге представлено 52 страны AfCFTA (за исключением Сомали и Западной Сахары). Для Южного Судана данные представлены неполные, поэтому итоговое место в рейтинге не определялось.

Проанализируем места стран AfCFTA в рейтинге глобальной устойчивой конкурентоспособности 2020 г. (табл. 6).

Страны AfCFTA в рейтинге глобальной устойчивой конкурентоспособности 2020 г. места с 52-го по 177-е. Топ-5 лучших стран AfCFTA выглядит следующим образом: Маврикий (52), Гана (60), Эфиопия (75), Кения (81), Камерун (88). В пятерку стран AfCFTA с худшими позициями в рейтинге GSCI вошли Бурунди (167), Уганда (171), Чад (172), ЦАР (173), Мавритания (177).

Если рассмотреть отдельные компоненты рейтинга устойчивой конкурентоспособности для стран AfCFTA, то можно отметить, что по фактору «Природный капитал» в первую десятку вошли ДРК (5) и Камерун (6), и еще 13 стран вошли в первые 50 лучших государств по этому фактору. Это Мадагаскар (25), Габон (29), Экваториальная Гвинея (30), Замбия (33), Сьерра-Леоне (34), ЦАР (35), Конго (36), Гвинея-Биссау (42), Гвинея (43), Танзания (44), Либерия (46), Ангола (47), Гана (48). По фактору «Интенсивность использования ресурсов» в первую десятку вошли ДРК (1), Эфиопия (2), Кения (3), Гана (8). Еще десять стран вошли в первую двадцатку: Танзания (12),

Таблица 6

Места стран AfCFTA в рейтинге глобальной устойчивой конкурентоспособности 2020 г.

Страна Место в рейтин- Опоры устойчивой конкурентоспособности

ге GSCI Природный Интенсивность Социальный Интеллектуаль- Эффективность

капитал использования ресурсов капитал ный капитал управления

Маврикий 52 130 143 44 35 10

Гана 60 43 8 115 139 58

Эфиопия 75 64 2 120 154 94

Кения 81 160 3 118 82 111

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Камерун 88 6 20 127 148 149

Кот-д'Ивуар 95 51 23 166 133 112

Сан-Томе и Принсипи 98 73 73 93 93 139

ДРК 105 5 1 173 175 157

Габон 109 29 52 117 161 141

Мозамбик 111 50 23 90 142 169

Сьерра-Леоне 112 34 70 135 136 153

Танзания 113 44 12 152 156 155

Эсватини 117 74 105 162 79 134

Сенегал 118 139 46 80 145 110

Кабо-Верде 119 96 152 63 103 126

Зимбабве 123 112 25 148 130 144

Буркина-Фасо 125 101 44 83 150 145

Ботсвана 129 128 137 153 73 98

Гвинея 131 43 58 101 173 153

Тунис 132 180 132 86 56 118

Марокко 133 151 127 143 90 36

Ливия 134 124 124 102 92 146

Сейшельские острова 135 134 179 94 77 53

Конго 136 36 39 146 137 179

Окончание табл. 6

1 2 3 4 5 6 7

Руанда 139 104 29 130 163 132

Гамбия ио 93 65 122 165 120

Того 141 103 24 171 140 140

Джибути 142 120 92 151 112 128

Либерия из 46 55 139 155 170

Лесото ш 75 89 159 125 152

Алжир 147 136 157 105 102 114

Замбия 148 33 14 154 177 165

Нигерия 149 131 21 169 153 123

Бенин 151 121 54 150 149 125

Экваториальная Гвинея 252 30 83 147 158 173

Намибия 154 116 112 145 115 148

Нигер 155 100 26 88 171 163

Ангола 156 47 47 157 164 172

ЮАР 157 71 170 177 68 150

Малави 158 91 48 97 169 167

Мали 159 56 66 126 178 161

Гвинея-Биссау 161 42 61 161 172 174

Мадагаскар 162 25 85 168 176 160

Судан 163 78 84 178 144 156

Египет 165 166 150 180 74 91

Коморские острова 166 119 93 164 152 143

Бурунди 167 117 22 160 159 176

Уганда 171 85 53 144 124 164

Чад 172 83 57 155 170 180

ЦАР 173 35 106 179 179 171

Мавритания 177 126 153 142 166 162

Южный Судан н/д 141 56 158 180 н/д

Примечание: в рейтинге не представлены Сомали и Западная Сахара.

Источник: составлено автором по данным [32].

Замбия (14), Камерун (20), Нигерия (21), Бурунди (22), Кот-д'Ивуар (23), Того (24), Зимбабве (25), Мозамбик (28), Руанда (29). Однако по оставшимся трем факторам позиции стран AfCFTA очень низки. Так, по фактору «Социальный капитал» лучшие позиции из стран AfCFTA у Маврикия (44), Кабо-Верде (63) и Сенегала (80). По фактору «Интеллектуальный капитал» три лучшие страны в рейтинге - это Маврикий (35), Тунис (56), Ботсвана (73). И наконец, по фактору «Эффективность управления» выделились Маврикий (10), Марокко (36), Сейшельские острова (53) и Гана (58), а остальные страны AfCFTA расположились в самой нижней части рейтинга, начиная с 91-го места (Египет) и заканчивая 180-м местом (Чад).

Таким образом, страны AfCFTA обладают ресурсной конкурентоспособностью. Но этого не достаточно для обеспечения устойчивой конкурентоспособности страны. Лидерство в рейтинге GSCI обеспечивают в первую очередь высокие позиции страны по факторам «Социальный капитал», «Интеллектуальный капитал» и «Эффективность управления».

Заключение

На какие факторы конкурентного преимущества странам AfCFTA следует обратить внимание для того, чтобы обеспечить повышение своей конкурентоспособности?

Для достижения конкурентоспособности странам AfCFTA следует сосредоточиться на следующих направлениях:

• развитие демократии;

• совершенствование институтов управления;

• развитие реальной рыночной экономики;

• содействие развитию честной конкуренции;

• содействие повышению конкурентоспособности инвестиций;

• совершенствование инфраструктуры и системы социальной защиты;

• обеспечение качественного образования для всех;

• развитие финансовых рынков;

• совершенствование системы здравоохранения и социального обеспечения, обеспечение доступной базовой медицинской помощи для всех граждан;

• повышение эффективности системы правосудия, борьба с коррупцией;

• совершенствование системы налогообложения, в том числе в части налогообложения транснациональных корпораций, введение налога на роскошь и климатического (экологического) налога;

• обеспечение полного равенства, борьба с гендерной, расовой, сословной дискриминацией.

При этом развитие стран AfCFTA невозможно без инвестиций в человеческий капитал, привлечения и развития талантов, а также цифровизации.

Стратегия повышения конкурентоспособности на основе стимулирования цифровой трансформации стран должна включать четыре взаимодополняющих направления:

1. Содействие распространению цифровых инноваций за пределами крупных городов. Для этого необходимо обеспечение всеобщего недорого доступа к сети Интернет. В последнее время доступ в Интернет расширился благодаря распространению мобильных телефонов: в настоящее время ими регулярно пользуются 72% африканцев, причем наибольшее их число приходится на Северную Африку (82%) и наименьшее - на Центральную Африку (63%). Тем не менее внедрение цифровых технологий остается неравномерным. Только 26% сельских жителей континента регулярно пользуются Интернетом по сравнению с 47% городских жителей [21, с. 19-20] (AUC/OECD, 2021, р. 19-20).

2. Подготовка рабочей силы Африки к цифровым преобразованиям и гарантии социальной защиты. При сохранении текущих тенденций 65% всех занятых к 2040 г. будут составлять самозанятые и работники семейных предприятий. По оценкам, доля этих категорий работников в общей структуре занятости в 2040 г. будет самой высокой в Западной Африке (74%), а самой низкой - в Северной Африке (25%) [21, с. 19-20] (AUC/OECD, 2021, р. 19-20). При этом развитие новых форм занятости в Интернете требует создания надежных схем регулирования и обеспечения социальной защиты этих категорий работников.

3. Устранение барьеров на пути инноваций, которые мешают небольшим фирмам конкурировать в цифровую эпоху. Динамично развивающиеся малые и средние предприятия (МСП) нуждаются в поддержке для внедрения цифровых инноваций. Например, наличие веб-сайта способствует увеличению объема продаж фирм на 5,5%. Однако только 31% фирм в формальном секторе Африки имеют веб-сайт (например, в Азии этот показатель составляет 39%, а Латинской Америке - 48%) [21, с. 19-20] (AUC/ OECD, 2021, р. 19-20).

4. Углубление регионального и континентального сотрудничества в целях цифровой трансформации. Цифровые технологии создают новые проблемы для национальных регулирующих органов. Наднациональное сотрудничество может обеспечить решение проблем в таких областях, как цифровое налогообложение, цифровая безопасность, конфиденциальность, защита персональных данных и трансграничные платежи. Гармонизация континентальных и региональных нормативных актов является важным дополнением к национальным законам. На сегодняшний день только в 28 странах Африки действует законодательство о защите персональных данных, а 11 стран приняли основные законы о цифровой безопасности [21, с. 19-20] (AUC/OECD, 2021, р. 19-20). И именно в рамках реализации этого стратегического направления повышения конкурентоспособности роль AfCFTA будет чрезвычайно важна.

ИСТОЧНИКИ:

1. ВВП на душу населения - Список стран. Trading Economics. [Электронный ресурс].

URL: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/gdp-per-capita (дата обращения:

13.05.2021).

2. Дробот Е.В. Исследование экономического потенциала Евразийского экономического союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности // Российское предпринимательство. - 2016. - № 12. - с. 1407-1428. - doi: 10.18334/rp.17.12.35388.

3. Дробот Е.В. Концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона // Экономические отношения. - 2012. - № 2. - с. 6-10. - doi: 10.18334/.37376.

4. Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. - 2012. - № 2. - с. 27-40. - doi: 10.18334/.37337.

5. Дробот Е.В. Управление конкурентоспособностью национальной экономики в условиях глобализации. / Монография. - СПб.: Троицкий мост, 2015. - 224 с.

6. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р., Костылева С.О. Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции // Экономические отношения. - 2014. - № 1. - с. 2731. - doi: 10.18334/.37331.

7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1. - с. 351-378. - doi: 10.18334/ утес.11.1.111858.

8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Распространение коронавируса в Африке: региональные паттерны и экономические последствия // Экономические отношения. - 2021. - № 1. - с. 13-38. - doi: 10.18334/eo.11.1.111816.

9. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Киселева Е.В. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - с. 443-454. - doi: 10.18334/eo.9.2.40608.

10. Костин К.Б., Березовская А.А. Современные технологии цифровой экономики как драйвер роста мирового рынка товаров и услуг // Экономические отношения. -

2019. - № 2. - с. 455-480.

11. Костин К.Б., Димитров К.И. Управление конкурентоспособностью предприятий на мировом рынке туристских услуг // Экономические отношения. - 2019. - № 3. -с. 2179-2190. - doi: 10.18334/eo.9.3.40697.

12. Молчанова С.М., Лосев К.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность выпускаемой продукции // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. - с. 13731382. - doi: 10.18334Ыпес.9.4.41245.

13. В ООН назвали 47 наименее развитых стран мира. Газета «БИЗНЕС Online», 20 ноября 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/ news/446771 (дата обращения: 13.05.2021).

14. Пальгова В.О. Конкурентоспособность городов в условиях пространственного роста // Экономические отношения. - 2019. - № 3. - с. 1817-1826. - doi: 10.18334/ eo.9.3.40886.

15. Постникова Е. Почему COVID-19 почти не затронул Африку. Известия, 24 марта

2020. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/989540/ekaterina-postnikova/bez-buri-v-pustyne-pochemu-covid-19-pochti-ne-zatronul-afriku (дата обращения: 15.05.2021).

16. Рейтинг стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index (дата обращения: 13.05.2021).

17. Россия - Африка: долгосрочное торгово-экономическое партнёрство. Информационно-аналитический дайджест. - Москва, октябрь, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/7c1/russia_africa_final_ report.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

18. Темпы Роста ВВП (г/г) - Список стран - Африка. Trading Economics. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/gdp-annual-growth-rate?continent=africa (дата обращения: 13.05.2021).

19. Туменова С.А., Жерукова А.Б. Вопросы обеспечения конкурентоспособности экономических систем в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - № 3. - c. 453-464. - doi: 10.18334/vinec.8.3.39365.

20. Уровень Инфляции - Список стран - Африка. Trading Economics. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/inflation-rate?continent=africa (дата обращения: 13.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. AUC/OECD Africa's Development Dynamics 2021: Digital Transformation for Quality Jobs. - AUC, Addis Ababa/OECD Publishing, Paris, 2021.

22. Drobot E.V. Comparative analysis of the international competitiveness of the region (on the example of independent states of the South Pacific region) // Экономические отношения. - 2020. - № 2. - p. 279-306. - doi: 10.18334/eo.10.2.104254.

23. Chiluba B., et al. Will the current coronavirus disease 2019 affect progress in the attainment of sustainable development goals in Africa? // Biotechnology and Biotechnology Research Journal (BBRJ). - 2020. - № 4. - p. 60-64.

24. Economic Development in Africa Report 2019: Made in Africa - Rules of Origin for Enhanced Intra-African Trade. UNCTAD, 29 October 2019

25. The IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2020/ (дата обращения: 13.05.2021).

26. IMD World Competitiveness Yearbook, Talent & Digital 2020: summaries. Country Profile. South Africa. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/wcc/ world-competitiveness-center-rankings/competitiveness-country-profiles/ (дата обращения: 13.05.2021).

27. IMD World Talent Ranking 2020. IMD: Institute for Management Development, November 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-talent-ranking-2020/ (дата обращения: 13.05.2021).

28. Global Competitiveness Report Special Edition 2020: How Countries are Performing on the Road to Recovery. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/ the-global-competitiveness-report-2020 (дата обращения: 13.05.2021).

29. The Global Competitiveness Report 2019. [Электронный ресурс]. URL: https:// gtmarket.ru/files/research/global-competitiveness-index/Global_Competitiveness_ Report_2019.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

30. Ozili P.K. COVID-19 in Africa: socioeconomic impact, policy response and opportunities // International Journal of Sociology and Social Policy / MPRA Paper. - 2020. - № 103316.

31. Schelenz L., Kerstin Schopp K. Digitalization in Africa: Interdisciplinary Perspectives on Technology, Development, and Justice // International Journal of Digital Society (IJDS),. - 2018. - № 4.

32. The Sustainable Competitiveness Report, 9th edition, - SolAbility Sustainable Intelligence. Zurich, Seoul, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://solability.com/ the-global-sustainable-competitiveness-index/downloads (дата обращения: 13.05.2021).

33. World Competitiveness Rankings 2020 Results. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-competitiveness-rank-ing-2020/ (дата обращения: 13.05.2021).

34. Worldometers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldometers.info/ coronavirus/ (дата обращения: 13.05.2021).

35. World Economic Outlook database. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ en/Publications/WEO (дата обращения: 16.05.2021).

36. Zhang D., Hu M., Ji Q. Financial markets under the global pandemic of COVID-19 // Finance Research Letters. - 2020. - № 36. - p. 101528.

REFERENCES:

AUC/OECD (2021). Africa's Development Dynamics 2021: Digital Transformation for Quality Jobs Chiluba B., et al. (2020). Will the current coronavirus disease 2019 affect progress in the attainment of sustainable development goals in Africa? Biotechnology and Biotechnology Research Journal (BBRJ). (4). 60-64. Drobot E.V. (2012). Evolyutsiya teorii natsionalnoy konkurentosposobnosti [Evolution of the theory of national competitiveness]. Journal of International Economic Affairs. (2). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/.37337. Drobot E.V. (2012). Kontseptualnaya model formirovaniya konkurentosposobnosti prigranichnogo regiona [Conceptual model of the border region competitiveness formation]. Journal of International Economic Affairs. (2). 6-10. (in Russian). doi: 10.18334/.37376.

Drobot E.V. (2015). Upravlenie konkurentosposobnostyu natsionalnoy ekonomiki v us-loviyakh globalizatsii [Managing the competitiveness of the national economy in the context of globalization] (in Russian). Drobot E.V. (2016). Issledovanie ekonomicheskogo potentsiala Evraziyskogo ekonomi-cheskogo soyuza: faktory konkurentosposobnosti i ugrozy ekonomicheskoy bezo-pasnosti [Research of the economic potential of the Eurasian Economic Union: competitiveness factors and threats to the economic security]. Russian Journal of Entrepreneurship. (12). 1407-1428. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.12.35388.

Drobot E.V. (2020). Comparative analysis of the international competitiveness of the region (on the example of independent states of the South Pacific region) Journal of International Economic Affairs. (2). 279-306. doi: 10.18334/eo.10.2.104254. Drobot E.V., Klevleeva A.R., Kostyleva S.O. (2014). Konkurentosposobnost ekonomi-ki Rossii: faktory i tendentsii [Competitiveness of economy of Russia: factors and tendencies]. Journal of International Economic Affairs. (1). 27-31. (in Russian). doi: 10.18334/.37331.

Drobot E.V., Makarov I.N., Sapuntsov A.L. (2021). Rasprostranenie koronavirusa v Afrike: regionalnyepatterny i ekonomicheskieposledstviya [The spread of Coronavirus in Africa: regional patterns and economic consequences]. Journal of International Economic Affairs. (1). 13-38. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.1.111816. Drobot E.V., Makarov I.N., Sapuntsov A.L. (2021). Transformatsiya otraslevoy struk-tury innovatsionnogo biznesa v Afrike i vyzovy pandemii koronavirusa [Structural transformation of innovative business in Africa and challenge of the CIVID-19 pandemic]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 351-378. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.1.111858. Global Competitiveness Report Special Edition 2020: How Countries are Performing on the Road to Recovery. Retrieved May 13, 2021, from https://www.weforum.org/ reports/the-global-competitiveness-report-2020 IMD World Competitiveness Yearbook, Talent & Digital 2020: summaries. Country Profile. South Africa. 2020. Retrieved May 13, 2021, from https://www.imd.org/wcc/ world-competitiveness-center-rankings/competitiveness-country-profiles/ IMD World Talent Ranking 2020IMD: Institute for Management Development, November 2020. Retrieved May 13, 2021, from https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-talent-ranking-2020/ Kostin K.B., Berezovskaya A.A. (2019). Sovremennye tekhnologii tsifrovoy ekonomiki kak drayver rosta mirovogo rynka tovarov i uslug [Modern technologies of the digital economy as a driver of growth in the world market of goods and services]. Journal of International Economic Affairs. (2). 455-480. (in Russian). Kostin K.B., Dimitrov K.I. (2019). Upravlenie konkurentosposobnostyu predpriyatiy na mirovom rynke turistskikh uslug [Management of competitiveness of enterprises in the world market of tourism services]. Journal of International Economic Affairs. (3). 2179-2190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40697. Molchanova S.M., Losev K.V. (2019). Vliyanie innovatsiy na konkurentosposobnost vy-puskaemoy produktsii [Influence of innovation on the competitiveness of produced products]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1373-1382. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41245. Ozili P.K. (2020). COVID-19 in Africa: socioeconomic impact, policy response and opportunities International Journal of Sociology and Social Policy / MPRA Paper. (103316).

Palgova V.O. (2019). Konkurentosposobnostgorodov v usloviyakh prostranstvennogo rosta [The competitiveness of cities in terms of spatial growth]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1817-1826. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40886.

Schelenz L., Kerstin Schopp K. (2018). Digitalization in Africa: Interdisciplinary Perspectives on Technology, Development, and Justice International Journal of Digital Society (IJDS),. (4).

The Global Competitiveness Report 2019. Retrieved May 13, 2021, from https://gt-market.ru/files/research/global-competitiveness-index/Global_Competitiveness_ Report_2019.pdf

The IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020. Retrieved May 13, 2021, from https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2020/

The Sustainable Competitiveness Report, 9th edition, - SolAbility Sustainable Intelligence. Zurich, Seoul, 2020. Retrieved May 13, 2021, from https://solability. com/the-global-sustainable-competitiveness-index/downloads

Tumenova S.A., Zherukova A.B. (2018). Voprosy obespecheniya konkurentosposobnosti ekonomicheskikh sistem v innovatsionnoy ekonomike [Issues of ensuring the economic systems competitiveness in innovation economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 453-464. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.3.39365.

World Competitiveness Rankings 2020 Results. Retrieved May 13, 2021, from https:// www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-competitiveness-ranking-2020/

World Economic Outlook database. Retrieved May 16, 2021, from https://www.imf. org/en/Publications/WEO

Worldometers. Retrieved May 13, 2021, from https://www.worldometers.info/corona-virus/

Zavyalov D.V., Zavyalova N.B., Kiseleva E.V. (2019). Tsifrovyeplatformy kak instrument i uslovie konkurentosposobnosti strany na mirovom rynke tovarov i uslug [Digital platforms as a tool and condition of the country's competitiveness in the world market of goods and services]. Journal of International Economic Affairs. (2). 443-454. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40608.

Zhang D., Hu M., Ji Q. (2020). Financial markets under the global pandemic of COVID-19 Finance Research Letters. (36). 101528.

Наши журналы

Вопросы инновационной экономики

Индексируется РИНЦ, импакт-фактор 1,914, включен в Перечень ВАК

Электронный журеал, с 2011 года ежеквартально (4 выпуска в -од) Подписка: Ивис, eLIBRARY.ru

ISSN 2222 0372 (online)

Жил и щные стратегии

Индексируется РИНЦ, импакт-фактор 1,11 4,

включен ыПереаенсВАК

Печатная и электронная версия, с 2014 года

ежеквартально (4 выпуска н год)

Индекс Вресса РФ: 43408

Подписка: Урал-тресс, eLIBRARY.ru, И ВИС

ISSN 2410 1621 (print), 2412 9089 (online)

Лидерство и меведжмент

Индексируется РИН/пУ, импакт-фактор 0,700,

включен в Перечень ВАК

Печаттар и электронная версия, с 201п года

ежеквартальво (4 выпуска н снд)

Индекс Пресса РФ: с340л

Подписка: Урал-тресс, eLIBRARY.ru, ИВИС

ISSN 2410-1664 (print)

Экономька, предприссмательствоу право

Индекееруется РИНЦ, тмпакт-фактор 0,6586, включен в Перечень ВАК электрннный журнал, т 2011 -ода ежемесярно (12 выпусоов в тод)

Подвоота:Наоп-пресс, pBI^B^H^^Yhu, ИВОС

ISSN 2222-534X (online)

- Экономика труда

— --

Ш:

Экономика тлуда

Индвооурунася РЫНЦ, импакт-фактор 1,164, включен в Перечень ВАК Печатааа и электронная верси я, с 2501 -4- года ежемесячно ^12 выпусков н год)

Индерр Преете РФ: с3070

Подписка: Урал-пресс, eLIBRARY.ru, ИВИС

ISSN 2410-1613 (print), 2412-8929 (online)

Экрремические отношения

Индррсируется РИНЦ, импакт-фактор 1,905 , включен в Перечент ВАК электронный журнал, с 2011 гада ежеквартально (4 выпуска в год)

Подписка: 65l_I^I=!A:Rxi'^riy, ИВТС

ISSN 2587-8921 (online)

Экопакичрсеап безепссноксь

Инфрксируется РИНЦ вкоючесвПе^неньВАК

Печатная и электронлая версия, с; 2018 года ежеквартально (4 выпуска в год)

Индекс Пресса РФ: 79098

Подписка;: Урал-пресс, eLIBRARY.ru, ИВИС

ISSN 2658-7548 (print)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.