Секция летательных аппаратов
ляя им прием и отправку магистральных самолетов с пассажирами и грузами дальних маршрутов.
Самолет-амфибия Бе-200 в пожарном варианте превосходит в настоящее время по многим показателям широко распространенные и делающие исключительно важную работу пожарники СЬ-415 пионера авиационного пожаротушения - канадской фирмы "Канадэр". Многовариантность применения и выдающиеся показатели самолета-амфибии Бе-200 делают его привлекательным для многих стран мира.
Реальные достижения современной гидроавиации, наглядным свидетельством которых являются в первую очередь реактивные самолеты-амфибии А-40 и Бе-200, поршневой самолет Бе-103, созданные ТАНТК им. Г. М. Бериева, позволяют в свете неизбежности выхода человечества в Мировой океан утверждать: база для современной охраны и защиты его и для создания средств освоения в будущем у современной гидроавиации есть. Требуется, чтобы мировое сообщество поняло, что промедление в разработке Программы освоения Мирового океана и изыскании средств для ее реализации может в значительной степени задержать и сделать более дорогим прогресс в этом великом деле, в котором гидроавиация занимает достойное место.
ББК 27.5.14.4
И.В. Борисов КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ САМОЛЕТА
Конкурентоспособность самолета - это такой его уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать конкуренцию с другими самолетами данного вида в определенном сегменте рынка и характеризует его способность удовлетворять требованиям потребителей при его приобретении на рынке сбыта аналогичной техники.
Для самолета предполагается длительный период эксплуатации и, следовательно, наличие системы послепродажной поддержки. Поэтому необходимо рассматривать не “классическую” конкуренцию товаров, а конкуренцию пакета предложения разработчика, включающего собственно самолет и систему послепродажного обеспечения его эксплуатации. Это обусловлено тем, что в цене потребления за весь срок службы самолета продажная цена составляет не более 15-20 %.
Конкурентоспособность самолета зависит, прежде всего, от летнотехнических характеристик, включая пассажировместимость, дальность и скорость полета, условия базирования; от комфорта пассажирского салона и сервисного обслуживания пассажиров; от ресурсов и срока службы самолета и двигателя; от топливной эффективности самолета; от степени воздействия на окружающую среду, включая шум и эмиссию вредных веществ; от выполнения норм летной годности самолета, включая международные стандарты, а также требований по аэронавигации; от эффективности системы послепродажного обеспечения эксплуатации; от продажной цены самолета; от стоимости эксплуатации, включая расходы на обслуживание и ремонт, а также от других факторов (рис. 1).
Известия ЮФУ. Технические науки
Специальный выпуск
Рис. 1. Факторы окружения проектирования самолета
Общий показатель конкурентоспособности самолета может быть сформулирован по подобию критерия, который имеет следующий смысл:
А
п=-------® тах,
В
где А - величина, определяющая общественную полезность самолета или его целевую отдачу; В - затраты на создание самолета и поддержание его летной годности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Арепьев А.Н. Основы оценки конкурентоспособности гражданского самолета и выбор проектного решения. - М.: Изд-во МАИ, 2006. - 76 с.
УДК 629.735.33
Л.Г. Фортинов ЕЩЕ О БУДУЩЕМ ГИДРОАВИАЦИИ
Геополитическая обстановка на земном шаре складывается угрожающе. Это обусловлено достаточно быстрым потеплением климата, а также стремительным убыванием жизненных ресурсов суши при неуклонном росте народонаселения.
Пример выхода из угрозы нефтяного голода, путем завоевания Ирака военщиной США, как видим, и не быстрый, и не самый гуманный и дешевый путь решения противоречия между добывающими и обрабатывающими сырье странами мира. Примерно также может складываться положение и с другими видами сырья, что при отсутствии реальной альтернативы, достойной человечества, приведет к уничтожающим конфликтам, угрожающим самому существованию жизни на Земле.
Вот уже на протяжении более 10 лет специалисты Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева на многих научных и общественных информационных форумах говорят о необходимости подготовки к освоению неисчислимых богатств Мирового океана и прибрежных зон материков, подчеркивая, что без скоростного морского транспорта, каким является гидроавиация, эту историческую задачу не решить.
Уже сегодня, когда интенсивность морских перевозок возрастает с каждым годом, а экологическая расхлябанность становится нормой, необходим патрульный гидросамолет, способный контролировать поведение судов в океане, гасить, при необходимости, пожары на судах, проводить поисково-спасательные операции и