Научная статья на тему 'Конкурентоспособность Российской туриндустрии: государственная поддержка и направления развития'

Конкурентоспособность Российской туриндустрии: государственная поддержка и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / TOURISM / COMPETITIVENESS / GOVERNMENT SUPPORT / DEVELOPMENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробей Е.К., Баранова А.Ю.

Туристская отрасль играет важную роль в мировой экономике: на ее долю приходится 10% мирового ВВП, 7% совокупного экспорта и 30% экспорта услуг в мире. Туризм также оказывает значительное влияние на развитие смежных отраслей (от 30 до 80 отраслей, по оценкам экспертов различных стран) и входит в топ-3 отраслей по добавленной стоимости и мультипликативному эффекту. В течение последних 10 лет мировая туристская отрасль демонстрирует ежегодный рост на уровне 4%. Лидирующим туристским направлением, по-прежнему, остается Европа, на которую приходится 51% глобального туристского рынка. Но за последние пять лет наблюдается перераспределение туристского потока преимущественно на развивающие рынки стран Океании и Азии, доля которых на мировом туристском рынке увеличилась с 19 до 24% [1]. Однако на мировом рынке туристских услуг за Россией уже давно закрепился статус страны-донора. Несмотря на огромный потенциал развития внутреннего, въездного туризма, Россия занимает 2% глобальной туристской отрасли и входит в топ-15 стран мира по показателю объема въездного туристского потока. Для обеспечения устойчивой конкурентоспособности в области мировой туриндустрии недостаточно полагаться на историческое наследие России. Чтобы оставаться привлекательными для туристов, необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться туристским дестинациям (территориям, центрам), предлагая первоклассный и уникальный туристский продукт. В статье представлен анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности российской туриндустрии и определяющих тренд развития с учетом мирового рынка туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of the russian tourism: state support and directions of development

The tourism industry plays an important role in the world economy: it accounts for 10% of world GDP, 7% of total exports and 30% of services exports in the world. Tourism also has a significant impact on the development of related industries (from 30 to 80 industries, according to experts from various countries) and is among the top 3 industries in terms of value added and multiplier effect. Over the past 10 years, the global tourism industry has shown annual growth of 4%. Europe remains the leading tourist destination, accounting for 51% of the global tourism market. But over the past five years there has been a redistribution of tourism flow mainly to developing markets of Oceania and Asia, whose share in the world tourism market has increased from 19 to 24%. However, Russia has long established the status of a donor country in the world tourism market. Despite the huge potential for the development of domestic, entry tourism, Russia occupies 2% of the global tourism industry and is one of the top 15 countries in the world in terms of the volume of entry tourist flow. To ensure sustainable competitiveness in the field of the world tourist industry, it is not enough to rely on the historical heritage of Russia. In order to remain attractive for tourists, it is necessary to constantly improve and develop tourist dispositions (territories, centers), offering a first-class and unique tourist product. The article presents an analysis of factors affecting the competitiveness of the Russian tourist industry and determining the trend of development taking into account the world market of tourism services.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность Российской туриндустрии: государственная поддержка и направления развития»

Е.К. Воробей - к.э.н., доцент, декан факультета экономики и процессов управления, Сочинский государственный университет, г. Сочи,

E.K.Vorobey - Dean of Economics and Management Processes, PhD, Sochi State University, Sochi, Russia (vorobei.sochi@yandex.ru);

А.Ю. Баранова - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики, Сочинский государственный университет, г. Сочи,

AY. Baranova - Finance, Credit and World Economy Department, PhD, Sochi State University, Sochi, Russia (baranovalla-77@mail.ru).

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ТУРИНДУСТРИИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПОДДЕРЖКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN TOURISM: STATE SUPPORT AND DIRECTIONS OF

DEVELOPMENT

Аннотация. Туристская отрасль играет важную роль в мировой экономике: на ее долю приходится 10% мирового ВВП, 7% совокупного экспорта и 30% экспорта услуг в мире. Туризм также оказывает значительное влияние на развитие смежных отраслей (от 30 до 80 отраслей, по оценкам экспертов различных стран) и входит в топ-3 отраслей по добавленной стоимости и мультипликативному эффекту. В течение последних 10 лет мировая туристская отрасль демонстрирует ежегодный рост на уровне 4%. Лидирующим туристским направлением, по-прежнему, остается Европа, на которую приходится 51% глобального туристского рынка. Но за последние пять лет наблюдается перераспределение туристского потока - преимущественно на развивающие рынки стран Океании и Азии, доля которых на мировом туристском рынке увеличилась с 19 до 24% [1].

Однако на мировом рынке туристских услуг за Россией уже давно закрепился статус страны-донора. Несмотря на огромный потенциал развития внутреннего, въездного туризма, Россия занимает 2% глобальной туристской отрасли и входит в топ-15 стран мира по показателю объема въездного туристского потока. Для обеспечения устойчивой конкурентоспособности в области мировой туриндустрии недостаточно полагаться на историческое наследие России. Чтобы оставаться привлекательными для туристов, необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться туристским дестинациям (территориям, центрам), предлагая первоклассный и уникальный туристский продукт.

В статье представлен анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности российской туриндустрии и определяющих тренд развития с учетом мирового рынка туристских услуг.

Annotation. The tourism industry plays an important role in the world economy: it accounts for 10% of world GDP, 7% of total exports and 30% of services exports in the world. Tourism also has a significant impact on the development of related industries (from 30 to 80 industries, according to experts from various countries) and is among the top 3 industries in terms of value added and multiplier effect. Over the past 10 years, the global tourism industry has shown annual growth of 4%. Europe remains the leading tourist destination, accounting for 51% of the global tourism market. But over the past five years there has been a redistribution of tourism flow - mainly to developing markets of Oceania and Asia, whose share in the world tourism market has increased from 19 to 24%.

However, Russia has long established the status of a donor country in the world tourism market. Despite the huge potential for the development of domestic, entry tourism, Russia occupies 2% of the global tourism industry and is one of the top 15 countries in the world in terms of the volume of entry tourist flow. To ensure sustainable competitiveness in the field of the world tourist industry, it is not enough to rely on the historical heritage of Russia. In order to remain attractive for tourists, it is necessary to constantly improve and develop tourist dispositions (territories, centers), offering a first-class and unique tourist product. The article presents an analysis of factors affecting the competitiveness of the Russian tourist industry and determining the trend of development taking into account the world market of tourism services.

Ключевые слова: туризм, конкурентоспособность, государственная поддержка, направления развития.

Keywords: tourism, competitiveness, government support, development directions.

Цель исследования - на основе анализа факторов конкурентоспособности туристских услуг, выявить тренд развития российской туриндустрии.

Методологическую базу исследования составили аналитические исследования, обобщение, анализ.

Практическая ценность результатов работы заключается в возможностях применения материалов стекхолдерами с целью принятия верных управленческих решений.

Понятие «конкурентоспособность» многогранно и, в зависимости от объекта исследования, отличается спецификой факторов на нее влияющих. Рассмотрим основные определения.

Понятие «конкурентоспособность предприятия», предложенное Подборновой Е.С. и основанное на пяти конкурентных сил М. Портера, учитывает следующее:

- соперничество между конкурирующими продавцами в данной отрасли;

- рыночных попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью товаров;

- потенциальное появление новых конкурентов;

- рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья;

- рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями» [2, c. 76].

Четыркина Н.Ю. к критериям конкурентоспособности товаров и услуг в зависимости от вида удовлетворяемых потребностей относит уровень качества, социальную адресность, подлинность, безопасность, потребительскую новизну, имидж, информативность, цену потребления [3].

По-мнению Деркачевой Е.А., «гонкурентоспособность предприятия - это категория, имеющее распространение и характеризующая его потенциал на четырех типах рынка - рынке готовой продукции, рынке капитала, рынке трудовых ресурсов, рынке инноваций» [4].

Вязовская В.В., Изакова Н.Б., Капустина Л.М. рассматривают конкурентоспособность туризма как многоплановую категорию, зависящую от внешних и внутренних факторов, и определяющую привлекательность туристской дестинации [5]. Авторы выделяют следующие направления развития конкурентоспособности России в сфере туризма:

- качественная подготовка кадров и высокие стандарты гостеприимства;

- открытость страны для иностранных граждан (обеспечение информации, улучшение визовых формальностей);

- доступность и улучшение качества транспортной инфраструктуры;

- грамотная ценовая и маркетинговая политика;

- обеспечение безопасности туристов.

Туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, эта отрасль важна для развития малых форм бизнеса и микропредприятий, создания рабочих мест, а также способствует самозанятости населения. Валовая добавленная стоимость туриндустрии в ВВП России представлена на рис. 1.

■ Прочие туристские услуги

Деятельность в области культуры, спорта и развлечений

■ Деятельность гостиниц и общественного питания

1,6

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

2016 2017 2018

Рисунок 1 - Структура валовой добавленной стоимости услуг туриндустрии в общем объеме ВВП России за период 2016-2018 гг. (%) (составлено авторами) [6]

Основными туристскими городами въездного туризма в 2018 г. стали Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Владивосток. Из регионов России наиболее сильно выделяются Краснодарский край, Московская область, Республика Крым, Ленинградская область, Приморский край.

В целом рост туристических поездок в 2018 г. обеспечили около 40 стран дальнего зарубежья, при этом основной объем прироста (85,0%) приходится на 10 стран, в том числе: Китай, Корея, США, Турция, Япония, Германия, Индия и др. Увеличилось количество туристических поездок из Великобритании, Бельгии, Португалии, Ирландии, Болгарии и других европейских стран, из-за которых на протяжении ряда лет количество туристических поездок в Россию снижалось

Количество туристских поездок граждан стран ближнего зарубежья на территорию Российской Федерации за последние годы увеличилось.

Поездки в России популярны у граждан следующих стран ближнего зарубежья: Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Молдавия и других стран. Рост количества поездок туристов из стран ближнего зарубежья обеспечили такие страны, как Молдавия, Киргизия, Южная Осетия, Абхазия, Белоруссия, Грузия.

Туристский поток из России за период 2016-2018 гг. вырос, а приток иностранных туристов в Россию стабилен (рис. 2).

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

ш Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию ■ Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны

Рисунок 2 - Динамика туристских потоков в Россию и из России (тысяч поездок) [6]

Важно отметить, что в 2018 г. незначительное увеличение турпотока в Россию было связано с проведением в нашей стране Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Матчи проводились в 11 городах, при этом Чемпионат также затронул и другие города, в частности Краснодар, Калуга и др., где располагались базы и тренировочные площадки команд участниц чемпионата. Аттрактивным фактором, повлиявшим на интенсивность въездного туризма в Россию, стало введение упрощенного въезда на территорию страны в рамках Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России для иностранных граждан благодаря введению специального документа Fan ID (паспорт болельщика), который заменял визу для иностранных граждан. Самыми популярными городами на рынке внутреннего туризма стали Москва, Санкт-Петербург, Сочи. В топ-20 наиболее популярных туристских направлений страны также вошли Коломна, Выборг, Ярославль, Кострома, Владимир, Вологда, Севастополь, Новороссийск, Великий Новгород и Клин.

В мире растет интерес к культурно-познавательному и природно-ориентированному туризму, что делает Россию привлекательной туристской территорией для российских и иностранных туристов. С учетом региональных различий по степени обеспеченности туристскими ресурсами и структуре экономики в России получили развитие различные виды туризма: спортивный, событийный, рекреационный, деловой, паломнический, культурно-познавательный, природный, охотничий, сельский, рыболовный, а также другие виды туризма.

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Travel and Tourism Competitiveness Report» каждые два года публикуют рейтинг стран мира по развитию туризма, учитывая показатели туристической инфраструктуры, конкурентоспособность цен, безопасность, условия для участников турбизнеса, уровень медицины, экологии и др. Верхние строчки рейтинга, по-прежнему, занимают Испания, Франция, Германия и Великобритания. В 2017 г. Россия из 136 стран заняла 43-ю позицию, поднявшись на 2 пункта по сравнению с 2015 г. и 20 пунктов по сравнению с 2013 г. Среди республик бывшего СССР Россия заняла второе место после Эстонии, которая сейчас находится на 37 месте.

Эксперты ВЭФ отмечают высокие позиции России по уровням воздушных перевозок - 22 место и ценам -11 место. Низкие оценки Россия получила по следующим показателям: гостиничные услуги - 116 место, открытость для иностранных туристов - 115 место, в рейтинге приоритетности туризма для руководства страны - 95 место, продвижение отечественного турпродукта на зарубежных рынках - 81 место [7].

Глобальные мега-тренды, оказывающие наибольшее влияние на индустрию туризма следующие:

Рост благосостояния населения в мире. Увеличивается доля населения среднего и состоятельного класса (прежде всего в азиатских странах, главным образом в Китае). Данный фактор является определяющим в выборе направлений туризма для граждан - развивается международный туризм. Доля домохозяйств с доходами свыше 10 тыс. долл. США в мире выросла с 35% в 2005 г. до 52% в 2017 г. и может достигнуть 68% к 2025 г. Данная динамика может серьезно повлиять на мировые турпотоки и, как следствие, изменится структура потребительских затрат туристов. В результате туристы готовы тратить больше средств на отдых, покупки и развлечения.

Цифровизация туризма. Повышается уровень информированности о туристских возможностях принимающей страны, расширяются возможности самостоятельного планирования и осуществления путешествий.

Этому способствует, например, развитие онлайн-бронирования (системы Booking.com, Airbnb). Доля онлайн-бронирования средств размещения постоянно растет, в том числе за счет преференций при личном

39629

2016

2017

2018

бронировании физическими лицами и по отдельным оценкам может достигнуть к 2022 г. 50% всего объема бронирования.

В цифровом пространстве формируется прототипная модель туристский возможностей принимающих дестинаций.

Повышение мобильности населения. Стремительно развивается сеть воздушного сообщения между странами.

По данным OAG - the worlds leading provider of travel data and insight, за период с 2011 по 2017 г. число пар городов, соединенных прямым международным рейсом, в мире увеличилось на 17%, в то время как совокупный пассажиропоток прямых международных рейсов вырос на 47% .

Изменение формата и продолжительности туристских поездок. Сокращается период принятия решений о поездках, растет доля быстрых и спонтанных решений.

Продолжительность путешествий сокращается (например, стали популярны поездки формата city-break), при этом их частота увеличивается, и туристы стремятся совместить в одной поездке несколько целей и форматов отдыха, получить уникальный опыт.

При этом формат деловых поездок (конгрессно-деловой туризм, mice туризм, ивент индустрия) приобретает большую популярность и сегментарно можно говорить об увеличении продолжительности таких поездок.

Усиление роли туризма эмоций или впечатлений. Усиливается стремление туристов не только побывать в новых и интересных местах, но и рассказать об уникальном опыте и впечатлениях, полученных во время поездки, с помощью социальных сетей (Instagram, Facebook, Twitter и др.)

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

• повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

• обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

• повышение роли государственной политики в сфере туризма;

• усиление роли государственно-частных партнерств;

• необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего, в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры [8].

Инструментами государственной поддержки отечественного туризма в современных условиях являются

[9]:

- создание туристских и автотуристских кластеров, которые активизируют вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса;

- привлечение частных инвестиций для развития туристской инфраструктуры, предоставляя инвестиционные преференции, гранты, льготное кредитование, лизинг;

- улучшение транспортной и инженерной инфраструктуры.

Согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» предусмотрены следующие индикаторы развития отечественного туризма в 2025 г. к плановому 2018 г. [9]:

1. Прирост вклада туризма в валовый внутренний продукт Российской Федерации до 18,86%;

2. Объем туристских услуг, оказанных населению - с 176,6 млрд. руб. до 274, 3 млрд. руб.

3. Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению - с 259,0 млрд. руб. до 373,2 млрд. руб.

4. Туристский поток по Российской Федерации с 71 млн. чел. до 93 млн. чел.

Государственная поддержка российского туризма нацелена преимущественно на увеличение количественных показателей, в то время, как Всемирная туристская организация (ЮНВТО) выступила с инициативой разработать международную статистическую базу для измерения роли туризма в устойчивом развитии, включая экономические, экологические и социальные аспекты. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 15% населения мира (1 млрд. чел), живут с той или иной формой инвалидности. ЮНВТО убеждена, что доступность для всех туристических объектов, продуктов и услуг должна быть центральной частью любой ответственной и устойчивой туристической политики [11].

Кроме этого, чтобы предвидеть, решать и преодолевать новые вызовы и тенденции в секторе туризма, Всемирная туристская организация в настоящее время сосредоточена на стратегии в области инноваций и цифровой трансформации. ЮНВТО предлагает сосредоточить усилия на шести стратегических проектах в области инноваций [12]:

1. Сеть инновационных центров ЮНВТО, которая поможет объединить ведущие мировые инновационные центры в единую сеть, предназначенную для формирования и расширения инновационных и предпринимательских экосистем государств-членов ЮНВТО путем объединения ведущих заинтересованных сторон в сфере туризма, включая правительства, академические круги, корпорации, инвесторов, деловых партнеров (акселераторы, инкубаторы и т. д.) с целью стимулирования инноваций и предпринимательства.

2. Туристические технические приемы ЮНВТО: первый инновационный форум, посвященный туризму, который объединяет всех участников экосистемы для стимулирования инноваций, предпринимательства и

особенно инвестиций в туризм - Tech Adventures будет включать в себя такие мероприятия, как стартап, семинары по соответствующим темам.

3. Digital Network Platform - цифровая платформа ведущих корпораций, стартапов, инвесторов.

4. Программа лидеров инноваций в туризме - сообщество инновационных, предприимчивых, социально ориентированных лидеров, работающих на устойчивое развитие туризма. Как лидеры мирового класса, они будут направлять и вдохновлять всех участников экосистемы, делясь знаниями и предоставляя наставничество.

5. Инновационные тенденции и руководящие принципы помогут государствам-членам ЮНВТО разрабатывать стратегические и инновационные туристические продукты, обеспечивая понимание текущих социальных тенденций и потребностей клиентов.

6. Умные места назначения» и наращивание потенциала - акцент на повышение устойчивости, доступности, управления и качества направлений за счет использования новых технологий и инноваций.

Источники:

1. Барометр международного туризма http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2019_02.pdf [Электронный ресурс]. -URL: https://www.unwto.org/unwto-tourism-dashboardpublication/unwto-tourism-highlights-2018 (дата обращения: 18.10.2018).

2. Подборнова, Е. С. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности в автомобилестроении [Электронный ресурс]. - URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Teoretikometodologicheskie-i-prakticheskie-problemy-integracii/RAZVITIE-METODIChESKIH-PODHODOV-OCENKI-KONKURENTOSPOSOBNOSTI-V-AVTOMOBILESTROENII-68692/1/15_74-81_Podbornova.pdf (дата обращения: 13.12.2019).

3. Четыркина, Н.Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы ус- луг: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.-128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Деркачева, Е.А. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью предприятий туристического сектора Краснодарского края: автореферат дис... к.э.н. / Деркачева Елена Алексеевна. - Ростов-на-Дону, 2016.- 29 с.

5. Вязовская, В.В., Изакова Н.Б., Капустина, Л.М. Оценка конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг // Journal of new economy. 2014. №4 (54). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentosposobnosti-rossii-na-mirovom-rynke-turistskih-uslug (дата обращения: 12.12.2019).

6. Россия в цифрах - 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_11/Main.htm (дата обращения: 12.12.2019).

7. России поднялась на 43-е место в рейтинге конкурентоспособности в туризме [Электронный ресурс]. - URL: https://www.portspb.ru/Arhiv/news30/postid/own_news/2376 (дата обращения: 13.12.2019).

8. Сорокин, И.Ю. Развитие туристского консалтинга как фактор повышения конкурентоспособности отечественной индустрии туризма // Известия СПбГЭУ. 2011. №4. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turistskogo-konsaltinga-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-otechestvennoy-industrii-turizma-1 (дата обращения: 13.12.2019).

9. Инструменты государственной поддержки развития туризма [Электронный ресурс]. - URL: https://bstudy.net/617119/turizm/instrumenty_gosudarstvennoy_podderzhki_razvitiya_turizma (дата обращения: 12.12.2019).

10. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р (ред. от 11.07.2019) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/ (дата обращения: 12.12.2019).

11. Измерение устойчивости туризма [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unwto.org/Measuring-Sustainability-Tourism (дата обращения: 11.12.2019).

12. Инновации, инвестиции и цифровая трансформация [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unwto.org/innovation-investment-and-digital-transformation (дата обращения: 12.12.2019).

Sources:

1. Barometer of international tourism http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2019_02.pdf [Electronic resource]. - URL: https://www.unwto.org/unwto-tourism-dashboardpublication/unwto-tourism-highlights-2018 (accessed: 10/18/2018).

2. Podbornova, E. S. Development of methodological approaches to assessing competitiveness in the automotive industry [Electronic resource]. - URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Teoretikometodologicheskie-i-prakticheskie-problemy-integracii/RAZVITIE-METODIChESKIH-PODHODOV-OCENKI-KONKURENTOSPOSOBNOSTI-V-AVTOMOBILESTROENII-6869-81 -6869-81 appeals: 12/13/2019).

3. Chetyrkina, N.Yu. Management of the competitiveness of service sector organizations: Textbook. - SPb.: Publishing House of SPbSUEF, 2009. -128 p.

4. Derkacheva, EA Marketing tools for managing the competitiveness of enterprises in the tourism sector of the Krasnodar Territory: abstract of a thesis ... Ph.D. Derkacheva Elena Alekseevna. - Rostov-on-Don, 2016. -- 29 p.

5. Vyazovskaya, VV, Izakova NB, Kapustina, L. M. Assessing the competitiveness of Russia in the world market of tourist services // Journal of new economy. 2014. No4 (54). [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentosposobnosti-rossii-na-mirovom-rynke-turistskih-uslug (accessed 12.12.2019).

6. Russia in numbers - 2019 [Electronic resource]. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_11/Main.htm (accessed: 12.12.2019).

7. Russia climbed to 43rd place in the ranking of competitiveness in tourism [Electronic resource]. - URL: https://www.portspb.ru/Arhiv/news30/postid/own_news/2376 (accessed: 12/13/2019).

8. Sorokin, I.Yu. The development of tourism consulting as a factor in increasing the competitiveness of the domestic tourism industry // News of St. Petersburg State University of Economics. 2011. No4. [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turistskogo-konsaltinga-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-otechestvennoy-industrii-turizma-1 (accessed: 12/13/2019).

9. Instruments of state support for the development of tourism [Electronic resource]. - URL: https://bstudy.net/617119/turizm/instrumenty_gosudarstvennoy_podderzhki_razvitiya_turizma (accessed: 12.12.2019).

10. Decree of the Government of the Russian Federation of 05.05.2018 N 872-r (as amended on 07/11/2019) "On approval of the Concept of the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019 - 2025)" [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/ (date of access: 12.12.2019).

11. Measuring the sustainability of tourism [Electronic resource]. - URL: https://www.unwto.org/Measuring-Sustainability-Tourism (accessed: 12/11/2019).

12. Innovation, investment and digital transformation [Electronic resource]. - URL: https://www.unwto.org/innovation-investment-and-digital-transformation (accessed: 12.12.2019).

З.П. Гасиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет» Владикавказского филиала ФГБОУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ»,

Z.P. Gasieva - candidate of economic sciences, associate professor of the department "Taxes. Accounting "Vladikavkaz branch of FSBEI of HE" Financial University under the Government of the Russian Federation";

М.М. Чажаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

M.M. Chazhaeva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Regional Economics Management, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ INSTITUTIONAL ANALYSIS OF FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY

Аннотация. Ключевым показателем развитости любой страны является состояние его промышленного комплекса. И это естественно, ибо промышленность выступает основным интегратором формирования спроса на продукцию потребительского назначения и на сами средства производства.

Для отечественного промышленного комплекса на современном этапе характерен невысокий уровень автоматизации, наличие высокого морального и физического износа технологического оборудования, упрощение выполняемых технологических операций. Бесспорно, все это негативно сказывается на уровне рентабельности и конкурентоспособности, в связи с чем неуклонно возрастает зависимость промпредприятий от поставок зарубежных технологий, комплектующих, запчастей и т.п.

Все это, безусловно, говорит о необходимости разработки новых направлений формирования и реализации промышленной политики. Надо отметить, что в стране создан и уже успешно функционирует ряд новых институтов промышленной политики, таких как Фонд развития промышленности, Агентство по технологическому развитию и другие, а также приняты к исполнению несколько федеративных законов (ФЗ №488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г., ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. и др.)

Вместе с тем, эксперты отмечают слабое исполнение этих важных документов в виду того, что отсутствует эффективная система формирования и проведения промышленной политики. Действительно, это не позволяет добиться системного решения комплекса затянувшихся проблем промышленного комплекса.

Все вышесказанное определило тематику нашего научного исследования.

Annotation. A key indicator of the development of any country is the state of its industrial complex. And this is natural, because industry is the main integrator in the formation of demand for consumer goods and for the means of production themselves.

At the present stage, the domestic industrial complex is characterized by a low level of automation, the presence of high moral and physical deterioration of technological equipment, and the simplification of technological operations. Undoubtedly, all this negatively affects the level of profitability and competitiveness, in connection with which the dependence of industrial enterprises on the supply of foreign technologies, components, spare parts, etc., is steadily increasing.

All this, of course, indicates the need to develop new directions for the formation and implementation of industrial policy. It should be noted that a number of new institutes of industrial policy have been created and are already successfully operating in the country, such as the Industrial Development Fund, the Agency for Technological Development and others, and several federal laws have been enacted (Federal Law No. 488 "On Industrial Policy in the Russian Federation" dated December 31, 2014, Federal Law No. 172-ФЗ "On Strategic Planning in the Russian Federation" dated June 28, 2014, etc.)

At the same time, experts note the weak implementation of these important documents in view of the fact that there is no effective system for the formation and implementation of industrial policy. Indeed, this does not allow a systematic solution to the complex of protracted problems of the industrial complex.

All of the above determined the topic of our scientific research.

Ключевые слова: мировые экономические кризисы, санкции, промышленный комплекс, промышленная политика, институциональные инструменты, повышение конкурентоспособности.

Keywords: world economic crises, sanctions, industrial complex, industrial policy, institutional instruments, increasing competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.