Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МИРОВОЙ РЫНОК / ПУТЕШЕСТВИЯ / УСЛУГИ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / COMPETITIVENESS / TOURISM SERVICES / TOURISM / WORLD MARKET / TRAVEL / SERVICES / TOURISM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Дмитрий Игоревич

В данной статье проведен анализ конкурентных возможностей России на мировом рынке туристских услуг и перспективы их развития. Рассмотрены параметры, влияющие на конкурентоспособность страны с точки зрения путешествий и туризма, и позиции России в рейтингах привлекательности для туристов. Обобщены наиболее острые проблемы, связанные с развитием туристских услуг в России, среди которых низкий уровень развития туристской инфраструктуры, недостаточные открытость для иностранных туристов и безопасность, туристическое обслуживание. Предложены пути решения данных проблем с дальнейшим подъемом на качественно более высокий уровень туристских услуг и ростом конкурентоспособности России на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ткаченко Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA’S COMPETITIVENESS IN GLOBAL TOURISM MARKET

The article analyzes Russia’s competitiveness in the global market for tourist services and its prospects. Factors that influence the country’s competitiveness in terms of travel and tourism, and its position in the ratings of attractiveness for tourists, are considered. The article summarizes the most acute problems related to the tourism growth in Russia, including the low level of tourist infrastructure development, insufficient openness to foreign tourists and security, and tourist services quality. The ways to solve these problems with further qualitative improvement and competitiveness in the global market are proposed.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»

Конкурентоспособность России на мировом рынке туристских услуг

Дмитрий Игоревич ТКАЧЕНКО,

Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, 99) аспирант кафедры мировой экономики, e-mail: tkachen92@mail.ru

УДК 339.137 + 338.48 ББК 65.428 + 65.433 Т-736

Аннотация

В данной статье проведен анализ конкурентных возможностей России на мировом рынке туристских услуг и перспективы их развития. Рассмотрены параметры, влияющие на конкурентоспособность страны с точки зрения путешествий и туризма, и позиции России в рейтингах привлекательности для туристов. Обобщены наиболее острые проблемы, связанные с развитием туристских услуг в России, среди которых низкий уровень развития туристской инфраструктуры, недостаточные открытость для иностранных туристов и безопасность, туристическое обслуживание. Предложены пути решения данных проблем с дальнейшим подъемом на качественно более высокий уровень туристских услуг и ростом конкурентоспособности России на мировом рынке.

Ключевые слова: туристские услуги, туризм, конкурентоспособность, мировой рынок, путешествия, услуги, развитие туризма.

Russia's competitiveness in global tourism market

Dmitry Igorevich TKACHENKO,

State University of Management (99, Ryazansky avenue, Moscow, 109542) -Postgraduate student of the Department of world economy, e-mail: tkachen92@mail.ru

Abstract

The article analyzes Russia's competitiveness in the global market for tourist services and its prospects. Factors that influence the country's competitiveness in terms of travel and tourism, and its position in the ratings of attractiveness for tourists, are considered. The article summarizes the most acute problems related to the tourism growth in Russia, including the low level of tourist infrastructure development, insufficient openness to foreign tourists and security, and tourist services quality. The ways to solve these problems with further qualitative improvement and competitiveness in the global market are proposed.

Keywords: competitiveness, tourism services, tourism, world market, travel, services, tourism development.

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Россия весьма активно интегрируется в систему мирового рынка туристских услуг и имеет ряд факторов для реализации своего потенциала в сфере туризма. После распада СССР, ввиду фактического существования исключительно внутреннего туризма, произошло увеличение спроса на механизмы в области организации их предоставления. Туризм развивает международные туристские услуги, каторые, несмотря на правовое несовершенство, становятся одним из значимых факторов для экономического роста, составляющим около 10% от мирового ВВП и создающим каждое десятое рабочее место в мире.1 Имея высокий потенциал, российская туристская индустрия не обладает должной конкурентоспособностью на мировом рынке туристских услуг. Согласно данным Международного торгового центра за 2018 год доля России в мировом экспорте туристских услуг составила всего 0,82%.2 Для сравнения, доля США - лидера по объему экспорта туристских услуг, составила 15,26%. Безусловно, учитывая тот факт, что Россия обладает не менее географически выгодно расположенной территорией и богатым историческим наследием, это является следствием недостаточно высоких темпов развития отечественного туристского сектора и наличия ряда структурных проблем отрас-

В 2018 году экспорт туристских услуг России составил 11,486 млрд долл. США, при этом данный показатель только приблизился к позициям 2014 года (см. рисунок 1).

14000

о

^ 6000 4000 2000 О

2014 2015 2015 2017 201В

год

Рис. 1. Объемы экспорта туристских услуг Российской Федерации в 2014-2018 гг., млн долл. США

Источник: составлено автором по данным Банка России3

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

127 ^

По большей части низкие темпы развития туристских услуг в РФ связаны с двумя основными причинами:

1) введение Европейскими странами и США экономических санкций против РФ, а также отраслевых и структурных ограничений, в результате чего многие туристические операторы, оказавшись под давлением, столкнулись с серьезными финансовыми трудностями и вынужденно прекратили свою хозяйственную деятельность;

2) резкое ослабление курса рубля, в результате чего значительно сократились объемы выездного туризма, что повлекло снижение количества туристических фирм и операторов. Количество туроператоров в Российской Федерации сокращалось с 2012 года на протяжении четырех лет, а по итогам 2014 года темпы падения достигли и вовсе 9,44%. И только в 2017 году число туроператоров приблизилось к показателям 2012 года (4775) и составило 45534.4

Массовое банкротство отечественных туроператоров и туристических фирм, ставящих в приоритете выездной туризм, стало очередным результатом наличия проблемы отрицательного сальдо туристского потока и неразвитой инфраструктуры для приема иностранных туристов. К 2018 году доля России в мировом экспорте данного вида услуг стала увеличиваться, достигнув 0,82% (см. рисунок 2), однако это очень низкий показатель относительно лидеров туриндустрии.

1,00 0,94

10,82

Uli

2014 2015 2016 2017 2018

год

Рис. 2. Доля экспорта РФ в мировом экспорте туристских услуг в 2014-2018 гг., % Источник: рассчитано автором на основе данных ITC

Доля РФ в мировом экспорте туристских услуг на 2018 год отстает на 0,12 процентных пункта от аналогичного показателя 2014 года, то есть темпы развития туристкой отрасли крайне низкие. Для сравнения конкурентоспособности стран на мировом рынке туристских услуг были выбраны лидеры экспорта туристских

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

услуг регионов мира (см. таблицу 1). Статистические данные ЮНКТАД и Международного торгового центра позволяют сделать вывод, что в последние несколько лет лидером экспорта туристских услуг на европейском пространстве является Испания, азиатском - Таиланд, американском - США, африканском - Египет. Россия является лидером по данному показателю в Восточной Европе.

Таблица 1

Показатели стран в экспорте услуг в сфере туризма и услуг в целом в 2014-2018 гг., млрд долл. США

Объем экспорта туристских услуг

Год США Испания Таиланд Египет Россия Мир

2014 191,918 65,023 38,418 7,207 11,759 1249,513

2015 206,936 56,549 44,922 6,065 8,420 1209,486

2016 206,902, 60,462 48,792 2,645 7,785 1234,335

2017 210,747 67,944 56,938 7,775 8,945 1329,566

2018 214,468 72,858 63,050 11,615 11,486 1405,296

Объем экспорта услуг

2014 741,094 133,245 55,536 21,898 65,745 5181,448

2015 755,310 118,086 61,759 18,539 51,616 4952,004

2016 758,888 126,566 67,793 13,606 50,677 5019,745

2017 797,690 138,451 75,526 19,535 57,730 5403,505

2018 828,428 149,167 84,091 23,567 64,859 5802,908

Источник: составлено автором основе данных 1ТС, иМСТЛБ5

Произведем расчет коэффициента конкурентоспособности туристских услуг выбранных стран на основе данных таблицы 1 по формуле (1) для того, чтобы оценить реальный уровень конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг:

ккту = (кэтуа/кэтум1)/(кэуа/юумо (1)

ЭТУС1-экспорт туристских услуг страны в > м году; ЭТУМ1-экспорт туристских услуг мира в ь м году; ЭУС1-экспорт услуг страны в > м году; ЭУМ1-экспорт услуг мира в > м году.

ККТУСША=((191,918+206,936+206,902+210,747+214,468)/(1249,513+ +1209,486+1234,335+1329,566+1405,296))/((741,094+755,310+758,888+ +797,690+828,428)/(5181,448+4952,004+5019,745+5403,505+5802,908)=1,089 ККТУИспании=((65,023+56,549+60,462+67,944+72,858)/(1249,513+ +1209,4486+1234,335+1329,566+1405,296))/((133,245+118,086+126,566+138,451 +149,167)/(5181,448+4952,004+5019,745+5403,505+5802,908))=1,98

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

129 ^

ККТУТаиланда=((38,418+44,922+48,792+56,938+63,050)/(1249,513+1209,486+123 4,335+13;29>л^б+1405,29б))/((55,536+б1,759+б7,793+75,526+84,091)/(5181,448+49 52,004+5019,745+5403,505+5802,908))=2,99

ККТУЕгипта=((7,207+6,065+2,645+7,775+11,615)/(1249,513+1209,486+1234,335+ 1329,566+1405,296))/((65,745+51,616+50,677+57,730+64,859)/(5181,448+4952,004 +5019,745+5403,505+5802,908))=0,498

ККТУРоссии=((11,759+8,420+7,785+8,945+11,486)/(1,249513+1209,486+1234,335 +1329,566+1и405,296))/((65,745+51,616+50,677+57,730+64,859)/(5181,448+4952,00 4+5019,745+5403,505+5802,908))=0,683

Коэффициент конкурентоспособности туристских услуг России оказался равен значению 0,683, то есть относительно недалеко от 1, что в целом говорит о наличии конкурентных возможностей на мировом рынке. Наиболее высокое значение рассчитываемого коэффициента среди выбранных стран оказалось у Таиланда (2,99), что свидетельствует о значимой роли на мировом рынке туристских услуг. Тем самым, России стоит обратить внимание на опыт мировых лидеров в направлении ведения государственной политики в туристкой отрасли и стремиться приспособить его к отечественному рынку для дальнейшего укрепления позиций на международной арене.

Общемировые тенденции свидетельствуют о значимости сферы туризма, однако на 2018 год прямой вклад туризма в ВВП России составляет один из наименьших показателей в мире - около 1,19% (170 место). Для сравнения, к 2018 году доля сферы туризма в ВВП США возросла до 2,71%, Таиланда - 9,62%, Египта - 6,20%, Испании - 5,42%.6 Отсюда следует вывод о том, что несмотря на прилагаемые правительством России усилия к увеличению доли туристической отрасли в страновом валовом внутреннем продукте до 2% и более, отечественная туринду-стрия пока не готова выполнить поставленные цели.

Согласно докладу о конкурентоспособности с точки зрения путешествий и туризма - 20 1 97, рассчитанному экспертами Всемирного экономического форума, Россия оказалась на 39 месте среди 140 стран в рейтинге конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма. Страны сравнивали по ряду параметров, которые были объединены в несколько направлений:

□ государственная политика в отношении туризма и создание благоприятных условий для него (оценивается в числе прочего открытость страны для иностранных туристов и доступность цен на отдых в ней);

□ культурные и природные ресурсы;

□ инфраструктура (с подразделами наземная и портовая инфраструктура авиационная инфраструктура, уровень туристического обслуживания);

□ благоприятная среда (с подразделами безопасность, здравоохранение и гигиена, среда для бизнеса);

□ природные и культурные ресурсы.

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Первые строчки рейтинга заняли Испания, Франция, Германия и Япония. Экспертами ВЭФ отмечены высокие позиции России в уровне здравоохранения и гигиены (6 место) и культурных ресурсов (18 место). Однако во многих ключевых параметрах, определяющих высокую конкурентоспособность, позиции России оставляют желать лучшего: в открытости для иностранных туристов (123 место), наземной и портовой инфраструктуре (68 место), безопасности (98 место), туристического обслуживания (69 место).

Анализируя отчет, конкурентоспособность можно свести к совокупности нескольких факторов:

1. Наличие объектов туристского интереса, доступность и плотность их расположения. Россия обладает уникальными природными и историко-культурными объектами, имеет привлекательные климатические особенности в ряде регионов, создающие огромный потенциал для развития туризма. На территории РФ расположены 15 культурных памятников ЮНЕСКО, такие как исторический центр и памятники Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь, а также 11 природных, среди которых Золотые горы Алтая, озеро Байкал, вулканы Камчатского полуострова, Остров Врангеля и другие.

2. Ценовая доступность и развитие туристской инфраструктуры. На сегодняшний день в России достаточно остро стоит нерешенная проблема предоставления качественного и при этом доступного сервиса для туристов. На морских курортах значительное количество объектов для отдыха относится к категории устаревших. В последние годы стало появляться все больше частных отелей, предлагающих вполне высококачественный сервис, однако их ценовая политика оставляет желать лучшего. Стоит обратить внимание, что импульсом развития туристской инфраструктуры стало проведение в Российской Федерации зимних Олимпийских игр 2014 и Чемпионата мира по футболу 2018, во многом благодаря которым последовало развитие сети отелей и рост номерного фонда. В 2014 году площадь номерного фонда гостиниц и аналогичных заведений выросла на 12,4%8, также произошли существенные изменения в транспортной системе в результате строительства новых терминалов аэропортов и автомобильных дорог.

3. Уровень регулирования туристских потоков. Россия считается пока далеко не самой открытой для туристов страной. Правом на безвизовое посещение Российской Федерации обладают граждане всего 29 стран. В свою очередь, по данным НеЫеу&Райпеге за 2018 год, с российским паспортом без визы можно посетить 110 стран мира. Российская Федерация в так называемом рейтинге «безвизовости» заняла 47 место.9

Правительству стоит провести некоторые корректировки визовой политики по отношению к странам, не представляющим миграционную опасность. Правильным шагом стало разрешение на въезд в Российскую Федерацию по внутренним паспортам граждан стран, входящих в состав ЕАЭС, которые относятся в том чис-

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

131 ^

ле и к существенной части иностранных туристов, что значительно упрощает процедуру пересечения границы.

4. Маркетингово-информационный уровень развития. В данном аспекте значительное влияние оказало опять же проведение Олимпийских игр 2014 и Чемпионата Мира по футболу 2018. Благодаря данным мероприятиям мир узнал о Российской Федерации как о стране, которая имеет потенциал для приема большого числа иностранных туристов. Однако не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо вести рекламные кампании туристических возможностей России и увеличивать туристский поток за счет ивент-туризма.

С каждым годом у туристов все больше возрастает интерес к культурно-познавательному и природно-ориентированному туризму, что делает Россию привлекательной страной и для иностранных туристов. Россия имеет широкие возможности для того, чтобы стать конкурентоспособной страной на мировом рынке туристских услуг, однако для этого требуется произвести подъем на качественно новый уровень, последовательно выполняя ряд мероприятий.

Среди первостепенных задач в туристкой отрасли стоит выделить создание максимально эффективных условий для работы отечественных туроператоров и туристических фирм, что невозможно без внедрения инновационных современных технологий, прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания. Крайне необходимо стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в туристской отрасли, укреплять и модернизировать материально-техническую базу туризма. Помимо постоянного развития и расширения сети отелей, транспортной сети и других объектов туристской инфраструктуры, следует уделять особое внимание и обеспечению данных объектов подготовленным, высококвалифицированным персоналом.

Касаемо маркетингово-информационного уровня, России необходимо проведение работы по продвижению бренда страны на мировом рынке по примеру Греции, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Турции и расширении международного сотрудничества в туристской отрасли. Важной задачей является своевременное проведение реставрационных работ на объектах, которые относятся к культурно-историческим и архитектурным памятникам. Учитывая тот факт, что к перспективным направлениям развития туристских услуг относится «зеленый» туризм, необходимо обеспечивать надлежащее экологическое состояние окружающей среды, за счет проведения мероприятий по сохранению и возобновлению природных туристских ресурсов, снижения вредного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду.

Это будут важные шаги для создания конкурентоспособного отечественного туристского продукта, способного удовлетворить потребности российских и иностранных туристов, увеличить экспорт услуг, повысить занятость населения и диверсифицировать экономику.

^ 132

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Отчет по конкурентоспособности путешествий и туризма. Информационно-аналитическая система РОСКОНГРЕСС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// roscongress.org/materials/otchet-po-konkurentosposobnosti-puteshestviy-i-turizma/

2 Trade statistics for international business development. ITC. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.trademap.org/Country_SelService_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c%7c %7c%7c%7c%7cS04%7c1%7c3%7c1%7c2%7c2%7c1%7c2%7c1%7c1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Внешняя торговля Российской Федерации услугами 2018. Статистический сборник. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://cbr. ru/Collection/Collection/File/23728/External_Trade_in_Services_2018.pdf

4 Показатели развития туристкой отрасли в Российской Федерации с 2011 по 2018 годы. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/ statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2018-2020-gody/

5 International trade in goods and services. UNCTAD data center. [Электронный ресурс]

- Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ ChosenLang=en

Прямой вклад туризма в ВВП. Мировой Атлас Данных. [Электронный ресурс]

- Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Прямой-вклад-туризма-в-ВВП/ Travel-and-tourism-direct-contribution-to-GDP-percent-of-GDP

7 The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. World Economic Forum. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-com-petitiveness-report-2019

Статистические данные по субъектам РФ. Площадь номерного фонда КСР. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/content/8/section/81/detail/10874/

Индекс паспортов. Henley&Partners. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.henleyglobal.com/passportindex/

БИБЛИОГРАФИЯ:

Спартак А.Н. Перспективы наращивания Российского несырьевого экспорта / А.Н. Спартак, А. Ю. Кнобель, Т. А. Флегонтова [и др.]. - М.: ВАВТ, 2018. - 129 с. (Spartak A. N. Perspektivy narashchivaniya Rossijskogo nesyr'evogo eksporta / A.N. Spartak, A. YU. Knobel', T. A. Flegontova [i dr.]. - M.: VAVT, 2018. - 129 s.)

Внешняя торговля Российской Федерации услугами 2018. Статистический сборник. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://cbr.ru/ Collection/Collection/File/23728/External_Trade_in_Services_2018.pdf (дата обращения 20.04.2020) (Vneshnyaya torgovlya Rossijskoj Federacii uslugami 2018. Statisticheskij sbornik. Oficial'nyj sajt Banka Rossii. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/23728/External_ Trade_in_Services_2018.pdf (accessed 20.04.2020))

Индекс паспортов. Henley&Partners. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// ru.henleyglobal.com/passportindex/ (дата обращения 20.04.2020) (Indeks pasportov. Henley&Partners. URL: https://ru.henleyglobal.com/passportindex/ (accessed 20.04.2020))

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

133 Q

Отчет по конкурентоспособности путешествий и туризма. Информационно-аналитическая система РОСКОНГРЕСС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://roscon-gress.org/materials/otchet-po-konkurentosposobnosti-puteshestviy-i-turizma/ (дата обращения: 28.04.2020) (Otchet po konkurentosposobnosti puteshestvij i turizma. Informacionno-analitich-eskaya sistema ROSKONGRESS. URL: https://roscongress.org/materials/otchet-po-konkuren-tosposobnosti-puteshestviy-i-turizma/ (accessed 20.04.2020))

Платежный баланс, международная, инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации 2018. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cbr.ru/queries/xsltblock/file/59936?fileid=-1&scope=2091-2092 (дата обращения 13.02.2020) (Platezhnyj balans, mezhdunarodnaya, investicionnaya poziciya i vneshnij dolg Rossijskoj Federacii 2018. Oficial'nyj sajt Banka Rossii. URL: https://cbr.ru/queries/xsltblock/ file/59936?fileid=-1&scope=2091-2092 (accessed 20.04.2020))

Прямой вклад туризма в ВВП. Мировой Атлас Данных. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Прямой-вклад-туризма-в-ВВП/Travel-and-tourism-direct-contribution-to-GDP-percent-of-GDP (дата обращения 20.04.2020) (Pry-amoj vklad turizma v VVP. Mirovoj Atlas Dannyh. URL: https://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/ Прямой-вклад-туризма-в-ВВП/Travel-and-tourism-direct-contribution-to-GDP-percent-of-GDP (accessed 20.04.2020))

Статистические данные по РФ в период 2018-2020 годы. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiat-ourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-pe-riod-2018-2020-gody/ (дата обращения 20.04.2020) (Statisticheskie dannye po RF v period 2018-2020 gody. Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po turizmu. URL: https://www.russiat-ourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-peri-od-2018-2020-gody/ (accessed 20.04.2020))

Статистические данные по субъектам РФ. Площадь номерного фонда КСР. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/content/8/section/81/detail/10874/ (дата обращения 20.04.2020) (Statisticheskie dannye po sub"ektam RF. Ploshchad' nomernogo fonda KSR. Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po turizmu. URL: https://www.russiatourism.ru/content/8/section/81/ detail/10874/ (accessed 20.04.2020))

International trade in goods and services. UNCTAD data center. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ ChosenLang=en (дата обращения 20.04.2020)

The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. World Economic Forum. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competi-tiveness-report-2019 (дата обращения 20.04.2020)

Trade statistics for international business development. ITC. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.trademap.org/Country_SelService_TS.aspx?nvpm= 1%7c%7c%7 c%7c%7c%7c%7c S04%7c 1 %7c3 %7c 1 %7c2%7c2%7c 1 %7c2%7c 1%7c 1 (дата обращения 20.04.2020)

^ 134

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.