Научная статья на тему 'Гастрономический туризм в регионах Южной Сибири: опыт и перспективы развития'

Гастрономический туризм в регионах Южной Сибири: опыт и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
709
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРС / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / БРЕНД / ОБЪЕКТ / ПРОЕКТ / ПРОГРАММА / ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА / TOURISM / DOMESTIC TOURISM / INBOUND TOURISM / GASTRONOMIC TOURISM / TOURIST POTENTIAL / RESOURCE / TOURIST ATTRACTION / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / BRAND / OBJECT / PROJECT / PROGRAM / MULTIPLIER EFFECT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузнецова Наталия Федоровна

В данной статье рассматривается положительное влияние туристской отрасли на экономическое и социальное развитие страны, на качество жизни ее населения, а также показан рост туристского потока в мире, раскрыта структура туристского потока в России. Большое внимание в статье уделяется изучению нормативно-правовых документов по вопросам развития туризма в России и регионах Южной Сибири: стратегий развития, государственных и целевых программ, концепций программ. Основное содержание статьи посвящено некоторым аспектам повышения туристской привлекательности регионов Южной Сибири с помощью развития гастрономического туризма. В ней рассматривается опыт указанных регионов по практической реализации этого вида деятельности: исследуются ресурсы для развития гастрономического туризма, раскрываются формы государственной поддержки предпринимателей, выявляются попытки создания региональных продуктовых брендов, указываются используемые в Южной Сибири пути повышения туристской привлекательности региона, привлечения туристов и продвижения гастрономического туризма с помощью информационных туров, событийных мероприятий, создания специальных передач в СМИ и т. п., также в этой статье выявляются проблемы и дальнейшие перспективы развития этого вида туризма в регионах Южной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PRACTICE AND PROSPECTS OF GASTRONOMIC DISCOURSE DEVELOPMENT IN SOUTHERN SIBERIA REGIONS

The article considers the positive impact of the tourist industry on the economic and social development of the country as well as on the quality of the citizens’ living; it also shows the growth of the tourist flow in the world and the structure of the tourist flow in Russia. The author pays much attention to the study of the regulatory and legal documents in the field the tourism development in Russia and, particularly, in Southern Siberia regions, such as development strategies, federal special programs and program concepts. The main focus of the article is on some aspects of increasing tourist attractiveness of Southern Siberia regions through the gastronomic tourism development. The author examines the case of the mentioned regions concerning the practical implementation of these activities to reveal the resources for the gastronomic tourism development, ways of the state support for the entrepreneurs and attempts made to create regional grocery brands. The author also points to the ways of increasing tourist attractiveness of Southern Siberia, ways of attracting tourists and promoting gastronomic tourism with the help of information tours, newsworthy events, special media broadcasting, and so on. Additionally, the article reveals the problems and further prospects for the development of this type of tourism in the regions of Southern Siberia.

Текст научной работы на тему «Гастрономический туризм в регионах Южной Сибири: опыт и перспективы развития»

Kuznetsova Nataliya Fedorovna ON PRACTICE AND PROSPECTS .

economic sceinces

УДК 338.48

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В РЕГИОНАХ ЮЖНОЙ СИБИРИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2018

Кузнецова Наталия Федоровна, кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института экономики и управления Хакасский государственный университет (655017, Россия, Абакан, проспект Ленина, 92, e-mail: natakuznecova05@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматривается положительное влияние туристской отрасли на экономическое и социальное развитие страны, на качество жизни ее населения, а также показан рост туристского потока в мире, раскрыта структура туристского потока в России. Большое внимание в статье уделяется изучению нормативно-правовых документов по вопросам развития туризма в России и регионах Южной Сибири: стратегий развития, государственных и целевых программ, концепций программ. Основное содержание статьи посвящено некоторым аспектам повышения туристской привлекательности регионов Южной Сибири с помощью развития гастрономического туризма. В ней рассматривается опыт указанных регионов по практической реализации этого вида деятельности: исследуются ресурсы для развития гастрономического туризма, раскрываются формы государственной поддержки предпринимателей, выявляются попытки создания региональных продуктовых брендов, указываются используемые в Южной Сибири пути повышения туристской привлекательности региона, привлечения туристов и продвижения гастрономического туризма с помощью информационных туров, событийных мероприятий, создания специальных передач в СМИ и т. п., также в этой статье выявляются проблемы и дальнейшие перспективы развития этого вида туризма в регионах Южной Сибири.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, въездной туризм, гастрономический туризм, туристский потенциал, ресурс, туристская привлекательность, культурно-историческое наследие, бренд, объект, проект, программа, ресурс, эффект мультипликатора.

ON PRACTICE AND PROSPECTS OF GASTRONOMIC DISCOURSE DEVELOPMENT

IN SOUTHERN SIBERIA REGIONS

© 2018

Kuznetsova Nataliya Fedorovna, candidate of history sciences, associate professor, Deputy Director for Research of the Institute of Economics and Management Khakass State University of N.F. Katanov (655017, Russia, Abakan, Lenin Avenue, 92, e-mail: natakuznecova05@mail.ru)

Abstract. The article considers the positive impact of the tourist industry on the economic and social development of the country as well as on the quality of the citizens' living; it also shows the growth of the tourist flow in the world and the structure of the tourist flow in Russia. The author pays much attention to the study of the regulatory and legal documents in the field the tourism development in Russia and, particularly, in Southern Siberia regions, such as development strategies, federal special programs and program concepts. The main focus of the article is on some aspects of increasing tourist attractiveness of Southern Siberia regions through the gastronomic tourism development. The author examines the case of the mentioned regions concerning the practical implementation of these activities to reveal the resources for the gastronomic tourism development, ways of the state support for the entrepreneurs and attempts made to create regional grocery brands. The author also points to the ways of increasing tourist attractiveness of Southern Siberia, ways of attracting tourists and promoting gastronomic tourism with the help of information tours, newsworthy events, special media broadcasting, and so on. Additionally, the article reveals the problems and further prospects for the development of this type of tourism in the regions of Southern Siberia.

Keywords: tourism, domestic tourism, inbound tourism, gastronomic tourism, tourist potential, resource, tourist attraction, cultural and historical heritage, brand, object, project, program, resource, multiplier effect.

В настоящее время туристская отрасль играет важную роль в социальном и экономическом развитии многих государств. Благодаря эффекту мультипликатора туризм приводит к созданию новых рабочих мест, генерирует новые знания, увеличивает объемы налоговых поступлений, порождает все больший спрос на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, на разного рода услуги, выравнивает диспропорции в развитии регионов, стимулирует малое и среднее предпринимательство, а в конечном итоге положительно влияет на рост экономики страны и уровень жизни ее населения.

Туризм помогает снизить бедность и сохранить окружающую среду. В 2002 году на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге была выдвинута инициатива Всемирной туристской организации (далее - ЮНВТО) «Устойчивый туризм в целях искоренения нищеты». Ее цель - содействие снижению уровня бедности с помощью реализации проектов в области устойчивого развития. На протяжении последних 10 лет ЮНВТО на практике осуществляет эту инициативу, превращая туризм в инструмент борьбы с бедностью и охраны окружающей среды. Сегодня 120 шагов - проектов реализуются уже в 45 странах.

С каждым годом в мире растет поток туристов. Согласно Барометру мирового туризма Всемирной туристской организации, число международных туристских прибытий в 2017 году выросло на 7 % и составило

1322 млн. По прогнозам ЮНВТО этот рост продолжится и в 2018 году на уровне 4 % - 5 % [1].

В этой статье раскрываются некоторые аспекты повышения туристской привлекательности регионов Южной Сибири с помощью развития гастрономического туризма, рассматривается опыт этих регионов по практической реализации этого вида деятельности, а также выявляются проблемы на этом пути и указываются дальнейшие перспективы.

Развитию туризма в России уделяется большое внимание. Сегодня доля туризма в формировании валового внутреннего продукта РФ составляет 3,4 процента. Он оказывает влияние на 53 другие отрасли. Появление одного рабочего места в области туризма приводит к созданию до 5 рабочих мест в смежных отраслях [2].

В 2011 г. в РФ была утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», где одной из задач было поставлено продвижение туристского продукта России на мировом и внутреннем туристских рынках [3].

В 2014 г. в России была принята Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 20132020 годы. В ней отмечается, что задачами программы являются «сохранение культурного и исторического наследия народа; повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма;

экономические науки

Кузнецова Наталия Федоровна ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ...

создание благоприятных условий устойчивого развития сферы культуры и туризма». Целями государственной политики в сферах культуры и туризма являются «передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации». А основными приоритетами являются «раскрытие и активизация культурного и туристского потенциала регионов России и поддержка региональных инициатив в сферах культуры и туризма, максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия, популяризация туристской привлекательности России» [4].

В 2014 году Правительство России приняло Стратегию развития туризма в РФ на период до 2020 года, где приоритетными направлениями в Российской Федерации были названы внутренний и въездной туризм [5]. Особое внимание предполагается уделять внутреннему туризму, который рассматривается как одна из задач импортозамещения, а развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны.

В мае 2018 года была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», в которой отмечается, что «социально-экономическая система России вступила в новый этап своего развития, внешнее выражение которого состоит в изменении потребительских настроений в сторону отечественных производителей. В таких условиях туризм может быть определен новым эффективным инструментом социально-экономического развития РФ» [2].

Большой потенциал для решения поставленных целей и задач, активизации указанных процессов имеют многие виды туризма, в том числе и гастрономический туризм. Поскольку он способствует сохранению культурно-исторического наследия, сохранению и передаче традиционных ценностей, патриотическому воспитанию, гармонизации межнациональных отношений, привлечению туристов из других стран. А также гастрономический туризм может выступить одним из инструментов импортозамещения, т.к. он способен активизировать внутреннего туриста.

За последние годы в Российской Федерации значительно вырос объем туристских услуг, оказанных населению. Так, с 2009 по 2016 годы в целом по стране он увеличился в 2 раза, с 78227,6 до 161344,5 млн руб. Еще более значительный рост показали Приволжский (ПФО), Сибирский (СФО), Южный ЮФО) и Дальневосточный федеральный округа ДВФО). За указанный период в ПФО рост составил 237 %, в СФО - 258 %, в ЮФО -282 %, а в ДВФО - 290 %. Среди сибирских регионов самый большой рост показали республика Бурятия (456%), Новосибирская область (496%), Кемеровская область (512 %) и республика Тыва (548 %). Республика Хакасия имеет более скромный результат - 142 %. Указанный показатель здесь вырос с 99 млн в 2009 году до 139,7 млн руб. в 20016 году [6].

За последние 2 года изменилась структура рынка туристских услуг России. В 2015 г. в связи с кризисом на 20 % сократилось количество зарубежных туристских поездок, но зато на 6 % вырос въездной туризм и на 18 % - внутренний туризм, а в 2017 году на 30 % до 38 млн поездок вырос туристский поток за рубеж, а внутренний туристский поток вырос только на 3 % и превысил 56,5 млн поездок [7].

Гастрономический туризм - это путешествие с целью знакомства с особенностями и традициями национальной кухни целой страны или ее региона, с производством и приготовлением отдельных продуктов, а также с целью дегустации продуктов, напитков и блюд [8]._

Этот модный ныне вид туризма в Европе еще не очень развит в России. В 2017 г. на Национальном туристическом портале был представлен только 1 гастрономический маршрут по винному краю - «Янтарная лоза» [9], в 2018 г. их было всего 2. Появился новый маршрут - «Тула - сладкая столица» [10]. Оба маршрута проходят по территории ЦФО и ЮФО. В Сибири в настоящее время еще нет ни одного гастрономического маршрута, хотя традиционная кухня народов Сибири тоже богата и разнообразна.

В настоящее время в регионах Южной Сибири тоже начали предприниматься попытки создания и развития данного вида туризма. В 2014 году в Республике Хакасия была принята Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма (2015-2020 годы)», согласно которой одним из главных направлений региональной государственной политики в сфере туризма этой республики является «поддержка и развитие внутреннего, въездного, сельского, активно-спортивного и социального туризма» [11]. Как видно, гастрономический туризм в качестве отдельного главного направления в этой программе не выделяется. Но он может рассматриваться как один из способов активизации въездного и внутреннего туризма.

На Национальном туристическом портале в разделе «Гастрономический туризм» из регионов Южной Сибири более широко представлена региональная и традиционная кухня Республики Тыва. На этом портале представлены 11 тывинских объектов для гастрономического туризма: баранина, далган (мука крупного помола из поджаренных зерен ячменя или пшеницы), дырткан (блюдо из фарша из баранины и козлятины), кедровый орех, копченая рыба «Хаак-биле ыштаан балык», кровяная колбаса «изиг-хан», кумыс, молочные продукты Тывы, Тыва арака (молочная водка), ужа (праздничное блюдо из баранины), хойтпак (вид заквашенного молока). Объекты для гастрономического туризма Республики Алтай и Красноярского края на Национальном туристическом портале вообще отсутствуют. Республика Хакасия представлена 9 объектами традиционной хакасской и региональной кухни. Это айран, талган (обжаренные и измельченные зерна пшеницы или ячменя), чай с душицей, кумыс, мюн (мясной бульон), потхы (каша из пшеничной муки, жирной сметаны и яиц), суп с тутпасом (суп из баранины с клецками), суп с ячневой крупой, хыйма (колбаса из конины) [12]. Хотя кроме указанных на туристическом портале, есть и другие известные блюда хакасской кухни: хан (кровяная колбаса), сохачы (шашлык из печени), пызлах (творожный сыр), хариус, десерты из талгана, черемухи и др.

На сайте Министерства культуры Республики Хакасия в разделе «Туризм» в реестре «Детско-юношеские и молодежные туристические маршруты Хакасии» и в списке туристических маршрутов, сертифицированных Росстандартом и рекомендуемых к посещению, пока еще нет ни одного гастрономического.

В последние 4 года гастрономический туризм презентуется и продвигается на разных массовых мероприятиях в Хакасии. В 2014 году культура питания стала основной темой 4 Международного форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», где обсуждались разные аспекты культуры питания, развития гастрономического туризма, создания гастрономических брендов. В рамках указанного форума был проведен республиканский праздник «Алтын талган» в честь одноименного хакасского национального блюда.

В 2015 г. на 5 Международном культурно-туристском форуме «Сибер ил» состоялась ярмарка музейной гастрономии, оформлен выставочный проект «Музейные истории о литературе и еде», прошла презентация театрализованной выставки «Кулинарный репертуар в литературных произведениях», показано кулинарное шоу шеф-повара московского ресторана «Итальянец» Д.

Kuznetsova Nataliya Fedorovna economic

ON PRACTICE AND PROSPECTS ... sceinces

Тодиско, который готовил блюда из местных продуктов. Ученые и практики смогли обсудить актуальные проблемы на международной конференции «Музейная га-строномика как инновационная форма развития музея».

В июле 2017 года в рамках 7 указанного форума Министерством культуры Хакасии был организован круглый стол «Создание гастрономических брендов Хакасии как способ повышения туристской привлекательности региона», на который был приглашен один из экспертов - президент Международного этногастроно-мического центра, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, член рабочей группы ЮНВТО Л. Гелибтерман. Он отметил, что важной составляющей для успешного развития туризма в регионе является создание гастрономических брендов.

С 2014 г. Красноярском крае и в Хакасии предпринимаются попытки создания региональных брендов «Минусинские томаты», «Талган» и «Хакасская баранина». На сегодня в Хакасии разработан новый инвестиционный проект «Организация производственного комплекса по переработке мясной продукции «Баранина Хакасии».

В настоящее время в Хакасии ведется работа по выявлению не только традиционных, но и инновационных ресурсов для развития гастрономического туризма. С целью определения потенциала для гастрономического туризма в Хакасии сотрудники министерства культуры этой республики и представители «Ассоциации крестьянских (фермерских хозяйств) и организаций агропромышленного комплекса Сибири» выезжали в 2 кре-стьянско-фермерских хозяйства Усть-Абаканского района: в аал Баинов и в поселок им. Ильича. Крестьянско-фермерское хозяйство семьи Шулбаевых в Баинове разводит крупный рогатый скот и гусей. На базе этого фермерского хозяйства планируется организовать для туристов экскурсию - знакомство со всеми этапами процесса выращивания этой птицы от яйца в инкубаторе до набора ею товарного веса, мастер-класс по изготовлению пуховых подушек, дегустацию блюд, приготовленных из фермерской продукции, продажу мяса и полуфабрикатов производства этой семьи. А семья Шароновых в поселке им. Ильича содержит страусов. Здесь тоже в будущем предполагается подобная экскурсионная программа для туристов [13].

Еще одним объектом туристского показа может стать производство уникальных сыров по сохранившимся от предыдущих поколений итальянским рецептам из козьего и овечьего молока, произведенного в Хакасии. Такое предприятие планируется создать в г. Абакане итальянскими сыроварами Д. Креспи и А. Брески, что может сделать Хакасию еще более привлекательной для иностранных и российских гостей. На выбор ими указанного региона для такого производства повлияли экологически чистая обстановка в районах Хакасии, превосходные естественные пастбища, а отсюда и высокое качество молочной продукции. В апреле 2018 г. итальянские сыровары провели маркетинговое исследование, направленное на выявление предпочтений жителей и гостей города Абакана по отношению к разным видам сыра; на фестивале сыров, который проходил в ресторане при гостинице «Абакан», организовали презентацию разных сортов сыра, а также равиоли с сыром; познакомили участников фестиваля с технологией сыроварения; открыли некоторые секреты своего семейного дела [14]. Качественные сыры могут в будущем стать одним из региональных брендов. Для предпринимателей всегда важно наладить производство продуктов с высокой добавленной стоимостью. А в данном случае за счет происхождения товара, наличия узнаваемого бренда, высокого качества и активной рекламной кампании можно получить добавленную стоимость.

Важной составляющей для развития гастрономического туризма является наличие профессиональных поваров, специалистов высокого уровня. Их выявле-140

нию способствуют различные конкурсы. Работа по их организации в регионах Южной Сибири еще только началась. В августе 2017 года в городе Кызыле, столице Республики Тыва, состоялся I Международный фестиваль тувинской баранины. На нем был конкурс поваров, на котором за звание лучших состязались девять поваров из Китая, Монголии, российских городов: Уфы, Новосибирска, Кызыла и Минусинска. В целях развития гастрономического туризма в октябре 2017 года в Международный День повара в Хакасии тоже впервые был проведен конкурс «Лучший повар Аскиза - 2017». В Аскизском районе планируется создать ассоциацию барменов и официантов Аскизского района [15].

В привлечении туристов в регион большую роль играют гастрономические праздники и фестивали. В Национальном календаре событий на 2018 год во многих регионах России намечено 58 гастрономических мероприятий. Это гастрономический фестиваль «У Пожарского в Торжке», День арбуза в Астрахани, праздник урожая «День лука в Лухе», городской пикник «Пир на Волге», открытый мультифестиваль кулинарного мастерства «Чагода - родина серых щей», День Адыгейской тыквы, Медовый фестиваль и др. Но в основном все эти праздники проходят в Центральной части России, на Кавказе, в Крыму. В регионах СФО и ДВФО запланированы всего только 3 мероприятия: Праздник кумыса «Цэгээны зугаа» в Республике Бурятия, фестиваль «Зима начинается с Якутии» в Республике Саха -Якутия и День помидора в Красноярском крае [16].

В г. Минусинске, который находится на юге Красноярского края в 25 км от г. Абакана, столицы Республики Хакасия, с 2004 года ежегодно в августе проводится День помидора. Уникальный климат Хакасско-Минусинской котловины позволяет здесь без использования химических удобрений выращивать гигантские плоды томатов. Поэтому главным героем праздника здесь является трудолюбивый и умелый человек, который получает хороший урожай помидоров, баклажанов, перцев и других овощей, выращивает цветы и фрукты. Программа праздника включает ярмарки, выставки, презентации сельскохозяйственной продукции; выставки-продажи ремесленных изделий мастеров Красноярского края и Хакасии; мастер-классы; выставки-дегустации предприятий пищевой промышленности регионов Южной Сибири; экскурсии на опытную станцию садоводства и бахчеводства, на лучшие садово-огородные участки. С 2017 года в рамках праздника также стали проводиться семинар-практикум с участием ученых Сибири и огородников-любителей и форум, посвященный социально-экономическому развитию юга Красноярского края. А главным событием праздника является конкурс на самый большой помидор, выращенный в Минусинске, и церемония награждения его владельца [17].

Для знакомства населения России и мира с республикой Хакасия, с ее культурой и традициями, ее туристским потенциалом и для популяризации гастрономического туризма в указанную республику приглашались съемочные группы известных телевизионных проектов. В частности, в 2014 и в 2018 годах на территории Хакасии проходили съемки кулинарной и этнографической программы «Поедем, поедим!» телевизионного канала НТВ. «Поедем, поедим!» - это известный телевизионный проект, получивший высокую оценку Русского географического общества. На сегодня уже вышли более 200 выпусков этой передачи, где были показаны разные регионы РФ и мира. В программе визита в Хакасию ведущего этой программы Д. Уоррена были сбор папоротника, целебных трав, дегустация таежных даров и блюд из хакасской баранины, талгана, сбор новых кулинарных рецептов, а также посещение объектов культурно-исторического наследия. Он отметил, что Хакасия сумела сохранить свое богатое культурно-историческое наследие, и она представляет интерес для гастрономического

экономические науки

Кузнецова Наталия Федоровна ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ...

туризма [18].

Важную роль в повышении узнаваемости и привлекательности региона играет приглашение зарубежных и отечественных туроператоров, журналистов, предпринимателей в различные промо- и инфотуры по его территории. В июле 2010 года состоялся I межрегиональный информационный тур «Красноярский край-республика Хакасия-республика Тыва». Он был рассчитан на 8 дней по маршруту: Красноярск-Абакан -Аскиз-Абаза-Ак-Довурак-Чадан-Кызыл-Ергаки-Шушенское-Минусинск-Абакан-Красноярск. После этого тура было проведено трехстороннее межрегиональное совещание, которое признало необходимость создания единого информационно-туристского пространства трех регионов: Красноярского края, Хакасии и Тывы.

В октябре 2017 года состоялся уже VII Межрегиональный информационный тур «Красноярский край-Республика Хакасия-Республика Тува», в котором для знакомства с туристическим потенциалом трёх сибирских регионов участвовали туристский бизнес, органы власти и журналисты из Алтайского и Красноярского краев; республик Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия; Кемеровской, Новосибирской и Томской областей. Цель тура - показать разнообразие туристских маршрутов для увеличения потока организованных туристов. Участники инфотура познакомились с природными, культурными объектами туристского показа и гостиничными комплексами юга Красноярского края, Хакасии и Тывы. Эти три региона тесно связаны между собой экономическими и культурными отношениями. Они имеют большой потенциал для создания межрегиональных туристских маршрутов и совместного проведения разных событийных мероприятий, в т. ч. гастрономических. После указанного тура для этих целей был создан межрегиональный совет туроператоров [19].

В августе 2017 года Хакасию с информационной целью посетила делегация из Чехии в составе 33 человек. Это бизнесмены, представители туристской отрасли. Они познакомились с природой и культурным наследием Хакасии, посетили национальный музей-заповедник в Казановке; эколого-экскурсионные комплексы природного заповедника «Хакасский»: «Оглахты» и «Скалки», музей-заповедник «Сундуки»; увидели наскальную живопись на Боярской писанице; узнали «места силы»

- священную гору Чалпан, Барсучий лог, Салбыкский курганный комплекс и Улуг Хуртуях тас; а также для них была предусмотрена гастрономическая программа

- дегустация блюд хакасской национальной кухни [20].

Способствуют популяризации региона и различные конкурсы-презентации туристских ресурсов, предназначенные для местного населения, для активизации внутреннего туризма, в т. ч. пожилых людей. В октябре 2017 года в Хакасии в городе Черногорске был проведен конкурс-презентация районов Хакасии «Приезжайте в гости к нам!» [21]. Организатором мероприятия выступил Хакасский республиканский совет ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и вооруженных сил. В программу конкурса вошли знакомство с природным и культурно-историческим наследием всех муниципалитетов этой республики, дегустация национальных блюд из продукции, выращенной самими участниками на территории представляемого муниципалитета.

Для поддержки предпринимателей, развивающих туризм в России, организована грантовая поддержка. В 2017 г. Министерством культуры России был объявлен конкурс лучших проектов по развитию внутреннего и въездного туризма. Его цель - содействие реализации потенциала субъектов РФ по развитию приоритетных видов туризма, а также по созданию межрегиональных туристических маршрутов в целях ускорения социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения [22].

Подобная практика есть и в Хакасии. Как правило, ежегодно объявляются конкурсы для предпринимателей

на получение грантов на развитие туристского бизнеса по 2 номинациям: сельский и активно-спортивный туризм. В 2018 г. состав номинаций конкурса планируется расширить, добавив этнографический и детский туризм. Поэтому проекты, связанные с национальной кухней, тоже могут получить финансовую помощь от государства в рамках этих номинаций. Кроме того, существует конкурс для негосударственных некоммерческих организаций. В частности, Министерство культуры Республики Хакасия, которое курирует и туризм, в 2017 году объявляло конкурс на выделение грантов для реализации целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций указанной республики по развитию туризма по следующим номинациям: развитие экскурсионно-образовательного туризма, этнотуризма, туризма для людей пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Как видно, гастрономический туризм как отдельная номинация в этом конкурсе тоже представлен не был. Но проекты, связанные с ним, могли участвовать в направлении «Развитие этнотуризма». Хотя, следует отметить, что размеры этих грантов незначительные: от 100 до 200 тыс. руб.

Кроме того, Министерство сельского хозяйства Хакасии ежегодно проводит конкурсы на выделение грантов начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, дачным обществам. Проекты, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, необходимой в качестве ресурса для развития гастрономического туризма, могут получать финансовую поддержку и через это министерство. Как правило, величина этих грантов значительно больше, чем в предыдущем случае, от 1 до 3 млн руб. Кроме того, с 2013 года согласно программе «Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2013-2015 годы» жители малых и отдаленных сел Хакасии получают компенсацию за содержание крупного рогатого скота. А с 2015 года такая компенсация была установлена и за содержание маточного поголовья овец и лошадей.

Подводя итоги, необходимо отметить, что работа по внедрению и развитию гастрономического туризма в регионах Южной Сибири находится еще на начальной стадии, хотя здесь есть необходимый для его популяризации и развития потенциал. Ведется работа по сохранению и популяризации традиционной кухни. Планируется производство новых для этих регионов продуктов. С помощью приглашенных специалистов проводится подготовительная работа по брендированию региональных продуктов. Стала осуществляться небольшая грантовая поддержка крестьянско-фермерских хозяйств и туристских проектов некоммерческих организаций. Начали проводиться специальные форумы, семинары, гастрономические фестивали и праздники, а также конкурсы лучших поваров. В целях достижения узнаваемости региона организуются информационные туры для туроператоров, журналистов, бизнесменов. Стали появляться специально созданные сюжеты о кухне указанных регионов для известных в России телевизионных передач. В перспективе этот вид туризма может стать одним из приоритетных, но для этого необходима гораздо большая финансовая поддержка предпринимателей, ориентированных на этот вид туризма, подготовка специалистов высокого уровня в данной сфере, активная рекламная кампания как в России, так и за ее пределами, создание узнаваемых брендов. В качестве потребителей услуг гастрономического туризма необходимо рассматривать не только иностранных туристов или гостей из других регионов России, но и гораздо шире привлекать местное население с помощью организации корпоративных, учебных, школьных и вузовских мероприятий, туров выходного дня, семейного досуга и отдыха и т. п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт Всемирной туристской орга-

Kuznetsova Nataliya Fedorovna economic

ON PRACTICE AND PROSPECTS ... sceinces

низации (UNWTO)//URL: http:// media.unwto.org/ (дата обращения: 02.08.2018).

2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» // URL: https:// www.russiatourism.ru/upload/.pdf (дата обращения: 08.08.2018).

3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // URL: https://www.russiatourism.ru/ contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/ (дата обращения: 02.08.2018).

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // URL: https://www. russiatourism.m/content/2/section/26/detail/27/ (дата обращения: 02.08.2018).

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 26 октября 2016 года) [Электронный ресурс] // URL: https://www.russiatourism.ru/contents/ (дата обращения: 07.08.2018).

6. Подсчитано автором. См.: Объем туристских услуг, оказанных населению // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс] // URL: https://www. russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/ (дата обращения: 06.08.2018).

7. Итоги 2017: Каким стал год для туристской отрасли // Официальный сайт Интерфакс // URL: http://www. interfax.ru/russia/594030 (дата обращения: 05.08.2018); Официальный сайт ТАСС // URL: http://tass.ru/ekonomi-ka/4877721 (дата обращения: 05.08.2018).

8. Кузнецова Н.Ф. Гастрономический туризм как перспективное направление в туризме Южной Сибири // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции (Новосибирск, 12 января 2018)./ В 3 ч. Ч.1 - Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 122.

9. Кузнецова Н.Ф. Создание региональных брендов как фактор, формирующий туристский имидж дестина-ции // Збiрник тез доповщей VII Мiжнародноl науково! конференцп «Актуальш питання забезпечення стшкого розвитку нацюнального Господарства», 24-25 листопада 2017 р. - Кременчук: Пресс-Лайн, 2018. С. 223.

10. Официальный сайт Национального туристического портала [Электронный ресурс] // URL: https://russia. travel/objects/292682/ (дата обращения: 07.08.2018).

11.Государственная программа Республики Хакасия «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015-2020 годы)» [Электронный ресурс] // URL: https://r-19.ru/documents/postanovleniya-pravitelstva-respubliki-khakasiya/7385/ (дата обращения: 08.08.2018).

12. Официальный сайт Национального туристического портала [Электронный ресурс] // URL: https://russia. travel/objects/292682/ (дата обращения: 07.08.2018).

13. Официальный сайт Министерства культуры республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https://culture19.ru/news/4203-v-hakasii-planiruyut-razvivat-gastronomicheskiy-turizm.html (дата обращения: 03.08.2018).

14. Официальный сайт Министерства культуры республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https:// culture19.ru/news/4730-turistov-v-hakasiyu-planiruyut-privlekat-unikalnyimi-syirami.html (дата обращения: 01.08.2018).

15. Официальный сайт Министерства культуры республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https:// culture19.ru/news/4245-v-askize-vyiberut-luchshego-povara.html/ (дата обращения: 02.08.2018).

16. Подсчитано авт. См.: официальный сайт «Нацио-

нальный календарь событий» [Электронный ресурс] // URL: http://eventsinrussia.com/tag (дата обращения: 02.08.2018).

17. Официальный сайт газеты «Власть труда» [Электронный ресурс] // URL: http://vtruda.ru/ meropriyatiya/ (дата обращения: 02.08.2018).

18. Официальный сайт Министерства культуры республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https://culture19.ru/news/4857-vyipusk-programmyi-poedem-poedim-o-hakasii-vyiydet-v-sentyabre.html;https:// culture19.ru/news/4845-veduschiy-programmyi-o-ede-i-puteshestviyah-poznakomilsya-s-traditsiyami-hakasii.html (дата обращения: 02.08.2018).

19. Официальный сайт Министерства культуры республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https://culture19.ru/news/4293-turistskiy-potentsial-hakasii-predstavlen-gruppe-sibirskih-turoperatorov.html (дата обращения: 03.08.2018).

20. Официальный сайт Министерства культуры республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https://culture19.ru/news/4049-hakasiya-ojidaet-bolshuyu-delegatsiyu-turistov-iz-chehii.html (дата обращения: 03.08.2018).

21. Официальный сайт Министерства культуры республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: https:// culture19.ru/news/4264-aktivistyi-sovetov-veteranov-hakasii-prezentovali-turistskiy-potentsial-rayonov-respubliki.html (дата обращения: 05.08.2018).

22. Положение о проведении конкурса лучших проектов по развитию внутреннего и въездного туризма в 2017 году // URL: https://www.russiatourism.ru/doc.pdf (дата обращения: 04.08.2018).

Статья публикуется в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №16-02-00150.

Статья поступила в редакцию 22.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.