Научная статья на тему 'Конкурентоспособность региона как экономическое явление'

Конкурентоспособность региона как экономическое явление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гешев А. В.

В статье исследована сущность и содержание конкурентоспособности региона; рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность региона как экономическое явление»

ции в режиме реального времени позволяет формировать надежную базу для принятия оптимальных решений на всех уровнях управления, своевременно реагировать на изменения рынка, осуществлять оперативный контроль за всеми направлениями деятельности предприятия.

Важнейший информационный ресурс ОАО «Северсталь» - корпоративный сайт, который был открыт в 2009 году по адресу: www.severstal.com [5]. Сайт в «Северстали» отражает черты миссии и видения. Философия сайта -быть максимально полезным всем аудиториям, помочь эффективно выстроить взаимодействие компании с ее сегодняшними и потенциальными инвесторами, по-новому представить «Северсталь» ее традиционным партнерам и привлечь внимание тех, кто ищет производителя, чтобы «достичь большего вместе».

В настоящее время и на перспективу предстоит развивать и совершенствовать новые возможности управления, в котором организационный анализ будет играть особую роль для постоянного отслеживания влияния организации на ее динамичную внешнюю среду, выполнения необходимой трансформации структуры управления, повышению организационной культуры.

Список литературы:

1. Бараненко С.Л. Корпоративный менеджмент. - М.: ЗАО Центрполи-граф, 2010. - 319 с.

2. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с.

3. Михненко П.А. Теория менеджмента. - М.: Синергия, «Университетская серия», 2012. - 304 с.

4. Михненко П.А. Модель адаптивной организационной системы // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - С. 3-10.

5. www.severstal.com.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

© Гешев А.В.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье исследована сущность и содержание конкурентоспособности региона; рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности региона.

* Аспирант кафедры «Менеджмента и маркетинга».

Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся при-родно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

В последнее время, несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы усилилась. Значимость местных условий для создания конкурентных преимуществ бизнеса исследована в теории международной конкуренции М. Портера [6]. Конкурентоспособность региона, по М. Портеру, - это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и / или одного работающего), а также выражается другими показателями. Европейский эксперт Д. Сепик отмечает, что конкурентоспособность на уровне региона определить значительно трудней, чем на уровне предприятия [9]. Во-первых, потому, что конкурентоспособность на уровне региона обычно рассматривается в рамках макроконцепции, а не как специфически региональный вопрос. Во-вторых, потому, что отсутствует широкий консенсус относительно конкурентоспособности на макроуровне. В-третьих, потому, что само определение конкурентоспособности эволюционирует во времени. В ЕС экономика считается конкурентоспособной, если ее население имеет достаточно высокий и растущий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе.

Современные исследователи отмечают, что понятие конкурентоспособности региона было введено в научный оборот сравнительно недавно в работах И. Бусыгиной, Л.С. Шеховцевой, Г.А. Унтуры и других [12]. Среди известных работ, в которых предлагаются конкретные показатели оценки конкурентоспособности региона, можно назвать публикации А.З. Селезнева, Л.С. Шеховцевой, В.Е. Андреева, С.Г. Важенина, А.Р. Злоченко, А.И. Татар-кина (для федерального округа), С.В. Казанцева.

В монографии А.З. Селезнева исследуются проблемы конкурентоспособности России [8]. Конкурентные позиции регионов на уровне рынков предлагается определять на основе тринадцати показателей. К ним относятся показатели: мощности производимого на территории региона сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов; обеспеченности производст-

венной, рыночной и социальной инфраструктурой; степени износа оборудования и перспективы его замены; отдаленности поставщиков и потребителей основной массы ввоза-вывоза (не менее 60 % объема); наличия транспортных скоростных магистралей, морских и речных портов, инфраструктуры международной связи; экологической обстановки; обеспеченности высококвалифицированными кадрами и др.

Важенин С.Г., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. предлагают оценивать конкурентоспособность федеральных округов (макрорегионов) по следующим параметрам их экономического поведения: затраты на рабочую силу и их структура, интенсивность обновления основных фондов, конъюнктура инвестиционного рынка, инновационная мобильность [1].

Казанцев С.В. предлагает оценивать конкурентоспособность регионов по отношению ВРП региона к ВВП страны в душевом исчислении [3]. Оценка факторов конкурентоспособности основана на относительных показателях, таких, как территория региона, капиталовложения, основные фонды, денежные доходы, плотность железных дорог и автодорог, кредиты, количество занятых в НИОКР.

Мазилкина Е.И. и Паничкина Г.Г. считают, что под конкурентоспособностью региона следует понимать «его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой)» [4]. Как и в ряде предыдущих определений, в данном случае рассматриваются не конкурентные характеристики, а описываются состояние и результативность функционирования региона как экономического субъекта.

Конкурентоспособность региона, понимаемая В.М. Рябцевым как «обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках» [7] отражает результат конкуренции и указывает на причины появления этого результата. Однако при этом не раскрывается собственно содержание понятия конкурентоспособности региона через признаки, свойственные только данному понятию и отсутствующие в других понятиях.

В свою очередь, Л.И. Ушвицкий и В.Н. Парахина предлагают уточнить определение конкурентоспособности региона, включив в него три основополагающих аспекта для наиболее полного отражения сущности рассматриваемого экономического явления: во-первых, необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность, обеспечиваемая населением); во-вторых, эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность, обеспечиваемая производством); в-третьих, его инвестиционную привлекательность (конкурентоспособность финансов). Предлагаемую концепцию оценки конкурентоспособности региона можно представить схематически (рис. 1) [11].

Рис. 1. Составляющие конкурентоспособности региона

Таким образом, под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг.

Ряд исследователей попытались количественно оценить конкурентоспособность региона. Были разработаны разные методики. Но среди индикаторов всегда присутствовали показатели уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день нет однозначного подхода к количественному измерению конкурентоспособности региона. Нахождение интегрированного показателя конкурентоспособности региона проблематично, поскольку, как правило, сравниваемые характеристики неоднородны и несопоставимы по физическим характеристикам, возникает необходимость сведения к однородной основе разных показателей. Поэтому в сопоставительных исследованиях широкое распространение получил рейтинговый метод. В свою очередь выбор показателей для измерения характеристик в рейтинге вариативен и зависит от заложенной в рейтинге методологии измерения.

Выбор факторов должен базироваться на основе обоснованных критериев. Сопоставлять регионы по всем характеристикам, которые отличают их друг от друга (территория, численность и т.д.), видимо, имеет смысл для характеристики и сравнения регионов. Но для создания индекса конкурентоспособности гораздо важнее выделить факторы, которые характеризуют конкурентный успех и накопленный потенциал конкурентных преимуществ с точки зрения основных источников этих преимуществ - факторных, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных, информационных, институциональных. Другим важным условием расчета является выбор адекватных конкретных показателей.

Комарова М.А., анализируя подходы к оценке конкурентоспособности региона, приводит мнения Клоцвог Ф.Н. и Кушникова И.А., которые считают, что конкурентоспособность региона можно оценивать по величине его ресурсного потенциала, под которой понимается такая величина конечного продукта или национального дохода, которую можно получить при фактически имеющихся ресурсах региона при максимально достигнутом уровне (в среднем по России) эффективности использования соответствующих ресурсов [10]. Муратова М.И. предлагает ранжировать конкурентоспособность регионов исходя не из одного показателя, а применяя совокупную оценку с использованием многомерных группировок. Подсчитав среднее значение факторных признаков по кластерам, таких как уровень безработицы, соотношение денежного дохода и прожиточного минимума, индекс потребительских цен, индекс физического объёма промышленного производства, ВРП на душу населения, фактическое конечное потребление на душу населения М.И. Муратова разделяет регионы России на шесть однородных групп (кластеров) [5].

Комарова М.А. подчеркивает, что важнейшими факторами повышения конкурентоспособности и экономического роста в постиндустриальной экономике являются информационные и управленческие технологии, квалификация людей, рыночная инфраструктура.

Лариной Н.И. и Макаевой А.И. для оценки конкурентоспособности регионов предложено рассчитывать индексы текущей и стратегической конкурентоспособности. Индекс стратегической конкурентоспособности агрегирует индексы инновационности, внешнеэкономической деятельности и развитости инфраструктуры и коммуникационных систем. Именно в индексах инновационности, развитости инфраструктуры и коммуникационных систем заложена попытка учесть влияние постиндустриальных факторов конкурентоспособности. Индекс развитости инфраструктуры и коммуникационных систем, предложенный в методике, описанной в работе [2], раскрывает возможности быстрой передачи информации и выхода региональных предприятий и организаций на внешние рынки.

Разработка методики оценки конкурентоспособности региона представляет собой сложную задачу, заключающуюся не только в выборе единичных показателей, но и необходимости изыскания теоретических подходов, которые стали бы методологической основой и обеспечили объективность и достоверность оценки.

Список литературы:

1. Важенин С.Т. Конъюнктура конкурентоспособности региона / С.Т. Важенин, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркин // Регион: экономика и социология. -2004. - № 3. - С. 23.

2. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона [Электронный ресурс] / А.В. Ермишина. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru.

3. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности / С.В. Казанцев // Регион. - 2004. - № 1. -С. 192.

4. Мазилкина Е. И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2007. - 325 с.

5. Муратова М.И. Сравнительный анализ уровня социально-экономического развития регионов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 358 с.

6. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

7. Рябцев В.М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа. - Самара: СГЭА, 2002. - 128 с.

8. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999. - 384 с.

9. Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход / Д. Сепик // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 2. -С. 199.

10. Унтура Г.А. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка. - Новосибирск: ИЭиОП СО РАН, 1997. - 212 с.

11. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ Серия «Экономика». - 2005. - № 1.

12. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое це-леполагание: монография. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. -354 с.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ

© Гордеева О.Г.*

Чебоксарский кооперативный институт АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары

В статье рассматриваются показатели, применяемые в моделях при ценностно-ориентированном управлении. Рассмотрена методика, которая позволяет выделять и анализировать показатели, влияющие на ценность организации. В результате будут получены показатели-индикаторы, которые будут составлять информационную основу для принятия управленческих решений при управлении стоимостью.

* Аспирант кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.