Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ ЕЁ ОЦЕНКИ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ ЕЁ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / предприятие / факторы конкуренции / конкурентоспособность предприятия / уровни конкурентоспособности / методы конкурентоспособности / SWOT-анализ / матричный метод / метод сравнительных преимуществ / competition / enterprise / factors of competition / competitiveness of the enterprise / levels of competitiveness / methods of competitiveness / SWOT analysis / matrix method / method of comparative advantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобозева Елена Михайловна, Клевцова Алина Алиевна

В статье рассмотрена роль конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях хозяйствования. Указаны определяющие факторы конкуренции. Перечислены ключевые категории и свойства конкурентоспособности предприятия. Выделены уровни конкурентоспособности промышленного предприятия. Охарактеризованы современные методы оценки конкурентоспособности предприятия. Отмечено, что в основе эффективного функционирования промышленного предприятия должна лежать комплексная методика оценки конкурентоспособности, что позволит добиться высоких результатов в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE: FACTORS, LEVELS AND METHODS OF ITS ASSESSMENT

The article considers the role of competitiveness of an industrial enterprise in modern economic conditions. The determining factors of competition are indicated. The key categories and properties of the competitiveness of the enterprise are listed. The levels of competitiveness of an industrial enterprise are highlighted. Modern methods of assessing the competitiveness of the enterprise are characterized. It is noted that the effective functioning of an industrial enterprise should be based on a comprehensive methodology for assessing competitiveness, which will allow achieving high results in business.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ И МЕТОДЫ ЕЁ ОЦЕНКИ»

УДК 339.137.2

Кобозева Елена Михайловна, к.экон.н., доцент (e-mail: alena.cobozeva@yandex.ru) Клевцова Алина Алиевна, студент (e-mail: alina.klevtsova@mail.ru)

Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:ФАКТОРЬ1,УРОВНИ И МЕТОДЫ ЕЁ ОЦЕНКИ

Аннотация: В статье рассмотрена роль конкурентоспособности промышленного предприятия в современных условиях хозяйствования. Указаны определяющие факторы конкуренции. Перечислены ключевые категории и свойства конкурентоспособности предприятия. Выделены уровни конкурентоспособности промышленного предприятия. Охарактеризованы современные методы оценки конкурентоспособности предприятия. Отмечено, что в основе эффективного функционирования промышленного предприятия должна лежать комплексная методика оценки конкурентоспособности, что позволит добиться высоких результатов в бизнесе.

Ключевые слова: конкуренция, предприятие, факторы конкуренции, конкурентоспособность предприятия, уровни конкурентоспособности, методы конкурентоспособности, SWOT-анализ, матричный метод, метод сравнительных преимуществ

Новые условия хозяйствования, обладающие резким уровнем повышения конкуренции, глобальными изменениями геополитической ситуации в мире, характеризующиеся введенными санкциями со стороны западных держав, обусловили ситуацию, при которой каждое промышленное предприятие стремится разработать свою концепцию функционирования, отвечающую вызовам окружающей среды. В результате чего бизнес должны четко определять ключевые приоритеты развития и вырабатывать мероприятия по совершенствованию уровня конкурентоспособности предприятия [1].

Прежде чем рассматривать понятие «конкурентоспособность», обратимся к трактовке понятия «конкуренция». Некоторые ученые под конкуренцией понимают борьбу двух и более независимых экономических субъектов за рынки сбыта и доступ к ограниченным ресурсам [2]. Другие же специалисты утверждают, что сущность понятия «конкуренция» заключается в борьбе за внимание потенциальных потребителей к их продукции.

Соперничество на каком-либо поприще между предприятиями считается определяющей конкурентной силой. Однако, в большей степени определяющие факторы наглядно изображены на рисунке 1.

Концепция конкурентоспособности в литературе хорошо объяснена многими авторами, и в большинстве случаев они определяют этот термин исходя из контекста, представляющего для них интерес.

Рисунок 1 - Определяющие факторы конкуренции

Некоторая академическая литература свидетельствует, что, хотя конкурентоспособность является важной проблемой, она все еще не получила четкого определения. Тем не менее конкурентоспособность остается важным показателем сравнительного анализа экономических показателей.

Анализируя основополагающие экономические трактовки понятия, «конкуренция», многие исследователи объясняют термин «конкурентоспособность» делая акцент на различные точки зрения, в результате до конца не определен ключевой аспект данного понятия, что демонстрирует различные его трактовки в экономике и практике [3].

В настоящее время существует множество толкований понятия «конкурентоспособность». На наш взгляд, наиболее подходящим для дальнейшего исследования относительно современных реалий является следующее определение: конкурентоспособность - это совокупность взаимосвязанных элементов и свойств, направленных как на поддержку и развитие существующих, так и на создание новых конкурентных преимуществ.

В современной литературе, посвященной конкурентоспособности, представлено большое количество подходов и к пониманию её структуры и основных элементов. В различных источниках можно обнаружить различные количественные и качественные показатели, которые позволяют характеризовать конкурентоспособность, как определённый набор свойств (рисунок 2) [4].

Рисунок 2 - Категория «конкурентоспособность предприятия»

и её свойства

Динамика рыночных отношений, под воздействием глобальной экономики оказывает влияние на деятельность любого предприятия. В результате конкурентное преимущество выступает на первый план деятельности хозяйствующего субъекта.

Оперативный

Оценка конкурентоспособности продукции на основе подходов:

- индивидуальный;

- комплексно-групповой;

- интегральный

Тактический

Оценка конкурентоспособности предприятия:

- финансовой деятельности;

- инновационно-ориентированной деятельности;

- рост и доля рынка

Стратегический

Оценка инвестиционной привлекательности компании:

- затратный:

- метод опционов;

— рост стоимости компании;

— сравнительный.

Рисунок 3 - Уровни конкурентоспособности предприятия

В настоящее время активные глобализационные процессы, протекающие на международном рынке, приводят к необходимости со стороны пред-

принимателей, а также крупного бизнеса, обращать внимание на собственный уровень конкурентоспособность. Во многом это связано с тем, что бизнес теперь может развиваться в любой точки мира, имея достаточный уровень финансовой поддержки со стороны инвесторов [5].

Однако, определяющее влияние на уровень конкурентоспособности оказывает инновационно-инвестиционная политика промышленного предприятия. Сложность ее реализации заключается определении соответствия производственно-хозяйственной и стратегической деятельности компании, что в определенной мере конкретизирует уровни обеспечения конкурентоспособности (рисунок 3).

Как показывает рисунок 3, базовым уровнем выступает - оперативный. Ключевыми составляющими данного уровень выступает интегральный показатель конкурентоспособности продукции. На стратегическом уровне осуществляет конструирование стратегии функционирования предприятия на перспективу.

Главное значение приобретает конкурентное преимущество, основанное на внутрифирменных факторах, потребителях продукции и ключевых конкурентах.

В настоящее время ведущие ученые разработали обширную систему методов оценки конкурентоспособности. Нами будет предпринята попытка рассмотреть и провести анализ некоторых методов в контекст данного исследования.

Предприятия, в сложных экономических условиях должны на постоянной основе отслеживать все параметры производственно-хозяйственной деятельности. Следует заметить, что проведение диагностики конкурентоспособности основывается на знании определенных отличительных особенностей [6].

После проведенной диагностики, предприятия вырабатывают процедуры, способствующие росту его конкуренции на сложившемся рынке.

Проведенный анализ выступает определяющим критерием осуществимости на практике данных мероприятий для предприятия.

Изучение существующих в данное время методов конкурентоспособности позволяет выделить некоторые из них:

1) метод сравнительных преимуществ, основывается на утверждении, что производство конкурентоспособно, когда затраты значительно ниже, чем у конкурентов. Достоинство данного метода заключается в его простоте [7];

2) метод с позиции теории равновесия. В данном методе исследуется каждый фактор производства с точки зрения его производительности. Мерой выступают факторы производства, не применяемые в полном объеме. Приоритетом данной оценки выступает установление внутренних резервов предприятия;

3) метод, основанный на теории эффективности конкуренции. В данном случае применяется два подхода:

- структурный, заключающийся в возможности осуществления масштабного и результативного производства. Главным условием при применении данного метода выступает централизация производства и средств;

- функциональный, основан на применении в данном случает определенной системы экономических показателей. Условием оценки выступает цена, издержки, прибыль;

4) анализ на основе качества продукции. Основывается на сравнении параметров продукции, выражающий свойства потребителей. Достоинством метода выступает учет потребительских характеристик товара;

5) матричный метод. В основе данного метода выступает маркетинговая оценка хозяйственной деятельности предприятия, его продукция, ЖЦТ и продвижение;

6) SWOT-анализ - заключается в выявлении угроз и возможностей со стороны окружающей среды, определении путей функционирования на перспективу. Схематично данный метод можно представить в виде таблицы 1 [7].

Таблица 1 - 8\УОТ-анализ конкурентоспособности предприятия

Сильные стороны Слаоые стороны

Возможности Угрозы

7) составление «многоугольника конкурентоспособности» дает возможность оценить конкурентоспособность предприятия по ключевым параметрам, таких как:

- товар (услуга);

- качество товара;

- цена продажи товара;

- сервис;

- финустойчивать продавца;

- послепродажное обслуживание;

- продвижение товара;

- имидж предприятия/

8) метод оценки групповых показателей. Основополагающими показателями данного метода оценки являются:

- альтернатива критериев при оценке;

- подсчет коэффициентов выбранных критериев;

- установление единичных значений показателей конкурентоспособности по каждой группе;

- преобразование показателей в относительные величины и сопоставление с ключевыми.

На основании проведенного анализа методов оценки конкурентоспособности можно сделать вывод, что комплексное применение вышеперечисленных методов позволит предприятию регулировать производственно-хозяйственную деятельность, оптимизировать сильные и слабые стороны, выявлять более сильных конкурентов, вырабатывать более актуальную политику в области маркетинга и учитывать требования потенциальных потребителей [8].

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что растущая взаимозависимость между национальными экономиками проявляется в ускорении процесса экономической интеграции как в глобальном, так и в региональном масштабе. И как следствие, необходимость пересмотра концепции конкурентоспособности и основных методов ее определения, что будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, упрочению лидирующих позиций на рынке и увеличению конкурентных преимуществ в перспективе.

Список литературы

1. Каретникова В.С., Кобозева Е.М. К вопросу о конкурентоспособности предприятия // Тенденции социально-экономического развития в период санкционного воздействия и цифровой трансформации. Материалы III Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2023. С. 508-514.

2. Прохорова В.В., Баранов Е.А. Конкурентоспособность предприятия в современных условиях // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. В 5-ти томах. 2020. С. 154-159.

3. Кобозева Е.М., Кутовая Н.В. Влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия // Юность и знания - гарантия успеха -2020. Сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции: в 3 томах. 2020. - С. 118-121.

4. Антошкина А.В., Басюк А.С., Белова Е.О., Берлин С.И. и др. Стратегии, технологии и перспективы развития предпринимательской экосистемы и отраслевого менеджмента // Коллективная монография / Краснодар: Изд-во: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России (Краснодар), 2021. - 373 с.

5. Прохорова В.В., Кобозева Е.М. Концептуальные подходы к сущностной характеристике предпринимательских экосистем // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 106-112.

6. Кобозева Е.М., Соболь А.В. Пути повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2023. - № 2 (151). - С. 839-842.

7. Прохорова В.В., Кобозева Е.М., Схаплок Р.Б. Основы проектного менеджмента: учеб. пособие. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2022. - 180 с.

8. Кобозева Е.М., Воробьева Т.В. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. - № 5 (47). - С. 40-47.

Kobozeva Elena Mikhailovna, Candidate of Economics, Associate Professor

(e-mail: alena.cobozeva@yandex.ru)

Klevtsova Alina Alievna, student

(e-mail: dianakuzko@mail.ru)

Kuban State Technological University

Krasnodar, Russia

COMPETITIVENESS OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE: FACTORS, LEVELS AND METHODS OF ITS ASSESSMENT

Abstract. The article considers the role of competitiveness of an industrial enterprise in modern economic conditions. The determining factors of competition are indicated. The key categories and properties of the competitiveness of the enterprise are listed. The levels of competitiveness of an industrial enterprise are highlighted. Modern methods of assessing the competitiveness of the enterprise are characterized. It is noted that the effective functioning of an industrial enterprise should be based on a comprehensive methodology for assessing competitiveness, which will allow achieving high results in business. Keywords: competition, enterprise, factors of competition, competitiveness of the enterprise, levels of competitiveness, methods of competitiveness, SWOT analysis, matrix method, method of comparative advantages

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.