Научная статья на тему 'Конкурентоспособность производства молока'

Конкурентоспособность производства молока Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
1566
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОКО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / MILK / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT SYSTEM / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Колобова Альбина Ивановна, Косинцева Ольга Анатольевна

Раскрывается конкурентоспособность производства молока в условиях Алтайского края, факторы, сдерживающие рост конкурентоспособности, и предложена стратегия развития отрасли и ее проектная конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность производства молока»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 637.1:338.431 А.И. Колобова,

О.А. Косинцева

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Ключевые слова: молоко, конкурентоспособность, система ведения, производство.

В развитии АПК особое место занимает производство молочных продуктов, которые не только обеспечивают население продовольствием, но и служат основой экономики сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

В Алтайском крае производство молока к уровню 1990 г. составляет 45,6% при среднегодовых темпах роста около 9%. При этом темпы роста затрат на производство молока опережают темпы роста объемов производства, низкой остается и конкурентоспособность отрасли, что характерно для затратного, экстенсивного пути развития.

Конкурентоспособность — это способность товара удовлетворять потребительский спрос в условиях конкуренции по доступной цене и обеспечивать получение большей прибыли товаропроизводителям для организации расширенного воспроизводства при интенсивном использовании ресурсов.

Данное определение позволяет учитывать и потребительский спрос в условиях конкуренции и качество, определяющее потребительские свойства, и издержки производства, учитываемые при определении цены товара, ассортимент, указывающий на глубину переработки, доход товаропроизводителя, показывающий интенсивность использования производственных ресурсов, что способствует более четко сформулировать факторы, определяющие данный процесс.

Экономическая оценка конкурентоспособности предприятия, отрасли исходит из

ее сущности. А поскольку в аграрном производстве земля является главным средством производства, то и основным критерием конкурентоспособности предприятия, отрасли мы считаем прибыль на гектар занимаемой площади данной отраслью (предприятием), на единицу используемых ресурсов (рис.). Приведенная система показателей характеризует не только конкурентоспособность предприятия, конкретных отраслей, но и конкурентоспособность используемых ресурсов. Она позволяет сравнить работу специализированных предприятий, отдельных отраслей, а также систематизировать и оценить влияние отдельных факторов на конкурентоспособность отраслей при организации всех процессов расширенного воспроизводства, классифицировать их на внешние и внутренние, что дает возможность обосновать пути повышения конкурентоспособности в конкретных экономических условиях и обеспечить удовлетворение потребительского спроса.

Конкурентоспособность молока в сельскохозяйственных предприятиях края с каждым годом увеличивается, уровень рентабельности в среднем за последние четыре года составляет 18% (табл. 1). Сравнительная экономическая оценка конкурентоспособности использования ресурсов в различных отраслях сельскохозяйственных предприятий показала, что в молочном скотоводстве эффективность использования земли почти в 8 раз ниже в сравнении с отраслями растениеводства. При этом все другие отрасли животноводства остаются убыточными, что подтверждает необходимость изыскания резервов повышения конкурентоспособности молочного скотоводства. Для изучения

влияния организационно-правовой формы на конкурентоспособность производства молока нами исследовано 178 хозяйств Кулундинской зоны за последние три года и выявлено, что организационно-правовая форма в настоящее время не влияет на конкурентоспособность молока, при этом только 15% предприятий независимо от форм хозяйствования получали прибыль. В ходе исследований выявлено, что на конкурентоспособность влияет сложившаяся на предприятиях система ведения отрасли и механизм хозяйствования[2].

На конкурентоспособность отрасли существенное влияние оказывает себестоимость продукции, которая имеет устойчивую тенденцию к росту (табл. 2). Исследования материально-денежных затрат на 1 корову и себестоимости 1 ц молока показали их большой диапазон по природно-экономическим зонам края. Производительность труда на предприятиях остается низкой: нагрузка коров на 1 работника не превышает 10 голов, а затраты труда на 1 ц молока в 3 раза выше нормативных.

Исследуя и систематизируя разные точки зрения ученых по определению

факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий и отраслей, мы попытались в аграрной экономике предложить их классификацию по процессам воспроизводства с указанием механизма реализации [2].

Организация всех процессов воспроизводства в молочном скотоводстве возможна при обосновании и внедрении в производство интенсивной системы его ведения, обеспечивающей рост конкурентоспособности.

Аграрные предприятия края специализируются в основном на зерно-молочном скотоводстве. При этом удельный вес края в производстве молока в России составляет более 4%, в Западно-Сибирском регионе — 24%.

Молоко производится во всех семи природно-экономические зонах Алтайского края, но около 50% его сконцентрировано в Кулундинской и Приобской зонах. В сельскохозяйственных предприятиях производится 44% молока и 55% — в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах [3].

Показатели конкурентоспособности отрасли

Рис. Показатели конкурентоспособности отрасли [1]

Таблица 1

Конкурентоспособность производства молока в сельскохозяйственных предприятиях Алтайского края

Показатели Годы

1998 2000 2002 2004 2005 2006 2007

1. Прибыль (убыток), млн руб. -278,47 134,92 -19,63 223,5 507,45 545,33 781,46

2. Прибыль (убыток), руб. в расчете на:

100 га кормовой площади -18,23 9,76 -1,41 17,28 37,25 40,04 51,48

1 работника молочного скотоводства -7594,2 4134,9 -808,3 9011,5 22386 23710 41325

1 голову -1082,7 547,7 -81,9 1068,6 2739,5 2962,4 4385,2

100 руб. основных производственных фондов -1,71 0,93 -0,15 2,18 4,94 5,29 6,12

100 руб. материально денежных затрат -30,32 9,12 -0,87 8,26 17,56 20,35 28,05

3. Валовое производство молока, тыс. т 490,6 559,1 661,4 568,1 582,3 568,6 571,2

4. Продуктивность коров, кг 1852 2262 2712 2626 2986 3045 3173

5. Себестоимость 1 ц молока, руб. 193 267 348 494 523 603 633

6. Удельный вес оплаты труда в себестоимости молока, % 20,1 22,0 25,5 19,2 18,78 18,68 19,17

7. Уровень рентабельности (+), убыточности (-) производства молока, % -41,4 + 11,3 -1,0 +9,6 + 19,9 20,40 22,06

8. Норма прибыли (+), убытка (-), % -1,11 0,93 -0,15 +2,2 +4,94 5,03 6,07

9. Рентабельность продаж, % - 12,75 - 12,1 18,91 17,98 19,69

10. Затраты труда на производство 1 ц молока, чел/ч 10,24 8,64 6,98 6,76 5,78 6,21 4,99

11. Производство валовой продукции (в соп. ценах) на 1 чел/ч, руб. 2,89 3,43 4,24 4,38 5,13 4,76 5,03

12. Цена реализации 1 ц молока, руб. 113,4 306,0 353,0 562,0 645,0 725 785,7

13. Индекс конкурентоспособности - 0,992 0,998 0,979 0,988 0,992 0,997

14. Индекс доходов населения * 1,06 1,08 1,381 1,196 1,285 1,216 1,098

Индексы даны в разах к предыдущему году. По данным Алтайского краевого комитета госстатистики

за 1998-2007 гг.

Таблица 2

Себестоимость и структура затрат на производство молока в сельскохозяйственных предприятиях Алтайского края

Показатели Годы

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Производственная себестоимость 1 ц молока, руб. 167 193 205 267 335 348 407 494 523 603 633

Затраты всего, % 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В т.ч.: оплата труда 19,8 20,1 21,1 22,0 23,0 25,5 24,6 19,2 18,8 18,3 19,2

корма 40,6 42,1 43,9 45,3 44,0 44,4 44,5 37,3 37,7 38,4 40,5

содержание основных средств 11,9 10,3 7,4 5,1 3,7 3,1 2,7 2,5 2,04 2,02 1,6

прочие 27,7 27,5 27,6 27,6 29,3 27,0 28,2 41,0 40,5 41,3 38,7

Примечание. По данным Алтайского краевого комитета госстатистики за 1998-2008 гг.

Исследования системы ведения молочного скотоводства показали, что только из-за экстенсивного уровня использования продуктивного скота потребители ежегодно недополучают до 100 тыс. т молока.

Обеспеченность скота кормами не превышает 62%, не соблюдаются баланс кормов, структура рациона, низким остается и качество кормов. Ежегодные потери питательных веществ в кормах при за-

готовке, транспортировке и хранении составляют около 100 тыс. т к. ед., которых достаточно для производства более 128 тыс. т молока.

В условиях Сибири, когда 7 месяцев скот находится в помещениях, продуктивность коров и издержки производства зависят и от условий их содержания. Однако сегодня в связи с сокращением поголовья скота занятость животноводческих помещений не превышает 70%, что приводит к

удорожанию одного ското-места на 220750 руб. в зависимости от типа помещений.

Низкой остается механизация и автоматизация производственных процессов, не превышая 70%. Проведенные исследования показали, что при снижении уровня механизации до 50% затраты труда на 1 корову возрастают в 1,5 раза, а продуктивность коров снижается более чем на 40%.

Для осуществления всех воспроизводственных процессов качественно и в оптимальные сроки необходимы профессиональные менеджеры, которыми предприятия обеспечены только на 50-80% в зависимости от специальности. Низкой остается и оплата труда работников молочного скотоводства, которая составляет 45% от прожиточного минимума, притом в себестоимости продукции ее удельный вес снижается.

Конкурентоспособность молочного скотоводства может быть повышена или снижена не только в процессе производства, но и при организации других процессов воспроизводства, в частности, процесса обращения, одним из элементов которого являются реализация и переработка молока. В Алтайском крае переработкой молока занимаются 20 крупных предприятий, из них 7 производят около 60% молочной продукции и 100 предприятий малой мощности, однако и на первых и вторых низкий уровень глубины переработки молочного сырья, так как только 66% обрата и пахты и 5% сыворотки используется на пищевые цели. Из-за низко-

го уровня использования вторичных ресурсов потери молочного белка составляют не менее 4 тыс. т [4].

Рынок молока и молочных продуктов является одной из важнейших составляющих продовольственного рынка. За последние годы кардинально изменилась структура каналов реализации молока сельскохозяйственными предприятиями. Это связано, прежде всего, с сокращением государственных закупок, государство перестало быть монополистом на рынке сельскохозяйственной продукции. Исследования рынка молока и молочных продуктов показали, что население края ощущает дефицит в молочных продуктах при их низком качестве и ассортименте, причинами чего является как снижение объемов производства молока на 23%, так и низкая покупательная способность населения, а также проблемы со сбытом молока в личных подсобных хозяйствах (табл. 3).

Покупательная способность денежных доходов населения на молоко в 2007 г. составила 48% от уровня 1991 г., при этом доля молока в потребительской корзине составляет 12-14%, общие расходы на покупку продуктов питания снизились на 5,8 процентных пункта, но их доля все еще высока и доходит до 32%. Основными конкурентами на рынке молочных продуктов в крае являются предприятия Новосибирской и Кемеровской областей. Вывоз молочных продуктов из края производится в десятки регионов России [3].

Таблица 3

Потребление населением Алтайского края молока и молочных продуктов в сравнении с медицинской нормой, %

Продукты Норма потребления на 1 чел. в год, кг Потребление по годам, %

в среднем за 1998 2002 2004 2007

19881992 19931997

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, всего 521 42,07 52,23 42,30 45,7 45,47 45,2

Молоко цельное 182,5 64,84 58,73 44,60 38,2 39,23 37,98

Сливочное масло 5,5 86,06 95,31 60,65 73,5 65,09 66,24

Сыр 5,9 33,33 33,83 22,37 33,6 35,25 36,02

Сметана 6,6 198,99 249,35 107,27 113,6 107,73 112,54

Творог 7,3 146,12 139,86 41,59 54,6 53,42 54,65

Йогурт 1,2 - - - 62,0 70,00 71,12

Кисломолочная продукция 12,3 55,83 71,95 73,17 73,2 79,27 81,32

Примечание. По данным Алтайского краевого комитета госстатистики за 1988-2007 гг.

В качестве исходного оценочного показателя для определения зависимости спроса от цены на молоко, с нашей точки зрения, может быть принят показатель объема товарооборота в сопоставимых ценах по отдельным номенклатурным позициям данного товара.

Как было указано выше, в Алтайском крае более половины молока производится в ЛПХ, но реализовать это молоко проблематично, так как доступ на рынок им ограничен. И сегодня реализация национального проекта «Развитие АПК», где предусмотрена организация торгово-закупочных кооперативов, позволит в перспективе осуществлять закупку молока в ЛПХ.

Важным направлением конкурентной борьбы и удержания позиций на рынке является качество продукции. В практике же большинство предприятий до сих пор руководствуются требованиями старого стандарта, так как хозяйства не готовы технически и организационно перейти на новый ГОСТ, который, по нашим расчетам, позволяет увеличивать выручку от реализации молока на 3,5.

Не обоснованы в крае и сырьевые зоны перерабатывающих предприятий, что снижает качество продукции и повышает транспортные издержки. Не соответствуют эффективному функционированию и несовершенные взаимоотношения между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями (табл. 4).

Рост конкурентоспособности молока сдерживают и внешние факторы: налоговая, финансово-кредитная, ценовая политика; отношения собственности; низкие доходы населения и др. Так проведенные расчеты показывают, что переход сельскохозяйственных предприятий на ЕСХН позволит снизить налоговое бремя в 3 раза. Не работают на мотивацию труда и отношения собственности, сложно реали-

зуется закон об ипотеке земли, оборот земель сельскохозяйственного назначения, что сдерживает приток инвестиций и

др. „

Таким образом, причинами низкой конкурентоспособности молочного скотоводства, как показали наши исследования, являются: отсутствие системности в его организации, низкая мотивация труда, несовершенство взаимоотношений между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, неразвитость рыночной инфраструктуры, отсутствие единых отраслевых рынков и др.

Для повышения конкурентоспособности молока в условиях Алтайского края нами обоснованы параметры развития молочного скотоводства и перерабатывающих мощностей на основе целевой комплексной программы «Молоко и молочные продукты» [5].

В перспективе предполагается сохранить специализацию края — на производстве зерна и молочно-мясном скотоводстве. Основными производителями молока, по нашим расчетам, остаются предприятия всех форм собственности.

Для обоснования проектного поголовья коров и основных экономических показателей развития молочного скотоводства нами разработана система его ведения, позволяющая иметь продуктивность коров не ниже 4700 кг, что подтверждено расчетами по природно-экономическим зонам края.

Развитие кормовой базы в крае и оптимизированные рационы кормления коров способны реализовать генетический потенциал скота. Важнейшим направлением снижения стоимости кормов и повышения продуктивности животных является использование комбикормов, расход которых составляет сегодня 31% от потребности, а их стоимость на 7% ниже концентрированных кормов.

Таблица 4

Экономические показатели взаимоотношений перерабатывающих предприятий с поставщиками молока на примере ООО «Брюкке», 2004-2007 гг.

Показатели Перерабатывающие предприятия Сельхозтоваропроизводители

руб. % руб. %

Затраты на производство (переработку) 1 т молока 1520 25,68 4400 74,32

Выручка на 1 т сырья 1979 28,77 4900 71,23

Прибыль на 1 т сырья 459 47,86 500 52,14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оплата труда на 1 т сырья 143 69,76 62 30,24

Прибыль на 1 руб. затрат 0,30 - 0,11 -

Для совершенствования системы содержания скота обоснован инвестиционный проект по модернизации животноводческих ферм на 200 ското-мест по трем вариантам источников финансирования: кредитование по программе «Развитие АПК» является наиболее приемлемым в сложившихся условиях.

Изменение внутрихозяйственных отношений и мотивация труда позволят повысить среднемесячную заработную плату до 18 тыс. руб.

По нашим расчетам, в перспективе объемы производства молока по всем категориям хозяйств увеличатся на 66%. На год освоения программы «Молоко и молочные продукты» уже имеющиеся в крае предприятия молочной промышленности даже при увеличении объемов переработки молока до 1370 тыс. т в год будут загружены только на 98%. Переработка молока на фактических мощностях может удовлетворить спрос потребителей в молочных продуктах, с учетом экспортных операций.

Предложенная нами система ведения молочного скотоводства и переработки молока позволят повысить конкурентоспособность как производства сырьевых ресурсов, так и конечных молочных продуктов. На год освоения программы «Молоко и молочные продукты» рентабельность производства молока может составить 61%.

Расчетная прибыль молочного подкомплекса Алтайского края возможна на уровне 14 млрд руб. Однако особое внимание необходимо обратить на эффективные взаиморасчеты и оптимальное распределение дохода между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками молока. Мы предлагаем распределять прибыль между сферами производства, переработки и торговли в соответствии со среднеотраслевыми нормативными материально-денежными затратами каждого участника воспроизводственного процесса с учетом их экономического интереса.

В создании же условий для повышения конкурентоспособности отраслей и подкомплексов, экономического и правового регулирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия большая роль отводится государству, правительству на федеральном и региональном уровнях. Новым сегодня в аграрной политике является Национальный проект «Развитие АПК». Это попытка заложить долгосрочные основы развития экономики в период высоких доходов бюджета. Однако пред-

ложенный проект без механизма его реализации имеет низкую экономическую эффективность, поэтому необходимо Национальный проект «Развитие АПК» встроить в общую систему аграрного законодательства, так как на его реализацию предусмотрено всего 20% от аграрного бюджета [5].

В целом же Национальный проект является чисто рыночным, и его цель — активизировать бизнес сельских предпринимателей, взять кредиты на развитие конкретных видов хозяйственной деятельности. Впервые за годы реформ введены долгосрочные инвестиционные кредиты.

Таким образом, только комплексный, системный подход к организации воспроизводственных процессов в системе АПК на основе нормативно-правового регулирования, совершенствования организационно—экономического механизма позволят обеспечить устойчивое развитие аграрного производства и достичь высокой конкурентоспособности производства молока, продуктов его переработки и всего продуктового регионального молочного подкомплекса в условиях многоукладной аграрной экономики.

Библиографический список

1. Колобова А.И. Конкурентоспособность аграрного производства / А.И. Колобова, О.А. Косинцева // Социально-экономические проблемы в АПК: менеджмент, предпринимательство, маркетинг: сб. науч. тр. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2005. — С. 231-240.

2. Колобова А.И. К вопросу о конкурентоспособности молочного скотоводства в Алтайском крае / А.И. Колобова, О.А. Косинцева // Повышение конкурентоспособности агропромышленного производства в системе АПК: сб. науч. тр. / под ред. А.И. Колобовой, В.Е. Левичева. — Барнаул, 2005. — С. 43-49.

3. Колобова А.И. Рынок молока и молочных продуктов в регионе / А.И. Колобова, О.А. Косинцева // Вестник алтайской науки. — 2006. — № 2. — С. 108-111.

4. Колобова А.И. Реализация и переработка молока в условиях рынка / А.И. Колобова, О.А. Косинцева // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. — 2006. — № 6. — С. 88-89.

5. Колобова А.И. Конкурентоспособность молочного скотоводства: монография / А.И. Колобова, О.А. Косинцева. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. — 377 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.