Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ / БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОР / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадаева Макка Сапорбековна, Ахмиева Гульжанна Руслановна, Магомадова Зарина Саидбековна

В статье анализируется конкурентоспособность как экономическая категория. Отмечается, что результаты различных исследований отражают не конкурентоспособность вообще, а скорее особое состояние субъекта по отношению к аналогичному субъекту. Оценка по имеющимся ресурсам и возможностям показывает, конкурентоспособна ли фирма в данный момент. Такой взгляд выражает только потенциал конкурентоспособности, поскольку ресурсы не гарантируют будущей конкурентоспособности. Сравнение двух или более предприятий показывает их конкурентное преимущество перед другими. Получение конкурентного преимущества в будущем является главной предпосылкой существования и основной целью предприятия, требующей немедленного принятия определенных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадаева Макка Сапорбековна, Ахмиева Гульжанна Руслановна, Магомадова Зарина Саидбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE AS AN ECONOMIC CATEGORY

The article analyzes competitiveness as an economic category. It is noted that the results of various studies do not reflect competitiveness in general, but rather a special state of the subject in relation to a similar subject. Evaluation of available resources and capabilities shows whether the company is competitive at the moment. Such a view expresses only the potential for competitiveness, since many authors unanimously believe that resources (their quantity and quality) do not guarantee future competitiveness. Comparison of two or more enterprises shows their competitive advantage over others. Obtaining a competitive advantage in the future is the main prerequisite for the existence and the main goal of the enterprise, requiring immediate action.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2023_2_113 УДК 336.77

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Дацаева Лала Шамсудиновна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: Lala_datsaeva@mail.ru

Ахмиева Гульжанна Руслановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия

Магомадова Зарина Саидбековна,

старший преподаватель кафедры прикладной информатики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Mrs-70@mail.ru

В статье анализируется конкурентоспособность как экономическая категория. Отмечается, что результаты различных исследований отражают не конкурентоспособность вообще, а скорее особое состояние субъекта по отношению к аналогичному субъекту. Оценка по имеющимся ресурсам и возможностям показывает, конкурентоспособна ли фирма в данный момент. Такой взгляд выражает только потенциал конкурентоспособности, поскольку ресурсы не гарантируют будущей конкурентоспособности. Сравнение двух или более предприятий показывает их конкурентное преимущество перед другими. Получение конкурентного преимущества в будущем является главной предпосылкой существования и основной целью предприятия, требующей немедленного принятия определенных мер.

Ключевые слова: предприятия; стратегия; бизнес; конкурентоспособность; фактор; экономика.

UDC 336.77

COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE AS AN ECONOMIC

CATEGORY

Datsaeva Lala Shamsudinovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: Lala_datsaeva@ mail.ru

Akhmieva Gulzhanna Ruslanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Enterprise Management, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia

Magomadova Zarina Saidbekovna,

Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Mrs-70@mail.ru

The article analyzes competitiveness as an economic category. It is noted that the results of various studies do not reflect competitiveness in general, but rather a special state of the subject in relation to a similar subject. Evaluation of available resources and capabilities shows whether the company is competitive at the moment. Such a view expresses only the potential for competitiveness, since many authors unanimously believe that resources (their quantity and quality) do not guarantee future competitiveness. Comparison of two or more enterprises shows their competitive advantage over others. Obtaining a competitive advantage in the future is the main prerequisite for the existence and the main goal of the enterprise, requiring immediate action. Keywords: enterprises; strategy; business; competitiveness; factor; economy.

Конкуренция является основной формой взаимодействия хозяйствующих субъектов (предприятий) в условиях рыночной экономики. Конкурентоспособность в бизнесе - это не только инструмент входа на рынок. Она стала фактором, определяющим стратегию борьбы предприятия за свое будущее положение на рынке. Отсутствие конкурентоспособности означает уход предприятия с рынка или, по крайней мере, потерю возможности управлять своим будущим и признание доминирования более сильного конкурента.

Конкурентоспособность - сложная экономическая категория, и ее трудно анализировать из-за необходимости отнесения к внешней среде. Более того, она подвергается критике как концепция, так как часто переоценивается и плохо определяется, что усложняет ее с точки зрения оценок и выбора критериев.

Термин «конкурентоспособность» происходит от конкуренции, являясь ее материализацией, и приводит к изменению конкурентной позиции компании [4]. Он показывает способность компании эффективно достигать поставленных целей. В широком смысле конкурентная позиция является одним из звеньев цепи конкурентоспособности - она дополняется инструментами конкуренции, конкурентным преимуществом и потенциалом конкурентоспособности [10].

Существуют разные подходы [12] к анализу конкурентоспособности. Исследования в этой области касаются конкуренции между субъектами, а также их способности поддерживать или увеличивать свою долю на рынке.

Конкурентоспособность чаще анализируется в контексте управленческих наук (способы получения конкурентного преимущества), чем в контексте экономической дисциплины. Как правило, исследования конкурентоспособности сосредоточены в рамках нескольких экономических теорий, в основном

включающих теорию экономического роста (международная конкурентоспособность: факторная конкурентоспособность) [11]; теорию международной торговли (международная конкурентная позиция; конкурентоспособность, основанная на результатах) [13]; теорию искажения (уровень и структура конкурентной позиции по добавленной стоимости) [14]; теорию конкуренции (идея конкурентных преимуществ) [15].

Несомненно, теория конкурентоспособности, основанная на эффективности, получила широкое применение. Причиной этого был значительный вклад М. Э. Портера, который рассматривал конкурентоспособность как способность достигать и поддерживать конкурентное преимущество.

Глядя на описанные подходы к описанию конкуренции, можем увидеть ряд мнений и соображений, высказанных экономистами нашей страны относительно конкуренции и повышения конкурентоспособности. В. Н. Гончаров, С. В. Захаров, М. Н. Шевченко в своих научно-исследовательских работах рассматривали конкурентоспособность как признак, определяющий уровень удовлетворения конкретной потребности объекта по сравнению с лучшими объектами, выведенными на этот рынок, способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами в определенных рыночных условиях [7].

В. М. Брежнева считала, что конкуренция между независимыми производителями (предприятиями) заключается в том, чтобы производить товары на выгодных условиях и продавать их по выгодной цене, укреплять свои позиции в экономике в целом [1]. При этом они также борются за возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и материалы, нанимать рабочую силу. Конкуренция между производителями есть в конечном счете борьба за потребителей, которая состоит в столкновении эко-

номических интересов субъектов рынка, а значит, в борьбе между ними за получение более высокой прибыли и полезности.

В основу данных определений положена теория статического взгляда на конкурентоспособность (уравновешенная конкуренция). Предполагается, что за счет повышения эффективности можно получить факторы, способствующие расширению предприятия и получению конкурентного преимущества. Конкурентное преимущество можно понимать как статическое, так и динамическое, то есть как владение и способность приобретать имущество. Конкурентное преимущество отличается от рыночного преимущества; последнее не гарантирует получения первого. Источниками конкурентного преимущества в настоящее время являются в основном интенсивные факторы, которые вызываются возрастающей изменчивостью, турбулентностью и сложностью бизнес-среды. Таким фактором может быть постоянная реструктуризация, инновации, знания и информация.

Большое количество определений конкурентоспособности указывает на то, что это многомерное понятие с точки зрения круга субъектов, которые оно охватывает.

Существует два подхода к стратегиям конкуренции: позиционный и ресурсный. При первом подходе стратегия выбирается на основе структурной привлекательности отрасли и относительном положении предприятия в этой отрасли, в то время как в последнем подходе ресурсы, которые сами по себе непродуктивны, служат для создания ключевых компетенций, которые определяют стратегию.

Оценка конкурентоспособности предприятия заключается в определении и последующем анализе комплекса ключевых показателей эффективности хозяйствующего субъекта для выявления основных конкурентных преимуществ организации, определить ее текущую конкурентную позицию на рынке и разработать совокупность эффективных решений, направленных на обеспечение дальнейшего развития предприятия.

В настоящее время как в отечественной, так и в мировой практике не существует единого подхода к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Уровень конкурентоспособности торгового предприятия определяется в определенный момент времени путем оценки комплексного действия ряда факторов [9].

Для того чтобы определить критерии конкурентоспособности конкретного торгового предприятия, прежде всего, необходимо определить составляющие ценности услуги для потребителя, тогда каждая составляющая превращается в критерий качества обслуживания. Имея набор критериев, составляющих качество обслуживания, можно определить критерии конкурентоспособности, которые оцениваются с помощью разработанных показателей. Комбинируя все метрики, полученные в единую сводную метрику, мы определяем общую конкурентоспособность торгового предприятия.

Одной из особенностей торговых предприятий является четкая специализация и ориентация на рынок, поэтому при оценке конкурентоспособности необходимо выявить конкурентов, входящих в состав той или иной конкурентной группы, это делается путем сегментации рынка. На втором этапе определяются критерии конкурентоспособности, которые имеют отношение к компонентам ка -чества обслуживания. Ранее компоненты и критерии качества обслуживания определены для достижения требуемых стоимостных характеристик.

Основная идея оценки состоит в том, чтобы объединить все отдельные показатели в единую величину, которая будет характеризовать конкурентоспособность предприятия.

Большинство методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия предполагают баланс сил между компанией и ее основными конкурентами [5]. Это так называ -емые параметрические методы, основанные на расчете параметров сравнения конкурентов (с использованием первичных источников данных) и на выявление мнений потреби -телей, продавцов, поставщиков.

К преимуществам использования сравнительных характеристик относится простота и дешевизна исследования. Однако практическая реализация этой группы методов имеет определенные особенности и ограничения.

Основные методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Основные методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия

Метод Описание

Оценка на основе сравнительных преимуществ Основной используемый критерий - низкая стоимость. Предприятие имеет преимущество, если его производственные затраты ниже, чем у конкурентов

Матричные методы Подход основан на рыночной оценке деятельности предприятия и его продукции с учетом жизненного цикла последней

Оценка эффективности конкуренции Структурный подход. Оценка может производиться на основе данных о монополизации отрасли: концентрация капитала и выпуска, барьеры для входа в отрасль. Функциональный подход. Оценка основана на показателях эффективности: рентабельности продаж, использовании производственных мощностей, норме прибыли и т. д.

Оценка качества продукции Оценка основана на сравнении нескольких параметров товара, отражающих его потребительскую ценность. Расчет основан на так называемых «параметрических» показателях, характеризующих степень удовлетворения потребности продуктом

Профиль полярности Подход основан на выявлении параметров неэффективности и надлежащей эффективности торгового предприятия по сравнению с конкурентами, т.е. сильных и слабых сторон

Поскольку уровень конкурентоспособности предприятия является относительной характеристикой, то данное предприятие может рассматриваться как конкурентоспособное по сравнению с региональной отраслевой группой, но в масштабах страны оно может отставать. Таким образом, для оценки конкурентоспособности и выявления конкурентных преимуществ требуется надежный набор аналогов и эталонов для обеспечения качественных результатов оценки.

Таким образом, выбранные варианты должны иметь следующие параметры [8]:

- сравнимые характеристики продуктов, удовлетворяющих одинаковые потребности клиентов;

- сопоставимые сегменты рынка, на которых реализуется продукция;

- сопоставимые фазы жизненного цикла торговой компании.

Итак, конкурентное преимущество одного торгового предприятия над другим можно оценить, когда сравниваемые хозяйствующие субъекты удовлетворяют идентичные потребности покупателей, принадлежат к сопоставимым сегментам рынка и находятся в одной фазе жизненного цикла. Если эти усло -вия не выполняются, сравнение может быть признано некорректным. Недостатками группы параметрических методов являются риск субъективизма и неточность оценочных суждений. Часто очень сложно объективно оценить сильные и слабые стороны конкурента, так как это параметры внутренней среды, и

практически невозможно достоверно предсказать развитие конкурирующих фирм.

Другой подход к оценке конкурентоспособности торгового предприятия опирается на рейтинговые методы и характеризуется расчетами с использованием информации, полученной из интервью сотрудников конкурирующих фирм (по возможности) и из консолидированной финансовой отчетности конкурирующих компаний. Данные используются для оценки математической модели, в которой все данные о фирмах-конкурентах сведены к коэффициентам. Эти показатели затем используются для получения рейтинга торговых предприятий.

Разные авторы в зависимости от области и задач исследования предлагают существенно различающиеся группы факторов для включения в интегральный показатель конкурентоспособности. Кроме того, предлагаются различные способы проведения экспертных оценок. Часто полученные значения рейтинга можно визуализировать и представить в виде шкал, матриц, полей, полигонов и подобных объектов. К очевидным достоинствам этой группы методов можно отнести объективность и точность определения конкурентной позиции на основе финансово-экономических показателей. Такой методологический подход достаточно удобен как с логической точки зрения, так и в качестве математического описания. Однако он имеет следующие недостатки [3]:

- получить достоверную информацию о ряде параметров конкурирующих фирм сложно, а иногда просто невозможно;

- экспертные оценки различных параметров, используемые при сравнительных оценках, могут быть субъективными и недостоверными.

Другая группа методик, связанных с более детальным изучением отрасли, предполагает анализ как самого предприятия, так и его конкурентов, а также прогнозирование развития отрасли. Для этого требуется информация, раскрывающая внутренние механизмы конкурентов. Такая информация может включать данные об объемах производства в разбивке по отдельным номенклатурным позициям, подробные данные об экспорте и

отгрузке, производственные планы и т. д. [6] Использование этих данных позволяет построить модель поведения конкурента и спрогнозировать его дальнейшее состояние и шаги по корректировке планов и стратегии. Эти методики при правильном использовании позволяют получить большое аналитическое преимущество перед конкурентами. В то же время необходимо учитывать специфическую особенность этой группы методов, заключающуюся в хрупком равновесии между исследованием рынка и промышленным шпионажем. Для облегчения проведения оценки конкурентоспособности на практике и максимального использования ее результатов методология оценки должна отвечать ряду требований (рис. 1).

выявить ключевые факторы конкурентоспособности в текущих экономических условиях;

обеспечить простоту расчетов и экономическую интерпретацию

полученных оценок;

не вызывать затруднении при оценке отдельных показателей, входящих в итоговый показатель конкурентоспособности

предприятия;_

исключить ненужную субъективность в расчетных значениях.

Рисунок 1 - Требования к методологии оценки конкурентоспособности торговых предприятий

Ориентируясь на реализацию вышеуказанных требований, особое внимание следует уделить коэффициентному методу оценки конкурентоспособности предприятия. Идея заключается в оценке некоторых коэффициентов, характеризующих эффективность использования отдельных элементов комплекса маркетинга в сочетании с финансовыми показателями эффективности [2].

Отмечая несколько практических преимуществ, присущих методу коэффициентов, следует сказать, что в долгосрочной пер-

спективе, учитывая условия современной экономики торговли, целесообразно учитывать дополнительные факторы конкурентоспособности, которые не были описаны в модели оценки. Во-первых, это инновации, ставшие ключевым условием развития передовой сектора экономики. В настоящее время масштабное использование инноваций в экономической операций становится одним из основных источников конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.

Список литературы_

1. Брежнева В. М. Проблемы повышения конкурентоспособности торговых предприятий : монография. Курск : Курский ин-т кооп. (фил.) АНО ВО «Белгородский ун-т кооп., экономики и права», 2020. 120 с.

2. Безуглова Ю. Ю., Насиров Ю. З. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия // Академическая публицистика. 2021. № 2. С. 74-78.

3. Белоногова Е. В. Методика оценки продуктивности предприятий // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. № 7(213). С. 19-32.

4. Воронов Д. С. Динамическая концепция управления конкурентоспособностью предприятия : монография / Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Технический университет УГМК». Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. 314 с.

5. Мониторинг проблем и факторов формирования конкурентной среды, конкурентоспособности товаров, услуг, предприятий и регионов : монография / под общей ред. Т. Н. Макаровой. Орел : ОрелГУЭТ, 2019. 157 с.

6. Мазанкова Т. В. Оценка конкурентоспособности малых торговых предприятий // Проблемы и механизмы реализации национальных приоритетов социально-экономического развития России. Хабаровск : РИЦ ХГУЭП,

2020. С. 60-65.

7. Рыночный потенциал предприятий как фактор повышения конкурентоспособности предприятия : монография / В. Н. Гончаров, С. В. Захаров, М. Н. Шевченко [и др.]. Новочеркасск : Лик, 2021. 188 с.

8. Салихова Р. Р., Дыганова Р. Р. Управление конкурентоспособностью торговых организаций : монография. М. : Ru-science.com, 2020. 191 с.

9. Севостьянова О. Г Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг розничной торговли : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05. Новосибирск, 2019. 188 с.

10. Управление конкурентоспособностью предприятия: теория, методология, инструментарий / И. А. Гунина, В. В. Решетов, Ю. А. Савич, Д. М. Шотыло. Курск : Университетская книга, 2019. 191 с.

11. Capobianco-Uriarte M., Casado-Belmonte M., Marín-Carrillo G., Terán-Yépez E. Bibliometric Analysis of International Competitiveness (1983-2017) // Sustainability. 2019. № 11. P. 1877.

12. Dunford M., Smith A., Tsoukalis L. Hall R., Louri H., Rosenstock M. Competition, Competitiveness and Enterprise Policies. URL: https://www.researchgate.net/proflle/Michael-Dunford-3/publication/241041664_Competition_ Competitiveness_and_Enterprise_Policies/links/0046352cdc42cb2415000000/Competition-Competitiveness-and-Enterprise-Policies.pdf (дата обращения: 28.09.2022).

13. Krafft J. The Process of Competition. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00212278/document (дата обращения: 29.09.2022).

14. Skoorka B. Measuring Market Distortion: International Comparisons, Policy and Competitiveness. URL: https:// www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/000368400322688 (дата обращения: 29.09.2022).

15. Soloducho-Pelc L., Sulich A. Between Sustainable and Temporary Competitive Advantages in the Unstable Business Environ-ment // Sustainability. 2020. № 12. С. 8832.

References_

1. Brezhneva V. M. Problems of increasing the competitiveness of trade enterprises: monograph. Kursk: Kursk in-t co-op. (phil.) ANO VO "Belgorod University of Cooperation, Economics and Law", 2020. 120 p.

2. Bezuglova Yu. Yu., Nasirov Yu. Z. Assessment of the competitiveness of a trading enterprise. Academic journalism.

2021. No. 2. Pp. 74-78.

3. Belonogova E. V. Methodology for assessing the productivity of enterprises. Bulletin of the Samara State University of Economics. 2022. No. 7(213). Pp. 19-32.

4. Voronov D. S. Dynamic concept of enterprise competitiveness management: monograph / Non-state private educational institution of higher education "UMMC Technical University". Saratov : AI Pi Ar Media, 2019. 314 p.

5. Monitoring of problems and factors of formation of the competitive environment, competitiveness of goods, services, enterprises and regions: monograph / under the general editorship of T. N. Makarova. Eagle: OrelGUET, 2019. 157 p.

6. Mazankova T. V. Assessment of competitiveness of small trade enterprises. Problems and mechanisms of implementation of national priorities of socio-economic development of Russia. Khabarovsk: RIC KHGUEP, 2020. Pp. 60-65.

7. The market potential of enterprises as a factor of increasing the competitiveness of enterprises: monograph / V. N. Goncharov, S. V. Zakharov, M. N. Shevchenko [et al.]. Novocherkassk: Lik, 2021. 188 p.

8. Salikhova. R., Dyganova. R. Managing the competitiveness of trade organizations: monograph. Moscow: Ru-science.com, 2020. 191 p.

9. Sevostyanova O. G. Ensuring the competitiveness of enterprises in the retail trade services sector: dis.... Candidate of Economics. Sciences: 08.00.05. Novosibirsk, 2019. 188 p.

10. Enterprise competitiveness management: theory, methodology, tools / I. A. Gunina, V. V. Reshetov, Yu. A. Savich, D. M. Shotylo. Kursk: University Book, 2019. 191 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Capobianco-Uriarte M., Casado-Belmonte M., Marin-Carrillo G., Teran-Yepes E. Bibliometric analysis of international competitiveness (1983-2017). Sustainable development. 2019. No. 11. P. 1877.

12. Dunford M., Smith A., Tsukalis L., Hall R., Lurie H., Rosenstock M. Competition, competitiveness and enterprise policy. URL: https://www.researchgate.net/proflle/Michael-Dunford-3/publication/241041664_Competition_Competitiveness_

and_Enterprise_Policies/links/0046352cdc42cb2415000000/Competition-Competitiveness-and-Enterprise-Policies.pdf (accessed: 09/28/2022).

13. Krafft J. The process of competition. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00212278/document (accessed: 09/29/2022).

14. Skorka B. Measuring market distortions: international comparisons, politics and competitiveness. URL: https:// www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/000368400322688 (accessed: 09/29/2022).

15. Soloducho-Pelch L., Sulich A. Between sustainable and temporary competitive advantages in an unstable business environment. Sustainable Development. 2020. No. 12. P. 8832.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.