Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / оценка / конкуренция / оценка конкурентоспособности / способы оценки / конкурентное преимущество / затраты / эффективность работы / контроль / прибыль / методы оценки / information and communication technologies / evaluation / competition / evaluation of competitiveness / evaluation methods / competitive advantage / costs / work efficiency / control / profit / evaluation methods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Конева

Целью данной статьи является рассмотрение способов оценки конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса с применением информационно -коммуникационных технологий (ИКТ). В условиях роста конкуренции, требования к строительным организациям возрастают, возникает необходимость улучшать качество строительства и отделки, строить более комфортные дома, ориентированные на отдельные группы населения. В таких условиях, трудно создавать поточное производство, с помощью которого возможно снижения затрат на проектирование, разработку смет, логистику и повышения качества строительства. Важным условием является применение современных информационных технологий , позволяющих качественно подходить к проектированию домов и организации внутренних процессов на предприятии. Конкурентоспособность предприятия показывает его способность эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и обеспечивать прибыльность в условиях конкурентного рынка. В узком понимании конкурентоспособность предприятия – это его способность обеспечить выпуск и реализацию качественной продукции, то есть такой продукции, которая обладает преимуществами по сравнению с конкурентами. Выбор методов оценки конкурентоспособности поможет более точно и многогранно оценить позиции предприятия на рынке для принятия своевременных и грамотных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.В. Конева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION BUSINESS ENTITIES USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The purpose of this article is to consider ways to assess the competitiveness of construction business entities using information and communication technologies (ICT). In the conditions of increasing competition, the requirements for construction organizations are increasing, there is a need to improve the quality of construction and finishing, to build more comfortable houses aimed at individual groups of the population. In such conditions, it is difficult to create a production line with the help of which it is possible to reduce the costs of design, development of estimates, logistics and improve the quality of construction. An important condition is the use of modern information technologies that allow a qualitative approach to the design of houses and the organization of internal processes at the enterprise. The competitiveness of an enterprise shows its ability to effectively carry out economic activities and ensure profitability in a competitive market. In a narrow sense, the competitiveness of an enterprise is its ability to ensure the production and sale of high-quality products, that is, products that have advantages over competitors. The choice of methods for assessing competitiveness will help to more accurately and comprehensively assess the company's position in the market for making timely and competent management decisions.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

13. Мацоян Д.О. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве / Д.О. Мацоян // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1 (199). - С. 143-148.

14. Тищенко А. Н. Оценка конкурентоспособности предприятий строительного кластера / А. Н. Тищенко, Ю. А. Тара-руев // Бизнес Информ. - 2009. - №3. - С. 32-36.

References:

1. Yudanov A. Competition: theory and practice // https://baguzin.ru/wp/wp-content/uploads/2017/04.pdf (access date 06.24.2021).

2. Asaul A.N. Assessment of competitive positions of business entities / A.N. Asaul, H.C. Abaev, D.A. Gordeev / ed. A.N. Asaula. - SPb .: ANO "IPEV", 2007. - 271 p.

3. World Economic Forum: 2016 Networked Readiness Index // http://d-russia.ru/rossiya-ostalas-na-41-meste-v-rejtinge-setevoj-gotovnosti-vsemirnogo-ekonomicheskogo-foruma-2016.html (date of treatment June 24, 2021).

4. Porter M. Competition / M. Porter / trans. from English - M .: Ed. house "Williams", 2000. - 495 p.

5. Gorbatov V.M. Competitiveness and development cycles of integrated business structures: monograph / V.M. Gorbatov. -Kh .: Publishing House INZHEK, 2006. - 592 p.

6. Koneva M.V. Application of information and communication technologies in assessing the competitiveness of construction business entities / M.V. Koneva // Business Education Law. Business. Education. Law. 2021, May No. 2 (55). Subscription indices - 38683, P 8683.

7. Koneva M.V. Control of mutual settlements with counterparties using ICT in the accounting of construction organizations / M.V. Koneva // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 31 (5). - S. 335.

8. Koneva M.V. T he use of information and communication technologies in the accounting of construction companies / M.V. Koneva // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 444.

9. Lukinov O.V. The main factors of the competitive advantage of a construction organization: collection of articles. scientific. tr. / O.V. Lukinov. - M .: MGSU, 2003. - P.45-57.

10. Lysenko E.N. Formation and development of the competitive potential of construction companies when participating in contract bidding (on the example of the Bryansk region). Abstract dis. Cand. econom. Sciences - SPb, 2006 .-- 18 p.

11. Mamedov Sh. N. Quantitative assessment of the competitiveness of construction enterprises / Sh.N. Mamedov [Electronic resource]. - Access mode: http://lib.usue.ru/ resource / free / 12 / s226.pdf.

12. Mandakh B. Competitiveness of construction enterprises: factors and assessment / B. Mandakh [Electronic resource]. -Access mode: http: //www.dissercat.com/content/konkurentosposobnost.

13. Matsoyan D.O. Some features of increasing the competitiveness of entrepreneurial structures in construction / D.O. Matsoyan // Russian Entrepreneurship. - 2012. - No. 1 (199). - S. 143-148.

14. Tishchenko A. N. Assessment of the competitiveness of enterprises in the construction cluster / A. N. Tishchenko, Yu. A. Tararuev // Business Inform. - 2009. - No. 3. - S. 32-36.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11189

М.В. Конева - аспирант кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет, mk441@yandex.ru,

M.V. Koneva - Postgraduate Student, Department of Economic Analysis, Federal State Budgetary Educational Establishment "Kuban State AAgrarian University.

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ METHODS OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION BUSINESS ENTITIES USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение способов оценки конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса с применением информационно -коммуникационных технологий (ИКТ).

В условиях роста конкуренции, требования к строительным организациям возрастают, возникает необходимость улучшать качество строительства и отделки, строить более комфортные дома, ориентированные на отдельные группы населения. В таких условиях, трудно создавать поточное производство, с помощью которого возможно снижения затрат на проектирование, разработку смет, логистику и повышения качества строительства. Важным условием является применение современных информационных технологий, позволяющих качественно подходить к проектированию домов и организации внутренних процессов на предприятии.

Конкурентоспособность предприятия показывает его способность эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и обеспечивать прибыльность в условиях конкурентного рынка. В узком понимании -конкурентоспособность предприятия - это его способность обеспечить выпуск и реализацию качественной продукции, то есть такой продукции, которая обладает преимуществами по сравнению с конкурентами. Выбор методов оценки конкурентоспособности поможет более точно и многогранно оценить позиции предприятия на рынке для принятия своевременных и грамотных управленческих решений.

Abstract. The purpose of this article is to consider ways to assess the competitiveness of construction business entities using information and communication technologies (ICT).

In the conditions of increasing competition, the requirements for construction organizations are increasing, there is a need to improve the quality of construction and finishing, to build more comfortable houses aimed at individ-

ual groups ofthe population. In such conditions, it is difficult to create a production line with the help of which it is possible to reduce the costs of design, development of estimates, logistics and improve the quality of construction. An important condition is the use ofmodern information technologies that allow a qualitative approach to the design of houses and the organization of internal processes at the enterprise.

The competitiveness of an enterprise shows its ability to effectively carry out economic activities and ensure profitability in a competitive market. In a narrow sense, the competitiveness of an enterprise is its ability to ensure the production and sale of high-quality products, that is, products that have advantages over competitors. The choice of methods for assessing competitiveness will help to more accurately and comprehensively assess the company's position in the market for making timely and competent management decisions.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, оценка, конкуренция, оценка конкурентоспособности, способы оценки, конкурентное преимущество, затраты, эффективность работы, контроль, прибыль, методы оценки.

Keywords: information and communication technologies, evaluation, competition, evaluation of competitiveness, evaluation methods, competitive advantage, costs, work efficiency, control, profit, evaluation methods.

В условиях роста конкуренции требования к строительным организациям меняется, возникает необходимость улучшать качество строительства и отделки, строить более комфортные дома, ориентированные на отдельные группы населения. В таких условиях трудно создавать поточное производство, с помощью которого возможно снижения затрат на проектирование, разработку смет, логистику и повышения качества строительства [2]. Важным условием является применение современных информационных технологий, позволяющих качественно подходить к проектированию домов и организации внутренних процессов на предприятии [4].

Конкурентоспособность является многоаспектной категорией: чем четче она определена и выработаны параметры для оценки, тем проще создавать и реализовывать механизм управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта [1].

Конкурентоспособность строительной организации определяют, как совокупность свойств и характеристик его внутренних бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования и управления предприятием на рынке строительной продукции при изменении внутренних и внешних факторов. Данное функционирование выполняется с помощью разработанной программы по риск менеджменту и заранее разработанными алгоритмами на различные факторы внешней и внутренней среды [8].

В связи с тем, что конкурентоспособность предприятия является емкой экономической величиной, оценка уровня конкурентоспособности предприятия требует учета всех необходимых ее компонентов, а, следовательно, представляет собой достаточно сложную трудоемкую работу [17]. Отечественные исследователи предлагают различные трактовки понятия «конкурентоспособность предприятия», дополняя его различными аспектами и нюансами [10].

Конкурентоспособность предприятия показывает его способность эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и обеспечивать прибыльность в условиях конкурентного рынка [14]. В узком понимании, конкурентоспособность предприятия - это его способность обеспечить выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции, то есть такой продукции, которая обладает преимуществами по сравнению с продукцией конкурентов [3].

Роль конкуренции в рыночной экономике в разное время рассматривали: П. Буагильбер, Л. Вальрас, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Хайек, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер. В некоторой степени проблема сущности конкурентоспособности на разныхуровнях рассмотрена в работах В.А. Быкова, О.Ю. Ворожбит, Н.И. Герчиковой, Е.А. Горбашко, Ю.И. Коробова, В.А. Маневича, Н.А. Савельевой, Л.Н. Сафиуллина, А.З. Селезнева, И.А. Спиридонова, Р.М. Тихонова, Т.Г. Философовой.

Несмотря на значительное количество работ, до настоящего времени в экономической науке не сформирована целостная теория конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Как следствие - не выработана универсальная методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий [7].

Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:

- стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства);

- поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации);

- фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши) [15].

Издержки никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в формировании стратегии ценообразования. Ценовые решения неизбежно привязаны к решениям об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками. Верно то, что готовность покупателей заплатить ту или иную сумму не зависит от издержек производителя, но верно также и то, что решение продавца о том, какие товары и в каком количестве производить, зависит именно от стоимости производства этих товаров. Фирмы, эффективно устанавливающие цену, решают, что производить и кому это продавать, путем сравнения цен, которые они могут назначить с издержками, которые они могут взять на себя. Таким образом, получается, что издержки влияют на назначение цен [13]. Фирмы с низкими издержками могут устанавливать низкие цены и продавать больше, так как это привлекает большее количество покупателей [16]. С дру-

гой стороны, фирмы с высокими издержками для привлечения большого количества покупателей не могут позволить предлагать товары по более низкой цене, чем фирмы с низкими издержками. Поэтому они должны привлечь тех покупателей, которые готовы платить более высокую цену [9].

Таким образом, изменения в издержках вынуждают фирму изменять цены не потому, что это изменяет количество оплаченного товара, а потому, что это изменяет количество товаров, которые фирма может с выгодой предложить, и покупателей, которых она может с выгодой обслужить [5].

Существуют разные методы конкурентного преимущества, используя которые компания может сократить свои затраты на единицу продукции:

1) эффективная организация своих внутренних операций с использованием ИКТ;

2) за счет контроля смет на строительные работы, контроль осуществлять за материалами и объемами выполняемых работ;

3) за счет поиска более низких цен на материалы и работу;

4) за счет быстроты выполнения заказов, соответственно накладные расходы в меньшем объеме списываются на производимую продукцию или строительный объект. К примеру, можно построить дом за 1,5 года, а можно за 5 лет и соответственно на проект будут отнесены разные накладные расходы;

5) за счет выстроенной логистической структуры закупаемых материалов с применением ИКТ, так в отделе снабжения резервы по снижению затрат состоят в грамотном планирование закупаемых материалов и договорной работе по условиям оплаты с поставщиками;

6) за счет использования ИКТ, позволяющих систематизировать рутинные операции и упростить работу сотрудников, а соответственно контролировать численность персонала на предприятии, что и создаст ощутимые конкурентные преимущества;

7) за счет использования прогрессивных технологий в соответствии с последними достижениями науки и техники, к примеру, такими как BIM-технологии;

8) за счет послепродажного обслуживания, которое помогает предприятиям увидеть проблемы, устранить их и в последующем скорректировать работу по исключению возникающих проблемы, что приведет к сокращению затрат по гарантийному ремонту.

Основные способы по оценке конкурентоспособности предприятия, описаны в трудах отечественных и зарубежных исследований и представлены в следующей классификации [11]:

1) продуктовый подход - в основе лежит исследования производимого продукта, строительного объекта и анализ конкурентного преимущества продукта по отношению к другим производителям;

2) равновесный подход - сводится к тому, что все факторы производства являются равновесными с точки зрения их вклада в экономический результат и задействованы полностью. Источником конкурентного преимущества является тот фактор, который не задействован полностью, к примеру загрузка производства или производительность труда;

3) структурно-функциональный подход (оценка на основе конкурентной ситуации в отрасли) - конкурентная оценка рассчитывается на основе доли рынка, занимаемого предприятием и возможности влияния на спрос и предложение;

4) оценка на основе сравнительного преимущества (лидерство по издержкам) - уровень конкуренции определяется на основе себестоимости выпускаемых изделий и потенциала снижения затрат, что обеспечивает преимущество компании;

5) оценка на основе индексов качества продукта - анализ потребителей на выбор более качественного продукта даже в обмен на несколько более высокую цену;

6) экспертная оценка- оценка экспертами по перечню характеристик по заданной шкале оценок и подготовка итогового экспертного отчета.

Одним из распространенных подходов к комплексной диагностике конкурентных позиций предприятия является модельный подход, основу которого составляет сравнение показателей конкретного предприятия с идеальной моделью (эталоном), обладающей всеми признаками конкурентоспособности (рисунок1).

Для разных категорий предприятий методы конкурентоспособности будут различаться: необходимо выработать свои критерии, сопоставить их с эталоном и другими предприятиями. Выявленные отклонения позволяют разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности с учетом возможных вариантов стратегических решений по усилению конкурентных позиций [12].

Предприятие, использующее современные ИКТ добьется большего результата, так применение BIM -технологии позволит спроектировать дом, оперативно составить ведомость материалов, сделать выборку работ и сформировать строительные сметы посредством адаптации программных продуктов, что десятикратно сократит работу строительного отдела и поможет исключить ошибки. Логистическая структура нуждается в применении ИКТ: для размещения заказов на материалы и работы поставщикам (подрядчикам), контроле своевременного поступления материалов на строительную площадку и передачу подрядным организациям. Формирование выполненных работ по Формам КС2,3, с помощью ИКТ способствует быстрому закрытию работ и оперативной оплате подрядным организациям за выполненные работы, что обеспечит конкурентное преимущество по отношению к другим строительным предприятиям [6].

Рисунок 1 - Методы оценки конкурентоспособности

Все вышеперечисленные методы оценки конкурентоспособности помогут предприятиям своевременно увидеть проблематику и выработать корректирующие мероприятия, как говорится - осведомлен значит вооружен.

Заключение.

Очевидно, что развитие ИКТ оказывает влияние на повышение глобальной конкурентоспособности. Конкурентные преимущества отраслей национальной экономики, ее инвестиционная привлекательность и международная конкурентоспособность в целом зависят от уровня развития информационно -коммуникационных технологий в стране. Поэтому исследование конкурентоспособности ИКТ является важным как для анализа и выявления тенденций и проблем, так и для разработки национальных стратегий развития отрасли ИКТ.

Россия поднялась на девять позиций благодаря тому, что возросло использование ИКТ (41-е место). Несмотря на этот прогресс, страна продолжает страдать от нехватки политической и нормативно -правовой среды, предприятия мало используют потенциал информационно -коммуникационных технологий. На современном этапе конкурентоспособность предприятий во многом зависит от уровня развития инновационной деятельности.

В завершении, следует отметить, что при использовании способов оценки конкурентоспособности предприятий в связке с информационно-коммуникационными технологиями, возможно более точно и многоаспектно оценить позиции предприятия на рынке для принятия своевременных и грамотных управленческих решений.

Источники:

1. Арасланова Д.Ф. Совершенствование методов оценки конкурентоспособности предприятий на рынке жилищного строительства: дис. канд. экон. наук. 08.00.05 / Д.Ф. Арасланова. - Екатеринбург, 2007. - 125 с.

2. Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2003. - № 4. - С. 25-38.

3. Юданов А. Конкуренция: теория и практика // https://baguzin.ru/wp/wp-content/uploads/2017/04.pdf (дата обращения 24.06.2021).

4. Асаул А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев / под ред. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

5. Васенгин А.В. Повышение конкурентоспособности строительного предприятия на рынке подрядных работ в современных условиях: дис. канд. экон. наук. 08.00.05 / А.В. Васенгин. - Тюмень, 2002. - 141 с.

6. Гумба Х.М. Экономика строительных организаций / Х.М. Гумба. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 144 с.

7. Всемирный Экономический Форум: индекс сетевой готовности 2016 года // http://d-russia.ru/rossiya-ostalas-na-41-meste-v-rejtinge-setevoj-gotovnosti-vsemimogo-ekonomicheskogo-foruma-2016.html (дата обращения 24.06.2021).

8. Портер М. Конкуренция / М. Портер / пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. - 495 с.

9. Горбатов В.М. Конкурентоспособность и циклы развития интегрированных структур бизнеса: монография / В.М. Горбатов. - Х.: ИД «ИНЖЭК», 2006. - 592 с.

10. Конева М.В. Применение информационных и коммуникационных технологий в оценке конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса / М.В. Конева // Бизнес. Образование. Право. Business. Education. Law. 2021, May № 2 (55). Subscription indices. - 38683, Р 8683.

11. Конева М.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных компаний / М.В. Конева // Естественные гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 444.

12. Лукинов О.В. Основные факторы конкурентного преимущества строительной организации: сб. науч. тр. / О. В. Лукинов. - М.: МГСУ,2003. - С. 45-57.

13. Лысенко Е.Н. Формирование и развитие конкурентного потенциала строительных предприятий при участии в подрядных торгах (на примере Брянского региона). Автореферат дис. канд. экон. наук - СПб, 2006. - 18 с.

14. Мамедов Ш.Н. Количественная оценка конкурентоспособности строительных предприятий/ Ш.Н. Мамедов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.usue.ru/ resource/free/12/s226.pdf.

15. Мандах Б. Конкурентоспособность строительных предприятий: факторы и оценка / Б. Мандах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content /konkurentosposobnost.

16. Мацоян Д.О. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве / Д.О. Мацоян // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1 (199). - С. 143-148.

17. Тищенко А. Н. Оценка конкурентоспособности предприятий строительного кластера / А. Н. Тищенко, Ю. А. Та-раруев // Бизнес Информ. - 2009. - № 3. - С. 32-36.

References:

1. Araslanova D.F. Improvement of methods for assessing the competitiveness of enterprises in the housing construction market: dis. Cand. econom. sciences. 08.00.05 / D.F. Araslanov. - Yekaterinburg, 2007 .- 125 p.

2. Akhmatova M. Theoretical models of competitiveness / M. Akhmatova, E. Popov // Marketing. - 2003. - No. 4. - P. 25-38.

3. Yudanov A. Competition: theory and practice // https://baguzin.ru/wp/wp-content/uploads/2017/04.pdf (access date 06.24.2021).

4. Asaul A.N. Assessment of competitive positions of business entities / A.N. Asaul, H.C. Abaev, D.A. Gordeev / ed. A. N. Asaula. - SPb .: ANO "IPEV", 2007. - 271 p.

5. Vasengin A.V. Increasing the competitiveness of a construction company in the contracting market in modern conditions: dis. Cand. econom. sciences. 08.00.05 / A.V. Vasengin. - Tyumen, 2002 .- 141 p.

6. Goomba Kh.M. Economics of construction organizations / Kh.M. Goomba. - M .: Center for Economics and Marketing, 1998 .- 144 p.

7. World Economic Forum: 2016 Networked Readiness Index // http://d-russia.ru/rossiya-ostalas-na-41-meste-v-rejtinge-setevoj-gotovnosti-vsemirnogo-ekonomicheskogo-foruma-2016.html (date of treatment June 24, 2021).

8. Porter M. Competition / M. Porter / trans. from English - M .: Ed. house "Williams", 2000. - 495 p.

9. Gorbatov V.M. Competitiveness and development cycles of integrated business structures: monograph / V.M. Gorbatov. - Kh.: Publishing House INZHEK, 2006. - 592 p.

10. Koneva M.V. Application of information and communication technologies in assessing the competitiveness of construction business entities / M.V. Koneva // Business. Education. Right. Business. Education. Law. 2021, May No. 2 (55). Subscription indices. - 38683, R 8683.

11. Koneva M.V. The use of information and communication technologies in the accounting of construction companies / M.V. Koneva // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 444.

12. Lukinov O.V. The main factors of the competitive advantage of a construction organization: collection of articles. scientific. tr. / O. V. Lukinov. - M .: MGSU, 2003. - S. 45-57.

13. Lysenko E.N. Formation and development of the competitive potential of construction companies when participating in contract bidding (on the example of the Bryansk region). Abstract dis. Cand. econom. Sciences - SPb, 2006.- 18 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mamedov Sh.N. Quantitative assessment of the competitiveness of construction enterprises / Sh.N. Mamedov [Electronic resource]. - Access mode: http://lib.usue.ru/ resource / free / 12 / s226.pdf.

15. Mandakh B. Competitiveness of construction enterprises: factors and assessment / B. Mandakh [Electronic resource]. -Access mode: http://www.dissercat.com/content / konkurentosposobnost.

16. Matsoyan D.O. Some features of increasing the competitiveness of entrepreneurial structures in construction / D.O. Matsoyan // Russian Entrepreneurship. - 2012. - No. 1 (199). - S. 143-148.

17. Tishchenko A. N. Assessment of the competitiveness of enterprises in the construction cluster / A. N. Tishchenko, Yu. A. Tararuev // Business Inform. - 2009. - No. 3. - P. 32-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.