Научная статья на тему 'Конкурентоспособность предприятия и особенности ее достижения в энергетической отрасли'

Конкурентоспособность предприятия и особенности ее достижения в энергетической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Г. Н., Михайлов С. Н., Мансуров Р. Е.

В статье уточняется понятие конкурентоспособности предприятия с точки зрения экономической сущности. Рассматривается проблематика достижения высокого уровня конкурентоспособности в энергетической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марченко Г. Н., Михайлов С. Н., Мансуров Р. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность предприятия и особенности ее достижения в энергетической отрасли»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ.

Г.Н. МАРЧЕНКО*, С.Н. МИХАЙЛОВ*, Р.Е. МАНСУРОВ**

*Казанский государственный энергетический университет **Казанская ТЭЦ №3 - филиал ОАО"Татэнерго"

В статье уточняется понятие конкурентоспособности предприятия с точки зрения экономической сущности. Рассматривается проблематика достижения высокого уровня конкурентоспособности в энергетической отрасли.

С переходом к рыночным отношениям в нашу жизнь вошло новое понятие -"конкурентоспособность организации". Однако проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании данного понятия, наличие различных его трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В общем случае термин ''конкурентоспособность предприятия'' определяется как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо. Чтобы уточнить экономическую сущность понятия "конкурентоспособность предприятия'', нами был проведен анализ литературных источников, по результатам которого можно сделать следующие выводы [1-7]:

- большинство авторов рассматривает понятие "конкурентоспособности предприятия" лишь с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. По-видимому, такой подход является не совсем корректным с точки зрения экономической сущности данного определения, так как:

- конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия;

- конкурентоспособность предприятия является динамическим

показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;

- конкурентоспособность предприятия является показателем относительным;

- конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;

- конкурентоспособность это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;

- конкурентоспособность предприятия - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными субъектами на данном рынке;

- конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

- конкурентоспособность предприятия характеризует величину

привлекательности данного предприятия для инвестора;

- социальная политика оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия;

© Г.Н. Марченко, С.Н. Михайлов, Р.Е. Мансуров Проблемы энергетики, 2004, № 5-6

- экологическая политика оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, на основании изложенного выше, нами было сформулировано следующее определение: конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, а также выпуска конкурентоспособной продукции.

Если же абстрагироваться от роли товара в конкурентоспособности предприятия и рассматривать конкурентоспособность предприятия с точки зрения его внутреннего потенциала (такой подход применим для ряда областей промышленности, например, таких как энергетика, где вопросы конкурентоспособности выпускаемой энергии стоят не настолько остро), то предлагается следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Конкурентоспособность энергокомпаний, в общем случае, определяется тремя основными факторами:

1) стоимостью энергии по отношению к аналогичному показателю у конкурентов;

2) качеством обслуживания клиентов;

3) ассортиментом и условиями предоставления потребителям дополнительных услуг по энергоснабжению.

Немаловажную роль играет и деловая репутация энергокомпании, особенно при заключении долгосрочных договоров, связанных с сооружением новых энергомощностей.

Неконкурентоспособными являются те энергокомпании, продукция которых по критерию эффективности ее производства оказывается невостребованной на энергетическом рынке. Для выхода из неблагоприятной ситуации владельцы таких компаний могут принимать различные решения: модернизировать производство; осуществить продажу части энергоустановок, выйти на рынок технологических услуг для продажи своих мощностей в качестве резерва высокорентабельным компаниям, заинтересованным в более полной загрузке своих электростанций. Наконец, регулирующие органы могут предусмотреть временную поддержку отдельных неконкурентоспособных компаний в форме финансирования их постоянных издержек за счет специальных надбавок к рыночному тарифу.

В области теплоэнергетики особое значение имеет организация конкуренции проектов новых локальных теплоисточников, предназначенных для покрытия растущих нагрузок в конкретных районах теплоснабжения. Для этого местные органы власти совместно с заинтересованными потребителями организуют аукцион контрактов на создание теплогенерирующих мощностей. В тендерах может участвовать и региональная энергокомпания, если она планирует развивать свои теплоисточники и расширять рынки теплоэнергии. При этом, располагая мощными тепловыми электрическими станциями (ТЭС) и магистральными тепловыми сетями, энергокомпания способна обслуживать сразу несколько локальных рынков.

© Проблемы энергетики, 2004, № 5-6

Для усиления конкурентоспособности ТЭС на рынках теплоэнергии необходимо разработать комплекс мер по снижению тарифов на тепло: организационно-технических - по уменьшению затрат на производство и транспорт тепла, а также в области совершенствования ценообразования на продукцию комбинированного производства.

Государственные регулирующие и антимонопольные органы должны вести регулярный мониторинг конкурентных энергетических рынков. Опыт

зарубежных стран показывает, что нередко результатом конкуренции между энергокомпаниями бывает их слияние и поглощение в различных формах горизонтальной и вертикальной интеграции. Уже только одна угроза вхождения на рынок новых производителей энергии может спровоцировать объединение частных энергокомпаний. Создаются также крупные многофункциональные компании, в круг деятельности которых входят электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение, связь и даже розничная торговля разными потребительскими товарами. В конечном счете это может привести к установлению "виртуальных монополий" с соответствующими монопольными ценами, а, значит, сама идея либерализованного рынка будет дискредитирована перед потребителями энергии, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективной конкуренции среди ее производителей.

Следовательно, конкурентоспособность предприятий (компаний)

представляет собой симбиоз производственных, финансовых, социальных и экологических факторов, тесно взаимосвязанных между собой, что вносит определенные трудности в ее оценку. Именно она должна определить отношение к предприятию со стороны инвесторов, участников рынка и государственных институтов.

Summary

In given clause the concept of competitiveness of the enterprise is specified from the point of view of economic essence. The problematics of achievement of a high level of competitiveness in power branch is considered.

Литература

1. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-ПбУЭФ, 1996.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 1993.

3. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. - М.: Знание, 1990.

4. Самодуров Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала: Автореферат дис... канд. э.н. - С.-Пб, 2000.

5. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. - С.-Пб., 1997.

6. Фатхутдинов Р.А. Кокурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002.

7. http://marketing.spb.ru/read/essai/6.htm - Дулисова И.Л.

«Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара».

Поступила 15.03.2004

© Проблемы энергетики, 2004, № 5-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.