На сегодняшний день существует ряд проблем, касающихся социальных гарантий государства в части удовлетворения потребности населения России в санаторно-оздоро-вительных услугах. Например, прекращение финансирования санаторно-курортного лечения работников и членов их семей с 1 января 2003 г., кроме ущемления конституционных прав российских граждан на охрану здоровья, самым негативным образом сказалось на формировании бюджетов целых курортных регионов (Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края и др.).
На наш взгляд, для организации и обеспечения рационального функционирования рынка санаторно-оздоровительных услуг необходимо:
- создать научно обоснованную систему государственного регулирования рынка са-наторно-оздоровительных услуг в Российской Федерации;
- внедрить информационные технологии в сферу санаторно-оздоровительных услуг, создать в этой сфере базу данных, систему консалтинга, а также разработать систему распределения таких услуг;
- разработать правила, требования и стандарты, касающиеся организации деятельности субъектов рынка санаторно-оздоровительных услуг.
Примечание
1 Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: стат. сб. / Росстат. М., 2004.
И.С. ЧЕРНЯК
профессор Иркутского государственного технического университета
М.А. СЕМЕНОВ
доктор технических наук,профессор Иркутского государственного технического университета
ПРОБЛЕМЫ ТЕПЛООБЕСПЕЧЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Экономическое развитие страны, как и любого региона, зависит от топливно-энергетического комплекса (ТЭК), поскольку он — основа экономики.
Большинство регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, имеют развитый ТЭК. Крупнейшими производителями электроэнергии являются Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия. Иркутская область, наряду с Омской, представляет собой также крупный центр по производству нефтепродуктов. В целом регионы СФО обеспечивают более 80% общероссийского объема производства каменного угля и пятую часть электроэнергии.
Развитие ТЭК в Сибири обусловлено богатейшими топливно-энергетическими ресурсами. Запасы угля, например, по различным оценкам, составляют от 3,8 до 4,4 трлн т. На территории Иркутской области объем прогнозных и извлекаемых запасов угля составляет 46 млрд т, разведанных запасов — 14,4 млрд т. Имеются крупные месторождения нефти и газа, освоение ко-
торых позволит превратить область в один из ведущих нефтегазодобывающих регионов страны и создать условия для развития новых отраслей промышленности.
Электроэнергетика призвана выполнять следующие важные общественные функции:
- надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей в соответствии с действующими государственными стандартами параметров электроэнергии;
- обеспечение дальнейшей электрификации народного хозяйства путем расширения использования электроэнергии для получения разных форм конечной энергии (механической, тепловой, химической и др.) и замены электричеством других энергоносителей;
- развитие теплофикации городов, т.е. обеспечение высокоэффективного централизованного теплоснабжения потребителей на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- вовлечение в топливно-энергетический баланс страны (через производство электрической энергии) возобновляемых источников энергии, низкокачественного твердого топ-
© И.С. Черняк, МА Семенов, 2007
лива, ядерной энергии, благодаря чему в энергетике сокращается использование дефицитных и высококачественных видов топлива, прежде всего природного газа, который находит более эффективное применение в других областях народного хозяйства1.
В хозяйственном отношении в России основные производственные объекты электроэнергетики находятся в составе компаний энергохолдинга «РАО "ЕЭС"», независимых акционерных энергокомпаний (как, например, ОАО «Иркутскэнерго»), промышленных предприятий, а также предприятий коммунальной энергетики (в двух последних случаях — небольшие ТЭЦ). Таким образом, имеют место разная ведомственная (балансовая) принадлежность и различные формы собственности и активы предприятий электроэнергетики.
К объектам теплоэнергетики относятся теплоисточники (паровые и водогрейные котельные), а также тепловые сети (магистральные и распределительные с трубопроводами, насосными станциями и тепловыми пунктами). Часть теплоэнергии в России (около 30%) вырабатывается на ТЭЦ, которые относятся к объектам электроэнергетики2.
Котельные имеют разную ведомственную принадлежность (муниципальные, промышленные и др.). Среди них выделяются
централизованные теплоисточники, обслуживающие целый район или группу разных потребителей, и децентрализованные, прикрепленные к конкретным объектам. К децентрализованным причисляют котельные мощностью до 20 Гкал/ч. В целом с учетом ТЭЦ в России централизованно вырабатывается около 70% тепловой энергии.
Главными функциями теплоэнергетики в обществе являются:
- надежное и бесперебойное обеспечение потребителей необходимыми теплоносителями с требуемыми объемными и качественными параметрами;
- поддержание теплового комфорта в жилых и общественных зданиях (в строгом соответствии с температурой наружного воздуха).
Перечисленные функции должны реа-лизовываться на основе внедрения экономически и экологически оптимальных схем снабжения тепловой энергией городов и сельских районов.
Оживление экономики с 1998 г. увеличило потребность предприятий в тепловой и электрической энергии, что повлияло на увеличение объемов выработки этих видов продукции, но в отдельные годы выпуск все же сокращался (рис. 1)3.
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
• Уголь —□—Электроэнергия—±—Нефть, включая газовый конденсат —О— Теплоэнергия Рис. 1. Динамика объемов выработки продукции, % к предыдущему году
За годы экономических преобразований (с 1990 г.) добыча угля сократилась вдвое, объем первичной переработки нефти и производства теплоэнергии — более чем на треть, электроэнергии — на 16,5% (рис. 2)4.
И сегодня проблемой всех производителей является платежеспособность потребителей. Произошли изменения в структуре отпуска теплоэнергии генерирующими установками разных типов. Сократили отпуск основные производители тепловой энергии (ТЭС и котельные на органическом топливе), и, как факт, снизилась их роль в общей выработке (табл.)5.
Основными потребителями электрической и тепловой энергии являются предприятия различных видов деятельности. Более половины расхода топлива приходится на предприятия энергетики (рис. 3)6.
Электроэнергетика Иркутской области работает стабильно и обеспечивает надежное энергоснабжение потребителей. В холодные годы возникали проблемы с теплоснабжением в Черемховском, Мамско-Чунском, Усть-Кутском районах. Причиной возникновения проблем, как правило, является отставание в развитии систем энерготеплообеспечения, принадлежащих ЖКХ.
Дальнейшее развитие промышленного сектора Иркутской области и г. Иркутска находится в прямой зависимости от разрешения до 2011 г. проблемы дефицита энергетических мощностей, который следует преодолеть, чтобы обеспечить качественный рост экономического потенциала в регионе. Сегодня речь идет о создании Иркутской агломерации, что потребует дополнительного развития существующей энергетической инфраструктуры, так как имеющаяся система
67 111,0
В
63 778,9
56 051,3
40 564,8
24 268,0
И
12 074,1
Уголь, тыс.т Электроэнергия, Теплоэнергия,
млн кВт ■ ч тыс. Гкал
□ 1990 ■ 2005
Рис. 2. Динамика объемов производства основных видов продукции
Структура производства тепловой энергии генерирующими установками
Показатель 2005 к 1990, В % к итогу
% 1990 2000 2001
Тепловая энергия, всего 63,7 100,0 100,0 100,0
В том числе отпущенная:
установками, работающими на органическом топливе 58,2 93,3 83,2 85,2
из них:
тепловыми электростанциями 59,6 65,5 58,4 61,3
котельными установками 54,9 27,8 24,8 23,9
электробойлерными установками (электрокотельными) 98,4 3,2 8,0 4,9
теплоутилизированными установками 139,9 3,5 6,8 7,6
прочими установками - - 2,0 2,3
теплоснабжения города нуждается в крупномасштабной реконструкции. Необходимо строительство новых тепломагистралей внутри города и тепломагистрали от ТЭЦ-10 г. Ангарска до г. Иркутска (протяженностью почти 30 км).
ОАО «Иркутскэнерго» разработало поэтапную схему оптимизации теплоснабжения г. Иркутска7.
Строительство тепломагистрали является необходимым условием обеспечения теплом г. Иркутска и создания Иркутской агломе-
рации (прежде всего свободной экономической зоны) с гг. Ангарском и Шелеховом (рис. 4).
В рамках мероприятий по ликвидации дефицита энергетических мощностей на территории Иркутской области до 2020 г. ОАО «Иркутскэнерго» рассматривает вариант расширения действующих тепловых станций и строительства новой электростанции.
Новые электростанции могут работать на угле, поддерживая эту отрасль и угледобывающие районы Иркутской области, или на
7,1 3,9
13,9
I
73,7
,8 4,2 !,°
61,7
■ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
□ Обрабатывающие производства
□ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
□ Транспорт и связь
ЕЗ Другие виды деятельности
Рис. 3. Структура потребителей основных видов энергоресурсов, %: а — электроэнергии, б — теплоэнергии, в — топлива
Существующие сети
1-й этап: НИТЭЦ-РКС (районная котельная «Свердловская»)
2-й этап: РКС-правый берег
3-й этап: ТЭЦ-10-Ленинский округ
нмм 4-й этап: Ленинский округ-Правобережный округ
Перспективная застройка
Худя*
Рис. 4. Поэтапная схема оптимизации теплоснабжения г. Иркутска
А.В. САМАРУХА
природном газе (благодаря освоению газовых месторождений), но газификация пока задерживается.
Осуществление плана оптимизации теплоснабжения г. Иркутска и промежуточных поселений позволит обеспечить не только ввод новых промышленных объектов, но и строительство жилых комплексов и дальнейшее закрытие десятков малых котельных.
Реализация намеченных в рамках IV Байкальского экономического форума мероприятий создаст реальные условия для дальнейшего социально-экономического развития нашего региона.
Примечания
1 Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес. М., 2006.
2 Там же; Топливно-энергетический комплекс Иркутской области в эпоху преобразований. Иркутск,
2006; Материалы презентации для участников круглого стола «Приоритеты экономического развития Сибири и Дальнего Востока», проводимого в рамках IV Байкальского экономического форума, г. Иркутск, 21 сент. 2006 г. Иркутск, 2006; Наумов И.В., Лещинская Т.Б., Паламарчук С.И., Бондаренко С.И. Электроснабжение: учеб. пособие / под общ. ред. И.В. Наумова. Иркутск, 2005.
3 Топливно-энергетический комплекс Иркутской области в эпоху преобразований.
4 Там же; Материалы презентации для участников круглого стола «Приоритеты экономического развития Сибири и Дальнего Востока», проводимого в рамках IV Байкальского экономического форума, г. Иркутск, 21 сент. 2006 г.
5 Топливно-энергетический комплекс Иркутской области в эпоху преобразований.
6 Там же; Наумов И.В., Лещинская Т.Б., Паламарчук С.И., Бондаренко С.И. Указ. соч.
7 Материалы презентации для участников круглого стола «Приоритеты экономического развития Сибири и Дальнего Востока», проводимого в рамках IV Байкальского экономического форума, г. Иркутск, 21 сент. 2006 г.
А.В. САМАРУХА
кандидат экономических наук
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕННОЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*
Укрупнение субъектов РФ диктуется современными внутренними и внешними причинами и тенденциями. Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) вызвано прежде всего необходимостью повышения уровня и качества жизни населения, развития эффективных технологических производств, привлечения инвестиций в социально-экономические процессы УОБАО и, соответственно, требует совершенствования межбюджетных отношений.
До 1993 г. Иркутская область и УОБАО являлись единым регионом, имеющим общую инфраструктуру, единое экономическое, образовательное и социальное пространство. Разъединение нанесло существенный
ущерб их конкурентоспособности, а также развитию сельскохозяйственного производства. Официальное объединение Иркутской области и УОБАО произойдет в 2008 г., однако уже в начале 2007 г. к управлению УОБАО приступил действующий губернатор Иркутской области А.Г. Тишанин. Процесс достижения слаженности деятельности всех уровней и структур власти, бизнеса и гражданского общества займет немало времени, что не может не влиять на возможности качественного комплексного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования — объединенной Иркутской области.
Объединение Иркутской области и УОБАО позволит позиционировать новое
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.