Тан Сюй Вэй
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И КИТАЯ
Рассмотрена категория конкурентоспособности применительно к компаниям нефтегазового профиля России и Китая. Рассмотрены значимые факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий нефтегазового комплекса. можно Рассмотрены на пять типов нефтегазовые компании мира, их сравнительные и конкурентные преимущества. Выделены направления повышения конкурентоспособности российских и китайских компаний. Ключевые слова: конкурентоспособность, нефтегазовые компании, стратегическое развитие, конкурентные преимущества, инновационное развитие.
В условиях падающих мировых цен на нефть и, как следствие, усиление борьбы за основные рынки сбыта углеводородного сырья важной проблемой требующей незамедлительного решения является развитие конкурентных позиций отечественных нефтедобывающих компаний и инновационно-ориентированных программ модернизации их технологической базы.
Для оценки конкурентных преимуществ национальных предприятий нефтегазового комплекса России и КНР необходимо учитывать внутренние и внешние факторы развития с позиций сильных и слабых сторон нефтегазовой компании, а также и внешних возможностей, и угроз, способных изменить ее конкурентную позицию.
Знание этих основных источников конкурентного давления способно обеспечить устойчивый фундамент стратегического развития данных секторов национальных экономик. Нефтяные компании России и, частично, КНР также, как и компании в любой стране мира не могут чувствовать себя изолированными от мирового нефтяного рынка. В будущем попытки существовать в изоляции окажутся для них еще более опасными [2].
Применительно к нефтегазовой компании оно позволит выявить сильные и слабые стороны ее деятельности, дать четкое
ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 4. С. 420-424. © 2016. Тан Сюй Вэй.
УДК 338+ 622339.9+ 622.32
обоснование позиционирования компании в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наивысший положительный эффект, и определить потенциальные возможности и факторы угрозы для компании. Понимание этих источников позволит также рассмотреть возможные направления диверсификации.
На конкурентоспособность предприятий нефтегазового комплекса оказывают влияние следующие факторы:
• тенденции мировых рынков и политические аспекты;
• рыночная власть производителей (например, технологии);
• рыночная власть потребителей (например, крупные потребители из частного бизнеса);
• процессы замены широкого использования альтернативных источников в области энергетики;
• новые участники в привлекательных сегментах рынка (политика по вопросам лицензирования, проводимая государством);
• последствия запрета создания монополий;
• мировые цены на нефть.
Измерение интенсивности конкуренции является ключевым в оценке перспектив компании (отрасли) на рынке. С позиции глобальной конкуренции все нефтегазовые компании мира можно разделить на пять типов.
Первый тип — это гигантские транснациональные компании (ТНК). Эти компании достигли наиболее широкой степени интеграции и превратились в глобальные «центры управления активами». Примерами таких компаний в России являются компании «Газпром», «Роснефть», в Китае — «CNPC».
Менее крупные компании формируют новую модель бизнеса — высокоэффективные компании средних размеров, ориентированные на поиск нефти. Используя преимущества более коротких операционных циклов и менее высоких затрат на подготовку запасов, компании этой группы часто могут достигать преимуществ на основе партнерства и ассоциаций с национальными компаниями. Они будут ориентироваться на максимальную адаптацию к динамичному внешнему окружению и непрерывную оптимизацию совокупных активов [1].
Наиболее специфичным направлением в развитии бизнеса является концепция формирования «Интегрального поставщика энергоносителей». Такие компании будут предлагать широкий спектр продуктов и услуг от единственного поставщика. Реально конкурируя на уровне своих потребителей. Либерализация этих предприятий и современные технологии создают
возможности управления поставками энергии и услуг в режиме реального времени.
Национальные нефтяные компании (ННК) формируют четвертую и пятую группы типовых моделей поведения. Однако следует делать различие между традиционными ННК, которые владеют огромными запасами и стреляться максимизировать финансовые выгоды от их освоения и экспорта; и ННК, которые имеют намного меньшие запасы и часто являются импортерами нефти.
Нефтегазовым компаниям России и КНР необходимо перейти от сравнительных преимуществ к конкурентным (см. рисунок).
Пути совершенствования российских и китайских нефтегазовых компаний тесно связаны с необходимостью смены парадигмы конкуренции и конкурентоспособности продиктованные тенденциями мировой энергетики, такими как ужесточение требований инвесторов в результате роста конкуренции на рынке капитала, повышение эффективности рынков нефти и нефтепродуктов, Интернет-коммерция и бум информационных технологий. Конкурентоспособность нефтегазовых компаний России и Китая будет определяться активностью внедрения инноваций и достижений научно-технического прогресса.
В процессе разработки инновационно-ориентированной стратегии, позволяющей наращивать конкурентные преимущества должны решаться следующие основные задачи:
•I. ИIIIIО Б!) и II к:
новые методы поя мщения нефтеотдачи и га^отолачн;
• ■ широкое использование нетрадиционных ресурсов ■нефти п гада;
9» максимально возможное использование потенциала
• энергосбережения; комплексное извлечение нефтегазовых ресурсов.
|2, Создание условии пипояниою обновлении. :3. Применение новых методов управления 14. Поглощение и слияние нефтегазовых компаний 13, Формирование диверсифицированных Энергетических холдингов
г":::::""":::;:::::::;::::::::::::::::::::":::::::
Сравнительные и конкурентные преимущества в нефтегазовом комплексе
• обеспечение устойчивого развития компании при сокращении текущих издержек производства на всех этапах технологического цикла;
• поддержание высокого уровня производительности труда и повышение эффективности использования основных производственных фондов;
• улучшение экологической обстановки за счет внедрения экологически чистых технологий;
• снижение удельных капиталовложений в строительство скважин;
• обеспечение бесперебойных поставок нефти и газа;
• обеспечение конкурентоспособности нефти и газа на внутреннем и международном рынках;
• повышение прибыльности компании и ликвидности ее ценных бумаг.
В рамках государственной политики необходимо формирование единой для российских и китайских нефтегазовых компаний системы приоритетов выполнение которых позволит повысить конкурентоспособность национальных компаний путем развития российско-китайских экономических отношений.
К наиболее приоритетным объектам международных проектов относятся развитие технологий и методов освоения ресурсов в отдаленных малоизученных регионах со сложными климатическими и горно-геологическими условиями освоения, слаборазвитой производственной и транспортной инфраструктурой (Восточная Сибирь, Дальний Восток, восточный сектор арктического шельфа). Важным направлением технологического сотрудничества являются также трудноизвлекаемые запасы и ресурсы — залежи тяжелой нефти практически во всех регионах страны, ресурсы нетрадиционных источников (нефть баженов-ской свиты, газ сланцевых толщ, газ угольных формаций).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильинский А. А., Мнакацанян О. С., Череповицын А. Е. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития. — СПб.: Наука, 2008. — 476 с., 174 илл.
2. Ковалева А. И., Миловидов К. Н., Николаева Е. А. и др. Анализ основных показателей развития ведущих мировых нефтяных компаний. - М.: ОАО ВНИИОЭНГ, 2001. ЕПЭ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Тан Сюй Вэй — аспирант, e-mail: tangxuwei168@gmail.com, Санкт-Петербургский государственный университет им. Петра Великого.
Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 4, pp. 420-424. Tang Xuwei
THE COMPETITIVE ABILITY OF ENTERPRISES OF OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA AND CHINA
The competitive category in relation to oil and gas profile companies of Russia and China is considered. The Important factors that determine the competitive ability of the enterprises of oil and gas complex are considered. Five types of oil and gas companies in the world, their comparative and competitive advantages are considered. Separated directions of competitive advantages, technologies and innovative development.
Key words: Competitive ability, oil and gas companies, strategic development, competitive advantages, technologies, innovative development.
AUTHOR
Tang Xuwei, Graduate Student,
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 195251, Saint-Petersburg, Russia, e-mail: tangxuwei168@gmail.com.
REFERENCES
1. Il'inskiy A. A., Mnakatsanyan O. S., Cherepovitsyn A. E. Neftegazovyy kompleks Severo-Zapada Rossii: strategicheskiy analiz, i kontseptsii razvitiya (The oil and gas complex of the North-West of Russia: strategic analysis and concept development), Saint-Petersburg, Nauka, 2008, 476 p.
2. Kovaleva A. I., Milovidov K. N., Nikolaeva E. A. Analiz, osnovnykh pokazateley razvitiya vedushchikh mirovykh neftyanykh kompaniy (Analysis of the main indicators of development of the world's leading oil companies), Moscow, OAO VNIIOENG, 2001.
UDC338+ 622339.9+ 622.32
Гости «Недели горняка-2016»