Научная статья на тему 'Стратегическая конкурентоспособность российских нефтегазовых компаний'

Стратегическая конкурентоспособность российских нефтегазовых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / НЕФТЕГАЗОВЫЕ КОМПАНИИ / OIL AND GAS COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова В. В., Парфирьева Е. Н.

В настоящей работе изучены стратегические аспекты конкурентоспособности российских нефтегазовых компаний в условиях становлений экономики знаний и с учетом временной логики развития существующего на сегодняшний день технологического разрыва в энергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическая конкурентоспособность российских нефтегазовых компаний»

УДК 338

В. В. Авилова, Е. Н. Парфирьева

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ

КОМПАНИЙ

Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, нефтегазовые компании.

В настоящей работе изучены стратегические аспекты конкурентоспособности российских нефтегазовых компаний в условиях становлений экономики знаний и с учетом временной логики развития существующего на сегодняшний день технологического разрыва в энергетике.

Keywords: strategy, competitiveness, oil and gas company.

In this paper the strategic aspects of the competitiveness of Russian oil and gas companies in terms of a knowledge-based economy are studied. The temporal logic of development of the technological gap, existing on the present date in the energy sector, is taken into account.

В конце ХХ столетия наибольший удельный вес в мировой добыче и переработке нефти занимали такие зарубежные транснациональные компании, как Exxon Mobil Corporation, Royal Dutch Shell, British Petroleum, Conoco Phillips, Chevron Texaco, Total. Однако в начале XXI века одной из основных тенденций выступает изменение соотношения сил в пользу крупных национальных компаний развивающихся нефтедобывающих стран - Saudi Aramco, Petroleos de Venezuela S.A., PetroChina, Petrobras.

В данных условиях стратегической целью российских нефтяных компаний становится рациональное включение в международную систему нефтеобеспечения, достижение высокой

международной конкурентоспособности,

позволяющей уверенно чувствовать себя в жесткой конкурентной среде, которая характеризуется пока сохраняющейся ведущей ролью нефтяных транснациональных корпораций и быстрым ростом государственных компаний стран ОПЕК и Китая.

Высоко оценивая вклад ученых в выявление закономерностей и тенденций развития мирового рынка нефти, разработку проблемы международной конкурентоспособности компаний, необходимо отметить, что в их трудах недостаточное внимание уделено анализу сдвигов в фирменной структуре, соотношении государственного и частного сегментов нефтяного рынка и сравнительной конкурентоспособности компаний, ведущих в мире нефтедобывающей промышленности.

Методология оценки международной конкурентоспособности крупных

нефтедобывающих компаний требует уточнения в условиях активизации процесса

интернационализации операций компаний, развития новейших технологий и инноваций, а также изменений в фирменной структуре мировой нефтедобывающей промышленности.

Конкуренция является фундаментальным свойством рыночной экономики, во многом определяющим эффективность ее

функционирования и основой динамичного и сбалансированного развития экономики любой страны в условиях глобализации. Понятие

конкуренции и конкурентоспособности по мере развития общества изменялось и

эволюционировало. По сравнению с конкуренцией вопросы конкурентоспособности менее

разработаны. В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей

Основываясь на различных теоретических подходах и учитывая практики ведущих международных энергетических компаний можно выделить пять факторов, позволяющих российским нефтегазовым корпорациям усилить свои конкурентные преимущества при зарубежной экспансии. В их числе:

1) доступ к новым рынкам сбыта для своей продукции;

2) установление контроля за полезными ископаемыми и сырьем для своего производства;

3) повышение эффективности производства за счет оптимального размещения ресурсов;

4) приобретение новых технологий, квалифицированного персонала;

5) достижение независимости от негативных политических событий, которые могут осложнить функционирование компании[1].

Начало XXI века ознаменовалось формированием новых условий конкурентной борьбы на мировом нефтяном рынке. Это обуславливалось тремя взаимосвязанными факторами: изменением геополитической обстановки, которое сопровождалось усилением нестабильности в нефтедобыче четырех регионов мира (Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и России); ужесточением фискальных режимов в сфере налогообложения нефтяных компаний при их выходе на внешние рынки [1].

Относительно доступа к новым рынкам сбыта для своей продукции, то здесь, прежде всего, следует выделить процесс формирования новой нефтяной политики венесуэльского президента У. Чавеса. Результатом этой политики, которая активно проводится с середины нулевых XXI века, стал пересмотр контрактных условий в нефтедобыче, вытеснение мэйджеров из нефтяного комплекса

Венесуэлы и отказ ряда крупнейших западных компаний продолжать добычу тяжелой нефти в районе пояса Ориноко. Аналогичные процессы происходили в Боливии и Эквадоре. Этой ситуацией смогли воспользоваться российские нефтегазовые компании. «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Роснефть», которые организовали там свои производства, создав альянсы с местными компаниями и консорциумы российских компаний, в частности Национальный нефтяной консорциум [1]. В русле подобных тенденций находятся и изменения в нефтяном комплексе нефтеперерабатывающих стран СНГ, в частности Казахстане и России. Так, в Казахстане был принят новый закон «Об инвестициях», который лишил иностранных инвесторов ранее предоставленных преференций, а также разработан пакет мер по ужесточению инвестиционного климата в энергетической сфере. В России также были пересмотрены соглашения разработки нефтегазового блока «Сахалин-2» консорциумом Sakhalin Energy (включающих Shell, Mitsui и Mitsubishi), что привело к передаче Газпрому 50% плюс 1 акции проекта [2]. В свою очередь, компания ТНК-ВР потеряла право на разработку Ковыктинского газового месторождения [3]. Продолжением тенденции, связанной с вытеснением зарубежных нефтегазовых компаний из российского нефтегазового бизнеса стал разрыв бизнеса ряда этих компаний с российскими партнерами. В частности разрыв альянса «ЛУКОЙЛа» и Conoco Philips.

Передел нефтегазового рынка в Ираке после войны в этой стране и гражданская война в Ливии также способствовали нестабильности на нефтегазовом рынке. Здесь следует отметить достаточно высокую активность российских компаний («ЛУКОЙЛ», «Башнефть») в освоении нефтегазовых месторождений, прежде всего «Курна-2» в послевоенный период [1].

Одним из существенных факторов стало резкое усиление позиций Китая в международном нефтяном и газовом бизнесе, а также некоторых энергетических компаний из других стран (Индии, Бразилии). Что касается Китая, то нефтегазовые компании этой страны усиливают свои позиции на мировом нефтегазовом рынке с целью получения доступа к ресурсам для удовлетворения растущего внутреннего спроса на нефть и газ. В соответствии с прогнозом IEA, в течение следующих 25 лет ожидается, что потребление нефти и газа в Китае почти удвоится, а потребление газа возрастет в 5 раз. Собственные доказанные запасы нефти и газа в Китае в сравнении с растущими потребностями невелики. 21 мая 2014 г. в Шанхае "Газпром" и китайская корпорация CNPC заключили контракт на поставки в Китай российского газа. Сделку оценивают в 400 млрд долларов, рассчитана она на 30 лет.

Если рассмотреть стратегию нефтегазовой компании Китая CNPC, то главной чертой зарубежной стратегии обеих компании является активный поиск новых зарубежных рынков. Капитализация китайской CNPC составляет 1 трлн.

долл., при этом доходность 2,8 млрд и добыча составляет 105 млн. т в год. Более того по ряду показателей, например, по капитализации, добыче CNPC превосходит крупнейшие нефтегазовые компании мира: Exxon Mobil, Shell, Chevron, ONGC [5]. Таких результатов китайской нефтегазовой компании удалось добиться благодаря значительной поддержке государства КНР, которое способствует заключению долгосрочных соглашений со странами

- крупными нефте-экспортерами посредством предоставления так называемых нефтяных кредитов. Кроме того, оказывается содействие в приобретении китайскими государственными нефтяными компаниями прав на разработку нефтяных и газовых месторождений в разных районах мира, в том числе в России [1].

Россия поддерживает зарубежную экспансию своих нефтегазовых компаний несколько иным путем. По мере освоения зарубежных нефтегазовых рынков растет поддержка на дипломатическом и политическом уровне. В основном это касается государственных нефтегазовых компаний. Хотя и частные компании также ощущают эту поддержку. Однако российское руководство стимулирует зарубежную экспансию частных российских нефтегазовых компаний и другими способами. Как свидетельствует практика, основные мотивы российских компаний к приобретению активов за рубежом следующие:

- развитие профильного бизнеса - получение целевых сегментов завоевания зарубежных рынков и опыта работы в условиях развитого рынка;

- выстраивание интегрированной транснациональной компании и ее укрепление с увеличением доли на рынке;

- диверсификация активов по юрисдикции для страхования крупных акционеров от потери собственности.

Еще одним мотивом нефтегазовых компаний России стала политика государства по фактическому вытеснению частных компаний из нефтегазового бизнеса. Наиболее прибыльные и перспективные проекты внутри России отдаются государственным компаниям. К таким проектам можно отнести разработку нефтегазовых месторождений на шельфе России. В результате, компании, не попавшие в список «счастливчиков», хотя и предложивших выгодные условия на тендерах, организуемых государством, вынуждены искать новые возможности за рубежом. Поскольку в России добыча снижается, падает ее эффективность, а для повышения эффективности добычи требуется все большие вложения, что, в свою очередь, снижает рентабельность. Более того зарубежные компании, которые были партнерами российских компаний, видя для себя бесперспективность нефтегазового бизнеса в России, выходят из стратегических соглашений. Как, например, упоминаемый выше разрыв Conoco Philips с «ЛУКОЙЛом» [1].

В настоящее время делить компании на государственные и негосударственные

несправедливо. Термин «национальная компания» больше подходит к современному развитию

российского бизнеса. Частные акционеры «Роснефти» или «Газпрома» не должны иметь преимуществ перед частными акционерами «ЛУКОЙЛ». Тем более, что значительная часть акционерного пакета, в том числе государственных компаний, принадлежит частным собственникам[1].

В стратегии государства по поддержке зарубежной экспансии должен быть выработан паритет интересов и стимулов. Этот паритет должен базироваться на основе государственной стратегии энергетической безопасности России, поддержании необходимого уровня справедливой конкуренции внутри страны, поощрения создания альянсов российских нефтегазовых компаний за рубежом для избегания ненужного противоборства и усиления международной конкурентоспособности российских компаний перед лицом как ведущих зарубежных ТНК, так и молодых, агрессивных ТНК из новых индустриальных стран.

Литература

1. Ахриева Р.Ю. Нефтегазовые компании России: зарубежные стратегии и конкурентоспособность //

Российское предпринимательство. — 2012. — № 20 (218). — http://www.creativeconomy.ru/articles/25384/

2. Информация о компании «Газпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24984.

3. Ковык_ту приравняли к «Сахалину-2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wff-s.narod.ru/sh/sh28h.htm.

4. Данные годовых отчетов компаний CNPC и ONGC, Exxon Mobil, Shell, Chevron (2009 г).

5. Хабриева М.Н., Хабриев М.Т. Вопросы рационального природопользования: конкурентная сила организаций нефтепереработки и нефтехимии // Вестник Казанского Технологического Университета. -

2013. - №23. - С. 251.

6. Хисматуллина А.М., Гирфанова Е.Ю. Оценка конкурентной среды нефтеперерабатывающей отрасли российской федерации// Вестник Казанского Технологического Университета. - 2014. - №16. - С. 210.

7. Гусарова И.А., Сагдеева А.А., Парфирьева Е.Н. Перспективы освоения нефтегазовых ресурсов Крыма// Вестник Казанского Технологического Университета. -

2014. - №8. - С. 280.

© В. В. Авилова - д-р эконом. наук, профессор, зав. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; Е. Н. Парфирьева - к.э.н., доцент кафедры экономики КНИТУ, [email protected].

© V. V. Avilova - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics KNRTU, [email protected]; E. N. Parfiryeva - Ph.d. in Economics, Associate professor of Economics department of KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.