Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
малый бизнес и частное предпринимательство / конкурентоспособность малого бизнеса / конкурентоспособность товара.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишимбаев Р.Н., Инамов Х.А., Мансуралиева К.Р.

В данной статье авторы рассмотрели характеристику конкурентоспособности малого бизнеса и частного предпринимательства. Также былы рассмотрены факторы конкурентоспособности товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В ИНФОРМАЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКЕ 1Ишимбаев Р.Н., 2Инамов Х.А., 3Мансуралиева К.Р.

1PhD, 2студент, 3студентка Наманганский инженерно-технологический институт https://doi.org/10.5281/zenodo.11032816

Аннотация. В данной статье авторы рассмотрели характеристику конкурентоспособности малого бизнеса и частного предпринимательства. Также былы рассмотрены факторы конкурентоспособности товара.

Ключевые слова: малый бизнес и частное предпринимательство, конкурентоспособность малого бизнеса, конкурентоспособность товара.

COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES AND COMPETITIVENESS OF GOODS IN THE INFORMATION ECONOMY

1Ishimbaev R.N., 2Inamov Х.Л., 3Mansuralieva K.R.

1PhD, 2student, 3student Namangan Engineering and Technology Institute

Annotation. In this article, the authors examined the characteristics of the competitiveness of small businesses and private entrepreneurship. Factors of product competitiveness were also considered.

Key words: small business and private entrepreneurship, small business competitiveness, product competitiveness.

AXBOROT IQTISODIYOTIDA KORXONALARNING RAQOBATBARDOSHLIGI VA TOVARLARNING RAQOBATBARDOSHLIGI.

1Ishimbaev R.N., 2Inamov ХА., 3Mansuralieva

1PhD, 2talaba, 3talaba Namangan muhandislik-texnologiya instituti

Annotatsiya. Ushbu maqolada mualliflar kichik biznes va xususiy tadbirkorlikning raqobatbardoshlik xususiyatlarini o'rganib chiqdilar. Mahsulot raqobatbardoshligi omillari ham ko'rib chiqildi.

Kalit so'zlar: kichik biznes va xususiy tadbirkorlik, kichik biznes raqobatbardoshligi, mahsulot raqobatbardoshligi.

Конкурентоспособность - это экономическая категория, не имеющая единой трактовки. На сегодняшний день в экономической теории существуют несколько аспектов конкурентоспособности (Рис. 1.)

Рис. 1. Аспекты конкурентоспособности. Составлено авторами

Под конкурентоспособностью товаропроизводителей, как правило понимается, возможность или способность производителей и продавцов товаров достойно конкурировать со своими конкурентами, имеющие желание войти в рынок, либо поставлять на существующие рынки аналогичные товары.

Конкурентоспособность товаров интерпретируется, как способность конкретного товара или группы товаров отвечать установленным требованиям рынка, спросу потребителей в сравнении с идентичными товарами, которые находятся на рынке и реализуются не ниже среднерыночных цен.

Под конкурентоспособностью регионов подразумевается способность экономики страны, иметь возможность участия в международной торговле, увеличивать или продолжать своё присутствие на определённых сегментах в мировом рынке, а также реализовывать свою продукцию, соответствующую мировым образцам.

По мнению Коваленко: «конкурентоспособность является свойством субъекта, которое указывает на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобным, на его способности совершать конкурентные действия и др.» (1). Учитывая данное мнение, авторы считают, что необходимо изучить природу конкуренции, чтобы понять сущность конкурентоспособности.

Конкурентоспособность малого бизнеса и частного предпринимательства имеет место в определенном рынке или определенной группе потребителей, которая раскрывается по присущими им признакам стратегической сегментации рынка. Предположим, что нет данных о рынке, на котором конкурентоспособна фирма или предприятие, относящееся к малому бизнесу и частному предпринимательству, тогда можно утверждать, что в этот самый момент времени данная фирма или предприятие относящаяся к малому бизнесу и

частному предпринимательству является лучшей парадигмой. В современной рыночной экономике конкурентоспособность показывает уровень развития общества. То есть, при высокой конкурентоспособности страны увеличивается жизненный уровень в стране.

Резюмируя исследования зарубежных авторов, отечественных авторов и авторов стран СНГ, можно указать ключевые факторы от которых зависит конкурентоспособность малого бизнеса и частного предпринимательства (Рис. 2.):

конкурентоспособность товаров малого бизнеса и частного предпринимательства на внешнем и внутренних рынках

вид производимого товара

количество ежегодных продаж

легкость доступа на рынок

возможность технических новшеств в отрасли

конкурентоспособность отрасли

конкурентные позиции малого бизнеса и частного предпринимательства, работающие на данном рынке

Рис. 2. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность фирм малого бизнеса и частного предпринимательства. Составлено авторами

Акцентируем наше внимание на конкурентоспособности продукции. В современном мире достаточно определений понятия конкурентоспособность продукции. Наиболее часто конкурентоспособность продукции понимают совокупность потребительских свойств товара, не учитывая её стоимость. То есть если цены на товары низкие, то можно говорить о низкой конкурентоспособности и наоборот, увеличение конкурентоспособности является следствием увеличения цен. В таком контексте конкурентоспособность приравнивается с качеством продукции, но при этом все понимают, что качество является одним из множества факторов конкурентоспособности.

По словам В.А.Шапошникова: «В настоящее время квалиметрия - это научная область, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы), имеющих материальный или духовный характер, искусственное или естественное происхождение» (2). То есть невозможно ограничиваться товарами-конкурентов исключительно сопоставляя цены.

Для полного понимания конкурентоспособного товара, продукции необходимо в современном мире рассматривать данное понятие с позиции заказчика или покупателя. Только на рынке покупатель, учитывая свои требования может голосовать «сумом» за конкурирующими между собой товарами. При этом неважно сколько на рынке находится

покупателей, каждый участвующий в сфере общественных отношений при покупке совершает процесс выбора присущим его требованиям одного из аналогичных товаров.

Таким образом, можно говорить о конкурентоспособности товара, если из имеющихся на рынке аналогичных товаров наивысшее признание получает товар, который полностью удовлетворяет общественную потребность.

Но для потребителя, который планирует приобрести конкурентоспособный товар, продукцию существует еще одна, на наш взгляд, существенная проблема - это затраты, связанные с данным товаром (уход за товаром, технологическое обслуживание, приобретение необходимых запасных частей и т.д.). И учитывая, что выбор покупателя зависит от таких факторов, как условия приобретения, социально-экономического положения, расположением сервисных центров, может получиться, что данные затраты значительно превысят продажную цену. Ведь для потребителя необходимо найти баланс между потребительскими свойствами товара, своих затрат, связанных с данным товаром и получением эффективности на единицу затрат. То есть для потребителя ценой удовлетворения своего спроса будет включать и вышеперечисленные затраты.

Таким образом мы выяснили и подтвердили, что конкурентоспособность товара является комплексной характеристикой, обусловленный выбором конкретного товара (товаров) на рынке из множества идентичных товаров-конкурентов, удовлетворяющий и соответствующий потребностям и затратам покупателя.

Литература:

1. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 65-79.

2. Квалиметрия [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Шапошников. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 134 с.

3. Ishimbayev R.N. Criteria and principle of capability // Miasta Przyslosci 29, P 334-337

4. Ishimbayev R.N. Competitiveness of small business // Science and innovation. International scientific journal 1 (ISSUE 8), P 90-96

5. Ishimbayev R.N. CLASSIFICATION OF THE ASSESSMENT METHODS OF THE COMPETITIVENESS OF A SMALL BUSINESS // EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH 2 (Issue 13), P 1065-1070

6. Ishimbayev R.N. Ways to increase the competitiveness of enterprises // Central Asian Journal of Innovations on Tourism Management and Finance. (2023) Vol 1.4. Р. 174-177

7. Ishimbayev R.N. Ways to Increase competitiveness of small enterprises and private enterprises in Uzbekistan // MIASTO PRZYSZLOSCI. (2023) Vol 1 Р. 346-349.

8. Ishimbayev R.N. Critries and assessment of competitiveness of small business // Sclentific and Technical Journal of Namangan Instituti of Engineering and Technology. (2022) Vol 7 Р. 471480.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.