Научная статья на тему 'Конкурентоспособность потребительских товаров и услуг и ее связь с конкурентоспособностью предпринимательских структур в целом'

Конкурентоспособность потребительских товаров и услуг и ее связь с конкурентоспособностью предпринимательских структур в целом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF ORGANIZATION / COMPETITIVENESS OF CONSUMER PRODUCTS AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бичоева Д. С.

В статье изложены предпосылки, необходимые для активизации исследований в направлении формирования механизма обеспечения устойчивого процесса повышения конкурентоспособности организаций и их продукции, глубокого теоретического, методологического анализа сущности понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность организации», «конкурентоспособность потребительских товаров и услуг», обоснования эффективных методов и инструментария управления конкурентоспособностью на микроуровне в реальном временном и пространственном измерении. В работе представлен подход к оценке, критерию и показателю конкурентоспособности на микроуровне. Для конкретизации исследования рассматриваемой отраслью экономики была взята торговля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бичоева Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETIVENESS OF CONSUMER PRODUCTS AND SERVICES AND ITS CONNECTION WITH COMPETITIVENESS OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES AS A WHOLE

The article develops some preconditions required for activation of researches along the lines of mechanism formation supporting the stable process of increasing the competitiveness of organizations and their products, deep theoretical and methodological analysis of conceptions «competitiveness», «competitiveness of organization», «competitiveness of consumer products and services», grounds the efficient methods and tools for competitiveness management up to micro-level in real time and space measurements. The work introduces the approach to evaluation, criteria and index of competitiveness up to microlevel. Trade was chosen to specify the study of a certain branch of economy.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность потребительских товаров и услуг и ее связь с конкурентоспособностью предпринимательских структур в целом»

УДК 339.137

Д.С. БИЧОЕВА, аспирант

Пятигорский государственный технологический университет

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ И ЕЕ СВЯЗЬ С КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЦЕЛОМ

В статье изложены предпосылки, необходимые для активизации исследований в направлении формирования механизма обеспечения устойчивого процесса повышения конкурентоспособности организаций и их продукции, глубокого теоретического, методологического анализа сущности понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность организации», «конкурентоспособность потребительских товаров и услуг», обоснования эффективных методов и инструментария управления конкурентоспособностью на микроуровне в реальном временном и пространственном измерении. В работе представлен подход к оценке, критерию и показателю конкурентоспособности на микроуровне. Для конкретизации исследования рассматриваемой отраслью экономики была взята торговля.

В теории и практике экономической науки одним из ключевых понятий является «конкурентоспособность», которая наряду с другими аналогичными ему по степени обобщения, уровням соподчинения, взаимосвязям и т.п., такими как «полезность», «эффективность», «ценность» и др., является конкретной формой выражения более общего понятия «результативность».

Ранее нами уже обосновывалась точка зрения о несоответствии формы выражения понятия «конкурентоспособность потребительских товаров» его содержанию и была предложена другая форма. На наш взгляд, целесообразно кратко привести его и в рамках данной работы. Общеизвестно, что товар обладает потребительной стоимостью, то есть содержит в себе определенную совокупность свойств, элементов качества, отличающих и выделяющих его от других товаров. Товар не несет в себе одновременно функции носителя и самовыражения заложенных в него свойств.

В Философском энциклопедическом словаре [2, с. 649] так определено понятие «способность»: «способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности». На наш взгляд, способность есть возможность самореализации свойств в форме определенных конкретных действий, функций.

Очевидно, что носителем способностей и их самовыражения является только человек, живая материя. Товар же сам по себе не обладает никакой способностью, то есть возможностью самореализации свойств, в отличие от живой материи, например, человека. Только продавец и покупатель могут оценить степень привлекательности товаров, их «конкурентоспособность». Только человек способен извлекать из товара заложенные в нем полезные потребительные свойства для удовлетворения своих потребностей. Товар самостоятельно выразить свои особенности не в состоянии, поскольку он не обладает способностью к самовыражению, самореализации заложенных в него потребительских свойств как таковых. Вот почему потребительский товар, услуга, работа не могут обладать никакой способностью, в том числе и способностью к конкуренции, то есть быть конкурентоспособными. Конкурентными потребительские товары делает человек, он же и производит его выбор.

Разрешением этого противоречия в содержании и форме выражения понятия «конкурентоспособность» может стать замена этого понятия на другое - «конкурентность» или «конкурентность потребительского товара, услуги». В иерархически классифицированные «парные» понятия «результат - результативность», «эффект - эффективность», «польза - полезность», «прибыль - прибыльность (рентабельность)»

и т.д., по аналогии вписывается и исследуемая «пара» «конкуренция - конкурентность», а не как это имеет место в настоящее время, «конкуренция - конкурентоспособность». Поскольку понятие «конкурентность» является частным по сравнению с общим понятием «результативность», то определение содержания и форма выражения понятия «конкурентность» должны строиться на основе отношений «общее - особенное - единичное» и определяться содержанием и формой общего понятия «результативность». В соответствии с приведенными обоснованиями и аргументацией приведем следующие предлагаемые новые определения понятий.

Конкурентность - это степень соответствия товара (услуги, работы), объекта рынка имеющимся на нем однородным товарам (услугам, работам), объектам рыночных отношений.

Конкурентность товара, услуги - это степень соответствия, объективно-субъективная оценка удовлетворенности покупателя потребительными свойствами товара (услуги, работы) условно выраженными на единицу его стоимости.

Представляется, что данное определение содержания и формы выражения понятия «конкурентность» исключает отмеченные выше противоречия, более точно, согласуется и соподчиняется с общим по отношению к нему понятием «результативность».

Что касается понятия «конкурентоспособность товара, услуги, работы», на наш взгляд, при всей противоречивости между его содержательным наполнением и формой выражения, ставить вопрос необходимо осторожно. Это связано с тем, что на трансформацию содержания и формы выражения общепринятых понятий требуется определенное время для дискуссий, осознания и естественного процесса их утверждения в понятийно-категориальном аппарате. Ярким подобным историческим примером подтверждения этого является трансформация общепринятого понятия «товарооборот» в понятие «оборот» или «объем продаж», которая и до настоящего времени еще не завершена. В самом деле, товары в натурально-вещественной форме не оборачиваются, они только продвигаются из сферы обращения в сферу потребления, оборачивается лишь стоящая за ними стоимость.

И тем не менее, на наш взгляд, несмотря на очевидно существующую проблему и обоснован-

ность, с теоретической точки зрения, приведенных доводов в пользу понятия «конкурентность товара, услуги, работы», чтобы не ломать сложившихся традиций, на данном переходном этапе использование в равной степени обоих понятий «конкурентоспособность товара, услуги, работы» и «конкурентность товара, услуги» можно считать вполне допустимым.

В соответствии с иерархией уровней управления, организационно-технологической логистикой построения конкурентоспособность потребительских товаров и услуг является главным компонентом, образующим конкурентоспособность организации в целом. Исходя из такой постановки, когда конкурентоспособность потребительских товаров и услуг определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, получим формализованные взаимосвязи между этими одними из важнейших характеристик деятельности предпринимательских структур.

На рис. 1 представлена качественная связь между конкурентоспособностью отдельных потребительских товаров и услуг и конкурентоспособностью предпринимательской структуры в целом. Конкурентность (конкурентоспособность) потребительских товаров раскрывается через полезный эффект (совокупность потребительных свойств) и стоимость, а конкурентоспособность хозяйствующего субъекта - посредством объемов продаж или объемов удовлетворенного потребительского спроса на товары, услуги, работы и стоимость. При этом конкретной формой стоимости при конкурентоспособности потребительских товаров будет выступать, как правило, цена товара (или затраты, доходы, прибыль), а при конкурентоспособности организации - объем потребленного капитала (или стоимость совокупных затрат).

В [1] обоснован подход к оценке, критерию и показателю конкурентоспособности на микроуровне. Для конкретизации исследования, без которой обойтись невозможно, поскольку конкурентоспособность хозяйствующего субъекта требуется формализовать, в качестве рассматриваемой отрасли экономики была взята торговля. Такой выбор был не случаен, поскольку для любого вида деятельности объем продаж выступает основным показателем. В этом смысле торговля является одновременно конкретным видом

Рис. 1. Взаимосвязь между конкурентоспособностью отдельных потребительских товаров и услуг

и конкурентоспособностью организации в целом

деятельности и универсальным, необходимым для всех остальных, так как извлечение дохода возможно лишь в случае реализации объема произведенной продукции, объема заготовленных потребительских товаров и сырья, объема оказанных услуг, выполненных работ и т.п.

Основным показателем торговой деятельности является розничный оборот без налога на добавленную стоимость и акцизов. Розничный оборот (как любая выручка от продаж) состоит из оборота в ценах закупки (оборота по себестоимости покупки) (ОС), издержек обращения (И) и эффекта от реализации - прибыли, убытка, либо отсутствия эффекта - безубытка. С целью упрощения исследования выберем конкретную и желаемую любым хозяйствующим субъектом форму эффекта - прибыль от реализации (Пр) (для другой конкретной формы эффекта - убытка все рассуждения будут аналогичными):

ОР = ОС + И + Пр . (1)

Оборот в ценах закупки (оборот по себестоимости покупок) и издержки обращения вместе образуют совокупные затраты, или потребленный капитал (К ):

4 потр7

(2)

К = ОС + И .

потр

С учетом равенства (2) формализация (1) примет обобщенный вид

ОР = К + П .

потр р

(3)

Далее в работе [1] предлагается разделить обе части выражения (3) на объем продаж ОР, откуда получается

ор _ i _ кпотр ор _ _"ор"

П

+ -

i ор

1

+R

ПР'

(4)

потр

где Кпр = - показатель эффективности форме рентабельности продаж; пКпотр - производительность или число оборотов потребленного капитала.

Из равенства (4) выражается рентабельность продаж [1]

Rnp _ 1 -

1

7 К

(5)

потр

В [1] предложен показатель экономичности хозяйствующего субъекта (ЭК), который характеризует уровень организации деятельности и уровень технологий, используемых в процессе ее ведения, и его возможно оценить с помощью приведенного в [1] ЭК. Экономичность функционирования любой экономической системы (Эк) определяется отношением величины потребленных в процессе деятельности ресурсов (Кпотр) к объему совокупных или примененных ресурсов

(К ):

4 прим7

эт

к

_ потр

к

(6)

прим

и выражает ее результативность в части организации и технологии использования имеющегося в распоряжении предприятия примененного капитала. Другими словами, экономичность характеризует уровень организации и технологии потребления совокупных ресурсов в процессе функционирования экономической системы. Экономичность отражает результативность функционирования организационно-экономического механизма потребления совокупных ресурсов или использования примененного капитала в рамках конкретной деятельности хозяйствующего субъекта. Это своеобразный «экономический показатель полезного действия», который позволяет оценить объем совокупных ресурсов, которые потребляются при использовании в процессе деятельности организации одной стоимостной единицы примененного капитала [1].

Если в равенство (6) ввести объем реализации (ОР) и произвести не нарушающие его преобразования, получим следующую форму

• ОР

К

эк = потр

К

_ прим

К

• ОР

прим

(7)

потр

где пк - производительность (число оборотов) примененного капитала; иКп - производительность (число оборотов) потребленного капитала.

Из формализации экономичности (7) определим производительность потребленного капитала [1]

гк

к

_ прим

потр

эк

(8)

Выражение производительности потребленного капитала через производительность примененного капитала и экономичность (8) в подставляется в равенство (5) [1]:

Кпр = 1 - и

1

= 1 —

ЭК

К

прим

4 К

прим

ЭК

кс

прим

эк

Экономическое содержание данного показателя характеризуется многообразием форм выражения:

- с позиций производительности совокупных ресурсов, полученный показатель отражает и позволяет количественно оценивать производительность примененного капитала, приходящуюся на единицу результативности функционирования экономической системы в части организации и технологии использования примененного капитала. Другими словами, это производительность совокупных ресурсов, которая соответствует достигнутой организацией уровня организации и технологий управления, то есть удельная производительность примененного капитала. Полученная хозяйствующим субъектом удельная производительность адекватно отвечает объективно сложившейся экономичности;

- с позиций скорости движения примененного капитала, предлагаемый показатель характеризует и позволяет количественно оценить его скорость (число оборотов капитала), которая напрямую зависит от сложившейся результативности организации деятельности и используемых хозяйствующим субъектом технологий.

Общий показатель (10) отражает все формирующие конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и обозначенные выше факторы: уровень организации деятельности в целом или организованность; уровень используемых технологий или технологичность; производительность (оборачиваемость) капитала (ресурсов) [1].

Общий показатель конкурентоспособности на микроуровне (10) легко упрощается, если подставить вместо производительности примененного капитала и экономичности соответственно их выражения [1]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КС =

п К ОР: К ор

_ прим _ • прим _ ОР

(9)

ЭК

К ■ К

потр • прим

К

. (11)

потр

Из формализации (9) окончательно выделяется показатель

(10)

который в [1] определен как общий показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Показатель (10) полностью совпал с показателем производительности потребленного капитала, которая характеризует объем продаж, получаемый с одной стоимостной единицей потребленного капитала или число оборотов потребленного капитала (скорость его обращения). Исходя из того, что показатель производительности (числа оборотов или скорости обращения) потребленного капитала (совокупных затрат) трансформировался в

тождественный показатель (10), получаем, что оба показателя одинаково в полной мере отражают содержание конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Форма общего показателя конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть представлена обеими формализациями (11) [1].

Продолжим развитие исследования конкурентоспособности организации во взаимосвязи с конкурентностью потребительского товара.

На наш взгляд, приведенный подход в [1] возможно трансформировать и на конкурентность отдельного потребительского товара, которую предлагается рассматривать как степень соответствия объемов продаж конкретного потребительского товара (отдельной товарной группы или группы товаров) (ОР.) совокупным затратам по данному отдельному /-му товару (отдельной товарной группы или группы товаров) и оценивать как

кс..=.0Р'

к

(12)

потр.

К • ОР • к

потр;. ' ' потр

К • ОР • к

потр ' ' потр;.

d(j р. = КС—

d]

к

потр;.

к„

капитале; ¿/^ - доля оборота отдельного

товара в общем обороте.

Наконец, из формулы (13) получим искомую взаимосвязи конкурентоспособности организации и конкурентности отдельного /-го потребительского товара

(14)

КС = кс; • потр' dr

4ОР,

Согласно полученной формализации (14) для количества п потребительских товаров конкурентоспособность организации может быть выражена следующей системой:

d

кс = ксг

к

ntxipj

d,

ОР,

d

КС = КС2 - _Кпо1Е2_

Предлагаемый подход, позволяющий производить оценку конкурентности отдельного потребительского товара, носит общий характер, в отличие от ранее используемых, во-первых, взаимоувязывется с вышеприведенным подходом к оценке конкурентоспособности на микроуровне, во-вторых, определенным образом развивает теорию конкурентоспособности.

Выведем формализацию взаимосвязи конкурентоспособности организации и конкурентности отдельного потребительского товара. Преобразуем формулу (12), выразив конкурентность отдельного товара через конкурентоспособность организации (КС), долю потребленного капитала отдельного /-го товара в совокупных затратах

организации (с/к ) и долю оборота отдельного товара в общем обороте организации (¿/ор ): кс = ОРг • ОР • Кпотр _ ОР • ОРг • Кпотр

d.

(15)

ОРп

d.

d.

ор„

Если почленно сложить левые и правые части равенств системы (15) и выразить конкурентоспособность организации через конкурентности отдельных п потребительских товаров, получим окончательно

1 dK

dv

KC = --(KCl

nOTPj

с/,

КС,

потр 2

ОР,

d.

ОР.

dv

КС

потр

d.

(16)

ОР„

Z

dv

КС,

потр;

d,

ОР,

(13)

- доля потребленного капитала

где Л

к к

потр ( -^потр

отдельного товара в совокупном потребленном

Таким образом, согласно полученной формализованной модели (16), конкурентоспособность на микроуровне может быть выражена посредством конкурентности и соотношения долей потребленного капитала и объема продаж отдельных потребительских товаров. Величина потреблен-

ного капитала или совокупных затрат по каждому отдельному потребительскому товару может определяться различными способами. В случае наличия электронного учета подобных затрат она считается непосредственно прямым методом. Если такой учет не ведется, возможно производить различными опосредованными методами.

С помощью модели (16) возможно проводить факторный анализ, позволяющий определить весомость влияния конкурентности каждого отдельного потребительского товара на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта в целом, что важно при ее формировании и прогнозной оценке и принятии как стратегических, так и тактических управленческих решений.

Апробируем полученные результаты на материалах деятельности торговой предпринимательской структуры «Алиса» за 2009 г (табл. 1).

Таблица 1

Расчет конкурентоспособности организации и отдельных групп потребительских товаров предпринимательской структуры «Алиса» в 2009 г., млн руб.

Наименование групп товаров Объем продаж ОР Потребленный капитал, Кпо1р Доля потребленного капитала /-го товара в совокупных затратах, ^Кпотр / Доля оборота /-й группы товаров в общем объеме продаж, йОр / Конкурентность г-й группы товаров, КС Конкурентоспособность организации, КС

Продовольственные товары 5,40 4,48 62,79 62,22 1,21 -

Непродовольственные товары 3,20 2,72 37,21 37,78 1,18 -

Всего 8,60 7,20 100,00 100,00 1,19 1,19

- продовольственные товары (4,48:7,20) ■ 100 = 62,22;

- непродовольственные товары (2,72:7,20) ■ 100 = 37,78;

- всего

62,22 + 37,78 = 100.

2. Доля оборота отдельной /-ой группы товаров в общем объеме продаж, %:

- продовольственные товары (5,40:8,60) ■ 100 = 62,79;

- непродовольственные товары (2,72:7,20) ■ 100 = 37,21;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- всего

62,79 + 37,21 = 100.

3. Конкурентность /-ой группы товаров, рассчитанная по формуле (12), руб. / руб.:

- продовольственные товары 5,40:4,48 = 1,21;

- непродовольственные товары 2,72:7,20 = 1,76.

4. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, рассчитанная согласно формализации (16), руб. / руб.:

кс = 1. (1,21-06279+1,18.03221) = 1,19.

2 0,6222 0,3778

5. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, рассчитанная согласно формализации (11), руб. / руб.:

1,60

кс =

= 1,19.

На основе исходных данных предпринимательской структуры «Алиса» в 2009 г. произведем оценку конкурентоспособности как в целом, так и отдельных групп товаров.

1. Доля потребленного капитала отдельной /-й группы товаров в совокупных затратах организации, %:

7,20

6. Баланс:

1,19 = 1,19.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предпринимательской структуры, согласно формулам (11) и (16), совпала.

Список литературы

1. Хозяйствующий субъект: конкурентоспособность, риски, информационное обеспечение / Д.Е. Давыдянц и др. - Ставрополь: Ставролит; СИЭУ ФПГТУ, 2010. -2010. - 116 с.

2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

В редакцию материал поступил 11.01.11

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность организации, конкурентоспособность потребительских товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.