УДК 339.137
Д.С. БИЧОЕВА, аспирант
Пятигорский государственный технологический университет
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ И ЕЕ СВЯЗЬ С КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЦЕЛОМ
В статье изложены предпосылки, необходимые для активизации исследований в направлении формирования механизма обеспечения устойчивого процесса повышения конкурентоспособности организаций и их продукции, глубокого теоретического, методологического анализа сущности понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность организации», «конкурентоспособность потребительских товаров и услуг», обоснования эффективных методов и инструментария управления конкурентоспособностью на микроуровне в реальном временном и пространственном измерении. В работе представлен подход к оценке, критерию и показателю конкурентоспособности на микроуровне. Для конкретизации исследования рассматриваемой отраслью экономики была взята торговля.
В теории и практике экономической науки одним из ключевых понятий является «конкурентоспособность», которая наряду с другими аналогичными ему по степени обобщения, уровням соподчинения, взаимосвязям и т.п., такими как «полезность», «эффективность», «ценность» и др., является конкретной формой выражения более общего понятия «результативность».
Ранее нами уже обосновывалась точка зрения о несоответствии формы выражения понятия «конкурентоспособность потребительских товаров» его содержанию и была предложена другая форма. На наш взгляд, целесообразно кратко привести его и в рамках данной работы. Общеизвестно, что товар обладает потребительной стоимостью, то есть содержит в себе определенную совокупность свойств, элементов качества, отличающих и выделяющих его от других товаров. Товар не несет в себе одновременно функции носителя и самовыражения заложенных в него свойств.
В Философском энциклопедическом словаре [2, с. 649] так определено понятие «способность»: «способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности». На наш взгляд, способность есть возможность самореализации свойств в форме определенных конкретных действий, функций.
Очевидно, что носителем способностей и их самовыражения является только человек, живая материя. Товар же сам по себе не обладает никакой способностью, то есть возможностью самореализации свойств, в отличие от живой материи, например, человека. Только продавец и покупатель могут оценить степень привлекательности товаров, их «конкурентоспособность». Только человек способен извлекать из товара заложенные в нем полезные потребительные свойства для удовлетворения своих потребностей. Товар самостоятельно выразить свои особенности не в состоянии, поскольку он не обладает способностью к самовыражению, самореализации заложенных в него потребительских свойств как таковых. Вот почему потребительский товар, услуга, работа не могут обладать никакой способностью, в том числе и способностью к конкуренции, то есть быть конкурентоспособными. Конкурентными потребительские товары делает человек, он же и производит его выбор.
Разрешением этого противоречия в содержании и форме выражения понятия «конкурентоспособность» может стать замена этого понятия на другое - «конкурентность» или «конкурентность потребительского товара, услуги». В иерархически классифицированные «парные» понятия «результат - результативность», «эффект - эффективность», «польза - полезность», «прибыль - прибыльность (рентабельность)»
и т.д., по аналогии вписывается и исследуемая «пара» «конкуренция - конкурентность», а не как это имеет место в настоящее время, «конкуренция - конкурентоспособность». Поскольку понятие «конкурентность» является частным по сравнению с общим понятием «результативность», то определение содержания и форма выражения понятия «конкурентность» должны строиться на основе отношений «общее - особенное - единичное» и определяться содержанием и формой общего понятия «результативность». В соответствии с приведенными обоснованиями и аргументацией приведем следующие предлагаемые новые определения понятий.
Конкурентность - это степень соответствия товара (услуги, работы), объекта рынка имеющимся на нем однородным товарам (услугам, работам), объектам рыночных отношений.
Конкурентность товара, услуги - это степень соответствия, объективно-субъективная оценка удовлетворенности покупателя потребительными свойствами товара (услуги, работы) условно выраженными на единицу его стоимости.
Представляется, что данное определение содержания и формы выражения понятия «конкурентность» исключает отмеченные выше противоречия, более точно, согласуется и соподчиняется с общим по отношению к нему понятием «результативность».
Что касается понятия «конкурентоспособность товара, услуги, работы», на наш взгляд, при всей противоречивости между его содержательным наполнением и формой выражения, ставить вопрос необходимо осторожно. Это связано с тем, что на трансформацию содержания и формы выражения общепринятых понятий требуется определенное время для дискуссий, осознания и естественного процесса их утверждения в понятийно-категориальном аппарате. Ярким подобным историческим примером подтверждения этого является трансформация общепринятого понятия «товарооборот» в понятие «оборот» или «объем продаж», которая и до настоящего времени еще не завершена. В самом деле, товары в натурально-вещественной форме не оборачиваются, они только продвигаются из сферы обращения в сферу потребления, оборачивается лишь стоящая за ними стоимость.
И тем не менее, на наш взгляд, несмотря на очевидно существующую проблему и обоснован-
ность, с теоретической точки зрения, приведенных доводов в пользу понятия «конкурентность товара, услуги, работы», чтобы не ломать сложившихся традиций, на данном переходном этапе использование в равной степени обоих понятий «конкурентоспособность товара, услуги, работы» и «конкурентность товара, услуги» можно считать вполне допустимым.
В соответствии с иерархией уровней управления, организационно-технологической логистикой построения конкурентоспособность потребительских товаров и услуг является главным компонентом, образующим конкурентоспособность организации в целом. Исходя из такой постановки, когда конкурентоспособность потребительских товаров и услуг определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, получим формализованные взаимосвязи между этими одними из важнейших характеристик деятельности предпринимательских структур.
На рис. 1 представлена качественная связь между конкурентоспособностью отдельных потребительских товаров и услуг и конкурентоспособностью предпринимательской структуры в целом. Конкурентность (конкурентоспособность) потребительских товаров раскрывается через полезный эффект (совокупность потребительных свойств) и стоимость, а конкурентоспособность хозяйствующего субъекта - посредством объемов продаж или объемов удовлетворенного потребительского спроса на товары, услуги, работы и стоимость. При этом конкретной формой стоимости при конкурентоспособности потребительских товаров будет выступать, как правило, цена товара (или затраты, доходы, прибыль), а при конкурентоспособности организации - объем потребленного капитала (или стоимость совокупных затрат).
В [1] обоснован подход к оценке, критерию и показателю конкурентоспособности на микроуровне. Для конкретизации исследования, без которой обойтись невозможно, поскольку конкурентоспособность хозяйствующего субъекта требуется формализовать, в качестве рассматриваемой отрасли экономики была взята торговля. Такой выбор был не случаен, поскольку для любого вида деятельности объем продаж выступает основным показателем. В этом смысле торговля является одновременно конкретным видом
Рис. 1. Взаимосвязь между конкурентоспособностью отдельных потребительских товаров и услуг
и конкурентоспособностью организации в целом
деятельности и универсальным, необходимым для всех остальных, так как извлечение дохода возможно лишь в случае реализации объема произведенной продукции, объема заготовленных потребительских товаров и сырья, объема оказанных услуг, выполненных работ и т.п.
Основным показателем торговой деятельности является розничный оборот без налога на добавленную стоимость и акцизов. Розничный оборот (как любая выручка от продаж) состоит из оборота в ценах закупки (оборота по себестоимости покупки) (ОС), издержек обращения (И) и эффекта от реализации - прибыли, убытка, либо отсутствия эффекта - безубытка. С целью упрощения исследования выберем конкретную и желаемую любым хозяйствующим субъектом форму эффекта - прибыль от реализации (Пр) (для другой конкретной формы эффекта - убытка все рассуждения будут аналогичными):
ОР = ОС + И + Пр . (1)
Оборот в ценах закупки (оборот по себестоимости покупок) и издержки обращения вместе образуют совокупные затраты, или потребленный капитал (К ):
4 потр7
(2)
К = ОС + И .
потр
С учетом равенства (2) формализация (1) примет обобщенный вид
ОР = К + П .
потр р
(3)
Далее в работе [1] предлагается разделить обе части выражения (3) на объем продаж ОР, откуда получается
ор _ i _ кпотр ор _ _"ор"
П
+ -
i ор
1
+R
'к
ПР'
(4)
потр
где Кпр = - показатель эффективности форме рентабельности продаж; пКпотр - производительность или число оборотов потребленного капитала.
Из равенства (4) выражается рентабельность продаж [1]
Rnp _ 1 -
1
7 К
(5)
потр
В [1] предложен показатель экономичности хозяйствующего субъекта (ЭК), который характеризует уровень организации деятельности и уровень технологий, используемых в процессе ее ведения, и его возможно оценить с помощью приведенного в [1] ЭК. Экономичность функционирования любой экономической системы (Эк) определяется отношением величины потребленных в процессе деятельности ресурсов (Кпотр) к объему совокупных или примененных ресурсов
(К ):
4 прим7
эт
к
_ потр
к
(6)
прим
и выражает ее результативность в части организации и технологии использования имеющегося в распоряжении предприятия примененного капитала. Другими словами, экономичность характеризует уровень организации и технологии потребления совокупных ресурсов в процессе функционирования экономической системы. Экономичность отражает результативность функционирования организационно-экономического механизма потребления совокупных ресурсов или использования примененного капитала в рамках конкретной деятельности хозяйствующего субъекта. Это своеобразный «экономический показатель полезного действия», который позволяет оценить объем совокупных ресурсов, которые потребляются при использовании в процессе деятельности организации одной стоимостной единицы примененного капитала [1].
Если в равенство (6) ввести объем реализации (ОР) и произвести не нарушающие его преобразования, получим следующую форму
• ОР
К
эк = потр
К
_ прим
К
• ОР
прим
'К
(7)
потр
где пк - производительность (число оборотов) примененного капитала; иКп - производительность (число оборотов) потребленного капитала.
Из формализации экономичности (7) определим производительность потребленного капитала [1]
гк
к
_ прим
потр
эк
(8)
Выражение производительности потребленного капитала через производительность примененного капитала и экономичность (8) в подставляется в равенство (5) [1]:
Кпр = 1 - и
1
= 1 —
ЭК
К
прим
4 К
прим
ЭК
кс
'к
прим
эк
Экономическое содержание данного показателя характеризуется многообразием форм выражения:
- с позиций производительности совокупных ресурсов, полученный показатель отражает и позволяет количественно оценивать производительность примененного капитала, приходящуюся на единицу результативности функционирования экономической системы в части организации и технологии использования примененного капитала. Другими словами, это производительность совокупных ресурсов, которая соответствует достигнутой организацией уровня организации и технологий управления, то есть удельная производительность примененного капитала. Полученная хозяйствующим субъектом удельная производительность адекватно отвечает объективно сложившейся экономичности;
- с позиций скорости движения примененного капитала, предлагаемый показатель характеризует и позволяет количественно оценить его скорость (число оборотов капитала), которая напрямую зависит от сложившейся результативности организации деятельности и используемых хозяйствующим субъектом технологий.
Общий показатель (10) отражает все формирующие конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и обозначенные выше факторы: уровень организации деятельности в целом или организованность; уровень используемых технологий или технологичность; производительность (оборачиваемость) капитала (ресурсов) [1].
Общий показатель конкурентоспособности на микроуровне (10) легко упрощается, если подставить вместо производительности примененного капитала и экономичности соответственно их выражения [1]:
КС =
п К ОР: К ор
_ прим _ • прим _ ОР
(9)
ЭК
К ■ К
потр • прим
К
. (11)
потр
Из формализации (9) окончательно выделяется показатель
(10)
который в [1] определен как общий показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Показатель (10) полностью совпал с показателем производительности потребленного капитала, которая характеризует объем продаж, получаемый с одной стоимостной единицей потребленного капитала или число оборотов потребленного капитала (скорость его обращения). Исходя из того, что показатель производительности (числа оборотов или скорости обращения) потребленного капитала (совокупных затрат) трансформировался в
тождественный показатель (10), получаем, что оба показателя одинаково в полной мере отражают содержание конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Форма общего показателя конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть представлена обеими формализациями (11) [1].
Продолжим развитие исследования конкурентоспособности организации во взаимосвязи с конкурентностью потребительского товара.
На наш взгляд, приведенный подход в [1] возможно трансформировать и на конкурентность отдельного потребительского товара, которую предлагается рассматривать как степень соответствия объемов продаж конкретного потребительского товара (отдельной товарной группы или группы товаров) (ОР.) совокупным затратам по данному отдельному /-му товару (отдельной товарной группы или группы товаров) и оценивать как
кс..=.0Р'
к
(12)
потр.
К • ОР • к
потр;. ' ' потр
К • ОР • к
потр ' ' потр;.
d(j р. = КС—
d]
к
потр;.
к„
капитале; ¿/^ - доля оборота отдельного
товара в общем обороте.
Наконец, из формулы (13) получим искомую взаимосвязи конкурентоспособности организации и конкурентности отдельного /-го потребительского товара
(14)
КС = кс; • потр' dr
4ОР,
Согласно полученной формализации (14) для количества п потребительских товаров конкурентоспособность организации может быть выражена следующей системой:
d
кс = ксг
к
ntxipj
d,
ОР,
d
КС = КС2 - _Кпо1Е2_
Предлагаемый подход, позволяющий производить оценку конкурентности отдельного потребительского товара, носит общий характер, в отличие от ранее используемых, во-первых, взаимоувязывется с вышеприведенным подходом к оценке конкурентоспособности на микроуровне, во-вторых, определенным образом развивает теорию конкурентоспособности.
Выведем формализацию взаимосвязи конкурентоспособности организации и конкурентности отдельного потребительского товара. Преобразуем формулу (12), выразив конкурентность отдельного товара через конкурентоспособность организации (КС), долю потребленного капитала отдельного /-го товара в совокупных затратах
организации (с/к ) и долю оборота отдельного товара в общем обороте организации (¿/ор ): кс = ОРг • ОР • Кпотр _ ОР • ОРг • Кпотр
d.
(15)
ОРп
d.
d.
ор„
Если почленно сложить левые и правые части равенств системы (15) и выразить конкурентоспособность организации через конкурентности отдельных п потребительских товаров, получим окончательно
1 dK
dv
KC = --(KCl
nOTPj
с/,
КС,
потр 2
ОР,
d.
ОР.
dv
КС
потр
d.
(16)
ОР„
Z
dv
КС,
потр;
d,
ОР,
(13)
- доля потребленного капитала
где Л
к к
потр ( -^потр
отдельного товара в совокупном потребленном
Таким образом, согласно полученной формализованной модели (16), конкурентоспособность на микроуровне может быть выражена посредством конкурентности и соотношения долей потребленного капитала и объема продаж отдельных потребительских товаров. Величина потреблен-
ного капитала или совокупных затрат по каждому отдельному потребительскому товару может определяться различными способами. В случае наличия электронного учета подобных затрат она считается непосредственно прямым методом. Если такой учет не ведется, возможно производить различными опосредованными методами.
С помощью модели (16) возможно проводить факторный анализ, позволяющий определить весомость влияния конкурентности каждого отдельного потребительского товара на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта в целом, что важно при ее формировании и прогнозной оценке и принятии как стратегических, так и тактических управленческих решений.
Апробируем полученные результаты на материалах деятельности торговой предпринимательской структуры «Алиса» за 2009 г (табл. 1).
Таблица 1
Расчет конкурентоспособности организации и отдельных групп потребительских товаров предпринимательской структуры «Алиса» в 2009 г., млн руб.
Наименование групп товаров Объем продаж ОР Потребленный капитал, Кпо1р Доля потребленного капитала /-го товара в совокупных затратах, ^Кпотр / Доля оборота /-й группы товаров в общем объеме продаж, йОр / Конкурентность г-й группы товаров, КС Конкурентоспособность организации, КС
Продовольственные товары 5,40 4,48 62,79 62,22 1,21 -
Непродовольственные товары 3,20 2,72 37,21 37,78 1,18 -
Всего 8,60 7,20 100,00 100,00 1,19 1,19
- продовольственные товары (4,48:7,20) ■ 100 = 62,22;
- непродовольственные товары (2,72:7,20) ■ 100 = 37,78;
- всего
62,22 + 37,78 = 100.
2. Доля оборота отдельной /-ой группы товаров в общем объеме продаж, %:
- продовольственные товары (5,40:8,60) ■ 100 = 62,79;
- непродовольственные товары (2,72:7,20) ■ 100 = 37,21;
- всего
62,79 + 37,21 = 100.
3. Конкурентность /-ой группы товаров, рассчитанная по формуле (12), руб. / руб.:
- продовольственные товары 5,40:4,48 = 1,21;
- непродовольственные товары 2,72:7,20 = 1,76.
4. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, рассчитанная согласно формализации (16), руб. / руб.:
кс = 1. (1,21-06279+1,18.03221) = 1,19.
2 0,6222 0,3778
5. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, рассчитанная согласно формализации (11), руб. / руб.:
1,60
кс =
= 1,19.
На основе исходных данных предпринимательской структуры «Алиса» в 2009 г. произведем оценку конкурентоспособности как в целом, так и отдельных групп товаров.
1. Доля потребленного капитала отдельной /-й группы товаров в совокупных затратах организации, %:
7,20
6. Баланс:
1,19 = 1,19.
Таким образом, оценка конкурентоспособности предпринимательской структуры, согласно формулам (11) и (16), совпала.
Список литературы
1. Хозяйствующий субъект: конкурентоспособность, риски, информационное обеспечение / Д.Е. Давыдянц и др. - Ставрополь: Ставролит; СИЭУ ФПГТУ, 2010. -2010. - 116 с.
2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
В редакцию материал поступил 11.01.11
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность организации, конкурентоспособность потребительских товаров и услуг.