Научная статья на тему 'Конкурентоспособность подвижного состава автомобильного транспорта и ее оценка'

Конкурентоспособность подвижного состава автомобильного транспорта и ее оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / ROLLING STOCK / AUTOMOBILE TRANSPORT / PARAMETRIC INDEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Леонид Витальевич

Статья посвящена проблемам оценки конкурентоспособности автомобилей и направлена на разработку методов количественного определения значения этого показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE ROLLING STOCK AND ITS EVALUATION

The article deals with the problems of evaluation of the competitiveness of the automobiles and is aimed at developing methods to quantify the value of this indicator.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность подвижного состава автомобильного транспорта и ее оценка»

УДК 330.34

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ЕЕ ОЦЕНКА

Л.В. Ефремов

Статья посвящена проблемам оценки конкурентоспособности автомобилей и направлена на разработку методов количественного определения значения этого показателя.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, подвижной состав автомобильного транспорта, параметрические индексы.

В рыночных условиях конкуренция и конкурентоспособность продукции, товаров и услуг играют исключительно важную роль в экономике предприятий, организаций, регионов и страны в целом. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено практически во всем мире. Еще до 90-х гг. ХХ в. она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Даже в США, где в течение ХХ в. отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные секторы экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникационные системы, транс -порт, энергетика и другие высокотехнологичные отрасли экономики являются ярким примером конкуренции, обуславливающей постоянные инновации и быстрые темпы их развития.

Можно назвать области экономики, которые в состоянии противостоять влиянию конкуренции, но ни одна компания не может позволить себе игнорировать ее. А. Смит определил пять условий конкуренции:

1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре.

2. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы.

3. Хозяйствующий субъект должен обладать достаточными знаниями о рыночных возможностях.

4. Должна быть свобода действий в соответствии с этими знаниями.

5. Нужно достаточно времени, чтобы направляемые потоки ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

Закон РФ от 22.03.1991 г. №948-1 дает следующее определение о конкуренции: «Конкуренция - состояние хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные дейст-

вия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

В этом выражении содержатся важные признаки понятия «Конкуренция»:

1) содержанием конкуренции является состязательность (борьба) на рынке между хозяйствующими субъектами;

2) состязательность выражается в актив -ном поведении предпринимателей;

3) результат состязательности - ограничение возможности предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок.

Исходя из закона, можно выделить юридическое содержание конкуренции:

- конкуренция - это разновидность социального регулятора, влияющего на поведение различных субъектов;

- конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей;

- конкуренция - правомочная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которых является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами;

- конкуренция - общественные отношения между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.

Юридической предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности, гарантированная в ч. I ст. 8 Конституции РФ. Конституция в рыночной экономике выполняет функцию регулирования, мотивации, распределения и контроля, а также обеспечения безопасности.

Как было сказано выше, конкуренция, свободные цены и ценообразование являются необходимым элементом рыночных отношений, они могут существовать и развиваться только при самостоятельности предприятий. Роль цен в рыночных условиях значительно

возрастает. Она является мощным рычагом управления экономикой и орудием конкурентной борьбы.

Для выполнения поставленной задачи каждое предприятие (фирма, объединение, общество, ассоциация и т.д.) должно иметь цели и задачи ценовой политики. В основе ценовой политики должна лежать цель ценовой политики. Существует три цели ценовой политики: обеспечение сбыта, максимизация прибыли, удержание рынка сбыта.

Обеспечение сбыта - главная цель предприятий, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Для достижения поставленной цели используется занижение цены -цена проникновения, они предназначены для захвата доли рынка и способствует увеличению объема сбыта.

Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей. Например, предприятие стремится к достижению стабильно высокого уровня прибыли. Такая цель ставится не только предприятием, имеющим устойчивое положение на рынке, но и предприятием, не слишком уверенным в своем будущем, однако пытающемся максимально использовать для себя конъюнктуру рынка. Выбирая цель ценовой политики, предприятие дает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен, конкурентов и останавливается на таких ценах, которые обеспечат максимальную прибыль.

Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении предприятием существующего положения на рынке или благо -приятных условий для своей деятельности. При этом предприятие принимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы. Предприятие тщательно следит за ситуацией на рынке, динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Предприятие не допускает чрезмерного завышения или занижения цен на продукцию и стремится снижать издержки производства и сбыта. Чтобы правильно установить цену и ценовую политику в целом, необходимо после выбора цели ценовой политики определить спрос, издержки (себестоимость), анализ цен конкурентов и выбрать метод ценообразования. Невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Так как себестоимость является нижним пределом цены, то знание ее необходимо для определения цены. Существенное влияние на

уровень цен оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию (товары, услуги). Каждое предприятие должно знать свойства и цены на продукцию (товары, услуги) конкурентов. Уровень цен и их действие зависит от типа рынков. Обычно выделяют четыре типа рынков:

- свободной конкуренции;

- монополистической конкуренции;

- олигополистической конкуренции;

- чистой монополии.

Рынок свободной конкуренции характеризуется наличием множества фирм (когда ни одна из них не может оказать значительного влияния на уровень цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка), однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров, отсутствием ценовых ограничений.

Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары на рынке по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и отличается не только физическими характеристиками, качеством и оформлением, но и потребительскими качествами. Разницу между изделиями оправдывает большой диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи свои характерные черты и при этом используются разные стратегии ценообразования. Наиболее распространенная стратегия - установление цен по географическому признаку, когда фирма реализует свою продукцию потребителям в различные регионы страны по разным ценам.

Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (автомобили, продукция машиностроения, электротехника и т.д.), так и отличными друг от друга (сталь, одежда, пластмассы и т.д.). В такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В условиях олигополистической конкуренции используется много стратегий ценообразования, как координация действий при установлении цен.

На рынке чистой монополии господствует только один продавец.

В последние годы многие предприятия взяли на вооружение генеральную линию (стратегию), включающую:

- завоевание ранее утраченных позиций на рынке сбыта;

- вытеснение конкурентов путем установления конкурентоспособных цен на товары;

- улучшение торгового обслуживания населения за счет увеличения ассортимента и качества товаров;

- повышения культуры торгового обслуживания;

- оказания дополнительных сервисных услуг и т.д.

Основными направлениями установления конкурентоспособных цен на продукцию Российской автомобильной промышленности являются:

- расширение дилерской сети, с предоставлением права устанавливать различные преференции;

- постоянное обновление модельного ряда выпускаемых автомашин, не реже одного раза в 5 лет;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции и на этой основе установление конкурентоспособных цен, позволяющих конкурировать на рынке;

- изучение спроса и улучшение информационного обеспечения о ценах на товары, сырье от поставщиков и цен конкурентов, как на своем рынке, так и за его пределами;

- постоянное улучшение качества выпускаемых и продаваемых товаров;

- внедрение новых форм торговли и оказание дополнительных услуг, например, прием заявок на приобретение товаров через интернет-магазины, и др.;

- повышение культуры и качества торгового обслуживания.

Переход к рыночным отношениям в стране диктует и новые подходы к производству конкурентоспособных товаров, работ и услуг.

При командно-административной системе хозяйствования рынки России были защищены и доминирующие позиции на них были четко разграничены. Например, автомобильный рынок был полностью государственным. Конкуренция практически отсутствовала. Отсутствие конкуренции имело как свои положительные, так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести:

- фиксированные, не меняющиеся на протяжении ряда лет, государственные цены на все виды товаров и услуг;

- централизованное снабжение предприятий торговли позволяло до минимума сократить штат снабженцев и товароведов.

Отрицательным являлось то, что:

- централизованная (лимитная) система снабжения часто давала сбои, искусственно создавая дефицит на некоторые виды товаров и услуг;

- отсутствие конкуренции отрицательно сказывалась на качестве товаров, услуг, работ;

- уровень цен (тарифов) на большинство товаров и услуг не всегда отражал общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию.

Рыночные отношения в торговле породили большое многообразие предприятий различных организационно-правовых и форм собственности. При этом цены на реализуемые товары устанавливаются непосредственно самими продавцами исходя из конкурентоспособности и потребительских свойств. Однако конкурентоспособность любого товара определяется конечным его потребителем (покупателем).

Исследования поведения покупателей показывают, что в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого соотношение полезного эффекта (Э) к затратам на приобретение и использование (З) максимально по сравнению с другими товарами, поэтому конкурентоспособность товара приобретает вид:

Э

КТ = з ® max (1)

Затраты покупателя складываются из двух частей - расходов на покупку или розничной цены товара (ЦТ) и расходов на эксплуатацию (РЭ).

3 = Цт + рэ (2)

Затраты на приобретение и использование можно заменить термином «Цена потребления».

Из выражения (1) следует, что наиболее конкурентоспособен товар с минимальной ценой потребления за весь срок службы.

Однако этот экономический показатель при всей важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности товара. Соответствие определенного товара условию конкурентоспособности (1), можно узнать в процессе сравнения его с другими изделиями, представленными на рынке. Методика оценки конкурентоспособности товара включает следующие этапы:

- анализ рынка (изучение рынка, конкурентов, потребностей потенциальных покупателей) с целью формирования требований к товару и выбора аналога (эталона) в качестве базы для сравнения;

- определение перечня параметров, подлежащих сравнению и оценке (технических, экономических, нормативных) с целью установления удельного веса;

- расчет параметрических индексов (единичных и сводных) с учетом выбранных измерителей (натуральных, трудовых, стоимостных, в процентах, долях и т.д.) по каждому параметру;

- расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара;

- разработка мер по повышению конкурентоспособности товара.

Наиболее ответственным моментом является выбор эталона. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов всей работы. Аналог должен принадлежать именно к той группе товаров, что и предлагаемое изделие, иметь одинаковое количество сравниваемых параметров, быть наиболее представляемым для данного рынка и завоевавшим максимальное число покупательских симпатий.

При назначении подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности товара исходят из того, что часть их характеризует потребительские свойства товара (для автомобиля: грузоподъемность, проходимость, расход горюче-смазочных материалов и др.), а часть экономические (стоимость, расходы на эксплуатацию и т.д.). Далее устанавливают иерархию этих параметров, выдвигая на первый план наиболее значимых для потребителя.

Расчет параметрических индексов производится по каждому показателю. Для определения единичного параметрического индекса можно воспользоваться формулой

автомашина УАЗ-452 - 1 т, следовательно:

ие = , и

Е П

тр

И

Е 2

1

2

по данному параметру спрос удовлетворяется на 50%;

3) покупателю необходим автомобиль с расходом топлива 7 л на 100 км пробега, фактический расход 15 л/100 км

Иез =15 = 2,14,

7

но анализируемый показатель имеет обратную зависимость, т.е. в данном случае для потребителя лучше иметь товар с меньшим значением показателя

И

1

Е3

2,14

0,47

Исследуемых показателей может быть большое множество, все зависит от запросов потребителя. Но для дальнейшего анализа необходимо произвести ранжирование рассматриваемых эксплуатационных показателей. Для нашего случая принимаем удельный вес конкретного показателя в запросах потребителей:

- проходимость 50%;

- грузоподъемность 30%;

- расход топлива 20%.

Сводный параметрический индекс рассчитывается по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ис =£ а, • И Е

(4)

(3) где а, - удельный вес ьго параметра;

где Ппр и Птр - соответственно, параметры товаров предлагаемых и наиболее требуемых потребителям (товара - эталона).

Например: потребителям требуется автомашина полноприводная, грузоподъемностью

2 т, расходом топлива 7 л на 100 км. Российская автомобильная промышленность может предложить по требуемым параметрам автомашину УАЗ-3303.

Последовательно рассчитаем единичный индекс:

1) основное требование потребителя -проходимость. Предлагаемая машина имеет колесную формулу 4 х4, что и требуется покупателю:

И = 4 х 4 = 1

Е1 4 х 4

2) требуемая грузоподъемность 2 т,

Ие1 - единичный параметрический индекс /'-го параметра;

п - количество рассматриваемых параметрических индексов.

Для нашего примера сводный параметрический индекс составит:

Ис = 0,5 -1+ 0,3 • 0,5 + 0,2 • 0,47 = 0,744

Следовательно, потребности покупателя в данном товаре удовлетворяются на 74,4%.

С помощью единичных и сводных параметрических индексов можно судить о конкурентоспособности товара по отдельным параметрам или в совокупности.

Для выбора наиболее конкурентоспособного автомобиля покупатель может сравнить не два как в нашем случае, а несколько. В этом случае ряд предлагаемых автомашин могут быть сопоставлены с эталоном. Для сравнения наиболее пригодны показатели

I =1

сводных параметрических индексов. Соизмерив сводные параметрические индексы предлагаемых товаров, и товаров-эталонов определим интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара:

К

Иг

ТИ

Иг

(5)

где ИСП и ИСЭ - сводные параметрические индексы соответственно, по предлагаемым и эталонным товарам.

Если КТИ >1, то наш товар превосходит по конкурентоспособности сравниваемый образец; если КТИ <1, он уступает образцу; КТИ =1 - товар и образец находятся на одинаковом уровне.

Покупатель из двух однородных товаров всегда выбирает тот, который дешевле, а из товаров с одинаковой ценой - с наивысшими потребительскими свойствами.

Благодаря разработкам научно-технического прогресса создаются благоприятные условия для повышения потребительских параметров продукции и использования следующих факторов конкурентоспособности:

- снижения эксплуатационных расходов;

- сокращения сроков доставки товара от производителя к потребителю;

- создания сбытовой и сервисной сети;

- обеспечения соответствия товара национальным и международным стандартам.

Конкурентоспособность товара повышают, добиваясь соответствия его потребительских характеристик запросам покупателей, с учетом как стоимостных, так и неценовых факторов.

Конкурентоспособность любого товара определяется конечным его потребителем (покупателем).

Источники и литература

1. Васильева И.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. М: АО "Бизнес школа", "Интел-синтез", 1995. 64 с.

2. Алешин И.В., Автономов В.С. и др. Вехи экономической мысли. Т. 2. Теории фирмы. СПб.: Экономическая школа. 1999, 594 с.

3. Поукона М.А., Тейлор А.Х. Финансовое планирование и контроль: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. 480 с.

4. Тотьев К..Ю. Конкурентное право (отв. ред. Олейник О.М.). М.: Юрид. фирма "Контракт", "ИНФРА-М", 2000. 126 с.

Efremov L.V. COMPETITIVENESS OF THE ROLLING STOCK AND ITS EVALUATION

The article deals with the problems of evaluation of the competitiveness of the automobiles and is aimed at developing methods to quantify the value of this indicator.

Keywords: competition, competitiveness, rolling stock, automobile transport, parametric indexes.

ЕФРЕМОВ Леонид Витальевич родился в 195? г., окончил Нижегородский институт инженеров водного транспорта (1993), канд. экон. наук (199B), доцент (2002) кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор B0 работ.

УДК 339.97

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ЮЖНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА

Ш.М. Мунши, А.Ю. Мунши

Рассмотрены актуальные вопросы состояния экономик стран южноазиатского региона и представлены возможные прогнозы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: мировая экономика, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, портфельные инвестиции, экспорт, инфляция, баланс текущего счета, ставка рефинансирования, бюджетный дефицит.

В XXI в. одним из ключевых локомотивов данном регионе расположены три из десяти мировой экономики становится Азия. В стран с наибольшим объемом экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.