ББК У 9(2) 28 УДК 65.011.1
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
В.В. Жариков, Р.В. Жариков
Кафедра «Экономика и управление», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором А.П. Романовым
Ключевые слова и фразы: дифференциация товара; издержки производства; интеграция; инновации; конкурентоспособность; олигополия; производительность труда; промышленное предприятие; теория игр; типы рынков; цена продукта.
Аннотация: Исходя из теоретических положений выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, на основе теории игр рассмотрены конкурентные взаимоотношения двух конкурентов на рынке машиностроительной продукции, предложены пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе снижения издержек производства и дифференциации товара.
Проблема повышения конкурентоспособности рассмотрена нами на примере машиностроительных предприятий.
Конкурентоспособность предприятия на рынке характеризуется состоянием его научно-производственного потенциала и конкурентоспособностью его продукции на рынке. В свою очередь, конкурентоспособность машиностроительной продукции определяется качеством, ценой и состоянием сервисного обслуживания.
Конкурентоспособность предприятия можно рассматривать как его преимущества по сравнению с конкурентами в области создания, производства и сбыта продукции. При этом важнейшим сравнительным элементом являются издержки на производство и сбыт продукции.
Эффективная конкуренция по А. Смиту возможна при свободном соперничестве продавцов и покупателей, что возможно при соответствующем законодательстве и государственном регулировании [1].
М. Портер считал, что конкурентоспособность отражает степень использования ресурсов. Конкурентоспособность товара, по его мнению, определяют в основном два фактора: низкие по сравнению с товарами конкурентов издержки производства и дифференциация товара [4].
Н. Ансофф конкурентный статус предприятия предлагал измерять показателем продуктивности (рентабельность стратегического капитала) [5].
Исходя из теоретических предпосылок, можно сделать вывод, что на конкурентоспособность предприятия оказывают влияние следующие факторы:
- состояние научно-производственного потенциала и инфраструктуры;
- издержки производства и сбыта продукции;
- дифференциация товара;
- рентабельность инвестированного (стратегического) капитала.
На условия работы предприятий на рынке оказывает значительное влияние внешняя среда [2]. Экономические реформы, проводимые в России, не позволили еще сформировать в стране действенную модель рыночного хозяйства и устойчивую экономическую систему.
Формирование рыночного хозяйства в России идет медленно и с большими трудностями. Провозглашение рыночных экономических отношений потребовало создание рыночной инфраструктуры. Неразвитость последней, разделение экономического пространства бывшего СССР и проведенная приватизация, которая не позволила сформировать эффективного собственника, способствовали спаду объемов производства, резкому сокращению численности работающих и снижению финансовой устойчивости промышленных предприятий (ПП) [3] .
В настоящий период промышленные предприятия испытывают острый недостаток в научном, методическом, информационном обеспечении в связи с отсутствием информационно-методических и маркетинговых центров, венчурных фирм.
Научно-производственный потенциал современной России характеризуется деградацией отраслевой науки, которая выполняла роль передаточного механизма между фундаментальной наукой и промышленными предприятиями по созданию новейших технологий и новой техники, а также старением производственных фондов на предприятии (табл. 1). В последние годы из-за тяжелого финансового положения промышленные предприятия практически не обновляли технологическое оборудование.
В рыночных условиях необходимо более полное удовлетворение спроса, а это возможно в случае дифференциации товара. На примере прессов вулканизационных, выпускаемых ОАО «Тамбовполимермаш», нами предложена дифференциация данного товара в пределах параметрического ряда, построенного на принципе ограничения ряда величин гидравлического давления (атм.): 25, 40, 100, 160, 200, 250, 500, 1000. Предлагаются к производству прессы гидравлические с давлением: 40, 160, 250, 500. При этом необходима дифференциация прессов и по размеру плит. В настоящее время завод выпускает прессы гидравлические 160 - 600x600 мм (давление 160 атм., размер плит 600 мм) двух- и четырехэтажные. Данный пресс используется на заводах по производству резино- и асбестотехнических изделий. При этом на плите устанавливается только одна пресс-форма по изготовлению накладки к диску сцепления грузовых автомобилей, а если использовать плиту с размерами 800x800 мм, то устанавливается четыре пресс-формы (рост производительности труда).
Особое влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает тип рынка, на котором работает предприятие.
Таблица 1
Физическое состояние основных средств иа ОАО «Тамбовполимермаш»
Годы Первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств, тыс. руб. Износ основных средств, тыс. руб. Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб. Коэффициент
износа годности
2GG1 214097 126127 87970 G,6 1 G,39
2GG2 207762 128244 79518 G,62 G,38
2GG3 238173 147808 90365 G,69 G,31
Из ограниченного количества типов рынки несовершенной конкуренции -наиболее часто встречающиеся в реальной жизни общества. Механизм таких рынков основан на конкуренции между фирмами за объем продаж. В настоящее время одной из самых распространенных рыночных структур является монополия, в частности, ее модель - олигополия. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором работает несколько фирм, небольшая часть которых контролирует значительную долю рынка. Олигополистический тип рынка характерен для продукции машиностроительных предприятий [6].
На олигополистических рынках России господствует от двух до четырех фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков.
1 Всего несколько фирм снабжают весь рынок своими товарами. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
2 По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Поэтому эти фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличием на рынке.
3 Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.
Основными изменениями на машиностроительных предприятиях в процессе формирования рыночных отношений являются следующие.
1 Отход от установившейся специализации. В современных условиях предприятия свободны в выборе номенклатуры производимой продукции. С одной стороны, это является преимуществом, так как предприятия для более полной загрузки производственных мощностей могут принимать к исполнению продукцию по своим возможностям. А, с другой стороны, государство предприятиям не только не гарантирует загрузки через госзаказы, но и даже выживание.
2 Формирование отраслевой конкуренции. При этом необходимо учитывать, что в ранее сложившиеся отрасли пытаются войти новые конкуренты, в российской действительности это, прежде всего, предприятия военно-промышленного комплекса. Поэтому конкурентная среда формируется предприятиями, которые ранее входили в отрасль, а также новыми субъектами рынка.
3 Наблюдается дифференциация товаров. В борьбе за потребителя предприятия производители пытаются полнее удовлетворить сегмент рынка, на котором они работают.
4 Финансовые условия и наличие свободных производственных мощностей способствуют организации диверсифицированного производства.
5 На рынке машиностроительной продукции наблюдается процесс интеграции, если вертикальная интеграция в широких масштабах невозможна, то горизонтальная интеграция за счет слияния и поглощения уже наблюдается и в дальнейшем этот процесс будет нарастать за счет создания корпораций с охватом всего цикла создания и тиражирования оборудования и узлов.
6 На рынке товаров промышленного назначения практически произошла переориентация с «рынка производителя» на «рынок потребителя».
7 На рынке машиностроительной продукции еще не определено место малым предприятиям, как производителям отдельных деталей, узлов и конечной продукции.
8 Выживание промышленных предприятий во многом зависит от их взаимодействия, как по стадиям технологического процесса, так и по сбыту продукции.
9 Не определена еще степень государственного регулирования на российском экономическом пространстве, что усугубляет и без того тяжелое положение предприятий.
В литературе обычно рассматривается положение на олигополистическом рынке по фирмам [7]. По нашему мнению это не корректно, так как каждая фирма
производит несколько товаров. При этом необходимо учитывать особенности олигополистического рынка в России, характеризующегося жесткой специализацией советских времен.
Если рассмотреть российский рынок оборудования для переработки полимерных материалов, то можно отметить, что на рынке работают шесть предприятий, а по каждому виду оборудования ведущими фирмами являются две-три. Например, по вальцам 800 мм выпускающими фирмами являются ОАО «Тамбовполимермаш» и ОАО «Ярполимермаш», а по ведущему оборудованию для шинной промышленности - форматорам-вулканизаторам - ведущими фирмами являются ОАО «НИИРТмаш» и ОАО «Тамбовполимермаш». На примере последних двух фирм и рассмотрим эффективность их работы на олигополистическом рынке.
Эффективность функционирования предприятия зависит в основном от эффективности производства и конъюнктуры рынка. При этом эффективность производства как бы соединяет два противоречивых условия: минимизация объемов производства продукции и максимизация прибыли.
В теории известны подходы, обеспечивающие эффективность производства. Так Д.Н. Хайман считает, что «эффективный выпуск товара имеет место, когда отсутствует возможность увеличить чистый выигрыш от его потребления».
Эффективный выпуск товара максимизирует сумму выигрыша производителя и потребителя. При этом конкурентное равновесие считается эффективным.
В случае олигополистического рынка долгосрочные издержки уменьшаются во всем диапазоне рыночного спроса из-за экономии за счет роста масштаба производства. В этом случае предприятия максимизируют свою прибыль, так как цена единицы товара превосходит средние и предельные издержки.
На рынке форматоров-вулканизаторов сталкиваются два предприятия ОАО «Тамбовполимермаш» и ОАО «НИИРТмаш». Задачу распределения здесь можно решить на основе математической теории игр.
Объем спроса зависит в какой-то степени от уровня назначаемых цен, а также технического уровня и качества изделий. Если учесть, что последние влияют на цену, можно считать, что объем спроса на отечественное оборудование можно описать функцией d(P). От уровня цен зависят и объемы предложений конкурентов:
- ОАО «Тамбовполимермаш» - Si(P);
- ОАО «НИИРТмаш» - S2(P).
Данные функции теоретически определяются уровнем предельных издержек каждого предприятия. В практике на данный показатель влияют, прежде всего, наличие производственной мощности и производственной площади, а так же доля данной позиции товара в ассортименте предприятия.
Оба предприятия, предлагая практически оборудование одного и того же уровня, назначают одну и ту же цену, тогда ОАО «Тамбовполимермаш» сможет продать количество форматоров, равное
ri(P) = d(P) - S2(P),
где n(P) - остаточная функция спроса.
Соответственно «НИИРТмаш» продаст:
r2(P) = d(P) - Si(P);
Si (P) = n(P).
Каждое предприятие решает задачу поиска равновесного уровня цен P, при которых:
ОАО «Т амбовполимермаш»: Si(P) = d(P) - S2(P);
ОАО «НИИРТмаш»: S2(P) = d(P) - Si(P).
В этом случае: d(P) = Si(P) + S2(P).
так:
^(Р)^(Р) = 4:1.
Тогда Sl(P)/S2(P) = (¿(Р)4)/5.
А доход каждого предприятия будет определяться по следующим зависимостям:
ОАО «Т амбовполимермаш»: Б1 = Р^(Р)4/5;
ОАО «НИИРТмаш»: Б2 = Рс1(Р)/5.
Общая сумма дохода на рынке форматоров-вулканизаторов: Б = Р^(Р).
Максимум дохода каждое предприятие получит в случае полного удовлетворения спроса своего сегмента (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что доход на данном рынке распределился следующим образом: Б1 - доход от реализации форматоров-вулканизаторов ОАО «НИИРТмаш», а Б2 - доход от той же продукции ОАО «Тамбовполимермаш».
В российских условиях на конкурентоспособность предприятия оказывает большое влияние величина затрат и цена продукции. Поэтому нами на примере машиностроительной продукции проведен анализ, даны предложения, и проведены расчеты по снижению себестоимости производства продукции. При этом необходимо учесть ситуацию в ценообразовании, когда многие участники товародвижения увеличивают затраты и, соответственно, цену изделий. В этом случае производитель не может использовать в полной мере ценовую политику для увеличения реального спроса при высокой его потенциальной величине, так как конечная цена формируется без его участия. Это существенное обстоятельство предприятие может использовать как свое конкурентное преимущество в случае контроля всей товаропроводящей цепи.
В табл. 2 показаны структура и динамика затрат на производство глубинных насосов для нефтедобывающей отрасли.
Из данных таблицы видно, что затраты по всем статьям себестоимости, кроме амортизации, увеличились. Рост затрат объясняется, в основном, ростом цен на ресурсы, включая трудовые. При этом положительным является то, что рост объемов продаж опережает рост заработной платы, снижаются также и затраты на рубль товарной продукции.
Продукция машиностроения является материалоемкой продукцией, так как в себестоимости продукции стоимость материалов занимает от 45 до 75 процентов. Поэтому снижение себестоимости продукции должно быть направлено на снижение стоимости материалов и рост производительности труда (относительное снижение трудоемкости).
Рис. 1 Модель распределения доходов между конкурентами
Т аблица 2
Структура и динамика затрат на производство насоса НПЦ-32
2001 год 2002 год
Показатели руб. уд. вес затрат, % руб. уд. вес затрат, %
Товарная продукция 458820,00 669600,00
Затраты на производство
продукции, в т.ч.:
- материальные затраты 127155,86 51,36 142985,71 50,95
- затраты на оплату
труда 13042,9 5,2 18831,19 6,7
- отчисления в единый
социальный налог 5470,20 2,2 6998,84 2,49
- амортизация основных
фондов 4595,2 1,8 4493,54 1,6
- прочие затраты 97310,7 39,3 107293,12 38,2
Себестоимость товарной продукции 247575,12 100 280602,4 100
Затраты на один рубль
товарной продукции 54 41,9
(коп.)
Расчеты показывают, что применение более дешевых материалов, в том числе металлополимерных материалов, позволит снизить себестоимость продукции на 4135 рублей (табл. 3).
Т аблица 3
Смета затрат на производство продукции
Элементы затрат Сумма в 2001 г., руб. Сумма после снижения, руб. Отклонение, руб.
Материальные затраты 142985,71 13850,71 - 4135
Затраты на оплату труда 18831,19 18831,19 -
Отчисления на социальные нужды 6998,84 6998,84 -
Амортизация основных фондов 4493,54 4493,54 -
Прочие затраты 107293,12 107293,12 -
Итого затрат 280602,4 276467,4 - 4135
В табл. 4 показано снижение себестоимости продукции за счет роста производительности труда.
Таблица 4
Смета затрат на производство продукции
Элементы затрат Сумма в 2001 г., руб. Сумма после снижения, руб. Отклонение, руб.
Материальные затраты 142985,71 142985,71 -
Затраты на оплату труда 18831,19 15168,19 - 3663
Отчисления на социальные нужды 6998,84 5460,5 - 1538,3
Амортизация основных фондов 4493,54 4493,54 -
Прочие затраты 107293,12 107293,12 -
Итого затрат 280602,4 275401,06 +5201,34
Общее снижение затрат на производство продукции показано в табл. 5.
Таблица 5
Расчет размера снижения себестоимости за счет мероприятий
Мероприятия Себестоимость продукции в 2001 г., руб. Процент снижения, % Сумма снижения, руб.
Проведение прогрессивного нормирования расхода материалов в производстве 280602,4 1,47 4135
Совершенствование уровня производства и труда (снижение трудоемкости изделий) 280602,4 1,85 5201,34
Итого 280602,4 3,34 9336,34
Снижение издержек производства и сбыта продукции ведет к повышению конкурентоспособности предприятия за счет большей маневренности в ценовой стратегии, а дифференциация товара - к росту объемов производства и более полному удовлетворению рыночного спроса.
Список литературы
1 Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэкгиз, 1962.
2 Маршалл, А. Принципы экономической науки: пер. с англ. / А. Маршалл. -М.: Прогресс, 1988. - 878 с.
3 Экономика / под ред. А. С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1994. - 632 с.
4 Портер, М. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001. - 232 с.
5 Ансоф, Н. Стратегическое управление: пер. с англ. / Н. Ансоф. - М.: Экономика. 1989. - 708 с.
6 Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / Дж. Хайтман. - М.: финансы и статистика, 1992. Т.1 - 372 с.
7 Уотермен, Ф. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: пер. с англ. / Ф. Уотермен. - М.: Прогресс, 1988. - 172 с.
Competitiveness of Industrial Enterprise and the Ways of its Increasing
V.V. Zharikov, R.V. Zharikov
Department “Economics and Management ”, TSTU
Key words and phrases: product differentiation; overheads; integration; innovations; competitiveness; oligopoly; labor productivity; industrial enterprise; game theory; market types; product price.
Abstract: Based on theoretical grounds the factors influencing enterprise competitiveness are revealed; on the basis of game theory competitive relations between two competitors on the market of machine engineering production are studied; the ways of increasing enterprise competitiveness by reducing overheads and product differentiation are proposed.
Konkurrenzfähigkeit des Industriebetriebes und die Wege ihrer Steigerung
Zusammenfassung: Von den theoretischen Stellungen ausgehend, sind die Faktoren gezeigt, die auf die Konkurrenzfähigkeit des Betriebes beeinflussen. Auf Grund der Spieltheorie wurden die Wechselbeziehungen der zwei Konkurrenten auf dem Markt der Maschinenbauproduktion betrachtet. Es sind die Wege der Steigerung der Konkurrenzfähigkeit des Betriebes auf Grund der Senkung der Erzeugungskosten und der Warendifferenzierung vorgeschlagen.
Compétitivité de l’entreprise industrielle et voies de son augmentatuion
Résumé: En partant des fondements théoriques sont déduits les facteurs qui influencent sur la compétitivité de l’entreprise; à la base de la théorie des jeux sont examinées les relations mutuelles de deux concurrents sur le marché des produits des constructions mécaniques; sont proposées les voies de l’augmentatuion de la compétitivité de l’entreprise à la base de la réduction des frais de production et de la différenciation des articles.