ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.43
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ПОСТ- COVID-19
Александров А.М., бакалавр 2 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика». Научный руководитель: д.э.н., профессор Ажлуни А.М.
АННОТАЦИЯ
Одной из важнейших тем современных экономических исследований, проводимых ведущими международными организациями, такими как ООН, ОЭСР, ВЭФ, Международным институтом менеджмента и др., являются проблемы национальной конкурентоспособности стран мира. В статье рассматривается, как фундаментальные структурные изменения в отраслевой, социальной и институциональной сферах мировой экономики трансформируют концепцию, цели, задачи и факторы конкурентоспособности национальных экономик. Анализируются основные направления стратегии нового глобального экономического устройства через призму концепции устойчивого развития и инклюзивной экономики, формирующие вызовы российской конкурентоспособности в условиях пост COVID-19. Освещаются актуальные аспекты экономики в реализации новых принципов в управлении и подходов к факторам конкурентоспособности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Конкурентоспособность, экономическая эффективность, определение конкурентоспособности.
ABSTRACT
One of the most important topics of modern economic research conducted by leading international organizations, such as the UN, OECD, WEF, International Institute of Management, etc., are the problems of national competitiveness of the countries of the world. The article examines how fundamental structural changes in the sectoral, social and institutional spheres of the world economy transform the concept, goals, objectives and factors of competitiveness of national economies. The main directions of the strategy of the new global economic structure are analyzed through the boundaries of the concepts of sustainable development and inclusive economy, which represent the problems of Russian competitiveness in the post COVID-19 conditions. Current aspects of the economy have been highlighted in the introduction of new governance rules and approaches to competitiveness factors.
KEYWORDS
Competitiveness, economic efficiency, definitions of competitiveness.
Введение. За последние десять лет экономика нашей страны находилась в устойчивом стагнационном тренде. Например, с 2012 по 2018 год ВВП России вырос всего на 6,7%, что в 4 раза меньше роста мировой экономики (27,6%) за этот период. В то же время, с 2005 по 2011 год, т.е. за предыдущие семь лет ВВП России вырос на 24,1%. Правительство Российской Федерации в очередной раз поставило себе амбициозную задачу - «Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. В то же время темпы экономического роста должны превышать мировые».
Без изменения структурных параметров российской экономики, не может быть решена проблема увеличения её темпов роста. В таком случае важно обратиться к уже приобретённому опыту работы с подобными проблемами среди других стран.
Конкурентоспособность является важнейшим показателем успешного развития страны и фактором ее положения на мировой экономической арене.
Первоначально понятие «конкурентоспособность» трактовалось как способность конкурировать. Со временем, определение подверглось многочисленным изменениям, так как с развитием цивилизации появляется много новых институтов и факторов способствующим изменению понятия конкурентоспособности.
Так, в докладе, представленном на Всемирном экономическом форуме в 2019 году. (Всемирный экономический форум, ВЭФ 2019-05-09) конкурентоспособность понимается как «способность страны поддерживать высокие доходы, поддерживать баланс в социально-экономических условиях и поддерживать удовлетворенность жизнью граждан».
Концепция «конкурентоспособности» как аналитического и оценочного института имеет глубокие корни и долгую историю развития. Прототипом Института конкурентоспособности в какой-то степени можно считать теорию и показатели экономической эффективности, а в дальнейшем, начиная с середины 70-х гг. прошлого века, теорию социально-экономической эффективности национальной экономики.
Теория эффективности была разработана как на репродуктивном уровне (макроуровень), так и на уровне предприятия (микроуровень). Критерием социально-экономической эффективности на макроуровне являлась взаимосвязь между конечным результатом производства (национальным доходом) и затратами на все виды факторов производства. Для того чтобы измерить экономическую эффективность, необходимо соотнести результаты работы и затраты по его получению. Параметр отражает, насколько эффективным был период, за который был достигнут результат компанией, и каким образом она может получить максимальную прибыль при минимальных издержках.
На практике СССР особое внимание уделялось именно теории эффективности инвестиций. Сначала определяется степень привлекательности потенциальной инвестиции, далее рассчитывается коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, и сравнивается со сроком окупаемости дополнительных инвестиций. Данная практика работала ещё до того, как понятие конкурентоспособности популяризовалось.
Сравнительная экономическая эффективность считалась преимуществом, поскольку способность одной страны производить товары с тем же названием по более низкой цене по сравнению с другой страной. Функция сравнительной экономической эффективности заключается в определении и обосновании наиболее экономически и финансово выгодного варианта решения конкретной проблемы, например, выбора бизнеса или делового партнера.
С появлением теории конкуренции само понятие "конкурентоспособность" и институт конкурентоспособности начали стремительно обновляться как в деловой практике, так и в макроэкономической политике.
В начале 70-х. годов, ведущие страны ХХ века провозгласили повышение конкурентоспособности главной задачей (целью) своего экономического развития.
Основная часть. Расчеты глобальной конкурентоспособности (блок экономических показателей) традиционно основываются на показателе ВВП и факторах, определяющих его производство в определенный период экономического развития. Во второй половине XX века был введён новый показатель в экономическую теорию - экономическая устойчивость.
В условиях глобализации, устойчивое развитие является эталоном верного экономического развития на всех уровнях развития общества. В связи с истощением ресурсов (по мнению экспертов) многие страны пришли к одному выводу: необходима новая модель развития - устойчивого развития, которое обеспечит рост показателей
конкурентоспособности стран. В материалах мировых экономических институтов нет точного определения устойчивости экономического роста, однако с точки зрения ООН, устойчивый экономической рост это развитие, которое отвечает потребностям нынешнего поколения и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
В целях обеспечения мира и безопасности ООН предложили определение целей в области развития после 2015 года. Он основан на четырех взаимозависимых измерениях: инклюзивный экономический рост, инклюзивное социальное развитие, устойчивое экологическое развитие и поддержание мира и безопасности. В 2018 году ВЭФ предложил показатель интегративного (комплексного, всеобъемлющего) развития в качестве показателя конкурентоспособности. По мнению членов Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности ООН, «устойчивое и инклюзивное развитие - это не только цель, но и наилучший инструмент, доступный международному сообществу для предотвращения возникновения различных проблем».
Концепция инклюзивного роста (индекс инклюзивного развития; И!) оценивает 107 стран с точки зрения критериев роста, справедливости и устойчивости. Его основные принципы были разработаны и закреплены во многих основополагающих документах.
Ни в экономической литературе, ни в официальных документах не встречается сформулированного определения развития интеграции. В то же время его ключевые моменты и преимущества широко распространены. Концепция инклюзивного экономического роста заключается в том, чтобы сместить приоритет с чисто экономических целей на социальные. Основной целью стратегии инклюзивного экономического роста является устойчивое повышение уровня жизни населения в контексте современных вызовов, стоящих перед экономикой и обществом, на основе равных возможностей в доступе к рынкам и ресурсам в производстве. Предлагаемый подход к экономической практике капиталистической экономики, на мой взгляд, характеризуется сочетанием несовместимых мотиваций ценностей.
Это сходство дает толчок к новому пониманию накопленного советского опыта, служит возможностью для глубокого междисциплинарного анализа специалистов -экономистов, политэкономов, философов, историков, политиков, социологов и др.
Позиция государства в обеспечении конкурентоспособности страны. Впервые о идее конкурентоспособности России упомянул Владимир Путин в одном из своих посланий Федеральному Собранию в 2000 году. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» напрямую не направлен на повышение конкурентоспособности страны, он относится к основным институтам, на которые возлагаются надежды в этой области. В нем были поставлены амбициозные цели по осуществлению новаторского научно-технического, социально-экономического и экологического развития страны.
По мнению Майкла Портера, (известный Американский экономист), важнейшим условием и актуальной проблемой конкурентоспособности Российской экономики является сочетание одновременно политики макроэкономической, финансовой стабильности и инновационной научной политик.
С 2019 года, эксперты ВЭФ используют новый способ расчёта оценки конкурентоспособности стран. Новая методика была необходима, так как за время пока она не изменялась, в мире произошло много изменений и факторов, которые необходимо учитывать при расчёте конкурентоспособности.
В результате новой методики расчёта Россия заняла 43-е место в списке наиболее конкурентоспособных стран, с 65,6 баллами из 100. В индексе ВЭФ - индексе интегративного развития (индекс инклюзивного развития; И!) Россия заняла 13-е место. место среди 78 развивающихся стран.
Ранг национальной конкурентоспособности все больше определяется новыми факторами, связанными с инновациями, которые возникли в связи с так называемой
четвертой промышленной революцией. Россия, по оценкам экспертов ВЭФ, в 2019 году займет около 40 мест. место среди развивающихся стран с точки зрения развития цифровизации в этой стране.
Ранг национальной конкурентоспособности все больше определяется новыми факторами, связанными с инновациями, которые возникли в связи с так называемой четвертой промышленной революцией. Россия, по оценкам экспертов ВЭФ, в 2019 году займет около 40 мест. место среди развивающихся стран с точки зрения развития цифровизации в этой стране.
Среди факторов, препятствующих созданию интегрированной системы цифровизации экономики и общества, можно выделить:
- Внешние (для цифровизации) - недостаточное и неравномерное распределение средств, необходимых для финансирования практически всех элементов инновационной системы (образование; исследования и разработки, обеспечение связи производства с научными и информационными исследованиями и т.д.); (трехлетнее) видение бюджета, в том числе в отношении долгосрочных проектов; слабость материально-технической и научно-технической базы образовательных и научных организаций; отсутствие системы стимулирования как со стороны потребителей цифровых услуг, так и их производителя;
- Внутренние - преобладание вертикальных и вертикальных связей информационных потоков, ориентированных на Оп; разделение; слабость взаимодействия между секторами; ориентация на устоявшиеся методы и коммуникации; отсутствие преемственности научных направлений; трудности в согласовании позиций и интересов участников цифрового пространства; преобладание текущих, а не долгосрочных стратегических целей развития системы и т.д.
В этой связи особого внимания государства заслуживает национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Его доля в бюджете довольно велика и имеет тенденцию к росту. Вхождение экономики в цифровое «измерение» требует обширной подготовительной работы, включая финансовые затраты, которые необходимо понести, прежде чем новый инструмент для фундаментальных изменений в общественной жизни сможет начать приносить ожидаемые положительные результаты.
В ситуации пост-СОУЮ-19 [3] одной из основных проблем, препятствующих гармоничному развитию бизнеса сегодня, можно выделить снижение спроса на промышленные товары и услуги, трудности в ведении бизнеса из-за ограничений, введенных на государственном уровне, необходимость выполнения обязательств, заработной платы, арендных платежей и дополнительных расходов, связанных с повышением обменного курса, Снижение спроса на товары и услуги по-прежнему наблюдается в различных областях экономики, но туризм, торговля, транспорт, общественное питание, услуги и развлечения в индустрии моды и красоты и другие были подавлены.
В период нарастающего эпидемиологического кризиса [3] предприниматели принимают различные меры на местном уровне для компенсации масштабов ущерба, нанесенного бизнесу, а также на государственном уровне оказывается возможная поддержка крупным и малым предприятиям страны, а именно:
- меры по сохранению рабочих мест (предоставление работодателям права снижать заработную плату до минимальной (один МОВ) и определение возможности отправки работников в отпуск с выплатой пособий за один МОВ);
- меры налоговой поддержки (изменение способа уплаты НДС, отмена налогов для малого бизнеса);
- средства на условиях кредитования (запрет досрочного погашения кредитов и отсрочка погашения кредита на один год).
Согласно тому же опросу, только 2,26 % предпринимателей в стране воспользовались мерами по поощрению предпринимательства со стороны государства. В целом предприниматели пессимистично оценивают эффективность мер по стимулированию предпринимательства со стороны государства.
Выводы. За последние полвека регулярно происходят мутационные изменения в концептуальных подходах к роли конкурентоспособности в экономическом развитии страны, ее структурных составляющих и стратегических целях. Рост конкурентоспособности заявлен в качестве основной цели долгосрочного развития ведущих стран мира и Еврозоны. Претворение в жизнь выдвинутой этими странами цели базируется на увеличении объемов инвестиций в инфраструктуру и высокие технологии. Хотя напрямую Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» не направлен на повышение конкурентоспособности страны, его относят к числу основных проектов, на которые можно возложить надежды по повышению научно-технологического и инфраструктурного уровня страны. Таким образом, несмотря на значительные особенности национальных социально - экономических моделей разных стран, постепенно, в результате длительных трансформаций и эволюции института конкурентоспособности происходит формирование общих подходов к его концепции, расчетам, механизмам и структурным характеристикам.
За последние полвека периодически происходили мутационные изменения в концептуальных подходах к роли конкурентоспособности в экономическом развитии страны, ее структурных элементах и стратегических целях. Повышение конкурентоспособности было признано главной целью долгосрочного развития ведущих стран мира и зоны евро. Реализация цели, поставленной этими странами, основана на увеличении инвестиций в инфраструктуру и передовые технологии. Хотя указ президента Российской Федерации от 7. 31 мая 2018 г. 204:
«Что касается национальных целей и стратегических целей развития Российской Федерации на период до 2024 года», то она не направлена на повышение конкурентоспособности страны, это один из основных проектов, на который можно надеяться в целях повышения уровня научно-технического и инфраструктурного развития страны. Несмотря на существенные особенности национальных социально-экономических моделей разных стран, постепенно, в результате долгосрочных преобразований и развития института конкуренции, формируется общий подход к его концепциям, расчетам, механизмам и структурным характеристикам.
В пост-СОУЮ-19 ситуации, наиболее пострадавшей категорией является малый бизнес, особенно в сфере предоставления услуг, поскольку риск «контактного» заражения на этих предприятиях самый высокий. Переход на удаленную работу, развитие бизнеса в интернете позволяет представителям компаний не управлять своим бизнесом, и только 21 % респондентов не уверены, смогут ли их компании продолжить свою деятельность и сохранить рабочие места после пандемии [3].
Однако не все из них воспользовались поддержкой государства по разным причинам - от трудностей с подачей документов до невозможности подачи документов из-за отсутствия определенных ОКВЭД в документах, регулирующих оказание помощи малому бизнесу. Россия обладает значительным потенциалом для «мягкого» выхода из этой ситуации при соблюдении двух условий: изоляции граждан и эффективных решений, принимаемых государством для контроля за распространением пандемии и поддержки предприятий. То есть главную роль в преодолении сложившейся ситуации и кризиса играет государство [3].
Библиография:
1. Карта самочувствия бизнеса // URL: https://smarteka.com/solution/map (дата обращения 16.11.2021).
2. Пол Хейне. Экономический образ мышления: Монография. М.: Изд-во «Вильямс», 2007. 503 с.
3. Доклад РСПП о ситуации в российских компаниях на фоне пандемии COVID-19 // URL: http://media.rspp.ru/ document/1/0/a/0a74470429f3dea0e8a73556494ff698.pdf (дата обращения 04.11.2020).
4. Повышение эффективности реализации стратегии финансовой грамотности на основе методологии сравнительных исследований / А.М. Ажлуни, М.К. Чистякова, Н.В. Алентьева, А.Н. Петрова, О.Л. Шарыгина // ФЭС: Финансы. Экономика. 2021. Т. 18. № 2. С. 19-27.
5. Ажлуни А.М., Петрова А.Н.,Бирючков Д.Н. Экономико-финансовое и монетарное доминирование США в мировой финансовой системе в условиях спада экономической активности, вызванного короновирусом COVID-19 // ФЭС: Финансы. Экономика. 2020. Т. 17. № 6. С. 11-16.
6. Methodological management based of improving the efficiency of agro-industrial multy-level companies in the epidemic covid-19 / A.M. Azhluni, D.N. Biryuchkov // Bulletin of Agrarian Science. 2020. № 6 (87). С. 73-83.
7. Современная система взглядов на экономику и предпринимательство Российской федерации в свете послания президента РФ от 1 декабря 2016 года / Ажлуни А.М., Чистякова М.К., Плахов А.В. // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (36). С. 96-99.
УДК 378.147
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РОЛИ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОРОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ COVID-19
Буравцов Д.В., бакалавр 3 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика». Научный руководитель: д.э.н., профессор Ажлуни А.М. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрено влияние COVID-19 на экономику страны и на процентную ставку Центрального Банка. Отмечено, что функционирование банков играет очень важную роль в развитии экономики и нашей страны. Для понимания структуры и процесса приведен опыт зарубежных банковских систем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Банк, развитие, функционирование, ставка, процент, экономика, пандемия, COVID-19. ABSTRACT
The article examines the impact of COVID-19 on the country's economy and on the interest rate of the Central Bank. It was noted that the functioning of banks plays a very important role in the development of the economy and our country. To understand the structure and process, the experience of foreign banking systems is presented.
KEYWORDS
Bank, development, operation, rate, interest, economy, pandemic, COVID-19.
Введение. Вирусное заболевание COVID-19 стало одной из главных проблем в 2020 году. Оно повлияло на все отрасли нашей страны, одной из таких отраслей стала экономика. Различные меры, нацеленные на уменьшение числа заражений в стране, отразились в падении доходов населения и доходов в бизнесе, также из-за пандемии снизились цены на российские экспортные товары.
Основные сферы в экономике, на которые повлияла пандемия: доходы населения; безработица; кредиты (а точнее количество просроченных кредитов); малый и средний бизнес; курс валют; ценные бумаги.