Научная статья на тему 'Анализ конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан на мировом рынке'

Анализ конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДЕКС / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ / МАКРОЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азимов Пулод Хакимович, Бабкин Александр Васильевич

Рассмотрены подходы к определению глобальной (международной) конкурентоспособности страны, факторы ее формирования. На основе анализа рейтинговых позиций Республики Таджикистан в основных международных организациях и исследования различных составляющих конкурентоспособности страны на мировом фоне приведены сравнительные преимущества национальной экономики республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers approaches to the definition of global (international) competitiveness of the country, the factors of its formation. Based on the analysis of rating positions of the Republic of Tajikistan in the major international organizations and research on the various components of the country's competitiveness in the global background of the comparative advantages of the national economy of the country

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан на мировом рынке»

Конкурентоспособность экономических систем

УДК 339.137 (575.3)

П.Х. Азимов, А.В. Бабкин

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Проблема конкурентоспособности страны в современных условиях глобализации экономического развития и конкуренции приобретает большое теоретическое и практическое значение. Так, конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются различные методы расчета показателей и рейтингов конкурентоспособности. Существует три основных центра по изучению глобальной конкурентоспособности: Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США), Международный институт развития менеджмента (МИРМ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ). Если первый институт изучает конкурентоспособность в корпоративной плоскости, то два других составляют свои рейтинги конкурентоспособности стран и регионов на основе собственных эксклюзивных методологий исследования.

Методология исследования конкурентоспособности нации М. Портера имеет своим положительным результатом выход на конкретные обобщающие показатели (индексы) конкурентоспособности, ежегодно рассчитываемые под началом Всемирного экономического форума.

Однако современные методики расчета характеризуются серьезными недостатками: прежде всего индексы в силу запутанности и неконкретности не могут быть использованы как стратегические ориентиры; к тому же в оценке слишком сильно влияние субъективного фактора. В то же время результаты расчетов ВЭФ являются сейчас общепризнанными и поэтому их следует принимать во внимание при разработке внешнеэкономической политики.

Сегодня отчет ВЭФ о глобальной конкурентоспособности охватывает 139 стран с развитыми и развивающимися экономиками. Со времени публикации первого отчета методология оценки конкурентоспособности изменялась и дополнялась и сейчас является одной из самых совершенных в мире.

Последним шагом в эволюции методологии стал индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК), разработанный в сотрудничестве с профессором Сала-и-Мартином из Колумбийского университета (2004 г.). С тех пор ИГК стал исчерпывающим для измерения национальной конкурентоспособности, учитывающим микро-и макроэкономические основы конкурентоспособности (см. 12 составляющих конкурентоспособности - рис. 1).

Согласно названной методологии конкурентоспособность - это набор учреждений, политики и факторов, которые определяют уровень продуктивности экономики. Последний, в свою очередь, определяет уровень благосостояния, который может быть достигнут в стране. Граждане в более конкурентоспособной экономике имеют, как правило, более высокий уровень дохода. Уровень

Рис. 1. Основные составляющие конкурентоспособности страны

Таблица 1

Индекс глобальной конкурентоспособности Республики Таджикистан

2008-2009 2009-2010 2010-2011

Показатели Рейтинг (из 134) Балл Рейтинг (из 133) Балл Рейтинг (из 139) Балл

Индекс глобальной конкурентоспособности 116 3,5 122 3,4 116 3,5

Основные требования 112 3,6 116 3,5 112 3,7

Государственные и общественные учреждения 78 3,7 81 3,7 77 3,8

Инфраструктура 101 2,7 109 2,7 116 2,6

Макроэкономическая стабильность 131 3,2 130 2,6 131 3,3

Здравоохранение и начальное образование 101 5,0 99 5,0 97 5,3

Усилители эффективности 124 3,2 123 3,2 123 3,3

Высшее образование и профессиональная подготовка 104 3,2 107 3,2 105 3,4

Эффективность рынка товаров 118 3,6 122 3,6 128 3,5

Эффективность рынка труда 78 4,3 62 4,4 73 4,4

Уровень развития финансового рынка 123 3,3 128 3,0 127 3,1

Оснащенность новыми технологиями 128 2,3 121 2,6 120 2,7

Размер рынка 115 2,4 117 2,5 126 2,3

Факторы инноваций и развития 103 3,2 109 3,1 118 3,0

Уровень развития бизнеса 116 3,3 122 3,2 126 3,1

Инновации 85 3,0 97 2,9 103 2,8

10

1

4

7

Рис. 2. Показатели экономики Республики Таджикистан и стран с факторно-ориентированной экономикой

1 - государственные и общественные учреждения; 2 - инфраструктура; 3 - макроэкономическая стабильность; 4 - здравоохранение и начальное образование; 5 - высшее образование и профессиональная подготовка; 6 - эффективность рынка товаров; 7 - эффективность рынка труда; 8 - уровень развития финансового рынка; 9 - оснащенность новыми технологиями; 10 - размер рынка; 11 - уровень развития бизнеса; 12 - инновации

(^И—) - Республика Таджикистан; (• ) - страны с факторно-ориентированной экономикой (стадия 1)

продуктивности также определяет процент доходности инвестиций в экономике. В средней и долгосрочной перспективе вероятность роста более конкурентоспособной экономики выше, чем менее конкурентоспособной, так как процент доходности инвестиций определяет уровень роста экономики. Следовательно, для выхода из экономического кризиса и улучшения благосостояния граждан необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности страны.

Республика Таджикистан занимает 116-е место (из 139 стран, вошедших в отчет) в рейтинге глобальной конкурентоспособности 20102011 гг. с общим баллом в 3,53. За минувший год республика улучшила свой рейтинг на шесть позиций (см. табл. 1).

Сравнивая с данными предыдущих отчетов, можно констатировать, что Республика Таджикистан продемонстрировала заметный прогресс в рейтинге. Общая оценка конкурентоспособности экономики повысилась на 0,15 балла (для сравнения: в 2009-2010 гг. общая оценка республики снизилась на 0,08 балла). Однако увеличение общего балла не отразилось на положении страны в рейтинге ИГК. Это говорит о том, что большинство стран, находящихся выше или ниже Республики Таджикистан в рейтинге, прогрессировали в 2010-2011 гг. быстрее либо с таким же успехом.

Институциональная среда (государственные и общественные учреждения) обладает сильной позицией на карте конкурентоспособности Респуб-

лики Таджикистан. По данной компоненте Таджикистан занимает 77-е место из 139 государств, республика имеет более высокий рейтинг по этой составляющей, чем большинство стран СНГ (медианный рейтинг 92). В сравнении с прошлым отчетом Республика Таджикистан в рейтинге по данной составляющей укрепила свою позицию за минувший год сразу на четыре пункта.

Для многих стран из бывшего постсоветского блока реформы институциональной среды стали одними из наиболее сложных и важных. Качество общественных и частных институтов определяет способность государства проводить реформы, которые необходимы для улучшения различных аспектов национальной конкурентоспособности. Поэтому улучшение качества институциональной среды, а именно усиление гарантий защиты прав собственности, борьба с коррупцией, обеспечение независимого и справедливого судопроизводства, повышение эффективности государственной бюрократии и улучшение стандартов корпоративного управления, должно стать ключевым приоритетом для правительства Республики Таджикистан.

Изношенная и неразвитая инфраструктура остается одним из весомых факторов, ослабляющих национальную конкурентоспособность. По данной компоненте Республика Таджикистан занимает 116-е место в ИГК 20102011 гг., ухудшив за год свои позиции в рейтинге на семь пунктов. Показатели качества инфраструктуры Республики Таджикистан не соответствуют мировым стандартам, а также не дотягивают до уровня наиболее развитых стран СНГ.

Плохая инфраструктура накладывает физические ограничения на рост остальных секторов

экономики. Республика Таджикистан, обладающая выгодным географическим положением, должна получать большие выгоды от реализации своего транзитного потенциала. Для привлечения инвестиций и улучшения качества инфраструктуры необходимо провести полномасштабную приватизацию объектов инфраструктуры, а также существенно упростить условия входа и работы частных компаний на этом рынке.

Макроэкономическая стабильность - составляющая, по которой Республика Таджикистан продемонстрировала наибольший регресс по сравнению с предыдущим отчетом. За минувший год по данной компоненте страна потеряла одну позицию в рейтинге, заняв в итоге 131-е место.

Одним из важнейших условий для стабилизации макроэкономической ситуации в республике является сбалансированный бюджет. Для правительства и Национального банка Таджикистана (НБТ) важно удержаться от инфляционных инструментов финансирования дефицита бюджета. Дальнейшее увеличение налогового давления на бизнес, уровень которого является одним из самых высоких в мире, также неприемлемо. Поэтому в условиях кризиса и соответствующего сокращения производственной базы Республике Таджикистан не избежать сокращения бюджетных расходов. Очевидно, что такие шаги потребуют принятия болезненных и непопулярных решений, в том числе закрытия убыточных предприятий, повышения тарифов на услуги естественных монополий для домохозяйств (тарифы на электроэнергию и газ для населения, коммунальные услуги, пассажирские перевозки и т. д.). Необходимо снижать раздутый объем социальных расходов и за счет этого повышать адресную направленность социальной помощи.

Таблица 2

ВВП на душу населения Республики Татарстан в 2007-2009 гг.

Год Объем ВВП, млн долл. Место в мире ВВП на душу населения (по ППС), долл Место в мире Доля в мировом ВВП, %

2007 3 712 124-е (из 134) 578,3 120-е (из 134)

2008 5 135 122-е (из 133) 795,1 117-е (из 133) 0,02

2009 7 000 84-е (из 139) 767 120-е (из 139) 0,02

В области монетарной политики НБТ необходимо четко придерживаться задекларированного нового режима гибкого обменного курса сомони, который предполагает отказ от жесткой привязки сомони к доллару или любой другой валюте и невмешательство административными методами в курсовую политику коммерческих банков. Вместе с тем очевидно и то, что в условиях кризиса и накопленных бизнесом и домохозяйствами значительных валютных обязательств стабилизация обменного курса сомони является необходимым условием оздоровления финансового сектора, реструктуризации валютных долгов и повышения устойчивости банковских институтов. Поэтому НБТ необходимо сглаживать пиковые курсовые колебания, используя прозрачные и недискриминационные инструменты валютных интервенций.

Меры по сдерживанию импорта в Республику Таджикистан или любые другие протекционистские действия правительства не эффективны и могут навредить экономике страны в долгосрочной перспективе. Вместо этого для выравнивания торгового баланса необходимо стимулировать экспорт - полностью и навсегда отказаться от экспортных квот, снизить тарифы, а также минимизировать и упростить все процедуры, связанные с экспортом таджикской продукции за рубеж.

Среди базовых факторов конкурентоспособности Республики Таджикистан имеют наиболее высокий рейтинг по составляющей здравоохранение и начальное образование. За минувший год страна заметно, а именно на четыре пункта, улучшила свои позиции в рейтинге по данной компоненте, заняв итоговое 97-е место.

Плохое состояние дел в медицине - результат постоянного оттягивания непопулярных реформ в секторе. При закрепленном в Конституции страны праве на бесплатное медицинское обслуживание качественные услуги здравоохранения остаются недоступными для большинства граждан. Поэтому в ближайшие годы таджикским властям необходимо активизировать усилия как в части пропаганды здорового образа жизни, так и по реформированию сектора, прежде всего, в направлении внедрения страховой медицины.

В ближайшие годы следует продолжать реформы, направленные на улучшение качества образования и приближение его к лучшим мировым стандартам, а также к потребностям рынка труда. Особое внимание необходимо уделить улучшению качества экономического и бизнес-образования и профессиональной подготовке в целях лучшей адаптации к потребностям экономики. Предоставление большей автономии вузам и совершенствование механизмов финансирования позволят улучшить качество образовательного процесса и его техническое обеспечение. Это также позволит привлечь зарубежных преподавателей и ученых в сфере менеджмента и экономики из лучших мировых вузов, где существует наработанная школа в этих дисциплинах, с адаптацией их программ обучения.

Слабая эффективность рынка товаров наряду с неразвитыми институтами и нестабильной макроэкономической средой - одна из трех наиболее слабых составляющих национальной конкурентоспособности. В ИГК 2010-2011 гг. по данной компоненте Республика Таджикистан занимает 128-е место, существенно проигрывая наиболее развитым странам СНГ (России, Азербайджану, Казахстану, а также Грузии). За минувший год страна не смогла добиться улучшений в данной области, что и привело к снижению в рейтинге на две позиции.

С учетом стадии развития Республики Таджикистан низкая эффективность рынка товаров является одним из ключевых факторов, тормозящих рост продуктивности и конкурентоспособности экономики страны. Поэтому реформы, направленные на усиление конкуренции, снижение налогового давления, сокращение административного давления на бизнес и упрощение разрешительной системы, должны стать одним из важнейших приоритетов для государства на ближайшее будущее.

В Республике Таджикистан сложился и функционирует относительно эффективный рынок труда. По данной компоненте Республика Таджикистан занимает 73-е место среди стран, включенных в ИГК 2010-2011 гг. По сравнению с 2008 г. позиция страны в соответствующем рейтинге улучшилась на пять пунктов. Это по-

зволило Республике Таджикистан обогнать в рейтинге группу стран СНГ.

Экономика Республики Таджикистан требует системы гибких и эффективных трудовых взаимоотношений, которые позволяли бы работодателям и работникам быстро адаптироваться к меняющимся условиям на рынке, в том числе стимулировали бы переход кадров в более продуктивные виды деятельности.

Несмотря на бурный рост банковского рынка в последние годы национальный финансовый сектор остается все еще слаборазвитым. За минувший год Республика Таджикистан не смогла улучшить свои позиции в рейтинге по данной компоненте, оставшись на 127-м месте. В последнем выпуске ИГК по уровню развитости финансового рынка Республика Таджикистан заметно отстает от всех стран СНГ, медианный рейтинг которых составляет 101,5.

С учетом стадии развития, на которой находится экономика Республики Таджикистан, реформы, направленные на повышение эффективности финансового рынка, требуют большего внимания со стороны властей. Очевидно, что финансовый кризис внес свои коррективы в перспективы развития сектора. Поэтому сегодня задача номер один для Национального банка и правительства - это снизить риск неплатежеспособности банковской системы, поддерживая ликвидность и, в случае необходимости, принять участие в рекапитализации системных банковских учреждений. При этом необходимо стимулировать увеличение капитала банков за счет собственников и других частных инвесторов, в также благодаря упрощению соответствующих разрешительных процедур.

Для привлечения инвестиций, улучшения условий работы компаний и финансового сектора Республике Таджикистан необходимо принять более либеральное валютное законодательство, прежде всего в части снятия ограничений на перемещение капитала, а также предпринять дальнейшие шаги по развитию фондового рынка.

Оснащенность новыми технологиями (технологическая готовность) - составляющая, по которой Республика Таджикистан продемонстрировала наименьший прогресс в ИГК 2010-2011 гг. По сравнению с минувшим годом позиция страны в рейтинге по данной компоненте снизилась

сразу на один пункт, что переместило республику на 120-е место.

Для того чтобы страна получала выгоды от использования тех или иных технологий, они не обязательно должны разрабатываться внутри страны. Для подобных государств, которые находятся на первой стадии развития, способность адаптировать технологии из-за границы на данном этапе даже более важна, чем возможность самостоятельно производить технологические инновации. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) могут быть основным источником трансферта технологий и ноу-хау.

Импорт и использование уже готовых первоклассных мировых технологий, например в такой сфере, как энергосбережение, может помочь стране в относительно короткие сроки повысить продуктивность экономики. Как показывает опыт передовых стран, Таджикистан не в полной мере использует свой потенциал для привлечения ПИИ как канала для доступа к новым технологиям. В данном контексте показательным примером является сектор мобильной связи, бурный рост которого стал возможен за счет прихода иностранных инвесторов.

Таджикские компании имеют доступ к достаточно ограниченным внутреннему и внешнему рынкам. По составляющей размер рынка Республика Таджикистан занимает наиболее низкое, 126-е, место в ИГК 2010-2011 гг., уступая большинству стран СНГ. За минувший год положение страны в рейтинге по данной компоненте улучшилось на одну позицию.

Республике Таджикистан необходимо стремиться максимально реализовывать свой экспортный потенциал. Следует диверсифицировать экспортные потоки на соседние рынки -в страны Центральной Азии и Российскую Федерацию, возможно, создавая зоны свободной торговли. Для поддержки отечественных экспортеров необходимо обеспечить своевременное и полное возмещение НДС. Очень важно отказаться от применения импортных квот (например, на зерновые, что вредит развитию АПК Республики Таджикистан) и других ограничений экспорта, а также упростить разрешительную экспортную документацию для всех без исключения производителей.

Таблица 3

Проблемные аспекты ведения бизнеса в Республике Таджикистан, %

Показатели Индекс глобальной конкурентоспособности

2008 2009 2010

Нестабильность проводимой политики 1,1 1,9 1,5

Инфляция 9,8 8,1 5,7

Уровень налогообложения 13,8 12,5 13,7

Коррупция 12,5 11,4 10,5

Доступ к финансированию 8,6 21,8 17,9

Нестабильность правительства 0 3,0 1,0

Налоговое регулирование 12,3 10,7 13,7

Плохая трудовая этика рабочей силы 4,9 6,0 9,4

Неэффективный государственный аппарат 6,7 4,8 5,9

Плохое состояние здоровья населения 5,4 1,3 3,7

Неотвечающий требованиям уровень образования рабочей силы 11,7 6,3 6,9

Недостаток инфраструктуры 8,4 2,8 3,1

Ограничительное регулирование рынка труда 1,6 1,7 2,1

Регулирование рынка иностранной валюты 1,7 6,1 3,2

Преступность и воровство 1,8 1,6 1,7

В ИГК 2010-2011 гг. Республика Таджикистан занимает 126-е место по уровню развития бизнеса, что всего лишь на четыре позиции лучше, чем в предыдущем отчете. Следует отметить, что за последние три года особых изменений в рейтинге развития бизнеса в Республике Таджикистан не происходило. По данной компоненте республика отстает от большинства стран СНГ (медианный рейтинг 112).

В Республике Таджикистан сложилась относительно благоприятная среда для инноваций. По данной составляющей страна занимает 103-е место в ИГК 2010-2011 гг. и превышает рейтинг некоторых стран СНГ. Из стран СНГ более высоким рейтингом по инновационной компоненте обладают Российская Федерация и Азербайджан. За минувший год Республика Таджикистан потеряла свое положение в рейтинге наиболее инновационных экономик, отстав сразу на шесть позиций.

Методология ИГК предполагает, что уровень развития бизнеса и инновации являются факторами конкурентоспособности гораздо более важными для стран с высоким уровнем дохода на душу населения. Для поддержания достигнутого уровня жизни необходимо производить товары и услуги с наибольшей долей добавленной стоимости.

Таким образом, анализ рейтинговых позиций Республики Таджикистан в основных международных организациях и исследование различных составляющих конкурентоспособности страны на мировом фоне позволяют сделать ряд выводов об уровне конкурентоспособности ее национальной экономики.

Сравнительными преимуществами национальной экономики Республики Таджикистан являются:

- достаточно высокая эффективность рынка труда;

1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

4

5

6

7

8 9

10 11 15

13

14

15

а

1,5 1,7

^21

ШШ3 1

77777*32

^^3,7

ЩЩЩ5-

а

'////////¿/А™

У////////У//(\

6,9

шш

^77777*

у////////////шт

10,5

13

//////////////////////////Л 13

У////////>//////////////////)/////Л

17,9

10

15

20

25

Рис. 3. Проблемные аспекты ведения бизнеса в Республике Таджикистан в 2009-2010 гг., %

1 - нестабильность правительства; 2 - нестабильность проводимой политики; 3 - преступность и воровство; 4 - ограничительное регулирование рынка труда; 5 - недостаток инфраструктуры;

6 - регулирование рынка иностранной валюты; 7 - плохое состояние здоровья населения; 8 - инфляция; 9 - неэффективный государственный аппарат; 10 - не отвечающий требованиям уровень образования рабочей силы; 11 - плохая трудовая этика рабочей силы; 12 - коррупция; 13 - налоговое регулирование; 14 - уровень налогообложения; 15 - доступ к финансированию

(И) - 2010 г.; (□) - 2009 г.

0

5

- относительно высокий уровень высшего образования и профессиональной подготовки, а также высокий уровень грамотности взрослого населения;

- макроэкономическая стабильность в стране и рациональное участие государства в экономике.

- достаточно высокая степень свободы, связанная с получением лицензий и разрешений на экспортные и импортные операции («свобода торговли»);

- относительно сбалансированная монетарная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности.

Слабыми местами экономики Республики Таджикистан являются:

- низкий уровень развития финансового рынка и технологий;

- низкая эффективность государственного управления, включая состояние государственных институтов;

- неэффективный рынок товаров и услуг;

- низкая конкурентоспособность страны на микроуровне (слабый уровень конкурентоспособности компаний и относительно низкое качество национального бизнес-климата);

- высокий уровень коррупции и слабая защита прав собственности;

- неэффективная инвестиционная политика;

- низкая степень развития финансовой системы и органов регулирования;

- относительно низкий уровень развития ИКТ;

- низкая средняя продолжительность жизни населения.

Таким образом, Республика Таджикистан находится только в начале пути построения конкурентоспособной экономики. В условиях глобального финансового кризиса проблема повышения конкурентоспособности приобретает первостепенное значение, так как кризис в значительной степени обостряет конкуренцию, в том числе и на мировых рынках. Проведение эффективных структурных реформ и развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в стране также могут способствовать усилению конкурентоспособности республики в мировой экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорогов, В.А. Анализ возможностей использования рейтингов конкурентоспособности WEF и 1МВ для выработки рекомендаций в сфере экономической политики [Электронный ресурс] / В.А. Дорогов, В.В. Миронов, С.В. Смирнов. - Режим доступа: http://www.hse.ru/temp/2006/files/20060404-06/20060405_ mironov.doc

2. Конкурентоспособность в системе мирового хозяйства: пространственный анализ [Текст] / под ред. Н.С. Мироненко. - М.: Пресс-Соло, 2002.

3. Мищенко, Л.Я. Оценка конкурентоспособности национальной экономики: теоретические и методические аспекты [Электронный ресурс] / Л.Я. Мищенко, А.И. Хомутова; Кубанский гос. ун-т. - Режим доступа: http://www.ej.kubagro.ru

4. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер. - М.: Международные отношения, 2003.

5. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

6. Index of Economic Freedom 2010 [Electronic resource]. - The Heritage Foundation. - URL: http://www.he-ritage.org/research/features/index/countries.cfm

7. The Global Competitiveness Report 2008, 2009, 2010 [Electronic resource]. - World Economic Forum. -URL: http://www.gcr.weforam.org

8. The Global Information Technology Report 20092010 [Electronic resource]. - World Economic Forum. -URL: http://www.gcr.weforam.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.