Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2019
И.Р. КУРНЫШЕВА
доктор экономических наук, зав. сектором ФГБУН Институт экономики Российской академии наук
конкурентоспособность российской экономики: эволюция, структура и перспективы1
Одной из наиболее актуальных тем экономических исследований современности, проводимых ведущими международными организациями, такими как ООН, ОЭСР, ВЭФ, Международным институтом менеджмента и др., является проблематика национальной конкурентоспособности стран мира. В статье исследуется, каким образом фундаментальные структурные сдвиги в отраслевой, социальной и институциональной сферах мировой экономики трансформируют понятие, задачи, цель и факторы конкурентоспособности национальных экономик. Анализируются основные направления стратегии нового глобального экономического устройства через призму концепции устойчивого развития и инклюзивной экономики, формирующие вызовы российской конкурентоспособности. Освещаются актуальные аспекты экономики в реализации новых принципов в управлении и подходов к факторам конкурентоспособности. Ключевые слова: конкурентоспособность, концепция, методология, рейтинг, структура, стратегия, устойчивость, макроэкономика, инклюзивная экономика.
Е20, Н11, Ь40, Ь41, Ь50, К21, 010. Б01: 10.24411/2073-6487-2019-10044
В течение последних десяти лет экономика нашей страны находится в длительном стагнационном тренде. Так, с 2012 г. по 2018 г. ВВП России вырос лишь на 6,7%, что в 4 раза меньше роста мировой экономики (27,6%) за этот период [1, с. 4а]. При этом с 2005 г. по 2011 г., т. е. в предыдущую семилетку, ВВП России вырос на 24,1%2. Перед Правительством Российской Федерации вновь ставится амбициозная задача - «Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира. При этом темпы экономического роста должны превы-
1 Статья подготовлена по материалам исследования темы государственного задания «Структурная модернизация российской экономики в контексте формирования новой модели развития».
2 Рассчитано по: Корректировка валовой добавленной стоимости. www.gks.ru/free_ doc/new_site/vvp/vvp-god/tab2.htm.
шать мировые...»3. Одним из инструментов, позволяющих проводить
мониторинг правильности выполнения поставленных задач, можно считать рейтинг национальной конкурентоспособности и место России по всем его составляющим.
Задача по повышению темпов роста российской экономики не может быть решена без изменения сложившихся на современный момент ее структурных параметров. В этих условиях целесообразно обратиться к позитивному мировому опыту по трансформации моделей экономического роста.
Модернизация института конкурентоспособности и его концептуальных основ
Конкурентоспособность - важнейший показатель эффективного развития страны и фактор ее позиционирования на мировой экономической арене. Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов конкурентоспособности, результаты которых представлены в экономической научной литературе [2; 3; 4], до сих пор не сложилось устоявшегося ее определения.
Изначально понятие «конкурентоспособность» трактовалось как способность к соперничеству. Однако поступательное развитие человеческой цивилизации трансформирует многие понятия и институты, предъявляя все новые требования, раскрывая все новые актуальные их аспекты.
Так, в представленном на Всемирном экономическом форуме в 2019 г. докладе (World Economic Forum, WEF 2019-05-09) под конкурентоспособностью понимается «способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан»4.
Некоторые примеры постоянной «модернизации» официальных определений национальной конкурентоспособности стран на протяжении последних 34 лет приведены в табл. 1.
Из таблицы видно, что термин «конкурентоспособность» пока не получил общепринятого определения, а носит, скорее, конъюнктурно-стратегический характер. Важно иметь в виду, что он отражает не столько утвердившийся в экономической теории и практике институт, сколько перспективную идею о том, как повышать эффективность сложившихся социально-экономических пропорций, делать их более адекватными логике намечаемых международными наднациональными организациями целей и задач развития мирового сообщества
3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. www.kremlin.ru/ acts/bank/43027.
4 Глобальная конкурентоспособность в 2019 г. center-yf.ru/data/Marketologu/globalnaya-konkurentosposobnost-v-2019-godu.php.
и экономики. Учитывая вышеизложенное, рассмотрим, как содержание данного понятия менялось в разные периоды времени.
Термин «конкурентоспособность» как аналитический и оценочный институт имеет глубокие корни и длительную историю развития. Прообразом института конкурентоспособности, в определенной мере, можно считать теорию и показатели экономической эффективности, а в дальнейшем, начиная с середины 70-х годов прошлого века, - теорию социально-экономической эффективности национального хозяйства.
Теория эффективности была разработана как на воспроизводственном уровне (макроуровень), так и на уровне предприятий (микроуровень). Критерий социально-экономической эффективности на макроуровне представлял собой соотношение между конечным результатом производства (национальным доходом) и затратами всех видов факторов производства. Для измерения эффективности и социально-экономической эффективности использовалась система показателей, включающая такие показатели, как производительность труда, фондоемкость (фондоотдача), материалоемкость и пр. Эти расчеты несли преимущественно экономическую, информационную, нормативную и контрольную нагрузки. Большое значение придавалось делению факторов экономической эффективности на экстенсивные и интенсивные. В СССР особое внимание уделялось теоретическим аспектам эффективности капитальных вложений (инвестиций) и их расчетам. Определялась степень привлекательности экономического пространства для инвестиций, рассчитывался коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, капитальные и текущие затраты сопоставлялись по сроку окупаемости дополнительных капитальных вложений или по коэффициенту сравнительной эффективности.
Теория сравнительной экономической эффективности широко использовалась еще до появления и распространения в мировой экономической практике и в сфере внешних деловых, финансовых и торговых отношений понятия «конкурентоспособность».
Сравнительная экономическая эффективность рассматривалась как преимущество, как способность одной страны к производству одноименных товаров с более низкими затратами по сравнению с другой страной. Функция сравнительной экономической эффективности состоит в выявлении и обосновании наиболее экономически и финансово выгодного варианта решения конкретной задачи, например, выбора делового или торгового партнера.
С усложнением характера экономического, финансового, научно-технического, технологического и др. взаимодействия стран, формирования новой структуры, качества, акцента на новых факторах и направлениях развития мировой экономики, ее глобализации возникла необходимость в более детализированном анализе, учете и рекламе
Таблица 1
Официальные определения международной конкурентоспособности
Организация Определение
Комиссия по вопросам конкурентоспособности при Президенте США, 1985 Способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, соответствующие требованиям международного рынка
Совет по конкурентоспособности при Президенте США, 1992 Способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе
Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная конкурентоспособность», 1996 Способность страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП.
ОЭСР, 1996 Поддержка способности компаний, предприятий, регионов, стран и наднациональных регионов сохранять, будучи открытыми для международной конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения
Всемирный ежегодник по вопросам конкурентоспособности Международного института менеджмента, 2003 Сфера экономических знаний, анализирующая факты и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие создание дополнительной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения
Источник: составлено автором по: «Международная конкурентоспособность стран». studme.org/149905287911/ekonomika/mezhdunarodnaya_konkurentosposobnost_stran.
своих постоянных и новых преимуществ на мировом рынке в борьбе за «место под солнцем» и для привлечения капитала во всех его формах. Впервые понятие «конкурентное и сравнительное преимущество» ввел в науку американский ученый М. Портер. Фундаментальный вклад М. Портера5 в разработанную им теорию конкурентных пре-
5 «The Competitive Advantage of Nations».1990.
имуществ стран состоит в том, что он сформулировал ключевой долгосрочный фактор и вектор, определяющий конкурентоспособность стран - научно-технологический прогресс, инновации.
С появлением теории конкуренции само понятие «конкурентоспособность» и институт конкурентоспособности начали стремительно актуализироваться как в бизнес практике, так и в макроэкономической политике.
В начале 70-х годов ХХ в. ведущие страны провозгласили повышение конкурентоспособности главной задачей (целью) своего экономического развития.
В 1985 г. США создали Комиссию по вопросам конкуренции при президенте США, а затем, в 1986 г., Совет по политике конкурентоспособности. Государства-члены Европейского союза приняли в 2001 г. так называемую Лиссабонскую стратегию 2000-2010 гг. [5]. Она определила новую стратегическую цель следующего десятилетия: «стать самой конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях экономикой в мире, способной обеспечить устойчивый экономический рост, рабочие места лучшего качества и социальную сплоченность общества». За ними последовали другие страны.
По справедливому выражению М. Гельвановского, «На общемировом уровне правительства промышленно развитых стран с начала 90-х годов начали активно продвигать через систему международных организаций (ООН, ВТО и другие международные организации) стратегию нового глобального политического и экономического устройства...» [6, с. 53]. Таким образом, помимо экономической нагрузки, институт конкурентоспособности все больше начал нести и политическую нагрузку.
Функции этой стратегии можно рассматривать с разных сторон. Например, во-первых, с позиций проведения квалифицированной количественной и качественной аналитической и мониторинговой оценки мировой экономики: ее объема, потенциала (в факторном разрезе), структуры и вектора развития. Это положительный момент. С другой стороны, очевидно, что одной из экономических целей данной стратегии является более глубокое проникновение в экономики других стран с целью использования их ресурсов в своих интересах. Это возможно через приведение к «общему знаменателю»: характера движения рабочей силы, подготовки кадров, обмена специалистами; либерализации внешнеэкономических связей и международных расчетов; унифицированности требований к нормам, правилам и стандартам на технологию, медицину, образование, экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую и статистическую отчетность; единообразие критериев макроэкономической политики, налоговой политики, ценностей; вкусов, моды и многого другого.
Кроме того, стратегия может рассматриваться как фактор, в определенной мере дестабилизирующий экономическую безопасность многих стран, а значит, и понижающий потенциал их национальной конкурентоспособности.
Традиционно расчеты глобальной конкурентоспособности (блок экономических показателей) базируются на показателе ВВП и факторах, определяющих его производство в конкретный временной период экономического развития. Так, в последнее десятилетие XX в. в теорию экономического роста был введен новый критерий, характеризующий экономическое развитие, - устойчивость. Устойчивое развитие в условиях глобализации мирового сообщества сегодня называют новой парадигмой экономического развития, на всех его уровнях, в интересах общества, природы и человека. В связи с истощением ресурсов (согласно расчетам многих специалистов) и нанесением ущерба окружающей среде правительства ряда стран пришли к идее о необходимости формирования новой модели развития - устойчивого развития и соответственно, адекватных ей показателей конкурентоспособности. В официальных материалах мировых экономических институтов общего определения устойчивости экономического роста нет (см. табл. 2). С позиции определения, которое мы поддерживаем, понятие «устойчивость экономического роста», зафиксированное в документах ООН, - это развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их нужды. Другим важным аспектом устойчивости экономического роста является сохранение или увеличение во времени агрегированного производственного потенциала, включающего такие факторы производства, как природный, человеческий и информационный потенциал.
Позднее появилась идея иного подхода к расчетам индикаторов устойчивого экономического роста, обусловленная тем, что современное развитие носит, во-первых, неравномерный характер за счет почти всех основных факторов и субъектов экономической жизни планеты -стран, регионов, видов экономической деятельности, населения и факторов развития: накопления и воспроизводства капитала во всех формах: в более экономически развитых регионах. Формирование крайне неравномерных пропорций производства и распределения ресурсов и производства в глобальной мировой экономике - важный признак того, что прежняя мировая экономика, основанная на самодостаточности национальных культур и устойчивости специфических хозяйственных укладов, подходит к своему логическому завершению. Во-вторых, об этом не свидетельствует и характер замедления темпов роста мирового ВВП на душу населения; долговременный стагнационный характер динамики макроэкономических показателей США и стран Еврозоны (до 2017 г.)
[7]. Можно сказать, что формируется новая структура и форма ее организации в мировой экономике, которая требует инновационных подходов к мониторингу, управлению и развитию.
Таблица2
Характеристика индикаторов устойчивого развития (УР), принятая международными организациями
Индикатор Организация, страна Краткая характеристика
Genuine Saving / Истинные накопления Всемирный банк Изменение благосостояния в целом, расчеты, касающиеся истощения ресурсов и ущерба окружающей среде.
Environmental Sustainability Index / Индекс устойчивости окружающей среды Всемирный экономический форум (ВЭФ) Агрегированный индекс, вбирающий в себя 22 больших фактора, которые влияют на экологическую устойчивость
UN Commission Sustainable Development / Перечень индикаторов УР для отдельных стран КУР ООН Всего 134 индикатора. Разделены на 4 категории: социальная, экономическая, экологическая, институциональная. Внутри каждой категории существует деление по принципу: показатели движущих сил - состояние - ответная реакция. К каждой главе Повестки-21 отнесены определенные индикаторы. Многие из этих индикаторов имеются в национальной статистике стран СНГ.
Индикаторы УР США Система включает 40 показателей по трем категориям: экономические, экологические, социальные. По каждой категории выбраны наиболее представительные.
Индикаторы УР ОЭСР Разделены на 4 категории: ключевые экологические, отобранные экологические, отобранные экономические и социальные показатели. Деление на движущие силы -состояние - ответная реакция имеется только в разделе «Ключевые экологические показатели». Не указаны единицы измерения, что затрудняет определение самих показателей.
Окончание табл. 2
Семь основных ЕС
направлений деятельности, стратегии
Устойчивый рост - продвижение идеи более целесообразного использования природных ресурсов, улучшения экологической обстановки и конкурентоспособности в экономике. Расходы в НИР 3% ВВП.
«Европа-2020»
Разумный, устойчивый, всеобъем-лющй рост.
Источник: составлено автором по: Indicators of Sustainable Development: framework and methodologies, «Initiatives for aggregation jf SD-indicators», UNDESA, 2000. Europe 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 03.03.2010.
Целевая группа системы Организации Объединенных Наций по разработке повестки дня Организации Объединенных Наций в области развития на период после 2015 года с целью обеспечения мира и безопасности предложила определение целей развития на период после 2015 года на основе четырех взаимозависимых измерений: инклюзивное экономическое развитие, инклюзивное социальное развитие, устойчивость окружающей среды и поддержание мира и безопасности6. В 2018 г. ВЭФ предложил в качестве индикатора конкурентоспособности индекс инклюзивного (всеобъемлющего, всеохватывающего) развития. По мнению членов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, «На самом деле устойчивое и всеохватное развитие — это не только самостоятельная цель, но и наилучший из имеющихся в распоряжении международного сообщества инструментов предупреждения возникновения самых разных проблем»7.
Концепция инклюзивного роста (Inclusive Development Index; IDI) оценивает 107 стран по критериям роста, справедливости и устойчивости. Ее базисные принципы были разработаны и заложены в целом ряде основных документов8.
6 ООН E/ESCAP/CDR(3)/4. Экономический и Социальный Совет Distr.: General 18 September 2013 стр. 3. www.unescap.org/idd/events/cdrr-2013/CDR3-4R.pdf.
7 www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/.
8 1. «Хартия глобального информационного общества» // Дипломатический вестник.
2000. № 8.
2. Окинавская хартия глобального информационного общества. Принята главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 г. Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г. www.kremlin.ru/supplement/3170.
3. www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.
4. Наша общая концепция информационного общества. Документ WSIS-03/ GENEVA/DOC/4-R. 12 декабря 2003 г.
5. Документ WSIS-03/GENEVA/D0C/5-R. 12 декабря 2003 г.
Сформулированного определения инклюзивного развития ни в экономической литературе, ни в официальных документах не найдено. При этом широко муссируются его ключевые моменты и преимущества. Концепция инклюзивного экономического роста предполагает перенос приоритета с чисто экономических целей на социальные. Основная цель стратегии инклюзивного экономического роста -устойчивое повышение уровня жизни населения в рамках современных вызовов, стоящих перед экономикой и обществом, на основе равенства возможностей в доступе к рынку и ресурсам в сфере производства. Предлагаемый подход к экономической практике капиталистической экономики, на мой взгляд, отличается сочетанием несочетаемых между собой ценностных мотиваций.
Такой вектор долгосрочных мировых трансформационных экономических проектов отражает ряд важных исторических параллелей.
1. Начиная со второй пятилетки развития народного хозяйства СССР вплоть до последней пятилетки (исключая военные годы) одной из ключевых задач был определен «Более быстрый подъем благосостояния рабочих и крестьянских масс» на основе развития народного хозяйства СССР9. По формальным признакам такая формулировка базисной цели стратегии инклюзивного экономического роста очень похожа на формулировку основного экономического закона социализма, «содержанием которого является обеспечение благосостояния и всестороннего развития всех членов общества посредством наиболее полного удовлетворения их постоянно растущих материальных и культурных потребностей...» [8].
2. Накопление структурных, социальных, финансовых и др. проблем, вылившееся в замедление темпов экономического роста (как уже упоминалось, в длительное замедление темпов роста макроэкономических показателей США и стран Еврозоны до 2017 г. при снижении технологической активности). В советской экономике во второй половине 70-х годов проявились признаки стагнации (упор на строительство новых предприятий при старении материальной базы существующих, которые не модернизировались, отставание СССР в нау-
6. Документ Ш5Б-05/ШЫБ/Б0С/7-К. 15 ноября 2005 г.
7. Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6 15 ноября 2005 г.
8. www.un.org/ru/ecosoc/icao/icao_passports.pdf.
9. Всеобщая декларация прав человека www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121499/3. и др.
9 Утвержден XVII съездом ВКП(б) в 1934 г. на пятилетний период с 1933 по 1937 гг. §и&>. те/а1с£/Ь5е/%Б0%9Е%Б1%81%Б0%ББ%Б0%БЕ%Б0%Б2%Б0%ББ%Б0%БЕ%Б0%Б9_ %Б1%8Б%Б0%ВЛ%Б0%ВЕ%Б0%ВБ%Б0%ВЕ%Б0%ВС%Б0%В8%Б1%87%Б0%В5%Б 1%81%Б0%БЛ%Б0%Б8%Б0%Б9_%Б0%Б7%Б0%Б0%Б0%БЛ%Б0%БЕ%Б0%ББ_%Б1 %81%Б0%БЕ%Б1%86%Б0%Б8%Б0%Б0%Б0%ББ%Б0%Б8%Б0%Б7%Б0%БС%Б0%Б0.
коемком производстве от ведущих стран мира). Схожесть ситуаций приводит к похожим намерениям и решениям. Например, XXIV съезд КПСС предусматривал «углубление взаимовыгодного сотрудничества СССР во всех областях с государствами, которые стремятся к этому; участие со всеми другими заинтересованными государствами в решении глобальных проблем, включая сохранение природной среды»10.
Такое сходство дает импульс по-новому осмыслить накопленный советский опыт, служит поводом для глубокого междисциплинарного анализа профессионалов - экономистов, политэкономов, философов, историков, политиков, социологов и пр.
Позиция государства в обеспечении
конкурентоспособности страны
Предыстория. В 2000 г. впервые В. Путин обратился к идее конкурентоспособности российской экономики в своем Послании Президента Федеральному Собранию «Какую Россию мы строим»: «России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна.. .»п.
Для обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности с целью создания эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства с 2004 г. в России функционировал Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ12.
В 2010 г. в одном из своих выступлений председатель Правительства РФ В.В. Путин признал, что экономика РФ неконкурентоспособна. После этого заявления, несмотря на задачу войти в круг наиболее развитых стран мира, уменьшилось число публикаций и исследований, посвященных проблемам конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики.
Хотя напрямую Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» не направлен на повышение конкурентоспособности страны, его относят к числу основных институтов, на которые возлагаются надежды в этой области. В нем поставлены амбициозные цели по реализации прорывного научно-технологического и социально-экономического и экологического развития страны.
10 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971. С. 29-30.
11 docs.cntd.ru/document/901764271.
12 4 января 2019 г. Премьер-министр РФ Д. Медведев упразднил Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.
Проблемы и риски.
1. С 2002 г. в качестве главного ориентира социально-экономической стратегии нашей страны принята концепция устойчивого развития. Особенность этой концепции состоит в применении системного подхода к общественному развитию, при котором экономическое развитие рассматривается не изолированно, а в совокупности с другими системами - экологической, социальной и т.д. Хотя в тексте Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 отмечено, что тринадцать национальных проектов носят комплексный характер и направлены на обеспечение сбалансированности всех трех структурных компонентов устойчивого развития - экономического, социального и экологического, в целом они не составляют собой сбалансированную систему и явно недооценивают экономические и экологические факторы. Из данных, приведенных в табл. 3, можно увидеть приоритеты социально-экономического развития, расставленные Правительством страны на ближайшие годы.
Таблица3
Структура бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в 2019-2021 гг., в % к итогу по годам
№ п/п Наименование национального проекта/ федерального проекта 2019 2020 2021 Итого: 2019- 2021
ВСЕГО на реализацию национальных проектов 100,00 100,00 100,00 100,00
I Национальный проект «Демография» 30,17 25,35 28,68 27,90
II Национальный проект «Здравоохранение» 9,35 14,23 12,72 12,26
III Национальный проект «Образование» 6,19 5,84 7,10 6,36
IV Национальный проект «Жилье и городская среда» 6,14 5,01 5,77 5,60
V Национальный проект «Экология» 3,54 4,32 6,78 4,90
VI Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 7,57 4,96 7,32 6,52
VII Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» 0,42 0,33 0,37 0,37
VIII Национальный проект «Наука» 2,16 2,04 2,94 2,37
IX Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 6,30 5,88 9,48 7,19
Окончание табл. 3
№ п/п Наименование национального проекта/ федерального проекта 2019 2020 2021 Итого: 2019- 2021
X Национальный проект «Культура» 0,76 0,66 0,91 0,77
XI Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 3,53 1,81 2,70 2,62
XII Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» 5,03 3,55 6,61 5,00
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 18,85 15,31 20,62 18,12
Источник: рассчитано автором по: Материалам круглого стола «Финансовое обеспечение реализации национальных проектов», 24 декабря 2018 г. council.gov.ru/media/files/ eRjqJ4EwAzlRJ0U52zLkHoj9aNFUTopi.pdf.
Из 13 проектов только один «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» непосредственно относится к экономической компоненте устойчивого развития. На его развитие выделено около пятой части всех бюджетных средств13. Он же относится к наиболее капиталоемким проектам из всех 13. Национальный проект «Экология» не рассматривается, к сожалению, как приоритет. На его нужды выделяется порядка 4-7%, правда, с тенденцией к росту. На финансирование четырех первых проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», которые относятся к социальным, в 2019 г. выделено 51,85%; в 2020 -50,43%; в 2021 - 54,27%; в целом за три года - 52,12%.
2. Эффективность исполнения совокупности национальных проектов значительно повышается, если она разработана в качестве непротиворечивой и активной составной части общей стратегии социально-экономического развития, каждый подраздел которой логически подчинен целям и задачам общей направленности стратегии. В условиях отсутствия общей стратегии на долгосрочную перспективу разработанные национальные проекты не снимают ограничений выхода экономики на позитивные тренды, не позволяют закончить процесс ее идентификации и не балансируют социально-экономические условия. А поскольку разбалансированность эконо-
13 Это достаточно знаковая пропорция, если вспомнить принцип Парето, который в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».
мики имеет воспроизводственный характер, то и меры по «излечению» этой болезни могут быть только системными. Здесь уместно привести высказывание Ф. Энгельса: «Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них.... Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их применении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга» [9, с. 123]. Иными словами, повышение сбалансированного развития российской экономики, необходимость которого заметно нарастает, невозможно вне достижения сбалансированного взаимодействия и взаимосвязи отдельных мер.
В этой связи, говоря о взаимодействии при проведении государственной политики в области национальных проектов и повышения конкурентоспособности экономики, целесообразно обеспечивать взаимосвязь как внутри отдельных блоков нацпроектов, так и между их различными блоками. Подобная связь обеспечивает большую возможность для получения желаемых результатов, которые предполагаются с исполнением запланированных проектов. Но если каждый из этих национальных проектов будет рассматриваться отдельно, если не будет взаимосвязи между ними как элементами общей системы, тогда будет упущена возможность эффективного развития страны. Таким образом, одна из задач государственной политики при разработке и реализации национальных проектов должна быть направлена на то, чтобы организовать взаимосвязь между ними.
3. Одной из болезненных проблем выполнения поставленных ранее задач всегда были проблемы финансирования обязательств. Анализ опыта выполнения национальных проектов и программ последних лет показывает, что подавляющее большинство из них проходило в следующем формате: «принимаются - не финансируются или неполностью финансируются - сокращаются - опять принимаются», и его невозможно было переформатировать. Сейчас обнадеживает заявление премьер-министра России Д. Медведева: «У России достаточно ресурсов для реализации своих национальных проектов, намеченных президентом России В. Путиным на ближайшие пять лет»14. Только не очень понятно, о каких ресурсах идет речь. Кроме финансовых ресурсов необходимы, например, специалисты, в соответствующем количестве и соответствующего профессионального уровня и качества, ориентированные на решение перспективных задач. На сегодняшний день наблюдается дефицит кадров и в здравоохранении, и в системах
14 У России достаточно ресурсов для реализации национальных проектов. Источник: Xinhuanet.com, Ereport.ru, 27.03.2019.
школьного, среднего и высшего образования. Откуда же они возьмутся, если в национальном проекте «Образование» упор сделан на профессиональное образование, а в национальном проекте «Здравоохранение» финансирование через «Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» составляет порядка 3-4%?
4. Важнейшим условием конкурентоспособности, по мнению М. Портера, и современной проблемой российской экономической действительности остается сочетание политики макроэкономической и финансовой стабильности и инновационной научно-технологической политики. Острая необходимость технологического обновления экономики страны предполагает значительные изменения в макроэкономической парадигме и в системе финансирования за счет усиления ассигнований на Национальный проект «Наука» и Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Анализ структурных составляющих этих двух проектов свидетельствует о достаточно серьезных намерениях их разработчиков.
По мнению автора, ключевой задачей, решение которой необходимо сейчас для становления и развития новой экономики, является смена приоритетов финансирования в сторону повышения доли средств, выделяемых на исследования и разработки в общей структуре затрат на науку, поскольку именно они запускают весь научно-технологический цикл. Вместе с тем они могут и нарушить устоявшуюся макроэкономическую стабильность.
В 2019 г. эксперты ВЭФ использовали новую методологию при расчетах ранга конкурентоспособности стран для создания своего ежегодного доклада. Использование новой методологии при расчетах ранга конкурентоспособности было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием форсированного внедрения во все виды экономической деятельности результатов шестого технологического уклада.
В результате Россия оказалась на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста и поднялась сразу на две строчки вверх в сравнении с прошлым годом. В новом индексе Всемирного экономического форума (ВЭФ) - индексе инклюзивного развития (Inclusive Development Index; IDI) Россия заняла 13-е место среди 78 развивающихся стран.
Ранг национальной конкурентоспособности ныне все больше определяют новые факторы, относящиеся к инновационным, появившиеся в связи с так называемой Четвертой промышленной революцией. Россия, по расчетам экспертов ВЭФ, в 2019 г. занимает около 40-го места среди развивающихся стран по уровню развития цифровизации в стране (см. табл. 4).
Таблица 4
Тенденции и динамика цифровой конкурентоспособности отдельных стран в индексе международной конкуренции, по данным ГО!
Страны Место в рейтинге цифровой конкурентоспособности по годам
2014 2015 2016 2017 2018
США 2 2 2 3 1
Сингапур 1 1 1 1 2
Швеция 3 5 3 2 3
Дания 7 8 8 5 4
Швейцария 5 7 7 8 5
Норвегия 9 11 9 10 6
Финляндия 4 3 6 4 7
Канада 8 4 5 9 8
Нидерланды 6 6 4 6 9
Великобритания 12 12 12 11 10
Китай 38 33 35 31 30
Казахстан 35 35 43 38 38
Таиланд 44 42 39 41 39
Россия 42 41 40 42 40
Источник: worldcompetitiveness.imd.org/rankings/digital.
Среди факторов, тормозящих процессы становления интегрированной системы цифровизации экономики и общества, можно выделить:
- внешние (для цифровизации) - недостаточность и неравномерность выделения средств, необходимых для финансирования практически всех составляющих инновационной системы (образования; научных исследований и разработок, обеспечивающих взаимосвязь производства с научными и ИТ-исследованиями и др.), во многом связанное с короткими (трехлетними) горизонтами бюджетирования, даже применительно к долгосрочным проектам; слабость материальной и научно-технической и технологической базы образовательных и научных организаций, производящих цифровое оборудование; отсутствие системы мотиваций как со стороны потребителя цифровых услуг, так и их производителя;
- внутренние - преобладание вертикальных связей и вертикально ориентированных потоков информации; ведомственная замкнутость; слабость межсекторальных взаимодействий; ориентация на сло-
жившиеся методы и коммуникации; отсутствием преемственности научных направлений; сложность согласования позиций и интересов участников цифрового пространства; доминирование текущих, а не долгосрочных стратегических целей развития системы и др.
В этой связи национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» пользуется особым вниманием государства. Ее доля в финансовых бюджетных ассигнованиях относительно велика и имеет тенденцию к увеличению. Вхождение экономики в цифровое «измерение» требует масштабных подготовительных работ, в том числе и финансовых затрат, которые необходимо произвести до того как новый инструмент фундаментальных изменений в общественной жизни начнет приносить ожидаемые позитивные результаты (см. табл. 5).
Таблица 5
Структура бюджетных расходов на финансовое обеспечение реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2019-2021 гг., млн руб. в % от итога года
№ п/п Наименование национального проекта/федерального проекта 2019 2020 2021 Итого: 20192021 гг.
IX Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 100,00 100,00 100,00 100,00
1 Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» 0,25 0,21 0,15 0,19
2 Федеральный проект «Информационная инфраструктура» 38,61 38,92 38,18 38,51
3 Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» 9,72 10,77 12,60 11,29
4 Федеральный проект «Информационная безопасность» 4,46 4,50 2,76 3,73
5 Федеральный проект «Цифровые технологии» 19,87 20,60 23,37 21,61
6 Федеральный проект «Цифровое государственное управление» 27,10 25,00 22,94 24,66
Источник: рассчитано автором по материалам Круглого стола «Финансовое обеспечение реализации национальных проектов», 24 декабря 2018 г. council.gov.ru.
По замыслу правительства, национальные проекты послужат формированию новой структуры экономики, новой модели регулирования, создадут основу для новых инструментов в решении стратегических, научно-технологических, социально-экономических и экологических задач устойчивого развития, стоящих перед страной.
Выводы
За последние полвека регулярно происходят мутационные изменения в концептуальных подходах к роли конкурентоспособности в экономическом развитии страны, ее структурных составляющих и стратегических целях. Рост конкурентоспособности заявлен в качестве основной цели долгосрочного развития ведущих стран мира и Еврозоны. Претворение в жизнь выдвинутой этими странами цели базируется на увеличении объемов инвестиций в инфраструктуру и высокие технологии. Хотя напрямую Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» не направлен на повышение конкурентоспособности страны, его относят к числу основных проектов, на которые можно возложить надежды по повышению научно-технологического и инфраструктурного уровня страны. Таким образом, несмотря на значительные особенности национальных социально -экономических моделей разных стран, постепенно, в результате длительных трансформаций и эволюции института конкурентоспособности происходит формирование общих подходов к его концепции, расчетам, механизмам и структурным характеристикам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клепач А. Трудный путь вверх // Российская газета, 15 мая 2019. № 102
2. Куренков Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 36-49.
3. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. и др. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели // Вопросы статистики. 1994. № 12.
4. Андрианов. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 47-57.
5. Вархолова Т., Дубовицка Л. Стратегии Европейского союза: акцент на конкурентоспособности // Научный диалог. 2015. №1 (37). С. 160-170.
6. Гельвановский М.И. Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы // Современная конкуренция. 2007. № 1.
7. Дробышевский С.М., Трунин П.В., БожечковаЛ.В. Долговременная стагнация в современном мире // Вопросы экономики. 2018. № 11. С. 125-141.
8. БСЭ, Изд. 3-е. М., Советская энциклопедия, 1974. Т.18. С. 570-571.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
С.15-21.
ABOUT THE AUTHOR
Kurnysheva Irina Romanovna - Doctor of Economic Sciences, , Head of Sector of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia. [email protected]
COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN ECONOMY: EVOLUTION, STRUCTURE AND PROSPECTS
One of the most pressing topics of modern economic research, conducted by leading international organizations, such as the UN, OECD, EEF, the International Institute of Management, etc., is the issue of national competitiveness of the countries of the world. The article explores how fundamental structural changes in the sectoral, social and institutional spheres of the global economy transform the concept, objectives, purpose and competitiveness factors of national economies. The main directions of the strategy of a new global economic system are analyzed through the prism of the concept of sustainable development and an of inclusive economy, which form the challenges of Russian competitiveness. Actual aspects of the economy in the implementation of new principles in management and approaches to competitiveness factors are highlighted.
Keywords: competitiveness, concept, methodology, rating, structure, strategy, sustainability, macroeconomics, inclusive economy.
JEL: E20, H11, L40, L41, L50, K21, OIO.