Научная статья на тему 'Конкурентоспособность отечественных производителей стекла на российском рынке'

Конкурентоспособность отечественных производителей стекла на российском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РЫНОК ЛИСТОВОГО СЕКЛА / ИМПОРТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / SHEET GLASS MARKET / IMPORT / TECHNOLOGIC RE-EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паймук А. Д.

В статье с различных сторон характеризуется конкурентоспособность отечественных производителей стекла на российском рынке. Выделяются главные факторы глобального экономического кризиса, оказывающие влияние на конкурентоспособность стекольной промышленности России. Анализируются причины отставания российских предприятий-производителей стекла от иностранных конкурентов. Предложено авторское видение возможных перспектив развития отечественных производителей стекла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF NATIONAL GLASS MANUFACTURES ON RUSSIAN MARKET

The article considers the competitiveness of national glass manufacturers in the Russian market from different perspectives. The impact of global economic crisis on the competitiveness of Russian glass manufacturers is shown in the article. The reasons of technological lag of Russian manufactures from foreign competitors are analyzed. The author reflects on the prospects of Russian glass manufactures development.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность отечественных производителей стекла на российском рынке»

♦

Таким образом, очень часто институциональные ограничения являются проявлением нестабильности и несовершенства институциональной среды и, следовательно , связаны с ростом информационных, трансак-ционных, трансформационных издержек и т.д. Поэтому исследование природы и форм институциональных ограничений играет несомненную роль для обоснования необходимости проведения институциональных реформ.

1. Вольчик В.В. Эффективность рыночного процесса и эволюция институтов // Известия высших учебных заве-

дений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2002. № 4.

2. Демин А.Н., Темницкий А.Л. Поведение домохозяйств на рынке труда // Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). М., 2003. Серия «Научные доклады». Ч. 1. Гл. 4.

3. Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности // О структуре социального действия. М., 2000.

4. Шаститко А. Новая институциональная экономическая теория. М., 2002.

5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация. СПб., 1996.

УДК 338.45:666 А.Д. Паймук

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СТЕКЛА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

В статье с различных сторон характеризуется конкурентоспособность отечественных производителей стекла на российском рынке. Выделяются главные факторы глобального экономического кризиса, оказывающие влияние на конкурентоспособность стекольной промышленности России. Анализируются причины отставания российских предприятий-производителей стекла от иностранных конкурентов. Предложено авторское видение возможных перспектив развития отечественных производителей стекла.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, глобальный экономический кризис, рынок листового секла, импорт, технологическое перевооружение.

A.D. Paymuk

COMPETITIVENESS OF NATIONAL GLASS MANUFACTURES

ON RUSSIAN MARKET

The article considers the competitiveness of national glass manufacturers in the Russian market from different perspectives. The impact of global economic crisis on the competitiveness of Russian glass manufacturers is shown in the article. The reasons of technological lag of Russian manufactures from foreign competitors are analyzed. The author reflects on the prospects of Russian glass manufactures development.

The key words: competitiveness of an enterprise, global economic crisis, sheet glass market, import, technologic re-equipment.

В настоящее время российская экономика находится в весьма непростом состоянии ввиду начавшегося в 2008 г. глобального экономического кризиса. Сначала кризис ударил по финансовому сектору - по банкам и, как следствие, по крупному бизнесу, оперативная деятельность которого основана на краткосрочных и среднесрочных банковских займах. Несмотря на то что с начала рецессии прошло уже порядка двух лет, содержательной и целостной позиции по выводу из кризиса отечественной промышленности нет ни у правительственных чиновников, ни у бизнеса.

По мнению аналитиков, протекционистская антикризисная политика государства не является системной. Так, руководитель Центра экономических исследований ИГСО В. Колташов указывает на характерную для России постперестроечного периода ситуацию, сохраняющуюся и по сей день, - противоречие интересов сырьевых экспортеров и предприятий, работающих на внутренний рынок. Колташов отмечает: «В интересах первых государство девальвировало рубль и стремится сохранить низкий уровень оплаты труда. Вторых стара-

ются успокоить протекционистскими уступками, при этом уничтожая их рынок сбыта» [2].

По прогнозам аналитиков ИГСО, в 2010 г объем капиталовложений в российскую экономику уменьшится на 4 млрд дол., тогда как для выхода из кризиса инвестиции в реальный сектор экономики должны увеличиваться. Данный фактор, а также растущая инфляция, снижающая реальные доходы населения, а значит платежеспособный спрос, - все это в перспективе должно привести к сокращению рынка.

Таким образом, отечественный производитель по -ставлен в достаточно неблагоприятные рыночные ус -ловия и не готов к конкуренции с иностранным производителем при отсутствии поддержки государства.

Вывод же России из экономического кризиса является задачей сложной и комплексной и для государства, и для бизнеса; это и социальная проблема. Тем не менее совершенно очевидным является тот факт, что в условиях критического состояния системы возможность выстоять и упрочить свои позиции имеет только конкурентоспособное предприятие. А общее состояние экономики, ее рост и развитие непосредственно обус-

ловлены конкурентоспособносью каждого хозяйствующего субъекта.

В этой связи целью настоящей работы является оценка конкурентоспособности российских производителей стекольной промышленности. Поскольку конкурентоспособность является показателем относительным, то автор считает нужным провести сравнение конкурентных позиций отечественных производителей стекла с иностранными конкурентами, прежде всего КНР

На современном этапе развития отечественной и зарубежной стекольной промышленности расстановка сил на рынке листового стекла представляется весьма непростой для российских производителей по ряду причин:

1. Недавно вышел на отечественный рынок китайский производитель, который на настоящее время занимает весьма существенную долю рынка. Так, в 2006 г импорт листового стекла из КНР составил 17 142 621,22 руб., что составляет 6,86% доли различных производителей на российском рынке стекла. Такие серьезные объемы импорта обусловлены значительным превышением спроса над предложением листового стекла среди отечественных производителей. Спрос же, в свою очередь, по оценке специалистов РБК, наиболее чувствителен к динамике строительства [6]. Кроме того, следует отметить, что китайский импортер, захвативший большую часть рынка в Сибири и на Дальнем Востоке, обладает как минимум двумя конкурентными преимуществами, ставящими отечественного производителя в крайне невыгодное положение:

- дешевая рабочая сила и, как следствие, более низкая цена продукции, нередко достигающая демпинго -вого уровня; так, входная цена стекла китайского производства может колебаться от 100 до 110 руб./м2;

- большая доступность ресурсов как с позиции территориальной географии, так и с позиций цены.

Наибольшую опасность для отечественной стекольной промышленности представляет конкуренция со стороны недавно проникших на российский рынок и за короткое время завоевавших устойчивые позиции в Сибири и на Дальнем Востоке производителей из КНР. Основных китайских поставщиков листового стекла семь. Совокупная доля производителей из КНР в российском импорте составляет 39%, что соответствует 17 142 621,22 м2 листового стекла за 2006 г. В период с 2003 по 2008 гг. доля китайского производителя в импорте возросла с 21% (чуть более 2 млн м2) до 43% (около 16 млн м2).

2. Второй причиной, обуславливающей сложность анализа и прогнозирования расстановки сил на рынке стекла, на наш взгляд, является начавшийся в 2008 г. экономический кризис, с одной стороны, поставивший отечественного производителя в весьма тяжелые условия, прежде всего в области привлечения заемных средств со стороны банковских структур. С другой стороны , наметившаяся стагнация в «основном двигателе экономике» - строительстве - определяет необходимость либо сокращения объемов продаж отече -ственным производителем, либо ужесточение конкурентной борьбы на рынке, как уже было отмечено выше, крайне чувствительных к потребностям в листовом стекле строительных организаций производителей стекла.

По оценкам экспертов агентства ABARUS Market Research, объем производств листового стекла составил порядка 185 млн м2, что составляет прирост по сравнению с 2005 г в 36%, однако к концу 2008 г этот показатель серьезно снизился [1, с. 16]. При этом, по различным оценкам, объем потребления превышает объем производства на 20% (специалисты РБК оценивают это превышение в 27,5 - 30%).

Тем не менее одним из главных факторов, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российских производителей листового стекла, был и остается фактор морального и физического износа основных производственных фондов. По мнению В.Н. Кайля, «обновить производство возможно лишь при помощи привлечения заемных ресурсов в рамках проектного финансирования либо инвестиционного кредитования, что также требует от предприятий значительных временных, финансовых и человеческих ресурсов. В условиях же мирового финансового кризиса, повлекшего за собой высокой степени нестабильность в банковском секторе, реализация задачи технического перевооружения становится практически неосуществимой и откладывается на неопределенный срок» [1, с. 14]. Здесь сказываются также и размеры необходимых инвестиций. Так, по оценке экспертов ОАО «Сара-товстройстекло», стоимость монтирования одной новой флоат-линии мощностью 700 т /сутки составляет более 3 млрд руб. Несмотря на некоторые налоговые послабления и государственные программы поддержки предприятий, проводящих техническое перевооружение, при такой стоимости нового оборудования из отечественных производителей лишь единицы способны реализовать подобный проект.

Примерами таких предприятий являются ОАО «Са-ратовстройстекло» (г. Саратов) и ОАО «Салаватстекло» (г. Салават, Башкортостан). Так, ОАО «Саратов-строй-стекло» нашло возможность привлечь кредит со стороны Сбербанка при рассчитываемых сроках окупаемости проекта в 3 - 4 года; а ОАО «Салаватстекло» в 2005 г. произвело модернизацию производства, в результате чего суточная производственная мощность предприятия возросла с 420 до 600 т.

По объему продаж и динамике развития ОАО «Сара-товстройстекло» уверенно держится в десятке самых успешных предприятий Саратовского региона. Технологическое оборудование, используемое на предприятии, позволяет широко варьировать размеры выпускаемого стекла, получать стекло различных номиналов от 2 до 10 мм размером до 6 000x3 210 мм, а также производить упаковку по мировым стандартам. ОАО «Саратов-стройстекло» смогло наладить долгосрочное сотрудничество с покупателями и осуществлять поставки листового стекла как на российский, так и на зарубежный рынок . Сегодня саратовское стекло поставляется более чем в 26 стран мира. Предприятие имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO серии 9001 (область применения «Проектирование и производства листового стекла»). Кроме того, продукция акционерного общества сертифицирована в системе добровольной сертификации (ГОСТ 111-2001 «Стекло листовое. Технические условия») [5].

Фактором серьезно в негативном смысле влияющим на конкурентоспособность отечественных производи-

♦-

телей является использование устаревшей технологии вертикального вытягивания стекла - фурко-линии. На сегодняшний день в России работают всего 5 крупных заводов, осуществляющих производство стекла на современных флоат-линиях: бельгийский завод «Главер-бель» (г Клин, г Бор), английский «Пилкингтон Гласс» (г. Раменское), «Салаватстекло», «Саратовстройстек-ло», «Саратовский институт стекла».

Главным производственным фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность, является непрерывный характер производства, причем даже кратковременные его нарушения могут повлечь за собой весомые потери. К глобальным экономическим факторам, снижающим конкурентоспособность отечественной стекольной промышленности, относятся:

1) введение квот на импорт листового стекла на традиционных рынках стекла иностранных государств;

2) введение дискриминационных мер для других участников рынка страной импортером;

3) ужесточение технических норм и нормативов к реализуемому стеклу в странах-импортерах, что в условиях высокой степени физического и морального износа оборудования у отечественного производителя повышает неопределенность условий конкуренции российского стекла на мировой арене;

4) снижение таможенных пошлин (15% на ввозимое в Россию стекло). Глобализация мировой экономики и в перспективе вступление РФ в ВТО влекут значительное уменьшение таможенных пошлин, а в современных кризисных экономических условиях это может привести к краху российских производителей стекла.

По всей видимости, эти страновые факторы являются для отечественного производителя наиболее значимыми , поскольку, по отдельным оценкам, доля импорта на российском рынке составляет 30 - 45%, и, по прогнозам, доля импорта в общей структуре потребления стекла в РФ будет увеличиваться. Так, в период с 2003 по 2008 гг. импорт листового стекла в Россию увеличился с 10 509 064 м2 до 43 769 422,42 м2, т.е. на 316,3% [3]. Устойчивый тренд роста позволяет нам спрогнозировать рост импорта в дальнейшем.

Однако не следует забывать о том, что расширение стекольного рынка в России и той его части, на которую приходится импорт, во многом связано со строительным бумом. В последние же 2 года стагнация в строительстве жилья в РФ, на которое приходится, по оценкам аналитиков РБК, 80% использования производственных мощностей отечественных стекольных заводов, приведет к сокращению рынка [4].

Таким образом, мы можем предположить 2 варианта развития отечественного рынка стекла:

1) незначительное уменьшения доли импорта в общем объеме продаж по стране при серьезном сокращении объемов производства и продаж отечественного производителя представляется нам наиболее вероятным;

2) уменьшение доли импорта стекла при незначительных уменьшениях объема продаж отечественного производителя, что возможно только при кардинальном усилении конкурентных позиций российских предприятий, а это в большей степени осуществимо за счет технических улучшений, повышения качества продукции, в том числе и за счет внедрения и совершенствования систем качества предприятий.

В заключение, обобщая все вышеизложенное, возможно сделать следующие выводы:

1) кризисное состояние российской и в целом мировой экономики привело к ослаблению конкурентных позиций отечественных производителей листового стекла по сравнению с уже вышедшими на внутренний рынок иностранными конкурентами, кроме того, затрудняют развитие отечественных производителей неблагоприятный инвестиционный климат и экономическая политика государства;

2) российские производители стекла уступают иностранным конкурентам по ряду причин, к ним относятся: использование устаревшей технологии и основных средств, а также в большинстве случаев отсутствие возможности привлечения заемных средств на техническое перевооружение;

3) активная работа на внешнем рынке для отечественного производителя в ближайшей перспективе не представляется возможной ввиду серьезного отставания от иностранных конкурентов, следовательно, отечественным производителям следует делать ставку на развитие внутреннего рынка (прежде всего европейской части России);

4) конъюнктура рынка стекла в высокой степени зависит от темпов роста строительства, в этой связи повышение конкурентоспособности отечественного производителя стекла невозможно без восстановления устойчивого развития строительной промышленности.

1. Кайль В.Н. Управление рискоустойчивостью промышленного предприятия. Саратов: СГСЭУ, 2008.

2. URL: http://www.finansmag.ru/

3. URL: http://www.nrn.ru/

4. URL: http://www. rbc.ru/

5. URL: http://www.saratovstroysteklo.ru/

6. URL: http://www.topmetr.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.