Анализ состояния и тенденции развития стекольной промышленности в России
Analysis of the status and trends in the development of glass industry in Russia
Абилова Махабат Гумаровна, кандидат экономических наук/доцент кафедры «Экономики и
финансов»
Магнитогорский государственный технический университет им.
Г.И.Носова [email protected] Баканова Яна Васильевна, экономист финансово-экономического отдела
ООО «МагниЗа» [email protected]
Аннотация
В условиях продолжающегося экономического кризиса обостряется актуальность развития внутреннего стекольного рынка РФ, который имеет инвестиционную привлекательность благодаря высокой емкости рынка и высокой рентабельности производства. В статье проведен достаточно глубокий и всесторонний анализ отрасли стекольной промышленности, дана развернутая характеристика конкурентной среды в РФ, исследованы проблемы поставок стекла по России и по Уральскому региону в частности. Делается вывод о необходимости строительства новых заводов с целью увеличения количества высококачественного стекла.
Abstract
With the ongoing economic crisis intensifies the urgency of developing domestic glass market of the Russian Federation, which has the investment attractiveness of the market due to its high capacity and high profitability. The article is quite deep and comprehensive analysis of the industry glass industry,
given the detailed characteristics of the competitive environment in the Russian Federation, studied the problem of glass deliveries in Russia and the Urals region in particular. The conclusion about the need to build new plants to increase the number of high-quality glass.
Ключевые слова: стекольная промышленность, рынок листового стекла, флоат-стекло, стекольные заводы, SWOT-анализ, Уральский регион
Keywords: glass industry, the market for flat glass, float glass, glass factories, SWOT-analysis, the Ural region
Сегодня Российский рынок стекла относят к одному из динамично развивающихся в мире. Основной целью стекольной отрасли в последние годы является развитие внутреннего рынка стекла и увеличение потребления стекольной продукции в расчете на душу населения.
Развитие Российского рынка листового стекла напрямую связано с объемами строительства, развитием автомобилестроения. В докризисный период стекольная промышленность РФ развивалась темпами, превосходящими средние по экономике в целом. Особенно быстрыми темпами рос сегмент высококачественного флоат-стекла. По результатам проведения маркетинговых исследований емкость стекольного рынка оценивается на уровне 186-250 млн. кв.м. Среднегодовой темп роста рынка листового стекла в 2003-2007г.г. составил 112%, в 2007 году он достиг рекордных 126%. В 2008 году темпы роста рынка листового стекла составляли порядка 7-8% [1]. В связи с финансовым кризисом темпы роста уменьшились, но, однако сохранилась положительная динамика развития отрасли (195 млн. кв.м. произведено в 2010 г. и 225 млн. кв.м. в 2013 году). В настоящее время структуру рынка листового стекла составляют:
- производители флоат-стекла;
- промпереработчики стекла;
- дилеры и торговые компании;
- конечные потребители стекла.
Сегмент рынка по производству листового стекла является самым емким, но ограниченным по числу компаний-производителей, что связано с высокими объемами первоначальных капиталовложений.
В настоящее время эксперты отмечают интеграцию мирового капитала в российский стекольный рынок, которая осуществляется путем нового строительства заводов, покупки действующих предприятий и создания совместных предприятий. Это такие крупные стекольные фирмы, как «NSG/Пилкингтон», «AGCFlatGlass» и «Гардиан».
Маркетинговые исследования показали, что в настоящее время на внутреннем рынке преобладает спрос на исходное флоат-стекло, однако наметилась тенденция на перераспределение спроса в сторону специальных видов стекла.
Несмотря на финансовый кризис по завершению 2008 г. сегменты стекольного рынка - исходное флоат-стекло, закаленное стекло и триплекс показали рост 5-7%.
Учитывая рост объемов производства собственного стекла, Россия по-прежнему импортирует значительное количество стекла, хотя в настоящее время на рынке листового стекла внутреннее производство преобладает над импортом. Основной импорт листового стекла в РФ составляет высококачественное стекло, которого в стране не хватает в связи с несоответствием мировому уровню оборудования и технологии ряда производителей стекла.
Объем импортных поставок в настоящее время на рынке листового стекла составляет 27%. По прогнозам экспертов к 2015 году доля импорта в общем объеме потребления снизится до 10% за счет ввода новых и модернизации старых мощностей.
На территорию РФ листовое стекло поставляется из 45 стран. Основными импортерами листового стекла являются: Китай, Киргизия, Украина, на их долю приходится почти 70% поставок.
Объём Российского рынка в 2013 году составил более 250 млн. кв.м. стекла, в том числе 225 млн. кв.м. произведено Российскими стекловаренными заводами. Остальное стекло - импортного производства: около 12-15 млн. кв.м. поставлено из Белоруссии, 10-12 млн. кв.м. из Китая и Ирана, остальное стекло поступает из стран СНГ.
Из стран СНГ основными поставщиками являются ОАО "Гомельстекло" (Белоруссия), ОАО "Интергласс" (Киргизия), ОАО "Кварц" (Узбекистан) и до остановки на реконструкцию ЗАО "Лисичанский стеклозавод "Пролетарий" (Украина) [2].
Объем экспорта снизился до 15-17 млн. кв.м. (в 2012 году - 21,5 млн. кв.м.). Основными странами, закупающими российскую продукцию, являются: Казахстан, Украина и Турция [3].
Ежегодное потребление высококачественного листового стекла в России в ближайшие пять лет должно увеличиться до 300 млн. кв.м. Рентабельность производства стекла в РФ составляет, по словам участников рынка, 50-60%.
Увеличение объемов потребления высококачественного листового стекла и изделий из него определяют высокую инвестиционную привлекательность стекольной промышленности для российского бизнеса и крупнейших мировых стекольных компаний.
К одному из недостатков российского стекольного рынка относят высокие расходы на доставку стекла. По европейским нормативам считается, что исходя из рентабельности, максимально возможное расстояние доставки - 600 км, выгодное - до 200 км. В России, фактически, выдержать такие стандарты нереально. Это, в первую очередь, обусловлено неравномерным распределением стекольных флоат-заводов и флоат-проектов по территории РФ, что может привести к жесткой ценовой конкуренции в отдельном регионе, в то время как в более отдаленных регионах цены на стекло будут значительно выше.
В настоящее время в РФ действуют 12 предприятий, производящих листовое стекло, большая часть из которых выпускают высококачественное
флоат-стекло, причем основная часть производства - более 80% сосредоточена в центральных районах. В таблице 1 представлены данные по действующим заводам РФ и стран СНГ.
Таблица 1 - Производители листового стекла в РФ и странах СНГ
Завод Регион РФ/Страна Технология Мощность (тыс.т. в год)
«Эй-Джи-Си Борский стекольный завод» Нижегородская область Флоат 440
"Саратовстройстекло" Саратовская область Флоат 400
"Салаватстекло" Башкирия Флоат 440
"Эй Джи Си Флэт Глас Клин" Московская область Флоат 220
«Гардиан Стекло Рязань» Рязанская область Флоат 220
«Пилкингтон-Гласс» Московская область Флоат 240
Саратовский институт стекла Саратовская область Флоат 60
Лисичанский стекольный завод "Пролетарий" Украина Флоат 200
"Интергласс" Киргизия Флоат 180
Гомельский стекольный завод Белоруссия Флоат 290
Основными ведущими производителями флоат-стекла в России
являются: ОАО «Эй-Джи-Си Борский стекольный завод», ОАО
«Салаватстекло», ОАО «Саратовстройстекло», ООО «Эй Джи Си Флэт Глас Клин», с 2006г. - ООО «ПилкингтонГласс» и с 2008г. «Гардиан Стекло Рязань» [1].
В 2013 году в России запущены в производство ОАО "Каспийский стекольный завод", Guardian (г. Ростов). Строят завод известные транснациональные корпорации SISECAM и Saint-Gobain, предприятие будет пущено в эксплуатацию в 2014 году. Суммарное производство на первом этапе составит приблизительно 20 млн. кв.м. плоского полированного стекла[2].
В России также готовится к пуску 13-й по счету завод листового стекла -Trakya Glass Rus (мощности - 15 млн. кв.м. в год). Его строят в Елабуге (Татарстан) французская компания Saint-Gobain и турецкая Trakya Cam Sanayii [3].
Совокупные производственные мощности российских предприятий позволяют изготавливать порядка 90 млн.м2 флоат-стекла в год, включая автомобильное стекло.
Структура производителей и основных поставщиков листового флоат-стекла представлены на рис. 1.
Прочие
Китай 10%
ООО «Гардиан» 12%
ООО
«Пилкингтон Гласс» 13%
ОАО «AGC Flat Class » 30%
ОАО «Саратовстрой-стекло» 15%
ОАО
«Салаватстекло» 15%
Рисунок 1 - Структура производителей и основных поставщиков
листового стекла в России.
Планируемые инвестиционные проекты по производству флоат - стекла в РФ представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Планируемые инвестиционные проекты по производству флоат-стекла.
Компания Место размещения Мощность (тонн/сутки)
ООО «Балтийская стекольная компания» совместно с ЗАО «Русская Содовая Компания» Ленинградская обл. 600
Пермская обл. 600
г. Новосибирск 600
ООО «Северо-Западная стекольная компания» (СЗСК) Ленинградская обл. 600
Стекольный завод «Востек» Тверская обл. 500
"Saint - Gobain", Франция Ленинградская обл. 600
ЗАО «Промтехинвест» Ульяновская обл. 2 x 600
ОАО «ЮгРосПродукт» Ставропольский край 250
По данным Национального Объединенного Совета предприятий стекольной промышленности в 2014 - 2015 годах российские инвесторы начнут строительство двух стекловаренных заводов по производству полированного плоского стекла. Выполняя Указы Президента В.В. Путина, обязывающие государство принять в эксплуатацию к 2020 году 140 млн. кв.м. площадей жилого фонда, рынку потребует 500 млн. кв.м. листового стекла[2].
Результаты проведенных исследований, показали, что на сегодняшний день на территории Урала работает всего один завод - ОАО «Салаватстекло» (Башкирия), который контролирует 17% российского рынка листового
стекла. Другое предприятие - Ирбитский стекольный завод (Свердловская область) - полностью свернуло производство в 2008 году из-за непригодности продукции для изготовления стеклопакетов и автостекол.
Для обеспечения устойчивого развития стекольной промышленности РФ предлагается рассмотреть возможность создания стекольного завода по производству флоат-стекла в Уральском регионе на территории Челябинской области. Создание современной флоат-линии для производства листового полированного стекла высокого качества производительностью 400 тонн в сутки, соответственно 12,0 млн. кв.м. в год позволит существенно сократить дефицит стекла, которое завозится на сегодняшний день из других регионов РФ или из-за рубежа.
Уральский регион может генерировать довольно мощный платежеспособный спрос на высококачественное флоат-стекло, поэтому региональные стекольные рынки должны быть привлекательны для потенциальных инвесторов. Согласно рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России по данным Национального рейтингового Агентства (НРА) Челябинская область включена в группу 1С5 (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень). Более того, НРА отмечено, что регионы отнесенные в указанную группу отличаются достаточно хорошим уровнем развития инфраструктуры и высоким качеством институциональной среды. Доступная инфраструктура и работающие институты поддержки бизнеса уже сейчас помогают этим регионам создавать и развивать новые производства, что в среднесрочной перспективе позволит серьезно нарастить производственный потенциал и объем внутреннего рынка, то есть улучшить позиции региона по всем факторами инвестиционной привлекательности [4].
Краткая характеристика основных факторов предлагаемого мероприятия представлена в таблице 3.
Талица 3 - Характеристика основных факторов предлагаемого производства.
Факторы Краткая характеристика
Продукция, планируемая к производству Бесцветное флоат-стекло
Спрос на продукцию Тенденция роста (7-8 % в год)
Рынки сбыта Уральский регион, Сибирь, а также страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Армения).
Основные потребители Строительный комплекс, автомобильная и мебельная промышленность
Конкуренция Предприятие может успешно конкурировать с отечественными и зарубежными производителями стекла как по цене, так и по качеству, так как в отрасли в силу дефицита высококачественного флоат-стекла емкость российского рынка превышает объемы производства
Продвижение товара Осуществлять посредством дилерской сети, а также периодическое размещение рекламных блоков в специализированных изданиях, распространение рекламных буклетов и проспектов, участие в специализированных выставках
Организация производства Планируемое производство необходимо создавать вместе, где имеется развитая инфраструктура, подводящие коммуникации воды, природного газа и электроэнергии, все виды сообщений для доставки сырьевых материалов и отгрузки стекла
Факторы Краткая характеристика
потребителю, подъездные железнодорожные пути, соединенные с ведущими магистралями России и стран СНГ, автотрассы, близко расположенные населенные пункты, обеспечивающие трудовыми ресурсами.
Риски Возможность роста стоимости исходного сырья, электроэнергии, газа. Наличие альтернативных поставщиков сводит к минимуму риск сбоев работы флоат-линии. Предварительные расчеты показывают, что по отношению к дестабилизирующим факторам (к возможному снижению цен на продукцию и объема сбыта, росту цен на материальные и энергетические ресурсы и увеличению инвестиционных расходов) проект довольно устойчив. Степень риска можно оценить как невысокую.
Для выработки правильной стратегии планируемого производства флоат-стекла целесообразно провести SWOT - анализ, то есть определить место, занимаемое данным предприятием в общем экономическом пространстве, выявить основные факторы, воздействующие на предприятие и сформулировать проблемное поле с учетом всех возможных ситуаций, встречающихся на рынке стекла.
Проведенный анализ внутренней и внешней среды позволил выявить основные сильные и слабые стороны вновь строящегося предприятия, его
благоприятные возможности и потенциальные угрозы, которые представлены в виде матрицы SWOT - анализа, таблица 4.
Таблица 4 - Матрица SWOT - анализа организации производства стекла
Сильные стороны Слабые стороны
• Широкий ассортимент продукции (3-12 мм) • Небольшой объем производства
• Высокое качество продукции (МО, М1 - 90%) • Отсутствие квалифицированного персонала по флоат-процессу
• высокая рентабельность производства • Отсутствие налаженности сбытовой логистики на планируемый объем производства
• Новое современное оборудование • Отдаленность поставщика песка
• Наличие инфраструктуры
• Близость основных источников сырья (кроме песка), наличие альтернативных поставщиков сырья
• Выгодное географическое положение и наличие транспортных возможностей
Угрозы Возможности
• Экономический кризис • Высокая емкость внутреннего рынка
• Рост цен на энергоносители и сырье
• Обострение конкуренции в стекольной промышленности - приход на внутренний рынок России главных мировых производителей стекла; - строительство новых стеклозаводов • Цены на флоат-стекло на внутреннем рынке близки к Европейским
Сильные стороны Слабые стороны
в России.
•.Интенсивное развитие дилерской сети зарубежных производителей стекла в Уральском регионе • Увеличение удельного использования стекла в архитектуре и авто - дизайнерских решениях
• Относительно низкие цены на энергоносители
• Высокий спрос на высококачественное стекло
• Низкая плотность производств флоат-стекла в Уральском регионе
• Возможность получения изделий из стекла с высокой добавленной стоимостью
• Возможность быстрого внедрения современных систем управления
Оценка сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей, представленных в таблице 4, позволит расставить приоритеты и на их основе правильно распределять ресурсы на решение различных проблем.
Таким образом, результаты проведенных исследований показывают,
что:
- внутренний стекольный рынок РФ имеет инвестиционную привлекательность благодаря высокой емкости рынка и высокой рентабельности производства;
- современные технологии, оборудование, материалы ведущих мировых производителей широко применяются в России при производстве листового стекла и изделий из него;
- ведущие мировые производители инвестируют значительные средства в строительство стекольных заводов в России;
- при строительстве стекольных заводов в РФ необходима проработка и учет возможности топливно-энергетического комплекса и сырьевой базы региона.
Повышенный спрос на высококачественное стекло и сложившаяся рыночная конъюнктура позволят эффективно осуществить проект по строительству флоат-линии на территории Челябинской области. При этом, значительная емкость внутреннего рынка стекла, высокий спрос и уровень цен на высококачественное стекло позволят получать достаточную прибыль для дальнейшего успешного развития создаваемого предприятия и Уральского региона в целом.
Библиографический список
1. Захарова Н.С. Повышение конкурентоспособности предприятий стекольной промышленности на основе маркетингового исследования// Современные научные исследования и инновации. -Январь 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6129 (дата обращения: 16.04.2014).
2. Осипов В.И. Анализ производства и потребления плоского стекла на стекольном рынке России// Журнал "Окна. Двери. Фасады." -Февраль 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://tybet.ru/content/articles/index.php?/index.php?SECTION_ID=597& ELEMENT_ID=50257&sphrase_id=3903 (дата обращения 02.07.2014).
3. Чечкин Е.И. Российский рынок стекла: «Все прозрачно»// Эксперт-Урал - Февраль 2014. - №7 (588).
4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России в 2013 году// Сайт Национального Рейтингового Агентства. - Режим доступа: http://www.ra-national.ru (дата обращения: 04.07.2014)