Научная статья на тему 'Конкурентоспособность на локальном рынке нефти и нефтепродуктов в условиях рыночной экономики'

Конкурентоспособность на локальном рынке нефти и нефтепродуктов в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмиева Г. Р.

По-прежнему ведущая роль в экономике России принадлежит ТЭК. Устойчивая и динамичная работа всех отраслей ТЭК вносит решающий вклад в ускорение процессов экономического роста в стране. Достижение высоких темпов роста ВВП зависит непосредственно от успешной реализации "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", целью которой является максимально эффективное и рациональное использование нефтяных ресурсов при неуклонном развитии минерально-сырьевой базы и создании качественной и стабильной правовой базы недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность на локальном рынке нефти и нефтепродуктов в условиях рыночной экономики»

АХМИЕВА Г.Р.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В УСЛОВИЯХ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

N

01

г

По-прежнему ведущая роль в экономике России принадлежит ТЭК. Устойчивая и динамичная работа всех отраслей ТЭК вносит решающий вклад в ускорение процессов экономического роста в стране. Достижение высоких темпов роста ВВП зависит непосредственно от успешной реализации "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", целью которой является максимально эффективное и рациональное использование нефтяных ресурсов при неуклонном развитии минерально-сырьевой базы и создании качественной и стабильной правовой базы недропользования.

Как известно, локальный рынок нефти и нефтепродуктов является сложной организационно-экономической системой, которая функционирует на региональном уровне как производная от совокупной деятельности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, а также транспортной подсистемы и рыночной инфраструктуры хранения и реализации нефтепродуктов, других взаимозависимых составляющих целостного нефтяного рынка.

Локальный рынок нефти и нефтепродуктов относится к основной группе средств производства регионального рынка и имеет базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования.

Создание и поддержание условий конкурентоспособности является важнейшим фактором, обеспечивающим функционирование рынка в современных условиях на микроуровне и экономики в це-Ш лом.

□ Наиболее совершенной формой реализации этого процесса является свободная конкуренция.

ГМ Однако развитие этой формы посредством концентрации и централизации ускоряет процессы обоб-^ ществления, в результате которых объективно возникают монополии. Власть последних и порождает дефекты рынка, суть которых состоит в способности отдельного продавца или группы продавцов ог-^ раничивать объемы выпуска продукции или повышать цены выше их конкурентного уровня. Такого ■Е рода использование монопольной власти обеспечивает отдельным субъектам хозяйствования полу-о. чение сверхприбыли. В результате власть монополий, создавая разницу между величиной предельных издержек производства и ценностью ее дополнительной единицы для потребителя, приводит к ^ потерям для общества.

2 Из анализа происходящих в нефтяном комплексе перемен следует, что основная тенденция - это

растущий монополизм нефтегазовых компаний на внутреннем рынке страны, а, следовательно, и на ЕЕ локальном рынке нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день определяющая роль в нефтяном ^ комплексе принадлежит 10-12 крупным вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), охваты-^ вающим всю последовательность работ с нефтяным сырьем. Наряду с ВИНК добычу нефти в стране о осуществляют около 170 малых и средних нефтяных компаний-недропользователей. '- Разрабатывая небольшие месторождения, добирая нефть из низкопродуктивных скважин, малые

£ и средние предприятия способствуют более полному использованию природных запасов страны. о Повсеместное формирование крупных ВИНК, не в полной мере учитывает специфические осо-

со

о бенности активов нефтяного сектора, а также его значительную социально-экономическую роль в

0 экономике России.

^ Наметилась явная тенденция к скупке всех активов нефтяных мелких компаний. Подобная стра-

1 тегия приводит к значительному снижению эффективности освоения и разработки средних и малых ф месторождений и, в конечном счете, к недополучению обществом (государством) значительной час->:_ ти доходов рентного характера.

5 Происходящий в настоящее время процесс слияния и поглощения компаний является сам по себе

® объективным и отражает сущность современного этапа развития мировой экономики.

ф

о

х О

О

Однако в развитых странах параллельно с этим процессом развивается система государственного антимонопольного контроля за деятельностью нефтегазового бизнеса. Эта система состоит главным образом из антитрестовской политики, а также инструментов стимулирования объемов произ-

водства и управления процессами ценообразования в условиях существования естественной монополии.

Антитрестовское законодательство представляет собой систему законодательных актов, в которых дается определение монополий, классифицируются процессы монополизации и недобросовестные методы конкурентной борьбы, определяются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, устанавливаются органы, которым поручается следить за исполнением данного законодательства.

Наибольшее развитие антитрестовское законодательство получило в США. Объектами антитрестовской политики являются:

1) установление и поддержание фиксированных цен;

2) монополизация;

3)слияние.

В первом случае тайные или явные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании фиксированных цен рассматриваются как попытки ограничения рынка и преследуются в судебном порядке.

Наказанию подлежат и попытки монополизировать рынок. Антимонопольное регулирование направлено не столько против монополий (они есть и будут), сколько против процессов монополизации.

Особое место принадлежит контролю за слиянием, который регулирует степень концентрации рынка. Обычно контролируются так называемые горизонтальные слияния (между конкурирующими фирмами одного рынка). В странах Европейского Союза можно возбудить иск, если объем продаж возникающей фирмы превышает 5% операций на данном рынке. Для уменьшения числа слияний и поглощений практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.

В России подобной действенной системы пока не существует.

В этих условиях монополизация нефтяного рынка является главным фактором разрушения его

N

01

г

рыночных механизмов. Монополизм ведет к стагнации, застою, способствует развитию диктаторской □

тенденции в экономике, подчинению потребителей эгоистичным интересам бизнеса. О

Монополизация и ценовой сговор обусловливают также постоянный рост цен на внутреннем

рынке России. Причина заключается в следующем. ВИНК России производят более 90% нефти и 80% ^

бензина. Они диктуют цены на нефть и на "свободном" рынке, где производят остальные 20% бензи- а

на. ®

Большая часть региональных рынков также монополизирована ВИНК, и в отсутствии конкурен- о

ции они устанавливают оптовые цены на бензин на таком уровне, чтобы получить максимальную ®

СО

прибыль, но не допустить социального взрыва. Государственная власть пока слабо реагирует на эту | проблему. ^ В такой ситуации говорить о развитии конкурентоспособности на нефтяном рынке не приходится. о Ведь необходимым условием этого процесса является наличие на рынке упорядоченной, введенной в ^ определенные законом рамки, справедливой конкуренции. ^ В условиях развитой конкуренции ни один из хозяйствующих субъектов фактически не имеет ^ возможности увеличить цену, потому что тогда потребитель переключится на продукцию конкурен- ^ та. Следовательно, наиболее надежным способом увеличения прибыли становится либо снижение о издержек, либо улучшение качества товара. о Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять неослабное внимание пробле- о мам качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения. Все большее число отечественных специалистов осознает, что преодоление кризисного состояния производства лежит на пути освоения конкурентоспособной продукции с одновременным улучшением ее качества и снижением цены. ;= Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. При этом ^ конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей то- £ вара, которые могут удовлетворять запросы потребителя, а также расходами на приобретение и ис- >| пользование соответствующего товара. о Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, так как она слу- | жит не только сырьем для жидкого топлива, но и источником большого числа ценных химических ^ продуктов. о

О

Однако, в настоящее время качество нефти и нефтепродуктов, реализуемых на локальном рынке, также как и по всей стране, оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что низка глубина переработки сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Нефтеперерабатывающие заводы страны нуждаются в срочной модернизации. Изменить это положение в состоянии экономическая политика государства - в случае, если требования к автомобильным двигателям будут ужесточены до уровня стандартов Евро-3 и Евро-4. Это стало бы мощнейшим стимулом для ВИНК к ускорению реализации проектов модернизации НПЗ, а, кроме того, внесло бы вклад в общее повышение качества производимых в России нефтепродуктов и стимулировало бы рост их конкурентоспособности.

Итак, одним из ведущих направлений повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса является повышение качества выполняемых работ и выпускаемой продукции на всех стадиях производственного цикла в геологоразведке, в бурении, при добыче нефти и ее транспортировке, а также при переработке нефтепродуктов и поставке их на региональный рынок, что ведет непосредственно к росту конкурентоспособности на самом нефтяном рынке.

БОЧКОВ A.A.

МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА: СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ,

ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

01

□I

Рыночная самоорганизация, спонтанное формирование новых институтов мало эффективны в посткризисный период. Более того, в условиях социально-экономической трансформации принцип

д самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции системы, направленной

□ на сохранение старых традиций и норм. Отсутствие действенного государственного регулирования в этот период приводит к неизбежному экономическому и политическому хаосу. В зависимости от со-

-<> стояния институциональной среды, социально-экономической природы самого государства оно может

а стать дополнительным фактором нестабильности, или, напротив, гарантом соблюдения "правил игры",

® регулятором, обеспечивающим гармонизацию общественных и частных интересов.

§ Становится очевидным, что дальнейшее направление реструктуризации аграрной сферы России

ф должно определяться целенаправленностью разработок институциональных инноваций, содержание

| которых представляет собой отражение государственных решений, что влияет на процесс институ-

^ ционального проектирования. Система построения развития сферы национального хозяйства по прин-

о ципу институционального проектирования регламентируется как основными моментами соответству-

х ющей проектировочной деятельности, так и специфическими принципами, свойственными особен-

ЕЕ ностям поведения людей, их различных групп в условиях существования тех или иных санкциониро-

о

а ванных правил.

< Агропромышленный комплекс представляет собой открытую целостную социально-экономичес-

о кую систему, состоящую из органически взаимосвязанных структурообразующих элементов, функци-

о онирование каждого из которых влияет на развитие как смежных элементов, так и всей системы в

о целом. Поэтому его функционирование зависит от сглаженности механизмов саморегулирования и

^ управления.

£ Экономическое регулирование сельскохозяйственного производства представляет собой процесс

£ воздействия экономического механизма на ход воспроизводственного процесса в АПК. В связи с этим, экономический механизм аграрной политики представляет собой взаимосвязанное и взаимообуслов-

^ ленное сочетаний конкретных экономических регуляторов: цен, финансово-кредитных отношений и

ЕЕ пр.

>| Подчеркнем, что государственное регулирование, одновременно, осуществляется на различных

* пространственных и временных уровнях. Ведущим, обычно, является национальный (федеральный)

® уровень регулирования, который обеспечивает равно конкурентные возможности производства для

Л всех предприятий и потребления для всех домашних хозяйств. Иногда в народном хозяйстве начина-

§ ют усиливаться тенденции к региональному регулированию. Это происходит потому, что слабый фе-О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.