КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ РФ
М.В ЧИРКУН, соискатель каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ
Автор теории конкурентных преимуществ М. Портер в одной из своих работ [1, с. 21] отмечал, что «единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов».
Следует иметь в виду, что конкурентоспособность страны - это серьезный фактор ее экономической безопасности. Только конкурентоспособная страна может создавать условия для эффективного функционирования отечественных предприятий на мировом и национальном рынках, используя как экономические, так и административные рычаги воздействия.
Несмотря на то, что конкурентоспособность национальной экономики РФ уступает практически всем развитым странам, необходимо заявить о ряде конкурентных преимуществ нашей страны, это - запасы топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья, цены на большинство которых ниже мировых, высокий научно-технический потенциал, высокая квалификация рабочей силы при низком уровне оплаты труда, относительно развитая транспортная система и система связи.
По всеобщему признанию сильными сторонами российской экономики конца 90-х гг. являлся научно-технический потенциал, трудовые ресурсы, а наиболее слабыми
- превышение роли государства в экономике страны, нерациональная система управления предприятиями и слабо развитая кредитно-финансовая система.
Конечно, рассчитывать на широкий прорыв на мировые рынка наукоемкой продукции и готовых изделий, лишь сократив издержки производства и повысив производительность труда, наша страна не может (исключение составляют продукция военно-промышленного комплекса и специальные виды машиностроения). Но сохранение и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала страны - это основной путь повышения мирового рейтинга России. В современных условиях назрела необходимость стимулирования высокотехнологичных и перерабатывающих производств, которые способны обеспечить реализацию конкурентных преимуществ отечественным товаропроизводителям в обозримом будущем.
Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировом рынке в зависимости от имеющихся у страны конкурентных преимуществ, а также в зависимости от уровня конкурентоспособности той или иной отрасли. В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются производство информационных технологий и компьютеров, авиационная и аэрокосмическая отрасли,
182
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006
автомобилестроение. В Японии такими отраслями являются электронная и электротехническая промышленности, автомобильная, станкостроение (включая роботостроение).
Развивающиеся индустриальные страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Таиланд) ориентируются на повышение конкурентоспособности отраслей по производству товаров народного потребления (бытовая электроника, одежда и т.д.), а также наукоемких изделий (компьютеры, телевизоры, микроЭВМ и др.) и тем самым все успешнее конкурируют с продукцией аналогичных отраслей из Китая и стран Западной Европы.
Среди отраслей отечественной экономики, наиболее конкурентоспособных на мировом рынке, выделяют авиационную и аэрокосмическую, приборостроение,судостро-ение, подотрасли военно-промышленного комплекса, конкурентоспособность которых базируется на передовых технологиях и высоком профессионализме кадров оборонной промышленности. На отдельных сегментах мирового рынка повышенным спросом пользуется продукция черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность России в настоящее время представлена на мировом рынке в основном полуфабрикатами: целлюлозой, пиломатериалами, фанерой, круглым лесом. Готовая продукция отрасли (с высокой добавленной стоимостью) из-за низкого качества не выдерживает конкуренции [2]. Одной из основных причин, оказывающих негативное влияние на уровень конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом, является моральное старение и физический износ основных фондов, который в промышленности составляет около 60 %, а в лесопромышленном комплексе - 80 %.
Конкурентоспособность промышленного предприятия, фирмы определяется действием ряда независимых переменных факторов: рентабельностью производства, характером инновационной деятельности, уровнем производительности труда, эффективностью стратегического планирования и управления фирмой, способностью быстрого реагирования и адап-
тации к меняющимся требованиям и условиям рынка. В общем виде конкурентоспособность предприятия может быть определена как его сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли как внутри страны, так и за ее пределами.
В своей работе «Международная кон-курениция» Майкл Портер подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и национальной экономики страны. Он приходит к выводу, что конкурентоспособность фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынке во многом определяется факторами, сформировавшимися в стране, где расположена фирма, - это наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, политика правительства по отношению к отечественным предприятиям, различия в практике по управлению компаниями.
Однако, по мнению М. Портера, ни один из данных факторов, взятый в отдельности, не определяет успех или неуспех в конкуренции. Прежде всего конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности фирмы необходимо постоянно уделять внимание наиболее полному и эффективному использованию имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.
Следует отметить, что конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы. Конкурентоспособность предприятия можно выявить только сравнением между собой предприятий как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках мирового рынка - неконкурентоспособной.
Как отмечает П. Завьялов, если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффек-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006
183
тивной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств, конкурентными преимуществами. Очевидно, что чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их количественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки имеет оно на мировом рынке. М. Портер выделил два основных источника конкурентных преимуществ: маркетинг и издержки.
- Преимущество в маркетинге - это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей, чем товары конкурентов.
- Преимущество в издержках - это конкурентное преимущество, которое достигается благодаря более низким производственным и маркетинговым затратам, чем у конкурентов, что позволяет компании снижать цены или экономить на рекламе и реализации готовой продукции.
М. Портер рассмотрел еще один аспект конкурентных преимуществ: чего добиваются компании - преимуществ на всем рынке или в конкретной его нише. Другой
американский экономист-маркетолог, Генри Ассель, определил рыночную нишу как «небольшой сегмент рынка, который не привлекает серьезного внимания конкурентов» [4].
Маркетинговое преимущество основано на уникальности товара или услуги, которую производит фирма. Для получения такого преимущества важно добиться прочной репутации товарной марки, что обеспечит товару место на полках магазинов; технологическое лидерство, когда компания постоянно одной из первых предлагает товары с новыми характеристиками.
Таким образом, актуальность проблемы повышения конкурентоспособности лесопромышленных предприятий РФ очень высока.
Библиографический список
1. Ассель, Г. Стратегический маркетинг / Г. Ассель.
- М.: ИНФРА-М, 1996. - 196 с.
2. Завьялов, П. Конкуренция - неотъемлемое свойство развитого рынка / П. Завьялов // Маркетинг.
- 1997. - № 5. - С. 62-72.
3. Кожемяко, Н.П. Проблемы развития экспортно ориентированных предприятий / Н.П. Кожемяко и др. - М.: ООО ИКП «ДеКА», 2005. - 256 с.
4. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: МО, 1993. - 356 с.