Научная статья на тему 'Конкурентоспособность лесопромышленных предприятий РФ'

Конкурентоспособность лесопромышленных предприятий РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркун М. В.

Чиркун М.В. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ. В статье рассматривается актуальность проблемы повышения конкурентоспособности лесопромышленных предприятий РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chirkun M.V. COMPETITIVENESS TIMBER MANUFACTURER ENTERPRISE RF. In article is considered urgency of the problem of increasing to competitiveness timber manufacturer enterprise RF.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность лесопромышленных предприятий РФ»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ РФ

М.В ЧИРКУН, соискатель каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ

Автор теории конкурентных преимуществ М. Портер в одной из своих работ [1, с. 21] отмечал, что «единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов».

Следует иметь в виду, что конкурентоспособность страны - это серьезный фактор ее экономической безопасности. Только конкурентоспособная страна может создавать условия для эффективного функционирования отечественных предприятий на мировом и национальном рынках, используя как экономические, так и административные рычаги воздействия.

Несмотря на то, что конкурентоспособность национальной экономики РФ уступает практически всем развитым странам, необходимо заявить о ряде конкурентных преимуществ нашей страны, это - запасы топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья, цены на большинство которых ниже мировых, высокий научно-технический потенциал, высокая квалификация рабочей силы при низком уровне оплаты труда, относительно развитая транспортная система и система связи.

По всеобщему признанию сильными сторонами российской экономики конца 90-х гг. являлся научно-технический потенциал, трудовые ресурсы, а наиболее слабыми

- превышение роли государства в экономике страны, нерациональная система управления предприятиями и слабо развитая кредитно-финансовая система.

Конечно, рассчитывать на широкий прорыв на мировые рынка наукоемкой продукции и готовых изделий, лишь сократив издержки производства и повысив производительность труда, наша страна не может (исключение составляют продукция военно-промышленного комплекса и специальные виды машиностроения). Но сохранение и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала страны - это основной путь повышения мирового рейтинга России. В современных условиях назрела необходимость стимулирования высокотехнологичных и перерабатывающих производств, которые способны обеспечить реализацию конкурентных преимуществ отечественным товаропроизводителям в обозримом будущем.

Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировом рынке в зависимости от имеющихся у страны конкурентных преимуществ, а также в зависимости от уровня конкурентоспособности той или иной отрасли. В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются производство информационных технологий и компьютеров, авиационная и аэрокосмическая отрасли,

182

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006

автомобилестроение. В Японии такими отраслями являются электронная и электротехническая промышленности, автомобильная, станкостроение (включая роботостроение).

Развивающиеся индустриальные страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Таиланд) ориентируются на повышение конкурентоспособности отраслей по производству товаров народного потребления (бытовая электроника, одежда и т.д.), а также наукоемких изделий (компьютеры, телевизоры, микроЭВМ и др.) и тем самым все успешнее конкурируют с продукцией аналогичных отраслей из Китая и стран Западной Европы.

Среди отраслей отечественной экономики, наиболее конкурентоспособных на мировом рынке, выделяют авиационную и аэрокосмическую, приборостроение,судостро-ение, подотрасли военно-промышленного комплекса, конкурентоспособность которых базируется на передовых технологиях и высоком профессионализме кадров оборонной промышленности. На отдельных сегментах мирового рынка повышенным спросом пользуется продукция черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность России в настоящее время представлена на мировом рынке в основном полуфабрикатами: целлюлозой, пиломатериалами, фанерой, круглым лесом. Готовая продукция отрасли (с высокой добавленной стоимостью) из-за низкого качества не выдерживает конкуренции [2]. Одной из основных причин, оказывающих негативное влияние на уровень конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом, является моральное старение и физический износ основных фондов, который в промышленности составляет около 60 %, а в лесопромышленном комплексе - 80 %.

Конкурентоспособность промышленного предприятия, фирмы определяется действием ряда независимых переменных факторов: рентабельностью производства, характером инновационной деятельности, уровнем производительности труда, эффективностью стратегического планирования и управления фирмой, способностью быстрого реагирования и адап-

тации к меняющимся требованиям и условиям рынка. В общем виде конкурентоспособность предприятия может быть определена как его сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли как внутри страны, так и за ее пределами.

В своей работе «Международная кон-курениция» Майкл Портер подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и национальной экономики страны. Он приходит к выводу, что конкурентоспособность фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынке во многом определяется факторами, сформировавшимися в стране, где расположена фирма, - это наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, политика правительства по отношению к отечественным предприятиям, различия в практике по управлению компаниями.

Однако, по мнению М. Портера, ни один из данных факторов, взятый в отдельности, не определяет успех или неуспех в конкуренции. Прежде всего конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности фирмы необходимо постоянно уделять внимание наиболее полному и эффективному использованию имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

Следует отметить, что конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы. Конкурентоспособность предприятия можно выявить только сравнением между собой предприятий как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках мирового рынка - неконкурентоспособной.

Как отмечает П. Завьялов, если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффек-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006

183

тивной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств, конкурентными преимуществами. Очевидно, что чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их количественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки имеет оно на мировом рынке. М. Портер выделил два основных источника конкурентных преимуществ: маркетинг и издержки.

- Преимущество в маркетинге - это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей, чем товары конкурентов.

- Преимущество в издержках - это конкурентное преимущество, которое достигается благодаря более низким производственным и маркетинговым затратам, чем у конкурентов, что позволяет компании снижать цены или экономить на рекламе и реализации готовой продукции.

М. Портер рассмотрел еще один аспект конкурентных преимуществ: чего добиваются компании - преимуществ на всем рынке или в конкретной его нише. Другой

американский экономист-маркетолог, Генри Ассель, определил рыночную нишу как «небольшой сегмент рынка, который не привлекает серьезного внимания конкурентов» [4].

Маркетинговое преимущество основано на уникальности товара или услуги, которую производит фирма. Для получения такого преимущества важно добиться прочной репутации товарной марки, что обеспечит товару место на полках магазинов; технологическое лидерство, когда компания постоянно одной из первых предлагает товары с новыми характеристиками.

Таким образом, актуальность проблемы повышения конкурентоспособности лесопромышленных предприятий РФ очень высока.

Библиографический список

1. Ассель, Г. Стратегический маркетинг / Г. Ассель.

- М.: ИНФРА-М, 1996. - 196 с.

2. Завьялов, П. Конкуренция - неотъемлемое свойство развитого рынка / П. Завьялов // Маркетинг.

- 1997. - № 5. - С. 62-72.

3. Кожемяко, Н.П. Проблемы развития экспортно ориентированных предприятий / Н.П. Кожемяко и др. - М.: ООО ИКП «ДеКА», 2005. - 256 с.

4. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: МО, 1993. - 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.