Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ИНВАРИАНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ИНВАРИАНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАРИАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ ХВАТКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Посохова Анастасия Владиславовна

Обосновывается положение о конкурентоспособности как о психологическом инварианте профессионализма субъектов управления. Раскрыто психологическое содержание принципа инвариантности, его применение в психологии. Представлено определение психологических инвариантов профессионализма, описаны их виды. Описаны личностные корреляты конкурентоспособности, предприимчивости, экономического мышления, деловой активности и деловой хватки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS AN INVARIANT OF PROFESSIONALISM OF MANAGEMENT ENTITIES

The position on competitiveness as a psychological invariant of professionalism of management subjects is substantiated. The psychological content of the invariance principle and its application in psychology are revealed. The definition of psychological invariants of professionalism is presented, their types are described. The personal correlates of competitiveness, entrepreneurship, economic thinking, business activity and business acumen are described.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ИНВАРИАНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 005.32 DOI: 10.24151/2409-1073-2021-4-37-42

Конкурентоспособность как инвариант профессионализма субъектов управления

А.В. Посохова

МИРЭА — Российский технологический университет, Институт технологий управления

aposohova@mail.ru

Обосновывается положение о конкурентоспособности как о психологическом инварианте профессионализма субъектов управления. Раскрыто психологическое содержание принципа инвариантности, его применение в психологии. Представлено определение психологических инвариантов профессионализма, описаны их виды. Описаны личностные корреляты конкурентоспособности, предприимчивости, экономического мышления, деловой активности и деловой хватки.

Ключевые слова: инвариантность, профессионализм, конкурентоспособность, личностно-профессиональные качества, предприимчивость, экономическое мышление, деловая активность, деловая хватка.

Competitiveness as an invariant of professionalism of management entities

A.V. Posokhova

MIREA — Russian Technological University, Institute of Management Technologies

aposohova@mail.ru

The position on competitiveness as a psychological invariant of professionalism of management subjects is substantiated. The psychological content of the invariance principle and its application in psychology are revealed. The definition of psychological invariants of professionalism is presented, their types are described. The personal correlates of competitiveness, entrepreneurship, economic thinking, business activity and business acumen are described.

Key words: invariance, professionalism, competitiveness, personal and professional qualities, entrepreneurial spirit, economic thinking, business activity, business acumen.

Разработка проблемы профессионализма, осуществляемая в психологии труда, психологии развития и психологии профессий, позволила выявить ряд важных психологических фе-

номенов профессионализма. Одним из них является психологическое сходство личностно-профессиональных качеств, деятельности и отношений настоящих профессионалов,

независимо от того, в какой профессиональной сфере они осуществляют свою деятельность. Данное сходство означает инвариантность, то есть независимость свойств от вида и специфики профессиональной деятельности субъекта. В процессе исследований были выявлены конкретные качества, присущие профессионалам, которые были названы психологическими инвариантами профессионализма [2].

Инвариантность — это особое свойство объекта, системы, проявляющееся в неизменности и независимости от чего-либо. Инвариантность — это способность сохранять функциональные характеристики объекта или его целостность, под влиянием внешних, сильнодействующих негативных факторов. Обладание инвариантностью обеспечивает высокую стабильность и надежность функционирования объекта. Значимость данного свойства привела к формированию методологического принципа инвариантности, имеющего междисциплинарное значение.

Изначально идея инвариантности нашла свое отражение в кибернетике, физике и технических дисциплинах. В психологии она получила признание из-за способности эффективно решать сложные психологические проблемы, такие как стабильность и надежность функционирования «человеко-машинных» и социотехнических систем. Было показано, что опора на принцип инвариантности целесообразна при изучении сложных объектов, активно взаимодействующих с внешней средой.

Профессиональная деятельность и взаимодействие людей, функционирование социальных систем и организаций относятся к этому объектному классу. Опора на принцип инвариантности осуществляется при разработке проблемы психической устойчивости и помехозащищенности [5]. Ориентация на данный принцип нашла свое отражение в психологии управления, где была показана возможность инвариантного управления орга-

низациями. Психологический анализ инвариантных личностно-профессиональных свойств, то есть психологических инвариантов профессионализма, позволил сформулировать следующее определение.

Психологические инварианты профессионализма — это основные качества и умения профессионала (в ряде случаев — необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надежность выполняемой деятельности, практически независимо от ее содержания и специфики [2]. Они проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие субъекта профессиональной деятельности, реализацию его творческого потенциала. Установлено, что психологические инварианты профессионализма бывают следующих видов:

— общие, практически полностью независимые от специфики любой выполняемой деятельности;

— особенные, имеющие значимость только в определенной профессиональной среде (например, в системах «человек — человек» таким инвариантом является социально-перцептивная компетентность, или проницательность).

Как отмечалось, у профессионалов, независимо от вида профессиональной деятельности, эти инвариантные свойства развиты сильнее, чем у других специалистов в этой профессиональной сфере с общественно приемлемым уровнем результативности деятельности. Профессионалом становится тот, у кого развиты все общие психологические инварианты профессионализма. Следовательно, в осуществлении личностно-профессионального развития до уровня профессионализма первоочередным и преимущественным должно быть именно развитие психологических инвариантов профессионализма.

Идеи инвариантности нашли свое применение в изучении профессионализма субъектов управления (руководителей). В частности,

ориентация на методологический принцип единства личности и деятельности позволила структурировать психологические инварианты профессионализма руководителей в инварианты профессионализма личности и деятельности [2].

Психологические инварианты профессионализма личности руководителей (общие и особенные) включают следующие составляющие:

— силу личности;

— психологию победителя;

— волю и волевые качества;

— активность (том числе и инновационную);

— масштабность личности;

— лидерские качества;

— самоэффективность;

— высокий уровень саморегуляции;

— интуицию;

— креативность;

— психологическую компетентность.

Психологические инварианты профессионализма деятельности руководителей (общие и особенные) включают:

— способность к целеполаганию;

— умение осуществлять прогнозирование;

— умение планировать;

— умение принимать эффективные решения;

— умение контролировать;

— коммуникативные умения;

— психолого-педагогические умения.

При наличии большого личностного потенциала их можно развивать в широком диапазоне, используя психологические технологии. В проведенных исследованиях было отмечено, что представленный перечень инвариантных свойств не является окончательным.

Следует выделить еще одно инвариантное качество руководителя, необходимое в современных экономических условиях, — конкурентоспособность.

Известно, что главной движущей силой рыночных отношений является конкурен-

ция. Сущность конкуренции — это борьба, направленная на достижение выгоды и преимуществ (С.И. Ожегов). Конкуренция в предпринимательстве рассматривается как борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение прибыли, то есть как экономическая конкуренция.

Отличительной особенностью деятельности субъектов управления в рыночных условиях является то, что по своему содержанию она стала близка к предпринимательской деятельности [8]. Конкуренция на рынке обусловила необходимость развития у субъектов управления специальных личностно-профессиональных качеств и умений, свойственных предпринимателям.

В первую очередь это конкурентоспособность, которая включает такие составляющие, как: предприимчивость, экономическое мышление, деловая активность и деловая хватка [7]. Рассмотрим их психологическое содержание и существующие связи. С психологической точки зрения достаточно содержательным является определение конкурентоспособности, которое дано в работах по конкурентологии, где конкурентоспособной называется «личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также — к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [1]. Психологические исследования конкурентоспособности предпринимателей [8; 9] позволили уточнить данное определение. Конкурентоспособность — личностно-про-фессиональное свойство, проявляющееся в деятельности, поведении и отношениях субъекта, которые осуществляются в условиях противоборства или состязательности и регулируются не только целями деятельности, но и личностными смыслами и нравственными нормами. Данное определение полностью справедливо как для предпринимательской, так и для управленческой деятельности.

Конкурентоспособность присуща следующим субъектам профессиональной деятельности:

— лидерам, реализовавшим свой потенциал;

— профессионалам своего дела;

— сильным личностям, которые не боятся борьбы и умеют ее вести, способны преодолевать трудности [1].

Конкурентоспособные личности относятся к категории «сильной ресурсной группы» и позиционируются как профессионалы с высоким уровнем интеллектуальной зрелости.

Выделим общие психологические свойства конкурентоспособной личности: сангвинический тип темперамента, лидерские качества, активность, инициативность, компетентность, гибкость, целеустремленность, готовность к риску, независимость, уверенность, упорство, умение оказывать влияние на других людей [6]. Отметим, что многие из этих свойств являются составляющими психологических инвариантов профессионализма.

Конкурентоспособным в рыночных условиях принято считать руководителя, который, помимо отмеченных выше качеств, обладает обязательными качествами: предприимчивостью, деловой активностью и деловой хваткой. Рассмотрим их психологическое содержание.

Предприимчивость. В традиционном понимании это — умение предпринять что-то в нужный момент, находчивость, изобретательность, практичность (С.И. Ожегов). В психологических работах предприимчивость рассматривается как проявление деловой активности, содержанием которой являются решительные и нестандартные действия, носящие инновационный характер и дающие существенный положительный экономический эффект и прибыль. Предприимчивость рассматривается и как способность достигать предпринимательских целей за счет собственной активности,

инициативности, изобретательности и готовности к риску.

Предприимчивые (деловые) люди существенно отличаются по своим психологическим личностно-профессиональным особенностям. Признак «деловой» отождествляется сегодня с принадлежностью к конкретным профессиональным сферам: «деловой мир», «деловые круги», «деловая элита», «деловой партнер» и пр. В связи с этим сходство по признаку «деловой» стали устанавливать и в отношении того, что связано с получением дохода, прибыли. Отличие деловой личности особенно проявляется в большой активности, практическом и экономическом ракурсе мышления, направленности на достижение конкретного желаемого результата, связанного с прибылью.

Развитие предприимчивости у субъектов управленческой деятельности в рыночных условиях весьма важно, поскольку личностный аспект предприимчивости субъектов управления позиционируется как «интегративный социальный и психологический феномен», позволяющий самореализоваться в рыночных условиях при позитивном отношении к ним. Предприимчивость субъектов управления является своеобразным связующим звеном между собственно управленческой и предпринимательской деятельностью. Классифицируем психологические механизмы формирования предприимчивости управленческих кадров: социально-перцептивные, когнитивные, волевые, организационные, коммуникативные, социально-психологические и интегративные.

Одним из факторов, направляющих деловую активность и обусловливающих предприимчивость современных руководителей, является экономическое мышление. Обозначим формы его проявления: а) экономическое сознание; б) особенности анализа и оценки экономической ситуации и принятия экономических решений; в) приобретение и выражение экономических взглядов [7].

Первичная характеристика экономического мышления дается по способности к определению затрат и выгод, которые направляют экономическую активность. Экономическое мышление является основанием для формирования экономической субъектно-сти, то есть способности оказывать влияние на процесс экономической деятельности. Экономическая субъектность присуща всем конкурентоспособным руководителям.

Деловая хватка. Это способность увидеть выгоду там, где ее не видят другие, и способность добиться ее получения [8]. Деловая хватка тесно связана с предпринимательскими способностями и предприимчивостью. Психологическими коррелятами деловой хватки являются:

— нестандартность мышления, сочетающаяся с его практичностью;

— инициативность;

— мобильность;

— активность;

— предприимчивость;

— решительность.

Считается, что деловая хватка является природно-обусловленным свойством, однако она может быть повышена за счет соответствующего обучения и освоения передового опыта в этом деле.

Деловая активность. С экономической точки зрения деловая активность — совокупность действий, направленных на экономический рост организации, предприятия, динамичность развития. Деловую активность субъекта управленческой деятельности следует рассматривать как связанную непосредственно с управлением и функциями, направленными на получение дохода, прибыли.

Деловая активность субъекта управления — личностно-профессиональное свойство, проявляющееся в уровне интенсивности поведения и деятельности субъекта управления и в результативности, использовании имеющихся ресурсов и их преумножении; свойство, основанное на внутренней инициативе

и направленное на эффективное выполнение управленческой деятельности, в том числе — по направлениям, связанным с получением прибыли [4]. Деловую активность следует рассматривать именно как деятельность, включенную в общую структуру управленческой деятельности.

Высокий уровень деловой активности сочетается с такими характерологическими особенностями, как целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, инициативность. Субъекты с высоким уровнем деловой активности выполняют свою профессиональную деятельность с большой эффективностью, близкой к требованиям профессионализма.

Существует три вида проявления деловой активности субъектов управления:

— познавательная деловая активность: в основном это информационно-аналитическая деятельность субъекта управления, постоянно осуществляемая по всем направлениям управленческой деятельности;

— деловая активность всех психологических функций управленческой деятельности — целеполагания, прогнозирования, планирования, принятия решений и контроля;

— деловая активность при осуществлении управленческого общения [3].

Ориентируясь на направления деловой активности субъектов управления, можно представить следующую систему:

— экономическое мышление в конкретной рыночной ситуации и экономическая субъектность, определяющие уровень и интенсивность деловой активности субъектов управления и направляющие эту активность;

— деловая активность субъектов управления как предприимчивость (проявляющаяся в предприимчивости);

— деловая активность субъектов управления как деловая хватка;

— деловая активность субъектов управления как инициативность и находчивость;

— деловая активность субъектов управления в их инновационной направленности.

Таково психологическое содержание конкурентоспособности как психологического инварианта профессионализма субъектов управления. Включение конкурентоспособности в систему психологических инвариантов профессионализма, несомненно, повысит качество профессиональной подготовки управленческих кадров и эффективность их личностно-профессионального развития.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Конкурентология. Казань: ЦИТ, 2013. 468 с.

2. Гайдамашко И.В. [и др.] Психологические инварианты профессионализма руководителей: монография / И. В. Гайдамашко, В. Г. Зазыкин, Е. В. Пугачева. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, 2018. 259 с.

3. Гайдамашко П. С. Психологические аспекты деловой активности субъектов управленческой деятельности // Человеческий капитал. 2017. № 5(101). С.55—58.

4. Гайдамашко П. С., Пугачева Е. В. Деловая активность как условие конкурентоспособности // Национальное здоровье. 2017. №3-4. С. 114— 122.

5. Зазыкин В. Г. [и др.] Психическая устойчивость человека в особых и экстремальных условиях деятельности: монография / В. Г. Зазыкин, С. Л. Кандыбович, М. Ф. Секач, С. В. Смульский. М.: Академия военных наук: Альтекс, 2015. 727 с.

6. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2002. 400 с.

7. Позняков В. П., Ефимова Н. Ю. Социально-психологические факторы деловой активности российских предпринимателей // Психология в экономике и управлении. 2010. № 1. С.38—43.

8. Посохова А. В. Конкурентоспособность предпринимателей (психолого-акмеологические аспекты проблемы). М.: Альтекс, 2014. 128 с.

9. Посохова А. В. Психолого-акмеологиче-ская модель конкурентоспособности предпринимателей // Человеческий капитал. 2015. № 1(73). С.90—93.

10. Посохова А. В. Психологические лич-ностно-профессиональные качества конкурентоспособных предпринимателей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т 9. №1. С.71—76.

Поступила 23.10.2021

Посохова Анастасия Владиславовна — доктор психологических наук, профессор кафедры гуманитарных и общественных наук Института технологий управления <^ИРЭА — Российский технологический университет» (Россия, 119454, Mосква, пр. Вернадского, 78), aposohova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Andreev V. I. Konkurentologija. Kazan': CIT, 2013. 4б8 c.

2. Gajdamashko I.V. [i dr.] Psihologicheskie in-varianty professionalizma rukovoditelej: monografija / I. V. Gajdamashko, V. G. Zazykin, E. V. Pugacheva. M.: Izd. centr RGU nefti i gaza (NIU) im. I. M. Gub-kina, 2018. 259 s.

3. Gajdamashko P. S. Psihologicheskie aspekty de-lovoj aktivnosti sub#ektov upravlencheskoj dejatel'nosti // Chelovecheskij kapital. 2017. № 5(101). S. 55—58.

4. Gajdamashko P. S., Pugacheva E. V. Delovaja aktivnost' kak uslovie konkurentosposobnosti // Na-cional'noe zdorov'e. 2017. №3-4. S. 114—122.

5. Zazykin V. G. [i dr.] Psihicheskaja ustojchi-vost' cheloveka v osobyh i jekstremal'nyh uslovijah dejatel'nosti: monografija / V. G. Zazykin, S. L. Kan-dybovich, M. F. Sekach, S. V. Smul'skij. M.: Aka-demija voennyh nauk: Al'teks, 2015. 727 s.

6. Mitina L. M. Psihologjja razvitja konkurento-sposobnoj lichnosti. M.: MPSI, 2002. 400 s.

7. Poznjakov V. P., Efimova N. Ju. Social'no-psihologicheskie faktory delovoj aktivnosti rossjskih predprinimatelej // Psihologjja v jekonomike i uprav-lenii. 2010. № 1. S.38—43.

8. Posohova A. V. Konkurentosposobnost' pred-prinimatelej (psihologo-akmeologicheskie aspekty problemy). M.: Al'teks, 2014. 128 s.

9. Posohova A. V. Psihologo-akmeologicheskaja model' konkurentosposobnosti predprinimatelej // Chelovecheskjj kapital. 2015. № 1(73). S.90—93.

10. Posohova A. V. Psihologicheskie lichnostno-professional'nye kachestva konkurentosposobnyh predprinimatelej // Teoreticheskaja i jeksperimental-'naja psihologjja. 201б. T 9. №1. S.71—76.

Submitted 23.10.2021

Posokhova Anastasia Vladislavovna, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Humanities and Social Sciences, Institute of Management Technologies of «MIREA — Russian Technological University» (Russia, 119454, Moscow, Vernadsky Ave., 78), aposohova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.