Научная статья на тему 'Деловая репутация как фактор конкурентоспособности предпринимателей'

Деловая репутация как фактор конкурентоспособности предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
470
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / НАДЕЖНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Посохова А. В.

В статье представлены результаты исследований психологических особенностей деловой репутации предпринимателей как фактора их конкурентоспособности. Проанализировано понятие «деловая репутация» и психологическое содержание деловой репутации как вербализованного образа представления, имеющего форму общего мнения. Даны краткие психологические описания субъектов с низкой и высокой деловой репутацией. Представлены результаты эмпирических исследований связи деловой репутации и конкурентоспособности предпринимателей. Показано, что деловая репутация предпринимателей связывается с успешностью предпринимательской деятельности, высокой нормативностью поведения и гуманистической направленностью личности. Положительным фактором деловой репутации предпринимателей является множественность их личностных смыслов деятельности, доминирование разных мотивов. Подтверждена связь деловой репутации с нравственной зрелостью и отношением к собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая репутация как фактор конкурентоспособности предпринимателей»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

А.В. ПОСОХОВА* НОУ ВПО «Институт международной торговли и права», Москва

В статье представлены результаты исследований психологических особенностей деловой репутации предпринимателей как фактора их конкурентоспособности. Проанализировано понятие «деловая репутация» и психологическое содержание деловой репутации как вербализованного образа представления, имеющего форму общего мнения. Даны краткие психологические описания субъектов с низкой и высокой деловой репутацией. Представлены результаты эмпирических исследований связи деловой репутации и конкурентоспособности предпринимателей. Показано, что деловая репутация предпринимателей связывается с успешностью предпринимательской деятельности, высокой нормативностью поведения и гуманистической направленностью личности. Положительным фактором деловой репутации предпринимателей является множественность их личностных смыслов деятельности, доминирование разных мотивов. Подтверждена связь деловой репутации с нравственной зрелостью и отношением к собственности.

Ключевые слова: деловая репутация, конкурентоспособность, профессионализм, надежность, нравственные качества, личностные смыслы.

Психолого-акмеологическая разработка комплексной проблемы конкурентоспособности предпринимателей предполагает изучение не только ее структуры и содержания, но и психолого-акмеологических факторов, оказывающих на нее существенное влияние. Среди них весьма значимыми являются позитивный имидж и деловая репутация предпринимателей. Если проблема позитивного имиджа предпринимателей в психологии изучена довольно основательно (Володарская Е.А., Дордукова О.В., Петрова Е.А. Титова М.Н., Шепель В.М. и др.), то проблема деловой репутации как фактора конкурентоспособности предпринимателей исследована гораздо меньше. Дело в том, что в научных и деловых кругах принято считать, что существует прямая связь между деловой репутацией

© Посохова А.В., 2016

* Для корреспонденции:

Посохова Анастасия Владиславовна канд. психол. наук, доцент

НОУ ВПО «Институт международной торговли

и права», Москва

E-mail: арозоЬоуа@ тай.ги

предпринимателя и его конкурентоспособностью; при этом влияние положительной или высокой деловой репутации на конкурентоспособность признается как аксиома. Однако практика далеко не всегда свидетельствует в пользу данного положения. Причины этому как объективные, так и сугубо психологические.

Научные исследования деловой репутации отличаются разнообразием. Деловая репутация в основном изучалась на уровне общих характеристик (Анисимов А.Л., Гонтмахер Е.Ш., Дацлинг Г., Мандрова Н., Хейвуд Р. и др.), в связи с престижем (Зотова И.В., Комлева В.В. и др.) и презентацией (Джей Э. и др.). В научно-практическом комплексе «паблик рилейшнз» [5] разрабатывалась проблема управления деловой репутацией (Бинецкий А.Э., Шепель В.М.), исследовалась деловая репутация в экономических отношениях, правда, с социологических позиций (Дулясова М.В., Ханна-нова Т.Р.).

Прямых психологических исследований деловой репутации предпринимателей в контексте исследования их конкуренто-

способности проводилось меньше [4, 11]. В то же время большой интерес представляют другие исследования деловой репутации, в частности, государственных служащих (Сеин С.В., 2012а) [14] и исследования характеристик предпринимателей с разным отношением к собственности (Кирю-хина М.В., 2009) [6]. Интерес представляют и психологические исследования доверия в деловых взаимодействиях (Антоненко И.В., Шукюрова М.Г. и др.).

Репутация как мнение, с психологической точки зрения, является вербализованным представлением, то есть высказываниями относительно образа кого-либо или чего-либо, которое транслируется, обсуждается, обретая свойство целостности и стабильности. Такое вербализованное представление является социально-перцептивным, поэтому оно может стать социально-психологической установкой на данный объект.

Положительная репутация в обыденном представлении ассоциируется с достоинствами и характеристикой, называемой «добрым именем». Одна из библейских заповедей гласит: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и злата» (Библия. Притчи) [1]. Что касается достоинств личности, то ими является совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также осознание ценности этих свойств (Ожегов С.И., 1984) [9]. Напомним, морально-нравственные качества являются свойствами личности, имеющими связь с подструктурой направленности и формирующиеся путем воспитания и развития в соответствии с высоким эталоном (Платонов К.К., 1981) [10].

Отдельным видом репутации является деловая репутация. Она означает репутацию, связанную с выполнением какой-либо деятельности, профессиональной, общественной и др., которая, в свою очередь, связана с взаимодействиями, в которых отражаются качества и отношения субъекта. Следует отметить, что понятие «деловой» («деловой партнер», «деловой человек» и

др.) характеризует человека, отличающегося организованностью и надежностью, действующего эффективно, на которого «можно положиться». Данное понятие связывается также и с результативностью профессиональных взаимодействий и совместной деятельности, в которых должен быть достигнут только позитивный результат.

В психолого-акмеологических исследованиях было показано: чтобы обладать положительной деловой репутацией, необходимо иметь следующие достоинства, то есть отличаться в лучшую сторону:

- высокой результативностью и надежностью деятельности;

- высокоразвитыми положительными личностно-профессиональными и лич-ностно-деловыми качествами (ответственностью, надежностью и др.);

- высокими морально-нравственными качествами (честность, порядочность и др.);

- системой отношений, положительно характеризующих субъекта.

Причем, данные качества должны проявляться в деятельности, его поведении, отношениях, взаимодействиях и коммуникациях (Сеин С.В., 2011) [13].

Считается, что положительная деловая репутация свидетельствует, прежде всего, о профессионализме субъекта деятельности (Деркач А.А.).

В психологических исследованиях было установлено, что деловая репутация как общее мнение о субъекте формируется под влиянием его стабильно эффективной и надежной деятельности, прогнозируемых позитивных отношений и поведения, которые подтверждаются на протяжении периода времени, достаточного для формирования положительной установки на восприятие субъекта.

В психологии считается, что основой положительной деловой репутации является нравственная регуляция поведения, деятельности и отношений субъекта, следование принятым нравственным нормам. Это

свидетельствует о наличии у субъекта соответствующих норм, обладающих большой регулятивной силой. Нравственные или моральные нормы являются своеобразной личностной проекцией норм профессионально-групповых и социальных, которые были приняты за эталон [12]. Такие нормы представляют собой совокупность правил и требований, закрепленных нормативно, а также негласных, но общеизвестных, вырабатываемых реально функционирующей в нашем случае профессиональной общностью, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной профессиональной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения (Бобнева М.И. [2], Шихирев П.Н., Шорохова Е.В. и др.). Большую роль в реализации моральных норм и принципов поведения личности играет формирование положительных нравственных идеалов -образцов, к которым человек стремится в своем поведении, деятельности и отношениях (Воловикова М.И., 2005 [3]; Николаи-чев Б.О. [7]).

Среди морально-нравственных качеств, которые положительно сказываются на деловой репутации, отмечают надежность, порядочность, ответственность, честность, обязательность и профессионализм.

Психологические связи деловой репутации весьма разнообразны. Деловая репутация субъекта деятельности непосредственно связана с его авторитетом. Деловая репутация имеет тесные связи с престижем, так как престиж - это тоже образ представления. Престижем называют меру признания обществом заслуг кого-либо или чего-либо [8]. В частности, как показали прикладные психологические и акме-ологические исследования, для персонала предпринимательских структур престиж и репутация - понятия практически тождественные (Зотова И.В.). Высокий уровень позитивной деловой репутация соотносится с понятием чести (профессиональной, гражданской, личностной), то есть достой-

ных уважения моральных качеств и этических принципов личности.

В свете поставленных задач интерес представляют психолого-акмеологические исследования деловой репутации государственных служащих, потому что они, как и предприниматели, являются субъектами управленческой деятельности и у них так же ценится такое предпринимательское качество, как предприимчивость.

В проведенных исследованиях было показано, что деловая репутация госслужащих зависит от многих факторов, причем одними из главных являются высокая эффективность профессиональной деятельности и нормативность поведения и отношений, особенно моральная нормативность. Были описаны психологические характеристики госслужащих с разными уровнями моральной нормативности. Госслужащие с низкой моральной нормативностью отличаются эмоциональной восприимчивостью, «плавающей системой стандартов», «гибкостью системы оценок», «лукавым интеллектом», эгоцентрической направленностью личности. Низкая моральная нормативность связана и с низкой профессиональной самооценкой (Садкова А.В.). Психологическая «цена» низкой моральной нормативности нередко проявляется в доминировании тревожности и напряженности.

Был разработан психологический портрет государственного служащего с высоким уровнем деловой репутации: это высоконравственный профессионал, имеющий гуманистическую направленность личности, стремящийся помочь людям, при этом его профессионализм ценится выше других качеств (Сеин С.В., 2012б [15]).

Как показали психологические исследования, деловая репутация предпринимателей во многом определяется их отношением к собственности и капиталам. Данное отношение является основанием формирования соответствующих нравственных норм. В настоящее время у нас в стране преобладают предприниматели с разными

типами отношений к собственности. Это отношение связано с их социальной зрелостью. У социально незрелых предпринимателей отмечен «культ денег», «культ наживы». С повышением уровня социальной зрелости начинает проявляться стремление к самореализации с «помощью денег», в том числе имеющей общественное, а не только личностное значение.

Отмеченные предпосылки послужили основой эмпирических исследований деловой репутации предпринимателей как фактора их конкурентоспособности. В силу сложности проблемы и ее малой разработанности основным методом исследования был выбран метод экспертного оценивания.

В проведенном экспертном оценивании участвовало 20 экспертов - успешных предпринимателей, не связанных с «теневым бизнесом», отличающихся ведением честной конкуренции и имеющих высокий уровень конкурентоспособности. Отбор экспертов осуществлялся представителями бизнес-сообщества, обладающими достаточными осведомленностью и авторитетом. Экспертами были выбраны предприниматели, относящиеся к сфере «среднего и крупного бизнеса», связанного с производством, из Москвы, Московской области и Иванова. Отметим, что среди экспертов-предпринимателей двое имели ученую степень доктора наук, а шестеро - кандидата наук. Мужчин-экспертов было двенадцать, женщин-экспертов было восемь. Средний возраст - 43 года, то есть экспертами были зрелые и опытные предприниматели. Значимых различий в оценках по гендерному основанию выявлено не было.

По своему содержанию экспертная оценка была индивидуальная с последующим обобщением и обсуждением полученных результатов. Процедура проведения экспертного оценивания соответствовала стандартным требованиям.

Для проведения экспертной оценки была разработана специальная анкета в виде стандартизированного интервью.

Рассмотрим общие результаты экспертной оценки.

Обобщение мнений экспертов относительно роли деловой репутации предпринимателей в достижении конкурентоспособности дало следующие результаты. Все эксперты отметили, что деловая репутация является одним из важнейших факторов конкурентоспособности предпринимателей, между ними существует самая тесная связь. При этом эксперты обратили внимание, что деловая репутация - это действительно фактор, потому что она больше связана с действием субъективных причин, то есть в большой степени зависит от самого предпринимателя. Эксперты подчеркнули, что в психологическом плане завоевать высокую деловую репутацию сложно. Дело в том, что любой предприниматель осуществляет свою деятельность в условиях действия субъективно значимого противоречия между стремлением получить как можно более высокую прибыль и существующими ограничениями в путях и способах ее получения, прежде всего, нравственными («хочется получить много, но при этом остаться порядочным человеком»). Выбор между этими альтернативами осуществляется в зависимости от разных факторов, в том числе психологических - нравственной зрелости предпринимателя. Кроме того, такой выбор связан с особенностями личностных смыслов в предпринимательской деятельности, которые также характеризуют нравственную зрелость. Чем больше личностных смыслов гуманистического содержания у предпринимателей, тем больше вероятность того, что мотив получения большой прибыли не будет являться единственным и самым значимым, а это положительно скажется на деловой репутации.

Эксперты подчеркивали, что встречающееся в литературных источниках утверждение о том, что главным мотивом у предпринимателей, характеризующим уровень их нравственного развития, должен являться мотив самореализации в

данной профессиональной сфере, является дискуссионным, поскольку не учитывается значение социальной ответственности. Иными словами, высокая деловая репутация зависит не только от эффективности и надежности деятельности, но и от количества и вида личностных смыслов и мотивов предпринимательской деятельности, которые связаны с нравственной зрелостью предпринимателей и их социальной ответственностью. Именно эти психологические детерминанты направляют деятельность и отношения предпринимателей и обусловливают уровень их деловой репутации.

Большинство экспертов деловую репутацию отечественных предпринимателей считает невысокой (75% оценок «пожалуй»). 10% экспертов оценили высоко, но сдержанно («скорее да, чем нет»). Оценки остальных были «скорее нет, чем да». Эксперты отмечали, что встречаются предприниматели как с очень высокой деловой репутацией, так и с очень низкой, но их по отношению к другим предпринимателям мало.

По мнению экспертов, высокий уровень деловой репутации предпринимателей связан со следующими их личностно-профес-сиональными свойствами (сгруппированы в порядке убывания значимости):

- профессионализмом предпринимателей, высокой эффективностью их работы (отметим, что высокий профессионализм подразумевает нормативность поведения и деятельности);

- ответственностью, чувством долга, надежностью;

- высокими нравственными качествами;

- стремлением помочь людям.

Своими положительными ответами

(60% ответов «да» и 40% ответов «скорее да, чем нет) эксперты по сути дела подтвердили выявленную в психолого-акмеологиче-ских исследованиях связь между уровнем деловой репутации, профессионализмом и нравственными качествами предпринимателей [14], а именно: «положительная деловая репутация: профессионализм + высо-

кие нравственные качества + гуманистическая направленность личности». Причем, эксперты отметили, что данная связь имеет пропорциональный характер и может рассматриваться как закономерная связь, то есть частная закономерность.

Низкий уровень деловой репутации предпринимателей эксперты связали со следующими их личностно-профессио-нальными свойствами:

- стремлением обогатиться любой ценой, жаждой наживы;

- пренебрежительным отношением ко всему, что не приносит прибыль;

- нечестной конкуренцией;

- низкими нравственными качествами;

- низким профессионализмом.

Иными словами, низкий уровень деловой репутации предпринимателей эксперты связывали с мотивационной направленностью их личности и деятельности, а именно: доминированием лишь одного мотива - мотива получения большой прибыли.

Среди главных объективных проблем, препятствующих формированию положительной деловой репутации у отечественных предпринимателей в порядке убывания значимости, названы были следующие:

- трудности ведения цивилизованного бизнеса в стране, когда конкурентоспособность больше связана с пробивными качествами, «серыми схемами», «заинтересованностью» власти;

- желание иметь высокую деловую репутацию не даст возможности получения сверхприбылей;

- у нас деловая репутация больше связана с эффективным РЯ-ом, а не эффективной деятельностью;

- в отечественном бизнесе мало настоящих профессионалов, «больше дельцов».

Эксперты проранжировали негативные характеристики, которые являются «разрушителями деловой репутации и доверия» к предпринимателям. Получилось следующее распределение: отношение к людям с точки зрения выгоды; эгоизм;

безответственность; низкая надежность; завышенная самооценка; стереотипность мышления и деятельности.

Как видно из данного распределения, главными причинами разрушения доверия и деловой репутации являются негативные личностные качества и отрицательная направленность отношений у предпринимателей; остальные являются их следствием.

Наконец, эксперты отметили, что в целом отечественные предприниматели мало заботятся о своей деловой репутации (80% ответов «пожалуй»), полагая, что существующие связи и взаимодействия с властными и силовыми структурами важнее деловой репутации. По 10% респондентов дали положительные и отрицательные ответы. Эксперты полагали, что серьезно своей деловой репутацией озабочены лишь те предприниматели, которые имеют деловые связи «с солидными зарубежными партнерами» и которые начали заниматься политической деятельностью.

Таковы общие психологические особенности деловой репутации как фактора конкурентоспособности предпринимателей. В дальнейшем планируется более углубленная психологическая разработка данной проблемы.

Литература

1. Библия. Притчи. - Русская православная церковь, Российский фонд культуры, 1999. - 610 с.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978.

3. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: ИП РАН, 2005.

4. Гайдамашко И.В., Пугачева Е.В., Жемери-кина Ю.И. Конкурентная среда - основной фактор влияния на процесс допрофессио-нального развития человека // Человеческий капитал. - 2014. - № 3(63). - С. 40-45.

5. Зазыкин В.Г., Мельников А.П. Психология «паблик рилейшнз». - М.: Элит, 2008.

6. Кирюхина М.В. Особенности социально-психологического отношения российского населения к собственности. Дис. канд. психол. наук. - М., 2009.

7. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. - М.: МГУ, 1976.

8. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ, 2001.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

10. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1981.

11. Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей: психолого-акмеоло-гический взгляд на проблему // Человеческий капитал. - 2014. - № 7(67). - С. 83-86.

12. Пугачева Е.В. Социально-психологические особенности и возможности развития имиджа молодежного лидера // Человеческий капитал. - 2014. - № 4(64). - С. 32-35.

13. Сеин С.В. Деловая репутация государственных служащих как объект психологических и акмеологических исследований.- М.: МААН, 2011.

14. Сеин С.В. Оптимизация деловой репутации государственных служащих. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М.: 2012а.

15. Сеин С.В. Эмпирическое исследование деловой репутации государственных служащих. - М.: МААН, 2012б.

References

1. Bibliya. Pritchi. Russkaya pravoslavnaya tserk-ov', Rossiyskiy fond kul'tury 1999; 610 (in Russian).

2. Bobneva MI. Sotsial'nyye normy i regulyatsi-ya povedeniya. Moscow: Nauka 1978 (in Russian).

3. Volovikova MI. Predstavleniya russkikh o nravstvennom ideale. Moscow: IP RAN 2005 (in Russian).

4. Gaydamashko IV, Pugacheva YeV, Zhemeriki-na YuI. Konkurentnaya sreda - osnovnoy faktor vliyaniya na protsess doprofessional'nogo razvitiya cheloveka. Chelovecheskiy kapital 2014; 3(63):40-45 (in Russian).

5. Zazykin VG, Mel'nikov AP. Psikhologiya «pablik rileyshnz». Moscow: Elit 2008 (in Russian).

6. Kiryukhina MV. Osobennosti sotsial'no-psik-hologicheskogo otnosheniya rossiyskogo

naseleniya k sobstvennosti. Diss. kand. psik-hol. nauk. Moscow 2009 (in Russian).

7. Nikolaichev BO. Osoznavayemoye i ne-osoznavayemoye v nravstvennom povedenii lichnosti. Moscow: MGU 1976 (in Russian).

8. Noveyshiy slovar' inostrannykh slov i vy-razheniy. Moscow: AST 2001 (in Russian).

9. Ozhegov SI. Slovar' russkogo yazyka. Moscow: Russkiy yazyk 1981 (in Russian).

10. Platonov KK. Kratkiy slovar' sistemy psik-hologicheskikh ponyatiy. Moscow: Vysshaya shkola 1981 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Posokhova AV. Konkurentosposobnost' pred-prinimateley: psikhologo-akmeologicheskiy vzglyad na problemu. Chelovecheskiy kapital 2014; 7(67):83-86 (in Russian).

12. Pugacheva YeV. Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti i vozmozhnosti razvitiya imidzha molodezhnogo lidera. Chelovecheskiy kapital 2014; 4(64):32-35 (in Russian).

13. Sein SV. Delovaya reputatsiya gosudarstven-nykh sluzhashchikh kak ob''yekt psikholog-icheskikh i akmeologicheskikh issledovaniy. Moscow: MAAN 2011 (in Russian).

14. Sein SV. Optimizatsiya delovoy reputatsii go-sudarstvennykh sluzhashchikh. Avtoreferat dis. na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk. Moscow: 2012a (in Russian).

15. Senin SV. Empiricheskoye issledovaniye delo-voy reputatsii gosudarstvennykh sluzhash-chikh. Moscow: MAAN 2012b (in Russian).

BUSINESS REPUTATION AS A FACTOR OF ENTREPRENEURS COMPETITIVENESS

A.V. POSOKHOVA Institute of International Trade and Law, Moscow

The article presents the results of research of psychological features of business reputation as a factor of entrepreneurs competitiveness. The concept of «business reputation» is defined as a verbalized representation in the form of consensus. Brief psychological descriptions of the participants with low and high business reputation were given. The results of empirical studies of the relationship between business reputation and competitiveness of entrepreneurs are described. It is shown that business reputation is associated with successful entrepreneurial activity, high normative behavior and humanistic orientation. A positive factor in the business reputation of entrepreneurs is the multiplicity of their personal values, the dominance of different motives. The relationship of business reputation with the moral maturity and attitude to the property is confirmed.

Keywords: business reputation, competitiveness, professionalism, reliability, moral qualities, personal meanings.

Address

Posokhova Anastasia

Ph.D., Associate Professor

Institute for International Trade and Law, Moscow

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.