Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как интегральное качество студента-магистранта'

Конкурентоспособность как интегральное качество студента-магистранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / МАГИСТРАТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко Алла Николаевна

В статье рассматривается конкурентоспособность как интегральное качество студента-магистранта. Автор считает, что уровень конкурентоспособности зависит от качества образования, от успешности управления процессом формирования конкурентоспособности в вузе и вне системы формального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как интегральное качество студента-магистранта»

А.Н. Крамаренко

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СТУДЕНТА-МАГИСТРАНТА

В документах по модернизации образования говорится о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и активно влияющих на их развитие. Для достижения этой цели важно исходить из методологической позиции: осознавать, четко представлять, в каком обществе и государстве будет действовать будущий специалист как гражданин демократического государства, какими правами и свободами он будет пользоваться, какие качества ему необходимы. Любая профессиональная деятельность, успех в карьере зависят от понимания функции, гражданско-правовых границ этой деятельности.

В связи с этим человек как субъект профессиональной деятельности, образование как социальный и государственный институт должны строить свою деятельность на фундаменте государственных норм и норм, регулирующих отношения в гражданском обществе.

Объективной основой обеспечения и реализации прав и свобод человека является наличие правового государства и гражданского общества. Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство - это государство, где властвует закон.

Признаки правового государства: верховенство правового закона; реальность прав и свобод личности; правовая форма (взаимность прав и обязанностей) взаимоотношений индивида, общества, государства; организация и функционирование государственной власти.

Современное конституционное государство складывалось поэтапно:

Этап 1. Государство установило суверенную государственность посредством монополизации средств «узаконенного физического насилия» (М. Вебер) и сосредоточило их в руках государства. На этой стадии устанавливается внутренний мир.

Этап 2. Государство становится конституционным, когда создаёт условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует права человека.

Этап 3. Конституционное государство посредством проведения в жизнь принципа суверенности народа и завоеванием всеобщего избирательного права.

Этап 4. Государство дополняется компонентами социального государства, государства «всеобщего благоденствия».

Данная цель состоит из гарантии всеобщего права на выживание (обеспечения условия жизни), социальной безопасности (мир) - через признание прав на личную свободу (свобода).

Правовое государство - главное условие функционирования гражданского общества. Идея гражданского общества (ГО) появилась в новое время, в противовес всевластию государства. ГО - это система индивидов, удовлетворяющих с помощью труда собственные потребности.

Гражданское общество строится на следующих устоях (С.С. Алексеев):

- не граждане общества, а общество граждан;

- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

- не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;

- не закон лежит в основе прав людей, а права человека - в основе закона.

Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, самостоятельный, полноправный гражданин.

Современное правовое гражданское общество имеет следующие основы: социальную (средние классы), экономическую (национальный рынок); правовую (судебная и общественная защита прав человека); нравственную (снижение уровня страха, озлобленности); культурную (массовый доступ к мировой культуре).

Гражданское общество обеспечивает права человека; ГО - интересы каждого. Правовое государство обеспечивает права гражданина, правовое государство - интересы всех.

Одна из важнейших особенностей правового государства - полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности граждан и государства.

В данном аспекте модернизация идеологии образования обусловлена необходимостью преодоления объективно существующих противоречий: противоречия между сложившейся технологией обучения, ориентированной преимущественно на усвоение знаний, и потребностью общества, самого человека в творчески активной, интеллектуально развитой личности; между увеличивающимся объемом знаний, количеством изучаемых дисциплин и способностью человека к их усвоению, поиску нужных знаний, способностью ориентироваться в информационных потоках [4, 5].

Задачи современной высшей профессиональной школы - обеспечить сочетание, взаимодополнение образования (развития личности как субъекта культурной деятельности) и подготовки (обеспечение квалификационной подготовленности, достижение профессиональной компетентности).

«Собственно высшее образование, - отмечает И. Арановская, - и подготовка - различные по своей природе образовательные процессы, но не альтернативные, а дополняющие и в какой-то мере обусловливающие друг друга» [1, 16].

Возникновение рынка труда в условиях рыночных отношений актуализировало в отечественном образовании понятия «конкуренция», «конкурентоспособность вуза».

Конкуренция обусловленная общественным разделением труда и обособленностью производителей, борьба между ними за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, одна из экономических форм развития сил в условиях производства. Развитие конкурентных отношений - объективный экономический закон, действующий в системе производственных отношений и регулирующий пропорции общественного воспроизводства. Особое значение приобретает сегодня «неценовая» конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции и услуг, а также конкуренция в решающих областях научно-технического прогресса.

В современных условиях развития общества возникает реальная конкуренция на рынке труда, успех в которой зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре общества, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации [4].

Появление негосударственных вузов, филиалов, увеличение контингента приема, введение платного обучения обострили конкуренцию вузов, их борьбу за студентов.

Конкурентоспособность вуза - это его способность занять свое место (найти свою нишу) на рынке образовательных услуг посредством предоставления студентам качественного образования. Качественное образование должно дать возможность достижения финансового благополучия, а также удовлетворения потребностям общества. То есть сегодня необходимо не абстрактное образование, а образование, привязанное к рынку труда. Востребованность выпускника на рынке труда - один из решающих критериев оценки качества образования и специальной подготовки. Один из путей достижения указанных задач - формирование у студентов целостного, интегрального, системного мышления путем уменьшения объема изучаемого материала без потери качества получаемых знаний, преодоление отчужденности базисных дисциплин от реального процесса профессиональной подготовок конкурентоспособного специалиста и конкурентоспособного магистра, который в будущем как преподаватель будет осуществлять образовательный процесс в высшей школе. Механизмом реализации данной идеи является комплекс организационно-педагогических мер:

способности.

Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке или конкурентоспособность - это способ выдержки конкуренции в сравнении с аналогичными объектами других производителей» [9, 31].

В более широком смысле конкуренцией называется соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами). Конкуренция - необходимое явление при условии, что предложение превышает спрос (это требование закона функционирования рынка). Конкурентоспособность -это способность выдерживать лидерство на рынке товаров и услуг за счет своевременного реагирования на все ситуации рыночного поведения, совершенствование товаров и услуг. Обеспечить конкурентоспособность - это значит ответить на вопрос о том, насколько эти конкурирующие услуги обеспечивают удовлетворение потребителей, в каком отношении они находятся к перспективным требованиям потребностей по потребительским свойствам, то есть в центре внимания должно быть выяснение потребностей потенциальных заказчиков.

Применительно к вузам, уже вступившим в рынок образовательных услуг, понятие «конкуренция» вытекает из того факта, что данный вуз и его соперники стремятся овладеть вниманием потребителей и побудить их в приобретению образовательных услуг. Поскольку каждый вуз принимает меры, чтобы предпочтение отдать услугам нашего вуза, то мы обязаны соперничать (конкурировать) с другими вузами.

Творческая активность, самостоятельность, конкурентоспособность способны проявляться и развиваться в условиях демократических свобод. Однако свобода не означает вседозволенности, а порой требует ответственности и дисциплины, толерантного сознания, не только корпоративной солидарности, но и товарищества, взаимовыручки, взаимоподдержки, что предполагает усвоение и воспроизводство социально значимых ценностей, ориентации на достижение не только личного, но и общественного благополучия.

Образование в таком случае становится средством проектирования человеком своей жизни, обретение ответственности, личного достоинства. Иными словами, чувство долга, достоинство - обязательное условие достижения вершины профессионального мастерства магистра. Данное положение меняет взгляд и на характер педагогического (дидактического) взаимодействия: на первое место выходят опора на индивидуальный опыт учащегося, его самостоятельность; активный диалог преподавателя и студента-магистранта, совместная выработка методологии интеллектуального поиска, что обеспечивает навыки получения нового знания, а впоследствии для поддержания конкурентоспособности.

Это диктуется, прежде всего, необходимостью «не утонуть» в информационном потоке: чтобы сегодня принимать правильные управленческие решения, превосходящие решения конкурента, необходимо правильно и быстро перерабатывать информацию, оценивать ее качество.

Информатизация образования - один из могучих факторов ускорения процесса диверсификации образования, так как свободный доступ к информатизации значительно повышает самостоятельность вузов в принятии управленческих решений, определять стратегию и тактику обновления образовательного процесса.

Исследования показывают, что к качествам, определяющим конкурентоспособность студента-магистранта, относятся гибкость и профессиональная мобильность, умение «презентовать себя»; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт. Эти качества формируются под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производ-

ственной практикой, активностью в самообразовании, скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложно организованного значения.

С точки зрения рынка, профессионал предлагает (продает) себя, ощущает себя товаром. Рынок определяет, сколько стоят те или иные человеческие качества. «Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств» [7]. Поэтому формирование специалистов, чьи профессиональные и личностные качества получат спрос на рынке труда, -главная задача вузов.

У любого будущего преподавателя в его карьере, благосостоянии большую роль играет профессиональный успех. По результатам исследований, студенты-магистранты считают, что для достижения успеха необходимы такие качества, как упорство, целеустремленность, терпение, самообладание, выдержка, уверенность в себе, трудолюбие, работоспособность, решительность, общительность, справедливость, воспитание, энергичность и др. [9].

Исследования показывают, что существует взаимосвязь объективной индивидуальной успешности и особенностей личностных свойств. В содержание успешности входят: высокие результаты, высокий социометрический статус (эмоциональный, интеллектуальный, профессиональный).

Личностные свойства - это уровень притязаний, особенности эмоционально-ценностного отношения к себе (глобальное самоотношение, самоуважение). Успешность связана с таким качеством, как способностью находить нужные решения и использовать соответствующие действия в нужный момент. Это качество выражается в находчивости, практичности, изобретательности, инициативности [2, 65].

Студенту-магистранту в какой-то мере должны быть присущи лидерские качества. В целом лидеру свойственны и профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению, компетентность, профессиональное честолюбие, чувство профессионального долга. Для характеристики студента-магистранта используются и такие интегральные понятия, как «профессиональная направленность», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «профессиональная мобильность». Профессиональная направленность, наряду с профессиональными знаниями, умениями, навыками, рассматривается психологами как важнейшее психологическое образование [С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Л.И. Божович]. Как педагогический феномен - в трудах С.Я. Батышева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.

Под профессиональной направленностью личности принято понимать стремление, нацеленность личности применять свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В содержание данного понятия в качестве подсистемных входят: профессиональные ценностные ориентации, интересы, отношения [5, 39-40].

Профессиональная готовность характеризуется направленностью личности на определенное поведение, желание заниматься деятельностью, внутреннее принятие ее требований, осознание соответствия своих качеств этим требованиям [5, 40]. Другие исследователи в понятие «готовность» включают и комплекс профессиональных знаний, умений, навыков.

Профессиональная компетентность - это и общая культура, общественно-политическая, правовая, экономическая осведомленность, система знаний, умений и навыков.

Помимо понятия «компетентность» в педагогической науке употребляется термин «компетенции». Компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Компетенция возникает, когда знание переходит в действие в конкретной ситуации.

Профессиональная мобильность - это готовность и способность студента-магистранта к быстрой смене выполняемых заданий. Это способность осваивать новые изменения в профессиональной деятельности, возникающие под влиянием преобразований в педагогической науке. Основанием для этого является сформированность гибких, пластичных навыков и общепрофессиональных умений по группе смежных профессий [2, 70].

Предпринятый анализ сущности, содержания указанных выше имеющих структурный характер личностных образований позволяет выделить в личности магистра-профессионала комплекс социально важных и профессионально значимых качеств.

К социально важным качествам исследователи [Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, С.В. Шевченко и др.] относят: гражданскую зрелость, социальную активность, социальный оптимизм, высокий уровень ценностных ориентации; развитость умственных и практических способностей; чувство достоинства; ориентация на достижение успеха; социальная мобильность; способность к конструктивному разрешению конфликтов; способность к адаптации, сотрудничеству, способность брать на себя ответственность.

К профессионально важным качествам относят: владение профессиональными умениями и навыками (компетентность, профессионализм); способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать работу; обладание определенной квалификацией; профессиональная мобильность; владение новыми педагогическими технологиями, понимание сферы их применения, их силы и слабости; готовность к непрерывному самообразованию, повышению квалификации; коммуникабельные умения и навыки, умение разрешать конфликтные ситуации; способность к волевому воздействию; организованность; самостоятельность; творческий подход к делу.

В системе социально значимых и профессионально важных качеств в особую группу можно выделить комплекс интеллектуально-эвристических умений: умение анализировать, обобщать, абстрагировать, моделировать, прогнозировать, генерировать идеи, воображение, видение противоречий, проблем, способность отказываться от ошибочных идей, критически мыслить; независимость суждений.

Профессиональную направленность личности, компетентность, единство социально-значимых и профессиональных важных качеств целесообразно выразить через интегральное понятие - «профессиональная позиция» студента-магистранта. Профессиональная позиция имеет мировоззренческое основание и представляет собой комплекс ведущих качеств, профессиональных мотивов, ценностных ориентации, принципов.

Система ценностных ориентации - это относительно устойчивые, социально обусловленные оценки значимости сторон (качеств) профессиональной деятельности.

К профессиональным ценностным ориентациям студента-магистранта относятся: престиж профессии, условия труда, творческий характер деятельности; масштабы властных функций и принимаемых решений, степень самостоятельности и независимости; сила, авторитет профессиональной деятельности; возможность для профессионального роста, карьеры.

На характер профессиональной деятельности студента-магистранта оказывают влияние его психические свойства: воля, чувства, восприятие, память, мышление, а также биопсихические свойства: темперамент, возрастные свойства, состояние здоровья.

В обобщенном виде качества и свойства студента-магистранта можно выразить посредством интегрального понятия - «трудовой потенциал». В содержание данного понятия в качестве подсистемных входят следующие элементы:

• психофизиологический потенциал - способности и склонности, работоспособность, здоровье, выносливость, выдержка;

• квалификационный потенциал - объем общих и специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность к труду определенного качества;

личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, потребности, запросы в сфере труда, представление о карьере.

Будущий преподаватель достигает успеха, если обладает профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью, профессиональным мастерством.

Названные выше свойства и качества студента-магистранта ни есть статическая и неизменяемая система. В деятельности, особенно в условиях конкуренции, рыночных отношений, данная система постоянно изменяется, те или иные качества актуализируются, образуют сложные комплексы, постоянно изменяя внутренние связи, соотношения.

В этой связи актуальность и социально-педагогическая целесообразность, необходимость введения приобретает понятие «конкурентоспособность личности студента-магистранта», то есть способность личности выдерживать конкуренцию на рынке труда.

Конкурентоспособный специалист - это работник-профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие его и

его семьи. Конкурентоспособный магистр - это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе (востребованность).

Выявленные в ходе теоретического анализа свойства и качества, определяющие конкурентоспособность студента-магистра, позволяют посредством обобщения, моделирования спроектировать модель конкурентоспособной личности.

В имеющихся научных работах модель студента-магистранта преимущественно носит описательный характер, включает очень широкий спектр качеств, выраженных посредством нередко разноплановых, нерядоположенных понятий: профессиональная подготовка, такие личностные качества, как физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурная грамотность.

Другие исследователи в модель будущего преподавателя включают профессиональные знания и умения, социально-психологические и духовно-творческие качества личности, определяющие ее способность трудиться в условиях рыночных отношений, добиваться результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса.

В своем исследовании мы берем за основу модель личности специалиста за О. Мельничук и А. Яковлевой [5, 19-20], согласно которой в нее должны войти такие структурные компоненты, как:

- интеллектуальная компетентность, под которой понимается особый тип организации знаний -структурированность, категориальность и обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, что обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определенной сфере деятельности;

- интеллектуальная инициатива - свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить не стимулированную извне интеллектуальную деятельность;

- самоорганизация, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений на основе саморефлексии;

- саморегуляция, означающая умение свободно управлять собственной интеллектуальной дея-

тельностью, способность фиксировать изменения в себе, понимание и использование механизмов культурной самокоррекции. При проектировании модели конкурентоспособного студента-магистранта мы опирались на результаты исследований вышеуказанных ученых, определяющих требования к модели специалиста [5]: понимание сущности и социальной значимости своей специальности; следование этическим и правовым нормам общества;

• наличие аксиологических устремлений, т.е. идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т.д.; знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;

• способность принимать решения и нести за них ответственность;

• наличие чисто человеческих, гуманных побуждений - чувства справедливости, сочувствия, готовности помочь и др.;

• «непроизводственные» резервы личности - патриотизм, следование законам валеологии (здорового образа жизни), умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, работоспособность и другие.

Уровень конкурентоспособности зависит от качества образования, от успешности управления процессом формирования конкурентоспособности в вузе и вне системы формального образования.

Ученые выделяют как наиболее актуальную проблему повышения качества подготовки (конкурентоспособности) магистров педагогических факультетов, что связано с постановкой следующих задач:

усиление практической направленности психолого-педагогических дисциплин, оптимальное использование их воспитательного потенциала, ориентированности на обеспечение (повышение) конкурентоспособности магистров и вузов;

пересмотр образовательных стандартов (государственных требований) к минимуму содержания и уровню подготовки магистров;

повышение внимания к отбору социально-экономических знаний, углубление освоения ключевых понятий;

• совершенствование образовательных технологий, образовательных стандартов.

В заключение отметим, что главным в образовательном процессе является не получение информации, а понимание принципов, понятий, законов, закономерностей подготовки к деятельности в условиях рыночных отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4.

2. Безрукова В.С. Словарь нового педагогичного мышления. Екатеринбург: СиПИ, 1992. 93 с.

3. Захарова Е.Н. Человек и общество. М.: Центр инноваций в педагогике, 1993. 155 с.

4. Каган В. Система интегральной подготовки // Высшее образование в России. 2002. № 4.

5. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2000. № 5.

6. Практикум по психологии профессиональной школы / под общ. Ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск: СИПИ, 1990. 117 с.

7. Пузиков В. Инвестиционный потенциал в образовании // Высшее образование в России. 2001. № 2.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

9. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая политика // Высшее образование в России. 1999. № 2.

10. Фортунатов В.В., Попечко В.Г. Граждановедение: учеб. пособие. М.: НВЦ. Гражданин; 2001. 272 с.

Ю. В. Кривосудова

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с нарушениями развития очень велико и, к сожалению, неуклонно возрастает. Этих детей обозначают термином «дети с особыми образовательными потребностями», дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Термины рекомендованы к использованию институтом коррекционной педагогики РАО, в настоящее время они вытесняют термины «аномальные дети» или «дети-инвалиды», «дети с нарушениями или отклонениями в развитии» [9]. Как правило, эти явления обозначают единым термином «дизонтогенез» (впервые использован психологом Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного развития, но потом стал использоваться в более широком толковании, обозначая нарушения развития в процессе онтогенеза) [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесспорно, понятие «отклоняющееся развитие» или «нарушенное развитие» является относительным, т. е. его содержание может быть раскрыто и осмыслено лишь в сопоставлении с понятием «нормальное развитие». Вместе с тем, как известно, единой теории психического развития пока не существует. В психологии развития имеется множество разнообразных теорий, каждая из которых по-разному и с разных сторон воспроизводит процесс психического развития и его механизмы. В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология - это две крайние точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения [11].

Проблема нормы и патологии позволяет понять, насколько сложно разграничение понятий «нормальное» и «отклоняющееся развитие». Очень важно найти объективные, внешне дефинци-руемые критерии нормальности. Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [7]. Есть и другое рассмотрение «нормы»: «Статистическая норма - это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.