ские задания по краеведению, но и улучшают техническую подготовку. Педагогически правильно организованная краеведческая деятельность не ограничивается экспедицией, а включает их подготовку и подведение итогов: обработку собранных материалов, организацию и проведение вечеров-отчетов, подготовку выставок и экспозиций. Это позволяет краеведческую работу сделать непрерывным, целостным процессом.
Исходя из выше изложенного предполагается, что школьный музей является своеобразным образовательно-воспитательным центром, поскольку он ведёт в меру своих возможностей поисково-собирательскую и экспедиционную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. В учебное время здесь проходят экскурсии, уроки, конференции, встречи. Но как показывает практика, в летнее время большинство школьных музеев бездействует, или работает не в полную силу. В то же время для всех не секрет, что лето - самое плодотворное время года для организации краеведческой научно-исследовательской и экспедиционной работы школьников. Школьный музей играет большую роль в организации летнего отдыха сельских школьников. Это непросто экскурсии, а работа профильного - эколого-этнографо-краеведческо-го и военно-спортивного лагеря «Берегиня».
Таким образом, организующую и направляющую роль в краеведческой деятельности сельской школы может выполнять школьный музей. Они не только оттачивают навыки краеведческой работы, но и выполняют социальный заказ по сбору, оформлению и сохранению информации
о малой родине, что облегчает с одной стороны, решение задачи организации национально-регионального образования в общеобразовательном учреждении, а с другой стороны способствует успешному формированию социального опыта. Только при осуществлении всех выявленных педагогических условий происходит глубокое осознание социальной значимости краеведческой деятельности и проявление социально-гражданской активности юных краеведов при достижении результатов взаимодействия.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. -Ярославль; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 86 с.
2. Бурдова Л.В. Родники творчества // Внешкольник. - 2009. - .№1. - С. 61-63.
3. Гуманистические ценности педагогического краеведения: Тез. докл. межрегион. науч.-метод. конф., 28-29 марта 2000 г. / Отв. ред. Е.М. Аджиева. - Рязань: РГПУ, 2000. - 167 с.
4. Долгов С.А. Социально-культурные условия воспитания гражданственности подростков в процессе деятельности клубов краеведческой направленности: Дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2009. - 171 с.
5. Остапец А.А. Могучее средство развития личности // Дополнительное образование. -2000. - №>2. - С. 23-27.
6. Патрушева Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 215 с.
УДК 37
Тарханова Ирина Юрьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
tarhanova3000@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Рассматривается компетентностный подход к организации социально-педагогической практики, ее роль в обеспечении преемственности содержания на всех уровнях образования, формировании профессиональной направленности выпускников.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая практика, профессиональные компетенции, уровень образования, социальная педагогика.
Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготов-. ки любого специалиста. Она позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессии и научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
Педагогическая практика по специальности «Социальная педагогика» организуется в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра, специалиста и магистра. Особенностью этого модуля обучения в том, что практика организуется в модульном режиме от более простого к сложному. Сегодня образовательные стандарты разных уровней подготовки специалиста представляют собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам будущего социального педагога (его компетентности), позволяющей в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющей успех в будущей деятельности. Требования к компетентности социального педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Таким образом, приоритетом в организации педагогической практики становится компетентностный подход, выдвигающей на первый план субъект деятельности (студента), его мотивацию и способности, связанные с решением конкретных задач деятельности.
При разработке компетентностного подхода к организации практики мы исходили из концепции психологической системы деятельности В.Д. Шадрикова [7], определяя компетенции в соответствии со следующими функциональными блоками системы деятельности: мотивы деятельности, цели деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, при-
нятие решений, контроль и коррекция результатов деятельности, подсистема деятельностно-важных качеств.
Вслед за М.В. Гуковской [6] мы рассматриваем процесс формирования ключевых профессиональных компетенций как единую целостную систему, в которой каждая компетенция как подсистема имеет своё содержание. Сущностно-содержательную основу любой ключевой профессиональной компетенции как целостной системы составляет при этом интеграция ценностно-смыслового, интегративно-когнитивного, предметнодеятельностного и социального компонентов. Каждый из уровней подготовки направлен на формирование содержания компетенций, соответствующего требованиям профессиональных стандартов деятельности бакалавров [3], специалистов [5] и магистров [4] в профессиональной области «Социальная педагогика».
Уровень бакалавриата должен обеспечивать формирование базовых компетенций, обеспечивающих успех в жизни и работе (ключевые профессиональные компетенции - инвариант, на основе которого и возможно совмещение бакалаврской и магистерской подготовки), а также компетенции, необходимые для выполнения определенного круга работ, соотносимых с бакалаврской подготовкой. Для магистра это также должен быть некоторый универсальный набор ключевых компетенций и компетенций, связанных с глубоким проникновением в изучаемую сферу. Универсальные компетенции магистра должны стать базой, которая может позволить не только соответствовать требованиям отрасли, но и активно влиять на ее развитие.
В качестве инварианта мы рассматриваем «ключевые профессиональные компетенции» выделенные Советом Европы [2]:
© Тарханова И.Ю., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
131
1. Коммуникативная компетенция - способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д.
2. Информационная компетенция - навыки поиска, отбора, предъявления информации, решения профессиональных задач с помощью компьютера.
3. Предпринимательская компетенция - способность улавливать сигналы рынка, овладевать навыками экономического и правового анализа профессионально - трудовых ситуаций, умением бизнес-планирования.
4. Способность к эффективному поведению на рынке труда - навыки проектирования профессиональной карьеры, трудоустройства, адаптации на рабочем месте.
5. Способность к самоуправлению - умение ставить и реализовать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, способность эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения.
Приобрести данные компетенции только в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно. Для этого должны быть созданы специальные условия, которые побуждали бы студентов к целенаправленному формированию необходимых умений и их совершенствованию. В первую очередь решение этой сложнейшей образовательной задачи должно обеспечиваться учебной практикой. Социально-педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов, обучающихся по программам различного уровня «Социальная педагогика» является частью государственного образовательного стандарта, прохождение которой обязательно для всех студентов, обучающихся по данной специальности.
Организация практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», отличается от других тем, что, во-первых, чрезвычайно широк спектр тех учреждений, где будет работать такой специалист. Он включает не только все типы и виды образовательных учреждений, но и учреждения и службы других ведомств (социальной защиты населения, здравоохранения, юстиции, культуры), а также общественные организации, которые оказывают различные виды социально-педагогической помощи детям, решают задачи их социального воспитания и образования. Во-вторых, студент в процессе обучения
должен быть подготовлен к работе со всеми категориями детей, так как в дальнейшем он может работать и в обычной школе и в социальной гостинице, с детьми-инвалидами и сиротами, с дошкольниками и старшими подростками и т.д. Необходимо отметить, что работа социального педагога с различными категориями детей имеет ярко выраженную специфику и она неодинакова в разных учреждениях и службах. Именно к этому студент тоже должен быть профессионально подготовлен.
Таким образом, цель социально-педагогической практики можно сформулировать как формирование профессиональных и личностных компетенций специалиста гуманистической направленности и, на их основе, овладение видами профессиональной деятельности на уровне, соответствующем квалификации «бакалавр», «специалист» и «магистр».
Исходя из сформулированной цели, можно определить следующие основные задачи практики:
- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении социально-педагогических, социальнопсихологических и специальных дисциплин;
- совершенствование ключевых профессиональных компетенций и личностных качеств социального педагога в условиях социально-педагогической деятельности;
- освоение современных социально-педагогических технологий коллективной, групповой и индивидуальной работы с различными категориями детей, в том числе с такими, как: дети-сироты, дети-инвалиды, дети-правонарушители; дети группы риска;
- создание условий для развития универсальных учебных действий, способностей самостоятельно проектировать социально-педагогическую работу, определять социально-педагогические технологии, приемлемые в организации социального воспитания детей и подростков;
- формирование у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;
- развитие навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего социально-педагогического опыта.
Уровень бакалавриата является центральным в многоступенчатой системе образования. Программы педагогической практики бакалавров балансируют между компонентами общей под-
готовки и специальными знаниями и упор делается на универсальных умениях, и привитии им навыков к самостоятельному обучению. При разработке программ практики для бакалавров акцент смещается с факторов процесса обучения на образовательные результаты: способность к профессиональной деятельности, проектирование, программирование развития, оцениваемые с позиции успешности дальнейшей профессиональной карьеры и востребованности выпускника рынком труда. В связи с этим нами определено следующее содержание ключевых профессиональных компетенций, формируемых во время прохождения педагогической практики студентами бакалавриата:
Коммуникативная компетенция:
- формирование умения решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях с обучающимися, их родителями и коллегами;
- выбор стиля и образа педагогического общения.
Информационная компетенция:
- овладение нормативно-правовыми основами социально-педагогической деятельности;
- формирование навыков анализа проблемного поля социально-педагогической деятельности.
Предпринимательская компетенция:
- овладение навыками самоанализа в профессиональной деятельности;
- анализ возможностей трудоустройства.
Эффективное поведение на рынке труда -
адаптация в выбранном виде деятельности.
Способность к самоуправлению - развитие рефлексивных умений.
Научно-исследовательская компетенция:
- формирование навыков планирования исследования, сбора информации, ее обработки;
- фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, использования полученных результатов в практической работе.
Следующая за бакалавриатом ступень обучения - специалитет. Содержание практики студентов этого образовательного уровня обусловлено направленностью данной ступени обучения на развитие уже сформированных на предыдущем этапе ключевых компетенций в рамках специфической социально-педагогической деятельности. На данном этапе программа практики включает в себя овладение эффективными технологиями работы социального педагога. Особый акцент
делается на следующее: овладение технологией установления контакта с дезадаптированными обучающимися, формирование умений взаимодействия с социально неблагополучными семьями, освоение нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности, формирование умения анализировать тенденции развития социально-педагогической деятельности в регионе и анализе собственных возможностей профессиональной самореализации.
Программа практики для студентов специа-литета направлена на формирование следующих компонентов ключевых профессиональных компетенций:
Коммуникативная компетенция - способность эффективно общаться с разными категориями объектов социально-педагогической деятельности, сотрудничать, взаимодействовать в команде специалистов, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей (школьные советы профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Информационная компетенция - навыки решения профессиональных задач на основе норм существующего законодательства, поиск, отбор и оценка эффективности технологий решения социально-педагогических проблем
Предпринимательская компетенция - способность овладевать навыками правового анализа профессионально - трудовых ситуаций, умением планирования своего профессионального развития на основе анализа тенденций развития социально-педагогической деятельности в регионе.
Способность к эффективному поведению на рынке труда - навыки проектирования возможностей трудоустройства, знакомство с возможностями повышения квалификации социального педагога.
Способность к самоуправлению - эффективно использовать собственные ресурсы.
Научно-исследовательские компетенции -умение самостоятельно ставить цель и формулировать задачи исследования, разрабатывать критерии достижения результатов, подбирать адекватные цели и задачам методы исследования, овладение навыками конструирования социальнопедагогических моделей, освоение проектной деятельности в профессиональной сфере.
Следующий образовательный уровень - магистратура. Программа практики студентов магистратуры ориентирована на повышение уров-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
133
ня самостоятельности в реализации ключевых компетенций (ранее - уровень «с помощью методического руководителя», здесь на уровень «самостоятельно»). Внутренняя мотивация деятельности на этом этапе образования преобразуется в понимание студентом личностного смысла и значения профессиональной деятельности, а также в мотивационную готовность к самостоятельному ее осуществлению.
Высокий уровень готовности к самостоятельной профессиональной и научно-исследовательской деятельности в процессе получения необходимых знаний конкретизируется на данной ступени образования в умении осуществить самостоятельный выбор темы исследования, исходя из собственных научных и профессиональных интересов, в самостоятельном поиске необходимой информации.
По мнению Н.П. Ансимовой [1], умение планировать, проектировать, организовывать и реализовывать научно-исследовательскую деятельность как универсальная для разных уровней обучения компетенция дифференцируется в комплекс специализированных компетенций магистра: навыки планирования, проектирования, организации и реализации собственной научно-исследовательской деятельности; самостоятельная организация, планирование и проведение научных исследований любого типа (теоретических, экспериментальных, эмпирических, прикладных); самостоятельная разработка и подготовка отдельных заданий для исполнителей; умение проектировать и организовывать исследовательскую деятельность обучающихся; умение разрабатывать современные образовательные технологии с учетом целей обучения, задач воспитания и развития личности через преподаваемые дисциплины; готовность к разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в том числе рабочих программ новых учебных дисциплин и практикумов по направлению специализации.
Важной задачей практики магистрантов является интеграция научно-исследовательской деятельности в структуру будущей профессиональной деятельности, формирование и развитие позиции профессионала. Этому способствует вклю-
чение в программы практики магистрантов заданий, связанных с получением практически значимых и востребованных результатов исследования, и внедрением их в практику своей профессиональной области. В ходе практики формируется также готовность представить результаты своих исследований в научных публикациях, стремление к своевременному и самостоятельному выполнению магистерской диссертации и других форм научной работы.
Таким образом, компетентностный подход к организации социально-педагогической практики позволяет обеспечить преемственность содержания образования на всех уровнях, сформировать профессиональную направленность выпускников, способствует достижению студентами профессионального и личностного успеха в изменяющихся условиях современного общества.
Библиографический список
1. Ансимова Н.П. Специфика научно-исследовательской работы студентов и аспирантов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №3. - С. 87-92.
2. Болонский процесс: Бергенский этап / Под ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005.
3. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540600. Степень (квалификация) бакалавр педагогики. - М., 2005.
4. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540600. Степень (квалификация) магистр педагогики. - М., 2005.
5. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031300 «Социальная педагогика». - М., 2005.
6. Гуковская М.В. К вопросу о формировании ключевых профессиональных компетентностей социального педагога // Успехи современного естествознания. - 2007. - №3.
7. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. -№8. - С. 26-31.