З-ЗД- Борисов, 'Ъал.агурова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ9
Процесс восстановления производственного аппарата обрабатывающих отраслей активизировался в России с начала 2000-х годов. Среднегодовые темпы роста выпуска в это время составляли в обрабатывающих отраслях 109%, в том числе машиностроительных - 115%20 [1]. К 20072008 гг. резерв увеличения выпуска конкурентоспособной продукции был в значительной мере исчерпан. Началась активная экспансия на внутренний рынок РФ зарубежных продавцов. Особенно заметна эта экспансия на рынке машин и оборудования, в особенности на товарных рынках тяжелого машиностроения, где в качестве покупателей выступают стабильно платежеспособные корпорации топливно-сырьевого сектора.
В классификаторе ОКВЭД единая отрасль - тяжелое машиностроение - представлена по различным видам экономической деятельности в группах 28 (производство готовых металлических изделий), 29 (производство машин и оборудования), 35.2 (производство железнодорожного подвижного состава).
В настоящее время спрос российских предприятий-потребителей продукции тяжелого машиностроения на тяжелое инвестиционное оборудование в значительной степени обеспечивается за счет импорта. По некоторым видам энергетического оборудования удельный вес импорта составляет до 70%, по буровым установкам - до 80%. Поэтому российские производители потенциально, по-видимому, имеют возможность значительно увеличить объемы выпуска, но только в рамках политики «конкурентоспособная продукция отечественного производителя имеет приоритет на внутреннем рынке и инвестиции в развитие обрабатывающих производств - основа промышленной политики страны».
Очевидно, что в основе снижения конкурентоспособности отечественных игроков-производителей лежат не только спекулятивные
19 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-02-00057а).
220 Здесь и далее по тексту использованы статистические данные Росстата.
66
моменты. Здесь решающую роль играет существенный признак, присущий суботраслям тяжелого машиностроения: относительно высокая продолжительность полного инновационного цикла, обусловленная уникальностью основных видов производимой техники, их значительной трудо- и материалоемкостью. Понятно, что это требует, особенно на начальном этапе модернизации, достаточно больших инвестиций и продолжительных сроков их окупаемости по сравнению с другими суботраслями. При этом объем прибыли не увеличивается, а, как правило, даже снижается на некоторый промежуток времени.
Вместе с тем, для производств тяжелого машиностроения характерна нацеленность на добычу, транспортировку и первичную обработку топливно-сырьевых ресурсов (газа, нефти, металлов), т.е. наиболее ликвидных товаров на мировом рынке. В этом контексте для российской экономики тяжелое машиностроение является ведущей отраслью машиностроения и, по-видимому, будет ею оставаться вплоть до исчерпания полезных ископаемых в России либо до окончания модернизации обрабатывающих производств.
Однако макроэкономическая отдача от отрасли в виду вышеизложенного наступает через несколько лет. Но этот факт имеет место быть лишь в случае дискретного рассмотрения проблемы инвестиций как в саму отрасль, так и в отрасли, потребляющие ее продукцию. В случае рассмотрения проблемы во времени становится явным то, что постоянные вложения в тяжелое машиностроение с последующим инвестиционным потоком техники из него в отрасли ТЭК и металлургию суть имманентные свойства, присущие воспроизводственному процессу в машиностроении и топливно-сырьевых отраслях.
Следовательно, производственный аппарат тяжелого машиностроения нуждается в значительных стартовых вложениях на создание рентабельного конкурентоспособного комплекса тяжелого машиностроения -основного игрока на внутреннем и заметного игрока на внешнем рынках. Иными словами, в ближайшие годы необходимо просто поднять планку по всем субъектам внутреннего рынка для объема средств, выделяемых на воспроизводственный процесс в тяжелом машиностроении.
В самом деле, воспроизводственный процесс в отраслях реального сектора обеспечивается через обновление производственных основных фондов и производственных мощностей. Режим их воспроизводства определяется темпами, структурой и качеством закупок ма-шинотехнической продукции (машин, оборудования, приборов, агрегатов и узлов). Эти закупки осуществляются как в рамках инвестиционного процесса, так и в процессе ремонта машин и оборудования.
67
В первом случае происходит обновление технологий и повышение качества основного капитала, обеспечивается рост конкурентоспособности предприятий. Иными словам, в этом случае протекает реальный процесс модернизации экономики. Заметим, что новая продукция - это продукция с высокой долей добавленной стоимости. Следовательно, производители новой продукции на прогрессивных технологиях конкурентоспособны.
Во втором случае достигается поддержание парка машин в работоспособном состоянии. В этом смысле инвестиционный процесс, в ходе которого не происходит улучшения качественных характеристик основного капитала, может рассматриваться в качестве ремонтного, поскольку тогда техника поставляется для поддержания устаревших либо базовых технологий, и мы имеем процесс воспроизводства, в котором не использована инновационная компонента. Иными словами, здесь протекает процесс утраты конкурентоспособности.
Заметим, что в машиностроении высокоразвитых стран (США, Япония, ЕС) формируется или уже сформировалась сеть относительно небольших заводов с высокопроизводительным оборудованием с целью выпуска конкурентоспособной продукции обрабатывающих отраслей с высокой долей добавленной стоимости. При модернизации и разукрупнении предприятий эффективность их функционирования повышается преимущественно за счет следующих системных мероприятий:
• создание конкурентоспособной продукции;
• модернизация и обновление техники и технологии;
• новый менеджмент;
• новая технология;
• вывод из предприятий второстепенных производств.
Все эти мероприятия осуществлялись и осуществляются на основе инновационно насыщенных инвестиций. Они, по нашему мнению, представляют собой систему мер по повышению конкурентоспособности отечественных обрабатывающих производств, и в первую очередь ее ядра - тяжелого машиностроения. Тем самым происходит диверсификация машиностроительных производств, растет их конкурентоспособность, и, соответственно, повышается устойчивость развития отраслей машиностроительных обрабатывающих производств.
Тяжелое машиностроение в РФ в основном сложилось в 1930-е годы в виде крупных предметно специализированных заводов и их филиалов (по производству тяжелых станков, металлургического, горношахтного и горнорудного оборудования и др.). Для того времени такие технологически однородные цепочки оказались тем инструментом, который позво-
68
лил, невзирая на уровень эффективности производства, решить задачи создания и модернизации основного капитала экономики.
В то же время подобные предметно специализированные гиганты, расположенные на десятках и сотнях квадратных километров, оказались в условиях автаркии невосприимчивы к реструктуризации и обновлению под влиянием мирового технологического прогресса, формами проявления которого выступают поэлементная, подетальная, узловая и технологическая специализации. Здесь резко возрастает значимость первичных, заготовительных переделов в машиностроении - литейных, кузнечно-прессовых. Именно здесь закладывается основа для снижения ресурсоемкости производства как фактора повышения ценовой и экологической конкурентоспособности производств, и, конечно, не приветствуется дубляж производств в рамках одной фирмы, если, естественно, он не вызван логистическими соображениями. Поэтому вызывает определенное недоумение ситуация, когда 2-3 предприятия, входящие в единую группу, имеют каждое собственные литейные и заготовительные производства и при этом не полностью загруженных.
Главными суботраслями тяжелого машиностроения, обеспечивающими воспроизводственный процесс в топливно-сырьевых отраслях, являются энергетическое и атомное машиностроение, горношахтное и горнорудное машиностроение, производство тяжелого оборудования для нефтегазопереработки и металлургии.
По нашему мнению, коль скоро в статистике стала доминировать система ОКВЭД, то и традиционные отраслевые классификации точно нуждаются в уточнении. В самом деле, железнодорожное машиностроение и производство тракторов имеют более признаков транспортного машиностроения, нежели тяжелого или сельскохозяйственного. А производство тяжелого кузнечно-прессового оборудования и ряд производств оборудования для нефтегазохимии имеют явные признаки тяжелого машиностроения.
Реструктуризация экономики, осуществленная в 1990-х годах, вызвала существенные спады производства в отраслях машиностроения, одновременно создав институциональные условия для их последующего подъема с 1999 г. (с перерывом на рецессию 20082009 гг. очередного цикла функционирования рыночной экономики). В отраслях стал функционировать ряд крупных объединений профильных производств (холдингов и т.д.), конкурентоспособных на внутреннем и частично на внешних рынках.
Структура производства отраслей машиностроения приведена в табл. 1.
69
Таблица 1
Структура производства машиностроительной продукции, %
Отрасли машиностроительного комплекса 1991 г. 2000 г. 2008 г.
Машиностроительный комплекс, всего 100,0 100,0 100,0
Машиностроение 87,8 80,5 87,0
Промышленность металлических конструкций 3,7 5,0 4,0
и изделий
Ремонт машин и оборудования 8,5 14,5 9,5
Машиностроение, всего 100,0 100,0 100,0
Высокотехнологичное машиностроение 45,3 27,5 33,5
Структурообразующие отрасли 12,8 13,2 11,0
Машиностроение для аграрно-промышленного
комплекса 9,8 7,6 6,8
Машиностроение для строительного комплекса 3,9 4,0 3,7
Машиностроение для топливно-сырьевых отраслей 7,8 9,9 13,9
Машиностроение для инфраструктуры, в том числе 20,4 37,8 31,1
Автомобильная и подшипниковая промышленность 16,8 32,3 29,1
Из табл. 1 (методика расчета изложена в [2]) следует, что тяжелое машиностроение и близкие к нему по функциональному назначению производства оборудования для нефтегазохимии занимают около 14% суммарного выпуска продукции машиностроения, увеличив свою долю на 6-7 проц. п. по сравнению с началом 1990-х годов.
В табл. 2 приведена примерная структура технологий машиностроения, причем обращает на себя внимание тот факт, что суботрасли тяжелого машиностроения находятся ниже среднего уровня по прогрессивным технологиям.
Таблица 2
Примерная структура технологий в машиностроении, %
Отрасли машиностроения Прогрессивные технологии Базовые технологии Устаревшие технологии
Машиностроение 16-17 47-49 35-38
Тяжелое, транспортное и энергетическое
машиностроение 13-14 48-50 36-39
Электротехническая промышленность 15-16 50-52 32-35
Химическое и нефтяное машиностроение 18-20 51-53 27-31
Станкостроительная и
инструментальная промышленность 9-10 46-48 42-45
Приборостроение 18-20 52-54 26-30
Автомобильная промышленность 16-17 30-32 51-54
Тракторное и сельскохозяйственное маши-
ностроение 16-18 52-54 28-32
Машиностроение для легкой и пищевой
промышленности и бытовых приборов 12-14 47-49 37-41
70
Отсюда в перспективе неизбежно следует снижение производительности и ресурсоемкое™ производства как у собственно производителей в тяжелом машиностроении, так и у потребителей их техники.
Отметим, что прогрессивные технологии позволяют получать конкурентные преимущества их обладателям по сравнению с большинством других игроков на рынке, базовые - сохранять средний уровень конкурентоспособности на протяжении среднесрочного периода, а устаревшие ведут к быстрой потере позиций на рынке и утрате в конечном счете самого бизнеса.
В последние годы доля отечественного производителя на рынке сократилась. Импорт в целом стал основным игроком на рынке ключевых товаров тяжелого машиностроения (рис. 1). Однако различные ТНК здесь пока не могут рассматриваться как единый игрок, а все-таки являются конкурентами. При этом юго-восточные компании (прежде всего китайские) вытесняют компании РФ с мирового и внутреннего рынков с помощью ценового фактора и государственной поддержки. Иными словами, они взяли и взяли успешно то, что раньше было характерно для отечественных производителей.
Рис. 1. Динамика выпуска и импорта продукции тяжелого машиностроения в РФ
Конкуренты отечественных производителей на рынках тяжелого машиностроения. В условиях недоинвестирования производств тяжелого машиностроения, отсутствия реальной поддержки со стороны государства и крупных финансовых структур резко обострилась конкуренция на внутреннем и международном рынках тяжелого машиностроения.
71
Рассмотрим уровень конкуренции и ее особенности на основных
21
рынках товаров отрасли .
Энергетическое машиностроение. Крупнейшими игроками на мировом рынке энергетического машиностроения, годовой объем которого оценивается примерно в 70 млрд. долл. США c тенденцией к повышению до 120-125 млрд. долл. к 2020 г., являются General Electric (обладает наибольшей долей на мировом рынке и является фуллайнером, т.е. производит всю основную линейку продукции), Siemens, Alstom, Westinghouse Electric, ABB. Не менее половины мирового рынка контролируется 3 компаниями: General Electric -24%, Alstom - 16% и Siemens - 10%22
Доля российских компаний на мировом рынке энергооборудования составляет в настоящее время примерно 1,5-2,0% по сравнению с 13% двадцать лет назад, а на внутрироссийском рынке пока еще более 50%. Однако, если брать реализуемые в последние годы российскими энергетиками инвестиционные проекты, то в них доля импортного оборудования составляет не менее 2/3 общего объема закупок оборудования.
Очевидно, что российские игроки сдали свои позиции и продолжают их сдавать как на российском, так и на мировом рынке энергетического оборудования. Эту тенденцию пока переломить не удалось. Были исчерпаны конкурентные преимущества прежнего периода: стабильный спрос стран СЭВ и ряда развивающихся стран, более низкие цены на ресурсы и рабочую силу, наличие мощных научно-исследовательских и конструкторских организаций, наличие свободных производственных мощностей.
Лишь в атомном энергомашиностроении позиции российских игроков более или менее устойчивы, и здесь имеются хорошие потенциальные перспективы у «Ижорских заводов», входящих в ОМЗ.
На российском рынке сохраняется и возрастает дефицит энергетических мощностей, что связано с ростом энергоемких экспортно-ориентированных производств и ростом потребления электроэнергии домашними хозяйствами из верхних децильных групп.
Крупнейшими российскими игроками на рынке энергооборудования являются четыре группы: «Силовые машины», «ЭМАльянс», «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и «Энергомаш-корпорация». Сильнейший российский игрок - это концерн «Силовые машины». Его доля на мировом рынке энергооборудования составляет около 1,5%. Этот концерн является фуллайнером, предоставляющим
21 При анализе суботраслей тяжелого машиностроения использована статистика предприятий, предоставляемая СПАРК [3].
2 При анализе мирового рынка энергетического оборудования использованы данные [4].
72
покупателю полный спектр продуктов от разработки до изготовления и сервиса энергооборудования для ТЭС, ГЭС, АЭС и ТЭЦ.
ОМЗ является крупнейшим производителем так называемого ядерного острова АЭС. Как известно, АЭС состоит из 3х блоков: ядерный остров, машинный зал (в РФ производят «Силовые Машины») и производственная инфраструктура. Генподрядчиком по АЭС является Атомстройэкспорт (осуществляет поставки в Западную Европу, Китай, Индию и т. д.) и «Росатом» — на территории РФ. «Ижорские заводы» обеспечивают все электростанции в России, 2 блока в Китае, 2 в Индии. Всего построено около 50 блоков. «Ижор-ский завод» - это практически монополист по атомному оборудованию - корпуса реакторов. Заметим, что свободного рынка атомного оборудования не существует, поскольку во всех странах-производителях используется сильный внеэкономический (политический) ресурс для продвижения своей продукции от своего производителя к иностранному потребителю.
В 2000-х годах ежегодный среднегодовой темп роста потребления энергии составил около 1,8%. Нет оснований полагать, что эта тенденция изменится до 2020 г. Согласно существующим прогнозам суммарная доля спроса на ПТУ и угольные энергоблоки составит не менее 50%. В некоторых прогнозах, учитывающих более высокие цены на нефть, а следовательно, и газ, эта доля возрастает до 60% и более. Увы, основной спрос придется на те виды энергетического оборудования, по которым отставание уровня отечественных технологий высокое (газовые турбины большой мощности), либо все увеличивающееся (паросиловые блоки на суперсверхкритические параметры пара).
В перспективе до 2020 г., скорее всего, ожидается устойчивый рост потребления энергоносителей в производстве электроэнергии. В первую очередь возрастет удельный вес потребления газа, причем несколько снизится доля АЭС. Размер инвестиций в электроэнергетику составит, по различным оценкам, приблизительно 4 трлн. долл. США при объеме вводов в мировой энергетике примерно в 2300 Гвт. Такое расширение рынка энергетического оборудования предоставляет потенциальную возможность увеличить сектор российского энергетического машиностроения на мировом рынке.
Карьерная техника. В условиях, когда в мире увеличивается спрос на карьерную технику из-за существенного роста объемов добычи в Австралии, Бразилии, Индонезии, Чили (более 100 млн. т горной массы ежегодно); у россиян выпуск техники сократился с сотен штук экскаваторов до 2-3 в год. Здесь трудно конкурировать не только с Caterpillar Inc., Komatsu Ltd, но и с другими японскими и
73
британскими компаниями (Hitachi, JCB). Следует также упомянуть и о специализированных компаниях - P&H Mining Equipment и Bucyrus. Эти компании контролируют весь мировой рынок карьерной и горной техники, последние из них конкурируют за 3-4 места в объеме продаж. В этом контексте доля отечественных производителей так мала, что можно говорить о перспективах лишь в том случае, если государство будет поддерживать производителя и на мировом рынке, как это происходит по АЭС.
Поскольку, как отмечено выше, ежегодная добыча горной массы достигала более 50-100 млн. т, то возникла потребность в применении мощных экскаваторов. На крупнейших карьерах и разрезах используются электрические экскаваторы - механические лопаты с вместимостью ковша 40-64 куб. м, которые выполняют загрузку автосамосвала грузоподъемностью 290-360 т. Так, на крупных чилийских карьерах работают в связке экскаваторы P&H 4100 и BUCYRUS с вместимостью ковша 56 куб. м с самосвалами KOMATSU и LIEBHERR грузоподъемностью 300-360 т.
Также увеличивается спрос на гидравлические экскаваторы с вместимостью ковша 30-43 куб. м. У них есть определенные преимущества по сравнению с механическими лопатами. Конструкция рабочего оборудования дает возможность выполнять селективную добычу сырья, дизельный привод позволяет мобильно шихтовать руду, а также применять их в карьерах без энергоснабжения и работать на обводненных месторождениях. С 2000-х годов выпуск гидравлических экскаваторов превышает производство механических лопат.
Тем не менее, до 70% в суммарном производстве гидравлических машин составляют экскаваторы с ковшом менее 20 куб. м. Ограниченность применения крупных типоразмеров объясняется чисто экономически. При вместимости ковша более 30 куб. м резко увеличивается себестоимость изделия и снижается в 2-3 раза срок службы изделия по сравнению с механическими лопатами. Это пока еще суть конкурентное преимущество мощных механических лопат.
В России продолжительный период времени имела место несовместимость по объему ковшей отечественных карьерных экскаваторов с существующей грузоподъемностью автосамосвалов. Однако этот разрыв сокращается. В качестве примера следует привести автосамосвал БелАЗ грузоподъемностью 320 т, который апробирован на разрезах Кузбасса, против более ранних грузоподъемностью в 130-136 и 200-220 т.
Для работы в связке с таким автосамосвалом требуются экскаваторы класса ЭКГ-20, ЭКГ-30 и ЭКГ-50. Их еще мало у потребителя техники. Заметим, что ожидается увеличение добычи железной руды
74
к 2015 г. в Украине и Казахстане. Угольные компании РФ, Казахстана и Узбекистана предполагают поднять открытую добычу угля, причем объемы вскрышных работ вырастут к 2014 г. почти на 200 млн. куб. м и приблизятся к 1,5 млрд. куб. м.
Таким образом, спрос, скорее всего, будет. Однако реализация предполагаемого увеличения объемов работ возможна лишь при оснащении карьеров более мощной и эффективной техникой. Кошу-ренция заставляет предприятия сокращать издержки по всем переделам производства за счет, в том числе, роста производительности экскаватор-но-автомобильного комплекса. Но при этом не достигается планка устойчивого воспроизводства конкурентоспособной техники. Также не достигаются масштабы выпуска, необходимые для устойчивой рентабельности производства. В это же время имеется значительный, порядка 80%, износ существующего экскаваторного парка в условиях малой вместимости ковша отечественного экскаватора. Это не соответствует большой грузоподъемности автосамосвалов, поступающих в карьеры. Отсюда и происходит активная закупка зарубежной техники.
В РФ разработка и производство карьерных экскаваторов осуществляется на «Уралмаше» и «ИЗ-КАРТЕКС» из корпорации ОМЗ. Конечно, относительно новые экскаваторы производства этих предприятий хорошо показывают себя в сфере эксплуатации как в же-лезнорудных, так и на угольных карьерах. Но вместимость их ковша 12-14 куб. м не достаточна для конкуренции с ведущими производителями в мире. Поэтому линейка серийных машин «Уралмаша» ныне дополняется типоразмерами ЭКГ-18 и ЭКГ-30 с вместимостью ковша 16-20 и до 42 куб. м соответственно.
«ИЗ-КАРТЕКС» реализует стратегию производства необходимых типоразмеров вплоть до ЭКГ-50 различных модификаций, позволяющих рационально работать в связке с автосамосвалами грузоподъемностью до 280-320 т. Эти типоразмеры имеют увеличенный с 17 до 20 лет срок эксплуатации, причем средний ресурс базовых деталей до капитального ремонта возрос на 25% - до 50 тыс. час. Современные электроприводы снижают энергопотребление на 20-25%. Новые экскаваторы дают прирост производительности в 1,2-1,4 раза и выше при снижении себестоимости на 10-15% (ЭКГ-12К) и 30-40% (ЭКГ-50). Можно ожидать повышения присутствия на рынках этих марок экскаваторов, но устойчивость развития производителя можно обеспечить только в рамках указанной в начале статьи политики.
Нефтегазовое оборудование. В РФ технические условия для эксплуатации разрабатываются исходя из наличия агрессивных сред. Здесь высоки требования по коррозийной устойчивости. По этому параметру
75
предусматривается 15 лет эксплуатации. По-видимому, мало кто из зарубежных производителей может соответствовать таким требованиям.
Основными производителями стационарных буровыгс установок в РФ являются ВЗБТ и «УРАЛМАШ» с УрБО. Между ними идет конкуренция по качеству, монтажеспособности, надежности, долговечности и другим параметрам.
К иностранным компаниям, прежде всего, относится National Oilwell Varco, американская машиностроительная группа, включающая более 100 профильных предприятий. Она контролирует в отдельных сегментах до 60% мирового рынка, но пока еще занимает на российском рынке небольшую долю. Впрочем группа активно расширяет свои позиции на российском рынке. Компания Bentec, дочерняя от компании KCA Deutag (Германия), занимает несколько большую долю благодаря критерию минимизации затрат.
Конкурентами американских и немецких компаний ныне становятся китайские производители. Для российских производителей серьезную опасность представляет фирма «ХунХуа» из-за более низких цен и серьезной поддержки китайского правительства.
Китай проводит активную и жесткую внешнюю экономическую политику. В России эта политика доминации успешно действует не только в машиностроении, но и в фармацевтике и далее по списку. В этом нет ничего плохого, производители из Китая заслуживают искреннего уважения, - просто отечественным игрокам нужно комплексно учитывать подобное явление и объективно оценивать завтрашний день собственных промышленных активов. Особенно это касается металлургического и нефтегазохимического машиностроения
Отметим, что относительно недавно в Китае, да и в Норвегии не бышо нефтегазового тяжелого машиностроения. Эти страны целенаправленно создали современную новую отрасль. Сейчас же путем связанных кредитов они продают в РФ это оборудование (к примеру, норвежский «Hydro»).
Буровое оборудование. Определенные перспективы есть у отечественных производителей бурового оборудования, благодаря тому, что одним из самых емких является российский рынок. Учитывая растущий износ техники (до 50%) в сфере ее эксплуатации и прогнозируемый спрос к 2020 г. до 14 млрд. долл. США, стоит побороться за контракты в этой сфере, ведь комплект бурового оборудования стоит не менее 10 млн. долл. [5, 6].
Основные конкуренты российских производителей - это Bentec (Германия), National Oilwell Varco (США), китайская Ринко Альянс.
76
В России около 80% действующего парка тяжелых буровых установок грузоподъемностью 200-500 т составляют установки «Урал-маша». Именно этот рынок - рынок тяжелых буровых установок, по нашей оценке, является наиболее перспективным для развития.
Отечественные компании, согласно имеющимся источникам, предполагают за короткий срок занять до 60% внутреннего рынка бурового оборудования. Предполагается выпуск всех типов буровых установок с упором на фуллайнерство, дизайн, монтажеспособность при относительно невысоких ценах в изготовлении и издержках в сфере эксплуатации. Предусматриваются продажи порядка 60-70 буровых установок в год. К примеру, в РФ в эксплуатации порядка 1 тыс. буровых установок, 40% которых необходима замена.
Криогенное оборудование. Рынок технических газов (без учета площадок captive - самостоятельного производства технических газов его потребителем) оценивается примерно в 60 млрд. долл. США в год. В 2005-2007 гг. он ежегодно увеличивался на 10%. После кризиса 2008-2009 гг. вновь наметилось оживление на этом рынке, и вполне можно ожидать рост хотя бы в 7-8% в год. Отечественный рынок с емкостью в 600 млн. долл. США в некризисное время растет даже несколько быстрее мирового рынка из-за ускоренного развития в РФ металлургии и нефтегазопереработки.
Технические газы - это критически важная составляющая в технологических процессах металлургической, химической и нефтехимической промышленности, без поставок которой возможна остановка производств. Рынок технических газов масштабнее рынка криогенного оборудования из-за проектов «on-site». Согласно концепции «on-site» компания и потребитель технических газов заключают долгосрочный контракт на поставку технических газов. Это дает возможность компании установить на площадке потребителя собственное оборудование, самостоятельно его эксплуатировать и продавать технические газы как клиенту, так и на свободном рынке.
Крупнейший в России разработчик технологий и производитель оборудования по разделению воздуха (ВРУ), снабжению техническими газами (кислород, азот, аргон), их систем транспортировки и хранения, а также разработке комплексных решений по переработке попутного природного газа и производства СПГ - это ОАО «Крио-генмаш». Заметим, что большая часть ВРУ в РФ физически устарела, степень их износа близка к 80%.
Цена одного комплекта ВРУ варьирует в интервале от 1-100 млн. долл. США, причем срок службы комплекта составляет 20 лет и более. Следовательно, затраты на модернизацию ВРУ осуществляются
77
достаточно редко и составляют незначительную часть инвестиционных затрат предприятий. Но в этом есть и минус, поскольку в реальной экономической жизни приводит и привело к износу парка ВРУ, что объективно в ближайшей перспективе сформирует значительный потенциальный спрос на эти установки.
Основной рынок покупателей - Россия, страны ближнего зарубежья, Германия, Индия и Китай.
Доля ОАО «Криогенмаш» на внутреннем рынке оборудования для производства, хранения, транспортировки и газификации технических газов составляет около 60%. Крупнейшими игроками российского рынка также являются международные компании Air Liquide (Франция) и Linde (Германия). На рынке оборудования конкурентами могут быть только иностранные компании (добавим итальянскую SIAD, имеющую партнерскую программу с американской компанией Praxair и производящую компрессорное оборудование и ВРУ средней производительности). Также не следует забывать про украинскую компанию ОАО «Кислородмаш» (г. Одесса) с ее ВРУ средней производительности. С 2005-2007 гг. на российский рынок активно начали внедряться китайские компании с ВРУ средней производительности (например, «Red Mountain Engineering»), а также европейские производители криогенных емкостей (CHART- FEROX, VRV).
Компания Air Liquide (Франция) - мировой лидер в области производства криогенного оборудования и торговли техническими газами. Основной ее бизнес - это торговля техническими газами. Ежегодный объем продаж составляет примерно 11 млрд. евро. Компания производит весь спектр криогенного оборудования. С начала 1990-х годов ведет агрессивную политику по проникновению на рынки России и стран СНГ. Доля на рынке криогенного оборудования России и стран СНГ составляет около 30%.
Компания Linde (Германия) производит широкий набор оборудования. На российском рынке наряду с криогенными ВРУ компания активно продвигает газоразделительные установки короткоцикловой адсорбции. Основной ее бизнес - это торговля техническими газами. Ежегодный объем продаж составляет примерно 12 млрд. евро. Доля на рынке, с учетом стран СНГ и оборудования для нефтегазохимии оценивается примерно в 25%.
Компания SIAD (Италия). Основная продукция компании - это компрессорное оборудование. Она также производит ВРУ средней производительности. Имеет партнёрскую программу с компанией Praxair (США). Удельный вес компании на рынке криогенного оборудования России и стран СНГ составляет около 2%.
78
Компания ОАО «Кислородмаш» (Одесса, Украина). Основной производитель ВРУ средней производительности в бывшем СССР. Предприятие в настоящее время продвигает на рынок ВРУ производительностью от 500 до 2500 куб. м/ч. Рыночная доля составляет примерно 2% в сегменте ВРУ малой производительности.
Кроме того, на отдельных сегментах рынка присутствует ряд российских предприятий, в том числе: ООО «НТК Криогенная техника», г. Омск (системы хранения и газификации криогенных жидкостей в диапазоне от 1 до 16 куб. м, ВРУ малой производительности от 50 до 100 куб. м/ч); ОАО «Уральский компрессорный завод», г. Екатеринбург (ВРУ малой производительности, небольшие емкости и сосуды Дьюара); ОАО «Уралкриомаш», г. Нижний Тагил (железнодорожные криогенные цистерны и контейнеры - 100%); ООО «Грасис», Москва (мембранные газоразделительные системы - 60%).
Учитывая вышеизложенное, отечественные производители видят необходимость увеличения присутствия на быстрорастущих рынках развивающихся стран. Нужен перевод большей доли портфеля заказов на проекты типа «on-site» для уравновешивания потока платежей во времени и увеличения рентабельности основной деятельности, увеличение числа комплексных заказов «под ключ». Здесь очень важны «on-site» проекты, поскольку доли собственных инжиниринговых подразделений в выручке крупнейших мировых компаний составляют 15-25%, остальная же часть выручки генерируется от продажи технических газов. Также важным остается развитие альтернативного оборудования для получения технических газов (мембранного) и развитие производства оборудования и комплексных решений для переработки попутного природного газа и производства СПГ для нефте- и газодобывающих предприятий.
В целом по рассмотренным продуктам тяжелого машиностроения и сильно с ними связанного криогенного оборудования можно сделать следующие выводы. По сопоставимых технических характеристиках продукция ведущего отечественного производителя пока еще обладает ценовым преимуществом до 20% по сравнению со всеми основными конкурентами. При этом по сравнению с Китаем в среднем существует превосходство качества при ценах ненамного превышающих аналогичную продукцию.
К числу угроз отечественные производители относят, прежде всего, сильную конкуренцию иностранных производителей.
К числу конкурентных преимуществ отечественные производители относят более низкие цены на продукцию по сравнению с международными компаниями при практически сопоставимых технико-
79
экономических показателях. Также играют роль географическая близость к основным потребителям и долговременные связи с основными потребителями.
К числу факторов, негативно влияющих на присутствие отечественных игроков на рынках, они, прежде всего, относят спад экономической активности потребителей тяжелого инвестиционного оборудования, проблемы с реализацией механизмов долгосрочного финансирования инвестиционных проектов; рост тарифов (транспортных, энергетических и пр.); и конечно же ужесточение конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Заметим, что некоторые предприятия в качестве конкурентных преимуществ называют способность ремонтных хозяйств потребителя осуществлять сервисное обслуживание поставляемой техники. Иными словами, они ради факта продажи товара заранее отказываются от существенных выгод постпродажного сопровождения товара в сфере его эксплуатации, чем кстати очень широко пользуются западные производители.
В связи с высокой стоимостью инвестиционных проектов существенным конкурентным фактором являются щадящие условия оплаты и возможности обеспечения льготными кредитами. По данному пункту западные конкуренты имеют неоспоримое преимущество.
Проведенный анализ позволил экспертно сформировать оценку современной ценовой конкурентоспособности основных отечественных и иностранных производителей (рис. 2)23. Заметим, что по ряду продуктов у отечественных производителей уже нет ценового преимущества перед западными производителями. При этом китайские производители по некоторым продуктам, особенно в металлургическом машиностроении, превысили уровень качества отечественных игроков-производителей. Однако, в целом ситуация пока такая, как показано на рис. 2.
Однако существует целый ряд факторов, которые усугубляют положение отечественных игроков на внутреннем и международном рынках продукции тяжелого машиностроения. Сюда, прежде всего, можно отнести увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие.
23 Авторы выражают признательность профессору И.А. Буданову за предоставленные оценки конкурентоспособности продукции металлургического машиностроения.
80
1 -0,5 1,25 1 0,85 ^
Китай РФ Западные производители
Рис. 2. Ценовая конкурентоспособность усредненной единицы продукции тяжелого машиностроения
В связи с тем, что продукция тяжелого машиностроения имеет длительный цикл изготовления, существует необходимость в дополнительном приобретении различного рода сырья, материалов, комплектующих в течение длительного периода после заключения договора. В случае непредвиденного повышения цен, доход производителя автоматически уменьшается на разницу в увеличении стоимости закупочных материалов.
В качестве проблемы, стоящей на пути повышения конкурентоспособности тяжелого машиностроения, без сомнения можно назвать дефицит высококвалифицированных кадров, прежде всего в области производства. В частности следует отметить высокий средний возраст квалифицированных рабочих и мастеров.
Возможно, следует создать в промышленности в рамках государственно-частного партнерства систему Центров подготовки и переподготовки, включающую подготовку специалистов в рабочих и инженерных профилях с соответствующими учебными планами, программами и стажировками вплоть до индивидуальных с выдачей сертификатов высокого уровня.
Сильным фактором, периодически остро проявляющимся, является изменение курса рубля к доллару США в сторону укрепления курса рубля. В таких условиях повышается конкурентоспособность импорта и снижается конкурентоспособность отечественной тяжелой инвестиционной техники.
Для российских предприятий практически не существует ограничений для развития производства со стороны спроса на продукцию
81
российского рынка тяжелого машиностроения. Сужение доли российских производителей на внутреннем рынке объясняется ограничениями, связанными с технологическими и кадровыми проблемами предприятий. От того насколько эффективно будут решаться эти проблемы, зависят позиции российских товаропроизводителей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Обновление производственного оборудования и внедрение инновационных технологий в отраслях тяжелого машиностроения окажут существенное влияние на эффективность хозяйственной деятельности предприятий. Основными факторами, инициирующими рост эффективности, должны стать рост производительности труда и изменение структуры затрат, вследствие ввода в эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Российские производители далеко не по всем видам продукции в состоянии обеспечить приемлемый уровень соотношения российской и зарубежной продукции на внутреннем рынке инвестиционного оборудования. Доля присутствия зарубежных компаний занимает в последние годы от 20 до 90% российского рынка инвестиционного оборудования. На ее основании можно судить о том, что приемлемые объемы импорта энергетического и бурового оборудования свидетельствуют о прочных позициях российских товаропроизводителей на внутреннем рынке. Что касается металлургического и химического оборудования, а также экскаваторов, то здесь позиции российских предприятий чрезвычайно слабы и имеется технологическая зависимость от зарубежных компаний.
* * *
Тяжелое машиностроение объективно обладает продолжительными сроками окупаемости инвестиций, продолжительным полным инновационным циклом, так же как и большинство потребителей его продукции. Основные виды продукции тяжелого машиностроения практически уникальны, в максимальной мере учитывают предпочтения и производственные условия потребителей. Тем более важно для тяжелого машиностроения унифицировать все, что только возможно -особенно в заготовительных производствах и в комплектации.
Эта отрасль работает на потребителей, основные технологии которых объективно относятся к третьему-четвертому, иногда к пятому технологическому укладу. Примерно таковы же и базисные технологии самой отрасли (пожалуй, кроме атомного машиностроения
82
и современной нефтегазопереработки). В этом нет ничего плохого. Ведь не протестуют же против колеса. Однако основные конструкции тяжелого машиностроения открыты для воздействия более высоких технологий для того, чтобы повысить его конкурентоспособность - в самой рабочей машине, двигателе, блоке управления.
Однако по основным продуктам тяжелого машиностроения нельзя ожидать в осязаемой перспективе неких некапиталоемких и быстрых прорывов инновационного характера. В то же время связка «отрасли топливно-сырьевого сектора - отрасли тяжелого машиностроения» - основной ресурс и, возможно, все-таки базовый импульс для модернизации отечественной экономики. Это «материнская плата» для создания устойчивой инновационной обрабатывающей промышленности. Мультипликационный эффект, порождаемый указанной связкой - это реальная база для модернизации экономики в сочетании с прорывами в элементах высоких технологий.
При этом технологические прорывы в сложившихся укладах капиталоемки и достаточно продолжительны по времени их коммерческого освоения. Поэтому лишь непрерывность процесса (конечно, с учетом сроков службы, во многих продуктах тяжелого машиностроения очень немалых) модернизации основного капитала отраслей-потребителей при постоянном потоке техники в них из тяжелого машиностроения придаст устойчивость процессу модернизации экономики РФ в целом. Нельзя при выпуске 2-3 карьерных экскаваторов в год выжить самим и обеспечить тех, кому нужны десятки и сотни.
Прирост конкурентоспособности в связке «отрасли топливно-сырьевого сектора - тяжелое машиностроение» в своей основе трудоемок. Инновационная насыщенность инвестиций в них требует, кроме всего, постоянного и кропотливого труда исследователей, конструкторов, технологов. Забвение этого факта в РФ до последнего времени вызвало так называемый «эффект Макнамары [7] - недофинансирование или прекращение на время финансирования первых стадий полного инновационного цикла», что привело к дефициту идей, новой техники и технологий, а, следовательно, к снижению, конкурентоспособности отечественных игроков на многих товарных рынках тяжелого машиностроения.
В этом отчасти причина переориентации платежеспособных отечественных и зарубежных потребителей продукции тяжелого машиностроения на иностранных игроков. Дело ведь не только в связанных кредитах и уровне постпродажного сервиса.
В последние годы доля отечественного производителя на рынке сократилась. Импорт в целом стал основным игроком на рынке ос-
83
новных товаров тяжелого машиностроения. Однако зарубежные ТНК здесь пока не единый игрок, а все-таки конкуренты.
Поэтому при восстановлении значимости инновационного и инвестиционного факторов воспроизводства, укрупнении отечественных игроков, повышении значимости квалифицированных кадров нижнего и среднего звена можно реально ожидать укрепления и повышения устойчивости в развитии конкурентоспособности тяжелого машиностроения.
Российская экономика - экономика сырьевого типа с элементами высоких технологических укладов. Наиболее ликвидны из российских товаров - на мировом рынке и большинстве внутренних рынков - товары топливно-сырьевых отраслей. Главной отраслью машиностроения, которая обеспечивает техникой производственный процесс в топливно-сырьевых отраслях - это тяжелое машиностроение. В последние годы его продукция вытесняется как с мирового, так и с внутреннего рынка.
Существенным фактором, снижающим темпы роста инвестиций, является слишком высокий уровень их финансирования за счет собственных средств предприятий. В среднем по отрасли доля собственных средств в объеме инвестиций превышает 80%. При сохранении такой структуры финансирования инвестиций в основной капитал нельзя рассчитывать на существенные сдвиги в инновационно-технологическом перевооружении предприятий энергетического машиностроения.
Низкий уровень инвестиционной и инновационной активности в тяжелом машиностроении существенно ослабляет позиции российских производителей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Несмотря на некоторое оживление инвестиционной деятельности в химическом и нефтяном машиностроении в последние годы, технологический уровень производственного аппарата остается довольно низким. По темпам обновления производственного оборудования добывающие отрасли существенно опережали обрабатывающие производства. Поэтому в структуре выпуска продукции химического и нефтехимического машиностроения доминируют производства, специализирующиеся на выпуске оборудования для добычи и переработки нефти и газа. На протяжении 2000-х годов эта тенденция постоянно усиливалась.
В условиях ограниченного присутствия российских производителей на мировом рынке инвестиционного оборудования, развитие внутреннего рынка является основным условием положительной динамики производства на российских машиностроительных предприятиях.
Поэтому при восстановлении значимости инновационного и инвестиционного факторов воспроизводства, укрупнении отечественных игроков, повышении значимости квалифицированных кадров нижнего и среднего звена можно реально ожидать укрепления и по-
84
вышения устойчивости в развитии конкурентоспособности тяжелого машиностроения.
Литература и информационные источники
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (Рос-стат). www.gks.ru
2. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности //Проблемы прогнозирования. 2009. №4.
3. СПАРК (Система профессионального анализа рынков и компаний Интерфакс). www.spark-interfax.ru.
4. Российский рынок энергооборудования. Аналитический обзор. РБК. М., 2009.
5. Агибалов С., Кондратьев С., Салихов М. Мировой рынок нефтегазового оборудования. // Объединенное машиностроение. 2010. Ме1.
6. www.oilforum.ru.
7. Национальная экономика:Учеб.Изд. 3, перераб. и доп. / Под ред. П.В. Савченко. М.: Инфра-М, 2011. 832 с. (Высшее образование), с. 715. Гл. 43.2. Прогнозирование инновационного развития.
85