ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВ КАК ФАКТОР ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ ТНК
КОСТОЯНЦЕВ А.Е.,
аспирант,
Южный Федеральный Университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88
В статье на основе оценки макроэкономических показателей развития современных государств, их вовлеченности в международные потоки капитала, доказывается взаимосвязь между уровнем внешней конкурентоспособности макроэкономических систем и реализуемой в отношении их экспансионистской политики представителей транснационального бизнеса, подтверждается дифференцирующее мировую экономику воздействие транснациональных корпораций, делаются выводы относительно трансформации внешнеэкономической политики государств в условиях транснационализации.
Ключевые слова: транснациональные корпорации; внешнеэкономическая политика; конкурентоспособность государств; экономическая экспансия; международное движение капитала.
The article proves the relationship between macroeconomic systems external competitiveness level and expansionist policies, implemented by MNC; confirms the impacts of multinational corporations, differentiating the global economy: contains the some conclusions about States policies transformation in the conditions of transnationalization.
Keywords: Multinationals; foreign policy; state competitiveness; economic expansion; international capital movements.
Код классификатора JEL: F23.
На сегодняшний день ТНК являются такими же равноправными участниками международных экономических отношений, как и собственно государства базирования и принимающие страны, а благосостояние страны, ее участие в международном разделении труда, степень интегрированности в мировое хозяйство и, в конечном итоге, ее международная конкурентоспособность все в большей степени зависят от того, насколько успешна деятельность ТНК, базирующихся в ее экономике.
Хотя в целом деятельность ТНК положительно сказывается на экономическом развитии и конкурентоспособности принимающих стран, тем не менее существует много проблем, связанных с той деятельностью ТНК, которая противоречит интересам принимающих государств [3, c. 42]. К таким проблемам, в частности, относятся: подавление своей мощью местных фирм, установление монопольных цен, нарушение законов, например укрытие доходов от налогообложения путем перекачки их из одной страны в другую, хищническая эксплуатация природных и трудовых ресурсов, загрязнение окружающей среды, организация «утечки умов»
© А.Е. Костоянцев, 2010
в материнскую компанию, противодействие реализации экономической политики принимающих государств.
Следует отметить, что деятельность ТНК в таких отраслях экономики принимающих стран, как горнодобывающая, химическая, лесная, рыбное хозяйство наносит невосполнимый ущерб природе этих государств, приводит к нарушению экологического баланса. Поэтому большинство корпораций не проводит таких работ на национальной территории, а переносит их в развивающиеся страны [2, с. 70].
Одним из важнейших факторов внешней экономической экспансии транснациональных корпораций является уровень экономического развития государств в общем, а также степень различия в условиях функционирования хозяйственных систем государства базирования и принимающего государства. Последнее во многом определяет не только структуру и содержание экономической экспансии ТНК, но и инструменты и методы ее реализации.
В оценке конкурентоспособности государств можно исходить из двух ее важнейших компонент. Первая компонента — это ресурсы, возможности и рынки страны (РВР), составляющие физическое окружение для функционирования бизнеса и его благополучия. Вторая — институты (И), сформированные под воздействием социальных и культурных факторов, определяющие правила поведения на рынке, познание и мотивацию предпринимателей.
Данный комплексный подход снимает вопрос приоритета материальных и институциональных составляющих в формировании конкурентных преимуществ современных государств. Стоит также отметить, что именно учет социальных особенностей отличает применяемую методику от популярной, благодаря деятельности международных экономических организаций (в частности, Мирового Экономического форума), системы определения показателей конкурентоспособности страны (Глобальный индекс конкурентоспособности), за пределами которого остается понимание традиционных для социологии оценок рыночного поведения местного населения.
Целью данной методики является изучение значения инфраструктурных и институциональных факторов в формировании конкурентоспособности государств в мировом хозяйстве, роли стран в потоке прямых иностранных инвестиций и формировании национальных ТНК.
Ресурсы, возможности и рынки (РВР), с точки зрения теории фирмы и конкурентных преимуществ М. Портера, представляются в западной экономике как физическая среда и эффективность ее преобразования в товары и услуги.
В таблице 1 приведены основные компоненты РВР, которые транснациональные корпорации учитывают при формировании географического выбора своей экономической экспансии. Безусловно, набор таких компонент будет меняться в зависимости от сферы деятельности и коммерческих интересов транснациональной корпорации. Так, одна корпорация может стремиться выйти на рынок, обладающий дешевыми трудовыми и природными ресурсами, другая — на рынок, изобилующий технологиями и инновациями, третья — в зону с льготной налоговой юрисдикцией и так далее.
В нашем эмпирическом исследовании мы будем стремиться к классификации некоторых из наиболее значительных факторов РВР, наиболее воздействующих на разработку и принятие решений представителей транснационального бизнеса (табл. 1).
В качестве основы понимания институтов в конкурентоспособности страны был принят подход Норта Д. [5, с. 30-52], заключающийся во включении в понятие институциональной среды экономической системы целого ряда характеристик (табл. 2).
По данным таблицы 2 видно, что роль выделенных институциональных факторов будет определяющей как для роста конкурентоспособности современного государства, так и для принятия управленческого решения транснациональной корпорацией (например, решение о размещении собственных инвестиций).
Для проведения исследования были использованы материалы годовых отчетов ЮНКТАД о движении международного капитала, а также методики оценки индекса глобальной конкурентоспособности Мирового экономического форума. Использованы данные за 2009 г.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
Таблица 1
Ресурсы, возможности и рынки как компоненты конкурентоспособности стран
Ресурсы — природные ресурсы; — фонды и активы.
Возможности — нематериальные активы, квалификация персонала, опыт; — организационные возможности; — возможности государственного регулирования (режимы хозяйствования, ВЭД); — видение корпорации в разработке и принятии стратегических решений.
Рынки — информация, знания об иностранных и внутреннем рынках, продукте и производственных факторах; — возможность координации деятельности на рынке, исследования потребительского спроса и потребностей.
Таблица 2
Институты как компонента конкурентоспособности государств
Формы Зоны институционального влияния
Формальные институты (правовые основы, государственное регулирование, образование) — адаптация экономики к меняющимся условиям, стабилизация экономического развития; — защита интеллектуальной собственности; — усиление хозяйственной мотивации, предпринимательства.
Неформальные институты (традиции, культурные ценности, доверие, репутация) — регулирование социальных установок; — контроль преступности.
Усиливающие механизмы — стимулирование предпринимательства и конкуренции; — рост эффективности финансовых институтов; — повышение уровня образования и квалификации работников; — защита граждан и физических активов бизнеса; — инновационное развитие; — стимулирование иностранных инвестиций; — социальное равенство и равные возможности.
С целью проведения экономического анализа глобальной конкурентоспособности стран и ее воздействия на структуру транснационального движения капитала была проведена реклассификация показателей, применяемых Мировым экономическим форумом при определении индекса глобальной конкурентоспособности. Часть применяемых индексов (в количестве 314) были соотнесены с индексами, характеризующими ресурсы, возможности и рынки стран мира (72 показателя), и индексами, характеризующими состояние национальных институтов (70 показателей). Кроме того, в рамках групп были выделены по три подгруппы с дальнейшей классификацией по ним показателей экономического развития государств:
— в группе РВР выделены подгруппы — характеристики рынка (РВР1), технологический потенциал (РВР2), состояние инфраструктуры и вспомогательных служб (РВР3);
— в группе И выделены подгруппы — состояние институтов (И1), эффективность рыночной системы (И2), эффективность национальной инновационной системы (И3).
Далее подгруппы показателей, оцененных Международным экономическим форумом, были отнесены к одной из двух групп — находящиеся в прямой зависимости от показателей импорта иностранного капитала и находящиеся в прямой зависимости от показателей экспорта капитала за рубеж. Исходя из предложенной системы классификации показателей был составлен рейтинг стран мира в зависимости от их роли на рынке транснационального капитала (привлекательность для иностранных инвестиций ТНК, возможность аккумулирования национального капитала и осуществления иностранных инвестиций в границах транснациональных структур). Результаты исследования представлены в таблице 3, в которой, ис-
Таблица 3
Соотношения между показателями участия страны в международном движении капитала и ВВП на душу населения стран мира1, 2009 г.
Группы стран Количество стран в группе Показатели РВР 2 Показатели И 3 ИК12 ЭК13
№ ВВП на душу населения (диапазон), долл. США Средний ВВП на душу населения, долл. США РВР4 РВР5 РВР6 РВР7 И8 И29 ИЗ“ И 11
1 63600-30062 36700 11 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/2 1/1 1 1
2 29900-26800 28700 11 4/2 4/2 4/2 4/2 2/2 2/2 2/1 2/2 3 2
3 25600-19000 21700 10 8/3 3/3 6/3 6/3 9/3 4/3 5/3 6/3 6 3
4 18800-11800 14400 11 2/4 2/4 2/4 2/4 4/4 3/4 3/4 3/4 2 4
5 11500-7900 9700 11 9/5 7/6 8/5 8/5 8/5 7/5 9/5 8/5 8 5
6 7700-5600 6900 11 10/8 8/8 9/8 9/8 9/9 9/8 8/8 9/8 9 8
7 5500-4220 4700 11 3/7 5/7 3/7 4/7 3/7 5/7 4/7 4/7 4 7
8 4100-2600 3400 11 5/9 6/9 5/9 5/9 5/8 6/9 6/9 5/9 5 9
9 2500-1700 2100 11 6/6 9/5 7/6 7/6 6/6 8/6 7/6 7/6 7 6
10 1555-0 1025 11 7/10 10/10 10/10 10/10 10/10 10/10 10/10 10/10 10 10
'Использованы показатели Международного экономического форума.
2 Показатели группы «Ресурсы, возможности, рынки» — в числителе ранг показателей, находящихся в прямой зависимости от импорта капитала, в знаменателе — от экспорта.
3 Показатели группы «Институты» - в числителе ранг показателей, находящихся в прямой зависимости от импорта капитала, в знаменателе — от экспорта.
4Показатель привлекательности стран для импорта капитала со стороны ТНК.
5 Показатель возможностей страны для экспорта капитала в рамках ТНК.
‘Характеристики рынка (РВР1).
'Технологический потенциал (РВР2).
8Состояние инфраструктуры и вспомогательных служб (РВРЗ).
’Комплексная оценка РВР исходя из значений РВР1, РВР2, РВРЗ.
“Состояние институтов (И1).
"Эффективность рыночной системы (И2).
12Эффективность национальной инновационной системы (ИЗ).
ТЕІЖА ЕСОІХІОМІСиБ ^ 2010
Том 8 № 4 Часть 2
Со
Со
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВ КАК ФАКТОР...
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
следованные страны мира были разбиты на 10 категорий в зависимости от величины их ВВП на душу населения.
По данным таблицы 3 представляется возможным сделать ряд выводов относительно направлений экономической экспансии ТНК. Исходя из коммерческой заинтересованности ТНК инвестировать средства в обладающие максимальной инвестиционной привлекательностью страны и территории, равно как и вывозить капиталы из государств, обладающих возможностью аккумулирования капитальных средств, очевидно, что, наиболее привлекательными для вовлечения в транснациональные потоки капитала остаются богатейшие государства мира (в первую очередь, страны ОЭСР). Именно в них были сформированы наиболее крупные ТНК, как осуществляющие активную зарубежную инвестиционную деятельность, так и являющиеся объектом притяжения иностранного капитала. Эти государства обладают наиболее высокими показателями развития как рыночной инфраструктуры, так и институтами, стимулирующими интеграцию государства в международные потоки капитала.
Прослеживается прямая зависимость между доходами на душу населения и участием национальных ТНК в экспорте капитала (до стран 6 группы). Это вполне логичная взаимосвязь, так как беднейшие государства либо не обладают собственными транснациональными компаниями, либо лишены необходимых для реализации зарубежной экспансии средств. С другой стороны, на довольно высокий рейтинг показателей оттока капитала (6 место) выходят бедные страны (с доходом на душу населения от 2500 до 1700 долларов в год), что можно объяснить стремлением национальных компаний выводить средства из остающейся в целом нестабильной и неэффективной экономической системы в более благополучные.
Анализируя привлекательность групп стран для импорта капитала, можно отметить отсутствие прямой зависимости между данным показателем и величиной национального душевого дохода. Так, максимально привлекательными для транснационального капитала (после богатейших стран) являются экономики с доходом на душу населения от 11 800 до 18 800 долларов США (это, к примеру, страны Восточной Европы, государства Ближнего Востока, Российская Федерация).
Данные экономические системы не являются инновационными лидерами, чтобы стать в один ряд в рейтинге инвестиционной привлекательности с богатейшими государствами, с другой стороны, они сохраняют относительно невысокие внутренние цены на производственные факторы, реализуют программы привлечения иностранного капитала (в отсутствие от стремящихся защитить внутренние рынки богатых стран, занимающих только третье место в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности).
Бедные государства мира (с ВВП на душу населения от 1700 до 7700 долларов США) имеют высокий рейтинг в импорте капитала, сохраняя свою высокую инвестиционную привлекательность в силу дешевых производственных факторов, низкой степени консолидации внутренних рынков, высоких темпов экономического роста (некоторых из них).
Роль беднейших стран (ВВП на душу населения менее 1555 долларов США) в международном потоке капитала существенно ограничена. Они занимают последнее место с точки зрения как импорта, так и экспорта капитала.
Таким образом, проведенный анализ макроэкономических показателей и преимуществ стран как участниц международной миграции капитала позволяет определить основные направления зарубежной экспансии транснациональных корпораций.
В качестве направлений экономической экспансии ТНК развитых государств чаще всего выступают либо сами развитые государства, либо, наоборот, бедные и среднеразвитые. Это объяснимо с позиций рассмотренных научных определений транснационального предпринимательства, детерминирующих деятельность ТНК либо наличием подобия страны происхождения и приложения инвестиций (например, известность брендов, унифицированные потребительские предпочтения, общее культурное и хозяйственное пространство и т. д.), либо, наоборот, существенными различиями условий осуществления хозяйственной практики (разница в норме дохода, рентабельности капитала, стоимости производственных факторов).
С позиций первого подхода можно определить сохранение существенной роли внутрирегиональных инвестиций в Европе, с позиций второго — активный выход ТНК развитых государств на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Проведенное исследование позволяет также сделать вывод о том, что формирующиеся субъекты транснационального бизнеса в странах догоняющего развития или развивающихся государствах в максимальной степени заинтересованы в экспорте капитала в развитые экономики — они активно участвуют в процессах импорта капитала, при том, что их собственные экономические системы сами заинтересованы в иностранных инвестициях. Желание ТНК развивающихся стран выводить средства за границу вполне объяснимо их попытками выйти на емкие потребительские рынки развитых государств, инвестировать в инновационные производства, концентрирующиеся, в первую очередь, в богатых странах, за счет чего в перспективе диверсифицировать собственное производство и обеспечить дополнительный потенциал роста.
Результаты исследования демонстрируют сокращение роли «золотой середины» в международной миграции капитала, т. е. стран, достигших среднего значения материального благополучия своих граждан и эффективности функционирования собственных хозяйственных систем. Это косвенно подтверждает популярную среди экономистов точку зрения о дифференцирующем воздействии транснационализации в частности и глобализации в общем на состояние мирового хозяйства, о способности ТНК стимулировать разрыв между экономическим развитием развитых и развивающихся стран, нивелировать тенденции глобального выравнивания темпов экономического прогресса и эффективности хозяйствования в странах и регионах мира.
Стимулируя темпы международной миграции капитала, ТНК тем самым выводят необходимый для экономического развития беднейших стран ресурс на мировой рынок, в частности, в развитые государства. Последние получают дополнительный стимул наращивания конкурентных преимуществ (в последнее время фактором конкурентоспособности стало инновационное лидерство), в то время как развивающиеся страны теряют аналогичные преимущества.
Следовательно, транснационализация заведомо направлена на сохранение существенной дифференциации глобальной экономики, поскольку именно различия в условиях хозяйствования, стоимости производственных факторов, емкости потребления являются залогом прибыли и эффективности транснационального хозяйствования. Страны догоняющего развития, выступающие в настоящее время представителями некоего среднего положения в структуре международного разделения труда и миграции капитала, не вписываются в глобальные стратегии ТНК, так как лишены, с одной стороны, преимуществ ведения производственной деятельности, а с другой, представляют собой среду формирования будущих глобальных конкурентов. Это требует от правительств данных стран реализации во многом оригинальной политики выстраивания отношений с представителями транснационального бизнеса, определения инструментов достижения национальных стратегических ориентиров с сохранением высокого уровня инвестиционной привлекательности, в первую очередь, перспективных, инновационных секторов народного хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 11.
2. Вафина H. Теоретико-методологические аспекты транснационализации производства. Казань: Фин.-экон. ин-т, 2009.
3. Драчева Е.Л., Либман А.М. Проблемы глобализациии и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 4.
4. Климовец О.В. Формирование и развитие Российских транснациональных корпораций. Автореф. дисс. ... д.э.н. М.: МГУ, 2010.
5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 30-52.
6. Transnational Corporations in 2009, Annual report. UNCTAD. Geneva, 2010.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2