Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества региональных интегрированных структур'

Конкурентные преимущества региональных интегрированных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОСТЬ / РЫНОК / ЦЕНА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / COMPETITION / MARKET / PRICE / INTEGRATED STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрельникова С. В., Пискорская С. Ю.

В статье рассмотрены основные цели и мотивы объединения предприятий, определены преимущества интегрированных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE REGION INTEGRATED STRUCTURES

Primary aims and motives of enterprises integration are considered in the article. The advantages of the integrated structures are determined.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества региональных интегрированных структур»

9. Гутник, В. Евроленд: экономическое развитие новой группировки / В. Гутник, И. Подколзина // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №8.

10. Курбатов, В. Проблемы развития аграрного сектора КНР / В. Курбатов // Рос. экон. журн. - 1995. - №8.

УДК 339.924(571.51) С.В. Стрельникова, С.Ю. Пискорская

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР

В статье рассмотрены основные цели и мотивы объединения предприятий, определены преимущества интегрированных структур.

Ключевые слова: конкурентность, рынок, цена, интегрированная структура.

S.V. Strelnikova, S.U. Piskorskaya COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE REGION INTEGRATED STRUCTURES

Primary aims and motives of enterprises integration are considered in the article. The advantages of the integrated structures are determined.

Key words: competition, market, price, integrated structure.

В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов Федерации и преимущества получают лишь те регионы, у которых сильны конкурентные позиции. Конкурентоспособность региона в первую очередь зависит от эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на данной территории. В то же время производители осуществляют свою деятельность в определенных производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктурах, существующих в данном регионе. Регион из места маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке.

Регион является субъектом управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом задачи. Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого уровня качества жизни его населения [1].

Региональная конкуренция - явление общемировое, что находит отражение в многочисленных публикациях, посвященных региональной экономике [2].

Г.П. Беляков и другие исследователи выделяют семь основных направлений конкуренции между регионами [3]:

- привлечение инвестиционных ресурсов. Конкуренция проявляется в создании благоприятного инвестиционного климата, развитости налогового законодательства, гарантированности благоприятных условий для предпринимательства, защите собственности, в политической устойчивости и поддержке инвестиционной деятельности и т.п.;

- размещение новых предприятий, имеющих более высокие экономические показатели, выпускающих наукоемкую продукцию и вносящих вклад в бюджеты разных уровней, а главное создающих новые рабочие места с высокой заработной платой и формирующих слой высококвалифицированных работников. Надо отметить, что в задачи региона входит борьба не только за размещение новых предприятий, но и за сохранение существующих на территории региона;

- развитие региональных розничных сетей, имеющих в своей основе региональную инфраструктуру, отвечающую современным требованиям логистики, и продвигающих региональный продукт. Эта сфера деятельности получила в настоящее время наибольшее развитие. В ней уже остро стоит проблема конкурентоспособности региональной системы;

- создание конкурентной транспортной системы, включенной в международные логистические системы. Фактор времени поставок, гарантированности, сохранности грузов выходит на одно из первых мест в конкурентоспособности предприятий, их возможности выхода за пределы локальных рынков, на международные связи. И в этом направлении также уже наблюдается жесткая конкуренция за создание мультимодальных центров, так как это возможность получения значительных финансовых ресурсов;

- развитие туристического бизнеса, создание уникального регионального туристического продукта и соответствующей инфраструктуры. Мировой туристический бизнес активно развивается и направление его части в регионы имеет хорошие перспективы;

- привлечение населения в трудоспособном возрасте и квалифицированной рабочей силы;

- сохранение и приумножение интеллектуального капитала региона. Роль и значение интеллектуального капитала вызвала уже на мировом уровне конкуренцию за его приобретение и использование. Это базовое конкурентное преимущество в постиндустриальном обществе.

Во всем мире конкуренция регионов возрастает, и адекватной реакцией на эти процессы со стороны региональных властей могут быть только усилия, направленные на формирование методов достижения и сохранения конкурентных преимуществ.

В целях повышения конкурентоспособности региона основной и приоритетной задачей региональных властей является соединение всех заинтересованных участников процесса регионального развития. Сильные конкурентоспособные производители продукции создают преимущества для связанных (сопутствующих) с ними отраслей.

В экономической литературе выделяют большое количество целей и задач фирм, интегрирующихся в объединения и союзы.

Так, рассматривая интеграционную динамику, В.Ж. Дубровский выделяет следующие цели, которые связаны именно с процессами интеграции [4]:

- повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;

- обеспечение мобильности и динамичности реализации инновационных процессов;

- перемещение накопленного капитала в более перспективные отрасли;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на нее;

- проведение технологического перевооружения на прогрессивной основе;

- вхождение в интернациональный бизнес и далее на международные рынки;

- получение определенных преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка;

- получение разнообразной помощи: консалтинговой, тренинговой, маркетинговой и др.

Основным мотивом объединения усилий, по мнению В.Ж. Дубровского, является возможность для

устранения барьеров, возникающих на рынке.

Ведущий специалист Департамента корпоративных финансов инвестиционной группы «АТОН» А. Маршак выделяет четыре основные цели интегрируемых предприятий:

- защитная - компании ищут возможности роста за счет приобретения дополнительных активов либо стремятся усилить позиции на рынке, включая вариант покупки конкурентов и захвата их доли рынка (по мнению А. Маршака, данная цель особенно актуальная в последнее время);

- инвестиционная - размещение свободных средств; участие в прибыльном бизнесе, скупка недооцененных активов; использование управленческих навыков; приобретение антициклических или балансирующих активов;

- создание устойчивого преимущества с помощью диверсификации для большего контроля рисков (ценовых, валютных и др.), использование опыта иных производственных сфер, недоступного конкурентам; сокращение времени выхода на данный рынок; сохранение стабильности и емкости рынка;

- выход на рынки других стран.

Среди наиболее масштабных целей объединения предприятий Е.А. Филатов отмечает:

- увеличение объема активов и мобилизации финансовых ресурсов объединяемых компаний. Эта цель характерна для тех компаний, которым необходимо увеличить объем своих активов для выживания в конкурентной среде;

- получение синергетического эффекта. Характеризуется следующими основными параметрами: экономией на масштабах деятельности; более эффективным использованием взаимодополняющих ресурсов за счет их комбинирования; экономией за счет снижения издержек;

- повышение результатов деятельности объединяемых компаний за счет проведения согласованной рыночной политики и увеличения рыночного сегмента.

Однако автор отмечает, что многие объединяемые компании добиваются сразу нескольких возможных выгод, получаемых от консолидации бизнеса. А значит любая классификация будет выглядеть весьма условно и может опираться только на основные мотивы интеграции.

И.А. Храброва, рассматривая основные причины объединения предприятий, отмечает, что все они в конечном итоге направлены на получение синергетического эффекта в результате [5]:

- эффект масштаба - результат использования производственных факторов, при котором равное процентное увеличение объема ресурсов приводит к увеличению выпуска продукции на больной процент;

- привлечение дополнительных финансов, как за счет внутреннего маневрирования ресурсами средств структурных единиц, так и за счет привлечения со стороны (например, за счет использования корпоративного имиджа и возможности умножения залогового имущества для привлечения кредитов);

- коммерциализация новшеств - крупные предприятия имеют несравнимо большие возможности освоения производства и продвижения на рынке новой продукции в значительных масштабах и в сжатые сроки;

- эффект усреднения колебания конъюнктуры обусловлен совокупностью преимуществ крупных в конкурентном соперничестве.

Большинство исследователей интеграционных процессов рассматривают достижение синергетического эффекта как основной мотив интеграции. При таком подходе имеется в виду, что эффективность объединения хозяйствующих субъектов достигается не простым суммированием потенциалов участников, их рыночных долей, а в данном случае имеет место определенная синергия. Объединение, как форма организации бизнеса, может в дополнение к внутренним источникам роста отдельной компании, важнейшим из которых является прибыль (более точно - оптимизация ее распределения), привлечь дополнительные, доступные только для интегрированных структур.

Цели и мотивы, подталкивающие предприятия к объединению, вытекают из тех преимуществ, которые могут быть достигнуты совместными усилиями, и которые в конечном итоге превращаются из преимуществ интегрированного объединения в преимущества региона в целом.

Преимущества интегрированных структур на региональном уровне можно сгруппировать по следующим направлениям:

1. Технологические преимущества. Для многих российских предприятий актуальна проблема недозаг-руженности производственных мощностей. Интеграция позволяет более эффективно использовать имеющиеся производственные мощности; разрабатывать и внедрять технологические новшества для улучшения качества выпускаемой продукции, для расширения номенклатуры продукции или снижения издержек на производство.

2. Экономические преимущества. Экономия на масштабе деятельности позволяет значительно снизить удельные издержки. Так, увеличение масштабов деятельности позволяет сделать компанию более финансово устойчивой, увеличить ее инвестиционную привлекательность и упростить ей доступ к капиталу. Соответственно возникает возможность осуществлять более крупные проекты. Разделение экономического риска между участниками интегрированной структуры.

3. Организационные преимущества. Приобретение новых навыков (высоких технологий, хорошо налаженных организационных процессов, эффективных рабочих процедур, высококвалифицированного персонала с навыками, имеющими критическое для конкретной организации значение, в том числе и с управленческими навыками, и т.д.). Нередко крупные компании практикуют консолидацию с целью повышения дисциплины в отрасли, смягчения конкуренции и устранения угрозы демпинга.

4. Политические преимущества. Интегрируемый комплекс, имеющий важное значение для региона, получает рычаг политического воздействия, как на региональном, так и федеральном уровне, и тем самым укрепляет свой административный ресурс, усиливая позиции на переговорах с властями.

Стремление к интеграции может исходить от самих предприятий, работающих в регионе и стремящихся к получению тех преимуществ, которые возможны в рамках интегрированного объединения, однако велика роль и региональных властей как центра координации интеграционных процессов. Ни один регион не может конкурировать во всех областях и сферах деятельности. Администрации территорий необходимо провести анализ и выявить перспективные направления (отрасли) с учетом потенциала и преимуществ, которыми обладает регион. В задачи региональных властей также входит создание условий, подталкивающих предприятия к интеграции. В качестве условий могут выступать налоговые льготы, разработка программ интеграции и их внедрение, информирование предпринимателей о преимуществах, получаемых ими в результате объединения и т.д.

Наличие успешных производителей в сочетании с теми ресурсами и преимущества, которыми обладает территория, увеличивает инвестиционную привлекательность региона, способствует повышению качества жизни населения данного региона за счет:

- наличия конкурентоспособной продукции;

- наличия рабочих мест;

- отчислений в бюджет;

- развития инфраструктуры и пр.

Таким образом, основной задачей региональных властей является постоянное повышение качества жизни населения, которое достигается за счет производительности. Интеграционные процессы, осуществляемые на региональном уровне, способствуют эффективному использованию ресурсов, преимуществ, которыми обладает территория; повышению конкурентоспособности, как отдельных производителей, так и региона в целом.

Литература

1. Белякова, Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития: моногр. / Г.Я. Белякова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2001. - 23 с.

2. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов: Краткая версия:

http://2003.reqionforum.ru.

3. Беляков, Г.П. Интеграционные процессы в экономике: проблемы, поиски, решения / Г.П. Беляков. -М.: Изд-во МАИ; Доброе слово, 2003. - 87 с.

4. Динамика корпоративного развития / В.Ж. Дубровский, О.А. Романова, А.И. Татаркин [и др.]. - М.: Наука, 2004. - 10 с.

5. Храброва, И.А Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффелированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика / И.А. Храброва. - М.: АЛЬПИНА, 2000. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.