Научная статья на тему 'Пути исследования мотивов экономической интеграции'

Пути исследования мотивов экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина И. О.

Интеграционные процессы в экономике, получившие активное развитие в XX в. имеют свои побудительные причины, которые обосновывают эффект от объединения деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование содержания данных причин, их классификация являются одним из направлений в понимании сущности экономической интеграции. Однако в настоящее время в теории и практике данного процесса не сложилось общих подходов в классификации интеграционных мотивов, отсутствуют единое понимание их значимости. В этой связи актуализируются вопросы разработки такого признака группировки интеграционных мотивов, который бы позволял сформировать классификацию в увязке с предпосылками совершения процесса интеграции на практике. Представляется важным обобщить мотивы интеграции, представленные в литературе и классифицировать по экономическим предпосылкам практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути исследования мотивов экономической интеграции»

пути исследования мотивов экономической интеграции

И. О. СОРОКИНА,

кандидат экономических наук, доцент Волжский университет им. В. Н. татищева

Интеграционные процессы в экономике, получившие активное развитие в XX в., имеют свои побудительные причины, которые обосновывают эффект от объединения деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование содержания данных причин, их классификация являются одним из направлений в понимании сущности экономической интеграции. Однако в настоящее время в теории и практике данного процесса не сложилось общих подходов в классификации интеграционных мотивов, отсутствует единое понимание их значимости. В этой связи актуализируются вопросы разработки такого признака группировки интеграционных мотивов, который бы позволял сформировать классификацию в увязке с предпосылками совершения процесса интеграции на практике. Представляется важным обобщить мотивы интеграции, представленные в литературе.

Процесс интеграции есть объективное продолжение разделения и дифференциации производительных сил, в связи с чем Г. Г. Шишкова отмечает: «До определенного периода развитие техники сопровождается усилением единичного разделения труда. Однако это происходит до тех пор, пока процесс производства не разложен, не дифференцирован на мельчайшие операции... Вслед за этим дифференциация сменяется интеграцией. процессом восстановления органического единства всего производственного процесса на высшем уровне» [9]. Исходя из этого, можно сказать, что интеграция есть объективная реальность, которая проявляется на всех уровнях мировой и национальной экономики, при этом каждому из уровней интеграции свойственна своя роль в этом процессе.

Теория и практика осуществления интеграционных процессов в современной экономике выдвигают достаточно много оснований для объяснения зарождения и активизации данного процесса. Одним из

основополагающих направлений анализа экономических аспектов интеграции как процесса является лежащие в их основе мотивы1. Вопрос о мотивах являются одним из наиболее важных при оценке целесообразности интеграционных процессов, поскольку уже на этапе четкого определения мотива объединения можно спрогнозировать эффект от реализации данного процесса на практике.

Исследования мотивов интеграционных процессов в работах отечественных и зарубежных авторов позволили классифицировать их по группам, что в результате позволяет более четко определить цели объединительных процессов (табл. 1).

В связи с тем, что в основе формирования табл. 1 лежат исследования большого количества работ отечественных и зарубежных авторов, можно предположить, что данная классификация представляет собой наиболее полный перечень существующих сегодня на практике мотивов проведения интеграционных процессов. Рассмотрим некоторые из представленных в научной литературе подходов к классификации мотивов интеграции.

Как считает С. В. Савчук, если исходить из стремления компаний к максимизации прибыли, большинство мотивов, побуждающих компании объединяться, можно разделить на следующие группы [7]. Во-первых, мотивы уменьшения оттока ресурсов (уменьшение издержек). Во-вторых, мотивы увеличения/стабилизации притока ресурсов. В-третьих, нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы. В соответствии с данной классификацией можно следующим образом сгруппировать существующие мотивы интеграции. Так, к первой группе мотивов, нацеленных на уменьшение издержек, автор относит следующие: эконо-

1 Мотив (отлат. moveo — «двигаю») — это побудительная причина (основание, предлог, повод) к какому-либо действию, в данном случае к процессу интеграции.

Таблица 1

Классификация мотивов интеграционных процессов

Группы мотивов

Вид мотива

Содержание мотива

Увеличение капитализации

Слияние собственных капиталов отдельных предприятий и банков и использование его в единых операциях позволяет увеличить отдачу для акционеров. Для реализации цели роста капитализации собственники могут использовать скупку недооцененных активов, что в результате приводит к росту стоимости компании

Увеличение стоимости компании

Реализация этого мотива используется тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании (компании-мишени) значительно меньше ее реальной стоимости, что в результате позволяет увеличить стоимость объединенной компании в несколько раз

Увеличение финансового потенциала компании

Объединение финансовых ресурсов позволяет получить новые возможности для наращивания объемов производства, что в результате приводит к повышению конкурентоспособности, кредитоспособности объединенного предприятия, росту интереса со стороны новых инвесторов и кредиторов

ы в и т о м е и к с е ч и м о н о к

Экономия за счет масштаба

Снижение средней величины издержек на единицу продукции по мере увеличения объема выпуска в результате распределения постоянных издержек на больший объем продукции

Увеличение эффекта за счет комбинирования взаимодополняющих ресурсов

Если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими материальными ресурсами (сырье, материалы), то их интеграция будет эффективной

Оптимизация налогообложения

Финансовые синергии связаны с созданием налоговых щитов (уход от налогообложения). Например, корпорации могут принять решение об объединении, если одна из них обладает налоговыми льготами, а другая нет. Тогда, если после слияния налоговые льготы распространяются на новую корпорацию, это выгодно обеим корпорациям

Диверсификация бизнеса

Приобретение антициклических или балансирующих активов для портфеля позволяет стабилизировать доходы компании за счет деятельности в разных секторах экономики, региональных рынках

Сокращение затрат на НИОКР

В данном случае позитивные результаты могут быть достигнуты за счет объединения компании, имеющей исследователей, инженеров, программистов и т. д., и компании, обладающей соответствующими производственными мощностями, сетью. Также могут быть соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации. В результате в объединенной компании формируются научно-технические центры и единые для нее технологические стандарты

Личные финансовые мотивы мажоритариев

Данный мотив следует из «теории агентских издержек», или свободных денежных потоков, согласно которой менеджеры компаний, генерирующих значительные свободные денежные потоки, не имея привлекательных инвестиционных проектов, избегают выплачивать повышенные дивиденды акционерам и «уводят» деньги из компании, в т. ч. и на осуществление интеграционных процессов

е ч н е л в

а р

прУ

Создание логистических центров

Логистические центры обеспечивают синхронизацию процессов на всех этапах взаимодействия участников интегрированного объединения: «снабжение — производство — распределение — потребление», т. е. задачей логистического центра является формирование алгоритма преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом. Основная цель логистических центров состоит в обеспечении согласования интересов всех участников интегрированного объединения

Операционная экономия

Повышение эффективности деятельности предприятий за счет устранения дублирующих функций в каждой из объединенных компаний, централизация маркетинга, снабжения

Получение доступа к информации

Получение информации о контрагентах, рынках, ноу-хау, о новых методах управления и пр. от компаний, вошедших в объединение. В результате создается единая информационная сеть объединенной компании

Использование профессиональных

Часто финансовые и временные затраты на обучение топ-менеджмента компании бывают несопоставимо больше затрат на процесс объединения с предприятием, имеющим такие кадры. Особенно это касается вопросов управления рисками. В итоге такое объединение приводит к повышению эффективности управления рисками, а следовательно, к снижению возможных убытков вследствие наступления рисковых событий

Публичность

Приобретение более известного отечественного или зарубежного брэнда, чтобы использовать его для выхода на рынок (фондовый рынок, рынок товаров и услуг, рынок банковских капиталов)_

навыков

мия масштабов; мотив повышения эффективности работы с поставщиками; мотив ликвидации дублирующих функций; мотив кооперации в области НИОКР; мотив уменьшения налоговых и прочих бюджетных платежей и иных сборов и пр.

Ко второй группе мотивов, нацеленных на увеличение/стабилизацию поступлений, автор относит следующие: мотив взаимодополняющих ресурсов; мотив приобретения крупных контрактов; мотив монополии; диверсификация производства; мотив доступа к информации (ноу-хау).

К третьей группе мотивов, нейтральных по отношению к движению ресурсов, относятся мотив разницы в рыночной цене компании и стоимости ее замещения; мотив разницы между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность «дешево купить и дорого продать»); личные мотивы менеджеров; мотив защиты от поглощения; мотив «too big to fail» (слишком велик, чтобы обанкротиться).

М. Козодаев предлагает классифицировать мотивы интеграционных процессов по признаку эффективности [5]. Следует отметить, что изначально такая классификация мотивов была предложена в работе Р. Брейли и С. Майерс «Принципы корпоративных финансов» [2], однако М. Козодаев дополнил предложенную американскими авторами группировку. В частности, автор указывает, что при принятии решений о слияниях компании руководствуются разными мотивами, а часто несколькими. Однако далеко не все решения имеют под собой достаточные экономические основания. В результате все мотивы подразделяются автором на разумные и сомнительные. Разумными можно считать только те мотивы, которые обусловлены стремлением получить синергию. К такой группе мотивов М. Козодаев относит следующие: 1) экономия за счет масштабов деятельности; 2) комбинирование взаимодополняющих ресурсов; 3) налоговые щиты; 4) возможность использования избыточных ресурсов; 5) повышение качества и эффективности управления. К сомнительным автор относит мотивы, которые, являясь теоретически аргументированными, на практике редко приносят дополнительную стоимость объединившейся компании. Такими мотивами являются: 1) диверсификация бизнеса; 2) снижение затрат на финансирование; 3) устранение конкурентов (мотив монополии); 4) личные мотивы менеджеров. В работе Брейли и Майерса в эту же группу относят мотив увеличения прибыли на одну акцию (earnings per share-eps).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕ

В отличие от классификации Брейли и Майерса автор в данную группу вносит еще один мотив, ранее не указанный ни в одной из вышеперечисленных классификаций: мотив финансового манипулирования ожиданиями инвесторов. Сущность данного мотива состоит в том, что интеграция осуществляется с целью продемонстрировать инвесторам оптимистичные финансовые показатели в расчете на повышение стоимости компании, а в результате добиться роста курса акций. Данный мотив отнесен автором к группе сомнительных, потому что реальных экономических выгод такие сделки не приносят, а лишь вводят в заблуждение рынок, в результате чего цены на акции, как правило, снижаются.

А. Маршак [6], исследуя мотивы интеграционных процессов, использует следующую их классификацию:

1. «Защитные» мотивы интеграции, в результате которой компании ищут возможности своего роста за счет:

• приобретений в своем секторе или в другом дополняющих активов;

• усиления позиции на рынке через слияния;

• избавления от конкурентов путем их покупки и захвата их доли рынка.

2. Инвестиционные мотивы:

• размещение свободных денежных средств;

• участие в прибыльном бизнесе;

• скупка недооцененных активов;

• использование управленческих навыков;

• инвестирование излишков наличности;

• приобретение антициклических или балансирующих активов для портфеля.

3. «Информационные» мотивы, которые реализуются для улучшения информированности компании:

• о технологиях и затратах поставщиков;

• о предпочтениях потребителей их продукции.

4. Процессы объединения могут быть использованы как инструмент конкурентной стратегии для создания устойчивого преимущества, чтобы повысить барьеры для входа на рынок для потенциальных конкурентов с помощью:

• диверсификации, которая дает больший контроль рисков (ценовых, валютных и др.), стабильности и опыта из других производственных сфер, недоступного другим компаниям;

• сокращения времени выхода на данный рынок и получения преимущества первого хода;

• сохранения стабильности и емкости рынка. Приобретение существующей компании дает нужные производственные мощности и долю на рынке;

• выхода на рынки других стран. I: приоритеты и безопасность

А. В. Седин [8] рассматривает тот же перечень мотивов интеграции, однако заключает, что проявлением синергетического эффекта являются такие мотивы, как экономия масштаба; комбинирование взаимодополняющих ресурсов; экономия денежных средств за счет снижения трансакционных издержек; укрепление позиций на рынке (мотив монополии); экономия на НИОКР.

В работе авторов С. Гвардина и И. Чекуна [3] указаны следующие побудительные причины, приводящие к объединениям нескольких хозяйствующих субъектов.

Первая группа: увеличение присутствия на рынке (стремление к монополизации):

• увеличение производственных мощностей;

• расширение рынка сбыта;

• географическое присутствие;

• усиление конкурентных преимуществ;

• приобретение активов с целью оптимизации производства.

Вторая группа: выход на фондовый рынок:

• увеличение капитализации;

• публичность;

• покупка компании, имеющей листинг на фондовом рынке.

Третья группа: диверсификация бизнеса:

• перераспределение свободныхденежных средств в ликвидные и перспективные активы;

• формирование вертикальной и горизонтальной структуры бизнеса.

Е. А. Кашкарева [4] использует в качестве ключевого признака классификации мотивов интеграционных процессов стратегию поведения компании — покупателя на рынке. Автор исходит из того, что каждый покупатель преследует свою цель на рынке, поэтому для реализации поставленной цели использует различные возможности. По данному классификационному критерию автор определила следующие группы интеграционных мотивов:

1) мотивы горизонтальной интеграции (мотивы, связанные с увеличением доли рынка, выхода на международные рынки, увеличением экономического потенциала, экономией за счет масштаба, операционной экономией и пр.);

2) мотивы вертикальной интеграции (скупка не-дооценных активов, увеличение капитализации, сокращение затрат на НИОКР, расширение клиентской базы и пр.);

3) мотивы диверсификации бизнеса;

4) увеличение существующей доли в бизнесе, получение полного контроля (МВО).

Г. Д. Антонов и О. П. Иванова [1], исследуя мотивы интеграции, указывают, что ряд мотивов позволяет реализовать цели объединенной компании внешнего характера, а ряд — внутреннего. Классификация по данному признаку представлена в табл. 2.

Таблица 2

Классификация мотивов интеграции в зависимости от вызывающих их факторов

Факторы Возможные мотивы интеграции

Факторы внешней среды Наличие и рост конкуренции Получение синергетического эффекта за счет роста рыночной мощи, стратегических преимуществ в сбыте или снабжении, увеличения доли рынка, снижения затрат

Колебания спроса Возможность проведения гибкой ассортиментной политики в соответствии с колебаниями и изменениями спроса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост спроса Стремление завоевать большую долю рынка, надежды на текущие прибыли

Конкуренция по сырьевой базе Закрепление сырьевых источников

Рост цен на сырье, материалы, тарифов и др. Экономия, обусловленная масштабами деятельности

Риски, падение спроса, цен на продукцию Диверсификация производства, снижение рисков нереализации продукции, недопоставки сырья и др.

Неконкурентоспособность отраслей, предприятий, депрессивное состояние отдельных секторов экономики Стремление усилить рыночную мощь. Защитная реакция микроуровня

Рост трансакционных издержек Снижение трансакционных издержек

Неплатежи Возможность снизить потребность в оборотных средствах, перейти на внутренние взаиморасчеты

Инвестиционный кризис Потребность в капитале

Наличие значительной налоговой нагрузки и (или) ее рост Стремление снизить налоговую нагрузку

Глобализация в экономике Стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков, получение синергетического эффекта за счет роста рыночной мощи (мотив монополии)

Окончание табл. 2

Факторы Возможные мотивы интеграции

Микроэкономические факторы Угроза банкротства, кризиса Стремление обеспечить стабильность, выживаемость, предотвратить кризис

Разрушение хозяйственных связей, трудность поиска партнеров и формирования стабильной и эффективной системы контрактов с поставщиками и посредниками Необходимость восстановления разрушенных связей и структурной перестройки производства. Надежда на согласованность действий при производственной кооперации. Стремление к стабильности связей, «привязать» поставщиков, потребителей, партнеров. Защита от монополизма поставщиков. Потребность в управляющем воздействии организационных структур. Сокращение трансакционных издержек и других затрат

Высокая стоимость вывода избыточных основных фондов Комбинирование взаимодополняющих ресурсов, возможность использования избыточных фондов

Отсутствие, недостаточность, низкое качество информации Сокращение трансакционных издержек

Неэффективность управления Повышение качества управления, устранение неэффективности

Наличие избыточных ресурсов Возможность использования избыточных ресурсов, комбинирование взаимодополняющих ресурсов

Все перечисленные мотивы отражают объединительные процессы в различных аспектах хозяйственной деятельности и на практике, как правило, тесно взаимосвязаны. Поэтому в основе решения об объединении тех или иных предприятий могут одновременно лежать сразу несколько мотивов, например, стремление к росту, увеличение доли рынка, размещение свободных денежных средств в профильные или непрофильные активы (диверсификация) и пр.

Поскольку рамки статьи не позволяют развернуто представить все исследованные классификации мотивов в работах различных авторов, поэтому в табл. 3 данные классификации указаны кратко.

Как видно по результатам исследования, теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает достаточно много мотивов интеграционных преобразований компаний, отражающих причины, побуждающие участников рынка к осуществлению интеграционных процес-

Мотивация интеграционных процессов Авторы и год появления классификации мотивов

Сохранение стоимости денег или получение дохода Л. Гитман, М. Джонк (1997)

• Психологические выгоды, обусловленные желанием «быть главным» в компании; • частные выгоды, заключающиеся в получении привилегий, которыми традиционно пользуются руководители корпораций; • выгоды от возможностей использования инсайдерской информации в интересах других компаний; • выгоды от возможностей использования через другие контролируемые компании; • выгоды от применения трансфертных цен, по которым компания рассчитывается с поставщиками и потребителями Л. Зингалес (1998)

• Потребности компаний в новых рынках; • потребности в повышении эффективности производства; • потребности в сырье, в информации и технологиях; • минимизация или диверсификация рисков М. В. Энг, Ф. А. Лис, Л. Дж. Мауер (1998)

• Стремление к монополии; • спекулятивный мотив; • «обычный» мотив (повышение эффективности функционирования компании по мере роста масштабов производства) Ф. Шерер, Д. Росс и др. (1997)

Получение и усиление синергического эффекта благодаря: • экономии, обусловленной масштабами деятельности; • комбинированию взаимодополняющих ресурсов; • финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек; • возрастанию рыночной мощи вследствие снижения конкуренции (мотив монополии); • взаимодополняемости в области НИОКР И. Г. Владимирова и др. (1999)

Таблица 3

Представления о мотивации интеграционных процессов различных авторов

Окончание табл. 3

Мотивация интеграционных процессов Авторы и год появления классификации мотивов

• Экономия операционных издержек, обусловленная масштабами деятельности; • экономия затрат на проведение научно-исследовательских работ; • эффект от комбинирования взаимодополняющих ресурсов, увеличение рыночной ниши корпорации, создание налоговых щитов (уход от налогообложения); • возможность покупки корпорации по цене ниже балансовой, диверсификации деятельности компаний Н. Б. Рудык и Е. В. Семенкова (2000)

Уменьшение оттока ресурсов, нацеленное на уменьшение издержек: • увеличение/стабилизация притока ресурсов, нацеленное на увеличение/стабилизацию поступлений; • нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы С. В. Савчук и др. (2001)

• Факторы внешней среды; • микроэкономические факторы Г. Д. Антонов, О. П. Иванова (2001)

• Разумные мотивы; • сомнительные мотивы М. Козодаев (2004)

• Мотивы синергии; • стремление повысить качество и эффективность управления; • налоговые мотивы; • диверсификация бизнеса; • возможность использования избыточных ресурсов; • разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения; • asset-stripping; • личные мотивы менеджмента А. Седин (2005)

• «Защитные» мотивы; • инвестиционные мотивы; • информационные мотивы; • инструмент конкурентной стратегии А. Маршак (2006)

• Увеличение присутствия компании на рынке; • выход на фондовый рынок; • диверсификация бизнеса; • спекулятивные мотивы С. Гвардин, И. Чекун (2007)

• Мотивы вертикальной интеграции; • мотивы горизонтальной интеграции; • мотивы диверсификации бизнеса; • мотивы увеличения менеджерами доли в бизнесе, выкуп менеджерами компании (МВО) Е. Кашкарева (2007)

сов. Однако в ряде классификаций мотивы повторяют друг друга, но сгруппированы по различным признакам, а в ряде классификаций присутствуют новые мотивы, которые дополняют вышеуказанные классификации. В целом можно сказать, что в настоящее время отсутствует единый подход к классификации мотивов интеграции, что затрудняет изучение ее экономических аспектов. В этой связи все мотивы, объединенные и представленные в табл. 1, необходимо сгруппировать по иному, некоему однородному, общему лишь для данной группы мотивов свойству. Следует также учесть недостатки, которые были выявлены в процессе анализа классификаций. В частности, к одному из таких недостатков можно отнести то, что классификации мотивов не связаны с предпосылками,

которые обуславливают их реализацию, и, в конечном счете, достижение цели объединения. В результате мотивы рассматриваются в отрыве от возможностей их осуществления, что приводит к следующему: если исследовать мотивы в отрыве от предпосылок их реализации, то часть из них может оказаться «мертвыми», т. к. не сможет быть воплощена на практике, в результате чего отпадет всякая нужда их классифицировать.

С целью исключения выявленного нами недостатка проведем связь между мотивами и предпосылками путем формирования уточненной классификации интеграционных мотивов.

Взаимосвязь между целью, мотивом, предпосылками и реализацией мотива можно сформулировать следующим образом:

ЦЕЛЬ ^ МОТИВ ^ ПРЕДПОСЫЛКА ^ РЕАЛИЗАЦИЯ ■ МОТИВА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Для правильного понимания необходимо уточнить, что под предпосылкой в контексте данной работы понимают предварительное условие интеграции, без которого объединение хозяйствующих субъектов не может быть осуществлено, т. к. практическая реализация мотивов требует наличия определенных условий в различных сферах.

Рассмотрим группы предпосылок, которые приводят к положительному результату в процессе интеграции (табл. 4).

Проведем классификацию указанных выше мотивов в связи с предпосылками. Данная таблица представляет пользователю информацию о группах мотивов, реализация которых обусловлена наличием определенных предпосылок, что делает эти мотивы «живыми», т. е. реально воплощаемыми на практике (табл. 5).

Преимуществом данной классификации является то, что, во-первых, здесь объединены все возможные мотивы, присутствующие в соответс-

Таблица 4

Предварительные условия интеграционных связей

Вид предпосылки установления интеграционных связей Содержание предпосылки установления интеграционных связей

Природно-географические Наличие в регионах объединяемых компаний различного вида сырья, ресурсного и климатического потенциала, географических особенностей рельефов местности

Социально-трудовые Различные уровни потребностей и потребления населения их социально-бытовых условий, различия в уровне квалификации кадров различных предприятий

Научно-информационные Различия в компаниях их уровня развития науки: экономической, технической, образовательной и пр. Различия в информационных ресурсах, используемых на предприятиях

Технико-технологические Наличие в компаниях различных ресурсосберегающих, производственных, переработочных, управленческих, логистических и пр. технологий. Различия в уровне нововведений (новаций) в части инфраструктуры предприятий

Экономические Различия в состоянии потребительского рынка и рыночных структур, в уровне финансового обеспечения, в системе цен, в налоговой и кредитной политике, используемой на предприятиях

Уточненная классификация мотивов интеграционных процессов

Вид предпосылки, реализующей мотив интеграции Группы видов мотивов интеграции

Природно-географические: (наличие в регионах объединяемых компаний различного ресурсного и климатического потенциала, географических особенностей местности) 1. Увеличение эффекта за счет комбинирования взаимодополняющих ресурсов, которые встраиваются в единый комплекс 2. Сокращение затрат на производство в результате объединения природных ресурсов отдельных регионов, имеющих сырьевую специализацию

Социально-трудовые: (различные уровни потребностей и потребления населения их социально-бытовых условий, различия в уровне квалификации кадров различных предприятий) 1. Использование профессиональных навыков 2. Снижение себестоимости за счет экономии на фонде зар. платы

Научно-информационные: (различия в компаниях их уровня развития науки: экономической, технической, образовательной и пр. Различия в информационных ресурсах, используемых на предприятиях) 1. Сокращение затрат на НИОКР 2. Получение доступа к информации

Технико-технологические: (наличие в компаниях различных ресурсосберегающих, производственных, переработочных, управленческих, логистических и пр. технологий. Различия в уровне нововведений (новаций) в части инфраструктуры предприятий) 1. Экономия за счет масштаба 2. Создание общих логистических центров 3. Операционная экономия

Экономические:

Рыночные: (различия в состоянии потребительского рынка и рыночных структур. Различная степень конкурентности рынков, где оперируют объединяемые компании.) 1. Диверсификация бизнеса 2. Сокращение времени выхода на данный рынок 3. Расширение клиентской базы (поставщики и потребители) 4. Эффект монополии 5. Публичность

Таблица 5

Окончание табл. 5

Вид предпосылки, реализующей мотив интеграции Группы видов мотивов интеграции

Финансовые: (различия в стоимости компаний, в уровне их финансового обеспечения, в системе цен, в налоговой и кредитной политике, используемой на предприятиях) 1. Увеличение капитализации 2. Увеличение финансового потенциала компании 3. Оптимизация налогообложения 4. Увеличение стоимости компании

твующей литературе, во-вторых, они объединены по предпосылкам их практической реализации, что позволяет уже на этапе организации интеграционного процесса выяснить, насколько эффективен выбор данного мотива. В-третьих, что является наиболее важным, данная классификация упрощает выбор мотива объединения в тех или иных условиях оперирования компаний.

Следует отметить, что первоначальная классификация в результате применения нового признака группировки дополнилась такими мотивами интеграции, как: 1) сокращение затрат на производство в результате объединения природных ресурсов отдельных регионов, имеющих сырьевую специализацию; 2) снижение себестоимости за счет экономии на фонде заработной платы.

Раскрывая содержание данных мотивов, можно сказать следующее — мотив сокращения затрат на производство реализуется лишь в том случае, когда предприятие находит партнера для объединения, имеющего более дешевые ресурсные возможности. Как правило, более низкая цена производственного сырья достигается географическими особенностями расположения этого предприятия.

Аналогично можно раскрыть содержание мотива «Снижение себестоимости за счет экономии на фонде заработной платы». Более низкие потребности и различия в потреблении населения и их социально-бытовых условиях в других регионах позволяют компании выплачивать заработную плату

специалистам в меньших объемах, что в результате снижает затраты.

Необходимо отметить, что два мотива, рассмотренные другими авторами, не нашли своего места в предложенной выше уточненной классификации мотивов. К таким мотивам относится «Увеличение менеджерами уже существующей доли в бизнесе, получение полного контроля (МВО)» и «Личные финансовые мотивы мажоритариев». По нашему мнению, перечисленные мотивы таковыми не являются, т. к. сделки МВО по своей сути являются не мотивом, а стратегией поведения менеджеров, желающих в силу различных причин получить данное предприятие под свой контроль. В этой связи мотив «Личные финансовые мотивы мажоритариев» является, скорее, мотивом для проведения сделки МВО, а не для проведения интеграционного процесса.

Еще одним недостатком, выявленным нами в процессе анализа классификаций мотивов, является то, что традиционно классификации ограничиваются мотивацией собственников компаний— инициаторов интеграционного процесса без учета интересов других участников, которые могут играть значительную роль в этом процессе.

Для решения данного недостатка в работе предлагается дополнительная классификация мотивов интеграции (табл. 6).

Представленные в статье классификации позволяют выделить основные побудительные причины, которыми руководствуются участники интеграционных процессов. Анализ необходим, в первую оче-

Таблица 6

Классификация мотивов участников интеграционного процесса

Участники Мотивы участника (участников)

Компания, объединяющаяся с компанией — инициатором сделки (компания-мишень) • Получение максимального дохода от продажи акций; • выход на рынок; • построение оптимальной технологической цепочки; • использование имиджа; • получение публичности

Компания — агент, выполняющая функции посредника при проведении интеграционного процесса • Получение дохода от предоставления агентской услуги; • выход на рынок интеграционных сделок; • рост репутации агента на рынке

Компания, созданная в результате слияний двух или нескольких компаний • Получение эффекта масштаба производства; • экономия от централизации управленческих и технологических функций; • усиление позиций за счет увеличения занимаемой доли рынка; • увеличение стоимости вновь созданной компании; • диверсификация деятельности

Окончание табл. 6

Участники Мотивы участника (участников)

Аффилированные с объединяющимися компаниями лица Обеспечение повышения эффективности их деятельности через получение интегрированной компанией ряда преимуществ от объединения, т. к. от взаимодействия интересов основных участников инвестиционного процесса будут зависеть экономические и финансовые последствия всех заинтересованных лиц

Банки, обслуживающие интегрированное объединение Увеличение притока ресурсов на расчетные, депозитные и пр. счета. Повышение качества кредитного портфеля из-за роста платежеспособности крупного интегрированного объединения

Страховые компании, обслуживающие интегрированное объединение Увеличение доходов страховой компании в результате роста объемов страховых платежей интегрированного объединения

Независимые участники интеграционного процесса (андеррайтеры на рынке ценных бумаг, оценщики, аудиторы и др. эксперты и консультанты) Получение дохода в качестве оплаты выполненных услуг

редь, для адекватной оценки целей, которые будут достигнуты в процессе практической реализации интеграционного процесса, и, кроме того, классификации дают возможность понять, насколько реализуемы те или иные мотивы на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов Г. Д, Иванова О. П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 12-18.

2. БрейлиР., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 1997.

3. Гвардин С, Чекун И. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.

4. Кашкарева Е. А. Современные тенденции развития сделок по слияниям и поглощениям в России //Экономические проблемы и решения. 2006. № 6. С. 30-37.

5. Козодаев М. Слияния и поглощения: алгоритм успеха //Экономические стратегии. 2004. № 3. С. 88-92.

6. Маршак А. Слияния и поглощения для реструктуризации и повышения прибыльности бизнеса // [Электронный ресурс] По материалам конференции «Эффективные слияния и поглощения: вопросы инвестиций и управления», Москва // http://www. ЬапЫг. га/апа1у1^/иг/№/36/26757.

7. Савчук С. В. Анализ мотивов слияний и поглощений //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С. 12-17.

8. Седин А. И. Некоторые практические аспекты слияний и поглощений банков: общие подходы и технологические аспекты // [Электронный ресурс] http://www. сйп. ru/investor/mabanks-0.shtml.

9. Шишкова Г. Г. Профессиональное разделение труда в период развернутого строительства коммунизма: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.01 / Г. Г. Шишкова. — М.: МГУ. 1964. С. 33—34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.