Л.Г. Белова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Белова Людмила Георгиевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ.
Мировой опыт показывает, что инновации превратили использующие это конкурентное преимущество страны, как крупные, так и малые (Финляндия в Европе, Сингапур и Южная Корея в Азиатско-Тихоокеанском регионе), в богатейшие страны мира. Современная экономическая теория подчеркивает определяющую роль эффективной инновационной системы в достижении устойчивости развития, повышении международной конкурентоспособности и качества жизни. Более того, современная мировая конкурентная борьба -это конкуренция между национальными инновационными системами.
Большой интерес вызывает опыт передовых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот интерес обусловлен рядом факторов, среди которых можно выделить, по крайней мере, важнейшие пять. Во-первых, уже стало аксиомой, что центр тяжести мировой экономической активности смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, который справедливо называют локомотивом глобального развития и центром формирования нового поли-центричного мироустройства [2], причем этот сдвиг является не временной фазой, а долгосрочной тенденцией для всего мирового сообщества [1]. Во-вторых, азиатско-тихоокеанское направление является одним из ключевых приоритетов во внешней политике России, которая стремится к более интенсивному участию в разворачивающихся в АТР процессах политико-экономической кооперации и интеграции. В-третьих, вовлеченность России в эти процессы будет способствовать решению стратегической задачи по подъему регионов Сибири и Дальнего Востока и ускоренному созданию в этих регионах инфраструктуры, связывающей Европу и Азию. В-четвертых, в настоящее время приоритеты развития смещены от задач повышения гло-
бальной конкурентоспособности ключевых отраслей к решению задач устойчивости развития, а государства АТР демонстрируют устойчивые темпы роста даже в условиях ухудшения мировой конъюнктуры. В-пятых, в силу значительных достижений в инновационно-технологическом развитии передовые страны АТР смогут на взаимовыгодной основе способствовать реализации российских инновационных проектов.
В настоящее время уже начата работа по формированию «модернизацион-ных альянсов» на основе инноваций в отраслях экономики с высокой добавленной стоимостью с Китаем, Индией, Южной Кореей, Японией, Сингапуром, Австралией. Ряд партнеров, в том числе из Южной Кореи, Китая проявляют большой интерес к инновационному центру Сколково. С Китаем и Индией Россия взаимодействует в атомной энергетике, космосе, сфере высоких технологий, других областях [2].
Ключевую роль в экономическом развитии региона и его индустриализации сыграла Япония, распространившая парадигму «летящих гусей», разработанную еще в конце 30-х годов японским ученым К. Акамацу как обобщенную теорию экономического развития, отражающую динамику внутренних процессов и изменение конкурентоспособности японского промышленного сектора. Постепенно Япония, а вместе с ней и страны второй стаи «летящих гусей» - новые азиатские индустриальные страны - перешли к техническому усовершенствованию производства, а в конце 90-х годов XX в. -к инновационной модели развития.
Инновационное развитие в странах АТР строится на активной роли государства. В Японии центральное правительство в лице Министерства международной торговли и промышленности оказывает значительную поддержку инновациям и играет ключевую роль в координации научно-исследовательских работ, в реализации программ развития НИОКР и поощрении частных компаний на базе тесного сотрудничества с Научно-технологическим агентством. Инновации, исследования и разработки объявлены стратегическим приоритетом, и Япония ранжируется второй среди стран ОЭСР как по абсолютной величине расходов на исследования и разработки, так и в их процентном отношении к ВВП, а по удельному весу вклада частного сектора уступает только Швеции и Южной Корее. Наука получает от государства льготные кредиты, в некоторых случаях приближающиеся по своим условиям к дотациям. Прямое государственное финансирование фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ осуществляется посредством системы грантов. Размещение государственного заказа на научно-исследовательские работы является составной частью федеральных программ. В стране растут финансирование НИОКР со стороны частного бизнеса и удельный вес числа НИИ при частных корпорациях. Частные компании ассигнуют средства преимущественно на прикладные исследования и опытно-конструкторские 188
разработки. Практикуется система обязательных квот на патентные заявки для каждого сектора корпоративного НИИ и поощрений за количество не только полученных патентов, но и поданных заявок.
Ряд примечательных особенностей характерен для построения национальной инновационной системы (НИС) Южной Кореи, правительство которой принимает самое активный участие в управлении НИС, особенно с середины 2000-х годов. Первая характеристика южнокорейской НИС роднит страну с другими малыми инновационными странами. Как и, например, в Финляндии, в разработке научно-технической политики Южной Кореи участвуют высокопоставленные чиновники правительства (министры и другие ключевые игроки), которые входят в состав Президентского консультативного совета по вопросам образования, науки и технологий, образованный с участием представителей промышленности и науки, и Национального научно-технического совета, образованного министрами. Особенно значительна роль Министерства образования, науки и технологий.
Вторая характеристика южнокорейской НИС отличает ее от Финляндии: НИС Кореи имеет сложную структуру управления, поэтому одна из ключевых задач страны - организовать адекватное управление быстро растущим портфелем политических мер и добиться согласованности научно-технической политики посредством горизонтальной (между консультативными советами и министерствами) и вертикальной координации (между министерствами и государственными научно-исследовательскими институтами).
Третья особенность корейской системы - двойственность корпоративных структур. В сфере исследований, развития и модернизации промышленности доминируют крупные конгломераты или транснациональные корпорации (chaebols, «чеболы», буквально «бизнес-семьи»), а малые и средние предприятия остаются относительно слаборазвитыми. В этом смысле, Корея по-прежнему представляет дуалистическую смесь характеристик развитых и развивающихся стран. Эта двойственность препятствует развитию предпринимательства и распространению технологий и знаний по всей стране. Сотрудничество и формирование сетей и каналов передачи знаний между компаниями, университетами и научно-исследовательскими институтами гораздо менее выражено, чем сотрудничество в рамках «чебол», поэтому его поощрение также является ключевой задачей корейской НИС. Наличие этой особенности южнокорейской НИС ограничивает возможности использования южнокорейского опыта в нашей стране.
Большой интерес для нас представляет и опыт Австралии. Словно отвечая на запросы России по отысканию самого эффективного опыта формирования конкурентных преимуществ инноваций, в Австралии в конце 2009 г. была принята программа инновационного развития до 2020 г., где особое место уделено именно тем вопросам, которые представляют наиболее слабые
стороны России: качеству институтов, систем управления и законодательной системы. Австралия демонстрирует устойчивые стабильные темпы роста в течение последних 17 лет и занимает сильные экономические позиции, базирующиеся на поддержании баланса между твердыми правовыми и регулятивными основами, с одной стороны, и бизнес-средой, благоприятствующей инновациям и развитию предпринимательства, - с другой. Иными словами, Австралия сильна в тех позициях, в которых Россия наиболее слаба. С другой стороны, Австралия, как, возможно, никакая другая страна, имеет много общего с Россией, и дело не только в приблизительной сопоставимости размеров территории (они все-таки неевропейские) и некоторых важнейших экономических параметров1, но и в том, что в государственной политике этой страны, как и в российской, наблюдались «маятниковые» тенденции (гораздо меньшие, по сравнению с непревзойденными российскими), и некоторое время страна находилась на «минеральной игле».
Инновации находились в центре внимания австралийского правительства с 80-х годов XX в. В целях ускорения инновационного развития австралийской промышленности и укрепления взаимосвязи между исследователями и бизнесом применялись такие механизмы экономической политики как: субсидирование производства и торговый протекционизм; налоговое стимулирование научных исследований и разработок; создание специальных исследовательских центров: центров исследований в области сельского хозяйства, центров кооперативных исследований. Благодаря целенаправленной деятельности правительства и усилиям частного сектора в 80-е годы Австралия существенно продвинулась по инновационному пути, но в конце 90-х годах произошло значительное замедление инновационной динамики в связи с «минеральным бумом»: страна «подсела на минеральную иглу» взамен повышенного в предыдущий период внимания к инновациям. Такой сдвиг вызвал негативную реакцию многих экономических показателей. Прирост производительности, составлявший в период 1982-1996 гг. в среднем 1,4% в год, замедлился до 0,9% в год, а ее уровень снизился до уровня 1960-х годов. С 2003-2004 гг. реально сокращалась производительность. В результате ранг Австралии по индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума снизился к началу 2000-х годов с 5-го до 18-го [9].
Главной причиной такого драматического экономического спада сами австралийские руководители назвали резкое сокращение затрат на науку и инновации - на 22% (в процентном отношении к ВВП), по сравнению с
1. См., в частности: The World Economic Forum. The Global Competitiveness Report, 2011—2012. [Электронный ресурс] URL:http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_Re-port_2011-12.pdf; World Development Indicators database [Электронный ресурс] URL:http://ddp-ext.worldbank. org/ext/ddpreports/ViewSharedReport
1993-1994 гг. Расходы на науку и инновации составляли в конце 1990-х годов 2% в процентном отношении к ВВП, а среднегодовые темпы их прироста -8% (для сравнения: в крупнейшей стране региона - Китае - расходы на науку и инновации возрастали, начиная с 1996 г. в среднем на 22% в год), в результате к 2007-2008 гг. доля расходов на науку и инновации сократилась в Австралии до 0,58% в процентном отношении к ВВП. В конце 1990-х годов резко сократились и государственные, и частные расходы на науку и инновации. Последние в начале XXI в. стали увеличиваться, однако удар 90-х годов оказался столь силен, что, несмотря на повышенные усилия правительства последних лет, только 15% инновационно-активного австралийского бизнеса производит расходы на НИОКР, и Австралия по-прежнему уступает по этому показателю странам, являющимся ее главными конкурентами [5].
По признанию австралийских правительственных кругов, декада политики «минеральных» приоритетов нанесла значительный ущерб позициям Австралии, сделало ее менее производительной и конкурентоспособной [6]. К чести австралийских правительственных кругов, они недолго «любовались» ухудшением экономической конъюнктуры - всего восемь лет, смогли соскочить с «минеральной иглы» и вернуться на инновационный путь развития.
Новое австралийское правительство, пришедшее к власти 3 декабря 2007 г., произвело разворот на 900 в государственной политике. Инновации, а не минеральные богатства, были признаны ключевым фактором повышения конкурентоспособности страны, роста подушевого дохода и жизненных стандартов. Бюджетные расходы на науку и инновации увеличились с 6,56 млрд. долл. в 2007-2008 гг. до 6,88 млрд. долл. в 2008-2009 гг. (на 5%). В дальнейшем планируется нарастание этих расходов [7].
Программа по совершенствованию австралийской НИС была инициирована 22 января 2008 г. Созданная для ее разработки комиссия провела анализ состояния и «провалов» НИС и сформулировала конкретные рекомендации по их преодолению. Неудачи, связанные с недостаточностью коммерческих инициатив и усилий для стимулирования желаемых экономических и социальных тенденций были отнесены к рыночным «провалам»; ограничение возможностей и масштаба инновационного развития, вызванное ошибками в политике и институциональными недостатками, - к системным «провалам» [8]. «Запуск» Программы инновационных реформ и трансформации НИС на следующие десять лет - до 2020 г. «Идеи, рождающие могущество: Инновационный план действий в XXI в.» [10] позволил создать условия для модернизации НИС (представляющие, на наш взгляд, большой интерес для России, поскольку могут быть созданы и в нашей стране), которые сводятся в четыре группы.
1. Построение современной архитектуры НИС.
2. Изменение на государственном и предпринимательском уровнях подходов к инновациям и их вкладу в экономическое развитие страны:
- перенос «центра тяжести» в инновационной политике: если в 1980-х годах главный упор делался на идею увеличения объема инноваций и, главное, ускорение их коммерциализации, то в 2009 г. акцент, не умаляя значимости коммерциализации инноваций, был сделан на создание на частных фирмах возможностей для восприятия и внедрения результатов НИОКР;
- признание увеличения в эпоху Интернета значения прозрачности инноваций и их открытости всему миру (переход на открытую модель инноваций).
3. Признание причин «провалов» в инновационном развитии в 1990-е годы: сокращение финансирования науки и инноваций, что выразилось в сокращении числа исследователей на 1000 занятых и числа зарегистрированных патентов; поддержание общественных доходов денежными потоками поступлений от продажи полезных ископаемых, генерируемыми «минеральным бумом» на развивающихся рынках.
4. Признание «сейсмических» сдвигов в экономической географии глобального производства и их причин: «самотрансформация» двух великих стран региона - Индии и Китая - в экономических гигантов было достигнуто благодаря экономической открытости и международной торговле (как это было в 1980-х годах и в Австралии), но главное конкурентное преимущество этих стран, как и других стран, превратившихся в богатейшие страны мира, -инновации [8].
Определяющие для конкурентоспособности факторы формируются, а не наследуются: факторы, данные стране изначально, могут давать конкурентные преимущества только ценовые, в определенных отраслях и в кратко- или среднесрочной перспективе; основой долговременных преимуществ являются развитые специализированные факторы, которые обеспечивают конкурентные преимущества «второй природы», т.е. агломерационный эффект, человеческий капитал и институты2.
Реформирование НИС в Австралии нацелено и выполняет на практике формирование именно таких долгосрочных конкурентных преимуществ глобального характера. Представляется вполне возможным реформирование
2. Согласно «новой экономической географии» Пола Кругмана, к конкурентным преимуществам «первой природы» относятся данные изначально факторы, главным из которых является фактор природных ресурсов, к преимуществам «второй природы» — агломерационный эффект, человеческий капитал и институты (Krugman P.R. Geography and Trade. Cambridge, MASS, 1991; Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. - 1991. - N 99 (3). - Р. 483-499).
российской НИС по этим же направлениям, поэтому рассмотрим их подробнее.
1. Человеческий капитал и социальные сети. Критическое значение для инноваций имеет человеческий капитал. В послевоенный период и до начала XXI в. Австралия была одной из ведущих стран ОЭСР по показателям государственного финансирования образования, однако по выше указанным причинам к 2003 г. затраты общественного сектора на образование сократились до 4,7% ВВП, спустившись ниже среднего для этой группы стран уровня 5% [8]. Формирование высококвалифицированного человеческого капитала требует усиления внимания к образованию всех уровней, от обучения детей в детских учреждениях первой ступени до вузов и образования на рабочих местах, поэтому все образовательные учреждения Австралии должны получить финансирование, адекватное запросам инновационного развития, что выразилось в значительном увеличении удельного веса в ВВП общественных затрат на образование.
2. Расширение исследовательских возможностей: Повышение финансирования исследований и укрепление их технической платформы. Австралия с успехом воспринимает и адаптирует 98% инновационных идей, генерируемых в мире [8]. Вместе с тем правительством признается настоятельная необходимость срочного повышения уровня общественного финансирования университетов, при полном государственном финансировании исследований в университетах и правительственных исследовательских агентствах, таких как Федеральная организация научных и промышленных исследований, Австралийский институт морских наук, Австралийская организация космических наук и технологий, с тем чтобы к 2020 г. войти в высшую четверть стран ОЭСР по показателю общественных затрат на НИОКР. Сильный и устойчивый общественный исследовательский сектор означает, что университеты выступают провайдерами исследований, а не их инвесторами. Разработчики реформы НИС Австралии настаивают на полном бюджетном финансировании научных исследований. Размер финансирования должен быть увязан с национальными приоритетами, которые могут изменяться, поэтому необходимо разработать гибкие и проактивные механизмы финансирования. Кроме того, необходимо адекватное финансирование отраслей, составляющих глобальную конкурентоспособность австралийской экономики, - сектор полезных ископаемых, сельское хозяйство, образование и туризм - для поддержания их на самом высоком мировом уровне [8].
3. Налоговое стимулирование НИОКР: Трансформация и рационализация налоговой системы. С момента своего принятия в 1980-х годах Программа налоговых послаблений НИОКР была сопряжена с возникновением новых проблем. Вместо урегулирования этих проблем в рамках одной программы, австралийское правительство пошло по пути принятия других
дополнительных программ налогового стимулирования НИОКР. В целях совершенствования системы налогового стимулирования НИОКР предполагается: устранить излишнюю сложность основной программы; увеличить базовый размер концессии; ввести 40%-ный налоговый кредит; увеличить размер финансовой поддержки малых предприятий - как за счет повышения планки отнесения фирмы к разряду «малый бизнес» с 5 млн. долл. оборота до 50 млн. долл., так и посредством полного устранения ограничений на финансирование НИОКР. Ожидается, что такое реформирование налоговой системы самым существенным образом повлияет на расширение частного инвестирования НИОКР [8].
4. Построение основ инновационного развития частных фирм и инновационных рабочих мест: Создание взаимосвязей. Страна может достичь процветания лишь в том случае, если критическая масса частных предприятий и рабочих мест станут инновационными - и не только по показателям новизны продукции и технологий, но и в их производственных операциях, взаимосвязях и бизнес-моделях. Всем бизнесменам на практике, а не в теории следует осознать, что Австралия существует во взаимосвязанной глобальной экономике знаний, в которой идеи, капиталы и даже рабочая сила могут стать доступными посредством щелчка «мыши». Именно это делает бизнес инновационным. Конкуренция на почве инноваций и знаний становится решающей для успешности бизнеса и всей нации. Ключевой вопрос - в расширении инновационных возможностей и улучшении бизнес-среды. Это должно стать центральным моментом в экономической политике правительства. В достижении этих целях планируется открыть новые программы бизнес инноваций и сотрудничества [8].
5. Потоки информации и рыночные инновации. Информация имеет критическое значение для развития рынка как наиболее эффективного и инновационного пути решения возникающих проблем, однако многие рынки страдают от асимметрии информации. Правительство может значительно улучшить потоки информации, сделать ее абсолютно доступной в целях максимизации ее использования и включения в добавленную стоимость - и тем самым способствовать улучшению функционирования рынка и повышению эффективности экономики. Предполагается внедрить в программах финансовой поддержки инновационных фирм единый механизм прямого реагирования на запросы рынка. В этих целях все программы финансовой поддержки инновационных фирм должны быть скоординированы в зависимости от целей конкретной стадии жизненного цикла инновационной фирмы. В центре внимания этих программ: создание технических возможностей фирм по восприятию и внедрению нового знания; организация сотрудничества - особенно между фирмами и университетами и общественными исследовательскими агентствами; совершенствование рынка капиталов.
6. Венчурное финансирование. В целях создания технических возможностей фирм по восприятию и внедрению нового знания предполагается: учредить новую программу помощи инновационным фирмам на высокорисковых ранних стадиях; расширить существующую в настоящее время программу взаимосвязей между предприятиями (the Enterprise Connect program); увеличить финансирование программ сотрудничества и взаимосвязей между предприятиями, осуществляемых центрами кооперативных исследований (Cooperative Research Centres, CRC); внедрить систему инновационных ваучеров с целью облегчения установления связей между малыми и средними предприятиями и исследовательским сообществом. Для России состояние венчурного финансирования является одной из самых слабых сторон ее НИС, тогда как его развитие следует рассматривать в качестве национального приоритета. В этой связи мы считаем весьма перспективным для России изучение и адаптацию австралийского опыта развития венчурного финансирования. Для ликвидации «пробела» в финансировании венчурных предприятий на ранних стадиях в Австралии был создан Фонд инновационного инвестирования и Фонд предпосевного инвестирования (Pre-Seed Fund), программы которых расширяются. В целях укрепления высокотехнологичных фирм и становления сетей сообществ оказывается существенная помощь бизнес-ангелам и укрепляются проекты в рамках Программы коммерциализации новых технологий (Commercialising Emerging Technologies, COMET).
Полноценное развитие рынка венчурного капитала может происходить только на базе полной прозрачности и доступности информации. Это предполагает наличие соответствующих достоверных данных, в том числе статистических. Для получения таких данных о венчурном финансировании предполагается оснастить Австралийское бюро статистики адекватным ресурсным обеспечением.
Другой критический момент в создании и успешном использовании нового знания - интеллектуальная собственность и ее защита. Нынешнее регулирование охраны интеллектуальной собственности, особенно в таких новых областях патентования как программное обеспечение и методология бизнеса, выступает препятствием для инноваций. Ключевые моменты охраны интеллектуальной собственности должны стать важным аспектом экономической политики государства.
7. Инновации в правительстве. В целях повышения «полноты и креативности» деятельности австралийского правительства по инновационному развитию страны предполагается провести ряд мероприятий, которые не потребуют больших финансовых затрат, но будут способствовать внедрению в австралийский общественный сектор «культуры инноваций»:
1. Создание специальной структуры, которая действует как в общественном, так и в частном секторе в качестве своеобразного «адвоката» в пользу
тех предприятий, которые хотели бы развиваться по инновационному пути, но встречают разного рода препятствия со стороны правительственных структур, а также являются источником финансовых средств и возможностей повышения квалификации для развития инновационных подходов.
2. Направление средств Совета Австралийского Правительства (Council of Australian Governments, COAG), предназначенных для проведения реформы НИС, на инициирование цикла внедрения инноваций и проведение экспериментов и аттестаций в масштабах всех австралийских штатов и территорий для выявления, что «работает», а что - нет.
8. Урегулирование институциональных «провалов». Инновационный процесс в Австралии сдерживается, во-первых, недостатками в институциональном устройстве страны, которые приводят к фрагментации и распылению инновационных ресурсов по вертикали и по горизонтали, т.е. внутри одной структуры и в отношениях между разными структурами, - как на уровне федерального правительства, так и на уровне правительств штатов и территорий, а, во-вторых, краткосрочностью периода финансирования инноваций. Необходима новая институциональная структура, которая смогла бы возглавить и координировать всю инновационную систему; установить и укрепить взаимосвязи между министерствами и юрисдикциями и охватывать широкий круг областей и инструментов экономической политики; сосредоточиться на координации без централизации. Для достижения этих целей предполагается создать новый правительственный орган - Национальный инновационный совет (National Innovation Council) под руководством премьер-министра для стратегического руководства инновационным процессом. Предполагается, что NIC заменит существующий ныне Научно-технический и инновационный совет премьер-министра (Prime Minister's Science, Engineering and Innovation Council) и будет поддерживаться Комиссией инновационной аттестации [8]. Правительство должно улучшить координацию финансирования программ. Для максимизации воздействия общественных инвестиций в инновации предлагается выработать систему принципов по вмешательству в инновационный процесс, которую приняли бы правительства штатов, территорий и федеральное правительство Австралии. Наконец, критическое значение имеет улучшение системы сбора и анализа данных, измерение инноваций и укрепление исследовательских технических возможностей, механизм аттестации и оценки инновационных программ.
9. Национальные инновационные приоритеты. Еще одна ключевая задача австралийского правительства - выявить и установить на официальном уровне национальные инновационные приоритеты, которые дополнили бы широкий спектр принятых ранее и действующих в настоящее время национальных исследовательских приоритетов. После масштабных консультаций с представителями производств и партий по всей стране все инновационные 196
приоритеты были классифицированы в две группы: относящиеся к областям прямого контроля общественного сектора; относящиеся к областям, в которых инновации в общественном секторе послужили бы толчком для развития спирали дополнительных инновационных усилий в частном секторе. К первой группе отнесены инновации в: сельскохозяйственном и продовольственном обеспечении; смягчении адаптации к изменениям климата; здравоохранении; решении проблем тропической окружающей среды; инфраструктуры, особенно в здравоохранении, образовании и доступа к общественной информации. Ко второй группе отнесены инновации в: секторе полезных ископаемых, космических науках и астрономии, финансовом и рисковом управлении, морских науках. Управлением и координацией этих приоритетов будет заниматься новый правительственный орган НИС.
Осуществление этих мероприятий должно привести не только к совершенствованию НИС Австралии, но и к новому витку инновационного развития страны. Представляется, что адаптация положительного австралийского опыта формирования конкурентного преимущества инновационного развития будет способствовать тому, что население нашей страны получит инновационные навыки и умения, а рабочие места будут соответствующим образом экипированы; затраты на научные исследования, проводимые в ряде российских вузов, будут полностью финансироваться из бюджетных средств, и вузы получат стимулы для четкой специализации исследований в зависимости от исследовательского превосходства вуза; частные инвестиции в инновации с целью повышения конкурентоспособности будут осуществляться все большим числом российских предпринимателей; рынки будут лучше приспособлены к запросам экономических акторов посредством совершенствования потоков и прозрачности информации, российские потребители получат адекватную информацию для формирования спроса в соответствии с наивысшими стандартами, а инновационные фирмы смогут удовлетворять этот спрос; в государственном секторе будет внедрена новая культура инноваций, и носители новых идей будут ощущать полную свободу для их разработки; бизнес и исследовательские организации будут активно вовлечены в международное сотрудничество; система налогового стимулирования НИОКР будет рационализирована; российская НИС будет адекватно скоординирована и интегрирована в систему национальных инновационных приоритетов, и будет создан единый государственный орган, эффективно координирующий инновационную деятельность исследовательских агентств. Это вполне достижимо в российских условиях при наличии воли и желания властных структур.
Литература
1. Новая роль Австралии в обеспечении безопасности в АТР. 20 января 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.rodon.org/polit-120120105543 (дата обращения: 27.05.2012).
2. Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: К миру, безопасности и устойчивому развитию [Электронный ресурс] URL: http://www.interaffairs.ru/read.php?item=8402 (дата обращения: 27.05.2012).
3. Тимошенко В.Н. Австралия во второй половине ХХ в.: В поисках национальной и политической идентичности. Центр изучения международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Февраль 4th, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.ru.apircenter.org/staff/ (дата обращения: 27.05.2012).
4. Тимошенко В.Н. «Доктрина Дж. Говарда» и миротворческая деятельность Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Вестник ТОГУ. Серия «Философия, культурология и педагогика». - Владивосток, 2011. - № 3 (22). - С. 233-238.
5. ABS, Innovation in Australian Business, 2006-07 (cat. no. 8158.0). Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/ innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).
6. Australia's Innovation Performance. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/Pages/ home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).
7. Australia's Innovation System. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century. Australia's innovation performance. Р. 17. [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation. gov.au/innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).
8. Australian Review of the National Innovation System. Overview. [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).
9. Early Action. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).
10. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century. Australia's innovation performance. Р. 17. [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/ Pages/ home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).