Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества инноваций: зарубежный опыт'

Конкурентные преимущества инноваций: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ / МИРОВОЙ ОПЫТ / ОПЫТ АВСТРАЛИИ / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / INNOVATIONS / THE STATE IN THE ECONOMY / WORLD PRACTICES / AUSTRALIAN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Людмила Георгиевна

Мировой опыт показывает, что инновации обеспечивают конкурентное преимущество странам, как крупным, так и малым, например Финляндии – в Европе, Сингапуру и Южной Корее – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), превращая их в богатые страны мира. Более того, современная международная конкурентная борьба – это конкуренция между национальными инновационными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Competitive Advantages: Some Foreign Experience

World practices show that successful innovations provide competitive advantage to both large and small countries like Finland, Singapore, and South Korea making them rich countries. Moreover, current competitive struggle is a competition among national innovative systems.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества инноваций: зарубежный опыт»

Л.Г. Белова

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Белова Людмила Георгиевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ.

Мировой опыт показывает, что инновации превратили использующие это конкурентное преимущество страны, как крупные, так и малые (Финляндия в Европе, Сингапур и Южная Корея в Азиатско-Тихоокеанском регионе), в богатейшие страны мира. Современная экономическая теория подчеркивает определяющую роль эффективной инновационной системы в достижении устойчивости развития, повышении международной конкурентоспособности и качества жизни. Более того, современная мировая конкурентная борьба -это конкуренция между национальными инновационными системами.

Большой интерес вызывает опыт передовых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот интерес обусловлен рядом факторов, среди которых можно выделить, по крайней мере, важнейшие пять. Во-первых, уже стало аксиомой, что центр тяжести мировой экономической активности смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, который справедливо называют локомотивом глобального развития и центром формирования нового поли-центричного мироустройства [2], причем этот сдвиг является не временной фазой, а долгосрочной тенденцией для всего мирового сообщества [1]. Во-вторых, азиатско-тихоокеанское направление является одним из ключевых приоритетов во внешней политике России, которая стремится к более интенсивному участию в разворачивающихся в АТР процессах политико-экономической кооперации и интеграции. В-третьих, вовлеченность России в эти процессы будет способствовать решению стратегической задачи по подъему регионов Сибири и Дальнего Востока и ускоренному созданию в этих регионах инфраструктуры, связывающей Европу и Азию. В-четвертых, в настоящее время приоритеты развития смещены от задач повышения гло-

бальной конкурентоспособности ключевых отраслей к решению задач устойчивости развития, а государства АТР демонстрируют устойчивые темпы роста даже в условиях ухудшения мировой конъюнктуры. В-пятых, в силу значительных достижений в инновационно-технологическом развитии передовые страны АТР смогут на взаимовыгодной основе способствовать реализации российских инновационных проектов.

В настоящее время уже начата работа по формированию «модернизацион-ных альянсов» на основе инноваций в отраслях экономики с высокой добавленной стоимостью с Китаем, Индией, Южной Кореей, Японией, Сингапуром, Австралией. Ряд партнеров, в том числе из Южной Кореи, Китая проявляют большой интерес к инновационному центру Сколково. С Китаем и Индией Россия взаимодействует в атомной энергетике, космосе, сфере высоких технологий, других областях [2].

Ключевую роль в экономическом развитии региона и его индустриализации сыграла Япония, распространившая парадигму «летящих гусей», разработанную еще в конце 30-х годов японским ученым К. Акамацу как обобщенную теорию экономического развития, отражающую динамику внутренних процессов и изменение конкурентоспособности японского промышленного сектора. Постепенно Япония, а вместе с ней и страны второй стаи «летящих гусей» - новые азиатские индустриальные страны - перешли к техническому усовершенствованию производства, а в конце 90-х годов XX в. -к инновационной модели развития.

Инновационное развитие в странах АТР строится на активной роли государства. В Японии центральное правительство в лице Министерства международной торговли и промышленности оказывает значительную поддержку инновациям и играет ключевую роль в координации научно-исследовательских работ, в реализации программ развития НИОКР и поощрении частных компаний на базе тесного сотрудничества с Научно-технологическим агентством. Инновации, исследования и разработки объявлены стратегическим приоритетом, и Япония ранжируется второй среди стран ОЭСР как по абсолютной величине расходов на исследования и разработки, так и в их процентном отношении к ВВП, а по удельному весу вклада частного сектора уступает только Швеции и Южной Корее. Наука получает от государства льготные кредиты, в некоторых случаях приближающиеся по своим условиям к дотациям. Прямое государственное финансирование фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ осуществляется посредством системы грантов. Размещение государственного заказа на научно-исследовательские работы является составной частью федеральных программ. В стране растут финансирование НИОКР со стороны частного бизнеса и удельный вес числа НИИ при частных корпорациях. Частные компании ассигнуют средства преимущественно на прикладные исследования и опытно-конструкторские 188

разработки. Практикуется система обязательных квот на патентные заявки для каждого сектора корпоративного НИИ и поощрений за количество не только полученных патентов, но и поданных заявок.

Ряд примечательных особенностей характерен для построения национальной инновационной системы (НИС) Южной Кореи, правительство которой принимает самое активный участие в управлении НИС, особенно с середины 2000-х годов. Первая характеристика южнокорейской НИС роднит страну с другими малыми инновационными странами. Как и, например, в Финляндии, в разработке научно-технической политики Южной Кореи участвуют высокопоставленные чиновники правительства (министры и другие ключевые игроки), которые входят в состав Президентского консультативного совета по вопросам образования, науки и технологий, образованный с участием представителей промышленности и науки, и Национального научно-технического совета, образованного министрами. Особенно значительна роль Министерства образования, науки и технологий.

Вторая характеристика южнокорейской НИС отличает ее от Финляндии: НИС Кореи имеет сложную структуру управления, поэтому одна из ключевых задач страны - организовать адекватное управление быстро растущим портфелем политических мер и добиться согласованности научно-технической политики посредством горизонтальной (между консультативными советами и министерствами) и вертикальной координации (между министерствами и государственными научно-исследовательскими институтами).

Третья особенность корейской системы - двойственность корпоративных структур. В сфере исследований, развития и модернизации промышленности доминируют крупные конгломераты или транснациональные корпорации (chaebols, «чеболы», буквально «бизнес-семьи»), а малые и средние предприятия остаются относительно слаборазвитыми. В этом смысле, Корея по-прежнему представляет дуалистическую смесь характеристик развитых и развивающихся стран. Эта двойственность препятствует развитию предпринимательства и распространению технологий и знаний по всей стране. Сотрудничество и формирование сетей и каналов передачи знаний между компаниями, университетами и научно-исследовательскими институтами гораздо менее выражено, чем сотрудничество в рамках «чебол», поэтому его поощрение также является ключевой задачей корейской НИС. Наличие этой особенности южнокорейской НИС ограничивает возможности использования южнокорейского опыта в нашей стране.

Большой интерес для нас представляет и опыт Австралии. Словно отвечая на запросы России по отысканию самого эффективного опыта формирования конкурентных преимуществ инноваций, в Австралии в конце 2009 г. была принята программа инновационного развития до 2020 г., где особое место уделено именно тем вопросам, которые представляют наиболее слабые

стороны России: качеству институтов, систем управления и законодательной системы. Австралия демонстрирует устойчивые стабильные темпы роста в течение последних 17 лет и занимает сильные экономические позиции, базирующиеся на поддержании баланса между твердыми правовыми и регулятивными основами, с одной стороны, и бизнес-средой, благоприятствующей инновациям и развитию предпринимательства, - с другой. Иными словами, Австралия сильна в тех позициях, в которых Россия наиболее слаба. С другой стороны, Австралия, как, возможно, никакая другая страна, имеет много общего с Россией, и дело не только в приблизительной сопоставимости размеров территории (они все-таки неевропейские) и некоторых важнейших экономических параметров1, но и в том, что в государственной политике этой страны, как и в российской, наблюдались «маятниковые» тенденции (гораздо меньшие, по сравнению с непревзойденными российскими), и некоторое время страна находилась на «минеральной игле».

Инновации находились в центре внимания австралийского правительства с 80-х годов XX в. В целях ускорения инновационного развития австралийской промышленности и укрепления взаимосвязи между исследователями и бизнесом применялись такие механизмы экономической политики как: субсидирование производства и торговый протекционизм; налоговое стимулирование научных исследований и разработок; создание специальных исследовательских центров: центров исследований в области сельского хозяйства, центров кооперативных исследований. Благодаря целенаправленной деятельности правительства и усилиям частного сектора в 80-е годы Австралия существенно продвинулась по инновационному пути, но в конце 90-х годах произошло значительное замедление инновационной динамики в связи с «минеральным бумом»: страна «подсела на минеральную иглу» взамен повышенного в предыдущий период внимания к инновациям. Такой сдвиг вызвал негативную реакцию многих экономических показателей. Прирост производительности, составлявший в период 1982-1996 гг. в среднем 1,4% в год, замедлился до 0,9% в год, а ее уровень снизился до уровня 1960-х годов. С 2003-2004 гг. реально сокращалась производительность. В результате ранг Австралии по индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума снизился к началу 2000-х годов с 5-го до 18-го [9].

Главной причиной такого драматического экономического спада сами австралийские руководители назвали резкое сокращение затрат на науку и инновации - на 22% (в процентном отношении к ВВП), по сравнению с

1. См., в частности: The World Economic Forum. The Global Competitiveness Report, 2011—2012. [Электронный ресурс] URL:http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_Re-port_2011-12.pdf; World Development Indicators database [Электронный ресурс] URL:http://ddp-ext.worldbank. org/ext/ddpreports/ViewSharedReport

1993-1994 гг. Расходы на науку и инновации составляли в конце 1990-х годов 2% в процентном отношении к ВВП, а среднегодовые темпы их прироста -8% (для сравнения: в крупнейшей стране региона - Китае - расходы на науку и инновации возрастали, начиная с 1996 г. в среднем на 22% в год), в результате к 2007-2008 гг. доля расходов на науку и инновации сократилась в Австралии до 0,58% в процентном отношении к ВВП. В конце 1990-х годов резко сократились и государственные, и частные расходы на науку и инновации. Последние в начале XXI в. стали увеличиваться, однако удар 90-х годов оказался столь силен, что, несмотря на повышенные усилия правительства последних лет, только 15% инновационно-активного австралийского бизнеса производит расходы на НИОКР, и Австралия по-прежнему уступает по этому показателю странам, являющимся ее главными конкурентами [5].

По признанию австралийских правительственных кругов, декада политики «минеральных» приоритетов нанесла значительный ущерб позициям Австралии, сделало ее менее производительной и конкурентоспособной [6]. К чести австралийских правительственных кругов, они недолго «любовались» ухудшением экономической конъюнктуры - всего восемь лет, смогли соскочить с «минеральной иглы» и вернуться на инновационный путь развития.

Новое австралийское правительство, пришедшее к власти 3 декабря 2007 г., произвело разворот на 900 в государственной политике. Инновации, а не минеральные богатства, были признаны ключевым фактором повышения конкурентоспособности страны, роста подушевого дохода и жизненных стандартов. Бюджетные расходы на науку и инновации увеличились с 6,56 млрд. долл. в 2007-2008 гг. до 6,88 млрд. долл. в 2008-2009 гг. (на 5%). В дальнейшем планируется нарастание этих расходов [7].

Программа по совершенствованию австралийской НИС была инициирована 22 января 2008 г. Созданная для ее разработки комиссия провела анализ состояния и «провалов» НИС и сформулировала конкретные рекомендации по их преодолению. Неудачи, связанные с недостаточностью коммерческих инициатив и усилий для стимулирования желаемых экономических и социальных тенденций были отнесены к рыночным «провалам»; ограничение возможностей и масштаба инновационного развития, вызванное ошибками в политике и институциональными недостатками, - к системным «провалам» [8]. «Запуск» Программы инновационных реформ и трансформации НИС на следующие десять лет - до 2020 г. «Идеи, рождающие могущество: Инновационный план действий в XXI в.» [10] позволил создать условия для модернизации НИС (представляющие, на наш взгляд, большой интерес для России, поскольку могут быть созданы и в нашей стране), которые сводятся в четыре группы.

1. Построение современной архитектуры НИС.

2. Изменение на государственном и предпринимательском уровнях подходов к инновациям и их вкладу в экономическое развитие страны:

- перенос «центра тяжести» в инновационной политике: если в 1980-х годах главный упор делался на идею увеличения объема инноваций и, главное, ускорение их коммерциализации, то в 2009 г. акцент, не умаляя значимости коммерциализации инноваций, был сделан на создание на частных фирмах возможностей для восприятия и внедрения результатов НИОКР;

- признание увеличения в эпоху Интернета значения прозрачности инноваций и их открытости всему миру (переход на открытую модель инноваций).

3. Признание причин «провалов» в инновационном развитии в 1990-е годы: сокращение финансирования науки и инноваций, что выразилось в сокращении числа исследователей на 1000 занятых и числа зарегистрированных патентов; поддержание общественных доходов денежными потоками поступлений от продажи полезных ископаемых, генерируемыми «минеральным бумом» на развивающихся рынках.

4. Признание «сейсмических» сдвигов в экономической географии глобального производства и их причин: «самотрансформация» двух великих стран региона - Индии и Китая - в экономических гигантов было достигнуто благодаря экономической открытости и международной торговле (как это было в 1980-х годах и в Австралии), но главное конкурентное преимущество этих стран, как и других стран, превратившихся в богатейшие страны мира, -инновации [8].

Определяющие для конкурентоспособности факторы формируются, а не наследуются: факторы, данные стране изначально, могут давать конкурентные преимущества только ценовые, в определенных отраслях и в кратко- или среднесрочной перспективе; основой долговременных преимуществ являются развитые специализированные факторы, которые обеспечивают конкурентные преимущества «второй природы», т.е. агломерационный эффект, человеческий капитал и институты2.

Реформирование НИС в Австралии нацелено и выполняет на практике формирование именно таких долгосрочных конкурентных преимуществ глобального характера. Представляется вполне возможным реформирование

2. Согласно «новой экономической географии» Пола Кругмана, к конкурентным преимуществам «первой природы» относятся данные изначально факторы, главным из которых является фактор природных ресурсов, к преимуществам «второй природы» — агломерационный эффект, человеческий капитал и институты (Krugman P.R. Geography and Trade. Cambridge, MASS, 1991; Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. - 1991. - N 99 (3). - Р. 483-499).

российской НИС по этим же направлениям, поэтому рассмотрим их подробнее.

1. Человеческий капитал и социальные сети. Критическое значение для инноваций имеет человеческий капитал. В послевоенный период и до начала XXI в. Австралия была одной из ведущих стран ОЭСР по показателям государственного финансирования образования, однако по выше указанным причинам к 2003 г. затраты общественного сектора на образование сократились до 4,7% ВВП, спустившись ниже среднего для этой группы стран уровня 5% [8]. Формирование высококвалифицированного человеческого капитала требует усиления внимания к образованию всех уровней, от обучения детей в детских учреждениях первой ступени до вузов и образования на рабочих местах, поэтому все образовательные учреждения Австралии должны получить финансирование, адекватное запросам инновационного развития, что выразилось в значительном увеличении удельного веса в ВВП общественных затрат на образование.

2. Расширение исследовательских возможностей: Повышение финансирования исследований и укрепление их технической платформы. Австралия с успехом воспринимает и адаптирует 98% инновационных идей, генерируемых в мире [8]. Вместе с тем правительством признается настоятельная необходимость срочного повышения уровня общественного финансирования университетов, при полном государственном финансировании исследований в университетах и правительственных исследовательских агентствах, таких как Федеральная организация научных и промышленных исследований, Австралийский институт морских наук, Австралийская организация космических наук и технологий, с тем чтобы к 2020 г. войти в высшую четверть стран ОЭСР по показателю общественных затрат на НИОКР. Сильный и устойчивый общественный исследовательский сектор означает, что университеты выступают провайдерами исследований, а не их инвесторами. Разработчики реформы НИС Австралии настаивают на полном бюджетном финансировании научных исследований. Размер финансирования должен быть увязан с национальными приоритетами, которые могут изменяться, поэтому необходимо разработать гибкие и проактивные механизмы финансирования. Кроме того, необходимо адекватное финансирование отраслей, составляющих глобальную конкурентоспособность австралийской экономики, - сектор полезных ископаемых, сельское хозяйство, образование и туризм - для поддержания их на самом высоком мировом уровне [8].

3. Налоговое стимулирование НИОКР: Трансформация и рационализация налоговой системы. С момента своего принятия в 1980-х годах Программа налоговых послаблений НИОКР была сопряжена с возникновением новых проблем. Вместо урегулирования этих проблем в рамках одной программы, австралийское правительство пошло по пути принятия других

дополнительных программ налогового стимулирования НИОКР. В целях совершенствования системы налогового стимулирования НИОКР предполагается: устранить излишнюю сложность основной программы; увеличить базовый размер концессии; ввести 40%-ный налоговый кредит; увеличить размер финансовой поддержки малых предприятий - как за счет повышения планки отнесения фирмы к разряду «малый бизнес» с 5 млн. долл. оборота до 50 млн. долл., так и посредством полного устранения ограничений на финансирование НИОКР. Ожидается, что такое реформирование налоговой системы самым существенным образом повлияет на расширение частного инвестирования НИОКР [8].

4. Построение основ инновационного развития частных фирм и инновационных рабочих мест: Создание взаимосвязей. Страна может достичь процветания лишь в том случае, если критическая масса частных предприятий и рабочих мест станут инновационными - и не только по показателям новизны продукции и технологий, но и в их производственных операциях, взаимосвязях и бизнес-моделях. Всем бизнесменам на практике, а не в теории следует осознать, что Австралия существует во взаимосвязанной глобальной экономике знаний, в которой идеи, капиталы и даже рабочая сила могут стать доступными посредством щелчка «мыши». Именно это делает бизнес инновационным. Конкуренция на почве инноваций и знаний становится решающей для успешности бизнеса и всей нации. Ключевой вопрос - в расширении инновационных возможностей и улучшении бизнес-среды. Это должно стать центральным моментом в экономической политике правительства. В достижении этих целях планируется открыть новые программы бизнес инноваций и сотрудничества [8].

5. Потоки информации и рыночные инновации. Информация имеет критическое значение для развития рынка как наиболее эффективного и инновационного пути решения возникающих проблем, однако многие рынки страдают от асимметрии информации. Правительство может значительно улучшить потоки информации, сделать ее абсолютно доступной в целях максимизации ее использования и включения в добавленную стоимость - и тем самым способствовать улучшению функционирования рынка и повышению эффективности экономики. Предполагается внедрить в программах финансовой поддержки инновационных фирм единый механизм прямого реагирования на запросы рынка. В этих целях все программы финансовой поддержки инновационных фирм должны быть скоординированы в зависимости от целей конкретной стадии жизненного цикла инновационной фирмы. В центре внимания этих программ: создание технических возможностей фирм по восприятию и внедрению нового знания; организация сотрудничества - особенно между фирмами и университетами и общественными исследовательскими агентствами; совершенствование рынка капиталов.

6. Венчурное финансирование. В целях создания технических возможностей фирм по восприятию и внедрению нового знания предполагается: учредить новую программу помощи инновационным фирмам на высокорисковых ранних стадиях; расширить существующую в настоящее время программу взаимосвязей между предприятиями (the Enterprise Connect program); увеличить финансирование программ сотрудничества и взаимосвязей между предприятиями, осуществляемых центрами кооперативных исследований (Cooperative Research Centres, CRC); внедрить систему инновационных ваучеров с целью облегчения установления связей между малыми и средними предприятиями и исследовательским сообществом. Для России состояние венчурного финансирования является одной из самых слабых сторон ее НИС, тогда как его развитие следует рассматривать в качестве национального приоритета. В этой связи мы считаем весьма перспективным для России изучение и адаптацию австралийского опыта развития венчурного финансирования. Для ликвидации «пробела» в финансировании венчурных предприятий на ранних стадиях в Австралии был создан Фонд инновационного инвестирования и Фонд предпосевного инвестирования (Pre-Seed Fund), программы которых расширяются. В целях укрепления высокотехнологичных фирм и становления сетей сообществ оказывается существенная помощь бизнес-ангелам и укрепляются проекты в рамках Программы коммерциализации новых технологий (Commercialising Emerging Technologies, COMET).

Полноценное развитие рынка венчурного капитала может происходить только на базе полной прозрачности и доступности информации. Это предполагает наличие соответствующих достоверных данных, в том числе статистических. Для получения таких данных о венчурном финансировании предполагается оснастить Австралийское бюро статистики адекватным ресурсным обеспечением.

Другой критический момент в создании и успешном использовании нового знания - интеллектуальная собственность и ее защита. Нынешнее регулирование охраны интеллектуальной собственности, особенно в таких новых областях патентования как программное обеспечение и методология бизнеса, выступает препятствием для инноваций. Ключевые моменты охраны интеллектуальной собственности должны стать важным аспектом экономической политики государства.

7. Инновации в правительстве. В целях повышения «полноты и креативности» деятельности австралийского правительства по инновационному развитию страны предполагается провести ряд мероприятий, которые не потребуют больших финансовых затрат, но будут способствовать внедрению в австралийский общественный сектор «культуры инноваций»:

1. Создание специальной структуры, которая действует как в общественном, так и в частном секторе в качестве своеобразного «адвоката» в пользу

тех предприятий, которые хотели бы развиваться по инновационному пути, но встречают разного рода препятствия со стороны правительственных структур, а также являются источником финансовых средств и возможностей повышения квалификации для развития инновационных подходов.

2. Направление средств Совета Австралийского Правительства (Council of Australian Governments, COAG), предназначенных для проведения реформы НИС, на инициирование цикла внедрения инноваций и проведение экспериментов и аттестаций в масштабах всех австралийских штатов и территорий для выявления, что «работает», а что - нет.

8. Урегулирование институциональных «провалов». Инновационный процесс в Австралии сдерживается, во-первых, недостатками в институциональном устройстве страны, которые приводят к фрагментации и распылению инновационных ресурсов по вертикали и по горизонтали, т.е. внутри одной структуры и в отношениях между разными структурами, - как на уровне федерального правительства, так и на уровне правительств штатов и территорий, а, во-вторых, краткосрочностью периода финансирования инноваций. Необходима новая институциональная структура, которая смогла бы возглавить и координировать всю инновационную систему; установить и укрепить взаимосвязи между министерствами и юрисдикциями и охватывать широкий круг областей и инструментов экономической политики; сосредоточиться на координации без централизации. Для достижения этих целей предполагается создать новый правительственный орган - Национальный инновационный совет (National Innovation Council) под руководством премьер-министра для стратегического руководства инновационным процессом. Предполагается, что NIC заменит существующий ныне Научно-технический и инновационный совет премьер-министра (Prime Minister's Science, Engineering and Innovation Council) и будет поддерживаться Комиссией инновационной аттестации [8]. Правительство должно улучшить координацию финансирования программ. Для максимизации воздействия общественных инвестиций в инновации предлагается выработать систему принципов по вмешательству в инновационный процесс, которую приняли бы правительства штатов, территорий и федеральное правительство Австралии. Наконец, критическое значение имеет улучшение системы сбора и анализа данных, измерение инноваций и укрепление исследовательских технических возможностей, механизм аттестации и оценки инновационных программ.

9. Национальные инновационные приоритеты. Еще одна ключевая задача австралийского правительства - выявить и установить на официальном уровне национальные инновационные приоритеты, которые дополнили бы широкий спектр принятых ранее и действующих в настоящее время национальных исследовательских приоритетов. После масштабных консультаций с представителями производств и партий по всей стране все инновационные 196

приоритеты были классифицированы в две группы: относящиеся к областям прямого контроля общественного сектора; относящиеся к областям, в которых инновации в общественном секторе послужили бы толчком для развития спирали дополнительных инновационных усилий в частном секторе. К первой группе отнесены инновации в: сельскохозяйственном и продовольственном обеспечении; смягчении адаптации к изменениям климата; здравоохранении; решении проблем тропической окружающей среды; инфраструктуры, особенно в здравоохранении, образовании и доступа к общественной информации. Ко второй группе отнесены инновации в: секторе полезных ископаемых, космических науках и астрономии, финансовом и рисковом управлении, морских науках. Управлением и координацией этих приоритетов будет заниматься новый правительственный орган НИС.

Осуществление этих мероприятий должно привести не только к совершенствованию НИС Австралии, но и к новому витку инновационного развития страны. Представляется, что адаптация положительного австралийского опыта формирования конкурентного преимущества инновационного развития будет способствовать тому, что население нашей страны получит инновационные навыки и умения, а рабочие места будут соответствующим образом экипированы; затраты на научные исследования, проводимые в ряде российских вузов, будут полностью финансироваться из бюджетных средств, и вузы получат стимулы для четкой специализации исследований в зависимости от исследовательского превосходства вуза; частные инвестиции в инновации с целью повышения конкурентоспособности будут осуществляться все большим числом российских предпринимателей; рынки будут лучше приспособлены к запросам экономических акторов посредством совершенствования потоков и прозрачности информации, российские потребители получат адекватную информацию для формирования спроса в соответствии с наивысшими стандартами, а инновационные фирмы смогут удовлетворять этот спрос; в государственном секторе будет внедрена новая культура инноваций, и носители новых идей будут ощущать полную свободу для их разработки; бизнес и исследовательские организации будут активно вовлечены в международное сотрудничество; система налогового стимулирования НИОКР будет рационализирована; российская НИС будет адекватно скоординирована и интегрирована в систему национальных инновационных приоритетов, и будет создан единый государственный орган, эффективно координирующий инновационную деятельность исследовательских агентств. Это вполне достижимо в российских условиях при наличии воли и желания властных структур.

Литература

1. Новая роль Австралии в обеспечении безопасности в АТР. 20 января 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.rodon.org/polit-120120105543 (дата обращения: 27.05.2012).

2. Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: К миру, безопасности и устойчивому развитию [Электронный ресурс] URL: http://www.interaffairs.ru/read.php?item=8402 (дата обращения: 27.05.2012).

3. Тимошенко В.Н. Австралия во второй половине ХХ в.: В поисках национальной и политической идентичности. Центр изучения международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Февраль 4th, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.ru.apircenter.org/staff/ (дата обращения: 27.05.2012).

4. Тимошенко В.Н. «Доктрина Дж. Говарда» и миротворческая деятельность Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Вестник ТОГУ. Серия «Философия, культурология и педагогика». - Владивосток, 2011. - № 3 (22). - С. 233-238.

5. ABS, Innovation in Australian Business, 2006-07 (cat. no. 8158.0). Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/ innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).

6. Australia's Innovation Performance. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/Pages/ home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).

7. Australia's Innovation System. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century. Australia's innovation performance. Р. 17. [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation. gov.au/innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).

8. Australian Review of the National Innovation System. Overview. [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).

9. Early Action. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/Pages/home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).

10. Powering Ideas: An Innovation Agenda for the 21st Century. Australia's innovation performance. Р. 17. [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation.gov.au/innovationreview/ Pages/ home.aspx (дата обращения: 15.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.