Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества и стратегии транснациональных банков'

Конкурентные преимущества и стратегии транснациональных банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1306
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ / ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КАПИТАЛ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГ / TRANSNATIONAL BANKS / FINANCIAL GLOBALIZATION / THE CAPITAL / DIVERSIFICATION / INNOVATIONS / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Наталья Владимировна

В статье дана количественная и качественная характеристика транснациональных банков; определены их конкурентные преимущества и выделены конкурентные стратегии; раскрыто влияние транснациональных банков на мировую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses quantitative and qualitative characteristics of transnational banks, their competitive advantages, competitive strategies and the influence of transnational banks on the world system.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества и стратегии транснациональных банков»

УДК 339.732 ББК 65.262 К 49

Н.В. Климова

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа и налогов Академии маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар. Тел.: (861) 252 47 13, e-mail: nv_klimova@mail.ru.

Конкурентные преимущества и стратегии транснациональных банков

(Рецензирована)

Аннотация. В статье дана количественная и качественная характеристика транснациональных банков; определены их конкурентные преимущества и выделены конкурентные стратегии; раскрыто влияние транснациональных банков на мировую систему.

Ключевые слова: транснациональные банки, финансовая глобализация, капитал, диверсификация, инновации, маркетинг.

N.V. Klimovа

Doctor of Economics, Professor, Head of the Economic Analysis and Taxes Department of Academy of Marketing and Social-Information Technologies, Krasnodar. Ph.: (861) 252 47 13, e-mail: nv_klimova@mail.ru.

Competitive advantages and strategy of transnational banks

Abstract. The paper discusses quantitative and qualitative characteristics of transnational banks, their competitive advantages, competitive strategies and the influence of transnational banks on the world system.

Keywords: transnational banks, financial globalization, the capital, diversification, innovations, marketing.

Транснациональные банки (ТНБ) являются результатом развития и концентрации банковского капитала, расширения механизма его функционирования на международном уровне, представителями самых передовых банковских и информационных технологий. Вместе с тем они имеют определяющее влияние на развитие мировой экономики и перестройку международных экономических отношений, определяют условия и масштабы финансовой глобализации, распределяют кредитный риск и перераспределяют кризисные процессы, участвуют как в дисбалансе и асинхронизации, так и в оптимизации хозяйства в глобальных масштабах. Это определило актуальность темы исследования.

Транснациональный банк является сложной структурой, отражающей многоплановые и многоуровневые процессы, происходящие в мире, уровень конкурентной борьбы, степень связи банковского и промышленного капитала, контролирует валютные и кредитные операции на мировом рынке. Раскрывая характеристику ТНБ, можно отметить его количественную и качественную стороны.

Количественными критериями следует считать величину активов, количество представительств, зарубежных подразделений, качество и достаточность банковского капитала, прибыль. Например, эксперты ООН к транснациональным относят банки с активами не меньше 2 млрд. долл. и собственной сетью филиалов не меньше, чем в пяти иностранных государствах [1].

Количественная характеристика ТНБ необходима для определения конкурентных позиций банка, его мощности, оценки соотношения сил в банковском секторе на международном уровне, а также для прогнозирования тенденций развития их деятельности и возможного влияния (экономического и политического) на экономику других стран.

Качественная сторона ТНБ представлена разновидностью видов услуг и их универсальностью, широкой разветвленной сетью национальных и заграничных подразделов, посреднической деятельностью в международном движении ссудного капитала, высокой долей международных операций, глобальным характером деятельности.

ТНБ представляют собой совершенно иной тип международного банковской организации, который, в отличие от национального крупного банка, имеет зарубежную институциональную сеть, формирует депозитную базу, переносит активные операции и часть собственного капитала за границу, выступает посредником в международной миграции капитала и потентатом финансовых рынков [2].

Вполне очевидны конкурентные преимущества ТНБ, из которых следует особо выделить следующие:

- высокую степень защищенности практически всех операций от возможных рисков и предоставление высоких гарантий на совершаемые сделки, обеспечиваемыми политикой высоконадежных клиентов, выбором «надежной» страны в процессе размещения филиалов и проведением операций на зарубежных рынках;

- освоение новых бизнес- и информационных технологий, которые позволяют совершать операции в международном масштабе;

- возможность получения практически любой финансовой услуги, существующей в

мире;

- высокую гибкость в управлении ресурсами;

- широкую сеть корреспондентских связей между банками, что позволяет, кроме финансирования внешней торговли, кредитовать различные операции клиентов: инвестиционные проекты, пополнение оборотного и основного капиталов, внутрикорпорационные расчеты между филиалами транснациональных компаний, эмиссионно-посредническое дело и др.;

- активную диверсификацию деятельности, разработку новых банковских продуктов и маркетинг;

- высокое качество услуг и профессионализм работников транснационального банка.

ТНБ формируют глобальные стратегии развития не только мирового финансового

рынка, но и всей мировой системы. Они способны расширить экономическое, а затем и политическое влияние, а также установить контроль над экономикой некоторых зарубежных стран [3]. Важно отметить, что иногда их деятельность осуществляется независимо от интересов страны их основного базирования. Кроме того, перераспределение капитала, осуществляемое банками, способно подорвать финансовую стабильность отдельных стран и мирового хозяйства. Деятельность банков наглядно показала их способность быстро переносить риски и кризисные процессы из одной страны в другую, подрывать и укреплять мировую ликвидность. Поэтому возникает проблема развития регулирования деятельности ТНБ на глобальном уровне. В целях защиты конкурентоспособности национального банковского капитала имеет место вмешательство правительства в деятельность иностранных банков на территории своих государств.

Учитывая существенное воздействие ТНБ на национальные экономики как стран их базирования, так и стран-реципиентов прямых иностранных инвестиций, целесообразно, с точки зрения эффективного управления мировым хозяйством и определения национальным банком своей деловой стратегии, на основе ретроспективного анализа развития ТНБ выделить их приоритетные конкурентные стратегии:

1. Диверсификация сферы деятельности банка. Расширение и появление оказываемых банком услуг, несвойственных ему ранее (лизинг, операции с землей и с другой недвижимостью, формирование взаимосвязанных пакетов из уже знакомых потребителям банковских услуг, консультативное и информационное обслуживание и др.).

2. Создание новых рынков услуг или рыночных сегментов.

3. Внедрение инноваций. Например, изменения в характере реализации функции (функциональная инновация) в целях лучшего удовлетворения потребностей клиентов

(лучшим способом) или внедрение нового банковского продукта, освоение новых информационных технологий (фундаментальная инновация).

4. Экономия текущих издержек и оптимизация управления.

5. Совершенствование финансовых инструментов и способов мобилизации капитала.

6. Разработка маркетинговых стратегий, направленных на изучение международных рынков и предоставление на них новых банковских услуг, что является одним из наиболее рисковых мероприятий для банка. В их деятельность включено: анализ соответствия новой услуги целям ТНБ; исследование финансовых потребностей банковских клиентов и сегментов рынка; определение уровня спроса на новые услуги и их сопоставление с расходами; анализ соответствия рынка новых услуг существующим службам и персоналу ТНБ; разработка планов маркетинга и принятие решения о необходимости продолжения оказания новых банковских услуг.

В маркетинговых исследованиях особое внимание ТНБ уделяется оценке политического риска, нестабильности экономической и финансовой политики, инвестиционному климату страны, открытости банковского сектора, анализу законодательной базы и либеральности банковского законодательства, уровню конкуренции на банковском рынке страны, особенностям налогообложения. Учитывая эти факторы, транснациональные банки строят свою кредитную политику, нацеленную с одной стороны, на максимальное удовлетворение потребностей клиента в кредитных ресурсах, а с другой, -на получение стабильного дохода.

Изложенные стратегии ТНБ представляют систему взаимосвязанных мер по повышению их конкурентоспособности, обладающую синергетическим эффектом. Их необходимо применять в сочетании друг с другом. К примеру, дифференциация услуг и сегментация рынка основываются на результатах маркетинговых исследований.

Реализация транснациональными банками конкурентных стратегий, бесспорно, будет содействовать ускорению обращения капитала, увеличению масштабов внешней торговли, распространению научно-технических достижений передовой банковской технологии, выравниванию платежных балансов стран, поступлению дополнительных денежных ресурсов в страну.

Методы и тактика реализации стратегий ТНБ представляют значительный интерес для многих банковских организаций. Не исключением является и Россия, что очень важно в условиях ее интеграции в мировое хозяйство и недопущения риска потери российской банковской системой своего «национального суверенитета».

Примечания:

1. Лукашенко Е.А. Транснациональные банки: перспективы развития в России // Современная конкуренция. 2009. № 1. С. 34-54.

2. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике: учеб. пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001. 139 с.

3. Транснациональные банки как основные субъекты международного банковского дела. URL: http://fm-result.ru/bankovskoe-delo4.html (дата обращения: 10.07.2011).

References:

1. Lukashenko E.A. Transnational banks: development prospects in Russia// Modern Competition. No.1. 2009. Р. 34-54.

2. Movsesyan A.G. Transnationalization in world economy: Educational manual. М.: Financial Academy under the Government of the Russian Federation, 2001. 139 рp.

3. Transnational banks as the main subjects of international banking. URL: http://fin-result.ru/bankovskoe-delo4.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.