Научная статья на тему 'Конкурентное рыночное равновесие: статический анализ'

Конкурентное рыночное равновесие: статический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1677
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ РАВНОВЕСИЕ / МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / EXPERIMENTAL ECONOMICS / COMPETITION / COMPETITIVE EQUILIBRIUM / PRICE MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Альберт Леонидович

Конкурентное рыночное равновесие является одним из ключевых положений неоклассической теории конкурентных рынков. Дается обзор экономических экспериментальных исследований, направленных на исследование конкурентного равновесия, на проверку и подтверждение гипотезы, сформулированной в рамках неоклассической теории. Автор представляет обучающий экономический эксперимент, который демонстрирует работу механизма ценообразования, процесс конкуренции между покупателями и продавцами и установления конкурентного рыночного равновесия. Эксперимент имитирует простой механизм торгов, похожий на торги универсальным товаром на товарной бирже. Сбор, систематизация и статистические вычисления на основе полученных экспериментальных данных позволяют сделать прогноз и затем сравнить результаты, полученные в ходе эксперимента, с прогнозными предсказаниями неоклассической модели конкуренции. В эксперименте количество сделок, заключаемых одним участником, не ограничено, но переход к новой сделке возможен только если участник смог оформить сделку на предыдущих условиях. В этом случае целесообразными стано­вятся две цели торгов: максимизация выигрыша при выгодной торговой позиции и минимизация убытков при невыгод­ной торговой позиции. Такие условия торгов больше приближают их к реальным ситуациям биржевой торговли. Эксперимент показал, что вышеназванные изменения в условиях торгов не нарушили общие принципы установления и предсказуемость конкурентного равновесия. На основании данных, полученных в ходе эксперимента, рассчитаны функции спроса и предложения. При этом конкурентное рыночное равновесие эффективно и рынок стремится к его установлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive market equilibrium: static analisis

A competitive market equilibrium is one of the key positions of the neoclassical theory of competitive markets. The article provides an overview of the experimental economic research focused on the study of competitive equilibrium, on verification and confirmation of the hypothesis formulated in neoclassical theory. This paper presents a trading experiment that demonstrates the pricing mechanism, the process of competition between buyers and sellers and the establishment of a competitive market equilibrium. The experiment simulates a simple trading mechanism similar to a universal trading on exchange. Collection, systematization and statistical calculations based on obtained experimental data allow us to make a forecast and then compare the obtained results in the experiment with the forecast predictions of neoclassical competitive model. In the experiment, the number of transactions entered into by a trader, is not limited, but the transition to a new deal is only possible if the participant one was able to make on the previous conditions. In this case, the appropriate trading goals are two: maximization of surplus if the trader is in a better position and minimizing losses if the trader is in a difficult position. Such trading conditions make them as close to the real exchange trading situations. The experiment showed the following results: 1) that the above changes in the trading conditions did not violate the general principles of the establishment and predictability of competitive equilibrium; 2) supply and demand functions was iden­tified based on the data obtained in the experiment; 3) competitive equilibrium is efficient and the market tends to establish it.

Текст научной работы на тему «Конкурентное рыночное равновесие: статический анализ»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 45-51.

УДК 339:339.924

КОНКУРЕНТНОЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ: СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

А.Л.Карпов

Конкурентное рыночное равновесие является одним из ключевых положений неоклассической теории конкурентных рынков. Дается обзор экономических экспериментальных исследований, направленных на исследование конкурентного равновесия, на проверку и подтверждение гипотезы, сформулированной в рамках неоклассической теории.

Автор представляет обучающий экономический эксперимент, который демонстрирует работу механизма ценообразования, процесс конкуренции между покупателями и продавцами и установления конкурентного рыночного равновесия. Эксперимент имитирует простой механизм торгов, похожий на торги универсальным товаром на товарной бирже. Сбор, систематизация и статистические вычисления на основе полученных экспериментальных данных позволяют сделать прогноз и затем сравнить результаты, полученные в ходе эксперимента, с прогнозными предсказаниями неоклассической модели конкуренции.

В эксперименте количество сделок, заключаемых одним участником, не ограничено, но переход к новой сделке возможен только если участник смог оформить сделку на предыдущих условиях. В этом случае целесообразными становятся две цели торгов: максимизация выигрыша при выгодной торговой позиции и минимизация убытков при невыгодной торговой позиции. Такие условия торгов больше приближают их к реальным ситуациям биржевой торговли.

Эксперимент показал, что вышеназванные изменения в условиях торгов не нарушили общие принципы установления и предсказуемость конкурентного равновесия. На основании данных, полученных в ходе эксперимента, рассчитаны функции спроса и предложения. При этом конкурентное рыночное равновесие эффективно и рынок стремится к его установлению.

Ключевые слова: экспериментальная экономика, конкуренция, конкурентное равновесие, механизм ценообразования.

COMPETITIVE MARKET EQUILIBRIUM: STATIC ANALISIS

A.L. Karpov

A competitive market equilibrium is one of the key positions of the neoclassical theory of competitive markets. The article provides an overview of the experimental economic research focused on the study of competitive equilibrium, on verification and confirmation of the hypothesis formulated in neoclassical theory.

This paper presents a trading experiment that demonstrates the pricing mechanism, the process of competition between buyers and sellers and the establishment of a competitive market equilibrium. The experiment simulates a simple trading mechanism similar to a universal trading on exchange. Collection, systematization and statistical calculations based on obtained experimental data allow us to make a forecast and then compare the obtained results in the experiment with the forecast predictions of neoclassical competitive model.

In the experiment, the number of transactions entered into by a trader, is not limited, but the transition to a new deal is only possible if the participant one was able to make on the previous conditions. In this case, the appropriate trading goals are two: maximization of surplus if the trader is in a better position and minimizing losses if the trader is in a difficult position. Such trading conditions make them as close to the real exchange trading situations.

The experiment showed the following results: 1) that the above changes in the trading conditions did not violate the general principles of the establishment and predictability of competitive equilibrium; 2) supply and demand functions was identified based on the data obtained in the experiment; 3) competitive equilibrium is efficient and the market tends to establish it.

Key words: experimental economics, competition, competitive equilibrium, price mechanism.

© А.Л. Карпов, 2016

Введение. Конкурентное рыночное равновесие является одним из ключевых положений неоклассической теории конкурентных рынков. Впервые его сформулировал А. Маршалл и объяснил механизм, который лежит в основе процесса установления равновесия [1]. Он утверждал, что чем больше ценовая рента, которая представляет собой нереализованную прибыль по цене, тем больше стимул и тем быстрее конкурентный механизм рынка должен привести его в состояние равновесия.

Другой представитель неоклассической школы - Л. Вальрас - утверждал, что равновесие должно устанавливаться быстрее, когда есть большой дефицит или избыток предложения на рынке [2]. Кроме того, неоклассическая теория дает представление о том, какие параметры равновесия (цена, объемы продаж, выигрыш покупателя и продавца) должны установиться в результате работы рыночного механизма.

Экспериментальные исследования конкурентного равновесия направлены прежде всего на проверку и подтверждение теоретических гипотез.

Первым исследованием в данном направлении считается работа Э. Чемберлина [3]. Однако результаты этого эксперимента противоречили теоретическим расчетам: цены оказались ниже теоретически обоснованных равновесных цен, а объемы продаж на рынке - выше.

Прорывное исследование в этом направлении было проведено В. Смитом [4]. В ходе своего эксперимента он ставил задачи определить, какое сочетание спроса и предложения наиболее точно приведет к равновесию, а также какие изменения на рынке приведут к установлению нового равновесия. Для реализации первой задачи В. Смит изменял наклон кривых спроса и предложения до горизонтального и вертикального положений и наблюдал за тем, как ценовой механизм поведет рынок в направлении установления конкурентного равновесия. Для реализации второй задачи В. Смит проводил изменения спроса, увеличивал количество сделок и изменял сроки выставления заявок.

Тему конкурентного рыночного равновесия продолжает изучать ряд исследователей, которые предлагают эксперименты, развивают и рассматривают различные аспекты установления или изменения равновесия, организации торгов, анализа информации и проведения расчетов на основе данных, полученных в ходе экспериментов. П. Нельсон предлагает базовый вариант проведения эксперимента, когда каждый участник получает одну личную карточку с ценой на одну торговую сессию [5]. В тече-

ние торговой сессии участник может заключить или не заключить сделку (если для него условия оказались невыгодными). По результатам его экспериментов рынок приходит в равновесие в течение 3-4 торговых сессий. При этом он предлагает имитировать различные типы рынков: рынок труда, фьючерсный рынок, валютный рынок и т. д.

Аналогичные эксперименты предлагают Т. Бергстрём и Дж. Миллер [6], А. О'Салли-ван и С. Шеффрин [7, р. 76-77], Ч. Холт [8], Б. Раффл [9], Г. Матиа [10], Л. Элден [11]. Вариации экспериментов в основном касаются численности участников, временных периодов, объекта торговли или метода организации торгов.

Р. ДеЯнг предлагает для математического доказательства процесса приближения рынка к равновесию вычислять коэффициент рыночной эффективности [12]. Он рассчитывается как фактический прирост выигрыша покупателей и продавцов, деленный на потенциально достижимый выигрыш. Если рассчитать его на основе данных в течение нескольких последовательных торговых раундов, то видно, что со временем рынок приближается к состоянию максимальной эффективности.

Б. Китинг и Дж. Грейс для тех же целей предлагают рассчитывать коэффициент сходимости [13]. Он рассчитывается как стандартное отклонение фактических цен торговли в сутки, деленное на равновесную цену, предсказанную на основе теоретических данных. В ходе последовательных экспериментов коэффициент сходимости постепенно снижается, что показывает процесс установления рынком конкурентного равновесия.

В нашем эксперименте предлагается не ограничивать количество сделок, заключаемых одним участником, при условии, что переход к новой сделке возможен только если участник смог оформить сделку на предыдущих условиях. В этом случае невозможно точно посчитать количество незаключенных сделок, но становится целесообразным заключение сделок с минимизацией убытков. Эти условия торгов больше приближают их к реальным ситуациям биржевой торговли. Предполагается, что эти изменения в условиях торгов не нарушат общие принципы установления и предсказуемость конкурентного равновесия. Кроме того, на основании данных, полученных в ходе эксперимента, будут рассчитаны функции спроса и предложения, а для доказательства эффективности и стремления рынка к установлению конкурентного равновесия будет использоваться расчет частоты цен сделок.

Эксперимент. Цель эксперимента - изучить процесс конкуренции между покупателями и продавцами и установления конкурентного рыночного равновесия (данный эксперимент продолжает серию исследований в области конкуренции и конкурентоспособности [14; 15]). На основе данных, полученных в ходе эксперимента, необходимо построить шкалу и кривые спроса и предложения, вывести функции спроса и предложения.

Также в рамках данного эксперимента ставится несколько учебных задач:

1. Проверить теорию конкурентного равновесия с помощью эксперимента.

2. Познакомить с простым механизмом торгов, похожим на торги универсальным товаром на товарной бирже.

3. Дать общее представление о формировании спроса и предложения на рынке.

4. Собрать и систематизировать экспериментальные данные, а также осуществить базовые статистические вычисления с ними.

5. Сделать прогноз и затем сравнить результаты, полученные в ходе эксперимента, с прогнозными предсказаниями неоклассической модели конкуренции.

В качестве материалов, необходимых для эксперимента, используются карточки, сделан-

Первая торговая сессия проводится прежде всего в целях ознакомления участников с правилами торговли. Каждый участник случайным образом получает по одной карточке с ценой. Для покупателя - это максимальная резервная цена спроса, а для продавца - это минимальная цена предложения.

После того как все участники получили карточки, они могут найти партнера из числа участников другой группы и заключить сделку. Цель сделки - максимизация выигрыша, который рассчитывается по следующему принципу: Выигрыш покупателя = Цена на карточке - Цена сделки;

Выигрыш продавца = Цена сделки - Цена на карточке.

ные отдельно для покупателей и продавцов. На этих карточках отмечены цены от 2 до 10 с шагом в 1. Количество карточек может быть больше числа участников эксперимента в три и более раза. Для базового эксперимента удобнее использовать одинаковое количество карточек с одной ценой (например, по 5 карточек с каждой ценой для покупателей и для продавцов).

Для удобства желательно сделать карточки для покупателей и продавцов на бумаге разного цвета. Это позволит исключить путаницу и возможность заключать сделки между участниками внутри одной группы (между покупателем и покупателем или продавцом и продавцом).

Перед началом эксперимента обсуждаем те понятия и закономерности, которые предполагается получить в ходе эксперимента.

1. По ходу эксперимента проводятся три торговые сессии. Все участники делятся на две равные группы, одна из которых будет выполнять роль продавцов, а вторая - покупателей.

Для всех участников ставится цель максимизировать выигрыш от всех проведенных в ходе эксперимента сделок. Для учета индивидуальных результатов эксперимента можно использовать таблицу, которую заполняет каждый из участников (табл. 1).

Естественно, покупатель стремится купить товар как можно дешевле, а продавец стремится продать как можно дороже. В ходе первого раунда каждому участнику можно заключить только одну сделку в соответствии с той ценой, которую он получил на карточке.

Если два партнера (покупатель и продавец) находят друг друга и договариваются о взаимовыгодной цене, то они должны зарегистрировать сделку. Регистрацией сделки занимается отдельный человек (при большом количестве участников может быть несколько регистраторов). Он фиксирует результаты каждой сделки (цена сделки, цены покупателя и продавца, выигрыш покупателя и продавца) в следующей таблице (табл. 2).

Таблица 1

Индивидуальные результаты участника эксперимента

№ сделки Цена на карточке Цена сделки Выигрыш от сделки

1-я торговая сессия: Покупатель

1 8 5 3

2-я торговая сессия: Покупатель

5 7 5 2

18 4 6 -2

3-я торговая сессия: Продавец

26 6 8 2

34 2 4 2

Итого: 7

Таблица 2

Таблица результатов торгов (фрагмент)

№ сделки Цена сделки Цена Выигрыш

покупателя продавца покупателя продавца

1 5 8 4 3 1

2 6 7 2 1 4

Участники эксперимента, заключившие сделку, отмечают сделку в своей табл. 1 в соответствии с тем номером, который ей присвоен в общем списке регистратором сделок. Это необходимо для последующего контроля, когда необходимо подтвердить полученные результаты. Далее они вносят остальные необходимые данные для расчета индивидуального выигрыша. Карточки сдают ведущему эксперимента.

Кроме ознакомления участников с правилами, первая торговая сессия позволяет сделать также один важный вывод. Убыточные сделки в первом раунде заключать нет смысла, поэтому часть участников так и не сможет найти партнера для сделки. Это значит, что часть товаров, которые продавцы предлагали по высоким с точки зрения рынка ценам, оказалась невостребованной. Например, они имеют издержки выше общественно необходимых, и поэтому их товар не может найти покупателя на рынке. В то же время часть покупателей, которые желали купить по слишком низким ценам, также не смогут заключить сделки. Таким образом, первая торговая сессия показывает механизм конкуренции, с помощью которого рынок исключает неэффективные цены и не позволяет соответствующим покупателям и продавцам найти партнера и заключить сделку. В дальнейшем можно будет показать рыночную позицию этих участников на графике, который строится по результатам эксперимента.

2. Во второй торговой сессии роли участников остаются прежними, но есть отличия от первого раунда в условиях. Первое отличие состоит в том, что теперь можно заключить не одну, а несколько сделок каждому участнику. Количество сделок, которые может заключить отдельный участник, не ограничено, и обычно составляет 1-5 сделок. Оно зависит от мотивации участников и от их личных качеств, таких, например, как коммуникабельность.

Это позволяет наиболее активным игрокам поменять торговую тактику: не стремиться «выжать» из одной сделки максимум выгоды, а сделать больше сделок с маленьким выигрышем, но при этом суммарно получить больший итоговый результат. Сам факт того, что участники интуитивно меняют торговую тактику, уже показателен и может в дальнейшем

по итогам эксперимента стать предметом отдельного обсуждения.

Второе отличие состоит в том, что теперь может быть целесообразно заключать убыточные сделки, так как пока участник не заключит сделку на основе предыдущей карточки, он не может взять новую. Это также меняет тактику торговли, так как теперь кроме исходной задачи максимизации прибыли возникает дополнительная задача минимизации убытков в том случае, когда участник долго не может найти подходящего партнера для заключения сделки.

Ведущий эксперимента должен определить ориентировочное количество сделок, которое необходимо заключить в течение одной торговой сессии. Когда количество зарегистрированных сделок начинает приближаться к плановому, обмен карточек на новые прекращается. Сделки, которые смогли заключить участники с оставшимися карточками, регистрируются, и затем вторая торговая сессия прекращается. Участники считают суммарный выигрыш второго раунда.

3. Ключевое отличие третьей торговой сессии состоит в том, что роли участников меняются: покупатели становятся продавцами и наоборот. Эта смена ролей, во-первых, заставляет участников переключиться на новые цели в результате торговли, во-вторых, выравнивает вероятность успеха у покупателей и продавцов, так как в связи с некоторыми индивидуальными особенностями участники могут быть более эффективными в какой-либо из этих ролей.

Регистрация сделок сквозная на протяжении всего эксперимента и продолжается от того числа, которое было получено во второй торговой сессии. После завершения третьей торговой сессии участники подсчитывают свой выигрыш в течение всего эксперимента. Тот участник, который получил максимальный выигрыш, должен подтвердить свои сделки, сверяя данные своей таблицы расчетов с данными регистратора.

Результаты. Следующий этап эксперимента - это систематизация и группировка полученных данных. Прежде всего интересует количество заявок от покупателей и от продавцов и количество сделок по каждой цене. Данную информацию можно свести в форме табл. 3.

Таблица 3

Сводные данные по результатам торгов

Цена 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Количество заявок покупателей 3 2 6 6 7 10 11 11 20

Количество заявок продавцов 21 10 9 7 8 9 4 6 2

Величина предложения 21 31 40 47 55 64 68 74 76

Величина спроса 76 73 71 65 59 52 42 31 20

Примечание. Данные получены в результате проведения одного из экспериментов.

В строку «Количество заявок покупателей» заносятся данные о том, сколько покупателей, заключивших сделки, получили карточки с соответствующей ценой, т. е. по результатам эксперимента три покупателя имели цену спроса 2, два покупателя - цену спроса 3 и т. д. Аналогично группируем данные по продавцам.

Важно отметить, что здесь не учтены все покупатели, которые получили карточку с ценой спроса 2. Понятно, что цена спроса 2 является очень низкой для данного рынка, и, следовательно, покупатели с такой ценой спроса неохотно заключают сделки и чаще всего в убыток себе. А так как они не заключили сделки, то их нет в зарегистрированных данных. С другой стороны, покупателям с ценой спроса 10 очень выгодно заключать сделки, и они практически всегда находят партнера для сделки. Количество карточек с каждой ценой одинаково, и они выпадают примерно с равной вероятностью. Однако неравномерное распределение заявок по ценам показывает способность купить товар. Ведь спрос показывает не только желание, но и способность купить какой-либо товар по рыночным ценам.

Следующим шагом необходимо вычислить величину спроса и величину предложе-

ния для каждой цены. В этих расчетах необходимо учитывать действие законов спроса и предложения. Закон спроса говорит о том, что чем ниже цена товара, тем больше величина спроса. Покупатель, который готов приобрести товар по цене 10, еще более готов купить его и по любой цене ниже 10, так как в этом случае он не только получит сам товар, но выигрыш в размере разницы между ценой спроса и ценой покупки. Следовательно, в идеальной модели по цене 10 готовы покупать только те покупатели, которые имеют цену спроса 10, а по цене 9 готовы покупать покупатели, которые имеют цены спроса 9-10. Таким образом, величина спроса суммируется по мере убывания цены.

Величина предложения, наоборот, увеличивается по мере увеличения цены: продавцы, которые готовы продать товар по цене 2, еще более готовы продавать его и по любой цене выше 2. Следовательно, суммирование величины спроса идет при увеличении цены предложения.

Полученные данные о величинах спроса и предложения используются для построения графика, который позволяет предсказать равновесную конкурентную цену на рынке (рис.).

Конкурентное равновесие

Экспериментальные данные носят дискретный характер, поэтому первоначально наиболее оптимальным является построение графика спроса и предложения в виде точечного графика. Координаты каждой точки для графика спроса - это величина спроса и цена (например, [2, 76], [3, 73] и т. д.). Аналогично для графика предложения координатами точек являются величина предложения и цена товара.

Далее на основе дискретных данных можно построить кривые спроса и предложения, а также вывести уравнения этих кривых. Обе функции выводятся через уравнение регрессии. На основе данных нашего эксперимента функция спроса выглядит как:

PD = 13,35 - 0,13530.

Функцию предложения можно представить как:

Р5 = -1,359 + 0,13910.

Распределение сдел

Пересечение кривых спроса и предложения приходится на цену 6. Именно эту цену можно считать равновесной конкурентной ценой, которую мы получили на основании прогнозных данных. Большинство сделок будет стремиться к этой цене. И чем больше сделок производится на рынке, тем меньше будет отклонение от этой цены.

Табл. 4 показывает, что большая часть сделок (27) приходится на цену 6. Много сделок (23) также приходится и на цену 5. На остальные цены приходится значительно меньшее количество сделок. Одна сделка была заключена по цене 1, т. е. за пределами ценового диапазона выдаваемых карточек. Цены ниже или выше диапазона случаются в силу того, что одна из сторон была слишком убедительна, или ошибок участников.

Таблица 4

по рыночным ценам

Цена 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Количество сделок 1 2 2 7 23 27 9 2 3 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в т. ч. в 1-й торговой сессии 1 2 2 4 11 10 5 1 3

во 2-й торговой сессии 3 12 17 4 1

Данные таблицы показывают два важных факта. Во-первых, полученные в ходе эксперимента цены сделок имеют нормальное распределение, которое подтверждает тот факт, что цены стремятся к равновесному конкурентному уровню. Наибольшее количество сделок приходится на цены 6 (27 сделок) и 5 (23 сделки). На остальные цены приходится значительно меньшее количество сделок, и это количество убывает по мере удаления от равновесной цены 6. Во-вторых, во второй торговой сессии разброс цен вокруг равновесной конкурентной цены был меньше, чем в первой. Это значит, что покупатели и продавцы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям и все меньше отклоняются от конкурентного равновесия.

В целом эксперимент доказывает, что общие принципы установления конкурентного равновесия, которые описаны в теоретических моделях, подтверждаются эмпирическими данными. В статическом состоянии рыночных условий рыночный механизм и конкуренция направляет цены к предсказуемому уровню конкурентного равновесия. На основании данных, полученных в ходе эксперимента, рассчитаны функции спроса и предложения. Они позволяют вычислить равновесный уровень цены. Поведение покупателей и продавцов доказывает, что конкурентное рыночное равновесие эффективно и рынок стремится к его установлению.

Литература

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М. : Прогресс, 1993. - 594 с.

2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. - М. : Изограф, 2000. - 448 с.

3. Chamberlain E. H. An Experimental Imperfect Market // Journal of Political Economy. -1948. - № 56. - P. 95-108.

4. Smith V. L. Papers in Experimental Economics. - Cambridge : Cambridge University Press, 1991.

5. Nelson P. S., Grimes P. W. Supply and Demand Analysis: Using Markets Created in the Classroom // Journal of Education for Business. -1991. - № 66(6). - P. 370-373.

6. Bergstrom T., Miller J. H. Experiments with Economic Principles. - McGraw Hill, 1997.

7. O'Sullivan A., Sheffrin S. Economics. -Upper Saddle River, NJ : Prentice Hall, 1997.

8. Holt C. A. Classroom Games: Trading in a Pit Market // Journal of Economic Perspectives. -1996. - № 10(1). - P. 193-203.

9. Ruffle B. J. Competitive Equilibrium and Classroom Pit Markets // Journal of Economic Education. - 2003. - № 34(2). - P. 123-137.

10. Mateer G. D. Selling Seats Through An English Auction // Classroom Expernomics. -1997. - № 6 (2). - P. 3-4.

11. Alden L. The Frozen Price Game // The Social Studies. - 2003. - № 94(1). - P. 35-39.

12. DeYoung R. Market Experiment: The Laboratory versus the Classroom // Journal of Economic Education. - 1993. - № 24(4). -P.335-351.

References

1. Marshall, A. (1993), Printsipy ekonomi-cheskoi nauki [Principles of Economics], Moscow: Progress publ., 594 p.

2. Valras, L. (2000), Elementy chistoi poli-ticheskoi ekonomii [Elements of Pure Economics], Moscow: Izograf publ., 448 p.

3. Chamberlain, E.H. (1948), An Experimental Imperfect Market. Journal of Political Economy, No. 56, pp. 95-108.

4. Smith, V.L. (1991), Papers in Experimental Economics, Cambridge University Press.

5. Nelson P.S., Grimes, P.W. (1991), Supply and Demand Analysis: Using Markets Created in the Classroom. Journal of Education for Business, No. 66(6), pp. 370-373.

6. Bergstrom T., Miller J.H. (1997), Experiments with Economic Principles, McGraw Hill.

7. O'Sullivan, A., Sheffrin, S. (1997), Economics, Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.

8. Holt, C.A. (1996), Classroom Games: Trading in a Pit Market. Journal of Economic Perspectives, No. 10 (1), pp. 193-203.

9. Ruffle, B.J. (2003), Competitive Equilibrium and Classroom Pit Markets. Journal of Economic Education, No. 34 (2), pp. 123-137.

Сведения об авторе:

Карпов Альберт Леонидович - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского E-mail: awful74@mail.ru

13. Keating B., Grace J. The Walrasian Simulator // Simulation & Gaming. - 1993. - № 24 (4). - P. 491-499.

14. Карпов А. Л. Экспериментальная экономика: конкурентоспособность, производительность и кривая производственных возможностей // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2014.- № 1. - С. 124-128.

15. Карпов А. Л. Абсолютное и сравнительное конкурентное преимущество в торговых и партнерских отношениях // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2015. - № 2. - С. 10-16.

10. Mateer, G.D. (1997), Selling Seats Through an English Auction. Classroom Exper-nomics, No. 6 (2), pp. 3-4.

11. Alden, L. (2003), The Frozen Price Game. The Social Studies, No. 94 (1), pp. 35-39.

12. DeYoung, R. (1993), Market Experiment: The Laboratory versus the Classroom. Journal of Economic Education, No. 24 (4), pp. 335-351.

13. Keating, B., Grace, J. (1993), The Walrasian Simulator. Simulation & Gaming, No. 24 (4), pp. 491-499.

14. Karpov, A.L. (2014), Eksperimental'naya ekonomika: konkurentosposobnost', proizvodi-tel'nost' i krivaya proizvodstvennykh vozmozh-nostei. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Ekonomika" [Experimental Economics: Competitiveness, Productivity and Production Possibilities Curve. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 1, pp. 124-128.

15. Karpov, A.L. (2015), Absolyutnoe i srav-nitel'noe konkurentnoe preimushchestvo v torgo-vykh i partnerskikh otnosheniyakh. Vestnik Oms-kogo universiteta. Seriya "Ekonomika" [Absolute and Relative Competitive Advantages in Trade Relations and Partnership. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 2, pp. 10-16.

About the author:

Karpov Albert Leonidovich - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of economic theory and entrepreneurship in Dostoevsky Omsk State University E-mail: awful74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29 февраля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.