Научная статья на тему 'Конкурентная разведка как источник информации для целей стратегического управленческого учета и анализа'

Конкурентная разведка как источник информации для целей стратегического управленческого учета и анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / АНАЛИЗ / COMPETITIVE INVESTIGATION / STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрова А.Н., Сахно Ю.С.

В статье рассмотрена конкурентная разведка, как необходимый источник внешней информации стратегического управленческого учета и анализа, используемый в целях повышения эффективности деятельности предприятия, разработки и установления стратегических целей и задач, а так же завоевания наиболее выгодных конкурентных позиций на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE INVESTIGATION AS INFORMATION SOURCE FOR STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING AND THE ANALYSIS

In article competitive investigation as the necessary source of external information of strategic management accounting and the analysis used for increase of efficiency of activity of the enterprise, development and establishment of strategic objectives and tasks, and also gains of the most advantageous competitive positions in the market is considered.

Текст научной работы на тему «Конкурентная разведка как источник информации для целей стратегического управленческого учета и анализа»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

информацию о значимости j-го источника ресурса для получения требуемого результата на /-ом предприятии. В связи

с этим характеристики с\- интерпретируются как оценки стимулирующего развития источников ресурсов [4].

lJ

На базе предлагаемой модели разработана система определения оптимального расположения единиц комбикормовой промышленности поддерживающая процесс принятия решения аналитиками и лицами, отвечающим за развитие бизнеса.

Литература

1. Богомолова И. П., Нечаева С. Н., Василенко И. Н. Управление рисками инновационно-инвестиционной деятельности предприятий комбикормовой промышленности: монография. Воронеж: изд-во «ИСТОКИ», 2009. 172 с.

2. Булгакова И. Н., Богомолова И. П., Пахомов В. Н. Моделирование оптимального расположения бизнесединиц комбикормовой промышленности // Экономика и предпринимательство. - 2011.-№ 3. - С.77-81.

3. Гилл Ф, Мюррей У., Райт М. Практическая оптимизация. М.:Мир, 1985. 317 с.

4. Каплинский А. И., Руссман И.Б., Умывакин В.М. Моделирование и алгоритмизация слабоформализованных задач выбора наилучших вариантов системы . Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 168 с.

5. Набережная А. В. Обзор количественных методов оптимизации размещения объетов бизнеса: сб. ст. X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. Ч. 2. с. 39-42.

References

1. Bogomolova I. P., Nechaeva S. N., Vasilenko I. N. Upravlenie riskami innovacionno-investicionnoj dejatel'nosti predprijatij kombikormovoj promyshlennosti: monografija. Voronezh: izd-vo «ISTOKI», 2009. 172 s.

2. Bulgakova I. N., Bogomolova I. P., Pahomov V. N. Modelirovanie optimal'nogo raspolozhenija biznes-edinic kombikormovoj promyshlennosti // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2011.-№ 3. - S.77-81.

3. Gill F, Mjurrej U., Rajt M. Prakticheskaja optimizacija. M.:Mir, 1985. 317 s.

4. Kaplinskij A. I., Russman I.B., Umyvakin V.M. Modelirovanie i algoritmizacija slabo-formalizovannyh zadach vybora nailuchshih variantov sistemy . Voronezh: Izd-vo VGU, 1991. 168 s.

5. Naberezhnaja A. V. Obzor kolichestvennyh metodov optimizacii razmeshhenija ob’ektov biznesa: sb. st. X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2011. Ch. 2. s. 39-42.

Быстрова А.Н.1, Сахно Ю.С.2

1Кандидат экономических наук, 2кандидат экономических наук,

Тюменский государственный университет

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА

Аннотация

В статье рассмотрена конкурентная разведка, как необходимый источник внешней информации стратегического управленческого учета и анализа, используемый в целях повышения эффективности деятельности предприятия, разработки и установления стратегических целей и задач, а так же завоевания наиболее выгодных конкурентных позиций на рынке.

Ключевые слова: конкурентная разведка, стратегический управленческий учет, анализ.

Bystrova A.N.1, Sakhno Y.S.2

1PhD in Economics, 2PhD in Economics,

Tyumen state university

COMPETITIVE INVESTIGATION AS INFORMATION SOURCE FOR STRATEGIC MANAGEMENT

ACCOUNTING AND THE ANALYSIS

Abstract

In article competitive investigation as the necessary source of external information of strategic management accounting and the analysis used for increase of efficiency of activity of the enterprise, development and establishment of strategic objectives and tasks, and also gains of the most advantageous competitive positions in the market is considered.

Keywords: competitive investigation, strategic management accounting, analysis.

Необходимо отметить, что в условиях перехода к инновационной экономике каждое предприятие неизбежно столкнется с всевозрастающей конкуренцией, особенно со стороны крупного бизнеса, способного вкладывать в развитие инноваций крупные финансовые инвестиции. Особая роль в такой ситуации будет принадлежать данным, получаемым в системе конкурентной разведки, поскольку в дальнейшем данные полученные с ее помощью, могут быть эффективно использованы для целей стратегического управленческого учета и анализа. Особого внимания заслуживает конкурентная разведка как источник внеучетных данных, так как является наиболее эффективной в современных рыночных условиях.

В общем виде конкурентная разведка представляет собой инструмент изучения конкурентной среды, как целенаправленный сбор информации о конкурентах для принятия управленческих решений по стратегии и тактике ведения бизнеса [1].

Цель конкурентной разведки в рамках стратегического управленческого учета и анализа является сбор информации в необходимых аналитических разрезах для принятия управленческих решений, связанных с

19

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

осуществлением хозяйственной деятельности предприятия. С учетом цели конкурентной разведки, как внешнего источника информации стратегического управленческого учета и анализа, можно выделить ряд ее задач:

- накопление и обобщение информации путем составления и представления управленческой отчетности, с целью выработки соответствующих управленческих решений;

- обнаружение подходящих возможностей для разработки и внедрения нового вида деятельности или расширения рынка сбыта;

- установление стратегических целей и задач, для обеспечения максимальной эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Рассмотренные выше задачи конкурентной разведки для целей стратегического управленческого учета и анализа являются основными для развития предприятий в целом и его отдельных центров ответственности, но их достижение представляется возможным только при интеграции в стратегический управленческий учет и анализ конкурентной разведки.

Далее определим методы получения данных конкурентной разведки, необходимых для стратегического управленческого учета и анализа. Разведывательная деятельность ведется в рамках системы ограничений, которые задаются законодательными и нормативными актами. Поэтому выход за пределы «правового поля» превращает разведывательную деятельность в шпионаж. В большинстве случаев шпионаж может квалифицироваться как уголовное преступление, вследствие этого необходимо четко разграничивать понятия разведки (деловой, конкурентной и государственной) и шпионажа [1]. Разведка - самостоятельное (инициативное) получение знаний, достаточных для принятия решений. Бизнес-разведка - разведка, имеющая конечной целью защиту и рост доходов предпринимателей. Конкурентная разведка - частный случай деловой разведки, относящийся только к конкурентам. Шпионаж - методы самостоятельного получения знаний, вызывающие крайне отрицательную реакцию со стороны общества или изучаемого объекта. Экономический шпионаж - кроме промышленных секретов, охватывает макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов. Промышленный шпионаж может быть идентифицирован как нелегальное получение промышленных секретов, уголовно преследуемое деяние, если им пользуются негосударственные структуры, и нормальный вид деятельности уполномоченных государственных структур

Далее представим классификацию методов получения информации с помощью конкурентной разведки [2]. По способу получения необходимого массива информации бывают прямые и косвенные методы. Прямыми называются методы получения непосредственно интересующей информации. Косвенным методом называется способ вычисления интересующего показателя по другим, связанным с ним. Большинство методов конкурентной разведки является косвенными, так как косвенные данные более доступны. По степени доступа к конкуренту выделяют наружное наблюдение и проникновение. Наружное наблюдение производится на расстоянии, без контакта с представителями фирмы-конкурента. Контактные же способы связаны с вторжением на территорию конкурента.

Всю информацию о конкурентах, полученную в рамках стратегического управленческого учета и анализа можно представить по следующим блокам:

1. Первичная и вторичная информация. Под первичной понимается полученные для анализа конкретных сторон деятельности конкурента. Эта информация целенаправленно получена для принятия управленческих решений и не подвергается никакой дополнительной обработки. Вторичная информация о конкурентах предполагает дополнительную обработку полученных сведений в необходимых аналитических разрезах.

2. Внешняя и внутренняя. Внешняя информация - это данные, полученные из внешней по отношению к предприятию среды. К основным источникам ее получения относятся персонал конкурента, интернет, публикации в СМИ, документы в открытом доступе. Внутренняя информация представляет собой информацию, получаемую по данным самого предприятия. Например, к ней относятся производственные возможности, наличие необходимых технологий, материальных, денежных или трудовых ресурсов.

3. Открытая информация, условно открытая, закрытая информация. К открытой информации можно отнести данные о номенклатуре выпускаемой продукции, цене и качественные характеристики анализируемых изделий. Основными источниками получения является, прайс-листы, коммерческие предложения, техническая документация, рекламные материалы. Условно-открытая информация подразумевает данные о финансовом состоянии конкурента, стоимости его активов и обязательств. Источниками получения является данные отчетности, рейтинговые показатели деятельности. Закрытая информация это информация, получаемая по средствам конкурентной разведки, сюда можно отнести уровень применяемых технологий, интенсивность производства, перечень основных поставщиков и покупателей, данные управленческого учета. Основными источниками являются работники конкурирующего предприятия, планы и технологические документы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что экономический кризис, стремительное развитие мирохозяйственных связей, обострение внутренней и международной конкуренции чрезвычайно актуализируют необходимость расширения практического применения современных методов конкурентной разведки в тактическом и стратегическом планах. Что наиболее важно для целей стратегического управленческого учета и анализа, так как именно они призваны обеспечить устранение значительного разрыва между поставленными стратегическими целями предприятия и реальными условиями хозяйствования.

Необходимо отметить, что в условиях перехода к инновационной экономике каждое предприятие неизбежно столкнется с всевозрастающей конкуренцией, особенно со стороны крупного бизнеса, способного вкладывать в развитие хозяйственной деятельности крупные финансовые инвестиции. Поэтому использование в стратегическом управленческом учете и анализе методов получения данных конкурентной разведки является объективной необходимостью, в целях дальнейшего развития различных хозяйствующих субъектов.

20

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

Литература

1. Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. - 480 с.

2. Илышев А.М., Сахно Ю.С. Инновационный анализ как инструмент формирования привлекательного образа компании в маркетинговой и конкурентной среде // Экономический анализ: теория и практика, 2010. - № 27.

References

1. Ilyshev A.M., Ilysheva N.N., Selevich T.S. Strategicheskij konkurentnyj analiz v tranzitivnoj jekonomike Rossii - M.: Finansy i statistika; INFRA-M, 2010. - 480 s.

2. Ilyshev A.M., Sahno Ju.S. Innovacionnyj analiz kak instrument formirovanija privlekatel'nogo obraza kompanii v marketingovoj i konkurentnoj srede // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika, 2010. - № 27.

Верлуп Е.В.

Аспирант,

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Статья выполнена при финансовой поддержке гранта для молодых ученых ОмГУ им. Ф.М. Достоевского ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В данной статье раскрывается роль государственного управления территориальным развитием. Автор также рассматривает зарубежный и отечественный опыт применения методологии бенчмаркинга на уровне государственных структур.

Ключевые слова: бенчмаркинг, государственное управление, маркетинг территорий.

Verlup E.V.

Postgraduate student,

Omsk State University n.a. F.M. Dostoevskiy

FEATURES OF BENCHMARKING IN THE SPHERE OF PUBLIC MANAGEMENT

Abstract

The role of public management of territorial development is revealed in this article. The author also takes under consideration foreign and domestic experience in the application of benchmarking methodology on the state level.

Keywords: benchmarking, public management, place marketing.

Исследование роли государства в масштабах всего мира продемонстрировало огромное значение качества государственного управления для обеспечения общественного благосостояния и развития территорий. Согласно «Отчету о мировом развитии - 1997», подготовленному Всемирным банком, целью развития является не «сильное» или «минималистское» государство - оба подхода доказали на практике свою несостоятельность, - а эффективное государство [1, c. 45]. Современное управление территориями и экономикой регионов основано на концепции активного участия в нем государства не только как регулятора, но и как партнера, катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. При этом важнейшими функциями государства становятся инициирование, активизация и стимулирование отношений между участниками партнерства в социально-экономическом развитии территорий [2, c. 188].

«Современное государство не должно само выполнять все стоящие перед ним задачи, но оно обязано обеспечить выполнение этих задач. Речь идет о новом разделении ответственности между государством и обществом» - отмечает Райнхард К. [3, c. 9].

Необходимость привлечения стейкхолдеров к развитию территорий и принятию совместных управленческих решений поддерживают Панкрухин А.П., Лобанова А.В., Тычинская И.А., Гапоненко А.Л., Беляев В.И., Иванов В.Г., Гладышева Я.С. и прочие сторонники территориального маркетинга. В частности Лобанова А.В. и Тычинская И.А. отмечают, что учет мнений всех сторон позволяет совместными усилиями достигать удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем, нивелируя (или сводя к минимуму) возникающие конфликты интересов каждой из сторон [4, c. 150].

Таким образом, государственное управление выступает неотъемлемым фактором социально-экономического развития территории. Без эффективного государства устойчивое развитие территорий невозможно.

С появлением новых функций у государства возникает необходимость их успешной реализации, что становится возможным благодаря инструментарию маркетинга территорий.

Маркетинг территорий представляет собой рыночный образ мышления резидентов территории как соавторов ее изменений. При этом территории «рассматриваются как квазикорпорации, производящие специфические товары (общественные блага), потребителями которых являются население данных юрисдикций, местный и инорегионоальный бизнес, внешние инвесторы, туристы и потенциальные новые жители, образующие рынки сбыта «территориального товара» [5, c. 85]. Как отмечает Беляев В.И., Дмух И.С., Золотова М.Н., Золотова О.Н. «пока еще рано говорить о наличии строгой методологии маркетинга территорий. Речь пока может идти только об отдельных примерах применения маркетинговых приемов и методов в управлении территориальными образованиями, которые позволяют судить о высокой результативности и эффективности использования маркетинга в управлении территориями» [6, c. 286]. Среди таких инструментов территориального маркетинга на службе государственных структур можно обозначить бенчмаркинг.

Багиев Г.Л. определяет бенчмаркинг как процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом,

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.