Научная статья на тему 'КОНФУЦИАНСВТО И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ'

КОНФУЦИАНСВТО И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МАКСИМА / КИТАЙ / КОНФУЦИАНСТВО / САМОБЫТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / GOVERNANCE / DEVELOPMENT / MAXIMA / CHINA / CONFUCIANISM / IDENTITY / STATEHOOD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Айрапетян Д.А.

В данной статье подробно рассмотрена современная политика Китая, основанная на древних догмах конфуцианской философии. На глубоком политико-экономическом анализе реальных положений в КНР делается обоснованный вывод о том, что великое учение Конфуция оказало огромное влияние на все сферы китайской государственности, и продолжает оказывать, направляя политику страны по пути прогрессивного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFUCIANISM AND CHINA''S MODERN POLITICS

This article describes in detail China's modern policy based on the ancient dogmas of Confucian philosophy. The deep political and economic analysis of the real situation in the PRC makes a reasonable conclusion that the great doctrine of Confucius had a huge impact on all areas of the Chinese state, and continues to provide, guiding the country's policy towards progressive development.

Текст научной работы на тему «КОНФУЦИАНСВТО И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 323.369

Айрапетян Д.А. студент

факультет «Политология» научный руководитель: Давтян М. Г старший преподаватель кафедра «Политологии и этнополитики» Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Россия, г. Ростов - на - Дону КОНФУЦИАНСВТО И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ Аннотация: В данной статье подробно рассмотрена современная политика Китая, основанная на древних догмах конфуцианской философии. На глубоком политико-экономическом анализе реальных положений в КНР делается обоснованный вывод о том, что великое учение Конфуция оказало огромное влияние на все сферы китайской государственности, и продолжает оказывать, направляя политику страны по пути прогрессивного развития.

Ключевые слова: управление, развитие, максима, Китай, конфуцианство, самобытность, государственность.

Ayrapetyan D.A. student, faculty of «political Science» South-Russian Institute of management-branch of the Russian Academy

of national economy and public administration

Russia, Rostov-on - Don Supervisor: Davtyan M. G.

senior lecturer

Department of political Science and ethnic politics» South-Russian Institute of management-branch of the Russian Academy

of national economy and public administration

Russia, Rostov-on - Don CONFUCIANISM AND CHINA'S MODERN POLITICS Abstract: this article describes in detail China's modern policy based on the ancient dogmas of Confucian philosophy. The deep political and economic analysis of the real situation in the PRC makes a reasonable conclusion that the great doctrine of Confucius had a huge impact on all areas of the Chinese state, and continues to provide, guiding the country's policy towards progressive development.

Key words: governance, development, maxima, China, Confucianism, identity, statehood.

Китай - одно из самых древних и величественных государств на планете. Первые государственные образования и знаменитые императорские династии на его территории относятся, примерно, ко 2 - ому тысячелетию до н.э. Так, династии Ся и Шан существовали в 2070 - 1600 гг. до н.э. и с 1600 -1046 гг. до н.э. соответственно.

С древнейших времен Китай является ведущей державой всего Азиатского региона. Именно там были созданы порох, бумага, банкнота, компас, арбалет, а также такое понятие, как диета - лечебное голодание. Китай по праву считается родиной великой самобытной культуры: сложнейшая в мире система иероглифического письма, неповторимая архитектура, сотни шедевров мировой литературы, живописи, театральное искусство, целый базис фундаментальных открытий в области гуманитарных и естественных наук.

С тех давних времен, когда Европа еще находилась в «сумерках» своего развития, Поднебесная уже являлась местом существования воистину великой цивилизации, а также родиной одного из самых знаменитых философов Древнего Мира - Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) - основателя величайшей философской системы Китая и Восточной Азии - конфуцианства. Кун Цю, как его называют китайцы, официально входит в список ста самых известных мыслителей планеты367.

Китай не зря имеет честь называться конфуцианской цивилизацией, ибо конфуцианство в этой стране - воплощает целую национальную идею, мысль и мировоззрение, которые носят сакральный характер и по сей день. Учению Конфуция, даже сейчас, в прогрессивный XXI век, соответствуют и политика, и экономика, и культура китайцев. Иными словами, основой китайского мировосприятия является конфуцианская матрица - основополагающее идейно - мировоззренческое следование, так называемому, «чжун юн» (среднему пути) во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

До XIX века Китай являлся конкурентоспособной, передовой державой и основным культурным центром Восточной Азии. Однако, со временем, он перевоплотился в объект колониализма со стороны Запада и претерпел экономическую и политическую экспансию, превратившись в полуколонию. Но 1 октября 1949 г. во время митинга на площади Тяньаньмэнь в Пекине председатель Центрального Правительственного Совета Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской народной Республики.

Уже в 1980-х гг. был взят курс эффективного экономического и стабильного политического развития, в сочетании с национальными китайскими особенностями, среди которых была приверженность к конфуцианским ценностям.

Стоит упомянуть, что Китай - это не единственное государство, входящее в состав конфуцианской цивилизации. Наряду с КНР, в нее входят Тайвань, Япония, Южная Корея, КНДР, Вьетнам, Сингапур и другие страны

67 См.: Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель поднебесной. М., 2004 г.;

"Экономика и социум" №5(48) 2018 www.iupr.ru

Восточной Азии. Но именно Поднебесная представляет собой сердце конфуцианства, сумев раскрыть потенциал учения Конфуция, демонстрируя невероятные успехи в социально - экономическом развитии независимо от политического устройства. Например, результаты, которые Китай достиг в экспортно - рыночной системе, при своей однопартийности, впечатляют не меньше, чем научно - техническое «чудо» постиндустриальной, многопартийной Японии368.

КНР - это, практически, единственная страна в мире, где долгосрочное планирование и прогнозирование в плане экономики отлично сочетается с развивающимся рынком, образуя смешанную экономическую систему. Здесь в абсолютной гармонии уживается командно - административное планирование в сфере пищевой, текстильной, оборонной и военной промышлености с такими компаниями - гигантами, как Xiaomi Tech (крупнейший поставщик китайских смартфонов), Foxconn (крупнейший в мире контрактный производитель электроники и комплектующих для фирм Apple, Microsoft, Canon), Lenovo (китайская компания, выпускающая персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны).

Тут четко заметно следование, так называемой, максиме Конфуция: «Кто не продумывает далекое, столкнется с неприятностями в ближайшем будущем»369. Конечно, смешанную экономическую систему Китая многие считают странной, некоторые называют ее переходной, несмотря на присущий КНР социализм. Правительство страны прекрасно поняло на примере СССР эпохи Застоя, что чистая плановая экономика не сможет поддерживать конкурентоспособность государства в условиях нынешней мировой торговли, основанной, в первую очередь, на рыночных отношениях. Поэтому Китай дает возможности для развития капиталистических отношений, но в определенных рамках, оставляя значительную часть экономического сектора за государством.

Планирование и прогнозирование, привитое китайцам Конфуцием, отразилось и в стратегической программе превращения Китая в современное информационное государство, состоящей из трех больших временных циклов, в совокупности составляющих 70 лет. Программа носит название «Трехшаговая стратегия развития» (1980 - 2050 гг.) и включает следующие этапы:

1. 1980 - 2010 гг. - в Китае должна была сформироваться эффективная социалистическая рыночная экономическая система, которая подняла бы уровень жизни населения и наделила бы его малым благосостоянием, а также способствовала бы росту внутреннего валового продукта. Данный этап был успешно преодолен. КНР еще в далеком 2007 г. перегнал по объему ВВП Японию, заняв второе место в мире после США, более 300 млн. человек

368 Ю.В. Ирихин, «Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке», научно -образовательное издание «Социально - гуманитарные знания», 2013 г., с. 116 - 134.;

' Конфуций, «Лунь юй», СПб., 2000 г., п. 15 - 12.;

сформировали городской класс, жители деревень получили в аренду на 90 лет участки земли, а также помощь со стороны властей в развитии сельского хозяйства;

2. 2011 - 2030 гг. - этот этап характеризуется в развертывании грандиозной научно - технической революции (НТР), освоении космоса, а также перехода КНР из индустриальной в информационную формацию. На сегодняшний день тенденция увеличения научных открытий в Китае, а также прогрессивное развитие информационных технологий совершенно очевидны;

3. 2031 - 2050 гг. - последний и самый значимый этап в совершенствовании китайской цивилизации, означающий полный переход в информационное общество, полноценное и повсеместное использование продуктов НТР, преодоление и превосходство в экономическом и технологическом развитии прочих высокоразвитых стран (США, Япония, Канада, Франция, Германия и т.д.)

Стоит добавить, что уже в 2016 году, экономика Китая выросла на 6,7%, и по данным The global economy by GDP составляет 14, 84% экономики мира370 (как показано на диаграмме) и с ВВП в 11, 21 трлн. $ США по данным Центра управления финансами371 на 2018 г.

Конфуцианская матрица в генезисе Китая оказывает огромное влияние и на систему государственного управления, в основе которой лежат максимы конфуцианства, постулаты даосизма и традиции легизма. Но конфуцианство

370 https://www.businesslive.co.za/fm/fm-fox/numbers/2017-03-13-the-global-economy-by-gdp/;

371 http://center-yf.ru/data/economy/reyting-mirovyh-ekonomik-v-2018-godu.php;_

главенствует и здесь. Его суть в управлении государством сводится к таким максимам, как стремление к гуманности, справедливости, умеренности и сдержанности, мудрости и обдумыванию решений, просвещению, сохранению самосознания, исполнению долга и настоящему китайскому патриотизму.

По Конфуцию, управляющие верхи, иными словами, политическая элита, должны быть абсолютно совершены и благородны, справедливы и мудры. Они обязаны находиться в подчинении строгим нормам ритуала «ли». «Ли» понимается как чувство долга, верность, гуманное отношение к подчиненным, забота о народе и справедливое наказание. «Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения власти» - гласит максима Конфуция. Сложно поспорить с данной идеей о гармоничных отношениях Правительства и граждан, но во многих странах мира, данное изречение кажется настоящей утопией, но только не в Китае. Китайская система смены элит настолько эффективна, что в стране, практически, не наблюдаются какие - либо митинги, демонстрации, цветные революции и т.д., а управление происходит строго по конфуцианству - народ ценен, им управляют великодушно и милостиво, пытаются обогащать и учить. Однако стоит сказать, что понятие «милостивое управление» мало относится к китайской правовой системе. Правосудие основывается на четком следовании законодательства, достаточно жесткой системе наказаний, вплоть до смертной казни за коррупцию или наркобизнес. Здесь более заметны ноты не конфуцианства, а легизма, основанного на ужесточении законов, равенстве, выдвижении государства как самодовлеющего института.

На основе слияния легизма и конфуцианства, в Китае сформировалась, достаточно, четко слаженная бюрократическая система, которая ускоряет принятие тех или иных решений, работает по принципу жесткой вертикали власти. Она, практически, лишена коррупционной составляющей в виду угрозы смертным приговором.

Конфуцианство во многом предопределяет политику КНР во всех сферах. Китайская философия предполагает, что политика определяется, прежде всего, ценой жизни человека. В трудах Конфуция гуманность и человечность включают различные аспекты политического управления, которое должно быть направленно на поддержание общественной гармонии ненасильственными путями. По - сути, конфуцианство в политике - это своеобразная, уникальная китайская демократия.

Так в дискурсе конфуцианства существует учение об экономике, представленное в трудах Лю Шао, Ли Гоу, которое пропагандирует разумную экономию, недопустимость чрезмерных налогов, рациональное использование ресурсов, а также эксплуатацию государством жизненной энергии самого социума.

У Конфуция есть максимы традиционного управления, к которым

активно прибегает китайское Правительство372:

Цели Способы

Наставление народа Модернизация нравов, наставления в соблюдении мер потребления, посредством конфуцианского образования.

Повелевание народом Четкое соблюдение законов и применение метода наказаний и поощрений.

Управление народом Возможно при верных и честных чиновниках.

Обеспечение народа Создание запасов продовольствия, помощь в сельском хозяйстве и земледелии, взимание налогов не свыше установленной нормы.

Данные максимы обоснованно и прозрачно демонстрируют тот политический успех, которого добился Китай за последние несколько десятков лет.

Как известно, в конфуцианстве существуют самые разные направления. Политологи давно озадачены вопросом совместимости идей демократического развития общества с максимами Конфуция. Знаменитый американский политолог и социолог Сэмюэл Хантингтон считал, что традиционное течение конфуцианства следует считать концепцией авторитаризма, несмотря на все гуманистические принципы учения, так как властвующий аппарат понимался Конфуцием как родитель, который заботится о подданных, а подданные чтят его и любят друг друга как братья373. Однако Хантингтон говорил, что конфуцианство ни в коем случае не санкционирует авторитарный режим374. На этом понимании и Китай, и Япония, и Южная Корея сумели обеспечить граждан достаточной степенью политического участия, большим пакетом прав и индивидуальной свободой, и при этом не нарушили даже в малой степени основы своей самобытности и культуры.

Другой американский политолог и политический экономист Фрэнсис Фукуяма выделяет некоторые сферы общества и государственного устройства, в которых конфуцианство не противоречит демократии. Например: внимание к образованию и просвещению, развитие гражданского и правового общества, роль большой семьи как некоего института гражданского общества, толерантность и открытость государственной политики к инновациям375.

Приверженность к конфуцианству оказывает значительное влияние и на геополитику Китая. Как считает доктор философских наук, профессор РАНХиГС Ирвин Ю.В., отличительной чертой китайской цивилизации, как и ряда других стран Дальневосточного и Азиатского географического ареала, является, с одной стороны, широкое использование достижений НТР и

372 Ю.В. Ирихин, «Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке», научно -образовательное издание «Социально - гуманитарные знания», 2013 г., с. 116 - 134.;

373 https://psyera.ru/idealnoe-gosudarstvo-konfuciya_8258.htm;

374 См.: Huntington S. Democracy's Third Wave // Journal of Democracy, 1991, №2, p.24.;

375 См.: Fucuyama F. Confucianism and Democracy // Journal of Democracy, 1995, vol. 6, №2, p.28.

мирового рынка; с другой стороны - эти процессы осуществляются при определяющей роли традиционных социально - политических и иных институтов.

Юрий Васильевич, в формировании геополитики Китая на основе конфуцианства, отмечает важную роль поддержки государством китайской экспансии экспортных операций, большой объем зарубежных капиталовложений в инвестиции в сфере материального производства в силу открытости экономики. Что немало важно, многими иностранными инвесторами являются этнические китайцы. Такие системы тотального экспорта товаров и услуг, а также мощного инвестирования способствуют общему усилению геополитического влияния, дают возможность диктовать собственные правила не только в мировой экономике, но и на международной политической арене.

Известно, что население Китая на 2018 год составляет 1 млрд. 395 млн. человек. Это объясняется идеей Конфуция о «большой семье», которая и дала толчок к демографическому рывку. Стоит добавить, что с недавних пор в стране снова разрешено иметь больше одного ребенка. Это было сделано по причине того, что по данным Правительства, из - за программы «Одна семья - один ребенок» в стране не родилось, примерно, 400 млн. детей. Традиционно все китайцы - патриоты, даже те, которые живут в других странах и не являются гражданами Китая. Практически во всех государствах Европы, в США, в России, даже в Австралии распространены знаменитые «чайна тауны», где китайцы живут крупными сообществами. Власти КНР прекрасно понимают тот факт, что Китай обладает самым большим на планете человеческим потенциалом. Это дает им возможность незаметно, но очень эффективно манипулировать этническими китайцами за рубежом, пропагандировать свою культуру и ценности.

Несомненно, учение Конфуция оказало мощное влияние на политику, экономику, культуру, право, демографию и прочие сферы жизнедеятельности Китая. Отрицать влияние конфуцианства в современных реалиях Поднебесной бессмысленно. Великий философ предопределил судьбу своей страны, подарив ей правильное сочетание основ существования государственности.

Все выше сказанное говорит нам о том, что конфуцианство в своей диалектической системе ценностей является мощным движком в эволюционировании китайской цивилизации, всегда открытой для различного рода трансформаций, преобразований и модернизаций в угоду вызовам эпохи и времени, но всегда учитывающей национальные особенности и традиции.

Использованные источники:

1. Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель поднебесной. М.: Центрполиграф, 2004 г.;

2. «1 октября 1949 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://eadaily.com/ru/news/2016/10/01/etot-den-v-istorii-1 -oktyabrya-1949-goda-provozglashenie-knr;

3. Ю.В. Ирихин, «Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке» // Социально - гуманитарные знания. 2013 г., с. 116 - 134.;

4. Конфуций, «Лунь юй», СПб., 2000 г., п. 15 - 12.;

5. «The global economy by GDP» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businessHve.co.za/fm/fm-fox/numbers/2017-03-13-the-global-economy-by- gdp/;

6. «Рейтинг мировых экономик» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/reyting-mirovyh-ekonomik-v-2018-godu.php;

7. «Идеальное государство Конфуция» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/idealnoe-gosudarstvo-konfuciya 8258.htm;

8. Huntington S. Democracy's Third Wave // Journal of Democracy, 1991, №2, p.24.;

9. См.: Fucuyama F. Confucianism and Democracy // Journal of Democracy, 1995, vol. 6, №2, p.28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.