Научная статья на тему 'Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке'

Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
935
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / КОНФУЦИАНСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ГЕОПОЛИТИКА / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / COMMUNIST PARTY OF CHINA / ХVIII СЪЕЗД КПК / XVIII CONGRESS OF CPC / CONFUCIAN VALUES AS CULTURAL MATRIX OF CHINA / MODERN POLITICS AND GEOPOLITICS PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье проанализированы конфуцианские ценности как культурные матрицы Китая. Показан генезис, современный потенциал и геополитика КНР. Автор исследует современную модель управления и развития КНР как государства-цивилизации, анализирует ее достижения, проблемы, перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confucian Values, Genesis, Management and Potential of China at the XXI age

The article analyses Confucian values as cultural matrix of China and its contemporary significance.The author researches modern politics and geopolitics of Peoples China. He shows achievements, advantages, problems and perspectives People's Republic of China (PRC).

Текст научной работы на тему «Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке»

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РГГУ, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, академик Академии гуманитарных наук и Академии политической науки РФ

Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке1

"Китай - это цивилизация, которая выдает себя за нацию" (Л. Пай)

"Для Китая главное - это социальная стабильность, развитие и реформа" (Ли Фэнлинь, посол КНР в РФ)

"Конфуцианская этика убеждает, что каждый человек при помощи знания и неустанного старания способен выстроить свою успешную дорогу жизни"

(И. Малевич)

Китай является одним из древнейших и величественных государств мира. Первые государственные образования и династии на его территории относятся к началу 2-го тысячелетия до н.э. Отличительной чертой китайской государственности является высокоразвитая бюрократия2.

Китайцы - авторы многих великих изобретений и достижений. Среди них - компас, бумага, порох, фарфор, книгопечатание, Великая китайская стена, древнейшая и сложнейшая иероглифическая система письма, мировые шедевры литературы и живописи, фундаментальные открытия в сфере гуманитарных и социальных наук.

Китай - родина великого Конфуция (551-479 гг. до н.э.), а конфуцианская цивилизация -воплощение его идеалов и максим. Конфуций официально входит в число ста самых известных мыслителей планеты3. Он - единственный за всю мировую историю человек, чьим именем названа одна из величайших цивилизаций. Вот уже более 2,5 тыс. лет его учение лежит в основе ее культурной и управленческой матрицы. Знание наизусть сборника высказываний Конфуция -"Лунь юй" ("Суждения и Беседы") являлось обязательным требованием китайского классического образования.

До XIX в. Китай был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Со временем он стал проигрывать в экономическом и военном развитии странам Запада и США, стал объектом их колониальной экспансии и превратился в полуколонию. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Избрав в конце 80-х гг. XX в. эффективный курс экономического и стабильного политического развития, Китай начал со временем серьезно конкурировать с ведущими странами мира в области экономики, науки, космоса, обороны и др.

КНР является ведущим государством конфуцианской цивилизации, которая охватывает страны наиболее динамично развивающегося, колоссального по своему природному и человеческому потенциалу, дальневосточного макрорегиона, включающего также Тайвань, Японию, Республику Корею, КНДР, Вьетнам, Сингапур и др. Характерной особенностью этой цивилизации является ее неотрадиционалистская, преимущественно конфуцианская политическая и культурная матрица. Сердце конфуцианской цивилизации - КНР, Республика Китай (Тайвань)4и Республика Корея (Южная Корея).

Страны конфуцианской цивилизации вот уже более трети века демонстрируют значительные успехи в социально-экономическом развитии независимо от специфики политического устройства: достигнутые результаты процесса модернизации в экспортно-рыночной, но однопартийной КНР впечатляют не меньше, чем научно-техническое "чудо" постиндустриальной, многопартийной Японии, сохранившей институт монархии.

* Ирхин Юрий Васильевич, e-mail: irkhine@mail.ru

1 Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2012-2014 гг. (проект 2.1.1).

2 Фукуяма Ф.Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI в. М, 2006, с. 6.

3

Cм.: Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной. М., 2004.

4 Республика Тайвань (пер. с кит.: удобная бухта) как современное государство образовалось в результате поражения в гражданской войне 1946-1950 гг. партии Гоминьдан, которая перебазировалась на этот остров. США и страны Запада изначально поддерживали Тайвань, пытались противопоставить его КНР. Тайвань ранее входил в Совет безопасности ООН, но в 1971 г. это место было передано КНР, которая проводит по отношению к Тайваню политику - "Одна нация, два государственных устройства" - и не признает его суверенитет.

Общей социокультурной основой развития большинства государств Восточной Азии является "замешанная" на конфуцианстве и даосизме система общественных отношений, социальных и политических институтов. Она образует как бы некоторое структурное ядро, которое и определяет социокультурный характер модернизационных сдвигов, задает тон в жизни общества и государства. В результате отлаженный веками мощный конфуцианский социальный генотип срабатывает во многом как бы автоматически. Патриотизм, дух просвещенного патернализма, развитое чувство долга и ответственности, высокая культура труда, организованность и элементы коллективизма, стремление к личному и общественному совершенствованию - все эти и другие элементы конфуцианской морали, этики и управленческой культуры в значительной степени способствовали прогрессу Японии, быстрому экономическому развитию так называемых "малых драконов": Гонконга, Тайваня, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии; выдающимся социально-экономическим достижениям и возвышению Китайской Народной Республики.

В последние десятилетия КНР играет особую роль в Восточной Азии и во всем мировом сообществе, что объясняется ее природным, человеческим, индустриально-технологическим, научным, культурным и военным потенциалом, последовательным курсом руководства страны на социально-экономическую модернизацию и достигнутыми результатами.

КНР - одна из немногих стран в мире, где эффективно осуществляется долгосрочное прогнозирование и планирование, увязанное с соответствующими целями и среднесрочными целями. Творчески учитывается максима Конфуция: "Кто не продумывает далекое, столкнется с неприятностями в ближайшем будущем"1.

Стратегическая программа превращения Китая в современную постиндустриальную державу и формирования постиндустриального общества охватывает период в 70 лет - с конца XX в. и до середины XXI в.! Эта программа называется "трехшаговая" стратегия развития (1980-2050 гг.) и включает, соответственно, три этапа.

В период до 2010 г. в КНР было намечено создать "целостную систему социалистической рыночной экономики" и поднять жизненный уровень всего населения "до уровня малого благосостояния" ("сяокан"). Эти цели были реализованы.

Задачи второго (современного) этапа (2011-2030 гг.) заключаются в осуществлении развернутой научно-технической революции и создания основ информационного общества.

Третий этап (2031-2050 гг.) должен поднять Китай на постиндустриальный уровень и к середине XXI в. "засыпать падь", отделяющую его от высокоразвитых стран в области экономики и техники.

КНР демонстрирует устойчивые и высокие темпы экономического роста, значительные достижения в сфере промышленности, ракетно-космического производства, электроники, культурной и спортивной жизни. Темпы экономического развития КНР за все последние сорок лет были беспрецедентными (в среднем до 9-10% в год). Страна имеет самые большие золотовалютные запасы в мире и самый большой объем иностранных инвестиций. Ежегодно в КНР производится около 300 млн. компьютеров, 1 млрд. мобильных телефонов, 19 млн. автомобилей и т.д. В Китае наибольшее количество пользователей Интернета по сравнению с любой другой страной. В рейтинге ста лучших университетов мира в 2012 г. было 8 китайских (включая Гонгонг и Сингапур). Когда в 2012 г. нобелевскую премию по литературе впервые получил китайский писатель Мо Янь, то, буквально, в течение часа все тиражи его книг ("Страна вина", "Красный гаолян") были полностью раскуплены в стране. КНР стала также ведущей спортивной державой.

В 2003 г. был успешно осуществлен запуск первого китайского космонавта и КНР стала третьей в мире космической державой. В июне 2012 г. первая китайская женщина-космонавт Лю Ян и ее коллеги на космическом корабле Шэньчжоу-9 совершили двухнедельный полет в космос и произвели ручную стыковку двух орбитальных объектов. В 2016 г. планируется высадка китайских космонавтов на Луне, а в 2030 г. - открытие постоянной лунной обитаемой базы КНР.

В соответствии с официальными данными международных организаций (Всемирного Банка, МВФ и др.) Китай к 2007 г. по объему своего внутреннего валового продукта перегнал Японию и вышел по этому показателю на второе место в мире (после США), причем разрыв между ними сокращается. В 2011 г. ВВП США составлял 15,3 трлн. долл., а КНР - 11,4 трл. долл. В 2009-2012 гг. КНР стал опережать США уже не только по темпам экономического развития (соответственно, 9% и 3%), но и по объему прироста ВВП.

Среди других стран конфуцианского ареала по объему ВВП можно выделить Японию - 4-е место в мире после Индии, Южную Корею - 14-е, Тайвань (Республика Китай) - 19-е место в мире и др.

Понятно, что доходы граждан КНР на душу населения, из-за более чем миллиардной его численности, разумеется, на порядки ниже, чем в индустриально развитых странах. Но вот что важно: за последние десятилетия в КНР сформировался значительный городской средний класс, насчитывающий более 300 млн. человек. Кроме того, государство, передав землю в аренду крестьянам на срок до 90 лет и всячески поддерживая сельское хозяйство, создало необходимые

1 Конфуций. Лунь юй. СПб., 2000, п. 15-12.

условия для успешного обеспечения населения страны продовольствием, а легкую промышленность - сырьем.

Общий уровень грамотности в КНР, качество образования и науки в среднем пока уступает наиболее развитым странам, но китайцы все успешнее используют у себя наиболее эффективные и продвинутые мировые технологии в этих и иных сферах 1.

Культурная матрица Китая. В генезисе Китая принципиальную роль играет его культурно-цивилизационная матрица. В ее основе - конфуцианство, даосизм, китаизированный буддизм, традиции легизма, а также своеобразный стиль мышления и менталитет населения.

Суть конфуцианства сводится к следующим максимам: стремлению к гуманности, добродетельности, справедливости, умеренности и "срединности", учтивости, мудрости, искренности, исполнению долга, самосовершенствованию, уважению ритуала и традиций, просвещению, сохранению народа и др.

Максимы Конфуция

"Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека. "Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что такое стыд и будут

вести себя пристойно"._

"Секрет доброго правления: правитель да будет правителем,

подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном"._

"Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным; когда верхи любят честность, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным "._

"Когда богатства распределяются равномерно, то не будет

бедности"._

"Когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен"._

"Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не

будет опасности свержения правителя"._

"Если музыка и ритуал процветают, наказания не применяются надлежащим образом"._

"Если наказания не применяются надлежащим образом,

народ не знает, как себя вести"._

"В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших. Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая эти правила, ты еще будешь иметь досуг, используй

его для учения"._

"Мера наслаждения определяется уровнем воспитания"_

В основу конфуцианства заложен принцип постоянного совершенствования всех его участников по мере взросления, обучения, воспитания и др. Одно поколение (20 лет) следует за другим, три поколения составляют 60-летний цикл, который входит в еще более крупную циклическую систему (300 лет). Идеи постоянного самосовершенствования, осмысления и достижения порядка органично вписаны в традиционный китайский (восточный) циклический календарь (12 лет по пять циклов и/или срок жизни трех поколений) и становятся по сути бесконечными.

В конфуцианской традиции считается, что к 30 годам у человека формируется частный интерес, к 40 - исчезают сомнения (разум дает знание образца, ритуала), к 50 - он узнает волю неба (стандарт наказаний и вознаграждений), к 60 - способен чувствовать естественный ход вещей и к 70 - его желания и желания Неба совпадают в личной воле.

В конфуцианстве особое внимание уделяется принципу добродетели - "дэ". Этот принцип распространяется и на людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными ("цзюнь-цзы" - благородные) и подчинены строгим нормам ритуала - "ли": чувству долга, справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Мудрый, благородный руководитель всегда идет путем ("дао" - путь, служение) выполнения долга и готов к отставке. "Если выдвигать справедливых, устранять несправедливых, народ будет повиноваться". Одна из максим конфуцианской теории управления состоит в требовании "ценить народ": управлять им "великодушно" и "милостиво", пытаться "обогатить" и учить.

Конфуций отмечал значение четкой организации и формализации естественной деятельности с тем, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту. Конфуцианцы (и даосцы) не были против законов и уголовных наказаний, но считали обязательным их опосредование нравственно-этическими нормами и традициями воспитания. Конфуций являлся сторонником концепции "следования среднему пути" ("чжун юн"), предостерегал от увлечения крайностями.

1 Cm.: Kynge J. China Shakes the World: A Titan's Rise and Troubled Future - and the Challenge for America. N-Y., 2006, p. 7-9.

В отличие от конфуцианцев легисты рассматривали государство как самодовлеющий институт, выступали за создание новых жестких законов, перед которыми были бы все равны1. Они полагали, что закон, власть и политическое искусство - три главные составляющие эффективного управления государством.

Со временем в Китае произошло определенное взаимодействие легизма и конфуцианства в управленческой деятельности. С тех пор знание и уважение законов и правил политического управления, также как и норм ритуала, традиционных культурных ценностей считается обязательным для китайских управленцев.

Конфуцианцы полагали, что политика определяется не только качеством применяемых законов и средств управления, но и качествами управленцев и управляемых. Понятие "жэнь" ("гуманность" и "человечность"), которое в доконфуцианский период распространялась в основном на сферу межличностных отношений, в трудах Конфуция стало включать различные аспекты политического управления, направленного на поддержание общественной гармонии ненасильственными методами. Именно Конфуций сформулировал известную этическую максиму: "Владеть собою настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желали бы, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием. Выше этого нет ничего". Эта идея значительно позже была озвучена в трудах многих известных европейских мыслителей (И. Кант, Л. Толстой и др.).

Просветительско-педагогическая доктрина Конфуция основывалась на демократическом принципе равных возможностей: минимальной платы за обучение со стороны неимущих.

В конфуцианстве смысловой центр переносится с божественного осмысления бытия - "Пути неба" на "Путь человека". Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве. Конфуций уподоблял государство гигантской семье: царь ("сын неба") - отец, старшие братья - чиновники, младшие - его работники. "Сяо жэнь" - маленький человек, "Жэнь" - средний человек, потенциально могущий стать по положению и своим качествам как "маленьким человеком", так и выше - "цзянь-цзи".

За добродетели и усердие по конфуцианским нормам полагалась долгая жизнь, здоровье и богатство в этом мире и добрая память поколений. Особое значение придавалось бережливости, которая закреплялась в статусе "благородного человека". В дискурсе конфуцианской культуры было разработано учение "цзин цзи" (об экономике), представленное в трудах Лю Шао (III в.), Ли Гоу (XI в.)2.

Значительное место в нем отводилось обсуждению проблем обогащения государства. В духе принципа "золотой середины" говорилось о необходимости разумной экономии, недопустимости чрезмерных налогов, рационального перераспределения средств в государстве и т.п. Характерно, что понятие "цзин цзи" имеет значение бережливости, экономности в самом высоком смысле как соблюдение меры в потреблении природных ресурсов, продуктов труда и жизненной энергии самого социума и составляющих его людей как единого целого.

Максимы традиционного управления

Цели Способы

Наставление народа Улучшение нравов, выбор и обретение достойных наставников, наставления в соблюдении меры потребления. Средство исправления нравов народа ритуал и конфуцианское образование.

Повелевание народом Строгое соблюдение законов и применение метода наград и наказаний.

Управление народом С помощью верных сановников и достойных чиновников.

Обеспечение народа Создание запасов, поощрение земледелия и "взимание с народа не более установленной нормы".

Этические идеи и нормы конфуцианства представляют теорию управления на основе "человеческих отношений", принципы которой ныне активно внедряются в передовых корпорациях как Запада, так и Востока. Развитие производства, экономное бережное расходование средств, устранение злоупотреблений и забота о работниках - вот его этико-экономическое кредо.

1 Легизм - латинизированное название школы ("фа" - порядок). Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 гг. до н.э., правитель области Шан). Он полагал, что следует укрепить чиновничий аппарат, ввести жесткие нормы, обязательные для всех и навести порядок. См.: Шан Ян. Книга правителя области Шан. М., 1968; и др.

2

См.: Искусство властвовать / Пер. с кит. Г.В. Зиновьева. М., 2001.

Конфуцианство явилось особой разновидностью рационализма. Если в основе протестантского рационализма лежали личностные, патримониальные отношения, то в конфуцианстве - "обряд" справедливости, улучшение нравов, выбор и обретение достойных наставников, наставления в соблюдении меры потребления. Средство исправления нравов народа - ритуал и конфуцианское образование, люди "здравого смысла". Если деятельность пуританина обусловливалась во многом энтузиазмом отдельной личности, то жизнь конфуцианца опосредовалась ритуалом традиции, клановых отношений, долгом, самосовершенствованием. Устойчивость социальных отношений в конфуцианстве, в качестве их обратной стороны, могла выступать тормозом при решении производственных задач, если они не инициировались передовой элитой.

Массовый современный интерес к конфуцианству объясняется двумя базовыми факторами. Во-первых, с ним связывают зримые многообразные социально-экономические и научные достижения государств конфуцианского ареала. Конфуцианство предопределяет принципы художественно-эстетической практики, жизненной рассудительности и здравого смысла, социальных отношений, управления, повиновения долгу и закону. Во-вторых, считается, что нравственный потенциал конфуцианства способен при его реализации в известной степени демпфировать крайности либерализма, индивидуализма, бездуховности и иных пороков; способен содействовать гармонизации общественных отношений как внутри стран, так и в мировой политике.

В конфуцианстве существуют различные направления. Среди ученых и политиков обсуждается вопрос о совместимости идей демократического развития общества с конфуцианством. Одни исследователи (С. Хантингтон и др.) отмечали, что традиционное конфуцианство следует считать скорее авторитарной концепцией, чем демократической, несмотря на его гуманистические принципы и с оговоркой, что оно ни в коем случае не санкционирует авторитарную политическую систему. Так, Япония и Южная Корея сумели обеспечить достаточную степень политического участия и индидивидуальной свободы, не поступившись ни в малой степени своими основополагающими культурными ценностями. В этом же направлении происходит развитие и Тайваня1. По-разному можно понимать также и традиционный конфуцианский акцент на роль согласия и сотрудничества, а не разнообразие мнений и конкуренции.

Другие исследователи (например, Ф. Фукуяма) выделяют те сферы общества, где конфуцианство не противоречит демократическим преобразованиям2. Среди них: традиционная конфуцианская система конкурсных государственных экзаменов для отбора претендентов на должности в госаппарате; введение особой, "контрольной власти" в системе разделения властей; внимание к образованию и просвещению (высокий образовательный уровень является важной основой демократического развития); стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению; роль большой семьи как своеобразного института гражданского общества; значение базовых семейных ценностей семьи и их распространение на все сообщество и управление; определенная толерантность конфуцианства и его открытость к новациям и др.

Конфуцианские принципы сыграли важную роль в формировании китайской экономической стратегии. Среди них: опора на собственные силы и поддержки национальных производителей, развитие разных форм собственности. Можно выделить принцип "срединности", включающий сочетание модернизации с интересами развития китайского общества, "конкурентно-экспортное" вхождение Китая в мировой рынок при защите национальных интересов и культуры, наличие в стране единого центра управления хозяйства и его гибкие отношения соподчинения с региональными субъектами.

Все сказанное выше свидетельствует о богатых возможностях конфуцианства в целом как диалектической системе традиционных принципов развития китайской культуры и цивилизации, которые всегда открыты для многообразных модификаций и трансформаций, в соответствии с очередными вызовами эпохи и времени, но всегда на национальной почве.

В современных условиях конфуцианство может рассматриваться как этическая основа для обоснования развития принципов толерантности в межцивилизационных отношениях глобализирующегося мира. Многие конфуцианские афоризмы и максимы распространены и вне Дальневосточного ареала, широко известны и пользуются популярностью на протяжении многих сотен лет.

Геополитические особенности современного генезиса КНР. Экспортно-ориентированная экономика КНР, активное и эффективное ее участие в международном разделении труда и ресурсов, а также иные факторы пространственно-цивилизационного характера предопределяют особое значение геополитических факторов и аспектов в развитии страны.

Отличительной чертой развития Китая, как и ряда других стран Дальневосточного географического и цивилизационного ареала, является, с одной стороны, широкое использование ими достижений мировой научно-технической революции и всемирного рынка; с другой - эти процессы осуществляются при важной (определяющей) роли традиционных социально-

1 Cm.: Huntington S. Democracy's Third Wave // Journal of Democracy, 1991, № 2, p. 24.

2 Cm.: Fucuyama F. Confucianism and Democracy // Journal of Democracy, 1995, vol. 6, № 2, p. 28.

политических и иных институтов, структур и отношений, менталитета населения. Важную роль играют: регулирующая роль государства, всемерная поддержка им китайской экспансии экспортных операций, дешевая рабочая сила, высокая норма внутренних накоплений. Следует выделить и то, что большая часть значительных зарубежных инвестиций в Китай представлена прямыми капиталовложениями в сферу материального производства. Кроме того, многие инвестиции имеют ярко выраженный этнический характер - представляют вклады этнических китайцев со всего мира. Подобная техногенно-экспортно-традиционалистско-этническая стратегия нацелена как на сохранение устойчивости и управляемости китайского общества в условиях XXI в., так и на постоянное повышение его конкурентоспособных качеств в производстве соответствующих видов товаров и услуг, общем усилении геополитического и/или этнокультурного влияния.

Конфуцианская традиция как бы "окультуривает" и синтезирует современную капиталистическую структуру Востока, сглаживает некоторые свойственные западному капитализму эпохи индустриализма противоречия, проявляющиеся в отчуждении, упадке моральных стандартов, меркантилизме, пренебрежении к духовным началам в пользу материальных и т.д. Ряд ученых полагает, что конфуцианские принципы сегодня играют на Востоке ту же позитивную роль, что в свое время исполняла протестантская этика на Западе.

У китайцев есть некоторые психологические и культурные особенности восприятия картины мира. Они воспринимают время не только линейно, но и циклично. Известно, что китайцы используют шестидесятилетний восточный календарь (12 лет по пять циклов или срок жизни трех поколений по 20 лет). Отсюда - прошлое неизбежно влияет на будущее.

Они также используют на базе, изобретенной ими же десятичной системы исчисления, тринитарную логику ("исключенного третьего"). Некоторые особенности "китайского мышления" состоят в нахождении и привлечении "третьей силы" при явном противоборстве двух сторон. Отсюда то, что не было сказано, может оказаться основным смыслом в китайском ответе, которого как бы нет. Древняя китайская максима гласит: "Кто знает - молчит, а кто не знает - говорит". Важным у китайцев следует считать то, что не высказано.

Принципиальное качество китайского менталитета состоит в том, что китаец обычно всегда и почти всегда остается китайцем ("хань"). Китайцы - это величайший этнический монолит на Земле, где "хань" составляют до 95% населения страны. У них доминирует 2-я группа крови и генетически от большинства кровосмешений других этносов с китайским получается, как правило, китаец. Языковые коды и смыслы китайского языка также очень устойчивы и малодоступны для внешнего (заграничного) мира1.

Вне Родины китайцы также традиционно живут большой семьей, общиной, кланом. Китаец может достичь значительных успехов за рубежом, но он обычно не теряет связи с Родиной и всегда готов для нее сделать все возможное и мечтает вернуться к родным очагам. У многих китайцев подспудно выражено некое чувство природного преимущества по отношению к иностранцам или снисхождения к ним в целом. Китайцы осознают, что они являются одним из древнейших этносов на Планете. Им принадлежит честь многих выдающихся открытий. У них соответствующие исторические представления о роли Китая в мире. Каждый китаец ощущает, что за ним "стоит" еще миллиард этнических братьев.

КНР обладает самым большим человеческим потенциалом на планете в сравнении с другими странами2. Дополнительным человеческим фактором успешного экономического развития КНР является также поддержка ее курса со стороны хуацяо - около 200 млн. выходцев из Китая, этнических китайцев за рубежом. Они проживают в соседних государствах часто крупными общинами (в Малайзии - 25% жителей, в Таиланде - 12%), а также расширяют свое присутствие в форме "чайна таунов" и иных форм этнической кооперации (включая незаконную) во всех регионах мира, включая Россию (особенно в приграничных с Китаем территориях). Хуацяо играют важную роль в аккумуляции финансов и реализации соответствующих бизнес- и иных планов. Среди этнических китайцев - семь лауреатов Нобелевской премии (4 по физике). Для китайца, живущего за рубежом, весьма важно быть похороненным на исторической родине. Китайцы - люди одной "расы, крови и культуры", а интернет-связи только укрепляют их всемирно-этническое взаимодействие.

По своим географическим размерам КНР занимает третье место в мире после России и Канады3.

Самоназвание Китая ("Чжун го") означает "Срединное государство". Это смысловое понятие отражает традицию представлений китайцев о самих себе именно как о центре цивилизованного

1 Общее число иероглифов - носителей кода - более 50 тыс. Их возможности в этом смысле шире, чем знаковые коды

других языков.

2

Численность населения 10 наиболее населенных стран выглядит следующим образом: КНР - 1.380 млн., Индия - 1.165, США - 301, Индонезия - 246, Бразилия - 193, Пакистан - 173, Бангладеш - 157, Нигерия - 146, Россия - 142, Япония - 127 млн. человек.

3 Территория РФ - 17.075 тыс. км2, Канады - 9.976, КНР - 9.596, США - 9.518, Бразилии - 8.511, Австралии - 7.686, Индии - 3.287, Аргентины - 2.766, Казахстана - 2.727.

мира. Даже сама картинка иероглифа "чжун" означает центр, середину и сразу "подтягивает" мысль именно к этому смыслу. Соответственно другие государства в этом смысле находятся как бы по краям от Китая, над которым светит солнце, находящееся в зените. Отсюда: "Страна крайнего Юга" - Вьетнам; "Страна восходящего солнца" - Япония; "Страна заходящей предрассветной Луны"- Монголия и др. Еще дальше от "Чжун го" находятся страны Европы и Америки.

Со времен Конфуция китайская империя носит название Поднебесной; днем она находится под солнцем, ночью - яркой Полярной звездой - точкой схода мирового круговорота и небесным знаком державной власти. Многие города и здания в Китае сориентированы по линии именно с Юга на Север. И, прежде всего, родовая усадьба-мемориал Конфуция - "Учителя "Поднебесного мира" - в котором основные постройки располагаются одна за другой вдоль центральной оси храмового комплекса в направлении с юга на север. И чем дальше на север, тем величественнее здания и выше местность, хотя здания имеют одинаковую высоту - ведь небо повсюду одинаково удалено от Земли. Точно также спроектирован и Императорский ансамбль - Дворец Гугун в Пекине (около 10 тыс. помещений), в котором на протяжении 500 лет жили и царствовали китайские императоры. Императорский дворец считался абсолютным поднебесным центром. Рассматриваемая традиция не могла не запечатлеться в памяти поколений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В определенные исторические периоды влияние Китайской империи и ее границы были достаточно обширными. В современных условиях КНР в целом придерживается своих международно-признанных границ. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в научном и официальном дискурсах КНР используются три ее понимания как политико-географического объекта: собственно территория КНР (без Тайваня); Большой Китай" как государство (включая Тайвань, Пескадорские о-ва, ова Цзиньмэнь и Мацзу); "Большой Китай" как "большая китайская цивилизация" - весь китайский цивилизационный ареал, включая многочисленные китайские диаспоры по всему миру и вытекающие понятия: "экономико-культурная сфера большого Китая", "экономическая сфера большого Китая" и др 1.

В 1995 г. военный отряд КНР захватил Парасельские острова (ранее были у Вьетнама), а затем один из островов Спратли (ранее - у Филиппин). В результате площадь китайских морских владений в этом регионе многократно увеличилась. В 2012 г. КНР предъявила претензии к Японии по поводу пяти взятых под ее контроль островов Сенкаку (на кит. - Дяоюйдао), где были найдены большие залежи газа. Эта позиция КНР была поддержана Тайванем.

КНР имеет современную систему ракетных вооружений различных модификаций и видов дальности. Среди них: 4 тыс. ядерных боеголовок, 400 межконтинентальных баллистических ракет DF-5 (SS-18) дальностью до 8 тыс. км, более 60 подводных лодок, включая атомные и др. Ядерные бомбы Пакистана и его ракеты среднего радиуса действия созданы также при поддержке Китая. КНР имеет самую многочисленную армию в мире.

Современный Китай руководствуется стратегической программой развития Китая до 2020 г. (принята XVII съездом КПК в 2007 г.), которая выстроена на основе двух концепций, представленных Председателем КНР Ху Цзиньтао - "научного развития" и "социальной гармонии". Согласно первой концепции экономика КНР должна отойти от сложившейся в 90-е гг. XX в. модели роста за счет экспорта дешевых товаров и сконцентрироваться на разработке собственных передовых технологий. Другим источником роста должно стать увеличение внутреннего потребления. Наконец, важными задачами объявлено укрепление рынка, реформа госпредприятий и постепенный демонтаж государственных монополий. В итоге к 2020 г. Китай должен увеличить ВВП в четыре раза по сравнению с 2000 г.

4-я модернизация Китая (после аграрной, индустриальной и военной) - это эффективное использование достижений НТР, научно-техническая и технологическая постиндустриальная модернизация. Характерно, что обучение и особенно повышение квалификации ученых и управленцев обычно ведется за рубежом в ведущих мировых центрах. С 1996 г. управленческий персонал науки и наукоёмких производств набирается только по конкурсу. На науку выделяется до 10% бюджета - это один из самых высоких в мире показателей.

Курс на "социальную гармонию" призван уберечь Китай от общественных потрясений вроде "цветных революций". Дело в том, что реформы в КНР в основном коснулись горожан и жителей восточных приморских провинций, в то время как почти 800-миллионное китайское крестьянство во многом так и не вкусило плодов преобразований. Выход руководство КНР видит в создании среднего класса, для чего государство усилит поддержку малого бизнеса, а также увеличит финансирование бюджетников2.

Усовершенствование современной социально-экономической "китайской модели" предполагает проведение комплекса мероприятий. Среди них:

1 См.: Тимофеев О.А. Эволюция концепции государственного суверенитета в Китае / Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2012, №2, с. 115-116.

2

См.: КондрашоваЛ.И. Прогнозы экономического развития Китая // Научный эксперт, 2012, № 7, с. 101.

- повышение качества действующих институтов в плане государственно-частного партнерства, сохранение ядра крупных государственных корпораций и регулирование рыночных отношений;

- сглаживание диспропорций между городом и деревней, различными регионами и социальными прослойками;

- повышение оплаты труда и расширение внутреннего рынка, улучшение качества рабочей силы, создание действенной системы материального стимулирования.

- создание системы социального обеспечения с участием государства, коллективов предприятий и самих работников, с выравниванием прав жителей города и деревни и сельских мигрантов (категория «и крестьяне, и рабочие»);

- усиление охраны и восстановления природной среды.

В политической сфере отмечается необходимость укрепления государственных институтов управления, дальнейшего расширения прав на местах, особенно в финансовой сфере при сохранении ведущей роли КПК.

Принципиально важным остается сохранение благоприятной международной обстановки и отсутствие крупных катаклизмов, которые могли бы помешать выполнению поставленных целей; дальнейшее поступательное развитие Китая высокими устойчивыми темпами; поддержание высокой нормы накопления и иностранных инвестиций; акцент на интенсификацию производства и существенное повышение суммарного фактора производительности труда.

XVIII съезд КПК (ноябрь 2012 г.) избрал новое, пятое, поколение руководителей страны во главе с Си Цзиньпином1. Прежнее поколение во главе с Ху Цзиньтао традиционно подготовило естественное для КНР обновление руководства. Он по традиции остается некоторое время Председателем КНР.

В решениях съезда поставлены задачи: удвоение ВВП к 2020 г., строительство "среднезажиточного общества", осуществление "социалистической модернизации" c китайской спецификой. Следуя принципу тройного представительства, партия должна постоянно представлять интересы передовых производительных сил Китая; прогрессивное направление передовой китайской культуры; коренные интересы самых широких слоев китайского народа. В качестве долгосрочной цели планируется к 100-летию КНР (т. е. к 2049 г.) превратить Китай в "богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство".

В свое время президент США Р. Рейган заметил, что "Америка никогда не уступит ни одной стране мира первенство в информационных, военных и банковских технологиях, ибо потеря даже одного из этих приоритетов "технологической безопасности" аналогична проигрышу войне". По первым двум направлениям КНР уже начала конкурировать с США, а в 2015 г. предполагает сделать юань конвертируемой валютой. Будущее покажет, сможет ли конфуцианская цивилизация должным образом ответить на вызовы XXI в.

Ирхин Ю.В. Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке. В статье проанализированы конфуцианские ценности как культурные матрицы Китая. Показан генезис, современный потенциал и геополитика КНР. Автор исследует современную модель управления и развития КНР как государства-цивилизации, анализирует ее достижения, проблемы, перспективы.

Ключевые понятия: ценности, конфуцианство, управление, потенциал, геополитика, Коммунистическая партия Китая, XVIII съезд КПК.

Irhin Y.V. Confucian Values, Genesis, Management and Potential of China at the XXI age. The article analyses Confucian values as cultural matrix of China and its contemporary significance.The author researches modern politics and geopolitics of Peoples China. He shows achievements, advantages, problems and perspectives People's Republic of China (PRC).

Key words: confucian values as cultural matrix of China, governance, potential, modern politics and geopolitics People's Republic of China, Communist Party of China, XVIII congress of CPC.

1 Генеральный секретарь КПК и Председатель ЦВС Си Цзиньпин родился в 1953 г., закончил престижный пекинский университет Циньхуа (химик-технолог), имеет степень доктора по юриспруденции, был вице-мэром г. Сямэнь в свободной экономической зоне (недалеко от Тайваня), и.о. губернатора провинции Фузцянь, секретарем Шанхайского горкома КПК, затем стал членом высших партийных органов, с 2008 г. - зам. Председателя народного правительства КНР. Его избрание было ожидаемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.